УДК657.222; 336.1
М. Р. Гильмиярова
ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА: ПРАВИЛА ТРУДОУСТРОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В статье рассмотрены вопросы трудоустройства иностранных граждан. Приведены различия в требуемых от иностранных лиц документах, в зависимости от их статусов, определяемых на основании Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Ключевые слова: мигрант, иностранный гражданин, статус, патент, уведомление.
В последние годы правила приема на работу иностранных граждан изменялись достаточно часто. Основные нововведения стали действовать с конца 2015 года, с момента начала действия новой главы 50.1 в Трудовом кодексе Российской Федерации, посвященной устройству на работу жителей других стран. Не считая этого, в начале 2015 года поменялся порядок приема на работу безвизовых временно пребывающих иностранцев. В настоящее время они имеют право работать в России на основе патента, т. к. разрешение на работу оформлять больше не требуется [1].
Информация о действующих в настоящее время административных санкциях при трудоустройстве иностранца с нарушениями приведена ниже [4]. Указанные штрафные меры применяются в отношении каждого работника, который принят с нарушениями:
1) за вовлечение в работу иностранца, не имеющего разрешения на работу или патента, принятие иностранца на должность, не указанную в патенте или в разрешении на работу, привлечение к работе иностранца вне пределов субъекта, на территории которого ему выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, а также за привлечение к труду мигранта без соответствующего разрешения на привлечение и использование иностранцев должностному лицу грозит штраф от 25 до 50 тыс. руб., организации и предпринимателю — от 250 до 800 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток;
2) не уведомление или нарушение установленного порядка уведомления миграционной службы о заключении или расторжении трудового договора предполагает взыскание с должностного лица штрафа от 35 до 50 тыс. руб., с фирм и предпринимателей — от 400 до 800 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток;
3) не постановка мигранта на миграционный учет влечет штраф должностному лицу от 40 до 50 тыс. руб., организации и бизнесмену — от 400 до 500 тыс. руб.
На рисунке 1 приведен алгоритм присвоения иностранцу того или иного статуса.
При приеме на работу иностранного гражданина, во-первых, необходимо получить от него документ, подтверждающий его статус и правомерность нахождения на территории РФ. Вид такого документа определяется в зависимости от статуса иностранца: временно пребывающий, постоянно или временно проживающий.
Далее приведен перечень документов, которые необходимо затребовать от иностранца при приеме его на работу:
- у безвизовых временно пребывающих граждан (за исключением граждан Белоруссии) — миграционную карту (в ней должно быть указано, что цель посещения РФ — трудоустройство);
- у визовых временно пребывающих граждан — визу;
- у временно проживающих в Российской Федерации иностранцев — разрешение на временное проживание (как правило, его срок — 3 года, имеет форму штампа в паспорте или форму отдельного документа);
- у иностранцев, постоянно проживающих в Российской Федерации, — вид на жительство (максимальный срок действия данного документа — 5 лет).
Катчгор]и (сгагус) иностранного работешка
* * * * *
Временно пребывающий в РФ Временно проживающий в РФ Постоянно прожнвающнЗ в РФ
f + •
врщнош на
ТГТОЖТОфНЯ РФ. МИйрЫЙ п|ж;ж: к
ПН1Г'Т;,'М Л'Г'Т-Т.^'?
пргйлиыЕцва »1 црррвтортта РФ ■
[юхор«^ прими ни ввоД лракы
Ивлпрдач. |р™п» □рг!шнамцв11 на РФ ■
(кЯНЮвйН ООр^ДЬ^. ЕКМйр«^ зтрясыл В1
о|М
Лтаа. вапутаип» Зйзрсшпшс ва грпютом-11^1ЛЛ1ШНГ1 РФ
Лит. жцтжвяш?, ИЗ 1 РФ
-Плыл К^ийиНЕЗГГ ■
РФ по пряглютт в
1МЛ>ЧйВЕып >з|[р;лкт[||ук1 Елрзу.
