ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
В. В. РОЩУПКИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»
E-mail: [email protected] Северо-Кавказский государственный технический университет
Последовательное преобразование налоговой системы на принципах снижения налогового бремени, стимулирования развития производства, а также отказа государства от практики перманентного изменения налогового законодательства - одно из важнейшихусловий формирования благоприятного инвестиционного климата, восстановления и повышения активности предприятий реального сектора экономики, наращивания их налогового потенциала. Рассматривать проблему оценки налогового потенциала региона необходимо комплексно - анализируя не только характеристики баз налогообложения, но и динамику задолженности в бюджеты всехуровней,учитывая при этом величину недоимки по видам налогов, а также процент выполнения бюджетных назначений.
Ключевые слова: налоги, ресурсы, налоговый потенциал, налоговая политика.
Развитие региона предполагает получение максимального экономического эффекта от имеющегося экономического пространства при одновременном удовлетворении социально-экономических потребностей населения. Устойчивость экономического развития региона определяется как динамический процесс, направленный на стабильное накопление и увеличение потенциала регионального развития за счет эффективного управления производственными, финансовыми, социальными, природными, трудовыми, управленческими ресурсами с учетом факторов риска и неопределенности.
На сегодняшний день устойчивое экономическое развитие региона в большей мере определяется эффективностью финансово-кредитных отношений и во многом обусловлено финансовой стабильностью и обеспеченностью субъектов регионального воспроизводства. Поэтому главное место в системе исследования устойчивого экономического развития региона занимают формирование и оценка его бюджетно-налогового потенциала.
Мотивация налоговых отношений базируется на теоретическом исследовании с позиции взаимодействия: стоимости создаваемых материальных благ как суммы стоимости потребленных средств производства; выплаченной заработной платы; прибыли; вновь созданной стоимости, которую затрагивает налогообложение, поскольку она представляет собой валовой национальный доход. Под мотивацией налоговых отношений понимается первопричина, вызывающая формирование структуры налоговых отношений и определяющая направленность их построения в рамках объективных характеристик налоговой системы и налоговой политики.
Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства. Нормы налогового права позволяют организовать рациональную систему налогообложения в государстве, реализовать ее при помощи налогового администрирования, т. е. наладить в государстве эффективный налоговый механизм. Эффективность использования налогового механизма зависит от того, как государство учитывает внутреннюю сущность налогов, законы ихдвижения, противоречивость.
Особенности формирования налогового потенциала и механизм его эффективного использования на современном этапе проявляются в содержании межбюджетных отношений, действующей системе налоговых инструментов и состоянии бюджетно-налогового законодательства. Действующее бюджетно-налоговое законодательство и сложившаяся система межбюджетных отношений в значительной мере ограничивают возможности региона при установлении показателей доходной базы регионального бюджета и предопределяют направленность региональной бюджетной политики.
В отличие от ресурсов, потенциал, кроме материальных и нематериальных средств, включает способности работника, коллектива организации, территории, общества в целом к выявлению, преобразованию и эффективному их использованию. В качестве источников потенциала следует рассматривать, помимо прочих, финансовые средства населения, включая текущие денежные доходы и осуществленные в той или иной форме накопления; заемные средства территорий.
Экономическая сущность налогового потенциала региона определяется совокупностью четырех аспектов:
1) налоговый потенциал как способность региона использовать ресурсную базу для обеспечения бюджетно-налоговых поступлений, выполнения социальных задач и обеспечения устойчивости регионального развития;
2) налоговый потенциал как совокупность имеющихся на территории налоговых ресурсов, необходимых для поддержания устойчивости экономической деятельности региона;
3) налоговый потенциал как результат экономических отношений региона;
4) налоговый потенциал как резерв, возможный к использованию для защиты регионального развития от воздействия факторов риска и неопределенности.
