ISSN 2311-8768 (Online) Налоговое регулирование
ISSN 2073-4484 (Print)
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧЕТОМ КРУПНЕЙШИХ И КОНСОЛИДИРОВАННЫХ ГРУПП НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ*
Виолетта Викторовна РОЩУПКИНА
доктор экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Российская Федерация kluvil@rambler.ru
История статьи: Аннотация
Принята 16.12.2015 Тема. Налог на прибыль организаций выступает самым надежным в течение долгого периода
Принята в доработанном виде источником бюджета, самым изученным и понятным видом налога. Практическое 15.01.2016 использование норм налогового законодательства раскрыло особую актуальность проблемы
Одобрена 16.02.2016 определения налога на прибыль организаций и механизма его взыскания. Бесспорна прямая
зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений в целом и поступлений от УДК 336.22:332.1 налога на прибыль организаций в частности, в условиях сформировавшихся в России
рыночных отношений. Доля налога на прибыль организаций в общей сумме налоговых поступлений действительно высока, поэтому государство прямо заинтересовано в адекватной налоговой нагрузке на товаропроизводителя. Этот налог способен стимулировать привлечение иностранных инвестиций в разные сектора российской экономики. Однако существует ряд проблем в его администрировании, а именно учет поступлений от крупнейших налогоплательщиков региона и консолидированных групп налогоплательщиков. Цели. Выявление проблем в выполнении плана по сбору налога на прибыль организаций вследствие наличия трудностей в администрировании налоговых поступлений от крупнейших налогоплательщиков региона и консолидированных групп налогоплательщиков. Методология. Дается обзор сложившейся ситуации по сбору налога на прибыль организаций за выбранный финансовый период в субъекте Федерации с учетом поступлений от крупнейших налогоплательщиков, консолидированных групп налогоплательщиков. Сформулированы недостатки существующей методологии оценки, даны рекомендации по ее дополнению.
Результаты. Результатом исследования стало выявление причин отклонения в выполнении плана по сбору налога на прибыль организаций в субъекте Федерации, обоснование направлений повышения качества налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков и консолидированных групп налогоплательщиков.
Выводы. Доказана необходимость индивидуального подхода к каждой категории плательщиков налога на прибыль организаций при проведении оценки налогового потенциала субфедерального бюджета. Приведены факторы и рассчитано их влияние на Ключевые слова: налоговая формирование доходной части бюджета в части налога на прибыль организаций, которые система, политика, необходимо учитывать при оценке налогового потенциала на плановый период. Предлагается
налогоплательщик, контроль, изменить порядок оценки налогового потенциала консолидированного бюджета субъекта субъект федерации Федерации.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Оценка налогового потенциала имеет важное значение по причине того, что этот показатель необходим для расчета величины доходов бюджета субъекта Федерации и, соответственно, возможности органов власти осуществлять возложенные на них функции. Кроме того, значение налогового потенциала состоит в том, что он является индикатором для расчета потребности региона в финансовой поддержке за счет федерального бюджета.
Оценка суммарного налогового потенциала и расчетных налоговых доходов бюджета субъекта
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при СевероКавказском федеральном университете.
Федерации (Ставропольского края) производится на основе показателей прогноза социально-экономического развития Ставропольского края, ожидаемой оценки поступлений соответствующих доходов в бюджет, данных органов исполнительной власти Ставропольского края, Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю о налогооблагаемой базе, а также с учетом изменений, вносимых в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Ставропольского края о налогах и сборах.
Прежде чем перейти непосредственно к расчету оценки налогового потенциала по налогу на прибыль, необходимо остановиться на общих
вопросах, которые важны и должны быть учтены в процессе проведения оценки.
Как установлено, от 66% в 2013 г. до 73% в 2015 г. доходная часть бюджета формируется за счет поступлений от филиалов организаций, не состоящих на налоговом учете, крупнейших организаций, администр ируе мых Межрегиональными инспекциями (МРИ) ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и участникам консолидированной группы налогоплательщиков (КГН).
