Научная статья на тему 'О СПЕЦИФИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

О СПЕЦИФИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ЗАКОННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ОСМОТР / ДОСМОТР / ОТСТРАНЕНИЕ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ / ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ / ЗАПРЕЩЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капранов Алексей Владимирович, Ковган Екатерина Юрьевна, Билоконь Виктор Петрович

В статье проведен анализ наиболее часто применяемых мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в деятельности полиции в контексте обеспечения безопасности в сфере дорожного движения. Материалы и методы: исследование проведено на основе изучения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ГИБДД, статистических данных, отражающих реальную картину эффективности применения отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в исследуемой области, а также научных публикаций, посвященных актуальной проблематике затронутой отрасли административного процесса; основу методов исследования составляет анализ особенности применения отдельных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и их специфика в деятельности ГИБДД. Результаты исследования: рассмотрена специфика наиболее часто применяемых в деятельности ГИБДД мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях, посредством которых обеспечивается безопасность дорожного движения: досмотр, задержание транспортного средства, отстранение от управления транспортным средством, разъяснено, как разграничиваются между собой такие принудительные меры, применяемые ГИБДД, как осмотр и досмотр, показана важность детальной регламентацией материальных и процессуальных норм по их применению как гарантий прав и свобод человека и гражданина, способов их защиты в ходе применения к ним указанных мер. Выводы и заключения: в результате исследования сделаны выводы о специфике применения отдельных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении во взаимосвязи с особенностями обеспечения безопасности дорожного движения, требованиями о соблюдении законности при их применении, в том числе и за счет четкого уяснения специфики смежных мер обеспечения по делу об административных правонарушениях, иных мер принуждения, применяемых в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Капранов Алексей Владимирович, Ковган Екатерина Юрьевна, Билоконь Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SPECIFICS OF THE APPLICATION OF CERTAIN MEASURES TO ENSURE THE PROCEEDINGS IN THE CASE OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

The article analyzes the most frequently used measures to ensure the proceedings in cases of administrative offenses in the activities of the police in the context of road safety. Materials and methods: the study was conducted on the basis of the study of regulatory legal acts regulating the activities of the traffic police, statistical data reflecting the real picture of the effectiveness of the application of individual measures to ensure the proceedings in cases of administrative offenses in the studied area, as well as scientific publications devoted to the topical issues of the affected branch of the administrative process; the basis of research methods is the analysis of the prevalence of the use of individual measures to ensure the proceedings in the case of an administrative offense and their specifics in the activities of the traffic police. Results of the research: the specifics of the measures most often used in the activities of the traffic police to ensure the proceedings in the case of administrative offenses, through which road safety is ensured: inspection, detention of a vehicle, suspension from driving a vehicle, explained how such coercive measures applied by the traffic police as examination and inspection are distinguished from each other, the importance of detailed regulation of material and procedural norms for their application as guarantees of human and civil rights and freedoms, ways to protect them during the application of these measures. Conclusions: as a result of the study, conclusions were drawn about the specifics of the application of certain measures to ensure the proceedings in the case of an administrative offense in connection with the specifics of ensuring road safety, the requirements for compliance with the rule of law in their application, including through a clear understanding of the specifics of related security measures in the case of administrative offenses, other coercive measures, applied in this field.

Текст научной работы на тему «О СПЕЦИФИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Философия права. 2023. № 1 (104). С. 27-35.

Philosophy of law. 2023. № 1 (104). P. 27-35.

Научная статья

УДК 342

О СПЕЦИФИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Капранов Алексей Владимирович

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация, kapranov-61@yandex. ru

Ковган Екатерина Юрьевна

Ростовский юридический институт МВД России, Ростов-на-Дону, Российская Федерация, katerina27-93@mail.ru

Билоконь Виктор Петрович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, v.b_kon@mail.ru

Введение: в статье проведен анализ наиболее часто применяемых мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в деятельности полиции в контексте обеспечения безопасности в сфере дорожного движения.

