Научная статья на тему 'Бюджетный потенциал региона и методические подходы к его оценке'

Бюджетный потенциал региона и методические подходы к его оценке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1067
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НЕНАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛОВ / БЮДЖЕТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛА / ОЦЕНКА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зенченко С.В.

В статье рассмотрены и проанализированы подходы, отражающие экономическое содержание налогового и неналогового потенциалов, как элементов бюджетного потенциала. Предложены подходы к их оценке и прогнозированию их будущей величины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETARY POTENTIAL OF REGION AND METHODICAL APPROACHES TO ITS ESTIMATION

In clause the approaches reflecting the economic maintenance of tax and not tax potentials, as elements of budgetary potential are considered and analysed. Approaches to their estimation and forecasting of their future size are offered.

Текст научной работы на тему «Бюджетный потенциал региона и методические подходы к его оценке»

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

_ЗЕНЧЕНКО C.B.

БЮДЖЕТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И МЕТОДИЧЕСКИЕ

ПОДХОДЫ К ЕГО ОЦЕНКЕ

В статье рассмотрены и проанализированы подходы, отражающие экономическое содержание налогового и неналогового потенциалов, как элементов бюджетного потенциала. Предложены подходы к их оценке и прогнозированию их будущей величины.

_ZENCHENKO S.B.

BUDGETARY POTENTIAL OF REGION AND METHODICAL APPROACHES TO ITS ESTIMATION

In clause the approaches reflecting the economic maintenance of tax and not tax potentials, as elements of budgetary potential are considered and analysed. Approaches to their estimation and forecasting of their future size are offered.

Ключевые слова: регион, налоговый потенциал, неналоговый потенциалов, бюджетный потенциала, оценка, прогнозирование.

Текущее функционирование, рациональное взаимодействие и перспективное развитие экономики региона в значительной степени зависят от состояния и способности региона самостоятельно финансировать свою жизнедеятельность. Центральное место в системе финансового обеспечения занимает уровень развития бюджетной системы региона. По мнению автора, уровень эффективности управления бюджетной системой региона определяется бюджетным потенциалом.

Под бюджетным потенциалом понимают максимально возможные расходы, которые может позволить себе бюджет, исходя из доходных поступлений. В Бюджетном кодексе РФ (ст. 131 п.6) бюджетный потенциал рассматривается с точки зрения бюджетной обеспеченности. Уровень бюджетной обеспеченности определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Бюджетный потенциал региона целесообразно рассматривать с точки зрения поступления налоговых платежей и эффективности их использования. Фактически под бюджетным потенциалом региона можно понимать сумму

потенциалов всех действующих в данном регионе доходов и расходов, что раскрывает свойство аддитивности бюджетного потенциала.

Бюджетный кодекс РФ в ст. 56,57 определяет структуру доходов бюджета субъекта Федерации, а ст.85 формирует расходные обязательства субъекта РФ. Следует отметить, что при оценке регионального бюджетного потенциала в качестве доходной базы целесообразно рассматривать только собственные доходы (ст. 47 БК).

Поэтому, в структуре бюджетного потенциала региона можно выделить:

❖ налоговые доходы субъекта РФ;

❖ неналоговые доходы субъекта РФ и безвозмездные поступления, за исключением субвенций;

❖ потенциал планируемых расходов субъекта РФ.

Условно величину бюджетного потенциала региона можно представить как разность:

БП = (НП + нНП) - РП, (1)

где БП - величина бюджетного потенциала;

НП - налоговый потенциал региона;

нНП - неналоговый потенциал региона;

РП - расходные обязательства региона.

В экономической литературе термин «финансовый потенциал» часто подменяется «налоговым потенциалом». Однако понятия налогового и финансового потенциала различаются, в частности, с точки зрения влияния каждого из них на формирование регионального дохода. Налоговый потенциал является основой для формирования базы налоговых доходов бюджета, в то время как финансовый потенциал включает как налоговую базу, так и базу формирования неналоговых доходов, а также возможности осуществления заимствования на финансовых рынках.

В широком смысле «налоговый потенциал» - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов субъекта Федерации. В более узком, практическом смысле «налоговый потенциал» представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства [1].

