Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД МВД РОССИИ. АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ'

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД МВД РОССИИ. АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
502
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ГИБДД МВД РОССИИ / АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГИБДД / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДОСТАВЛЕНИЕ / НАРУЖНЫЙ ОСМОТР ГРАЖДАН / ЛИЧНЫЙ ДОСМОТР / ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / TRAFFIC POLICE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITIES OF THE TRAFFIC POLICE / ADMINISTRATIVE PROCEDURAL SUPPORT / DELIVERY / EXTERNAL EXAMINATION OF CITIZENS / PERSONAL INSPECTION / EXAMINATION FOR ALCOHOL INTOXICATION / MEDICAL EXAMINATION FOR INTOXICATION / ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF ROAD TRAFFIC / ROAD SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дуброва Василий Александрович

В настоящее время несовершенство действующего административного законодательства не обеспечивает действенного влияния на дорожную дисциплину, а существующая система рассмотрения административных дел за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения не обеспечивает принцип неотвратимости наказания. При этом, с одной стороны, наблюдается неадекватное реагирование на социально опасные виды нарушений, а с другой - неоправданное давление на участников дорожного движения при совершении малозначительных нарушений. В статье раскрыты такие меры административно-процессуального обеспечения в административно-юрисдикционной деятельности Госавтоинспекции, как доставление и освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Делается вывод: с целью обеспечения личной безопасности полицейских и граждан необходимо законодательно закрепить права сотрудников ГИБДД МВД России по проведению, в рамках исполнения ими служебных обязанностей, наружного осмотра граждан и наружного осмотра находящихся при них вещей для обеспечения личной безопасности и безопасности граждан. Предлагается авторский вариант внесения изменений в процессуальные документы по освидетельствованию лица, которое управляет транспортным средством, на состояние опьянения, позволяющий устранить существующие проблемы правоприменительной практики, связанные с обязательностью применения следующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в области дорожного движения - медицинского освидетельствования водителя транспортного средства на состояние опьянения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дуброва Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME MEASURES OF ADMINISTRATIVE AND PROCEDURAL SUPPORT IN THE ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITIES OF THE TRAFFIC POLICE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA: ANALYSIS AND RECOMMENDATIONS FOR IMPROVEMENT

Today, the imperfection of the current administrative legislation does not provide an effective impact on road discipline, the existing system of consideration of administrative cases for offenses in the field of road safety does not provide the principle of inevitability of punishment, while on the one hand, there is an inadequate response to socially dangerous types of violations, on the other hand, an unjustified pressure on road users when committing minor violations. The article discloses such measures of administrative and procedural support in the administrative and jurisdictional activities of the state traffic Inspectorate, such as delivery and examination for the state of alcoholic intoxication. The conclusion is drawn, in order to ensure the personal safety of police officers and citizens, about the need to legislatively consolidate the rights of traffic police officers of the Ministry of internal affairs of Russia to conduct, within the framework of their official duties, before the delivery of an external examination of citizens and things with them. The author's version of amendments to the procedural documents for the examination of the person who drives the vehicle for the state of intoxication is proposed, which makes it possible to eliminate the existing problems of law enforcement practice associated with the mandatory application of the following measure to ensure the proceedings in the case of an administrative offense in the field of road traffic - medical examination of the driver of the transport funds for the state of intoxication.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД МВД РОССИИ. АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ»

УДК 351.74 ББК 35.078

DOI 10.24412/2073-3313-2021-1-171-176

О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИБДД МВД РОССИИ

Анализ и рекомендации к совершенствованию

Василий Александрович ДУБРОВА, начальник отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по Калининскому району г. Санкт-Петербурга dubrovavasiliy@gmail.com

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Аннотация. В настоящее время несовершенство действующего административного законодательства не обеспечивает действенного влияния на дорожную дисциплину, а существующая система рассмотрения административных дел за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения не обеспечивает принцип неотвратимости наказания. При этом, с одной стороны, наблюдается неадекватное реагирование на социально опасные виды нарушений, а с другой — неоправданное давление на участников дорожного движения при совершении малозначительных нарушений.

