Научная статья на тему 'Регулирование налогового потенциала региона'

Регулирование налогового потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
127
23
Поделиться
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / TAX MECHANISM / TAXABLE CAPACITY / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Ферзилаева Р.Н.

Предмет. Налоговый потенциал является важным показателем, отражающим уровень развития субъектов РФ. Вследствие этого необходимо основательно подходить к вопросам его регулирования. Эффективность реализации налогового регулирования в рамках региона сказывается на величине налоговых поступлений как в местный, так и в федеральный бюджеты. Одним из элементов налогового контроля выступает налоговый мониторинг, являющийся относительно новой сферой. Цели. Дать определение понятиям «налоговый потенциал», «налоговый механизм», «налоговый мониторинг», кратко охарактеризовать в контексте представленной статьи налоговый паспорт, а также обозначить основные элементы налогового регулирования. Методология. С помощью экономических методов проанализированы различные аспекты налогового механизма в регионе, дан определенный набор критериев, которым должна соответствовать аналитическая система, используемая для характеристики налогового потенциала региона, а также выведены рекомендации для расширения налогооблагаемой базы региона. Результаты. Выведены основные аспекты недополучения денежных средств в региональный бюджет, к которым относятся человеческий фактор, теневой сектор экономики, несовершенство налогового администрирования и т.д., а также приведены рекомендации по борьбе с ними. Кроме того, рассмотрены данные налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан по итогам I квартала 2015 г. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Выводы. Регулятором налогового потенциала в регионе может служить такой документ, как налоговый паспорт. Помимо этого, предоставлены данные о том, что львиную долю доходов республиканского бюджета составляет подоходный налог.

Regulation of the region''s taxable capacity

Importance The efficiency of tax regulation within the region affects tax revenues to both the local and federal budget. One of the elements of tax control is tax monitoring, which is a relatively new area. Objectives The purpose of the study is to define the concepts of taxable capacity, tax mechanism and tax monitoring, to describe the tax certificate (passport) instrument and identify the main elements of tax regulation. Methods I applied econometric methods to analyze different aspects of tax mechanism in the region, to provide a certain set of criteria, which the analytical system used for assessing the region's taxable capacity should comply with, and made recommendations to expand the tax base of the region. Results The paper defines basic aspects of the shortfall of funds to the regional budget. They include the human factor, informal sector of economy, imperfection of tax administration, etc. It also provides recommendations to address the problem and considers tax and non-tax revenues to the consolidated budget of the Republic of Dagestan in the Q1 2015 compared to the same period of the previous year. Conclusions and Relevance A tax certificate (passport) may serve as a regulator of taxable capacity in the region. The paper shows that income tax accounts for the biggest share of revenues of the Republican budget.

Текст научной работы на тему «Регулирование налогового потенциала региона»

ISSN 2311-8709 (Online) Бюджетно-налоговая система

ISSN 2071-4688 (Print)

РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Радмила Назимовна ФЕРЗИЛАЕВА

аспирант кафедры менеджмента, факультет управления экономикой, Дагестанский Государственный Университет, Махачкала, Российская Федерация radi111 @уаМех.гц

История статьи: Аннотация

Принята 01.12.2015 Предмет. Налоговый потенциал является важным показателем, отражающим уровень

Принята в доработанном виде развития субъектов РФ. Вследствие этого необходимо основательно подходить к вопросам его 29.04.2016 регулирования. Эффективность реализации налогового регулирования в рамках региона

Одобрена 30.05.2016 сказывается на величине налоговых поступлений как в местный, так и в федеральный

бюджеты. Одним из элементов налогового контроля выступает налоговый мониторинг, УДК 336 являющийся относительно новой сферой.

JEL: Е62 Цели. Дать определение понятиям «налоговый потенциал», «налоговый механизм»,

«налоговый мониторинг», кратко охарактеризовать в контексте представленной статьи налоговый паспорт, а также обозначить основные элементы налогового регулирования. Методология. С помощью экономических методов проанализированы различные аспекты налогового механизма в регионе, дан определенный набор критериев, которым должна соответствовать аналитическая система, используемая для характеристики налогового потенциала региона, а также выведены рекомендации для расширения налогооблагаемой базы региона.