Особенностью прогнозирования поступления налога на прибыль в бюджет Ставропольского края является отсутствие данных в налоговых декларациях, необходимых для прогнозирования. Так, в бюджет субъектов от филиалов (на территории Ставропольского края
зарегистрировано более 10 тыс. обособленных подразделений с различным кодом причины постановки на учет) поступает налог на прибыль организаций, рассчитанный головной
организацией исходя из доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения. Доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения.
Аналогичный расчет доли налога на прибыль субъекта рассчитывается с 2012 г. и по участникам консолидированных групп налогоплательщиков.
Крупнейшие налогоплательщики (КН), администрируемые МРИ КН, также представляют налоговую декларацию по налогу на прибыль, исчисленную к уплате в бюджет субъекта, без указания данных, необходимых для оценки налогового потенциала, предусмотренных методикой.
Одним из основных компонентов, участвующих в расчете оценки налогового потенциала, является налоговая база. Единственным источником информации, отражающей налоговую базу по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, сформированную на основании налоговых деклараций всех категорий плательщиков налога на прибыль организаций, является статистическая отчетность ФНС России № 5-ПМ «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет
субъекта РФ». Указанный отчет формируется налоговыми органами один раз в год на основании годовых налоговых деклараций по прибыли.
Рассчитаем налоговый потенциал Ставропольского края по налогу на прибыль организаций на 2013-2015 гг.
Законом Ставропольского края от 27.02.2008 № 6-кз «О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае» (далее - Закон № 6-кз) установлен порядок оценки налогового потенциала консолидированного бюджета Ставропольского края.
Прогноз налогового потенциала консолидированного бюджета Ставропольского края осуществляется в разрезе отдельных налогов, сборов и других обязательных платежей.
При оценке налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ставропольского края учитываются максимально возможный уровень собираемости налогов, поступление недоимок прошлых периодов, а также меры по сове рше нствованию налогового администрирования.
Расчет прогноза налогового потенциала консолидированного бюджета Ставропольского края по налогу на прибыль организаций производился по формуле, утвержденной Законом № 6-кз:
НП = (НБ х ТР х ТРо)Ст ± И - ВД + 10%Н, (1)
где НП - прогнозируемая сумма налогового потенциала консолидированного бюджета Ставропольского края по налогу на прибыль организаций;
НБ - налоговая база за последний отчетный год;
ТР - темп роста прибыли прибыльных организаций в текущем году по сравнению с отчетным в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Ставропольского края;
ТРо - темп роста прибыли прибыльных организаций на очередной год по сравнению с текущим в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Ставропольского края;
Ст - ставка налога на прибыль организаций, установленная ст. 284 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации;
И - изменение законодательства в очередном году;
ВД - сумма выпадающих доходов в связи со снижением ставки налога на прибыль организаций в соответствии с законодательством Ставропольского края о налогах и сборах;
Н - недоимка по налогу на прибыль организаций по состоянию на 1 июля текущего года.
Прогнозируемая сумма налогового потенциала консолидированного бюджета Ставропольского края по налогу на прибыль организаций (по данным для расчета, приведенным в табл. 1) на 2015 г. равна: (66 599,4 х 1,141 х 1,07)18% + 0 -- 0 + 23,7 = 14 659,4 млн руб.
Полученное значение выше расчетного на 1 232 млн руб., или на 8,4%.
Фактическое выполнение установленных параметров составило 12 230 млн руб., или всего лишь 77%.
По факту исполнения бюджетных назначений сложилась такая ситуация.
На протяжении семи месяцев 2015 г. наблюдалось невыполнение установленных параметров бюджетных назначений по налогу на прибыль организаций. За семь месяцев 2013 г. налога на прибыль организаций поступило 7 407,5 млн руб., что на 14,6% (1 266,2 млн руб.) меньше поступлений семи месяцев 2012 г. (8 673,7 млн руб.). Установленные параметры бюджета по этому налогу обеспечены на 84,8%.
В связи с этим налоговая служба и министерство финансов Ставропольского края вышли с предложением в Думу Ставропольского края о пересмотре параметров краевого бюджета в сторону уменьшения по налогу на прибыль организаций в сумме 5 425 млн руб.
