Научная статья на тему 'Система мониторинга налогового потенциала макрорегиона'

Система мониторинга налогового потенциала макрорегиона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / НАЛОГОВЫЙ / РЕГИОН / ПОТЕНЦИАЛ / МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рощупкина В.В.

Разработаны направления оптимизации информационно-аналитического и технологического обеспечения механизма мониторинга налогового потенциала региона, направленные на достижение требований многокритериальности, объективности и точности, предполагающие использование специализированного программного продукта, практическая реализация которого призвана существенно повысить достоверность полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система мониторинга налогового потенциала макрорегиона»

УДК 336.22:332.1

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МАКРОРЕГИОНА

В. В. РОЩУПКИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита

E-mail: kluvil@rambler. ru Северо-Кавказский федеральный университет

Разработаны направления оптимизации информационно-аналитического и технологического обеспечения механизма мониторинга налогового потенциала региона, направленные на достижение требований многокритериальности, объективности и точности, предполагающие использование специализированного программного продукта, практическая реализация которого призвана существенно повысить достоверность полученных результатов.

Ключевые слова: мониторинг, налоговый, регион, потенциал, многокритериальность, результат.

С методической точки зрения мониторинг — это процесс, в котором, во-первых, должны учитываться основные тенденции динамики налогового потенциала региона, а во-вторых, должен проводиться анализ соответствия полученного базового варианта фактическим показателям региональных бюджетно-налоговых систем, т. е. адекватности.

Модель подобного типа строится исходя из содержательных предпосылок, представляя собой функциональную зависимость из комбинации субмоделей, где цели и приоритеты не являются неизменными, застывшими и фиксированными.

В процессе функционирования системы могут происходить существенные изменения во внутренней и внешней среде и открываться возможности более рационального использования налогового потенциала региона.

При этом выделяют следующие этапы моделирования:

— определение начальных условий, тенденций, характеризующих развитие ситуации на данном

этапе. Это необходимо для придания адекватности модельного сценария реальной ситуации, что усиливает доверие к результатам моделирования;

— задание целевых, желаемых направлений (увеличение, уменьшение) и силы (слабо, сильно) изменения тенденций процессов в ситуации;

— выбор комплекса мероприятий (совокупности управляющих факторов), определение их возможной и желаемой силы и направленности воздействия на ситуацию;

— выбор набора возможных воздействий (мероприятий, факторов) на ситуацию, силу и направленность которых необходимо определить;

— выбор наблюдаемых факторов (индикаторов), характеризующих развитие ситуации в зависимости от целей анализа и желания пользователя.

Для характеристики информационной подсистемы определим, какие данные будут в ней циркулировать. Укажем базовый набор их признаков:

1) содержание: бюджетно-налоговая информация регионального характера. Это законодательные и нормативные акты органов власти Федерации и ее субъекта; данные о налоговом климате региона;

2) источники: публикуемая и непубликуемая информация — официальные данные, полученные от органов власти; статистическая отчетность; сведения, представленные налогоплательщиками;

3) характер использования (назначение): данные в региональной информационной подсистеме являются региональными информационными ресурсами;

4) объем: не ограничен;

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

41 (179) - 2013

Налоги и налогообложение

5) открытость информации: открытая;

6) форма представления: первичные и вторичные текстовые документы. В целом форма зависит от запросов пользователей;

7) носители: электронные, бумажные;

8) способ распространения: сети, копирование по разовому запросу и т. д.;

9) язык представления: естественный.

Кроме того, существуют определенные требования к ресурсам, проходящим через информационную подсистему:

1) системность. Они должны иметь общую методологию получения, быть сводимыми и сопоставимыми;

2) целенаправленность. Поступающая информация должна соответствовать направлениям ее использования;

3) необходимость и достаточность. Отбор и отсев определенного количества сведений;

4) оперативность. Информация должна быть получена своевременно;

5) количественная и смысловая ясность.

