Научная статья на тему 'Порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников'

Порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
332
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулаева Н. С.

Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность по трудовому договору или по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенному с юридическими или физическими лицами, в том числе с иностранными юридическими лицами и с иностранными гражданами, зарегистрированными в качестве иностранных предпринимателей. В статье представлен порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ

Н.С.КУЛАЕВА,

консультант по налогам аудиторско-консалтинговой группы «ВКЯ-ИНТЕРКОМ-АУДИТ»

Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность по трудовому договору или по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенному с юридическими или физическими лицами, в том числе с иностранными юридическими лицами и с иностранными гражданами, зарегистрированными в качестве иностранных предпринимателей.

Работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных граждан для выполнения работы только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выданного в установленном законом порядке. Для этого необходимо лишь уведомить территориальный орган ФМС России и соответствующий орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, установлен постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» (далее — Постановление № 681).

В соответствии с п. Зет. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и п. 4 Постановления № 681 разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (ФМС России) или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения.

Приказом ФМС России от 25.12.2006 № 369 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников и формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников» была установлена форма бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Одновременно с заявлением должны быть представлены следующие документы:

• заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения иностранных работников;

• проекттрудового договора или иные документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;

• документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

• для российского юридического лица:

— копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

— копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;

• для иностранного юридического лица:

— копия свидетельства о регистрации юридического лица;

— копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в Российской Федерации;

— копия свидетельства об открытии филиала и копия свидетельства о его аккредитации;

— копия разрешения на открытие представительства и копия свидетельства о его аккредитации;

• для индивидуального предпринимателя:

— копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

— копия документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя;

— копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации.

За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников взимается государственная пошлина — 3 ООО руб. за каждого привлекаемого иностранного работника (подп. 12 п. 1ст. 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации, далее — НК РФ).

Порядок выдачи заключения территориальными органами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения иностранных работников регламентирован приказом Минтруда России от 15.07.2003 № 175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников».

Заключение территориальных органов службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников составляется с учетом принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест с учетом:

— наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы;

— наличия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов;

— обеспечения равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам Российской Федерации;

— предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости российских граждан.

Квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию устанавливаются Правительством РФ.

Федеральная миграционная служба Российской Федерации принимает решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы в течение 30 дней со дня подачи работодателем всех указанных документов.

В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи документов (п. 8 Постановления № 681).

Если принято решение об отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, то в течение пяти дней после принятия такого решения работодателю направляется в письменном виде мотивированный отказ в выдаче разрешения.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в 10-дневный срок со дня принятия решения о его выдаче высылается работодателю по почте или может быть выдано лицу, уполномоченному работодателем.

Выданное разрешение не может быть передано другому работодателю, а работники, принятые на основании этого разрешения, не могут быть переведены на работу к другому работодателю.

Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится, если работодатель:

• не обеспечил получение иностранным гражданином, привлекаемым к трудовой деятельности, разрешения на работу;

• не уведомил в 3-дневный срок орган миграционной службы о месте временного пребывания иностранного работника, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

• не уведомил в течение 10 рабочих дней налоговый орган по месту своего учета о прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания, либо получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключении с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо аннулировании разрешения на работу иностранному работнику;

• не направил в 3-дневный срок в орган миграционной службы информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), атакже о досрочном расторжении договора;

• не уведомил в 3-дневный срок орган миграционной службы, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопроса-

ми безопасности, о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников аннулируется в случае:

• подачи работодателем соответствующего заявления;

• ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;

• выявления представления работодателем недостоверных сведений при подаче документов для выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

• использования работодателем иностранных работников за пределами субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором ему разрешено их привлекать;

• неустранения работодателем допущенных нарушений в установленный срок. Трудовая деятельность иностранных граждан в

Российской Федерации предполагает реализацию одного из основных прав работника и обязанностей работодателя по обязательному социальному страхованию работников (ст. 22 Трудового кодекса РФ, далее — ТК РФ).

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» наряду с гражданами Российской Федерации к застрахованным лицам относятся иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Следовательно, социальное страхование распространяется и на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам в Российской Федерации. Поэтому работодатель не освобождается от уплаты единого социального налога.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 167-ФЗ) застрахованными лицами (лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным законом) помимо граждан Российской Федерации являются проживающие натерритории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполне-

ние работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. Причем право этих лиц на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов (ст. 14 Федерального закона № 167-ФЗ), что входит в обязанности страхователей-работодателей и иных лиц, названных в ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ. Взносы по обязательному пенсионному страхованию необходимо платить за иностранцев, проживающих в Российской Федерации как временно, так и постоянно. Если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего натерритории Российской Федерации, то он не является застрахованным лицом и соответственно на выплаты в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.

Согласно ст. 6 Закона РФ от28.06.1991 № 14991 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» «нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора». Соответственно иностранным гражданам, занимающимся трудовой деятельностью в Российской Федерации, обязательное медицинское страхование и выдача страховых медицинских полисов обязательного страхования осуществляются наравне с другими работниками данных предприятий, учреждений и организаций, а срок действия страхового медицинского полиса обязательного страхования определяется сроком действия заключенного с иностранным гражданином трудового договора (контракта).

Согласно постановлению ФАС Дальневосточного округа от 09.03.2005 № Ф03-А59/04-2/4452 работодатель — налогоплательщик единого социального налога правомерно подвергнут ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной ст. 123 НК РФ, так как не включил в объект налогообложения для исчисления единого социального налога суммы оплаты труда (выплати вознаграждений), начисленные в пользу иностранных граждан, работающих на территории Российской Федерации.

Кроме того, гл. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. При этом согласно подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых

или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относится к доходам от источников в Российской Федерации.

Понятие налогового резидента Российской Федерации приведено в ст. 207 НК РФ, в соответствии с которой «налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее

шести месяцев) лечения или обучения».

Таким образом, работодателю следует иметь в виду следующее: независимо оттого, что принятый работник является иностранным гражданином, если он получает вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей и при этом находится на территории Российской Федерации более 183 дней в году, у работодателя возникает обязанность выступать налоговым агентом в отношении этого работника, т. е. работодатель должен исчислить, удержать у работника-налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в соответствующий бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.