Основными причинами отклонения данных оценки налогового потенциала от фактически поступивших сумм налога на прибыль организаций, по мнению автора, являются:
1) отсутствие в расчете оценки налогового потенциала влияния ожидаемых возвратов налога на прибыль по заявлениям налогоплательщиков. Сумма возврата налога из краевого бюджета в 2013 г. составила 877,8 млн руб. Этот возврат не был учтен в прогнозных показателях, поэтому повлиял в указанном размере на исполнение установленных параметров;
2) отсутствие в расчете и прогнозе поступлений корректировки на уровень собираемости налогов. Рекомендованный ФНС России уровень собираемости по налогу на прибыль в 2013 г. имеет значение 95%. В случае корректировки на уровень собираемости (14 659 х 95%) ожидаемые поступления составили бы 13 926 млн руб., уменьшив первоначальное значение на 733 млн руб.;
3) при оценке налогового потенциала не предусмотрена корректировка показателя на ожидаемое поступление в бюджет по налогу на прибыль от контрольно-аналитической работы. Налоговые органы рассчитывали обеспечить пополнение бюджета по налогу на прибыль в результате проведенной контрольной работы в сумме 210 млн руб.;
4) при расчете оценки налогового потенциала по налогу на прибыль не учитывался темп роста прибыли прибыльных организаций по России в целом в части доли поступлений, приходящейся на филиалы организаций, состоящих на учете в различных регионах страны, и участников КГН (поступления налога на прибыль от этой категории налогоплательщиков составляет 64%). Снижение поступлений стало следствием замедления темпов роста экономики и снижения налоговой базы в целом по стране. При расчете оценки налогового потенциала учтен положительный темп роста прибыли прибыльных предприятий в размере 1,07. Этот показатель ожидалось получить по предприятиям Ставропольского края;
5) в 2015 г. не нашло отражение влияние на формирование краевого бюджета поступлений от участников консолидированной группы налогоплательщиков.
С 2014 г. введена новая форма статистической отчетности ФНС России 5-КГНМ «Отчет о налоговой базе и сумме исчисленного консолидиро ванными группами
налогоплательщиков налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ», данные которой позволят провести более точный расчет ожидаемых поступлений на последующие периоды. Приведем основные показатели, содержащиеся в этих отчетах за 2014 и 2015 гг. (табл. 2).
Анализ данных табл. 2 свидетельствует, что в течение двух лет существования института КГН, данные не имеют стабильной динамики. Если в 2014 г. основная доля прироста поступлений была
обеспечена данной категорией плательщиков, то в 2015 г. сложилась прямо противоположная ситуация. Основная доля (52%) снижения поступлений налога на прибыль приходится на участников КГН, что в суммарном выражении составляет 611 млн руб.
Приведенные данные получены в 2014 г. до завершения 2015 г., поэтому не могли быть учтены при оценке поступлений на 2015 г.
Таким образом, проведенная оценка налогового потенциала на 2015 г. не подтвердилась. Отклонение фактического поступления налога на прибыль организаций от данных оценки налогового потенциала по налогу на прибыль организаций составило 2 429 млн руб., или 19,9%.
Сложившаяся ситуация привела как к пересмотру отдельных статей расходных обязательств краевого бюджета, так и к росту размера кредита, полученного субъектом для выполнения взятых обязательств.
В ходе проведенного исследования автором установлены следующие недостатки в методике проведения оценки налогового потенциала по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Федерации.
1. При расчете оценки налогового потенциала по налогу на прибыль организаций не учитывается темп роста прибыли прибыльных организаций по России в целом в части доли поступлений, приходящейся на филиалы организаций, состоящих на учете в различных регионах страны, и участников КГН (поступления налога на прибыль от этой категории налогоплательщиков составляет 64%).
2. В расчете оценки налогового потенциала не учитывается наличие переплаты по налогу на прибыль организаций. В соответствии с п. 6 ст. 78 Налогового Кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога носит заявительный характер. По факту наличия переплаты плательщиком может быть подано заявление о ее возврате из краевого бюджета. Возврат переплаты из бюджета является выпадающим доходом анализируемого налогового периода.
