Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
административные процедуры / остановка и задержание транспортного средства / органы внутренних дел / полиция / дорожное движение.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кодзокова Ляца Арсеньевна, Карчаева Камила Аварьевна

Актуальность исследования обусловлена важностью транспортных средств для жизни современного человека. Активное развитие автомобилизации только способствует возрастанию количества нарушений в области дорожного движения, которые в динамике не уменьшаются. Предотвратить все совершаемые на дорогах происшествия никому не под силу, однако законодатель предусматривает ряд мер, способных минимизировать некоторые нарушения. Речь идет о мерах административного характера, в числе которых остановка и задержание транспортного средства. Цель: исследовать как теоретические и практические основы применения административных процедур остановки и задержания транспортных средств. Методология исследования – философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения выбранной темы. В результате обосновано отметить, что предотвратить все совершаемые на дорогах происшествия никому не под силу, однако законодатель предусматривает ряд мер, способных минимизировать некоторые нарушения. В числе таких мер меры административного характера, в числе которых остановка и задержание транспортного средства. Справедливости ради отметим, что эти меры не всегда имеют прямое отношение к правонарушению. Например, остановить транспортное средство можно в рамках разных проводимых мероприятий на дорогах или в ситуации введения на дороге плана «Перехват» и др. Авторы приходят к выводу, что в целом, избранная для написания тема является высоко проработанной проблемой. В тоже время она продолжает оставаться актуальной ввиду того, что многие проблемы остаются не решенными. Данный факт обязывает продолжать исследования по данной теме. Тему исследования актуализируют и иные обстоятельства: не всегда есть возможность задержать транспортное средство; сложности могут возникать ввиду принудительной остановки транспортных средств; разница в стоимости услуг за вынужденное нахождение транспортного средства на специализированной стоянке, в разных регионах и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кодзокова Ляца Арсеньевна, Карчаева Камила Аварьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-341 -346 NIION: 2021-0079-9/23-558 MOSURED: 77/27-025-2023-09-558

КОДЗОКОВА Ляца Арсеньевна,

старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.ю.н., подполковник полиции, e-mail: alida.eldaro va@yandex. ru SPIN: 8639-2700

КАРЧАЕВА Камила Аварьевна,

старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, e-mail: kamila.karchaeva@mail.ru Author SPIN: 6983-8872

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена важностью транспортных средств для жизни современного человека. Активное развитие автомобилизации только способствует возрастанию количества нарушений в области дорожного движения, которые в динамике не уменьшаются. Предотвратить все совершаемые на дорогах происшествия никому не под силу, однако законодатель предусматривает ряд мер, способных минимизировать некоторые нарушения. Речь идет о мерах административного характера, в числе которых остановка и задержание транспортного средства. Цель: исследовать как теоретические и практические основы применения административных процедур остановки и задержания транспортных средств. Методология исследования - философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения выбранной темы. В результате обосновано отметить, что предотвратить все совершаемые на дорогах происшествия никому не под силу, однако законодатель предусматривает ряд мер, способных минимизировать некоторые нарушения. В числе таких мер меры административного характера, в числе которых остановка и задержание транспортного средства. Справедливости ради отметим, что эти меры не всегда имеют прямое отношение к правонарушению. Например, остановить транспортное средство можно в рамках разных проводимых мероприятий на дорогах или в ситуации введения на дороге плана «Перехват» и др. Авторы приходят к выводу, что в целом, избранная для написания тема является высоко проработанной проблемой. В тоже время она продолжает оставаться актуальной ввиду того, что многие проблемы остаются не решенными. Данный факт обязывает продолжать исследования по данной теме. Тему исследования актуализируют и иные обстоятельства: не всегда есть возможность задержать транспортное средство; сложности могут возникать ввиду принудительной остановки транспортных средств; разница в стоимости услуг за вынужденное нахождение транспортного средства на специализированной стоянке, в разных регионах и др.

Ключевые слова: административные процедуры, остановка и задержание транспортного средства, органы внутренних дел, полиция, дорожное движение.

KODZOKOVA Lyatsa Arsenievna,

senior Lecturer, Department of Organization of Law Enforcement Activities of the North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ph.D., Lieutenant Colonel of Police

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

KARCHAEVA Kamila Avarevna,

Senior Lecturer, Department of Organization of Law Enforcement, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ph.D., police lieutenant

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF ADMINISTRATIVE PROCEDURES IN THE FIELD OF TRAFFIC BY POLICE EMPLOYEES