310 НС ЕГЕСИЛЛСГ И1Ш и ЗЛП£ПЛ10 11.~Э1
рнуави и а
прлзлш«
ЛнМ<Ч ггун-ЬмпЕг: ■ РФ к кг
пь^тт ШЕИ:. ШЕЛ шо^пия ИЙ ифрвго^ил Рфлгйалс! № I1сЧпШг
13А сутог Г'[>:■!: [грвдткяктся. еслн нпост^^п^ шлнш ТруЛвЮЙШНГрОАЛЛии^и^ОВОЙ догокф-^ва ерш згйтнллггошдо. во»е Ёса« I I <Ш « зия 61(1,13 с №). ) Пй Г.Ч11
раирспищ!« из работу
Вргипшм прохпиин 1Щ1ИЕрАД|г1 ."М(й атылгэ е. плгпогчг ■маранид, .пиве
□ра^пныпв? ЯЙЗПсрЛДаг! ЕНДИа
зяуыпн. югсрый ■ьдаптл и 5 ст
Пс^тЕе^дЕЛ спой
стпуг шоприед
МНОГО-ТНЙ1
йбшшшй!
Г1бОЧ(в 1Н10Й
ЗнМ ипипз Подпедапъ
гг;!;р!р л.-.-ни ]'£■. ПОАЫИ с1аг>с
лозлшэ гриддн ТС, з1Ки-г:р.111гц жжет
ы«ут .Эйкумяпвм,
гу 334.711 ЕС Уичраикы, удолевгряющшм: дао
лиши
Украшы.
АзсрбоДпсшна,
Молдон ■ Арнлшн
Вреилшо п^ллыюлмВ ииосгрисл] не карала «ущкпят
ЗН1М1Я«11 ЦНг п^р^ое ртср|[1. 1Г1
тщагэра нприв [кирепяяр »рялик« пртиаим
ПоаучЕп ЕВД
ирйиилщн^ ■ -1<И>Н1ор«ш РФ №
>ЕЛЕН! I ТОД1
Рис. 1. Различия в порядке трудоустройства иностранного гражданина в Российской Федерации в зависимости от его правового статуса при нахождении на территории Российской Федерации
Помимо отмеченных документов, с некоторых иностранных работников необходимо получить еще дополнительные бумаги, разрешающие работу в России [2]. Например, для безвизовых временно пребывающих иностранцев необходимо получить патент на работу в России. Напомним, вместо разрешения на работу представлять именно этот документ иностранцы должны с 2015 года. Само разрешение на работу с 2015 года требовать от мигрантов не надо. При этом для временно пребывающих граждан республик Беларусь, Казахстан и Армения указанные документы не требуются — в отношении таких лиц действует международный договор о сотрудничестве стран ЕС (такие граждане принимаются на работу в Российской Федерации на тех же условиях, что и для россиян).
При приеме на работу визовых временно пребывающих иностранцев, работодателю необходимо будет дополнительно оформить специфические документы:
- разрешение на привлечение иностранцев для работодателя;
- разрешение на работу в России для иностранца;
- приглашение на въезд.
Остальные документы, которые нужны для трудоустройства иностранцев, такие же, что и для россиян, а именно: паспорт, документ об образовании, трудовая книжка и СНИЛС (для впервые трудоустроенных иностранных граждан работодатель также обязан оформить для них трудовую книжку и СНИЛС).
Работодатель для иностранного работника является принимающей стороной, на которую возлагается обязанность вести миграционный учет, т. е. сообщить в органы ФМС информацию о прибытии мигранта (отдельных иностранцев ставить на миграционный учет нет необходимости — если у него есть собственность в Российской Федерации).
Для постановки на миграционный учет иностранных работников необходимо направить в миграционную службу уведомление по утвержденной ФМС России форме в течении 7 дней со дня прибытия к работодателю иностранца (приложение № 2 к приказу № 147 от 28.06.2010). Для выше упомянутых граждан Таджикистана действует срок 15 дней, для граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан — 30 дней. Такое уведомление может быть направлено в территориальный орган ФМС лично, почтой или посредством обращения в МФЦ [3].