В.А. Белостоцкая, А.Н. Волошина налоговый потенциал региона определяют как максимальную сумму налогов, которая может быть собрана в регионе без разрушения его производительного потенциала. При этом выделяют необходимое свойство налоговой нагрузки, ее оптимальность при воздействии на различные налоговые источники [2]. Таким образом, при формировании и оценке налогового потенциала региона, на наш взгляд, наиболее целесообразным является принцип балансирования между уровнем наполняемости регионального бюджета и экономическим развитием хозяйствующих субъектов региона.

Н.М. Климова сращивает понятие «налоговый потенциал региона» с понятием «бюджетно-налоговый потенциал региона», и рассматривает его как максимально достижимый объем бюджетно-налоговых поступлений, ко-

торый может быть получен в рамках региона в сложившихся условиях хозяйствования [3]. Следует отметить, что в данном контексте явно прослеживается проблема налоговых неплатежей, что существенно искажает размеры доходных возможностей территорий [4].

Т.Ф. Юткина выделяет три вида налогового потенциала: стратегический (сущностный) - способность системы налогообложения удовлетворять потребности общества, которая базируется на платежеспособности субъектов сферы бизнеса; тактический (функциональный) - прогнозируемый объем налоговых поступлений и фискальный - фактическое финансирование расходов бюджета за счет налоговых поступлений с учетом всех льгот и санкций

[5].

Наряду с этим, в методических рекомендациях Министерства экономического развития Российской Федерации по оценке налогового потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, налоговый потенциал определяется как «возможные налоговые поступления, рассчитанные по налогооблагаемой базе с учетом действующих (прогнозных) ставок, установленного порядка их начисления в условиях стандартных налоговых условий и усилий» [6].

Опираясь на мнения российских экономистов, отметим, что налоговый потенциал региона характеризуется обеспеченностью налоговыми базами для исчисления того или иного налога, в частности, суммой налогооблагаемой прибыли, полученной всеми зарегистрированными предприятиями; объемом доходов физических лиц; стоимостью, добавленной в процессе производства; стоимостью имущества, наличием тех или иных природных ресурсов [7].

При этом налоговую базу региона можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это фактически сложившаяся налоговая база, представляющая собой совокупность баз налогообложения плательщиков налогов и сборов, зарегистрированных на территории данного региона. Во-вторых, это потенциально возможная налоговая база региона в случае оптимального использования всех природных, демографических, производственных и прочих факторов и ресурсов. То есть во втором аспекте прослеживаются скрытые источники налогового потенциала.

В целом, формирование налоговой базы региона, основой которой является объективное определение налогового потенциала региона, не может успешно прогнозироваться и развиваться по приближенным сценариям; этот процесс должен соответствовать экономическим условиям, социальным условиям и потребностям развития производственной базы региона [8].

Рассматривая налоговый потенциал региона в качестве основы формирования налоговых доходов, с точки зрения поступления налоговых платежей в разные уровни бюджетов, следует учитывать потенциалы налогов в качестве источника дохода конкретных бюджетных звеньев на территории данного региона. Отсюда можно сделать вывод, что налоговый потенциал региона представляет собой сумму налоговых потенциалов федерального и территориального бюджетов.

Таблица 1

Соотношение уровня налогового потенциала региона со средствами, направляемыми из фонда финансовой поддержки

6

регионов

Регионы ЮФО Налоговый потенциал7, руб. Уровень реальной бюджетной обеспеченности Фонд финансовой поддержки регионов, руб.