Результаты. Выведены основные аспекты недополучения денежных средств в региональный бюджет, к которым относятся человеческий фактор, теневой сектор экономики, несовершенство налогового администрирования и т.д., а также приведены рекомендации по борьбе с ними. Кроме того, рассмотрены данные налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан по итогам I квартала 2015 г. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Ключевые слова: налоговый Выводы. Регулятором налогового потенциала в регионе может служить такой документ, как механизм, налоговый налоговый паспорт. Помимо этого, предоставлены данные о том, что львиную долю доходов

потенциал, регулирование республиканского бюджета составляет подоходный налог.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Кризисные явления в стране в большей степени негативно отражаются на финансовых возможностях бюджетов России, т.е. на их доходной части, основу которой составляют налоговые поступления. Но характерные для кризисного периода сниженная предпринимательская активность, рост неплатежеспособности, безработица и т.д. ведут к недополучению запланированных объемов поступлений. В такой ситуации актуальным в целом для страны и для ее регионов в частности является регулирование формирования доходной части бюджетов всех уровней.

В течение длительного времени налогообложение развивалось как практическая отрасль. Немаловажную роль в этом развитии сыграли такие объективные и субъективные факторы, как войны, стихийные бедствия, желания руководства государства. Но со временем работы философов и экономистов о природе налогов, возможностях их использования, взаимосвязи со стадиями производства, обращения, распределения и потребления стали приобретать стройный, систематизированный вид.

На данный момент в России при развитом налоговом и бюджетном федерализме роль региональных органов власти все больше возрастает в контексте формирования региональной налоговой политики. Необходимой составляющей комплексного анализа налоговой политики региона являются исследования налогового потенциала региона [1-6]. Через существующий механизм налогового изъятия максимальная величина налоговых ресурсов может быть мобилизована с данной территории во все уровни бюджетов за определенный промежуток времени (чаще финансовый год) с учетом определенных характеристик (рис. 1).

Налоговая политика реализуется посредством налогового механизма.

Налоговым механизмом является совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики, уровня налогового потенциала страны и его субъектов. Он представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных

в условиях действующего законодательства [7]. Хотелось бы привести несколько наиболее емких, по нашему мнению, определений налогового потенциала.

Налоговый потенциал - это возможный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) при применении единых на всей территории страны условий налогообложения (т.е. путем стандартизации налоговых баз и ставок) [8].

В практических целях под налоговым потенциалом понимают сумму потенциалов всех действующих в данном регионе отдельных налогов [7], а под налоговым потенциалом отдельного налога - максимально возможную за определенный период сумму поступлений по данному налогу, исходя из установленных федеральным законодательством налоговой базы и ставки (ставок).

Ученый Н.С. Лемешко обозначал через налоговый потенциал возможный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за финансовый год при применении единых на всей территории страны условий налогообложения [9].

В сфере управления региональными и муниципальными финансами одним из приоритетных направлений является создание условий, способствующих устойчивому развитию регионов, увеличение их самостоятельности путем снижения зависимости регионального бюджета от консолидированных бюджетов федерального центра, рост собственных бюджетных доходов за счет наращивания регионального налогового потенциала [10].

В чистом виде показатель налогового потенциала используется как расчетный критерий. При распределении межбюджетных трансфертов опираются именно на него. В практике изучения понятия налогового потенциала рассматриваются три концептуальных подхода [11]:

— ресурсный (более широкий охват);

— фискальный (более узкий охват);

— межбюджетный.

От того, насколько эффективно реализуется налоговый механизм, зависит величина налогового потенциала. Вследствие этого важно подробнее разобрать, чем же является налоговый механизм.

Налоговый механизм - это комплекс трех взаимодействующих финансово-бюджетных сфер деятельности, регламентированный особыми правовыми нормами всего арсенала законодательных актов государства. Налоговый механизм определяет установление, оценку плановых, фактически исполненных и прогнозных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений (налоговое планирование), принятие научно обоснованных мер текущего вмешательства в ход исполнения бюджетов страны стимулирующего характера (налоговое регулирование) и санкционных мер воздействия при нарушении норм налогового законодательства (налоговый контроль) [12].