Материалы и методы: исследование проведено на основе изучения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ГИБДД, статистических данных, отражающих реальную картину эффективности применения отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в исследуемой области, а также научных публикаций, посвященных актуальной проблематике затронутой отрасли административного процесса; основу методов исследования составляет анализ особенности применения отдельных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и их специфика в деятельности ГИБДД.

Результаты исследования: рассмотрена специфика наиболее часто применяемых в деятельности ГИБДД мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях, посредством которых обеспечивается безопасность дорожного движения: досмотр, задержание транспортного средства, отстранение от управления транспортным средством, разъяснено, как разграничиваются между собой такие принудительные меры, применяемые ГИБДД, как осмотр и досмотр, показана важность детальной регламентацией материальных и процессуальных норм по их применению как гарантий прав и свобод человека и гражданина, способов их защиты в ходе применения к ним указанных мер.

Выводы и заключения: в результате исследования сделаны выводы о специфике применения отдельных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении во взаимосвязи с особенностями обеспечения безопасности дорожного движения, требованиями о соблюдении законности при их применении, в том числе и за счет четкого уяснения специфики смежных мер обеспечения по делу об административных правонарушениях, иных мер принуждения, применяемых в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: меры обеспечения производства, законность, административное правонарушение, административное производство, осмотр, досмотр, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, запрещение эксплуатации транспортного средства, медицинское освидетельствование.

Для цитирования: Капранов А. В., Ковган Е. Ю., Билоконь В. П. О специфике применения отдельных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в области обеспечения безопасности дорожного движения /А. В. Капранов, Е. Ю. Ковган, В. П. Билоконь // Философия права: науч.-теоретич. журн. Ростов-на-Дону. 2023. № 1 (104). - С. 27-35.

Original paper

ON THE SPECIFICS OF THE APPLICATION OF CERTAIN MEASURES TO ENSURE THE PROCEEDINGS IN THE CASE OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

Kapranov Alexey Vladimirovich

Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-Don, Russian Federation

Kovgan Ekaterina Yurievna

Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don, Russian Federation

Bilokon Viktor Petrovich

Crimean Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

Introduction: the article analyzes the most frequently used measures to ensure the proceedings in cases of administrative offenses in the activities of the police in the context of road safety.

Materials and methods: the study was conducted on the basis of the study ofregulatory legal acts regulating the activities of the traffic police, statistical data reflecting the real picture of the effectiveness of the application of individual measures to ensure the proceedings in cases of administrative offenses in the studied area, as well as scientific publications devoted to the topical issues of the affected branch of the administrative process; the basis of research methods is the analysis of the prevalence of the use of individual measures to ensure the proceedings in the case ofan administrative offense and their specifics in the activities of the traffic police.

Results of the research: the specifics of the measures most often used in the activities of the traffic police to ensure the proceedings in the case of administrative offenses, through which road safety is ensured: inspection, detention of a vehicle, suspension from driving a vehicle, explained how such coercive measures applied by the traffic police as examination and inspection are distinguished from each other, the importance of detailed regulation of material and procedural norms for their application as guarantees of human and civil rights andfreedoms, ways to protect them during the application of these measures.

Conclusions: as a result of the study, conclusions were drawn about the specifics of the application of certain measures to ensure the proceedings in the case of an administrative offense in connection with the specifics of ensuring road safety, the requirements for compliance with the rule of law in their application, including through a clear understanding of the specifics of related security measures in the case of administrative offenses, other coercive measures, applied in this field.

Keywords: measures to ensure production, legality, administrative offense, administrative proceedings, examination, inspection, suspension from driving a vehicle, examination for alcohol intoxication, prohibition of vehicle operation, medical examination.