Annotation. The relevance of the study is due to the importance of vehicles for the life of modern people. The active development of motorization only contributes to an increase in the number of traffic violations, which are not decreasing over time. No one can prevent all accidents occurring on the roads, but the legislator provides a number of measures that can minimize some violations. We are talking about administrative measures, including stopping and detaining a vehicle. Purpose: to explore both the theoretical and practical basis for the application of administrative procedures for stopping and detaining vehicles. Research methodology - philosophical, general scientific and special legal means and methods of cognition, ensuring the objectivity of the study of the chosen topic. As a result, it is reasonable to note that no one can prevent all accidents occurring on the roads, however, the legislator provides a number of measures that can minimize some violations. Such measures include administrative measures, including stopping and detaining a vehicle. To be fair, we note that these measures are not always directly related to the offense. For example, a vehicle can be stopped as part of various ongoing activities on the roads or in the situation of introducing an "Interception" plan on the road, etc. The authors come to the conclusion that, in general, the topic chosen for writing is a highly developed problem. At the same time, it continues to remain relevant due to the fact that many problems remain unresolved. This fact obliges us to continue research on this topic. The topic of the study is also updated by other circumstances: it is not always possible to detain a vehicle; difficulties may arise due to forced stopping of vehicles; the difference in the cost of services for the forced presence of a vehicle in a specialized parking lot, in different regions, etc.

Key words: administrative procedures, stopping and detaining a vehicle, internal affairs bodies, police,

traffic.

Введение

Рассмотрение любого вопроса нужно начинать с обращения к терминологии. В рамках темы интерес представляет такие категории, как «остановка», в отношении которой среди авторов нет единого понимания и «задержание транспортного средства». В дополнение к озвученному отметим, что если речь идет об остановки транспортного средства сотрудниками дорожно-постовой службы, то такая остановка должна производиться только в безопасном месте. Если это не представляется возможным, то именно на сотрудников ДПС должна возлагаться ответственность за безопасность участников дорожного движения.

Легальное понятие задержание транспортного средства можно найти в ст. 27.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Несмотря на вроде бы представленную в норме ст. 27.13. КоАП РФ правовую основу задержания, законодатель никак не определяет эту категорию, ограничившись исключительно описанием того, для чего задержание необходимо, с какой целью оно

применяется и как нужно составить протокол задержания.[1]

Характеризуя правовую основу остановки и задержания транспортного средства можно отметить такой ключевой момент. Вся система нормативно-правового поля Российской Федерации характеризуется иерархичностью ее построения.

В Конституции РФ в целом не содержится положений, которые бы регламентировали административные процедуры в исследуемой области, тем не менее, данный документ гарантирует права и свободы человека как гражданина Российской Федерации, а также устанавливает право на жизнь, на частную собственность и охрану здоровья. Важным моментом выступает гарантия права на судебную защиту, а также право на получение юридической помощи.

Применительно к рассматриваемой теме правовая основа, под которой предлагаем понимать совокупность документов законодательного характера, в которых регламентированы правила и особенности остановки и задержания транспортного средства, может быть охарактеризована следующими документами. Первый доку-

мент, требующий рассмотрения - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В документе законодатель конкретизирует, как уже отмечено, вопрос, связанный с задержанием транспортного средства. Что касается остановки, то в ч. 5 ст. 12.16 КоАП РФ законодатель предусматривает административную ответственность, за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, в городе федерального значения.[1]

Общие основы обеспечения безопасности дорожного движения в аспекте права закреплены в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». В документе прописано регулирование обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, первостепенные направления политики государства в данной области, полномочия РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в данной сфере, а также установлены главные требования по обеспечению безопасности дорожного движения.

Следующий документ, который регулирует исследуемый вопрос - это правила дорожного движения (далее ППД), представляющие собой нормы, в совокупности, в которых определены обязанности для всех участников дорожного движения и определены технические требования к транспортным средствам в целях создания условий безопасного движения.

Сегодня можно говорить о расширении практики применении средств автоматической фиксации правонарушений в сфере дорожного движения, которая используется для того, чтобы снижать аварийность на дорогах. В соответствии со ст. 26.8. КоАП РФ одним из доказательств по делам об административных правонарушениях являются показания специальных технических средств.[1]

Ключевым основанием для остановки транспортного средства является факт, когда установлены признаки нарушения с позиций обеспечения общественной безопасности, причем признаки могут быть установлены как при помощи технических средств, так и визуально.

В реалиях современности не исключены случаи, когда виновники аварий на дорогах скрываются с мест совершения ДТП. Если есть информация о том, что конкретный водитель при-частен к ДТП - это является еще одним основанием для того, чтобы применить остановку транспортного средства. Такая информация может содержаться в ориентировках или быть полученной от участников дорожного движения, которые смогли визуально зафиксировать произошедшее событие. Основанием для остановки может быть

и информация о том, что транспортное средство находится в угоне. Такое основание не является редким случаем, встречающимся в практике.[2]

Остановка транспортного средства может применяться при наличии такого основания, как необходимость опросить водителя или пассажиров, например, о событии ДТП, очевидцами которого, например, они могут быть. Даже если есть потребность в привлечении лица в качестве понятого, это тоже может быть основание для остановки транспортного средства.