Статистика возвратов налога на прибыль организаций по заявлениям организаций за 2013-2015 гг. приведена в табл. 3.
Как видно из представленных данных, влияние возврата налога на прибыль организаций на
исполнение установленных параметров значительное и составило в анализируемом периоде от 7,2 до 12,9%.
3. Отсутствие в расчете и прогнозе поступлений от корректировки на уровень собираемости налогов.
Собираемость налога на прибыль организаций согласно существующей методике
рассчитывается как отношение поступившего налога на прибыль организаций к начисленному налогу. Данные для расчета собираемости налога отражены в статистической отчетности ФНС России 1-НМ.
Кроме этого, ФНС России устанавливает ежегодно рекомендованный уровень
собираемости по налогу на прибыль для применения при его прогнозировании. На 2014 г. рекомендованный уровень собираемости установлен в размере 95,5%, на 2015 г. - 95%.
Таким образом, уровень собираемости в анализируемом периоде имеет значение, отличное от 100% начисленных сумм, которые участвуют в расчетах. Для более корректного планирования поступлений в бюджет необходимо учитывать уровень собираемости налогов.
4. Не учитывается с 2014 г. влияние на формирование краевого бюджета поступления налога на прибыль организаций в бюджет Ставропольского края от участников консолидированно й группы налогоплательщиков. Именно эта категория плательщиков существенно повлияла на отклонения фактического исполнения установленных параметров по налогу на прибыль от ожидаемого уровня. Если в 2014 г. основная доля прироста поступлений обеспечена данной категорией плательщиков, то в 2015 г. сложилась прямо противоположная ситуация. Основная доля (52%) снижения поступлений налога на прибыль приходится на участников КГН.
Все ответственные участники КГН, которые производят исчисление и уплату налога на прибыль за членов группы и их обособленные подразделения, находящиеся на территории края, состоят на налоговом учете в межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам.
Это затрудняет работу в части получения информации о совокупном финансовом результате
хозяйственной деятельности участников КГН и, как следствие, объемах исчисленного налога. По мнению автора, необходимо разработать единый подход в масштабе страны для проведения оценки налогового потенциала по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в отношении участников КГН, для чего использовать в расчете данные статистической отчетности 5-КГНМ «Отчет о налоговой базе и сумме исчисленного консолидированными группами налогоплательщиков налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации».
Подводя итог исследования оценки налогового потенциала налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Федерации, автором сделан ряд выводов.
На протяжении трех анализируемых лет бюджетные назначения устанавливаются законом Ставропольского края выше расчетного значения оценки налогового потенциала по налогу на прибыль организаций. В связи с этим в анализируемом периоде не достигнуто выполнение первоначально установленных параметров, что привело либо к невыполнению бюджетных назначений как доходной части, так и соответственно определенных статей расходных обязательств, либо к секвестированию бюджета.
Также доказана необходимость индивидуального подхода к каждой категории плательщиков налога на прибыль организаций при проведении оценки налогового потенциала краевого бюджета.
В связи с этим предлагается изменить порядок оценки налогового потенциала консолидированного бюджета субъекта
Федерации.
Определенные меры в этом направлении государством приняты. Внесены изменения в порядок расчета оценки налогового потенциала по налогу на прибыль организаций от участников консолидированной группы налогоплательщиков в части использования налогооблагаемый базы по данной категории из статической отчетности и применения к ним темпа роста прибыли прибыльных предприятий по России.
Однако, по мнению автора, эти изменения решают проблему оценки налогового потенциала только участников КГН. При этом в расчете прогнозных значений по-прежнему не участвуют показатели, которые из года в год приводят к отклонениям ожидаемых поступлений налога на прибыль организаций от фактических.
Отсюда следует, что необходимо доработать порядок оценки налогового потенциала по налогу на прибыль организаций, в котором предусмотреть влияние факторов, приведенных автором.