For citation: Kapranov A. V., Kovgan E. Yu., Bilokon V. P. O spetsifike primeneniya otdel'nykh mer obespecheniyaproizvodstvapo delu ob administrativnom pravonarushenii v oblasti obespecheniya bezopas-nosti dorozhnogo dvizheniya [On the specifics of the application of certain measures to ensure the proceedings in the case ofan administrative offense in the field of road safety]. Filosofiya prava - Philosophy of Law. 2023. № 1 (104). P. 27-35.

Необходимость обеспечения безопасности дорожного движения не вызывает сомнений в связи с высокой смертностью, травматизмом на дорогах, количеством совершаемых дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), что объясняется не только человеческим фактором, связанным со снижением качества подготовки водителей, но и ростом владельцев автотранспортных средств, увеличением трафика грузоперево-

зок, состоянием дорог в стране, отсутствием должного внимания к профилактике безопасности дорожного движения со стороны водителей и др. Исследователи отмечают, что за последние десять лет в нашей стране погибло более 240 тыс. человек, социально-экономический ущерб составил более 8 000 млрд рублей, что, безусловно, выступает угрозой национальной безопасности [1, с. 247].

Безопасность дорожного движения является одной из базовых ценностей в государстве. В системе национальной безопасности защищаемые и охраняемые ценности находятся в неразрывном единстве, при соблюдении и признании ст. 2 Конституции РФ, в которой закреплено, что человек (по факту его жизнь), а также его права и свободы выступают высшей ценностью в государстве.

Понятие «безопасность» многоплановое, может рассматриваться в аспектах деятельности (процесса), результата этой деятельности, состояния, тенденции развития [2, с. 10-13], применимо в полной мере и к понятию «дорожное движение». Как деятельность безопасность рассматривается в совокупности с термином «обеспечение» и обозначает противодействие каким-либо нарушениям, последовательность осуществляемых мероприятий, как результат означает достигнутый уровень защищенности, как состояние осознание субъектом защищенности, как тенденция развития - вектор планируемых действий.

Выступая разновидностью безопасности, составной частью общественной и национальной безопасности, безопасность дорожного движения регулируется многочисленными законами и подзаконными актами, среди которых следует выделить: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденную Президентом РФ от 14.11.2013 № ПР-2685, Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390, Федеральный закон от 10.12 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В Законе «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения фиксируется как достигнутый уровень защищенности, результат, т. к. в ст. 2 данного закона указывается, что это состояние процесса, отражающего степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Безопасность здесь законодателем определяется с позиций государственного управления.

Безопасность с позиций участников дорожного движения следует рассматривать и как состояние, в рамках которого граждане, их коллективы, как участники дорожного движения, осознают защищенность собственной жизни,

здоровья, сохранности личного и иного имущества при использовании дорог, мостов и других дорожно-транспортных объектов.

Обеспечение безопасности дорожного движения в контекстах и публичных, и частных интересов осуществляется преимущественно, как отмечал Конституционный Суд РФ в Постановлении по делу о проверке конституционности ч. 5 и 7 ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.17, ч. 5 и 6 ст. 12.19 и ч. 2 ст. 12.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы от 24.04.2014, мерами административно-правового регулирования в деятельности целого ряда органов государственной власти. Среди них особо следует выделять подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее -ГИБДД). Как свидетельствует Научный центр безопасности дорожного движения МВД России, практически все нарушения в сфере безопасности дорожного движения (99,3 %) пресекаются сотрудниками ГИБДД МВД России [3, с. 7].

Различные службы и подразделения ГИБДД вносят свой вклад в обеспечение безопасности дорожного движения посредством осуществления различных направлений правоохранительной деятельности: дорожно-пат-рульной службы (далее - ДПС), исполнения административного законодательства, технического надзора, регистрационной и экзаменационной работы, дорожного надзора и пропаганды безопасности дорожного движения.