В статье раскрыты такие меры административно-процессуального обеспечения в административ-но-юрисдикционной деятельности Госавтоинспекции, как доставление и освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

Делается вывод: с целью обеспечения личной безопасности полицейских и граждан необходимо законодательно закрепить права сотрудников ГИБДД МВД России по проведению, в рамках исполнения ими служебных обязанностей, наружного осмотра граждан и наружного осмотра находящихся при них вещей для обеспечения личной безопасности и безопасности граждан.

Предлагается авторский вариант внесения изменений в процессуальные документы по освидетельствованию лица, которое управляет транспортным средством, на состояние опьянения, позволяющий устранить существующие проблемы правоприменительной практики, связанные с обязательностью применения следующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в области дорожного движения — медицинского освидетельствования водителя транспортного средства на состояние опьянения.

Ключевые слова: ГИБДД МВД России, административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД, административно-процессуальное обеспечение, доставление, наружный осмотр граждан, личный досмотр, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, административные правонарушения в области дорожного движения, безопасность дорожного движения.

Annotation. Today, the imperfection of the current administrative legislation does not provide an effective impact on road discipline, the existing system of consideration of administrative cases for offenses in the field of road safety does not provide the principle of inevitability of punishment, while on the one hand, there is an inadequate response to socially dangerous types of violations, on the other hand, an unjustified pressure on road users when committing minor violations.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

The article discloses such measures of administrative and procedural support in the administrative and jurisdictional activities of the state traffic Inspectorate, such as delivery and examination for the state of alcoholic intoxication. The conclusion is drawn, in order to ensure the personal safety of police officers and citizens, about the need to legislatively consolidate the rights of traffic police officers of the Ministry of internal affairs of Russia to conduct, within the framework of their official duties, before the delivery of an external examination of citizens and things with them.

The author's version of amendments to the procedural documents for the examination of the person who drives the vehicle for the state of intoxication is proposed, which makes it possible to eliminate the existing problems of law enforcement practice associated with the mandatory application of the following measure to ensure the proceedings in the case of an administrative offense in the field of road traffic — medical examination of the driver of the transport funds for the state of intoxication.

Keywords: traffic police of the Ministry of internal affairs of Russia, administrative and jurisdictional activities of the traffic police, administrative procedural support, delivery, external examination of citizens, personal inspection, examination for alcohol intoxication, medical examination for intoxication, administrative offenses in the field of road traffic, road safety

Рецензент: А.О. Дрозд, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России

Я правовом государстве, каким является Российская Федерация, законодательная, .Яш^исполнительная и судебная ветви власти признают приоритет прав и свобод человека и гражданина, что оказывает значимое влияние на положительное развитие государства и общества в целом. При таких условиях заслуживают должного внимания вопросы законности и эффективности при применении представителями государственной власти мер принуждения.

Необратимые изменения систем государственного устройства требуют новаторских подходов в изучении деятельности контролирующих органов по наведению установленного порядка в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Накопленные познания в области теории административного права положительно влияют на динамику дальнейшего развития научных исследований, касающихся изучения мер административного принуждения.

Отдавая должное несомненной ценности существующих научных исследований, необходимо отметить, что написанию статьи, в которой будут рассматриваться вопросы применения в административной деятельности Госавтоинспекции мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предшествует продолжительный временной период, за который административное законодательство претерпело существенные изменения в области правоприменительной практики. На сегодня назрела необходимость совершенствования законодательства, в частности, в области приме-

нения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Рассмотрим некоторые меры административно-процессуального обеспечения в админи-стративно-юрисдикционной деятельности ГИБДД МВД России.

Доставление в юридическом смысле — это принудительное препровождение физического лица, которое справедливо относится к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, обеспечивающих участие обязанных лиц в производстве по делам об административных правонарушениях.

Доставление как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении проводится должностными лицами с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Ответить на вопрос, кем, каким образом оценивается такая невозможность и что входит в понятие данной терминологии применительно к оформлению материалов привлечения лица к административной ответственности, весьма проблематично.