Нормы Бюджетного кодекса РФ, определяющие состав и источники доходов бюджетов, могут быть положены в основу определения границ бюджетного и налогового потенциалов территорий. Уточненный подход к трактовке категории финансового потенциала состоит в том, что данный элемент планово-прогнозных расчетов рассматривается как совокупность бюджетного потенциала, денежных и иных ресурсов населения, потенциала реального и финансового секторов экономики, потенциала роста (снижения) финансовых ресурсов территории. Бюджетный и налоговый потенциалы различаются на величину неналоговых поступлений в звенья бюджетной системы. Поскольку все величины отражают потенциальные доходы, при их оценке следует учитывать параметры неиспользуемых резервов, неучтенных поступлений и потерь в результате влияния различных рискообразующих факторов.
Систематизировать показатели налогового потенциала следует по основным критериальным характеристикам самого потенциала. Исходя из посылки зависимости: экономический потенциал ^ финансовый потенциал ^ налоговый потенциал, исходя из категориальности самих налогов, — следу-
ет рассматривать налоговый потенциал как сложно подчиненную систему входящих в нее элементов — подпотенциалов. Каждый из элементов — тоже является самостоятельным потенциалом, раскрывающим одну важнейшую сторону (характеристику) налогового потенциала. По способу адаптации каждый из элементов действует как самонастраивающаяся система, приводящая во взаимодействие структурные элементы с внешней средой. При построении модели налогового потенциала мы отталкивались от предпосылки, что определяющими признаками потенциала и его элементов должны быть: признаки ресурсов, от которых формируются налоговые базы, и функции управления [3].
Каждый из системных элементов потенциала включает системы статистических, экономических, налоговых и бухгалтерских показателей. Система сбора и обработки таких показателей не является единой, поскольку к ней причастны различные органы управления, например органы государственной статистики, министерства и ведомства. Кроме того, большая часть информации формируется на основе отчетности налоговых органов, которые сводятся по иерархической последовательности от низового звена к высшему. Следует также иметь в виду ту часть показателей, которые определяются расчетным путем на основе комбинированных систем показателей. В этой связи определяют такую структуру информационной модели налогового потенциала, в которой показатели были бы не просто объединены в разделы, а представлены по системным группам, позволяющим отразить влияющие на них внешние и внутренние факторы. Так, например, в Налоговом паспорте не видно зависимости налоговой нагрузки субъекта от налогового бремени, рассчитанного от валового регионального продукта (ВРП); не отражены риски, под влиянием которых могут произойти существенные изменения налоговой базы того или иного налога и, соответственно, поставлено под угрозу формирование доходной части бюджетов разных уровней. От объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по всем видам экономической деятельности, обеспеченных материальными, трудовыми, информационными и управленческими ресурсами, в прямой зависимости находятся формирование налоговых баз каждого налогоплательщика. Функции управления, осуществляемые хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками), с одной стороны, и налоговыми органами, с другой, — определяют фактическое состояние социально-экономического потенциала в части формирования совокупной налоговой базы [4].
Формирование целевого базиса регионального развития
Способность к самофинансированию региона определяет уровень бюджетной обеспеченности, а именно, его способность производить максимальный объем собственных доходов для полноценного финансирования собственных расходов. Бюджетный потенциал следует разделять на совокупный, реальный и наращенный и поэтапно определять в процессе формирования собственной ресурсной базы территории. Рассмотрим алгоритм определения регионального бюджетного потенциала.
Формирование налоговой базы региона, основой которой является объективное определение налогового потенциала региона, не может успешно прогнозироваться и развиваться по приближенным сценариям; этот процесс должен соответствовать экономическим и социальным условиям, а также потребностям развития производственной базы региона. Налоговый потенциал региона формируется на основе налоговых баз применяемых на территории региона налогов. При этом следует различать поступления налогов по уровням бюджетной системы РФ: федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации, местный бюджет.