Направлениями деятельности системы мониторинга налогового потенциала региона (макрорегиона) станут:

1) формирование банков первичной и вторичной информации. Первичная — данные, полученные из первоисточников — от налоговых органов субъектов федерального округа. Вторичная — обработанная и проанализированная первичная информация: оценка уровня налогового потенциала каждого субъекта округа, однородности распределения бюджетно-налоговых возможностей, налогового климата макрорегиона;

2) обеспечение пользователей первичной информацией по запросам;

3) подготовка и распространение вторичной экономической информации по запросам пользователей. Это направление может включать:

— проведение аналитических исследований и разработку прогнозных обзоров по ситуации в бюджетно-налоговой системе конкретного региона и округа в целом;

— представление аналитических, обзорных и прогнозных сведений по конкретным налоговым агентам и налогоплательщикам.

Оба поднаправления относятся к разряду персонифицированных заказных аналитических продуктов. Возможное условие работы в них — конфиденциальность запроса.

Основными пользователями услуг системы мониторинга являются прежде всего органы власти федерального округа, которым необходима информация для определения приоритетов перераспределения финансовых потоков; территориальные налоговые органы, имеющие возможность получать необходимые аналитические материалы, прогнозные данные.

Системы компьютерного мониторинга налогового потенциала позволят:

1) производить диагностику бюджетно-налоговой системы региона с целью выявления особенностей ее функционирования;

2) выявлять основные факторы, влияющие на стабильность налоговых доходов бюджетной системы;

3) проводить региональное индикативное, программно-целевое и бюджетно-налоговое планирование;

4) выявлять возможные социально-экономические последствия негативных вариантов развития ситуаций;

5) определять цели, задачи и приоритетные направления развития налогового потенциала на региональном уровне.

В информационной системе предложена методика оценки величины налогового потенциала региона на основе алгоритма, который представляет собой последовательное выполнение следующих процедур:

1) оценка доли налогов в общей структуре поступлений за год в процентах;

2) оценка недоимки по каждому из налогов в процентах;

3) расчет потенциала выполнения налоговых обязательств по налогам;

4) расчет совокупного потенциала выполнения налоговых обязательств за год;

5) нахождение совокупного налогового потенциала региона.

Система предлагает в наглядной графической форме оценить налоговые возможности региона.

При разработке информационной системы из широкого спектра программного обеспечения была выбрана среда визуальной разработки приложений Borland Delphi версии 7.0. Эта среда поставляется фирмой Borland и может эксплуатироваться на ПЭВМ серий IBM PC/AT c операционной системой Windows 95/98/NT/XP/Vista/Windows 8. Разрабатываемые приложения могут компилироваться для

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

самых различных типов компьютеров и операционных систем: PS/2, Mac, IBM.

Borland Delphi 7.0 предоставляет возможность скоростной визуальной разработки и включает в себя более 500 повторно используемых компонент с исходными текстами, гибкими масштабируемыми средствами управления базами данных, сочетая мощность и высочайший контроль над исполняемым кодом, предоставляемый индустриальным стандартом языка Pascal. Borland Delphi компилирует любой код ANSI Borland Pascal, делая это очень быстро, поддерживает все современные технологии разработки программного обеспечения.

На основе предложенного математического аппарата был составлен ряд алгоритмов и создано программное обеспечение, выполняющее все необходимые расчеты.

Для наглядного представления и удобства пользователей в программе используется визуальная форма представления данных (в виде графиков и диаграмм).

Первым этапом при расчете налогового потенциала региона с помощью разработанной программы NALOG является введение пользователем данных о поступлениях налоговых платежей по видам налогов в течение выбранного для исследования периода. Работа идет во вкладке «Структура поступления налоговых платежей».

Второй этап предполагает заполнение окна «Структура недоимки»; при этом данные вводятся в процентах.

Третий этап включает расчет потенциала выполнения налоговых обязательств. После нажатия кнопки «Пересчитать» открывается вкладка «Потенциал выполнения налоговых обязательств» с результатами (см. рисунок).

Заключительным этапом оценки налогового потенциала с помощью разработанного программного продукта является вывод сумм потенциальных налоговых поступлений по видам налогов во вкладке «Совокупный налоговый потенциал». При этом пользователь имеет возможность выбрать способ отражения результатов расчета, которые могут быть представлены в виде гистограммы, графика, круговой или линейной диаграммы.