2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп прироста, % 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп прироста, % 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп прироста, %

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Республика Адыгея 2 834,1 3 006,5 3 346,4 18,08 0,2985 0,2824 0,2816 -5,66 3 161 732 3 364 411,1 3 612 357,8 14,25

Республика Дагестан 9 785,9 11 051,5 12 478,8 27,52 0,1800 0,1814 0,1835 1,94 23 080 915 2454474,4 26380461,0 14,30

Ингушская Республика 982,1 1 130,6 1 251,9 27,47 0,0982 0,1009 0,1001 1,93 5 017 069 5 290 946,4 5 745 578,2 14,52

Кабардино-Балкарская Республика 5 237,6 5 665,7 6 176,8 17,93 0,3022 0,2917 0,2849 -5,72 5 665 163 5 984 410,2 6 530 850,6 15,28

Республика Калмыкия 1 937,2 2 136,8 2 380,0 22,86 0,3202 0,3151 0,3144 -1,81 1 890 994 1 952 568,7 2 088 638,7 10,45

Карачаево-Черкесская Республика 2 387,4 2 778,6 3 203,4 34,18 0,2435 0,2528 0,2611 7,23 3 667 082 3 754 213,5 3 945 828,5 7,60

Республика Северная Осетия - Алания 5 740,2 6 511,5 7 318,9 27,50 0,3975 0,4022 0,4050 1,89 3 592 850 3 450 377,7 3 587 308,8 -0,15

Чеченская Республика 0,0982 0,1009 0,1001 1,93 11 979 154 1263385,2 1371800,4 14,52

Краснодарский край 68 245,5 75 908,8 85 120,7 24,73 0,6589 0,6539 0,6569 -0,30 6 387 534 4 334 851,8 3 533 170,1 -44,69

Ставропольский край 27 746,1 32 258,7 36 934,6 33,12 0,4904 0,5086 0,5217 6,38 9 354 439 7 717 539,7 6 989 431,7 -25,28

Астраханская область 13 125,7 14 345,8 15 780,5 20,23 0,6752 0,6584 0,6488 -3,91 927 300 802 931,4 678 665,9 -26,81

Волгоградская область 34 913,7 42 281,5 48 707,2 39,51 0,6597 0,7127 0,7356 11,51 3 094 506 1 838 330,9 1 391 360,7 -55,04

Ростовская область 43 949,9 50 870,7 59 172,9 34,64 0,4941 0,5102 0,5317 7,61 13 865 086 1199809,1 1004117,3 -27,58

В среднем по ЮФО 216 885,40 247 946,70 281 872,10 29,96 0,3782 0,3824 0,38657 2,21 91 683 824 87 666 750 88 243 270 -3,75

6 По данным Министерства финансов РФ (www.mfrf.ru)

7 Рассчитан на основании методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации Министерства финансов РФ

В связи с вышесказанным следует отметить, что в мировой практике под налоговым потенциалом понимается способность базы налогообложения, находящейся в пределах компетенции определенной территории приносить доходы в виде налоговых поступлений. Поэтому мы определяем налоговый потенциал как потенциальную (планируемую) возможность получить доходы в связи с имеющимися доходными полномочиями у соответствующих уровней органов власти.

Однако налоговый потенциал - это показатель оценочный, указывающий на получение возможного дохода в перспективе, он не отражает реального состояния экономики. Неправильное использование налогового потенциала при определении настоящих фактических потребностей региона доказывает и тот факт, что помимо финансовой помощи из фонда финансовой поддержки регионов для сбалансирования бюджетов запланированы дополнительные дотации по регионам южного федерального округа в размере 91,7 млн. руб. в 2008 г., 87,6 млн. руб. - в 2009 г., в 2010 - на сумму 88,2 млн. руб. (Таблица 1). Объясняется это тем, что бюджетная обеспеченность регионов основывается на налоговых доходах, прогнозируемых для всей страны, которые значительно отличаются от действительно собираемых доходов в конкретном регионе. Критерий налогового потенциала или налогового усилия является необходимым при формировании межбюджетных отношений в условиях, когда региональные власти, имея значительную степень автономии определять налоговые доходы (как это имеет место в зарубежных странах), ставят под угрозу сравнение налоговых возможностей регионов.

Решение важнейшей задачи по обеспечению роста налоговых поступлений и повышению уровня собираемости налоговых платежей требует разработки научно-методологического подхода к количественной оценке налогового потенциала региона.

Так как налоговый потенциал определяет будущие налоговые поступления, то с помощью его оценки могут быть решены такие проблемы, как планирование доходов региональных бюджетов и прогнозирование финансового положения региона.

