Научная статья на тему 'Проблемы осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации'

Проблемы осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3431
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РАБОТОДАТЕЛЬ / РАБОТНИК / ТРУДОВЫЕ ГАРАНТИИ / ТРУДОВЫЕ ПРАВА / CITIZEN OF THE RUSSIAN FEDERATION / FOREIGN CITIZEN / LABOUR ACTIVITY / EMPLOYMENT / EMPLOYER / EMPLOYEE / LABOUR GUARANTEES / LABOUR RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Табакова Наталья Александровна, Говорова Анастасия Олеговна

В статье рассматриваются основные проблемы осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации. Существующая сегодня непростая процедура привлечения указанной категории работников, постоянно меняющаяся нормативная база в данной области, а также разрозненность процедуры регулирования многих вопросов усложняются отсутствием единого закона о привлечении иностранных работников, что создает предпосылки для нарушения законодательства иностранными гражданами и работодателями и получения ими различных нелегальных доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Табакова Наталья Александровна, Говорова Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of implementation of labour activity of foreign citizens in the Russian Federation

The article discusses the main problems of implementation of labour activity of foreign citizens in the Russian Federation. Existing today not easy procedure to attracting this category of workers, constantly changing regulatory framework in this area, as well as the fragmentation of many administration procedures are complicated there is no single law on attracting foreign workers, which creates conditions for violations of the law by foreign citizens and employers and getting them different illegal income.

Текст научной работы на тему «Проблемы осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации»

Табакова Наталья Александровна

Краснодарский университет МВД России (тел.: +79181372785)

Говорова Анастасия Олеговна

Кубанский государственный университет (тел.: +79280370287)

Проблемы осуществления трудовой деятельности иностранных граждан

в Российской Федерации

В статье рассматриваются основные проблемы осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации. Существующая сегодня непростая процедура привлечения указанной категории работников, постоянно меняющаяся нормативная база в данной области, а также разрозненность процедуры регулирования многих вопросов усложняются отсутствием единого закона о привлечении иностранных работников, что создает предпосылки для нарушения законодательства иностранными гражданами и работодателями и получения ими различных нелегальных доходов.

Ключевые слова: гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, трудовая деятельность, трудоустройство, работодатель, работник, трудовые гарантии, трудовые права.

N.A. Tabakova, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79181372785;

A.O. Govorova, Kuban State University; tel.: +79280370287.

Problems of implementation of labour activity of foreign citizens in the Russian Federation

The article discusses the main problems of implementation of labour activity of foreign citizens in the Russian Federation. Existing today not easy procedure to attracting this category of workers, constantly changing regulatory framework in this area, as well as the fragmentation of many administration procedures are complicated there is no single law on attracting foreign workers, which creates conditions for violations of the law by foreign citizens and employers and getting them different illegal income.

Key words: citizen of the Russian Federation, foreign citizen, labour activity, employment, employer, employee, labour guarantees, labour rights.

В связи с постоянной модернизацией законодательства, за которым многие не успевают уследить, сегодня все более остро встает проблема осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в РФ. С одной стороны, законодатель старается упростить для иностранцев процедуру оформления на работу, а с другой - вводит все больше ограничений, увеличивает документооборот.

В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса РФ «каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а

также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника» [1].

При этом установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства не является дискриминацией.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В соответствии со ст. 34, 37 Конституции РФ

121

каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [2]. Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, в которой говорится, что «иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом» [3]. Основная проблема как раз и состоит в том, что для иностранцев предусмотрен ряд ограничений и особенностей осуществления трудовой деятельности на территории РФ, которые также затрагивают работодателя. На последнем лежат обязанности и ответственность, связанные с получением разрешения на привлечение иностранных работников, разрешений на работу, приглашений, постановкой на учет по месту пребывания, обеспечением жильем, медицинской помощью, уведомлением государственных органов о заключении и изменении трудовых или гражданско-правовых договоров с такими лицами.