Исключая неоднозначное понимание имеющихся формулировок в ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ, с нашей позиции, следовало бы дать следующее определение понятию «доставление» — это принудительное препровождение физического лица в целях составления процессуальных документов при наличии законных оснований, препятствующих составлению документов на

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

месте выявления административного правонарушения.

Доставление может осуществляться на транс -портном средстве гражданина или на служебном автомобиле должностного лица. Доставление граждан сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России осуществляется преимущественно с использованием служебного транспорта. Имеющийся служебный транспорт в основной своей массе не оборудован техническими средствами и приспособлениями, позволяющими доставлять граждан с соблюдением необходимых мер безопасности для сотрудников, осуществляющих доставление.

С нашей точки зрения, дорожно-патрульную службу Госавтоинспекции целесообразно оснащать (в зависимости от протяженности обслуживаемой территории, ее населения, количества дорог и улиц с учетом их пропускной способности) определенным количеством служебного транспорта, специально предназначенного для перевозки задержанных лиц.

Его окраска должна соответствовать цветографической схеме по ГОСТ 50574-2002. В рабочем салоне должны быть: радиостанция, устройство вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС»; набор шанцевого инструмента; аварийно-вентиляционный люк в крыше с возможностью открытия изнутри и снаружи; перегородка между кабиной полицейского-водителя и рабочим салоном с окном, обеспечивающая визуальный и голосовой контакт между сотрудниками Госавтоинспекции в кабине и рабочем салоне; защитная решетка с внутренней стороны стекла входной двери в помещение рабочего салона.

В отсеке для задержанных входная дверь в помещение должна запираться снаружи, сиденья для задержанных должны быть жесткой конструкции, отделка потолка, стен, двери должна производиться антивандальными материалами, должно быть необходимое освещение. Антиван-дальная система видеонаблюдения должна иметь возможность передачи информации по беспроводным каналам связи на сервер подразделения ГИБДД МВД России. Данная комплектация позволит сотрудникам Госавтоинспекции доставлять задержанных для совершения процессуальных действий с максимальным соблюдением требований личной безопасности сотрудников полиции.

Перед посадкой в служебный транспорт необходимо в целях личной безопасности проводить наружный осмотр граждан и наружный ос-

мотр находящихся при них вещей. На данный момент существует пробел в законодательстве в части законности действий сотрудника Госавтоинспекции по проведению наружного осмотра. Проведение таких действий нацелено на соблюдение необходимых мер личной безопасности и должно соответствующим образом оформляться путем отметок в протоколе доставления либо составлением рапорта сотрудником с формулировкой: «перед доставлением и посадкой в служебный транспорт проводился наружный осмотр гражданина, в результате которого не выявлено предметов, запрещенных к свободному обороту среди гражданского населения, и предметов, при помощи которых может быть причинен вред здоровью человека».

Как правильно отмечает Е.К. Черкасова, единственным правовым документом, регламентирующим проведение наружного досмотра, является приказ МВД России № 80 от 29 января 2008 г. «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции». При этом важно подчеркнуть, что указанное действие осуществляется при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления. В данном контексте возникает вопрос, а можно ли его осуществлять при доставлении лиц, совершивших административный деликт [6, с. 24]?

Согласно ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр проводится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола, как правило, в специальном помещении. Мы полагаем, что наружный осмотр допустимо проводить без участия понятых и не обязательно лицом одного пола с осматриваемым, поскольку данные действия носят неотложный характер и направлены на выявление ограниченного круга предметов, при помощи которых может быть причинен вред сотруднику полиции и окружающим (холодное оружие, травматическое и огнестрельное оружие).

В случае обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, предметов, запрещенных к свободному обороту на территории Российской Федерации, необходимо проводить указанные действия путем оформления личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с соблюдением отраженных в статье 27.7 КоАП РФ требований.

Проведение наружного осмотра является необходим условием для соблюдения мер лич-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

ной безопасности сотрудника полиции. По нашему мнению, необходимо внести дополнения в ст. 13 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3, где законодательно регламентировать права сотрудников полиции по проведению, в рамках исполнения ими служебных обязанностей, наружного осмотра граждан и наружного осмотра находящихся при них вещей для обеспечения личной безопасности и безопасности граждан.