В контексте оценки доходов субъекта Федерации необходимо учитывать двухсторонние финансовые потоки: из федерального бюджета в регион и обратно. Несмотря на то, что финансовая помощь, согласно Бюджетному кодексу, относится к собственным доходам бюджета, расчет обеспеченности региона доходами целесообразно производить без ее учета, что позволит выявить наличие реальных ресурсов для самофинансирования. Исследование показывает, что в настоящее
время в развитии бюджетных отношений назрела проблема недостатка собственных доходов, что приводит к исчезновению критерия самостоятельности бюджетов, а также повышает уровень их зависимости от вышестоящих бюджетов и не способствует решению задачи сокращения дотационное™ регионов, формирующейся в результате неэффективного перераспределения региональных и федеральных ресурсов.
Используя подходы комплексного планирования социально-экономического развития региона, концепция формирования налогового потенциала представляется в виде замкнутого контура (см. рисунок) и включает четыре группы факторов:
Оценка потенциальных налоговых возможностей региона
Анализ внешней Определение критериев и Прогнозное
среды региона ограничении уровня планирование
социально-экономического региональных затрат
развития региона
Диагностика финансово-экономических показателей развития региона
i
Приоритетные проблемы регионального развития
Внешние поступления финансовых ресурсов
Определение
механизмов
извлечения
региональной
задолженности
Анализ ресурсного потенциала региона
Система финансовых обязательств региона
Обязательные платежи региона
Формирование реального налогового потенциала региона
Собственные налоговые ресурсы и возможности
Формирование скрытого налогового потенциала региона
1
Выявление факторов риска, снижающих уровень регионального развития
Бюджетно-налоговые резервы региона
Определение рисковой стоимости элементов налогового потенциала при реализации приоритетных направлений развития
Оценка рисковых ресурсных потерь для обеспечения экономического развития региона
Оценка реальных бюджетно-налоговых возможностей региона
Оценка полноты
использования
налоговых
возможностей для
покрытия
региональных
обязательств
Мониторинг налогового потенциала региона
Выявление дефицита налоговых ресурсов региона
Структура формирования налоговых возможностей региона [1]
1) комплексный анализ внутренних и внешних факторов социально-экономического развития региона, а также ресурсной обеспеченности и затратности функционирования;
2) сбалансированность ресурсов и затратреги-она с выделением конечного результата его реального и скрытого налогового потенциала;
3) прогноз изменения элементов налогового потенциала региона в результате воздействия факторов риска;
4) контроль и корректировка налогового потенциала и его элементов в рамках системы мониторинга экономического развития территории.
На каждый из элементов налогового потенциала воздействуют факторы, обусловленные развитием экономической системы, к которым мы отнесли: социально-экономический, политический, производственно-коммерческий, финансовый и человеческий. Факторы сложно изложить в рамках строгих границ, поскольку влияние каждого из них друг на друга обусловлено средой (экономической, политической, социальной и т. д.). Оценка налогового потенциала важна для определения возможности развития экономической системы. Поэтому налоговый потенциал — не просто научная категория, а система информации для регулирования развития экономики в государстве и его территориях (регионах).
На величину налогового потенциала территории оказывает влияние множество факторов, как объективных, так и субъективных. К первым относятся действующее налоговое законодательство, уровень развития экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика действующих цен, объем и структура экспорта и импорта и т.д. Субъективными факторами считаются состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот и отсрочек и др.
Концепция рассмотрения налогового потенциала как максимальной суммы налогов, которая может быть собрана в регионе без разрушения ее производительного потенциала, на наш взгляд, оправдана, поскольку стремление собрать как можно больше налогов может привести к экономическому дисбалансу в регионе. В то же время следует помнить, что наполняемость регионального бюджета в большей части зависит от хозяйствующих субъектов региона, которые являются основными налогоплательщиками. Постоянное наращивание налоговой нагрузки может негативно сказаться на экономической активности последних. На основании сказанного можно сделать вывод о том, что
в контексте этой концепции необходимо говорить об оптимальности налогообложения.
