ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Н.Г. Бай
Кафедра гражданского и трудового права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6,117198 Москва, Россия
В статье рассматриваются значимость правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации и меры ответственности при несоблюдении законодательства.
В настоящее время человечество переживает бурные процессы экономической, политической, информационно-коммуникационной и этнической глобализации. Эти процессы отражаются на миграции населения, в том числе и на трудовой миграции. Гуманитарные проблемы, связанные с миграцией, являются еще более острыми в случае незаконной миграции, в связи с чем необходимо поощрять деятельность, направленную на совершенствование национальных законодательств в области миграции [3, с. 53].
В Российской Федерации применительно к правовому статусу иностранных граждан в области труда и трудовых отношений действует правило, согласно которому на них распространяется российское трудовое законодательство, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ [1, с. 93-94].
В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 привлечение иностранной рабочей силы на территории России является приоритетным правом Российской Федерации. Из ст. 11 Трудового Кодекса РФ вытекает, что особенности правового регулирования труда иностранных работников устанавливаются федеральным законом [2].
Основным актом, определяющим правовой статус иностранцев в РФ, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (далее — Закон № 115-ФЗ) [16]. Он регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти с другой, возникающие, в частности, в связи с осуществлением иностранными гражданами на территории РФ трудовой деятельности.
Иностранец может быть принят на работу в РФ, если он законно находится на территории России, т.е. имеет вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законодательством или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Работодателем иностранного гражданина является физическое или юридическое лицо, получившее разрешение на привлечение и использование иностранных
работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. Таким работодателем может выступать и иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.
Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 г. № 755 утвержден перечень объектов и организаций, в которые инострашше граждане не имеют права быть принятыми на работу. К ним относятся: объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций; организации, в состав которых входят радиацион-но- и ядерноопасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядер-ного оружия, радиационноопасных материалов и изделий [7].
Трудоправовой статус иностранных граждан в РФ в решающей степени зависит от режимов их пребывания в нашей стране: временного пребывания; временного проживания и постоянного проживания. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, имеет право осуществлять трудовую деятельность в разрешительном порядке [4, с. 117]. Работодатель имеет право привлекать и использовать таких работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а работник в свою очередь имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Порядок допуска иностранной рабочей силы на национальный рынок труда РФ, административный контроль в этой области определены, наряду с Законом № 115-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 г. № 941, а также Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденное Указом Президента РФ от 16.12.1993 г. № 2146 (с изменениями и дополнениями от 5 октября 2002 г.) и действующим постольку, поскольку оно не противоречит вышеназванному Федеральному закону [8; 14; 16].
Указанными актами поставлены условия и порядок выдачи разрешения работодателю на привлечение и использование иностранных работников и разрешения иностранному гражданину на работу. Эти два документа, выдаваемые органами внутренних дел, юридически оформляют привлечение и использование иностранной рабочей силы в РФ.
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения. Решение о выдаче указанного разрешения должно быть принято в течение 30 дней со дня подачи заявления.
Постановлением Правительства РФ от 30.10.2002 г. № 782 была утверждена квота на выдачу в 2003 г. 530 тыс. приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации начиная с 2003 года, ежегодно, не позднее 1 августа, обязаны представлять в Минздравсоцразвития предложения по определению квоты на последующие годы, сформированные на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с уче-
том ситуации на рынке труда, демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и его возможностей по обустройству иностранных граждан. Надо отметить, что указанная квота не распространяется на граждан государств СНГ, с которыми установлен безвизовый порядок въезда и выезда [6].
При выдаче разрешения должно учитываться приоритетное право российских граждан на занятие вакантных рабочих мест. Нельзя допускать негативного воздействия найма иностранных граждан на занятость граждан РФ. В этой связи в Федеральном законе от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ установлено, что привлечение и использование в РФ иностранной рабочей силы осуществляются с учетом мнения общероссийских или территориальных объединений профсоюзов (п. 5 ст. 12) [15].
Разрешением устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю. Срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не может превышать срока действия разрешения.
Работодатели, получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны в месячный срок направить в Федеральную миграционную службу МВД России сведения о заключении на основании разрешения трудовых договоров с иностранными работниками.
Территориальным органом внутренних дел работодателю выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника. Такое разрешение в виде пластиковой карты представляет собой документ, подтверждающий право иностранного гражданина на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности. Разрешение выдается гражданину, достигшему 18 лет.
Приказом МВД России от 26.03.2003 г. № 199 утверждены формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства [10].