Как справедливо отмечают авторы, процедура доставления напрямую сопряжена с ограничением свободы гражданина и должна проводиться в рамках действующего законодательства в возможно короткий срок [1, с. 53].

При доставлении лица, совершившего административное правонарушение, сотрудником Госавтоинспекции составляется протокол о доставлении лица, совершившего административное правонарушение (ДЛ САП), в случае же доставления лица, подозреваемого в совершении преступления, сотрудник ГИБДД МВД России, производивший фактическое доставление, должен составить только рапорт, так как отдельного протокола для доставления действующим уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено [2, с. 66].

В законодательстве не определено, каким образом и в какой форме должно проводиться сотрудниками Госавтоинспекции доставление граждан. Формы несения службы нарядами дородно-патрульной службы ГИБДД МВД России различны. Это может быть и пешее патрулирование, и патрулирование с использованием служебного транспорта. Не оговорено в законодательстве и то, каким образом препровождается физическое лицо к месту доставления, обязательно ли проводить доставление с использованием служебного транспорта полиции и не разрешать доставляемому самостоятельно управлять своим транспортным средством и следовать к месту доставления. Приступая к доставлению как к мере обеспечения производства по делам об административных правонарушениях сотрудник полиции должен осознавать, что данные действия направлены на обеспечение участия обязанных лиц в производстве по делам об административных правонарушениях, и к данной процедуре следует подходить с необходимым вниманием, с соблюдением мер личной безопасности.

Помимо того, что доставление должно быть безопасным как для сотрудников полиции, так

и для самих доставляемых, оно также должно быть безопасным и для окружающих граждан. При доставлении сотрудник полиции должен обеспечить постоянный контроль за доставляемым, при доставлении на патрульном автомобиле рекомендуется одному из сотрудников Госавтоинспекции находиться рядом с доставляемым, контролировать его поведение и незамедлительно пресекать противоправное поведение лица.

Доставляемый может воспользоваться невнимательностью патрульных и способен причинить вред сотрудникам полиции, причинить вред себе, может повредить имущество в патрульном автомобиле и повредить сам автомобиль, может предпринять попытку скрыться от патрульных. Поэтому необходимо при доставлении учитывать характер совершенного гражданином административного правонарушения, эмоциональное и физическое состояние гражданина, исключить из практического применения доставление на личном транспорте доставляемого, когда, например, вместе с доставляемым в его машине передвигается один из патрульных в целях препровождения до места доставления, при этом второй сотрудник двигается на патрульном автомобиле самостоятельно.

Алгоритм действий по порядку осуществления доставления граждан сотрудниками Госавтоинспекции должен быть четко прописан в ведомственном приказе по деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Рассмотрим и процедуру освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. 3а последнее время МВД России, представители общественности выступают за ужесточение наказания для водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения. В свою очередь сотрудниками Госавтоинспекции Российской Федерации предпринимается ряд профилактических мер, направленных на выявление таких водителей, к числу которых относится проведение оперативных профилактических операций, например: «Трезвый водитель», «Пьяный водитель», «Водитель — алкоголь», «Алкоголь», «Группа риска», «Ночь», «Вместе за безопасность дорожного движения».

Законодательство об административных правонарушениях понимает освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения как различные меры обеспечения производ-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

ства по делу об административном правонарушении (пункты 5.1, 6 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Как подчеркивается в научной литературе, медицинское освидетельствование сопряжено с рядом проблем: это и недостаточное число врачей-специалистов требуемой квалификации [3, с. 65]; и отсутствие необходимого лабораторного оборудования [5, с. 41]; и удаленность медицинских организаций [4, с. 65]. Поэтому на практике освидетельствованию сотрудниками ГИБДД МВД России водителей транспортных средств на состояние алкогольного опьянения требуется уделить приоритетное внимание.

Согласно п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 475 (об освидетельствовании лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения) должностное лицо знакомит испытуемого с порядком освидетельствования с применением технического средства измерения, а также знакомит с целостностью клейма государственного поверителя и с наличием свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.