Элементами, входящими в состав налогового механизма, являются планирование, регулирование, контроль.

Грамотное регулирование налогового потенциала включает в себя создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечение наиболее предпочтительных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется следующими способами и методами:

• способы - льготы и санкции;

• методы - инвестиционный налоговый кредит,

отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом -Налоговым кодексом. Конечная цель налогового регулирования - уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Бюджет - это фонд денежных средств, направленный на реализацию функций и задач государства, а также муниципальных образований. В целях соблюдения равновесия бюджета, прописанного в бюджетном законодательстве, минимальный размер налогового бремени на граждан и предприятия должен быть ограничен суммой государственных расходов. В противном же случае рост налоговых ставок и количество налогов до определенного уровня могут толкнуть налогоплательщиков в тень, так как они физически будут неспособны выплачивать заявленные суммы. Вследствие этого в казну недоплачивается запланированная сумма налогов1.

1 Мучаева Х.М. Налоговый контроль и налоговый потенциал в контексте легализации теневого сектора экономики // Финансы и кредит. 2014. № 30. С. 45-52.

Актуальность в настоящее время приобретает человеческий фактор. В данном случае речь идет о проблеме неуплаты налогов, что негативным образом сказывается на расширении налогового потенциала региона.

Наличие теневого сектора также оказывает все большее влияние на формирование налогового потенциала в регионе. Нахождение оптимальных путей и методов борьбы с теневой экономикой позволяет увеличить налоговый потенциал регионов и страны в целом.

Основу регулирования налоговой системы РФ на современном этапе составляет НК РФ, согласно которому законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:

• НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;

• законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ;

• нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Основные резервы роста доходов заключаются в сокращении задолженности, совершенствовании налогового администрирования, усилении борьбы с налоговыми правонарушениями и увеличении санкций за их совершение [13].

Если руководствоваться необходимостью покрытия постоянно растущих государственных расходов, довольно важно уделять особое внимание объему налоговых поступлений, ориентированных на максимально возможный уровень взимания налогов и сборов. Показателем, характеризующим данную величину, и служит налоговый потенциал.

Имеется определенный набор критериев, которым должна соответствовать аналитическая система, используемая для характеристики налогового потенциала региона [12]:

— динамика, структура и территориальная дифференциация налоговых доходов региона и налогооблагаемых баз;

— факторное пространство налогового потенциала;

— качество налогового потенциала региона.

Кроме того, в налоговом контроле появилась новая сфера - налоговый мониторинг. Он представляет собой электронное информационное

взаимодействие. В данном контексте говорится о том, что налогоплательщик до момента подачи налоговой декларации может разрешить вопросы налогообложения, вызывающие у него сомнения. Также налоговый орган в режиме реального времени может получать доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика в целях проверки правильности и своевременности отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения [14].

В рыночной экономике важна последовательность и поэтапность. В вопросах налогообложения также должны иметься конкретные задачи. Основные аспекты представлены на рис. 2.

Налоговый потенциал различается по уровням бюджетной и налоговой системы, отраслям экономики и видам экономической деятельности, видам налогов, субъектам хозяйствования, группам налогов, а также по объему на фактический и оптимальный налоговый потенциал.

Комплексная характеристика налогового потенциала отражается в таком документе, как налоговый паспорт. Он является одним из основных инструментов, который позволяет поднять анализ и прогнозирование налоговых поступлений на новый качественный уровень. Налоговый паспорт субъекта РФ, федерального округа и России в целом содержит такие сведения, как объем промышленной продукции, инвестиции в основной капитал, уровень инфляции, объем сельскохозяйственной продукции, розничный товарооборот, показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий и т.д. [15].

По данным Министерства экономики Республики Дагестан (РД) по итогам I квартала 2015 г. налоговые и неналоговые доходы

консолидированного бюджета республики увеличились на 0,6% по сравнению с I кварталом 2014 г. и составили 6,1 млрд руб. Доля налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета РД в общем объеме возросла с 25,9% за январь-март 2014 г. до 27,7% в I квартале 2015 г.2.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет Республики Дагестан в I квартале 2015 г. составило 4,8 млрд руб.