В числе других значимых обстоятельств выделим следующие: есть потребность временно ограничить или запретить движение транспортных средств; нужно обеспечить безопасность для автомобилей специального назначения; обеспечить беспрепятственный проезд к месту происшествия специальной техники; возникла необходимость в привлечении водителя или пассажиров в оказании экстренной помощи либо сотрудникам полиции, либо другим участникам дорожного движения; органами полиции в данный момент проводятся мероприятия в области обеспечения безопасности дорожного движения, как результат осуществляется остановка и задержка транспортных средств, которые в установленных мероприятиях не нуждаются; проводятся мероприятия по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий и для этого иные транспортные средства, не задействованные в таких мероприятиях, должны быть остановлены; есть потребность остановить транспортное средство, ввиду угрозы безопасности дорожного движения.[3]

Относительно ситуаций, когда водитель не подчиняется сотруднику ДПС, последний может использовать средства специального назначения, в числе которых переносные («Диана» и т.д.) и стационарные устройства, имеющиеся на постах ДПС. Выбор средств остается за сотрудниками полиции, которые действуют исходя из фактически сложившейся обстановки, собственных профессиональных компетенций, накопленного опыта. При этом, сотрудники также руководствуются внутренними локальными актами, которые разработаны и касаются применения исследуемых административных процедур.

В числе других специальных средств для остановки транспортного средства может использоваться блокировка транспорта патрульными и гражданскими автомобилями; может использоваться огнестрельное оружие или сотрудники ДПС могут разместить на проезжей части подручные средства.

Фото некоторых средств принудительной остановки транспортного средства представлены в приложении.

Цель и задачи

Цель работы - исследовать как теоретические и практические основы применения административных процедур остановки и задержания транспортных средств. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: рассмотреть понятие, правовую основу, основания и цели применения остановки и задержания транспортного средства как административных процедур.

Методы

Методологическую основу исследования составляет система философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения заданной тематики. Применение в рамках исследования эмпирических методов сбора, обобщения и анализа информации позволило осуществить качественный сбор актуального и обоснованного с практической точки зрения исследовательского материала.

Результаты

Проведенное исследование позволило сделать следующие ключевые выводы: сегодня среди научной общественности нет единого мнения относительно остановки и задержания транспортного средства. В рамках исследования предлагается исходить из понимания данных категорий законодателем. Под остановкой понимается прекращение движения транспортного средства, длительностью не более пяти минут, а под задержанием - прекращение движения и использования транспортного средства в принудительном порядке.

Останавливать транспортное средство можно исключительно при наличии к тому оснований, которые законодатель четко прописал в приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 03 мая 2023 года № 264. В числе таких оснований необходимость в проверке документов водителя транспортного средства или документов на автомобиль; есть необходимость опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются; есть потребность временно ограничить или запретить движение транспортных средств; обеспечить безопасность для того, чтобы автомобили специального назначения могли беспрепятственно проехать и др. Если водитель отказывается добровольно подчиниться требованиям сотрудников ДПС, то последние могут применять для остановки транспортных средств средства принудительной остановки. Однако использова-

ние данных средств должно соответствовать законности и безопасности.[4]

Задержание транспортного средства предполагает его исключение из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку). Цель задержания - пресечение нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством. Задерживать транспортное средство также возможно при наличии оснований, например, если транспортное средство эксплуатируется с неправильным использованием его передвижного реклама или используется незаконно, есть сведения о том, что транспортное средство или водитель находятся в розыске и др.

Субъекты, уполномоченные останавливать транспортные средства конкретизированы в п. 2.4. Правил дорожного движения. Этим правом наделены регулировщики, сотрудники Федеральной службы по транспортному надзору, представители таможенных органов.

Решение о задержании транспортного средства принимают должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил РФ, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции.[5]

Сделан вывод, что к настоящему времени сложилась обширная правовая основа правового регулирования безопасности дорожного движения, в целом. Однако применительно конкретно к остановке и задержанию транспортного средства такое утверждение не будет верным. В данной области можно наблюдать некоторую разобщенность. В правовой сфере отсутствуют акты, которые бы устанавливали сущность и правовую природу остановки и задержания транспортного средства. В качестве отрицательной тенденции также отмечается постоянное усложнение законодательства и внесение изменения в уже существующее нормативно-правовое поле. Однако многие инициативы, которые бы способствовали повышению уровня правовой защиты граждан, отрицаются. Речь идет о залоге за задержанное транспортное средство.[6]

Заключение

Важность транспортных средств для жизни современного человека неоспорима. Однако активное развитие транспортных средств часто

приводит к тому, что количество нарушений в области дорожного движения только возрастают. Для того, чтобы сдерживать негативные ситуации на дорогах, законодатель предусматривает ряд мер административного характера, в числе которых остановка и задержание транспортного средства.[8]