В литературе по фискальному федерализму обычно выделяется три основных подхода к оценке налогового потенциала: во-первых, это оценка на основе экономического дохода как ресурса бюджетных доходов, во-вторых, оценка регионального налогового потенциала на основе репрезентативной системы, и, в-третьих - использование макроэкономических показателей для оценки возможностей субнациональных властей по мобилизации налоговых доходов в собственные бюджеты. Причем в рамках каждого метода возможны вариации, имеющие свои достоинства и недостатки и влияющие, в конечном итоге, на оценку налогового потенциала.

Для анализа налоговой базы субъектов Российской Федерации и оценки их налогового потенциала должна использоваться система показателей, анализирующая тенденции развития макроэкономической ситуации в регионе, а также воздействие отраслевых и региональных факторов на структуру финансовых потоков, что в конечном итоге, влияет на состояние налоговой

базы и перспективу ее развития, что не исключает получение укрупненных результатов. При этом в расчет налоговой базы, в первую очередь, включаются факторы, оказывающие ключевое влияние на ее формирование. Однако представить налоговую базу в качестве реального экономического показателя по совокупности налогов невозможно, так как объекты налогообложения по отдельным налогам имеют разные характеристики. Поэтому реальное содержание и статистически возможное выражение имеет показатель налогового потенциала, представляющий собой, как было отмечено выше, максимально возможную сумму начислений налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства.

Анализ проблемы поиска оптимальной методики оценки налогового потенциала субъекта Федерации позволил утверждать, что ее следует проводить суммированием полученных результатов по каждому виду налогов.

Исследования дали основание отметить, что при оценке налогового потенциала необходимо учитывать не только характеристики налоговой базы, но и принимать во внимание задолженность в бюджетную систему по каждому из видов налогов, а также погашение части недоимки прошлых лет (по данным налоговых органов по форме 4-НМ). Целесообразность оценки налогового потенциала региона суммированием полученных результатов по налогам доказана многими экономистами [9]

Методика оценки величины налогового потенциала на основе предлагаемого алгоритма представляет собой последовательное выполнение следующих процедур:

❖ оценка доли налогов в общей структуре поступлений за год в процентах;

❖ оценка недоимки по каждому из налогов в процентах;

❖ расчет потенциала выполнения налоговых обязательств по налогам;

❖ расчет совокупного потенциала выполнения налоговых обязательств за год;

❖ нахождение совокупного налогового потенциала региона.

Расчет налогового потенциала представлен на примере Ставропольского края.

Первым этапом исследования является расчет доли каждого налога в общей структуре поступлений в бюджетную систему (таблица 2).

Анализ таблицы показывает, что лидирующие позиции в структуре налоговых поступлений в бюджетную систему Ставропольского края имеет налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Начиная с 2004 г., выросла доля налога на имущество и акцизов на ГСМ, что свидетельствует о существенном изменении бюджетной политики региона.

Найдем недовнесенные в срок части платежей по каждому из представленных налогов (или недоимку). Статистической зависимости между региональными значениями долей недоимки в начисленных налогах и какими-либо другими макроэкономическими показателями не существует, однако наилучшим показателем собираемости налогов является доля прироста недоимки в начисленных налогах (таблица 3).

Таблица 2

Структура поступления налоговых платежей в бюджетную систему по Став_ропольскому краю по видам налогов в 2001-2007 гг., %8_

Вид налога Доля налога

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Налог на прибыль организаций 37,58 31,21 30,71 19,90 28,52 30,92 40,51

НДФЛ 24,54 34,66 27,50 32,66 34,51 31,57 28,02

НДС 7,71 5,42 0,81 1,95 2,97 1,73 1,93

Акцизы, в том числе:

акцизы на спиртосодержащую продукцию 4,77 3,90 4,07 5,15 5,76 5,29 3,28

Акцизы на ГСМ 0,00 0,00 0,36 9,93 9,82 8,61 7,03

Ресурсные платежи, в том числе:

налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья 2,08 2,26 2,39 1,10 1,12 1,46 1,62

налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых 4,01 11,23 11,98 11,38 0,21 0,21 0,14

Налог на имущество организаций 12,23 8,26 8,65 12,88 17,10 20,21 17,47

Другие налоги и сборы 7,07 3,05 13,53 5,05 0,00 0,00 0,00

Итого 100 100 100 100 100 100 100

Таблица 3

Структура недоимки по Ставропольскому краю по видам налогов в 20012006 гг.