2 Информация об итогах социально-экономического развития Республики Дагестан за I квартал 2015 года. URL: http://www.mmec-

rd.ru/data/cont/1304499593/1371107560/1371107763/143514699 4.pdf

Львиную долю доходов республиканского бюджета составляет подоходный налог (табл. 1). Грамотное регулирование показателей данного вида налога как самого весомого увеличит доходность бюджета и благотворно повлияет на налоговый потенциал региона.

Основные макроэкономические показатели республики (табл. 2) влияют на расчет налогового потенциала региона. Чем он выше, тем больше вероятность, что в бюджет региона поступит большее количество денежных средств. Но необходимо учитывать, что данный потенциал нужно поддерживать, регулировать и стимулировать.

В любом деле наибольшую результативность показывает синергетический эффект. И для планирования налоговых поступлений необходимо единство. В связи с этим хотелось бы обратиться к предложенной С.В. Кузнецовой модели планирования налоговых поступлений с использованием принципа единства бюджетной системы РФ, согласно которой рекомендовано осуществлять планирование по вертикали в три этапа (табл. 3) [16].

Если сравнивать практику налогообложения в России и в западных странах, можно говорить о том, что в зависимости от целесообразности применение одинаковых инструментов налогового регулирования в разных государствах может иметь положительный или же отрицательный эффект [17].

Используемые в развитых странах инструменты [18]:

— изменения в структуре налоговой системы (федеральные, региональные, местные налоги и регулирующие, закрепленные налоги);

— изменение налоговых ставок и налоговых льгот;

— создание свободных налоговых зон, офшорных зон, наукоградов.

Для установления результативности налогового регулирования необходимо выявить степень его соответствия критериям достаточности и эффективности. Данный показатель определяет две оптимально допустимые границы налогообложения: верхнюю и, соответственно, нижнюю. Нижняя граница представляет собой уровень потребностей бюджета. В этом контексте налогообложение не может быть ниже предела потребностей бюджета для финансирования основных функций государства. Верхняя граница подразумевает уровень платежеспособности налогоплательщиков. Здесь имеется в виду, что налогообложение не может превышать допустимый предел из-за риска того, что могут снизиться доходы налогоплательщика и, как следствие, налоговые поступления, а также это способно привести к банкротству

налогоплательщика и прекращению поступлений налоговых средств.

Одной из составляющих регулирования налогового потенциала в Республики Дагестан является продолжение работы по расширению налогооблагаемой базы, проводимой в соответствии с приоритетным проектом развития региона «Обеление экономики»:

• актуализация данных о земельных участках и объектах недвижимости;

• постановка их на налоговый учет;

• выявление предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без регистрации.

Регулирование является важным инструментом в процессе формирования доходов государства. Необходимость контроля за фактически уплачиваемой суммой и потенциально возможной суммой поступлений в бюджет способствует сокращению разницы между данными показателями. Регулирование формирует в сознании налогоплательщиков чувство

ответственности, а также является одной из трех важных функций, входящих в состав налогового механизма.

Таблица 1

Удельный вес налоговых и неналоговых доходов в структуре консолидированного бюджета Республики Дагестан

Table 1

The proportion of tax and non-tax revenues in the consolidated budget structure of the Republic of Dagestan

Вид налога Процентное соотношение, %

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 37,8

Акцизы 32

Налог на имущество организаций 7,3

Налог на прибыль организаций 6,2

Источник: Министерство экономики и территориального развития РД. Информация об итогах социально-экономического развития Республики Дагестан за I квартал 2015 г. URL: http://www.mmec-rd.ru/data/cont/1304499593/1371107560/1371107763/1435146994.pdf

Source: Ministry of Economy and Territorial Development of the Republic of Dagestan. Information on socio-economic development of the Republic of Dagestan for Q1 2015. URL: http://www.minec-rd.ru/data/cont/1304499593/1371107560/1371107763/1435146994.pdf

Таблица 2

Основные макроэкономические показатели Республики Дагестан, характеризующие состояние экономики региона в 2014-2015 гг., %

Table 2

Main macroeconomic indicators of the Republic of Dagestan characterizing the condition of the region's economy in 2014-2015, %

Показатель Данные за I квартал 2014 г. Данные за I квартал 2015 г.

