ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ
Н.С.КУЛАЕВА,
консультант по налогам аудиторско-консалтинговой группы «ВКЯ-ИНТЕРКОМ-АУДИТ»
Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность по трудовому договору или по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенному с юридическими или физическими лицами, в том числе с иностранными юридическими лицами и с иностранными гражданами, зарегистрированными в качестве иностранных предпринимателей.
Работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных граждан для выполнения работы только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выданного в установленном законом порядке. Для этого необходимо лишь уведомить территориальный орган ФМС России и соответствующий орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, установлен постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» (далее — Постановление № 681).
В соответствии с п. Зет. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и п. 4 Постановления № 681 разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (ФМС России) или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения.
Приказом ФМС России от 25.12.2006 № 369 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников и формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников» была установлена форма бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Одновременно с заявлением должны быть представлены следующие документы:
• заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения иностранных работников;
• проекттрудового договора или иные документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;
• документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
• для российского юридического лица:
— копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
— копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
• для иностранного юридического лица:
— копия свидетельства о регистрации юридического лица;
— копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в Российской Федерации;
— копия свидетельства об открытии филиала и копия свидетельства о его аккредитации;
— копия разрешения на открытие представительства и копия свидетельства о его аккредитации;
• для индивидуального предпринимателя:
— копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
— копия документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя;
— копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации.
За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников взимается государственная пошлина — 3 ООО руб. за каждого привлекаемого иностранного работника (подп. 12 п. 1ст. 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации, далее — НК РФ).
Порядок выдачи заключения территориальными органами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения иностранных работников регламентирован приказом Минтруда России от 15.07.2003 № 175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников».
Заключение территориальных органов службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников составляется с учетом принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест с учетом:
— наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы;
— наличия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов;
— обеспечения равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам Российской Федерации;
— предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости российских граждан.
Квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию устанавливаются Правительством РФ.
Федеральная миграционная служба Российской Федерации принимает решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы в течение 30 дней со дня подачи работодателем всех указанных документов.
В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи документов (п. 8 Постановления № 681).
Если принято решение об отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, то в течение пяти дней после принятия такого решения работодателю направляется в письменном виде мотивированный отказ в выдаче разрешения.
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в 10-дневный срок со дня принятия решения о его выдаче высылается работодателю по почте или может быть выдано лицу, уполномоченному работодателем.
Выданное разрешение не может быть передано другому работодателю, а работники, принятые на основании этого разрешения, не могут быть переведены на работу к другому работодателю.
Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится, если работодатель:
• не обеспечил получение иностранным гражданином, привлекаемым к трудовой деятельности, разрешения на работу;
• не уведомил в 3-дневный срок орган миграционной службы о месте временного пребывания иностранного работника, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
• не уведомил в течение 10 рабочих дней налоговый орган по месту своего учета о прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания, либо получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключении с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо аннулировании разрешения на работу иностранному работнику;
• не направил в 3-дневный срок в орган миграционной службы информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), атакже о досрочном расторжении договора;
• не уведомил в 3-дневный срок орган миграционной службы, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопроса-
ми безопасности, о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников аннулируется в случае:
• подачи работодателем соответствующего заявления;
• ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;
• выявления представления работодателем недостоверных сведений при подаче документов для выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
• использования работодателем иностранных работников за пределами субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором ему разрешено их привлекать;
• неустранения работодателем допущенных нарушений в установленный срок. Трудовая деятельность иностранных граждан в
Российской Федерации предполагает реализацию одного из основных прав работника и обязанностей работодателя по обязательному социальному страхованию работников (ст. 22 Трудового кодекса РФ, далее — ТК РФ).
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» наряду с гражданами Российской Федерации к застрахованным лицам относятся иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Следовательно, социальное страхование распространяется и на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам в Российской Федерации. Поэтому работодатель не освобождается от уплаты единого социального налога.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 167-ФЗ) застрахованными лицами (лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным законом) помимо граждан Российской Федерации являются проживающие натерритории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполне-
ние работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. Причем право этих лиц на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов (ст. 14 Федерального закона № 167-ФЗ), что входит в обязанности страхователей-работодателей и иных лиц, названных в ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ. Взносы по обязательному пенсионному страхованию необходимо платить за иностранцев, проживающих в Российской Федерации как временно, так и постоянно. Если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего натерритории Российской Федерации, то он не является застрахованным лицом и соответственно на выплаты в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.
Согласно ст. 6 Закона РФ от28.06.1991 № 14991 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» «нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора». Соответственно иностранным гражданам, занимающимся трудовой деятельностью в Российской Федерации, обязательное медицинское страхование и выдача страховых медицинских полисов обязательного страхования осуществляются наравне с другими работниками данных предприятий, учреждений и организаций, а срок действия страхового медицинского полиса обязательного страхования определяется сроком действия заключенного с иностранным гражданином трудового договора (контракта).
Согласно постановлению ФАС Дальневосточного округа от 09.03.2005 № Ф03-А59/04-2/4452 работодатель — налогоплательщик единого социального налога правомерно подвергнут ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной ст. 123 НК РФ, так как не включил в объект налогообложения для исчисления единого социального налога суммы оплаты труда (выплати вознаграждений), начисленные в пользу иностранных граждан, работающих на территории Российской Федерации.
Кроме того, гл. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. При этом согласно подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых
или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относится к доходам от источников в Российской Федерации.
Понятие налогового резидента Российской Федерации приведено в ст. 207 НК РФ, в соответствии с которой «налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее
шести месяцев) лечения или обучения».
Таким образом, работодателю следует иметь в виду следующее: независимо оттого, что принятый работник является иностранным гражданином, если он получает вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей и при этом находится на территории Российской Федерации более 183 дней в году, у работодателя возникает обязанность выступать налоговым агентом в отношении этого работника, т. е. работодатель должен исчислить, удержать у работника-налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в соответствующий бюджет.