Без точной оценки налогового потенциала нереальна разработка органами власти проектов бюджетов различных уровней на предстоящий период, поскольку она играет важную роль в совершенствовании процесса планирования бюджетных доходов.
Для каждого региона оценка потенциала включает определение всех статей доходов местного бюджета, построение единой классификации статей доходов разных регионов, определение состава стандартной (нормативной) налоговой базы и репрезентативной (средней) ставки налогообложения, а также расчет налогового потенциала региона.
В условиях России, когда основными налоговыми источниками доходов региональных бюджетов служат отчисления от федеральных налогов, а базы значительной части остальных налогов определяются преимущественно федеральными законами, применение данного метода не будет трудоемким. При этом необходимо только решить вопрос выбора налоговых баз (количество видов налоговых поступлений), включаемых в расчеты потенциально налогооблагаемых ресурсов регионов. Учитывая различную значимость налогов для бюджетной системы Российской Федерации, считаем целесообразным ограничиться налогами на прибыль, на добавочную стоимость на доходы физических лиц, налогом на имущество предприятий и акцизами.
Проведенные изыскания дают возможность охарактеризовать налоговый потенциал как вероятный объем налоговых поступлений на ближайшую перспективу с учетом корректировки по каждому виду налогов и сборов. При этом стоит четко определить налоговую базу, а именно способность налоговых баз воспроизводить налоговые поступления, а также оценить налоговую нагрузку в регионе.
Общетеоретические подходы к характеристике налогового потенциала позволяют выявить его основную особенность — способность выявления будущих налоговых доходов бюджетов различных уровней. Значение налогового потенциала как экономической категории определяется в качестве важнейшего инструмента при разработке бюджетной политики. Для региональных властей налоговый потенциал может послужить ориентиром при составлении проектов бюджетов на следующий период и анализе эффективности использования налоговых ресурсов региона в прошедшем периоде.
Методологические подходы к оценке налогового потенциала региона позволяют разными способами найти возможные налоговые доходы рассматриваемой территории и выявить общие закономерности и тенденции их роста. В этой связи особую значимость приобретает вопрос, касающийся анализа основных факторов, определяющих динамику налогового потенциала и поступлений налогов в бюджетную систему. Большое значение имеет информационная база обеспечения своевременного и качественного налогового планирования, соответственно, исключительно важна методика оценивания налогового потенциала в рамках налогового регулирования.
Алгоритм оценки налогового потенциала требует существенной корректировки путем оптимизации общеэкономических параметров, выбор которых должен определяться целями, стоящими на определенной стадии налогового расчета, временными рамками, конкретными видами налога.
Следует подчеркнуть, что информация, применяемая для оценки налогового потенциала региона, должна отвечать следующим требованиям:
• точность и достоверность;
• учет максимального числа факторов, влияющих на финансовое состояние региона;
• возможность использования для каждого субъекта Федерации.
Для анализа налоговой базы субъектов Российской Федерации и оценки их налогового потенциала используется система показателей, определяющих тенденции развития макроэкономической ситуации в регионе, а также воздействие отраслевых и региональных факторов и сложившейся структуры финансовых потоков, влияющих на состояние налоговой базы и перспективу ее развития, что является достаточно трудоемким и длительным процессом, но, тем не менее, не исключает получения укрупненных результатов. При этом в расчет налоговой базы, в первую очередь, включаются факторы, оказывающие ключевое влияние на ее формирование. Однако представить налоговую базу в качестве реального экономического показателя по совокупности налогов невозможно, так как объекты налогообложения по отдельным налогам имеют разные характеристики. Поэтому реальное содержание и статистически возможное выражение имеет показатель налогового потенциала, представляющий собой, как было отмечено ранее, максимально возможную сумму начислений налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства.
Анализ проблемы поиска оптимальной методики оценки налогового потенциала субъекта Федерации позволил утверждать, что ее следует проводить суммированием полученных результатов по каждому виду налогов.