Динамика внешнеторгового оборота, млн долл. США 153,86 162,3

Индекс потребительских цен 103,5 117,9

Индекс промышленного производства 129,3 96,5

Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности 108,9 101,7

Источник: Министерство экономики и территориального развития РД. Информация об итогах социально-экономического развития Республики Дагестан за I квартал 2015 г. URL: http://www.mmec-rd.ru/data/cont/1304499593/1371107560/1371107763/1435146994.pdf

Source: Ministry of Economy and Territorial Development of the Republic of Dagestan. Information on socio-economic development of the Republic of Dagestan for Q1 2015. URL: http://www.minec-rd.ru/data/cont/1304499593/1371107560/1371107763/1435146994.pdf

Таблица 3

Модель планирования налоговых поступлений с использованием принципа единства бюджетной системы РФ Table 3

A model of planning tax revenues using the unity of budgetary system of the Russian Federation principle

Этап Производимые действия

Расчет на уровне местных органов власти Прогноз поступлений всех налогов во все уровни бюджетов

Расчет в финансвых органах субъектов Федерации Суммирование сведений, полученных на уровне местных органов власти; определение налогового потенциала региона в целом и его структуры по отдельным налогам и сборам

Расчет в Министерстве финансов РФ Суммирование региональных сведений; определение общего налогового потенциала страны с учетом данных по ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) и его структуры

Источник: [16] Source: [16]

Рисунок 1

Факторы, характеризующие поступление максимального объема налоговых доходов с определенной территории во все уровни бюджетов за конкретный промежуток времени посредством существующего механизма налогового изъятия

Figure 1

Factors characterizing the maximum amount of tax revenues from a particular area to budgets of all levels over a specific period of time through the existing bite of taxes mechanism

Нормы действующего федерального, регионального и местного законодательства

Ресурсное обеспечение территории (природные, трудовые, имущественные, финансовые

Достигнутый уровень социально-экономического и промышленного развития региона Качество работы федеральных, региональных и местных органов законодательной,

Доля теневого бизнеса в валовом региональном продукте (ВРП) при условии, что уровень налогового изъятия, позволяет субъектам хозяйствования осуществлять расширенное воспроизводство, способствующее расширению налоговых баз

Источник: [19] Source: [19]

Рисунок 2

Основные аспекты налогообложения Figure 2

The main aspects of taxation

Налоговая база Что облагать?

Налоговая ставка Сколько брать?

Налоговая инспекция Как рассчитать?

Налоговая политика Как уменьшить негативное воздействие налогов на экономическую активность?

Источник: составлено автором

Source: Authoring

Список литературы

1. Малолеткина М.П. Систематизация факторов формирования и реализации налогового потенциала региона // Научный журнал КубГАУ. 2011. № 73. С. 230-242. URL: http://ej.kubagro.ru/archive.asp? n=73.

2. Ханафеев Ф.Ф., Мухаметзянова К.Р. Управление налоговым потенциалом в регионе: проблемы и пути решения // Экономика. Налоги. Право. 2009. № 4. С. 107-120.

3. Мазур Л.В. Источники расширения налогового потенциала регионов // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 4. С. 148-155.

4. Тимофеев В.С., Фаддеенков А.В., Лосева А.В. К вопросу оценки уровня мобилизации налогового потенциала в регионах России // Вопросы статистики. 2012. № 2. С. 49-53.

5. Генгина А.В. Оценка развития налогового потенциала регионов // Приволжский научный вестник. 2012. № 10. С. 42-46.

6. Кравцова Н.И. Перспективы укрепления налогового потенциала регионов Российской Федерации // TERRA ECONOMICUS. 2012. Т. 10. № 3-3. С. 114-117.

7. Волошина А.Н., Федорова Т.И., Клименко А.В. Анализ налогового потенциала Белгородской области и пути повышения эффективности его использования // Налоговый вестник. 2002. № 7. URL: https://www.lawmix.ru/bux/130813.