Корректная оценка налогового потенциала по анализируемому налогу позволит достоверно составить как доходную часть бюджета Ставропольского края, так и расходную, что является важным инструментом социально-экономической жизни региона.
Таблица 1
Расчет прогноза поступлений налога на прибыль в бюджет Ставропольского края в 2015 г.
№ строки Показатель Сумма, млн руб.
1 Налоговая база для исчисления налога на прибыль за 2013 г. 66 599,4
2 Темп роста прибыльных организаций в 2014 г. по ф. 2-п (оценка 2013 и 2014 гг. по итогам 8 мес.) 1,141
3 Прогноз налоговой базы в 2014 г. (с учетом темпа роста прибыли прибыльных организаций по ф. 2-п (стр. 1 х стр. 2) 75 989,9
4 Прогноз налога на прибыль на 2014 г. по ставке 18% (стр. 3 х 18%) 13 678,2
5 Темп роста прибыли прибыльных предприятий в 2015 г. по ф. 2 1,07
6 Прогноз налоговой базы в 2015 г. (с учетом темпа роста прибыли прибыльных организаций по ф. 2-п (стр. 1 х стр. 2 х стр. 5 или стр. 3 х стр. 5) 81 309,2
7 Прогноз налога на прибыль на 2015 г. по ставке 18% (стр. 6 х 18%) 14 635,7
8 Недоимка по налогу на прибыль по состоянию на 01.07.2014 234,1
9 Оценка поступления налога на прибыль от погашения недоимки (стр. 8 х 10%) 23,7
10 Прогноз налога на прибыль на 2014 г. (стр. 7 + стр. 9) 14 659,4
11 Установленные законом Ставропольского края параметры по налогу на прибыль на 2015 г. 15 891,1
12 Уточненные параметры по налогу на прибыль на 2015 г. 11 202,5
13 Фактическое исполнение утвержденных параметров по налогу на прибыль в 2015 г. 12 230
Таблица 2
Налоговая база и сумма исчисленного налога на прибыль организаций в бюджет Ставропольского края по участникам консолидированных групп налогоплательщиков в 2014-2015 гг.
Показатель 2014, млн руб. 2015, млн руб. Изменение 2015/2014
Млн руб. %
Налоговая база для исчисления исходя из доли 23 446 20 918,4 -2 527,6 89,2
Сумма исчисленного налога на прибыль 4 220,3 37 10,6 -509,7 87,9
Начислено налога в бюджет субъекта Российской Федерации 4 318,3 3 560,7 -757,6 82,5
Зачтен налог, уплаченный за пределами Российской Федерации 8 300 8 421 127 101,4
Сумма налога к доплате 37 408 181 046 143 638 В 4,8 раза
Сумма налога к уменьшению 143 756 39 540 -104 216 В 2,8 раза
Сумма недопоступления налога на прибыль в связи с применением пониженных ставок налога, установленных законами субъекта Российской Федерации 54 682 54 682 100
Количество участников КГН, показатели по которым и (или) по их обособленным подразделениям включены в отчет (ед.) 24 30 6 125
Таблица 3
Возврат налога на прибыль по заявлениям организаций в 2013-2015 гг.
Год (дата) Сумма возврата, млн руб. Динамика к предыдущему году Удельный вес выпадающих доходов, %
Млн руб. %
2012 458 - - -
2013 987 529 215 8,4
2014 1 735 748 176 12,9
01.12.2015 878 -857 51 7,2
Таблица 4
Расчет собираемости налога на прибыль организаций в 2013-2015 гг.
Год (дата) Начисленная сумма налога на прибыль, млн руб. Уплаченная сумма налога на прибыль, млн руб. Уровень собираемости налога на прибыль, %
2013 11 965,6 11 714,6 97,9
2014 13 978 13 409,5 95,9
01.12.2015 11 991,8 12 230,4 101,9
Список литературы
1. Афонина Е.А. Особенности поступлений налога на прибыль в бюджет Ставропольского края // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом: материалы II (IV) международной научно-практической конференции. Т. 3. Экономика. Ставрополь: СКФУ, 2013.