ГИБДД призваны обеспечить безопасность дорожного движения и разрешить вопросы, связанные с функционированием дорог, их организационно-техническим оснащением, предоставлением государственных услуг в данной сфере, контроля за обстановкой и привлечением к ответственности нарушителей, максимально удобным, прозрачным, быстрым, доступным. Атмосфера безопасности участников дорожного движения складывается уже из факта несения службы патрулями ДПС на обслуживаемом участке, а также в результате осуществления ими целого комплекса мер, среди которых особо следует выделить меры обеспечения по делу об административном правонарушении.

Меры обеспечения по делу об административном правонарушении выступают

разновидностью мер административно-правового принуждения, применяются исключительно в целях, указываемых в ст. 27.1 КоАП РФ. Они применяются в рамках особого производства, когда решается вопрос о мере ответственности, налагаемой в соответствии с административным законодательством, что документально удостоверяется процессуальным документом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении должностным лицом. Следует отметить, что указные меры не являются наказанием, имеют признак процессуальности [4, с. 37-38] и всегда сопряжены с ограничением прав граждан [5, с. 58-59].

Меры обеспечения по делу об административном правонарушении применяются различными подразделениями полиции, те из них, которые применяются в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, обладают особой спецификой. Согласно сведениям государственной статистики, самыми часто применяемыми среди мер обеспечения по делу об административном правонарушении в деятельности уполномоченных субъектов в 2021 г. выступали задержание и доставление (396 883 и 391 155 - соответственно), чуть меньше по количеству - меры, применяемые исключительно в сфере пресечения правонарушений в сфере безопасности дорожного движения: применено 246 458 отстранений от управления транспортными средствами, освидетельствований на состояние алкогольного опьянения -1 919 310, задержаний транспортных средств, запрещенных к эксплуатации, - 140 566, и в разы меньше применялись: привод - 12 837, изъятие вещей и документов - 28 880, временный заперт деятельности - 1 586 и др. [8]1. Подобная пропорция неизменно соблюдается из года в год.

Сотрудники ГИБДД в пределах своих полномочий вправе применять различные меры обеспечения производства, регламентируемые гл. 27 КоАП РФ: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, изъятие вещей и документов, привод. Однако наиболее часто применяются следующие: досмотр транспортного средства (ст. 27.9), отстра-

нение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (ст. 27.8), задержание транспортного средства (ст. 27.13).

Особенности применения указанных мер, их специфика и проблематика в деятельности ГИБДД взаимоувязаны с вопросами обеспечения законности при их применении [6, с. 35; 71-74], обусловлены правовыми и техническими аспектами выявления административных деликтов в рассматриваемой сфере [7, с. 90-94].

Так, например, при применении досмотра транспортного средства вопросы соблюдения законности в части соблюдения требований к проведению осмотра транспортного средства и досмотра по лицам, времени и другим показателям выступают одними из спорных. Вместе с тем, что касается процедурных аспектов, целей, основных принципов проведения рассматриваемых мер принуждения, то они детально урегулированы гл. 27 КоАП РФ и Административным регламентом по исполнению МВД России функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения 2017 г., утвержденным Приказом МВД РФ от 23.08.2017 № 664 (далее - Административный регламент № 664). В соответствии с их положениями сотрудники полиции вправе осуществлять досмотр, осмотр транспорта, осмотр физических лиц, досмотр перевозимых лиц и их вещей.

Осмотр и досмотр различаются процедурно, но прежде всего им предшествует остановка транспорта, которую сотрудник ГИБДД осуществляет в соответствии с установленными Административным регламентом № 664 основаниями (проверка документов на право пользования и управления, документов на перевозимый груз) в целях пресечения нарушения и осуществления производства по делу об административном правонарушении. Следует отметить, что сотрудник полиции имеет право останавливать транспорт и осматривать его на основе п.п. 20, 25 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» в силу своих обязанностей, установленных Административным регламентом № 644. Осмотр выступает

1 Административные правонарушения. Применение мер обеспечения. URL: http://stat.an^npecc^. (дата обращения: 01.09.2022).