Следующий шаг — заключение трудового договора. Он может дублироваться на иностранном языке, понятном для мигранта. Трудовой договор заключается на основании представленных иностранцем документов, удостоверяющих личность, и иных необходимых. При этом потребуется запросить у него построчный перевод документов на русский язык. Как и для любого работника при прочих равных условиях при приеме на работу иностранца необходимо оформить бессрочный трудовой договор, исключением являются только сезонные работы. Сам по себе факт принятия на работу мигранта на основании разрешительных документов, которые действуют определенное время, не является основанием для составления срочного договора (статья 327.1 Трудового Кодекса Российской Федерации), когда срок разрешения или патента закончится, мигранта необходимо будет уволить.
Таким образом, аккумулируем в единую таблицу все особенности трудоустройства иностранного работника (см. табл. 1).
При заключении или расторжении трудового договора с иностранцем об этом в течение 3 рабочих дней необходимо оповестить территориальный орган ФМС России по соответствующим формам документов — приложения 19 и 20 к приказу № 147 от 28.06.2010). При этом, если иностранец период работы в РФ получает российское гражданство, и в трудовой договор вносятся соответствующие изменения, сообщать об этом в миграционную службу нет необходимости.
Помимо данной бумажной волокиты, есть также свои особенности и в налогообложении выплат иностранным работникам. Главной трудностью с позиции налогообложения является налоговый статус физического лица. Для нерезидентов — лиц, находящихся на территории РФ в общей сложности более 183 календарных дней на протяжении 12 следующих подряд месяцев, действует повышенная ставка НДФЛ 30 % (у резидентов, как и у граждан РФ — 13 %). Исключение составляют иностран-
ные высококвалифицированные специалисты и иностранцы, работающие у физических лиц на основании патента. Кроме того, период нахождения физического лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы страны для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Таблица 1
Нюансы трудоустройства иностранного специалиста
Статус иностранного работника
Нужно ли работодателю для привлечения иностранного работника выполнять те или иные действия Постоянно проживающий в России Временно проживающий в России Временно пребывающий в России гражданин Таможенного союза Временно пребывающий в России в визовом порядке гражданин Временно пребывающий в России в безвизовом порядке гражданин
Иностранный работник са-
мостоятельно получает разрешение X X X V X
на работу
Работодатель получает разрешение
на привлечение и использование X X X X V
иностранного работника
Территориальные ограничения
для иностранного работника — гражданин вправе работать только в X V X V V
определенном регионе
Допустимая доля (квота)
привлечения иностранцев по отдельным видам экономической х X X V V
деятельности
Работодатель подает заявку на
привлечение иностранного работника X X X X V
в службу занятости
Работодатель получает приглашение
на въезд на территорию РФ для Х X X X V
иностранного работника
Работодатель оформляет разрешение
на работу для иностранного X X X X V
работника
Работодатель оформляет с
иностранцем трудовые отношения, V V V V V
заключает договор и издает приказ о
приеме на работу
Работодатель уведомляет
территориальный орган ФМС
(в отношении граждан стран ТС X X V V X
только в случае, если работодатель —
принимающая сторона)
Работодатель уведомляет службу
занятости о заключении трудового X X X V X
договора с иностранным работником
Работодатель уведомляет налоговый
орган о привлечении иностранного работника X X X V V
Также, если с государством, гражданином которого является иностранный работник, у России заключен международный договор, то налогообложение будет происходить в соответствии с ним. К таким документам, например, относятся соглашения об избежании двойного налогообложения с Азербайджанской республикой от 3 июля 1997 года, с Белоруссией от 21 апреля 1995 года, Узбекистаном от 2 марта 1994 года, Украиной от 8 февраля 1995 года и др.