2. Афонина Е.А. Трансфертное ценообразование на современном этапе экономического развития // Молодые экономисты - будущему России: материалы VI международной научной конференции студентов и молодых ученых. Т. 3. Экономика. Ставрополь: СКФУ, 2014.
3. Гончаренко Л.И., Иванов Ю.Б., Майбуров И.А. Реформирование налоговой системы: обсуждение проблем и перспектив // Налоговая политика и практика. 2012. № 8. С. 10-12.
4. Кузнецов Н.Г. Развитие налоговой системы России как фактор устойчивости бюджетной системы // Современные финансовые рынки: стратегии развития: материалы Международной научно-практической конференции. 18-19 апреля 2013 г. Санкт-Петербург. СПб.: СПбГУ, 2013.
5. Коростелкина И.А. Методика планирования и прогнозирования налоговых поступлений с учетом влияния задолженности по налогам и сборам // Управленческий учет. 2011. № 3. С. 47-57.
6. Механизмы модернизации финансового сектора в условиях экономической интеграции: монография. Астана: Финансовая академия, 2014. 324 с.
7. Найденов А.С., Чусова А.Е. Сравнительный анализ привлекательности системы налогового администрирования в регионах России // Экономика региона. 2011. № 3. С. 268-272.
8. Пенухина Е., Белоусов Д., Михайленко К. Экономические эффекты налоговых реформ 2004-2009 годов: ретроспективный анализ // Вопросы экономики. 2012. № 2. С. 108-123.
9. Варакса Н.Г. Модель информационной учетно-налоговой системы // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 10. С. 22-28.
10. Варакса Н.Г. Структурные элементы налогового анализа по налогу на прибыль: макроэкономический аспект // Экономические и гуманитарные науки, 2010. № 8. С. 122-128.
11. Рощупкина В.В. Особенности налогового планирования на субфедеральном уровне // Наука в современном информационном обществе: материалы II международной научно-практической конференции. North Charleston, Create Space Independent Publishing Platform. Т. 1. 2013. С.200-203.
12. Синельников-Мурылев С., Кадочников П., Идрисов Г. Налог на прибыль предприятий: анализ реформы 2001 г. и моделирование налогового потенциала регионов. М.: Институт Гайдара, 2011. 180 с.
13. Скляр А.В. Вопросы формирования государственной и региональной налоговой политики // Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования: сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции (Минск, 21-22 апреля 2011 г.). В 2-х ч. Ч. I. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2011. 390 с.
14. Стеба Н.Д., Пивоварова Н.В., Комарова Е.И. Оценка выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с предоставлением налоговых льгот // Экономические науки. 2011. № 8. С. 185-189.
15. Налоги и налогообложение: Палитра современных проблем: монография / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 375 с.
16. Тюпакова Н.Н. Налоговое бремя как индикатор эффективности налогового механизма // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2011. Вып. № 1. С. 48-52.
17. Тюпакова Н.Н., Бочарова О.Ф. Особенности функционирования налогового механизма в транзитивной экономике // Научный журнал КубГАУ. 2011. № 2. URL: http://ej.kubagro.ru/2011/02/ pdf/41.pdf.
18. Тюпакова Н.Н. Проблемы налогового регулирования инвестиционных процессов в экономике России. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/2/ekonomika/tyupakova.pdf.
19. Филипенко А.В., Васильев И.В. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ проблем и перспектив развития доходной базы субъектов Российской Федерации // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2013. № 1. С. 154-212.
20. Мельник М.С. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 6. С. 242-249.