8. Кадочников П., Луговой О. Моделирование динамики налоговых поступлений и оценка налогового потенциала территорий. М.: ИППП, 2001.

9. Лемешко Н.С. Экономические науки. Сравнительная характеристика методов оценки налогового потенциала регионов // Экономические науки. 2012. № 7. С. 61-63.

10. Дедусенко М.Л. Налоговый потенциал в системе межбюджетного регулирования // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 381-384.

11. Суглобов А.Е., Слободчиков Д.Н. Экономическое содержание налогового потенциала в современных моделях экономического развития // Налоги и налогообложение. 2009. № 7. С. 24-37.

12. Яковенко Л.И., Лосева А.В. Нерешенные вопросы статистической оценки налогового потенциала региона // Вопросы статистики. 2009. № 2. С. 59-62.

13. Дедусенко М.Л., Кузьмина Д.А. Выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней // Молодой ученый. 2012. № 10. С. 117-120.

14. Батыршина А.Ф. Налоговый мониторинг // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 526-528.

15. Меленкова М.А., Пугановская Т.И. Налоговый паспорт и его значение при определении налогового потенциала Российской Федерации и планировании поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации // Проблемы региональной экономики. 2010. № 10. URL: http: //www.regec. ru/articles/2010/vol2/4.pdf.

16. Кузнецова С.В. Налоговый потенциал региона в прогнозировании доходной части бюджета. URL: http://openbudget.karelia.ru/books/tezis2003/t29.htm.

17. Алле М. Условия эффективности в экономике. М.: Наука для общества, 1998. 304 с.

18. Сидорова Н.И. Возможности использования налоговых инструментов для регулирования регионального развития. URL: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2003/1/08.

19. Примостка Л.А., Сушкова Е.Е. Налоговый потенциал как важный инструмент налогового регулирования // Науковий вюник: Фшанси, банки, швестицп. 2009. № 4. С. 33-36.

20. Малолеткина М.П. Развитие научных взглядов к содержанию понятия «налоговый потенциал» // Постиндустриальная экономика: тенденции и перспективы России: Матер. науч.-практ. конф. Краснодар, 2011. 108 с.

ISSN 2311-8709 (Online) Fiscal System

ISSN 2071-4688 (Print)

REGULATION OF THE REGION'S TAXABLE CAPACITY Radmila N. FERZILAEVA

Dagestan State University, Mahachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation radii 11 @yandex.ru

Article history: Abstract

Received 1 December 2015 Importance The efficiency of tax regulation within the region affects tax revenues to both the local

Received in revised form and federal budget. One of the elements of tax control is tax monitoring, which is a relatively new

29 April 2016 area.

Accepted 30 May 2016 Objectives The purpose of the study is to define the concepts of taxable capacity, tax mechanism and

tax monitoring, to describe the tax certificate (passport) instrument and identify the main elements of JEL classification: E62 tax regulation.

Methods I applied econometric methods to analyze different aspects of tax mechanism in the region, to provide a certain set of criteria, which the analytical system used for assessing the region's taxable capacity should comply with, and made recommendations to expand the tax base of the region. Results The paper defines basic aspects of the shortfall of funds to the regional budget. They include the human factor, informal sector of economy, imperfection of tax administration, etc. It also provides recommendations to address the problem and considers tax and non-tax revenues to the consolidated budget of the Republic of Dagestan in the Q1 2015 compared to the same period of the previous year.

Conclusions and Relevance A tax certificate (passport) may serve as a regulator of taxable capacity Keywords: tax mechanism, in the region. The paper shows that income tax accounts for the biggest share of revenues of the

taxable capacity, regulation Republican budget.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Maloletkina M.P. [Systematization of factors of region's taxable capacity formation and implementation]. Scientific Journal of KubSAU, 2011, no. 73, pp. 230-242. (In Russ.) Available at: http://ej .kubagro.ru/archive.asp?n=73.

2. Khanafeev F.F., Mukhametzyanova K.R. [Management of taxable capacity in the region: problems and solutions]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics. Taxes. Law, 2009, no. 4, pp. 107-120. (In Russ.)