правом сотрудника полиции осмотреть автотранспорт при подозрении, что он используется в противоправных целях. Следует отличать его от технического осмотра, под которым подразумевается диагностирование автотранспорта оператором на предмет наличия каких-либо неисправностей [8, с. 190-193], а также от осмотра, осуществляемого в регистрационных подразделениях ГИБДД на предмет выявления распилов транспортных средств по днищу, полу, порогу, в целях уменьшения оплаты пошлин на ввозимые в страну автомобили [9, с. 158-162].

При проведении осмотра сотрудник полиции не имеет права проникать внутрь автотранспорта, открывать дверь, а водитель может не покидать салон, т. к. осмотр не является мерой принуждения. Ограничения прав граждан при применении данной меры минимальны. Осмотр осуществляется при проведении спецопераций, обнаружении неисправностей, несоответствии грузов заявленному в документах и др. Результаты осмотра оформляются актом осмотра транспортного средства и груза с перечнем всех необходимых реквизитов (п. 200 Административного регламента № 644), в том числе о производимых в ходе осмотра фото-, киносъемки, видеозаписи, которые прилагаются к акту. В случае отсутствия оснований к производству иных действий водителю разрешается продолжить маршрут по пути его следования.

Досмотр характеризуется как более серьезная по характеру ограничений прав граждан мера воздействия на владельцев автотранспорта, применяемая в порядке гл. 27 КоАП РФ. Досмотр осуществляется при наличии у сотрудника серьезных оснований (например, о нахождении в автомобиле запрещенных к обороту предметов и веществ, а также орудий и предметов правонарушений либо преступлений, отказ водителя от осмотра и др.). Осуществляя досмотр, инспектор ДПС имеет право вторгнуться в личное пространство водителя, открыть двери автомобиля, открыть багажник, осуществить контроль находящихся в автомобиле лиц, произвести проверку груза на наличие в его внутреннем содержимом запрещенных предметов, веществ, орудий либо предметов правонарушений или преступлений. При этом сотруднику ГИБДД недопустимо притрагиваться к вещам, поклаже пассажи-

ров, водителя, т. к. подобные действия выходят за рамки процедуры досмотра, квалифицируются как обыск, который, как известно, применяется в рамках возбужденного уголовного дела, а в случаях с досмотром признаются незаконными. С учетом более серьезного характера посягательств на неприкосновенность личности, достоинство личности, собственность в ходе досмотра необходимо соблюдать процессуальное требование о сопровождении его двумя понятыми. В настоящее время существуют системы досмотра автотранспорта, применяемые для обнаружения инородных предметов, установленных на днище автомобиля. Данная система помогает выявить наличие в полостях шасси и других местах такие опасные и запрещенные объекты, как взрывные устройства, оружие, взрывчатые вещества и т. п. Организация такого досмотра помогает обеспечить безопасность на массовых мероприятиях, на объектах различного назначения (пункты таможенного контроля, АЭС и т. п.).

Таким образом, как по сущности, содержанию, основаниям, процедурному порядку досмотр и осмотр существенно различаются, хотя граница между ними очень тонка. Осмотр транспортного средства - это право сотрудника внешне визуально исследовать автотранспорт с целью обнаружения признаков правонарушения (следов ДТП, выявление неисправностей и др.). Досмотр - мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, преследует цель обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Процедурно отличия состоят в том, что существует запрет прикасаться к транспортному средству, вещам, находящимся внутри него при осмотре. Осмотр предполагает визуальное изучение транспортного средства, заглядывание в салон через окна, осмотр фонарей, бампера и иных частей транспортного средства на предмет нахождения следов правонарушения или провоза запрещенных к обороту предметов, разыскиваемых лиц, но при обязательном соблюдении требования не касаться транспортного средства. В то время, когда сотрудник полиции обследует разные части авто без нарушения его конструктивной целостности, прикасается к частям транспортного средства, в том числе обшивки, деталям авто, при открытии