Финансовая аналитика: Financial Analytics:
проблемы и решения 12 (2016) 12-20 Science and Experience
ISSN 2311-8768 (Online) Tax Regulation
ISSN 2073-4484 (Print)
CONTEMPORARY ISSUES OF FORECASTING THE INCOME TAX CAPACITY OF THE CONSTITUENT ENTITY OF THE FEDERATION
CONSIDERING THE LARGEST AND CONSOLIDATED GROUPS OF TAXPAYERS Violetta V. ROSHCHUPKINA
North Caucasian Federal University, Stavropol, Russian Federation kluvil@rambler.ru
Article history:
Received 16 December 2015 Received in revised form 15 January 2016 Accepted 16 February 2016
Keywords: tax system, policies, taxpayer, control, constituent entity, federation
Abstract
Importance Corporate income tax continues to be a reliable source for budgetary replenishment, being a thoroughly examined and understandable type of taxes. The practical application of the tax laws raised issues of defining the income tax and determining its collection mechanism. Objectives The research identifies issues of completing the income tax collectability plan since there exist certain difficulties in administering taxes remitted by the largest taxpayers of the regions and consolidated groups of taxpayers.
Methods I overview the current situation of income tax collectability for the chosen fiscal period in the constituent entity of the Federation, considering proceeds from the largest taxpayers, consolidated groups of taxpayers. The article formulates weaknesses of the existing assessment methodology and recommends how the methodology should be complemented. Results The research identifies what caused the deviation from the income tax collectability plan in the constituent entity of the Federation, and substantiates how the tax administration quality should be improved in relation to the largest taxpayers and consolidated groups of taxpayers. Conclusions and Relevance The article proves an individual approach is needed to each category of income tax payers, when assessing the taxable capacity of the subfederal budget. I indicate factors and evaluate their effect on the profit part of the budget attributable to the income tax, which should be regarded to assess the taxable capacity for the budgeted period. In this respect, I suggest altering the rules for assessing the taxable capacity of the consolidated budget of the constituent entity of the Federation.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
Acknowledgments
The article was provided by the Publishing house FINANCE and CREDIT'S Information Center at the North
Caucasian Federal University.
References
1. Afonina E.A. [Specifics of income tax proceeds to the budget of the Stavropol Krai]. Sovremennye tendentsii razvitiya teorii i praktiki upravleniya v Rossii i za rubezhom. Tom 3 Ekonomika: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Contemporary Trends in the Development of Theory and Practices of Management in Russia and Abroad. Volume 3 Economics]. Stavropol, North Caucasian Federal University Publ., 2013.
2. Afonina E.A. [Transfer pricing at the present stage of economic development]. Molodye ekonomisty -budushchemu Rossii. Tom. 3 Ekonomika: materialy VI mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Proc. 6th Int. Sci. Conf. Young Economists for the Future of Russia. Volume 3 Economics]. Stavropol, North Caucasian Federal University Publ., 2014.
3. Goncharenko L.I., Ivanov Yu.B., Maiburov I.A. Reformirovanie nalogovoi sistemy: obsuzhdenie problem i perspektiv [The tax system reform: discussion of issues and prospects]. Nalogovayapolitika ipraktika = Tax Policy and Practice, 2012, no. 8, pp. 10-12.
4. Kuznetsov N.G. [Developing the tax system in Russia as a factor of the budgetary system stability]. Sovremennye finansovye rynki: strategii razvitiya: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Contemporary Financial Markets: Development Strategies]. St. Petersburg, Saint Petersburg State University Publ., 2013.
5. Korostelkina I.A. Metodika planirovaniya i prognozirovaniya nalogovykh postuplenii s uchetom vliyaniya zadolzhennosti po nalogam i sboram [Methods for tax revenue planning and forecasting, considering the
effect of taxes and levies payable]. Upravlencheskii uchet = Journal of Management Accounting, 2011, no. 3, pp. 47-57.
6. Mekhanizmy modernizatsii fmansovogo sektora v usloviyakh ekonomicheskoi integratsii: kollektivnaya monografiya [Mechanisms for updating the financial sector during the economic integration: a collective monograph]. Astana, Finansovaya akademiya Publ., 2014, 324 p.
7. Naidenov A.S., Chusova A.E. Sravnitel'nyi analiz privlekatel'nosti sistemy nalogovogo administrirovaniya v regionakh Rossii [A comparative analysis of the attractiveness of the tax administration system in the Russian regions]. Ekonomika regiona = The Region's Economy, 2011, no. 3, pp. 268-272.