Центральное место в системе ресурсообеспе-чения территории занимает налоговый потенциал. Под бюджетно-налоговым потенциалом понимается совокупность потенциалов всех возможных в данном регионе налоговых доходов бюджета, что раскрывает свойство его аддитивности.
Суммарный потенциал выполнения налоговых обязательств за исследуемый период Р (НП) рекомендуется определять по формуле:
Р( НП) (Р( Налог )Рналог (НП),), 1=1
где Р {Налог). — доля /-го налога в общей структуре поступлений за исследуемый период;
п — количество налогов в расчете налогового потенциала;
Р (НП) — потенциал выполнения налого-
налог х ' 1
вых обязательств по /-му налогу за исследуемый период.
Следовательно, совокупный налоговый потенциал региона за исследуемый период составит:
СНП = Р(НП)НО, где НО — налоговые обязательства региона за исследуемый период, млн руб.
При этом бюджетно-налоговый потенциал, являясь производной от налогового потенциала, определяется путем сложения налоговых и неналоговых поступлений в бюджетную систему страны. С учетом свойства аддитивности бюджетно-налогового потенциала (БНП) обоснована формула его расчета:
п т
БНП = ^ £ Рнал (НП) НО + X (-^ненал НнО,), ¿=1 } =1 где Рнал (НП) — совокупный потенциал выполнения налоговых обязательств за исследуемый период;
НО — налоговые обязательства региона за исследуемый период, млн руб.;
Р — потенциал выполнения неналоговых
ненал
обязательств;
НиО. — сумма неналоговых доходов, полученная по /-источникудоходов, млн руб.
При определении налогового потенциала представленными методами исходной составляющей является налоговая база. Предпосылкой для объективного расчета налоговой базы и налогового потенциала служит формирование системы показателей, определяющих развитие макроэкономи-
ческой ситуации в регионе, а также воздействие отраслевых факторов и сложившейся структуры финансовых потоков, влияющих на состояние налоговой базы и перспективу ее развития.
При этом в расчет налоговой базы, в первую очередь, включаются показатели, влияющие на ее формирование, такие как:
• место в общей системе народного хозяйства;
• специализация региона;
• особенности размещения и функционирования основных отраслей народного хозяйства;
• численность населения региона;
• ВРП в разрезе основных отраслей;
• финансово-экономическое состояние предприятий основных отраслей региона, количество прибыльных и убыточных предприятий в их общем объеме;
• уровень и динамика заработной платы. Решение важнейшей задачи по обеспечению
роста налоговых поступлений и повышению уровня собираемости налоговых платежей требует разработки научно-методологического подхода к количественной оценке налогового потенциала региона. Так как налоговый потенциал определяет будущие налоговые поступления, то с помощью его оценки могут быть решены такие проблемы, как планирование доходов региональных бюджетов, прогнозирование финансового положения региона в следующем
периоде, анализ уровня налоговой нагрузки, выработка направлений налоговой политики.
Таким образом, дискуссионная проблема трактовки основных характеристик налогового потенциала, доходных поступлений в бюджет логически обусловливает необходимость рассмотрения методик оценки налогового потенциала, способствующих разработке прогнозов финансового развития региона. В связи с чем следующим шагом теоретических исследований становится рассмотрение методов оценки налогового потенциала.
Список литературы
1. Зенченко C.B. Формирование и оценка финансового потенциала региона: монография. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2007.
2. Красницкий В. А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования. М.: Финансы и статистика, 2008.
3. Ханафеев Ф. Ф. Аналитическое обеспечение управления налоговым потенциалом региона: теория и методология: монография. М.: ИКФ «КАТАЛОГ», 2008.
4. Ханафеев Ф. Ф. Логическая структура налогового потенциала и обоснование факторов, влияющих на его развитие // Экономические науки. 2008. № 8 (45).