Вид налога Недоимка, % от общей суммы задолженности за год

2001 2002 2003 2004 2005 2006

Налог на прибыль организаций 2, 0 1, 9 8, 9 1, 8 1, 7 0,6

НДФЛ 3, 8 3, 6 11, 66 3, 1 3, 0 2,5

НДС 2, 7 2, 6 10, 5 2, 3 2, 2 1,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Акцизы, в том числе:

акцизы на спиртосодержащую про- 1, 5 1, 3 2, 2 1, 7 1, 7 0,6

дукцию

акцизы на ГСМ 0, 9 0, 6 1, 3 0, 6 0, 6

Ресурсные платежи, в том числе:

налог на добычу полезных ископае- 1, 1 0, 8 2, 2 0, 6 0, 5 0,5

мых в виде углеводородного сырья

налог на добычу общераспространен- 0, 6 0, 6 2, 0 0, 6 0, 5 0,01

ных полезных ископаемых

Налог на имущество организаций 0, 9 1, 4 1, 3 1, 2 1, 1 0,3

Другие налоги сборы 17, 1 16, 9 17, 5 15, 8 14, 9 14,0

Обозначим потенциал выполнения налоговых обязательств Р (НП). Выдвинем гипотезы выполнения налоговых обязательств по каждому из видов налогов. Соответствующие условия вероятности Р НАЛОГ (НП) по налогам равны [10]:

Р налог (НП ) г = 1 - НЕД1

100 , (2)

8 Рассчитана на основании данных Министерства финансов Ставропольского края

где Р нАЛоГ (НП) - потенциал выполнения налоговых обязательств по ь тому налогу за исследуемый период;

НЕД - недоимка по каждому налогу за исследуемый период, %. При этом, сумма совокупной недоимки определяет величину скрытого налогового потенциала, т.е. резервную величину, возможную к получению. Следует отметить, что при эффективной системе налогообложения в нор-

НЕД_

мально функционирующей экономике соотношение 100 ^0

В таблице 4 рассчитаем потенциал выполнения налоговых обязательств по налогам.

Таблица 4

Потенциал выполнения налоговых обязательств по Ставропольскому краю

по видам налогов в 2001-2006 гг.

Вид налога Потенциал выполнения налоговых обязательств,

Р НАЛОГ (НП)

2001 2002 2003 2004 2005 2006

1 2 3 4 5 6 7

Налог на прибыль организаций 0,98 0,981 0,911 0,982 0,983 0,994

НДФЛ 0,962 0,964 0,8834 0,969 0,97 0,975

ЕСН 0,973 0,974 0,895 0,977 0,978 0,988

Акцизы в том числе:

акцизы на спиртосодержащую продукцию 0,985 0,987 0,978 0,983 0,983 0,994

акцизы на ГСМ 0,991 0,994 0,987 0,994 0,994 1

Ресурсные платежи в том числе:

налог на добычу полезных иско-

паемых в виде углеводородного

сырья 0,989 0,992 0,978 0,994 0,995 0,995

налог на добычу общераспрост-

раненных полезных ископаемых 0,994 0,994 0,98 0,994 0,995 0,9999

Налог на имущество организаций 0,991 0,986 0,987 0,988 0,989 0,997

Другие налоги и сборы 0,829 0,831 0,825 0,842 0,851 0,86

Исходя из данных таблицы, потенциал выполнения налоговых обязательств по всем налогам приближается к 1. Анализ показал, что к 2007 году вероятность стопроцентного поступления налоговых платежей в бюджетную систему по видам налогов возрастает.

Для оценки потенциала выполнения налоговых обязательств субъекта Федерации применим теорему полной вероятности, согласно которой вероятность события А (событием А является выполнение налоговых обязательств) равна сумме парных произведений вероятностей всех гипотез, образующих полную группу, на соответствующие условия вероятности данного события (формула 3). Формула полной вероятности позволяет выразить вероятности сложного события А через вероятности составляющих его событий АИ1, { = 1 - п.

