Мотыжев Виктор Владимирович
соискатель кафедры конституционного и муниципального права Волгоградского института экономики, социологии и права
Порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории России
Н
а территории Российской Федерации правила, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 11 ТК РФ).
В целях проведения государственной политики Российской Федерации по привлечению иностранной рабочей силы, обеспечения приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест вышел в свет совместный Приказ Федеральной миграционной службы, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Минтранса РФ, Госкомры-боловства РФ от 11 января 2008 г. N 1/4/1/2 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства». Данный Административный регламент определяет условия и порядок выда-
чи разрешений на привлечение в Российскую Федерацию иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона №115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон «О правовом положении иностранных граждан») иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность на территории РФ на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)1. Кроме того, действующим законодательством предусмотрена возможность для иностранного гражданина осуществлять трудовую деятельность на территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ) в случае, если он имеет выданные в установленном порядке:
разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации;
свидетельство о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц (в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства) в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра индивидуальных предпри-
1 Глазырин В.В. Труд иностранцев в России. России. М., 1997. С. 75.
Правовое положение иностранных граждан в трудовых отношениях в
37
нимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Пунктом 1 ст. 32 Закона «О правовом положении иностранных граждан» определено, что контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами.
В настоящее время с органами внутренних дел при осуществлении названных контрольных функций активно взаимодействуют федеральные органы по труду и занятости, налоговые органы, работники государственного санитарно-эпидемиологического надзора, местных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Проверка работодателей, использующих труд иностранных граждан, осуществляется в основном на плановой основе, но не реже одного раза в год подразделениями по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации во взаимодействии с вышеназванными федеральными и местными органами исполнительной власти. Проводятся также и внеплановые проверки по заявлениям, жалобам, письмам граждан и заинтересованных органов исполнительной власти на противозаконную деятельность работодателей, связанную с привлечением иностранных работников.
Порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности зависит от их статуса. Иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство, могут быть приняты на работу в порядке, предусмотренном для граждан Российской Федерации. На работодателя или заказчика работ (услуг) не налагаются обязанности по получению разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранные граждане постоянно проживающие на территории Российской Федерации, не должны получать разрешение на работу.
Пунктом 4 ст. 13 Закона «О правовом положении иностранных граждан» установлено, что разрешительный порядок трудоустройства в Российской Федерации не распространяется на следующие категории иностранных граждан:
постоянно проживающих в Российской Федерации;
являющихся участниками Государственной
программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).
Кроме того, указанный порядок трудоустройства иностранных граждан не распространяется и на граждан Республики Беларусь, которые в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 г. «О равных правах граждан» имеют равные с гражданами Российской Федерации права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории России.
На всех остальных граждан государств-участников СНГ распространяется установленный в Российской Федерации разрешительный порядок осуществления трудовой деятельности.
При устройстве на работу иностранные граждане, относящиеся к этим категориям, должны предъявить следующие документы:
документ, удостоверяющий личность; разрешение на временное проживание или вид на жительство;
миграционную карту с отметками о въезде на территорию Российской Федерации и отрывной талон о постановке на миграционный учет по месту пребывания.
Следует помнить, что иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание, имеет право работать только на территории того субъекта Российской Федерации, в котором ему разрешено проживание.
На иностранных граждан, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации, распространяются ограничения на право осуществления трудовой деятельности, установленные для всех категорий иностранных граждан.
Иностранные граждане не имеют права: находиться на муниципальной службе (отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом);
замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;
заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.
Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не могут быть приняты на работу, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. № 755 «Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу»:
«Объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
1. Структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы,связанные с использовани-
ем сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций.
2. Организации, в состав которых входят радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий».
Приказом Госкомрыболовства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 299 «Об утверждении условий, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна рыбопромыслового флота, плавающего под государственным флагом Российской Федерации» установлено, что иностранные граждане не могут занимать на судне рыбопромыслового флота, плавающем под государственным флагом Российской Федерации, следующие должности:
капитана (капитана-директора);
старшего помощника капитана;
старшего (главного) механика;
радиоспециалиста.
В приложении к Приказу Госкомрыболовства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 299 «Об утверждении условий, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна рыбопромыслового флота, плавающего под государственным флагом Российской Федерации» приведены требования, предъявляемые к иностранным гражданам, и названы документы, необходимые для занятия других должностей.
В Законе о правовом положении иностранных граждан определено, что иностранным работником считается иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами, имеющими статус временно пребывающих, имеет ряд особенностей и ограничений, которые будут рассмотрены ниже.
Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность по трудовому договору или по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенными с юридическими или физическими лицами, в том числе с иностранными юридическими лицами и с иностранными гражданами, зарегистрированными в качестве иностранных предпринимателей. Работодатели и заказчики работ (услуг) должны в обязательном порядке получить разрешение на привлечение и использование иностранных ра-
39
КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО ботников1.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, при заключении гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, временно пребывающими на территории Российской Федерации, также должны иметь соответствующее разрешение.
На временно пребывающих на территории Российской Федерации граждан распространяются ограничения на право осуществления трудовой деятельности, установленные для всех категорий иностранных граждан.
Заявление о выдаче разрешения подается в ФМС России или его территориальный орган. Одновременно с заявлением должны быть представлены следующие документы:
заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения иностранных работников;
проект трудового договора или иные документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;
для получения разрешения на привлечение иностранных работников в качестве членов экипажей российских морских судов - заключение Минтранса Российской Федерации. Порядок выдачи заключения должен быть установлен Правительством Российской Федерации.
Заключение территориальных органов службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников составляется с учетом принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест с учетом:
наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы;
наличия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов;
обеспечения равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам Российской Федерации;
предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости российских граждан.
За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников взимается государственная пошлина - 3000 рублей за каждого привлекаемого работника (подпункт 12 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)).
Разрешение выдается на срок до одного года,
по окончании этого срока разрешение может быть продлено в случае предоставления заявителем мотивированного обоснования. Разрешение продляется не более чем на один год. При продлении разрешения взимается плата в том же размере, что и при выдаче разрешения.
Выданное разрешение не может быть передано другому работодателю, а работники, принятые на основании этого разрешения, не могут быть переведены на работу к другому работодателю, за исключением:
аннулирования выданного работодателю или заказчику разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
прекращения работодателем или заказчиком своей деятельности.
В случае нарушения работодателем или заказчиком положений Закона о правовом положении иностранных граждан действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников может быть приостановлено до устранения нарушений. Если нарушения не устранены в установленный срок, то разрешение аннулируется. Одновременно с приостановлением действия или аннулированием разрешения на привлечение и использование иностранных работников приостанавливается действие или аннулируется разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя и являющемуся работодателем или заказчиком работ (услуг).
Работодатель или заказчик работ (услуг) не обязан получать разрешение в случае привлечения к трудовой деятельности некоторых категорий иностранных граждан.
Приглашения на въезд в Российскую Федерацию выдаются иностранным гражданам в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации ежегодно устанавливает квоту (предполагаемое количество приглашений к выдаче). Распределение квоты по субъектам РФ осуществляется также по специальному распоряжению, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. № 681 «Об утверждении на 2006 г. квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» на 2006 г. квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления тру-
1 Стокер П. Работа иностранцев: обзор международной миграции рабочей силы. М.: Академия, 1996.
_40
довой деятельности утверждена в размере 329300.
Отметим, что Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образована Федеральная миграционная служба, которой переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 утверждено Положение о Федеральной миграционной службе1.
Для оформления приглашения на въезд в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) должен обратиться с ходатайством в Федеральную миграционную службу и предоставить следующие документы:
разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
документы, необходимые для выдачи разрешения на работу на каждого иностранного работника.
За оформление приглашения на въезд в Российскую Федерацию взимается государственная пошлина - 200 рублей за каждого приглашенного (подпункт 7 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).
На работодателя или заказчика работ (услуг), пригласившего иностранного гражданина с целью осуществления им трудовой деятельности, налагаются следующие обязанности (п. 8 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан): получить предварительное разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
получить для иностранных граждан разрешения на работу;
представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного граж-
данина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников.
Работодатель должен в десятидневный срок предоставлять в налоговый орган по месту своего учета информацию2:
о подаче ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности;
о прибытии иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;
о получении иностранным гражданином разрешения на работу;
о заключении нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником;
о приостановлении действия или аннулировании разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
о приостановлении действия или аннулировании разрешения на работу, выданного иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;
об аннулировании разрешения на работу, выданного иностранному работнику.
Работодатель, приняв на работу иностранного работника, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке не требующего получения визы и имеющего разрешение на работу, должен в трехдневный срок предоставлять в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган государственной службы занятости населения субъектов Российской Федерации, Уведомление (утв. постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. N 183) Кроме того, работодатель должен сообщать в Федеральную миграционную службу или в ее территориальный орган:
о нарушении иностранным работником условий трудового или гражданско-правового договора;
о досрочном расторжении трудового или гражданско-правового договора с иностранным работником;
о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
1 Скачкова Г.С. Труд иностранцев в России: Правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 167.
2 Локова Е.М. Современный трудовой договор (контракт). Ростов н/Д., 1998. С. 84.
41