УДК 347
Л. И. Мурзина
кандидат юридических наук, доцент кафедра правоохранительной деятельности Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
П. Е. Плахов
соискатель
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация. В статье представляется проблема привлечения к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Проводится анализ процессуального порядка освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения, и выделяются особенности практики применения норм административного законодательства. Рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой и пресечением фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения. Приводятся в сравнении статистические данные правонарушений пьяных водителей и водителей, которые отказались от прохождения медицинской экспертизы. В связи с этим вносится ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Ключевые слова: освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, административная ответственность, доказательство.
L. I. Murzina
Candidate of law, associate professor Department of Law enforcement activities Penza State University, Penza, the Russian Federation
P. E. Plahov Applicant
Penza State University, Penza, the Russian Federation
EXAMINATION ON ALCOHOL INTOXICATION OF DRIVERS OF MOTOR VEHICLES AS PROOF ADMINISTRATIVNOM IN THE PROCESS
Abstract. In article authors consider a problem of administrative prosecution for driving in alcohol intoxication. Authors analyzes of a procedural order of survey of drivers on alcohol intoxication is carried out, and features of practice of application of regulations of the administrative legislation. The questions connected with prevention and suppression of the facts of control of vehicles in state of intoxication is considered. Statistical data of offenses of drunk drivers and drivers who refused passing of medical examination are provided in comparison. With respect thereto a number of offers on enhancement of the current legislation are made.
Key words: examination of the state of alcoholic intoxication, administrative responsibility, evidence.
Управление автомобилем в состоянии опьянения - это общественно опасное административное правонарушение (если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния) в сфере дорожного движения, за которое предусмотрена самая высокая административная ответственность в этой области правоотношений (ч. 1 Ст. 12.8 КоАП РФ; п. 2.7 ПДД).
Статья 27.12 КоАП РФ предусматривает, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии
опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения, о чем составляется протокол в присутствии двух понятых [3, с. 380]. На практике, как правило, сначала происходит остановка транспортного средства, потом проверка документов и, в случае подозрения, что водитель находится в состоянии опьянения, инспектора ДПС начинают поиск двух понятых для составления протокола об отстранении. Следовательно, протокол, подписанный двумя понятыми, не может считаться обвинительным доказательством, подтверждающим именно факт управления, ведь понятые факт движения транспортного средства под управлением данного лица фактически могут не видеть.
Освидетельствование на состояние опьянения - установленная и регламентированная законодательством процедура для объективного инструментального определения у водителя состояния опьянения.
Освидетельствование бывает двух видов (п. п.1, 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 475):
1. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (ОСАО). Применяется для определения только алкогольного опьянения, осуществляется с помощью алкотестера по наличию паров алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе и проводится непосредственно инспектором ГИБДД [2].
2. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения (МОСО). Используется для установления всех возможных видов опьянения и проводится только в специализированных медицинских учреждениях, имеющих соответству-юшую лицензию, в т.ч. с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения [5].
Водитель подлежит освидетельствованию, если есть основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, либо в отношении водителя вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 12.24 КоАП РФ. Достаточным основанием полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков (п. 3 Правил; п. 6 Порядка): запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы и шаткость походки; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке. Этот список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
ОСАО и МОСО строго регламентированы законодательством и проводятся в несколько этапов. Для получения объективных результатов освидетельствования водителю необходимо знать и контролировать соблюдение установленных требований на каждом этапе.
Целью применения направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения выступает обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно обеспечение сбора доказательств по делу, определяющих наличие либо отсутствие у физического лица состояния алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения.
Указанная цель направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения характеризует исследуемую меру в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях [8, с.1-3].
Таким образом, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения представляет собой меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, обусловленную существенным вмешательством компетентных должностных лиц органов государственной исполнительной власти в личные неимущественные права физического лица, применяемую во внесудебном порядке, в соответствии с нормами административного законодательства.
Субъектами медицинского освидетельствования выступают лица, управляющие транспортным средством соответствующего вида, а также иные лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в отношении которых есть основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения [5].
В законодательстве не урегулирован срок, в течение которого должна быть начата процедура медицинского освидетельствования с момента направления лица на соответствующее освидетельствование.
В то же время скорейшее проведение медицинского освидетельствования необходимо в целях установления факта наличия алкоголя или другого вещества до его выведения из организма лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, во избежание потери доказательств по делу.