Р (НП ) = V (Р (Налог ) • Р налог (НП ))

'=1 , (3)

где Р (Налог)1 - доля ьтого налога в общей структуре поступлений за исследуемый период;

п - количество налогов в расчете налогового потенциала. При этом следует отметить, что величина налогового потенциала, рассчитанная с учетом вероятности выполнения налоговых обязательств показывает уровень реального налогового потенциала, а совокупная сумма недоимки по налогам определяет скрытый налоговый потенциал.

Совокупный налоговый потенциал региона за исследуемый период будет рассчитываться по формуле:

СНП = Р (НП) ■ НО, млн. рублей, (4)

где СНП - совокупный налоговый потенциал субъекта Федерации, млн. рублей;

Р (НП) - совокупный потенциал выполнения налоговых обязательств за исследуемый период;

НО - налоговые обязательства региона за исследуемый период, млн. рублей.

Таблица 5

Динамика налогового потенциала Ставропольского края за 2001-2006 гг.

2001 2002 2003 2004 2005 2006

Суммарный потенциал выполнения налоговых обязательств 0,944 0, 945 0, 914 0, 967 0, 958 0,989

Совокупный налоговый потенциал, млн. руб. 15526,55 17932,41 21616,24 28643,90 35066,70 42595,70

Неналоговый потенциал региона - это потенциальная (планируемая) возможность получить доходы от управления собственным имуществом и оказания предпринимательских услуг соответствующими органами власти, в рамках наделенных полномочий.

Проведенное в последние годы реформирование бюджетно-налогового законодательства привело к необходимости грамотного распоряжения неналоговыми источниками доходов, поскольку они находятся в полном распоряжении региона. Однако следует отметить, что в бюджетной практике регионов в целом по РФ наблюдается тенденция глубокой бюджетной зависимости от межбюджетных трансфертов, и минимальное уделение внимания неналоговым источникам доходов. Поэтому в современной финансово-экономической практике организации доходных поступлений в бюджет необходимо разрабатывать рычаги, позволяющие максимизировать эффект от управления имуществом региона и расширить направления предпринимательской деятельности субъекта Федерации. Однако поиск источников повышения налогового и неналогового потенциала не входило в задачи нашего исследования.

Методика расчета неналогового потенциала аналогична методике оценки налогового потенциала и включает:

оценка доли неналоговых источников в общей структуре поступлений за год в процентах;

расчет потенциала исполнения неналоговых обязательств; расчет совокупного потенциала выполнения неналоговых обязательств за год;

расчет неналогового потенциала региона. Потенциал выполнения неналоговых обязательств и совокупный неналоговый потенциал рассчитывается следующим образом:

Р(нНО) = £ dннН г

(5)

нНО1„

где Р(нНО) - потенциал выполнения неналоговых обязательств;

DнНО - доля неналоговых источников в общей структуре поступлений за год в процентах;

1 - неналоговый источник доходов;

нНО1тек - сумма неналоговых доходов, полученная по ^источнику доходов;

нНО1длан - сумма неналоговых доходов, планируемая по ^источнику доходов.

нНП = Р (нНО ) • нНОшан , (6)

Где нНП - неналоговый потенциал региона;

нНОплан - планируемая сумма неналоговых поступлений в бюджет.

Пример расчета неналогового потенциала был проведен на примере Ставропольского края.

Таблица 6

Динамика неналогового потенциала Ставропольского края за 2001-2007 гг.

Показатели 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

1 2 3 4 5 6 7 8

Потенциал выполнения неналоговых обязательств 0,9856 0,9236 0,9714 0,9860 0,9868 0,8878 0,6857

Планируемая сумма неналоговых поступлений в бюджет, млн. руб. 430561 1441000 620231 940174 8443281 12888029 18207124

Неналоговый потенциал, млн. руб. 424360,9 1330908 602492,4 927011,6 8331830 11441992 12484625

Изменение в млн. руб. 906546,7 -728415 324519,2 7404818 3110162 1042633

Темп прироста, % 213,63 -54,73 53,86 798,78 37,33 9,11

В контексте оценки доходов субъекта Федерации необходимо учитывать двухсторонние финансовые потоки: из федерального бюджета в регион и обратно. В последнее десятилетие наметилась тенденция искусственной

дотационности регионов, связанной с тем, что объем перечисленных ресурсов из региона существенно превышает размер перечислений из вышестоящих бюджетов. Это требует пересмотра нормативов отчислений от доходов бюджетов.