Работодателем для иностранца в России является не любое физическое или юридическое лицо, а только те из них, которые получили разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Довольно часто трудовые правоотношения заменяются гражданско-правовыми в рамках договора об оказании услуг. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ для получения у иностранного гражданина необходимых услуг по гражданскому договору заказчик таких работ и услуг также должен получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников [3]. Для заключения с иностранцем договора (трудового или гражданско-правового), с одной стороны, работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а с другой - работник должен иметь разрешение на работу [3]. Однако из этого правила есть ряд исключений, когда разрешение на работу иностранным гражданам не требуется. Так, в соответствии с пп. 1-9 ч. 4 ст. 13 ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «...указанный порядок не распространяется на иностранных граждан: постоянно или временно проживающих в РФ; являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;

являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;

являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;

обучающихся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

обучающихся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнер-ствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

приглашенных в РФ в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством РФ, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством РФ, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

приглашенных в РФ с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образова-

122

ния, за исключением духовных образовательных организаций;

прибывших в РФ не более чем на тридцать дней для осуществления гастрольной деятельности (организации и проведения на основании гражданско-правовых договоров на возмездной основе мероприятий, в ходе которых иностранный гражданин, являющийся творческим работником, осуществляет публичное исполнение произведений литературы, искусства или народного творчества);

приглашенных в РФ в качестве медицинских, педагогических или научных работников в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;

являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории РФ представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами РФ;

осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса РФ;

признанных беженцами на территории РФ, -до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

получивших временное убежище на территории РФ, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища» [3].

Кроме того, разрешение не требуется при наличии международного договора, предоставляющего соответствующие льготы в трудоустройстве на территории РФ гражданам конкретного иностранного государства. Так, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее - ЕврАзЭс), подписанным в г. Астане 29 мая 2014 г. (в редакции от 8 мая 2015 г.), работодатели и (или) заказчики работ (услуг) вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности граждан государств - членов Союза (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) без учета каких-либо ограничений, а гражданам этих государств, в свою очередь, не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности.

Таким образом, трудовой договор либо гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики заключается без патента.

Граждане государств - членов ЕврАзЭс, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены их семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. В случае пребывания граждан

государств - членов ЕврАзЭс на территории другого государства - члена ЕврАзЭс свыше 30 суток с даты въезда эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.

Кроме того, согласно ч. 4.5 ст. 13 ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без получения соответствующего разрешения на их привлечение и использование, если иностранные граждане:

прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы;

являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности именно как высококвалифицированные специалисты;

являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в РФ в соответствии со ст. 13.2 ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ;

обучаются в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

направляются для работы в расположенные на территории РФ филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов Всемирной торговой организации.

В общем порядке осуществлять трудовую деятельность иностранные граждане, временно пребывающие и проживающие на территории РФ, могут только при наличии разрешительной документации. Форма привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан зависит от страны, из которой прибыл иностранный гражданин: безвизовой или визовой. Следует также отметить, что по сравнению с российскими гражданами, которые при определенных условиях могут заключать трудовой договор с 14 лет, иностранные граждане значительно ограничены в такой возможности. Общим условием для получения иностранным гражданином разрешения на работу на территории РФ является достижение им возраста 18 лет.

Для привлечения иностранного работника из дальнего зарубежья, когда иностранному гражданину требуется получать визу, работодателю необходимо собрать большой пакет документов.

Государство стремится защитить российский рынок труда и ежегодно определяет квоты на привлечение иностранных работников, т.е.

123

максимальное количество иностранцев, которые могут в текущем году трудиться по той или иной специальности.

Порядок определения органами государственной власти субъекта Рф потребности в привлечении иностранных работников, прибывших в визовом порядке, в том числе увеличения (уменьшения) размера потребности в привлечении иностранных работников, устанавливается приказом Минтруда России от 23 января 2014 г. № 27н.

Для получения организацией указанной квоты необходимо каждый год подавать заявление о потребности в иностранцах в службу труда и занятости населения. При этом, если организация хочет привлекать к труду иностранцев, она должна подавать заявления на следующий год уже в начале текущего года. Так, чтобы получить квоту на привлечение иностранных работников в 2016 г., заявление необходимо подать до 1 августа 2015 г. Кроме того, у работодателя должно быть обоснование привлечения иностранной рабочей силы.

Потребность в привлечении иностранных работников определяется на основании заявок работодателей, заказчиков работ (услуг) (за исключением физических лиц, привлекающих иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) о потребности в привлечении указанных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг), которые рассматриваются межведомственной комиссией субъекта РФ по вопросам привлечения и использования иностранных работников из числа представителей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта РФ, заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, включая территориальный орган ФМС России, территориальный орган ФНС России, территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости, и органов исполнительной власти субъектов РФ (далее - комиссия субъекта РФ).

Заявка работодателя об увеличении (уменьшении) размера потребности представляется в уполномоченный орган субъекта РФ на бумажном носителе или в электронной форме при электронном взаимодействии с использованием информационно-аналитической системы определения потребности в привлечении иностранных работников, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.migrakvota.gov.ru).