Если иностранному работнику будет присвоен статуса резидента, по итогам календарного года ему может быть произведен перерасчет (по ставке 13 %) и возврат излишне уплаченной суммы налога. Для этого сам иностранец должен обратиться в налоговый орган, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания) и представить налоговую декларацию и документы, подтверждающие статус налогового резидента в соответствующем налоговом периоде. Однако с учетом специфики иностранных работников (незнание русского языка, периодические выезды из страны, сезонный характер работы) их обращение в налоговый орган иногда может быть весьма затруднительным.
В сфере обязательного страхования в отношении иностранных работников также существует ряд нюансов. Так, не начисляются страховые взносы на суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховые взносы с выплат иностранных специалистов (за исключением специалистов стран ЕАЭС) представлены в таблице 2.
Таблица 2
Страховые взносы с выплат иностранным специалистам (за исключением специалистов стран ЕАЭС)
Статус Вид договора Страховые Страховые Страховые Страховые
иностранного взносы в взносы в взносы в ПФР взносы от НС
специалиста ФСС РФ ФОМС РФ и ПЗ
Временно ГПД - - + + **
пребывающий ТД +* - + +
Временно ГПД - + + + **
проживающий ТД + + + +
Постоянно ГПД - + + + **
проживающий ТД + + + +
* Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (за исключением ВКС), являются лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при условии уплаты за них страховых взносов за период не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. ** Иностранный специалист, работающий по ГПД, подлежит обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
С 1 января 2015 года обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов) иностранцы. Для выплат таким работникам установлен специальный пониженный тариф взносов в ФСС Российской Федерации — 1,8 %. При этом, право на получение страхового обеспечения эта категория застрахованных лиц приобрета-
ет при условии уплаты за них страховых взносов не менее, чем за шесть месяцев до наступления страхового случая, то есть фактически, право на получение пособия по временной нетрудоспособности, рассматриваемой категории застрахованных лиц, может быть приобретено не ранее, чем с 1 июля 2015 года.
Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации, не признаются застрахованными лицами согласно закону об обязательном медицинском страховании. Соответственно, страховые взносы в фонд ОМС не начисляются на выплаты, производимые в пользу указанных лиц.
Для целей обязательного пенсионного страхования застрахованными лицами являются, в том числе, иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением ВКС), временно пребывающие на территории Российской Федерации.
При применении норм законов о страховых взносах следует учитывать, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные нормы, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Так, Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (Договор о ЕАЭС) установлено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся из государств — членов Договора (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России) и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. То есть социальное страхование (кроме пенсионного) таких лиц, работающих в Российской Федерации, осуществляется наравне с гражданами Российской Федерации независимо от их статуса. Страховые взносы в ФСС и ФФ ОМС уплачиваются по общим ставкам. Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.
Налогообложение НДФЛ и обложение страховыми взносами выплат высококвалифицированным иностранным гражданам имеет ряд особенностей:
- в отношении доходов, получаемых физическим лицом от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста, ставка НДФЛ установлена в размере 13 % независимо от того, является ли данное лицо налоговым резидентом Российской Федерации или нет;
- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ВКС, работающие по трудовым договорам постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, не исключены из числа застрахованных лиц, т. е. выплаты по трудовым договорам в пользу указанной категории граждан облагаются взносами в ФСС Российской Федерации, лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не подлежат;
- ВКС, имеющие статус временно пребывающих в Российской Федерации, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не подлежат, выплаты в их пользу страховыми взносами в ФСС Российской Федерации не облагаются;
- в части обязательного медицинского страхования такие лица не являются застрахованными лицами по ОМС независимо от статуса их нахождения в Российской Федерации;
- временно пребывающие в Российской Федерации иностранные ВКС не являются застрахованными лицами по пенсионному страхованию и, соответственно, на выплаты им страховые взносы в ПФР не начисляются;
- постоянно или временно проживающие иностранные ВКС являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию, соответственно, выплаты по трудовым (гражданско-правовым) договорам, произведенные в пользу указанных лиц, облагаются страховыми взносами в ПФР.
В заключение отметим, что правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает допустимую долю зарубежных работников для разных отраслей экономики. На текущий 2016 год действуют следующие ограничения (см. табл. 3).