В акте освидетельствования отображаются данные должностного лица, проводившего освидетельствование, дата, время и место составления настоящего акта, указываются данные лица, которое прошло освидетельствование, указываются выявленные у испытуемого признаки опьянения, вид, и серийный номер технического устройства, при помощи которого проводилось освидетельствование.

Помимо этого, указывается: дата поверки измерительного прибора и его показания после забора выдыхаемого из легких гражданина воздуха, данные понятых при наличии таковых либо делается отметка о применении видеофиксации. Перед началом процедуры освидетельствования с использованием средств видеофиксации должностному лицу рекомендуется проговаривать на объектив видеокамеры дату, время и место проведения освидетельствования, серийный номер и название измерительного прибора, данные испытуемого и его согласие на прохождение данной процедуры. После забора выдыхаемого воздуха нужно продемонстрировать результат освидетельствования на объектив видеокамеры.

Бланк акта освидетельствования содержит графу, в которой испытуемый подтверждает прописью согласие либо несогласие с результатами проведенного освидетельствования. Именно наличие указанной графы в бланке акта освиде-

тельствования на состояние алкогольного опьянения вызывает на практике определенные сложности. Данные трудности связаны с тем, что в случае отметки о несогласии с результатами освидетельствования должностное лицо обязано предложить гражданину пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, что приводит к существенной затрате служебного времени.

Необходимо отметить, что в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отсутствует графа «отказ от подписи». Отсутствие данной графы при согласии с результатами освидетельствования, но при нежелании ставить свою подпись в акте освидетельствования может расцениваться как несогласие с данными результатами освидетельствования, что обязывает направлять гражданина на медицинское освидетельствование.

Мы предлагаем внести изменения в процессуальный документ, а именно, исключить из содержания бланка акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения графу о «согласии либо несогласии с результатами проведенного освидетельствования», что, по нашему мнению, не приведет к нарушению законного права гражданина на прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения, и внести в содержание акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения графы: «отказ от подписи», «о наличии либо отсутствии у лица, прошедшего освидетельствование, заявлений, замечаний, ходатайств».

При отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения акт освидетельствования не оформляется, однако должностным лицом выносится постановление по делу об административном правонарушении с отражением в нем оснований по прекращению дела об административном правонарушении ввиду отсутствия состава правонарушения. К вынесенному постановлению приобщается бумажный носитель информации с результатами освидетельствования.

Сотрудникам Госавтоинспекции Российской Федерации необходимо знать о существующем процессуальном ограничении, связанном с возможностью проведения в отношении несовершеннолетних только медицинского освидетельствования на состояние опьянения и в присутствии одного из законных представителей или попечителя несовершеннолетнего.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

Применение мер административно-процессуального обеспечения в отношении водителей транспортных средств за управление в состоянии опьянения требует от сотрудников дорожно-пат-рульной службы ГИБДД МВД России строгого соблюдения требований нормативных правовых документов, регламентирующих порядок проведения административных процедур.

Библиографический список

1. Губарева Т.И. Административный процесс: Учеб. пособие. М.: РИОР: ИНФА-М, 2014. С. 53.

2. Доцкевич М.В, Иванова С.И, Черкасова Е.К. Деятельность дорожно-патрульной службы: Учеб.-практ. пособие. Тюмень: Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2016. С. 66.

3. Костин С.Г. К вопросу о проблемах применения мер административного принуждения в виде направления правонарушителя на меди-

цинское освидетельствование на состояние опьянения // Административное право и процесс. 2018. № 8. С. 65.

4. Павлова Е.В. Отдельные меры процессуального обеспечения в сфере безопасности дорожного движения // Государственное управление и деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние и проблемы совершенствования): Матер. Междунар. науч.-практ. конф. 23 апреля 2010 г. В 3-х ч. Часть 2. Орел: Орловский юрид. ин-т МВД России, 2010. С. 65.

5. Россинский Б.В. Проблемы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Закон. 2005. № 8. С. 41.

6. Черкасова Е.К. Действия сотрудников до-рожно-патрульной службы ГИБДД при задержании и доставлении правонарушителей // Вестник Уральского финансово-юрид. ин-та. 2017. № 3 (9). С. 24.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям « Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 319 с.

Молодежный экстремизм

Понятие и противодействие

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.