Комиссия субъекта РФ не позднее 25 дней со дня поступления заявки работодателя в уполномоченный орган субъекта РФ принимает решение об удовлетворении в полном объе-

ме, отклонении полностью или частично заявки работодателя.

Следующий шаг - получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников, которое выдается сроком на один год. После чего нужно получить приглашение для работника на въезд в РФ, обратившись с ходатайством, вместе с которым предоставляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина, в ФМС России или ее территориальный орган, т.к. на его основании иностранцу выдается виза. Срок рассмотрения документов составляет 30 дней. Работодатель или заказчик работ (услуг), как принимающая сторона, должен не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия иностранного работника в место пребывания направить соответствующее уведомление в территориальный орган ФМС России. При приеме на работу иностранца, прибывшего на территорию РФ в порядке, требующем получения визы, работодатель также в трехдневный срок обязан уведомить ФМС России о данном факте.

Что же касается налогового регулирования, то работодатель должен уплатить государственную пошлину в размерах, установленных Налоговым кодексом РФ (ст. 333.28):

«за выдачу приглашения на въезд в РФ иностранным гражданам или лицам без гражданства - 800 рублей за каждого приглашенного;

за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников - 10000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника;

за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства -3500 рублей» [4].

С 1 января 2015 г. уведомление налоговой инспекции о привлечении иностранных работников не требуется.

На основании вышеизложенного видно, что сам процесс привлечения «визовых» иностранных работников, предоставления указанных выше жилищных и медицинских гарантий и документов является чрезмерно сложным и затратным.

Для привлечения иностранного работника, являющегося гражданином ближнего зарубежья (Украины, Абхазии, Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Южной Осетии), получение визы не требуется. Для трудоустройства такому гражданину необходимо получить патент. Работодателю не нужно получать разрешение на привлечение такой рабочей силы.

Привлекать иностранных граждан на условиях, установленных ст. 13.3 ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового до-

124

говора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.

Иностранный гражданин в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ имеет право самостоятельно либо через уполномоченную субъектом РФ организацию обратиться в территориальный орган ФМС России с заявлением о выдаче разрешения на работу. Срок рассмотрения заявления составляет не более 10 рабочих дней со дня представления документов. Патент выдается на срок от 1 до 12 месяцев, который может продлеваться неоднократно на срок от 1 месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более 12 месяцев со дня его выдачи.

Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории РФ, обязаны в срок до 3 рабочих дней уведомить об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Начало течения срока - день трудоустройства иностранного гражданина.

Временно пребывающий или проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу или на территории которого он временно проживает.

Основной трудностью с точки зрения налогообложения является тот факт, что доходы иностранцев, не имеющих статус резидента, облагаются НДФЛ по ставке 30%, в то время как у резидентов, как и у российских граждан, - 13%. В соответствии со ст. 224 Налогового кодекса РФ исключение составляют иностранные работники, являющиеся высококвалифицированными специалистами, и иностранцы, работающие у физических лиц на основании патента,

лица, которым выплачиваются дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций, и ряд других [4].

Если с государством, гражданином которого является иностранный работник, у России заключен международный договор, то налогообложение будет происходить в соответствии с ним.

Трудовые отношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства оформляются в том же порядке, что и с гражданами РФ, -в соответствии с Трудовым кодексом РФ, учитывая особенности, предусмотренные ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ и рядом других нормативных правовых актов.

Следует отметить, что регулирование вопросов труда очень тесно связано с международным правом. Трудовой кодекс РФ проходил свою разработку при участии экспертов Международной организации труда, благодаря чему он вобрал в себя многие международные нормы о труде.

Основная проблема миграционного законодательства РФ состоит в разрозненности процедур регулирования тех или иных вопросов, в частности вопросов трудового положения иностранных граждан, прибывающих в РФ. С 2013 г. в Государственной Думе обсуждается введение отдельного миграционного кодекса для регулирования процесса привлечения трудовых мигрантов, однако на сегодняшний день нет единого закона о привлечении иностранных работников, вся законодательная база по этому вопросу находится в разных федеральных законах, отдельных приказах фМс России и некоторых кодексах РФ (ТК РФ, НК РФ, КоАП РФ). Необходимы определенная системность в данном вопросе, более четкое распределение основных сфер регулирования миграционного права.

1. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

1. Labour Code of the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 30, 2001 № 197-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

2. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on Dec. 12, 1993. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

3. On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation: fed. law d.d. July 25, 2002 № 115-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

4. Tax Code of the Russian Federation (Part II): fed. law d.d. Aug. 5, 2000 № 117- FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.