Несмотря на то, что финансовая помощь в современной редакции БК относится к собственным доходам бюджета расчет обеспеченности региона доходами, на наш взгляд, целесообразно рассчитывать без ее учета, что позволит выявить наличие реальных ресурсов для самофинансирования.

Следует также отметить, что в современном развитии бюджетных отношений назревает проблема недостатка собственных доходов бюджета. В этом случае исчезает критерий самостоятельности бюджетов, а повышается уровень зависимости от вышестоящих бюджетов и подавляется решение задачи сокращения дотационности и количества дотационных регионов. И в данном контексте возникает необходимость решения проблемы искусственной дота-ционности регионов, в результате перераспределения региональных и федеральных ресурсов.

Алгоритм расчета бюджетного потенциала можно свести к следующему:

Рис. 1. Алгоритм расчета бюджетного потенциала региона

При этом уровень бюджетной обеспеченности считаем целесообразным определять как отношение собственного бюджетного потенциала к величине понесенных расходов бюджета.

Таблица 7

Оценка бюджетного потенциала Ставропольского края, млн. руб.

Показатели 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Налоговый потенциал, млн. руб. 15526,55 17932,41 21616,24 28643,90 35066,70 42595,70

Неналоговый потенциал, млн. руб. 424,36 1330,91 602,49 9270,11 8331,83 11442

Перечисления в бюджетную систему 6870,40 6975,71 8192,55 9 325,20 9839,40 11563,92

Собственный бюджетный потенциал 9080,51 12287,6 14026,2 28588,8 33559,1 42147,73

Поступило из федерального бюджета финансовой помощи 3340,30 7223,10 6012,20 6509,20 10282,80 11158,83

Совокупный бюджетный потенциал 12420,81 19510,7 20038,4 35098 43841,9 53306,56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходы бюджета 6582,28 14172,5 11404,6 15795,5 30789,8 37289,14

Уровень бюджетной обеспеченности 1,380 0,867 1,230 1,810 1,090 1,130

Таким образом, в результате проведенных расчетов за счет аккумулированных бюджетных ресурсов края были обеспечена реализация расходных обязательств региона, исключение составляет 2002 г., когда существенно были превышены расходы бюджета на предотвращение последствий наводнения.

Литература

1. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1995

2. Волошина А.Н. Анализ налогового потенциала и пути повышения эффективности его использования //Налоговый вестник. - 2002. - №7

3. Белостоцкая В.А. Системный подход к измерению налоговой нагрузки // Финансы. - 2003. - №3

4. Климова Н.М. Бюджетно-налоговый потенциал региона // Финансы. -2003. - №9

5. Грицюк Т.В. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями. Российский и зарубежный опыт. - М.: Едиториал УРСС, 2003.

- 384 с.

6. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-, 2002 г. - с. 126127,131.

7. Петров Ю.В., Афонина С.Л. Коллизии налоговой системы и налоговый кодекс // Российский экономический журнал. - 2001. - №5

8. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение - Ростов на Дону: Феникс, 2000.

- 431 с.

9. Федорова Т.И. Факторы, влияющие на налоговую базу региона // Налоговый вестник. - 2002. - №12

10.Белостоцкая В.А. Системный подход к измерению налоговой нагрузки // Финансы. - 2003. - №3, Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение - Ростов на Дону: Феникс, 2000. - 431 с., Кадочников П.А., Синельников-Мурылев С.Г., Трунин И.В., Шкребела Е. Влияние межбюджетных трансфертов на фискальное поведение региональных властей в Российской Федерации. М.: Российско-Канадский консорциум по вопросам прикладных экономических исследований, 2001.

11.Манита А.Д. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб.пособие. - М.: Издат. отдел УНЦДО, 2001. - 120с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.