За выдачу разрешения на работу иностранному гражданину (или лицу без гражданства) взимается государственная пошлина в размере 1 тыс. рублей. Срок рассмотрения заявления о получении иностранным гражданином разрешения на работу не должен превышать 30 рабочих дней со дня подачи заявления. Территориальный орган внутренних дел обязан в течение 10 дней со дня принятия решения проинформировать заявителя в письменной форме о результатах рассмотрения заявления. По каждому заявлению должно быть принято отдельное решение.
Разрешение на работу выдается при условии внесения работодателем в установленном порядке средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из РФ. После выезда работника из РФ указанные средства возвращаются работодателю по истечении срока трудового договора с указанным работником.
В соответствии с п. 10 ст. 18 Закона №115-ФЗ порядок внесения средств, необходимых для обеспечения выезда иностранных работников из РФ, и порядок возврата таких средств работодателю устанавливается Правительством РФ.
Закон №115-ФЗ возлагает на работодателя, заключившего с иностранным работником трудовой договор, следующие обязанности (п. 8 ст. 18):
- иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
- обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
- уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;
- содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
- оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников [16].
В соответствии с п. 9 ст. 18 Закона № 115-ФЗ орган внутренних дел может отказать в выдаче разрешения на работу или аннулировать его, если данный иностранный гражданин:
- выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
- финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями под держивает террористическую (экстремистскую) деятельность;
- в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации [16].
Положением о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы было предусмотрено, что одна категория работников-иностранцев получает подтверждение на право работы в РФ в упрощенном порядке без предварительного разрешения. Это относится к найму для работы в организациях с иностранными инвестициями иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на должности руководителей организаций, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих организаций.
Приказом МВД России № 612, Минфина России № 61н от 28.06.2002 г. установлены размеры платы за выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам в случаях, не требующих оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы [11]. Сумма платежа составляет 580 рублей (20% — в доход федерального бюджета; 80% — на счет Федеральной миграционной службы МВД России) [4, с. 124].
В соответствии с Положением о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более, чем на один год. Это определяет пределы заключения с иностранными работниками трудовых договоров и пределы действия рабочей визы.
Если работодатель нарушил положения Закона № 115-ФЗ, орган внутренних дел может приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выданного работодателю, до устранения в установленный срок допущенных нарушений. В случае если работодатель в установленный срок не устранил их, разрешение на привлечение и использование иностранных работников аннулируется [16].
Работодатель может быть без предупреждения лишен права пользования разрешением за действие или бездействие, в результате которого возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью.
В случае аннулирования такого разрешения, а также прекращения деятельности работодателя иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее грех месяцев, и при наличии у нового работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
В случае если иностранный работник нарушил условия трудового договора, разрешение на работу, выданное ему, может быть по ходатайству работодателя аннулировано федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом, выдавшим данное разрешение.
Территориальный орган внутренних дел, аннулировавший данное разрешение на работу, в 3-дневный срок уведомляет иностранного работника и предупреждает его о необходимости выезда из РФ. При этом разрешение на работу подлежит изъятию.
Как уже отмечалось, указанный разрешительный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы применяется только к лицам, временно пребывающим в РФ.
Что же касается иностранных граждан, временно или постоянно проживающих в РФ, то они осуществляют свою трудовую деятельность, в том числе работу по найму, на равных правах с гражданами РФ, за тем исключением, что им не разрешен доступ к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности на основании ст. 14 Закона № 115-ФЗ, Кроме того, временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание [16].
Разрешительный порядок трудовой деятельности не распространяется на иностранных граждан, являющихся:
- сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций;
- частными домашними работниками указанных лиц;
- работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
- журналистам, аккредитованными в Российской Федерации;
- обучающимися в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
- обучающимися в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
- приглашенными в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в
учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях) [4, с. 125-126].
За нарушение норм российского законодательства о привлечении иностранной рабочей силы установлена ответственность. Так, Закон №115-ФЗ предусматривает ответственность для иностранных граждан за нарушение российского законодательства.
В частности ст. 31 Закона №115-ФЗ предусматривает ответственность, за несоблюдение иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации. Статья 32 содержит нормы осуществления контроля за трудовой деятельностью иностранных работников. Статья 33 определяет процедуру регистрации иностранных граждан, нарушающих законодательство Российской Федерации. Статья 34 определяет порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы России. Статья 35 предусматривает ответственность должностных лиц Российской Федерации, принимающих иностранных іраждан и обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации [16].
Помимо этого ответственность за нарушение законодательства, регулирующего труд иностранцев в России, установлена Российским Кодексом об административных правонарушениях, в который Федеральным Законом № 187-ФЗ от
28.12.2004 г. были внесены соответствующие изменения, в частности, были значительно увеличены штрафы [17].