дверцы, багажника, при присаживании внутрь, изучении вещей в багажнике руками, он уже осуществляет досмотр. Досмотр по предъявляемым требованиям для признания его проведения законным выступает более сложной процедурой, чем осмотр, в связи с необходимостью более подробно изучить внутреннее содержимое автотранспорта, составить протокол [10, с. 20]. Досмотр всегда сопряжен с ограничениями прав граждан, в КоАП РФ устанавливаются пределы их ограничения в виде указания на основания его применения и ряд иных правил, в совокупности обосновывающих целесообразность, соразмерность и адекватность его применения [11, с. 196].

После завершения процедуры досмотра, который проводится по определенным правилам, требующим в том числе обязательное присутствие владельца автотранспорта (в исключительных случаях в его отсутствие), двоих понятых, инспектор ДПС должен составить протокол о досмотре или сделать запись о нем в протоколе об административном задержании. Протокол должны подписать все участники процедуры, в том числе понятые, владелец автомобиля, подвергнутого досмотру. Последний имеет право не подписывать протокол, о чем делается соответствующая запись, после чего копия протокола досмотра транспортного средства вручается ему независимо от согласия подписать протокол. В случае изъятия каких-либо вещей в процессе досмотра в протоколе делается отметка об этом. Водитель также имеет право оспорить в суде законность действий сотрудников полиции по досмотру его транспорта.

После остановки автотранспорта сотрудник ГИБДД имеет право в целях обеспечения безопасности дорожного движения при выявлении пребывания водителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при выявлении неисправности и повреждении работы рулевого управления, системы тормозов, отсутствия документов на транспортное средство, водительских прав применить такую меру обеспечения в порядке гл. 27 КоАП РФ, как отстранение от управления транспортным средством (ст. 27.12). Учитывая, что ее применение сопряжено с частичным ограничением права собственности, в процедуре применения данной меры также в обязательном порядке должны присутствовать понятые, со-

ставляться протокол с указанием даты, времени, причин отстранения, данных сотрудника полиции и др. Водитель имеет право отказаться от подписания протокола, о чем делается соответствующая отметка, и ему вручается протокол. В качестве дополнительных подтверждающих оснований отстранения к протоколу может быть прикреплен результат медицинского освидетельствования. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения неразрывно связано с отстранением от управления транспортным средством, является необходимой мерой обеспечения в тех случаях, когда для установления объективных причин и условий, способствующих совершению правонарушения, важно удостоверить факт алкогольного опьянения для сбора доказательств по делу.

В случае если необходимо провести медицинское освидетельствование в медицинской организации, то сотрудник полиции первоначально проводит процедуру отстранения без освидетельствования при понятых, составляется протокол, а затем водитель покидает место остановки, направляется в медицинское учреждение (ст. 27.12.1 КоАП РФ).

Ограничения собственности в части распоряжения собственностью (транспортным средством) являются в случае применения отстранения от управления транспортным временным средством, обеспечивающим безопасность дорожного движения, и действуют до устранения причин, по которым водитель был отстранен. Так, отстранение действует до тех пор, пока водитель не предъявит документы на право управления автотранспортом, устранит поломку либо документы по управлению будут переданы другому лицу.

Законность действий сотрудников при отстранении от управления транспортным средством также может быть водителем обжалована в суд. В суде водитель в целях оспаривания законности примененных к нему процедур должен предъявить доказательства свидетелей, записи с камер о состоянии своего здоровья, представить результаты медицинской экспертизы из специализированного учреждения в случае обвинения в вождении в нетрезвом виде, свидетельства об исправности автомобиля и др.