В последние годы трудовое законодательство в части приема на работу иностранных граждан заметно ужесточилось [5]. Для многих работодателей оформление трудовых отношений с иностранными работниками стало настоящей головной болью.
Таблица 3
Доля иностранных работников в общей численности работников, используемых
указанными хозяйствующими субъектами
Виды деятельности хозяйствующих субъектов 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Розничная торговля алкогольными
напитками, включая пиво 0 0 0 0 25 % 15 % 15 % 15 %
(код 52.25.1 в ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1)
или код 47.25.1 в ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2))
Розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31 в ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) или 0 0 0 0 0 0 0 0
код 47.73 в ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2))
Розничная торговля в палатках и на рынках (код 52.62 в ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) или 0 0 0 0 0 0 0 0
код 47.8 в ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2))
Прочая розничная торговля вне магазинов (код 52.63 в ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) или 0 0 0 0 0 0 0 0
код 47.99 в ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2))
Прочая деятельность в области спорта (код 92.62 в ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) или 25 % 25 % 25 % 25 % 25 % 25 % 25 % 25 %
код 93.19 в ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2))
Овощеводство
(код 01.12.1 в ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) Х Х Х Х Х Х 50 % 50 %
или код 01.13.1 в ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2))*
Розничная торговля табачными изделиями
(код 52.26 в ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) или Х Х Х Х Х Х 15 % 15 %
код 47.26 в ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2))
Деятельность прочего 40 % для кода 49.3 и 35 % для кода 49.41
сухопутного транспорта (код 60.2 в ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) или код 49.3 или код 49.41 в ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) Х Х Х Х Х Х 50 %
* не распространяется на работодателей из Республики Крым, Кабардино-Балкарской Республики, Краснодарского края, Ставропольского края, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Московской, Ростовской и Саратовской областей
Кроме того, ужесточилась и ответственность за нарушения правил приема на работу иностранных граждан: как для организаций, так и для самих мигрантов. Обязанность ответственного работодателя — отслеживать изменения в трудовом законодательстве, относящиеся к процедурам оформления трудоустройства иностранцев. Выполнение требований Трудового Кодекса РФ убережет организацию от множества проблем, особенно, если прием на работу иностранных граждан — постоянная практика работодателя. Нетипичным является также и налогообложения и обложение страховыми взносами выплат данным гражданам.
Литература
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
2. Богатырева С. Н. Проблемы утверждения форм первичных документов // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Экономические и технические науки». Выпуск 1. Псков: Псковский государственный университет, 2012. С. 98-103.
3. Гильмиярова М. Р. Концептуально-понятийные основы развития аутсорсинга // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Экономика, право и управление». Выпуск 2. Псков: Псковский государственный университет, 2015. С. 3-10.
4. Минеева И. Н. Новые правила трудоустройства иностранных граждан в территории Российской Федерации // «Юридические чтения», материалы заочной научно-практической конференции. 2016. С.25-28.
5. Соболева О. А., Богданович И. С. Место внутреннего контроля в системе управления предприятием и форма его организации // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Экономические и технические науки». Выпуск 5. Псков: ПсковГУ, 2014. С. 66-74.
Об авторе
Гильмиярова Мария Рафиковна — старший преподаватель кафедры учета, анализа и налогообложения, аспирант, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Псков, Россия. E-mail: buh-gmr@yandex.ru
M. R. Gilmiyarova
FOREIGN WORKERS: RULES OF EMPLOYMENT AND TAXATION
PECULIARITIES
The article considers the rules of employment of foreign citizens. Was given the differences in demandfrom foreign entities documents depending on their status, determined on the basis of the Federal Law on legal status of foreign citizens in the Russian Federation. Key words: migrant, foreign national status, patent, notice.
About the author
Gilmiyarova Maria Rafikovna, Senior Lecturer of the Accounting, Analysis and Taxation Department, graduate student, Financial and Economic Faculty, Pskov State University, Pskov, Russia.
E-mail: buh-gmr@yandex.ru