Так, нарушение работодателем или заказчиком работ (услуг) правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (далее — МРОТ); на должностных лиц — от двадцати пяти до двухсот МРОТ; на юридических лиц — от ста до трех тысяч МРОТ (ст. 18.9 КоАП) [5].
Осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати пяти МРОТ с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ст. 18.10 КоАП) [5].
Федеральным законом № 189-ФЗ от 5 ноября 2006 г. КоАП был дополнен ст. 18.15 об ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, которая вступила в силу с 15 января 2007 г., ст. 18.16 об ответственности за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), и ст. 18.17 об ответственности за несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности [18].
Федеральным Законом № 187-ФЗ от 28.12.2004 г. были внесены изменения в Уголовный Кодекс РФ. В частности, была добавлена ст. 322.1 «Организация незаконной миграции». В ней предписывается, что организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного г ода, либо лишением свободы на срок до двух лет. А те же деяния, совершенные организованной группой
и/или в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового [17].
Наряду с федеральным законодательством, регулирующим труд иностранных граждан в РФ, в нашей стране действуют отдельные акты субъектов Российской Федерации, на территории которых трудится значительное число работников-иностранцев. Так, в Москве действует Положение о порядке привлечения и использования в г. Москве иностранной рабочей силы, утвержденное распоряжением Мэра Москвы от 05.03.1999 г. № 183-РМ [12]. Следует отметить, что указанное Положение в настоящее время устарело и требует серьезной корректировки с учетом Закона №115-ФЗ и иных принятых во исполнение его федеральных нормативных актов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что трудовая миграция — процесс необходимый и нужный. Законодательство Российской Федерации пошло по пути ужесточения мер правового регулирования трудовой миграции с иностранным элементом, но, на наш взгляд, только комплексный подход позволит снять остроту проблемы. Помимо ужесточения мер ответственности необходимо создание автоматизированных информационных систем (общероссийской и региональных) о трудовой деятельности иностранных граждан, открытие центров временного размещения и трудоустройства, в конечном итоге — создание телеметрической, паспортной систем. Все это позволит более последовательно решать вопросы регулирования труда с иностранными гражданами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абашидзе А.Х. Российское законодательство и международные правила в сфере миграции // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сборник статей / Под ред. д.ю.н., проф., акад. РАЕН и ПАНИ, засл. деят. наук РФ В.М. Баранова. — Нижний Новгород, 2004. — С. 94-103.
2. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.1991 г. // Ведомости СНД Российской Федерации и ВС Российской Федерации. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
3. Зинченко Н.Н. Миграция населения: теория и практика международноправового регулирования. — М., 2003.
4. Киселев И.Я. Труд с иностранным участием. — М., 2004.
5. Кодекс об административных правонарушениях РФ // Российская газета. — 2001.—№256.— 31 дек.
6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений въезд в РФ целях осуществления трудовой деятельности» от 30.10.2002 г. №782 // Российская газета. — 2002. — № 212(3080).
7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работ» от 11.10.2002 г. №755 // Российская газета. — 2002. — № 196 (3064). — 16 окт.
8. Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу» от 30.12.2002 г. № 941 // Российская газета. — 2003. — 9 янв.
9. Приказ МВД России «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Россий-
скую внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, учету и хранению бланков приглашений» от 31.01.2003 г. №72 // Российская газета. — 2003. — № 53 (3167). — 22 марта.
10. Приказом МВД России «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства» от 26.03.2003 г. № 199 // Российская газета. — 2003. — № 76. — 19 апр.
11. Приказ МВД России №612, Приказ Минфина России № 61н от 28.06.2002 г. «Об установлении с 2002 года размера платы за выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам в случаях, не требующих оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2002. — №31. — 5 авг.
12. Распоряжение Мэра Москвы «О практике привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы» от 05.03.1999 г. № 183-РМ // Вестник мэрии Москвы. — 1999. — № 7.
13. Трудовой Кодекс РФ 2001 г. // Российская газета. — 2001. — 31 дек.
14. Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. № 2146 (с изменениями от 5 октября 2002 г.) // Российская газета. — 1993. — 30 дек.
15. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 3. — Ст. 148.
16. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. — 2002. — № 26. — Ст. 1429.
17. Федеральный Закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 187-ФЗ от
28,12.2004 г. // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. — 2002.
— № 1, — Ст. 1.
18. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)» № 189-ФЗ от 5 ноября 2006 г. // Парламентская газета. — 2006. — № 185-186. — 9 ноября.
THE STATUS OF FOREIGNERS EMPLOYED IN RUSSIAN FEDERATION
N.G. Bai
Department of Civil and Labour Law Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya st., 6, 117198 Moscow Russia
The articles pays particular attention to liabilities imposed for violation of Russian law while performing labor contracts a party to which is a foreigner.