В случае обнаружения нарушений правил эксплуатации, использования либо управления автомобиля, либо в случае нарушения правил

остановки, стоянки может применяться мера, предусмотренная ст. 27.13 КоАП - задержание транспортного средства, с его последующим перемещением на штрафстоянку. В случае отсутствия технической возможности автомобиль блокируется при помощи специальных устройств. Данная мера выступает близкой по содержанию к отстранению от управления транспортным средством. К ее применению сотрудники полиции прибегают в случае, если водителем совершается ряд правонарушений, исчерпывающий перечень которых закреплен в ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ (эксплуатация с нарушением установленных нормативов по выбросам загрязняющих веществ или уровня шума; нарушение правил эксплуатации тракторов, дорожно-строительных машин и иных машин, оборудования, управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, нарушение правил установки специальных или звуковых сигналов, наличие неисправностей, при которых эксплуатация запрещена, и др.).

Запрещение эксплуатации автомобиля с неисправностями и поломками выступает важной мерой обеспечения безопасности дорожного движения. Законность действий сотрудника ГИБДД при применении запрета на эксплуатацию автомобиля при наличии неисправностей основывается на фиксации четкого перечня таких неисправностей, что исключает превышение полномочий и нарушение действующего законодательства сотрудниками. Перечень поломок, неисправностей автомобиля содержится в Правилах дорожного движения в приложении «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993. В случае визуального обнаружения в транспортном трафике неисправного автомобиля или обоснованного подозрения на техническую поломку, сотрудник ГИБДД в целях предотвращения ДТП, причинения вреда здоровью, имуществу, транспортной инфраструктуре имеет право остановить автомобиль,

Список источников

1. Капранова Ю.В., Тузов А.И. Дорожно-транспортный травматизм в России: пути оптимизации// Вестник Воронежского института МВД России. 2020. № 3. С. 247.

запретить дальнейшее его перемещение. Водитель привлекается к ответственности, предусмотренной ст. 12.5 КоАП РФ. При этом инспектор ДПС имеет право на проверку автомобиля на предмет наличия в нем неисправностей по списку, препятствующих его дальнейшей эксплуатации.

Таким образом, необходимо отметить, что столь частое применение мер обеспечения в порядке гл. 27 КоАП РФ в сфере обеспечения безопасности дорожного движения по сравнению с другими мерами, объясняется спецификой указанной сферы, потенциальными опасностями, заложенными в управление транспортными средствами, и сложностью обслуживания, увеличением количества транспорта в стране, вовлечением все большего числа граждан в дорожное движение, а также осуществляемым сотрудниками ГИБДД на основе Федерального закона «О полиции» и Административного регламента № 664 полномочием по пресечению противоправного поведения участников дорожного движения и профилактике дорожного травматизма и смертности на дорогах страны. Законность применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении достигается посредством строгого разграничения смежных мер друг с другом, детальной регламентацией материальных и процессуальных норм по их применению, установлением способов защиты гражданами своих прав, ограничиваемых в ходе применения к ним указанных мер. Каждая мера, предусмотренная гл. 27 КоАП РФ, должна применяться ГИБДД, исходя из особенностей оперативной дорожной обстановки, оснований, предусмотренных в законодательстве, целесообразности применения той или иной меры обеспечения, с обязательным информированием лица о совершаемых в отношении него процедурах, особенностях проведения конкретной меры, ознакомлением граждан с результатами применения, привлечением понятых, документированием, вручением копии лицу, в отношении которого составляется протокол.

References

1. Kapranova Yu.V., Tuzov A.I. Road traffic injuries in Russia: ways to optimize// Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 3. P. 247.

2. Пушкарев Ю.В., Пушкарева Е.А. Основы национальной безопасности: учебное пособие. Новосибирск - Москва, 2011.

3. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 году. Информационно-аналитический обзор. М., 2021.

4. Коркин А.В. Процессуальность как признак мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 4(42).

5. Капранова Ю.В., Капранов А.В. Применение мер обеспечения производство по делу об административном правонарушении: конституционное измерениие// Юристъ-Право-ведъ. 2021. № 5.