Проанализировав правоприменение сделан вывод, что остановка и задержание транспортного средства, как административные процедуры, не лишены проблем, что обусловлено не только разобщенностью правовых актов, регулирующих эти административные процедуры, но и не всегда своевременным решением проблем со стороны законодателя.[9]

С целью решения выявленных проблем в исследовании предлагается:

- закрепить на уровне закона обязанность для сотрудников медицинских организаций выдавать справки, в которых должна быть представлена информация о том, что у освидетельствуе-мого водителя установлен факт алкогольного опьянения, являющийся основанием задержания его транспортного средства;

- закрепить на уровне закона обязанность для повторного освидетельствования лица, у которого ранее диагностировалось состояние алкогольного опьянения, с приложением его результатов к протоколу задержания как основания для отмены данной меры обеспечения;

- ввести такую меру, как «запрет использования транспортного средства». «Запрет использования транспортного средства: 1. Запрет на использование механического транспортного средства находит выражение в невозможности эксплуатировать данное средство любым лицом в течение от 1 до 90 суток. 2. Если требования ч. 1 будут нарушены, задержание транспортное средство должно быть задержано и помещено на специализированную стоянку до истечения срока запрета его использования»;

- повышать уровень обучения сотрудников правоохранительных органов стрельбе;

- внедрять в практику средства для принудительной остановки транспортных средств которых нет на вооружении российской поли-ции.[10]

Список литературы:

[8] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

[9] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 28.04.2023) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[10] Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О безопасности дорожного движения». [Электронный ресурс]//Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[11] Административное право: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. И. Стахов [и др.] ; под ред. А. И. Стахова. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 439 с.

[12] Агеев М.А. Вопросы правомерности задержания транспортного средства сотрудниками Госавтоинспекции // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2020. № 2(15). С. 22-27.

[13] Журавлев В.В. Задержание транспортного средства: проблемы правоприменительной практики и пути ее совершенствования // Вестник КРУ МВД России. 2020. №1 (47). С. 99.

[14] Иноземцев С. В., Дурнев А. И. Роль интуитивной стрельбы в служебной деятельности сотрудников ГИБДД // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2020. № 1 (3). С. 187-192.

[15] Кодзокова Л.А., Кодзоков Б.В. Пролблемы применения остановки и задержания транспортного средства // Образование и право. 2022. №3. С. 106-107.

[16] Рудаков Б. В. Современные специальные технические средства автоматической фиксации административных правонарушений правил дорожного движения и проблемы их применения // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 1 (32). С. 26-32.

[17] Фроленков В.Н. Особенности стрельбы для принудительной остановки транспортного средства в деятельности сотрудников, обеспечивающих безопасность дорожного движения // Автономия личности. 2021. №1 (24). С. 48-50.

Spisok literatury:

[1] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 28.04.2023) [Elektronnyj resurs]. - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

[2] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 28.04.2023) [Elektronnyj resurs]. - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

[3] Federal'nyj zakon ot 10.12.1995 № 196-FZ (red. ot 14.04.2023) «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya». [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

[4] Administrativnoe pravo: uchebnik i praktikum dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / A. I. Stahov [i dr.]; pod red. A. I. Stahova. - Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2023. - 439 s.

[5] Ageev M.A. Voprosy pravomernosti zaderzhaniya transportnogo sredstva sotrudnikami Gosavtoins-pekcii // Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii. 2020. № 2(15). S. 22-27.

[6] ZHuravlev V.V. Zaderzhanie transportnogo sredstva: problemy pravoprimenitel'noj praktiki i puti ee sovershenstvovaniya // Vestnik KRU MVD Rossii. 2020. №1 (47). S. 99.

[7] Inozemcev S. V., Durnev A. I. Rol' intuitivnoj strel'by v sluzhebnoj deyatel'nosti sotrudnikov GIBDD // Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniya. 2020. № 1 (3). S. 187-192.

[8] Kodzokova L.A., Kodzokov B.V. Prolblemy primeneniya ostanovki i zaderzhaniya transportnogo sredstva // Obrazovanie i pravo. 2022. №3. S. 106-107.

[9] Rudakov B. V. Sovremennye special'nye tekhnicheskie sredstva avtomaticheskoj fiksacii administra-tivnyh pravonarushenij pravil dorozhnogo dvizheniya i problemy ih primeneniya // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2022. № 1 (32). S. 26-32.

[10] Frolenkov V.N. Osobennosti strel'by dlya prinuditel'noj ostanovki transportnogo sredstva v deyatel'nosti sotrudnikov, obespechivayushchih bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya // Avtonomiya lichnosti. 2021. №1 (24). S. 48-50.

'■¡mmmmmmmmmmmmmmmm^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.