3. Mazur L.V. [Sources of expanding the taxable capacity of regions]. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk = Central Russian Journal of Social Sciences, 2010, no. 4, pp. 148-155. (In Russ.)

4. Timofeev V.S., Faddeenkov A.V., Loseva A.V. [On assessing the level of mobilization of taxable capacity in Russian regions]. Voprosy Statistiki, 2012, no. 2, pp. 49-53. (In Russ.)

5. Gengina A.V. [Assessing the development of taxable capacity of regions]. Privolzhskii nauchnyi vestnik = Privolzhsky Scientific Journal, 2012, no. 10, pp. 42-46. (In Russ.)

6. Kravtsova N.I. [Prospects for strengthening the taxable capacity of Russian regions]. TERRA ECONOMICUS, 2012, vol. 10, no. 3-3, pp. 114-117. (In Russ.)

7. Voloshina A.N., Fedorova T.I., Klimenko A.V. [Analysis of taxable capacity of the Belgorod oblast and ways to improve its utilization efficiency]. Nalogovyi vestnik = Tax Bulletin, 2002, no. 7. Available at: https://www.lawmix.ru/bux/130813. (In Russ.)

8. Kadochnikov P., Lugovoi O. Modelirovanie dinamiki nalogovykh postuplenii i otsenka nalogovogo potentsiala territorii [Modeling the dynamics of tax revenues and assessing the taxable capacity of territories]. Moscow, Institute of Law and Public Policy Publ., 2001.

9. Lemeshko N.S. [Comparing the methods to assess taxable capacity of regions]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2012, no. 7, pp. 61-63. (In Russ.)

10. Dedusenko M.L. [Taxable capacity in the system of inter-budgetary regulation]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2015, no. 7, pp. 381-384. (In Russ.)

11. Suglobov A.E., Slobodchikov D.N. [The economic substance of taxable capacity in modern models of economic development]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2009, no. 7, pp. 24-37. (In Russ.)

12. Yakovenko L.I., Loseva A.V. [Pending issues of statistical estimation of taxable capacity of the region]. Voprosy Statistiki, 2009, no. 2, pp. 59-62. (In Russ.)

13. Dedusenko M.L., Kuz'mina D.A. [Identifying the reserves to increase tax revenues to budgets of various levels]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2012, no. 10, pp. 117-120. (In Russ.)

14. Batyrshina A.F. [Tax monitoring]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2015, no. 9, pp. 526-528. (In Russ.)

15. Melenkova M.A., Puganovskaya T.I. [Tax passport and its importance in determining the taxable capacity of the Russian Federation and planning the tax revenues to the budget system of the Russian Federation]. Problemy regional'noi ekonomiki = Problems of Regional Economy, 2010, no. 10. Available at: http://www.regec.ru/articles/2010/vol2/4.pdf (In Russ.)

16. Kuznetsova S.V. Nalogovyi potentsial regiona v prognozirovanii dokhodnoi chasti byudzheta [Taxable capacity of the region in forecasting the budget revenues]. Available at: http://openbudget.karelia.ru/books/tezis2003/t29.htm. (In Russ.)

17. Allais M. Usloviya effektivnosti v ekonomike [Les Conditions de l'Efficacité dans L'Economie]. Moscow, Nauka dlya obshchestva Publ., 1998, 304 p.

18. Sidorova N.I. Vozmozhnosti ispol'zovaniya nalogovykh instrumentov dlya regulirovaniya regional'nogo razvitiya [Possibilities to use fiscal instruments to regulate regional development]. Available at: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2003/1/08. (In Russ.)

19. Primostka L.A., Sushkova E.E. [Taxable capacity as an important instrument of tax regulation]. Науковий в1сник: Ф1нанси, банки, твестщп, 2009, no. 4, pp. 33-36. (In Russ.)

20. Maloletkina M.P. [Developing academic views on the taxable capacity concept]. Postindustrial'naya ekonomika: tendentsii i perspektivy Rossii: Mater. nauch.-prakt. konf [Proc. Sci. Conf. Post-industrial Economy: Trends and Perspectives for Russia]. Krasnodar, 2011, 108 p.