6. Ямалитдинов А.А., Алешин С.В., Лине-вич Я.В. Правовые основы применения полицией мер государственного принуждения: учебное пособие. Уфа, 2021.

7. Хакимов Е.М. Проблемы применения некоторых мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Административное право и процесс. 2020. № 9.

8. Власов М.М. Правовые и технические вопросы выявления административных правонарушений области дорожного движения // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2020. № 2(48).

9. Рябова О.А., Кузнецова Н.В. Поправки в законодательство о техническом осмотре транспортных средств: проблемы практической реализации // Modern Scienc. 2021. № 2-1.

10. Думнов С.Н. К вопросу осуществления осмотра транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД России // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблем, пути совершенствования. 2020. № 1(3).

11. Организация и порядок проведения сотрудниками ГИБДД отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: практические рекомендации. Орел, 2021.

12. Капранова Ю.В. Пределы ограничения прав граждан при применении мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях // Актуальные вопросы применения норм административного права (Кореневские чтения): V Международная науч-но-практ. конф.: сб. научных трудов. М., 2021.

2. Pushkarev Yu.V., Pushkareva E.A. Fundamentals of National Security: a textbook. Novosibirsk-Moscow, 2011.

3. Law enforcement activities in the field of road safety in 2020. Informational and analytical review. Moscow, 2021.

4. Korkin A.V. Procedural nature as a sign of measures to ensure proceedings in cases of administrative offenses // Legal science and law enforcement practice. 2017. № 4(42).

5. Kapranova Yu.V., Kapranov A.V. Application of measures to ensure the proceedings in the case of an administrative offense: constitutional dimension// Jurist-Pravoved. 2021. № 5.

6. Yamalitdinov A.A., Aleshin S.V., Linevich Ya.V. The legal basis for the use of state coercion measures by the police: a textbook. Ufa, 2021.

7. Khakimov E.M. Problems of application of some measures to ensure the proceedings in cases of administrative offenses in the field of road safety // Administrative Law and Process. 2020. № 9.

8. Vlasov M.M. Legal and technical issues of detection of administrative offenses in the field of traffic // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 2(48).

9. Ryabova O.A., Kuznetsova N.V. Amendments to the legislation on technical inspection of vehicles: problems of practical implementation // Modern Scienc. 2021. № 2-1.

10. Dumnov S.N. On the issue of vehicle inspection in the registration units of the Traffic Police of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Management of road safety activities: state, problems, ways of improvement. 2020. № 1(3).

11. The organization and procedure for the conduct by traffic police officers of individual measures to ensure the proceedings in cases of administrative offenses: practical recommendations. Eagle. 2021.

12. Kapranova Yu.V. Limits of restriction of the rights of citizens in the application of measures to ensure the proceedings in the case of administrative offenses // Topical issues of the application of the norms of administrative law (Korenev readings): V International Scientific and Practical conference: collection of scientific papers. Moscow, 2021.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Капранов Алексей Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры судебной экспертизы и криминалистики. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). 344002, Российская Федерация, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69. ORCID: 0000-0001-8346-5986

Ковган Екатерина Юрьевна, преподаватель кафедры административного права. Ростовский юридический институт МВД России. 344015, Российская Федерация, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 83. ORCID: 0000-0002-1966-1728

Билоконь Виктор Петрович, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД. Крымский филиал Краснодарского университета МВД России. 295053, Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Академика Стевена, 14.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Kapranov Alexey Vladimirovich, PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Forensic Examination and Criminalistics. Rostov State University of Economics (RINH). 69, B. Sadovaya str., Rostov-on-Don, Rostov region, 344002, Russian Federation.

Kovgan Ekaterina Yurievna, lecturer of the Department of Administrative Law. Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 83, Eremenko str., Rostov-on-Don, Rostov region, 344015, Russian Federation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bilokon Viktor Petrovich, Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Department of Internal Affairs. Crimean Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 14, Akademika Steven str., Simferopol, Republic of Crimea, 295053, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.