На взгляд автора, предлагаемая информационная система позволит пользователям получать определенный перечень информационных услуг:

1) информационное обеспечение;

2) информационный анализ;

3) информационный мониторинг;

4) информационное сопровождение;

5) информационный прогноз;

6) информационный консалтинг

Разработка и внедрение единой информационной системы управления, действующей на ме-зоуровне, послужит мощным средством создания условий эффективного использования бюджетно-налоговых возможностей субъектов Федерации.

Для проведения межтерриториального сопоставления в границах федерального округа целесообразно применение оценочной шкалы, позволяющей ранжировать регионы в соответствии с уровнем суммарного потенциала выполнения налоговых обязательств Р (НП). Путем аналитической обработки данных по регионам РФ за 2003—2012 гг. находились границы следующих интервальных значений:

— высокий: Р (НП) > 1,20;

— средний: 0,98 < Р (НП) < 1,20;

— низкий: 0,94 < Р (НП) < 0,98;

— критический: Р (НП) < 0,94.

2 Оценка величины налогового потенциала = I s |г » Г

„ _ _

■^S Открыть 'Пересчитать: 0 программе Выхся 2003 §§ 2012 gj

Вид налога 2003 0.923 0.907 0.911 0,910 0,935 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 □

НДС 0,956 0,950 0,949 0,937 0,949 0,953 0,961 0,952 0,952

Налог на прибыль организаций 0,925 0,925 0,826 0,828 0,929 0,929 0,928 0,930 0,920

НДФЛ 0,900 0,890 0,898 0,896 0,894 0,883 0,893 0,884 0,898

Акцизы на спиртосодержащую продукцию 0,909 0,909 0,909 0,909 0,909 0,909 0,909 0,909 0,909

Акцизы на ГСМ 0,911 0,912 0,912 0,913 0,913 0,913 0,913 0,913 0,914

Налог на имущество организаций 0,935 0,937 0,937 0,937 0,937 0,937 0,940 0,940 0,940

Дочгие налоги и сбооы 0.889 0.891 0.900 0.899 0.900 0.900 0.900 0.890 0.900 0.905

I 1Ц Структура недоимки ^ Потенциал выполнения налоговых обязательств Совокупный потенциал выполнения налоговых обязательств < >

Вид программы. Вкладка «Потенциал выполнения налоговых обязательств»

финансовая аналитика

проблемы и решения

41 (179) - 2013

Налоги и налогообложение

Апробация предлагаемых критериальных показателей проводилась на материалах Северо-Кавказского федерального округа, период исследования — 2003—2012 гг. Регионы с высоким уровнем потенциала выполнения налоговых обязательств имеют максимальный рейтинг устойчивости налогового потенциала, низкую склонность к потере обеспеченности налоговыми ресурсами и снижению уровня налоговой базы. Регионы с критическим уровнем налогового потенциала имеют максимальный рейтинг по потере обеспеченности и неспособности к наращиванию уровня бюджетно-налоговой обеспеченности. При этом субъекты исследуемого округа характеризовались как регионы с низким уровнем потенциала выполнения налоговых обязательств.

Скажем, Ставропольский край в 2003 г. имел критический уровень потенциала по всем налогам, за исключением налога на доходы физических лиц (НДФЛ). По налогу на имущество организаций, акцизам на алкоголь потенциал был низким.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регионам округа не удалось выйти на достаточный уровень налоговых возможностей по сбору акцизов на горюче-смазочные материалы. На Северо-Кавказский федеральный округ в 2012 г. пришлось 0,6 % добычи нефти и 0,2 % добычи газа в общих объемах добычи этих полезных ископаемых в Российской Федерации.

Запасы углеводородов округа характеризуются высокой степенью выработки, однако в последние годы почти не производились геолого-разведочные работы, что привело к стагнации добычи нефти и падению добычи газа.

Почти весь объем балансовых запасов природного газа сосредоточен на месторождениях в Республике Дагестан, Чеченской Республике и Ставропольском крае. В указанных субъектах Российской Федерации (по данным 2012 г.) добывалось около 1,3 млрд м3 газа.

Наибольшими возможностями для увеличения добычи топливно-энергетических ресурсов обладают Ставропольский край и Республика Дагестан. Кроме того, перспективными для разработки являются месторождения шельфа Каспийского моря. В российском секторе акватории в настоящее время работают крупнейшие нефтегазовые компании Российской Федерации — «Газпром», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ».