8. Penukhina E., Belousov D., Mikhailenko K. Ekonomicheskie effekty nalogovykh reform 2004-2009 godov: retrospektivnyi analiz [Economic effects of the 2004-2009 tax reforms: a retrospective analysis]. Voprosy Ekonomiki, 2012, no. 2, pp. 108-123.
9. Varaksa N.G. Model' informatsionnoi uchetno-nalogovoi sistemy [IT accounting and tax system model]. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki = Economic and Humanitarian Sciences, 2010, no. 10, pp. 22-28.
10. Varaksa N.G. Strukturnye elementy nalogovogo analiza po nalogu na pribyl': makroekonomicheskii aspekt [Structural components of the income tax analysis: macroeconomic perspectives]. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki = Economic and Humanitarian Sciences, 2010, no. 8, pp. 122-128.
11. Roshchupkina V.V. [Specifics of tax planning at the subfederal level]. Nauka v sovremennom informatsionnom obshchestve: materialy II mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 2nd Int. Sci. Conf. Science in the Modern Information Society]. North Charleston, Create Space Independent Publishing Platform, 2013, vol. 1, pp. 200-203.
12. Sinel'nikov-Murylev S., Kadochnikov P., Idrisov G. Nalog na pribyl' predpriyatii: analiz reformy 2001 g. i modelirovanie nalogovogo potentsiala regionov [Corporate income tax: an analysis of the 2011 reform and modeling of the regions' taxable capacity]. Moscow, Gaidar Institute Publ., 2011, 180 p.
13. Sklyar A.V. [Issues of formulating the State and regional tax policies]. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki i povyshenie effektivnosti deyatel'nosti sub"ektov khozyaistvovaniya: materialy VII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 7th Int. Sci. Conf. State Regulation of Economy and Enhancement of Businesses' Performance]. Minsk, Academy of Public Administration under the Aegis of the President of the Republic of Belarus Publ., 2011, 390 p.
14. Steba N.D., Pivovarova N.V., Komarova E.I. Otsenka vypadayushchikh dokhodov byudzhetov sub"ektov Rossiiskoi Federatsii v svyazi s predostavleniem nalogovykh l'got [Assessment of shortfall in income of budgets of the Russian regions due to tax benefits]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2011, no.8, pp.185-189.
15. Nalogi i nalogooblozhenie: Palitra sovremennykh problem: monografiya [Taxes and taxation: A range of contemporary issues: a monograph]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2014, 375 p.
16. Tyupakova N.N. Nalogovoe bremya kak indikator effektivnosti nalogovogo mekhanizma [Tax burden as a tax mechanism efficiency indicator]. Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Proceedings of Kuban State Agrarian University, 2011, iss. 1, pp. 48-52.
17. Tyupakova N.N., Bocharova O.F. [Specifics of tax mechanism in transitive economy]. Nauchnyi zhurnal KubGAU, 2011, no. 2. (In Russ.) Available at: http://ej.kubagro.ru/2011/02/pdf/41.pdf.
18. Tyupakova N.N. Problemy nalogovogo regulirovaniya investitsionnykh protsessov v ekonomike Rossii [Issues of tax regulation of investment processes in the Russian economy]. Available at: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/2/ekonomika/tyupakova.pdf. (In Russ.)
19. Filipenko A.V., Vasil'ev I.V. Otchet o rezul'tatakh ekspertno-analiticheskogo meropriyatiya "Analiz problem i perspektiv razvitiya dokhodnoi bazy sub"ektov Rossiiskoi Federatsii" [Report on results of the expert and analytical initiative 'An Analysis of Issues and Prospects of Developing the Income Base of Constituent Entities of the Russian Federation']. Byulleten' Schetnoi palaty Rossiiskoi Federatsii = Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation, 2013, no. 1, pp. 154-212.
20. Mel'nik M.S. Finansovye i denezhno-kreditnye metody regulirovaniya ekonomiki v usloviyakh mirovogo finansovo-ekonomicheskogo krizisa [Financial and monetary methods for economic regulation during the global financial and economic crisis]. Biznes v zakone = Business in Law, 2013, no. 6, pp. 242-249.