В 2004—2005 гг. все субъекты Северо-Кавказского федерального округа, за исключением Карачаево-Черкесской Республики, характеризовались

достаточно высоким потенциалом выполнения налоговых обязательств по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), что позволило отнести их к регионам со средним уровнем потенциальных возможностей. К концу 2005 г. Карачаево-Черкессия улучшила показатель по данному налогу и перешла в группу регионов со средним потенциалом выполнения налоговых обязательств. Сложившаяся ситуация по ЕНВД сохранялась вплоть до 2007 г.

В 2004—2005 гг. Ставропольский край имел положительную тенденцию по налогу на прибыль организаций, потенциал по которому увеличился. При этом по НДФЛ, налогу на имущество организаций, акцизам на алкоголь рост показателя продолжился. В 2006 г. преодолеть потенциальный уровень выполнения налоговых обязательств в 0,98 краю удалось лишь по налогам на доходы физических лиц и на имущество организаций. В 2007—2008 гг. Ставрополье располагало уровнем возможностей более 0,98 по НДФЛ, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, акцизам на алкоголь. 2009 г. позволил краю улучшить ситуацию по налогу на добавленную стоимость (НДС), а в 2010 г. показатели упали по всем видам налогов. В 2011—2012 гг. наметилась положительная тенденция по НДФЛ, налогу на прибыль, НДС.

В 2008 г. произошло снижение уровня потенциальных налоговых возможностей по ЕНВД у Республики Северная Осетия — Алания, а к концу 2009 г. — и у Карачаево-Черкесской Республики. Это дало основание для включения их в группу регионов с низким уровнем потенциала по анализируемому налогу.

Серьезное ухудшение ситуации по ЕНВД произошло в 2010 г., и только Ставропольскому краю удалось удержать средний уровень потенциальных налоговых возможностей, остальные субъекты округа характеризовались низким показателем.

С целью повышения потенциальных возможностей сбора единого налога на вмененный доход, обеспечения равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего бизнеса как основных плательщиков ЕНВД в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в состав Северо-Кавказского федерального округа, разработана и утверждена целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства». Средний уровень софинансирования расходного обязательства для субъектов Федерации, входящих в состав округа, составляет 80 %.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Финансирование программных мероприятий в Северо-Кавказском федеральном округе за 2010 г. за счет средств федерального бюджета выросло более чем в 6 раз со 182,4 млн руб. до 1 125 млн руб. В 2012 г. общий объем финансирования программных мероприятий составил 1 295 млн руб. (рост на 15,1 %).

Для улучшения доступа малого и среднего предпринимательства к финансированию целесообразно предусмотреть:

— предоставление грантовой поддержки начинающим предпринимателям (гранты предпринимателям на создание собственного дела, а также образовательные программы для претендентов);

— развитие системы микрофинансирования;

— формирование гарантийных фондов (создание региональных фондов для предоставления поручительств малому и среднему предпринимательству);

— поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в форме субсидирования части процентной ставки по привлекаемым кредитам;

— создание и развитие межрегиональных элементов инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Решение проблемы сбыта (доступа к внешним рынкам) возможно путем дополнительной под-

держки экспорта продукции малого и среднего бизнеса. Таким образом, перечень мероприятий включает:

а) оказание начинающим предпринимателям консультационных услуг по реализации их экспортного потенциала;

б) предоставление субсидий на участие предприятий в выставочной деятельности;

в) субсидирование части процентной ставки на закупку оборудования для реализации экспортного потенциала.

Создание комиссии по административным барьерам будет содействовать улучшению ситуации с ограничениями для предпринимательства. В рамках этого направления целесообразно ежегодно исследовать состояние административных проблем на региональном и муниципальном уровнях, а также проведение круглых столов с участием представителей органов власти различных уровней.

Список литературы

1. Аралбаева Г. Г. Основные направления мониторинга региональной социально-экономической системы. М. : Экономика, 2009.

2. Олейник О. С. Информатизация процессов управления развитием региона: общество, статистика, власть. Волгоград: ВолГУ, 2008.

\

Публикация годовой и квартальной отчетности

В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы

формата А4.

Тел./факс (495) 989-9610, e-mail: post@fin-izdat.ru

ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА

проблемы и решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.