Каждому автомобилисту понятно, что употребление спиртных напитков несовместимо с управлением автомобиля, однако многие пренебрегают этим правилом и садятся за руль в нетрезвом состоянии. Растущая статистика выявления нетрезвых водителей за рулем вынудила государственные органы пойти на радикальные меры, вплоть до уголовной ответственности за данное нарушение.
Статистика ГИБДД в 2015 году гласит, что по России было обнаружено на 5% меньше пьяных водителей, чем в предыдущем году. При этом количество лиц, которые отказались от прохождения медицинской экспертизы сократилось почти на 10%. Весьма радостные новости и положительная статистика, однако некоторые аналитики утверждают, что мы можем наблюдать снижение статистики лишь потому, что резко сократилось количество сотрудников ГИБДД и они просто физически не могут останавливать для проверки необходимое количество водителей.
В связи с этим необходимо отметить, что еще с 1 сентября 2013 года административное наказание за управление автомобилем в состоянии опьянения или за отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения было усилено - в настоящее время такому водителю грозит административный штраф в размере 30 тысяч рублей и (одновременно со штрафом) лишение права управления транспортными средствами на срок от 1,5 до 2 лет.
При этом 1 июля 2015 года повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения или повторный отказ от медицинского освидетельствования грозит виновному лицу не административным, а уголовным наказанием. Это предусмотрено Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения».
Указанным Федеральным законом Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется новой статье 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию», устанавливающей уголовную ответственность за управление автомобилем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, связанного с управлением транспортным средством в состоянии опьянения [9]. Максимальная санкция, предусматриваемая данной статьей - лишение свободы на два года с лишением права управлять транспортными средствами в течение трех лет. Так только в Рязанской области в 2015 году возбуждено 338 уголовных дел в отношении нетрезвых водителей.
Кроме того, Федеральным законом [6] предусматривается увеличение минимального размера наказания в виде лишения свободы за нарушение правил
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека либо смерть двух или более лиц.
Количество пьяных за рулем в 2015 году существенно снизилось. Всего в течение года за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения было составлено чуть более 340000 протоколов, что на 5,1% меньше аналогичного периода прошлого года.
Также стало меньше водителей, отказывающихся от медицинского освидетельствования: всего заведено 206 тыс. дел, что на 9,9% меньше, чем в 2014 году.
Несмотря на принимаемые меры, остаются актуальными вопросы, связанные с профилактикой и пресечением фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения. Так, в частности, в 2014 году в ряде регионов количество ДТП, совершенных водителями, находившимися в состоянии опьянения или отказавшимися от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, по сравнению с 2013 годом, возросло. В связи с этим региональным подразделениям Госавтоинспекции на постоянной основе ставятся задачи по проведению «массовых проверок» водителей на наличие признаков опьянения, привлечению для участия в них представителей общественности и их широкого освещения в СМИ.
При этом особенно остро проблема пьянства за рулем традиционно стоит в праздники, в период длительных новогодних «каникул». Многие водители даже после застолий, вместо того чтобы воспользоваться услугами такси или общественным транспортом, садятся за руль своих автомобилей, рискуя собственной жизнью и угрожая безопасности [1; 4] всех участников дорожного движения.
Так, только за период новогодних праздничных дней, с 1 по 11 января 2016 года, в Российской Федерации произошло 242 ДТП с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения либо отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В этих ДТП погибли 22 человека, среди которых 1 ребенок, и 341 человек, среди которых 25 детей, получили ранения различной степени тяжести.
Вышеизложенное позволяет определить медицинское освидетельствование на состояние опьянения как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, заключающуюся в определении с использованием технических средств измерения наличия или отсутствия абсолютного этилового спирта, наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ или их метаболитов в организме физического лица, применяемую должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, к лицам, совершившим административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, включая лиц, отказавшихся от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо не согласившихся с результатами освидетельствования, а равно при отрицательном результате освидетельствования таких лиц на состояние алкогольного опьянения [7, с.157].
Таким образом, несмотря на большое внимание законодателя к процедуре освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения, некоторые моменты остаются без внимания:
1. Большим плюсом в процессе доказывания стало оснащение каждого патрульного автомобиля видеорегистратором, запись с которого инспектор ДПС никак не сможет удалить. Это, в первую очередь, дисциплинирует лицо, а также контролирует его работу и все действия, исключая тем самым всякое правонарушение.
2. Видится возможным законодательно закрепить и перед процедурой освидетельствования разъяснять право освидетельствуемого лица на съёмку всей
процедуры от момента начала общения с инспектором ДПС непосредственно до окончания.
• Во-первых, это дисциплинирует сотрудников полиции и послужит дополнительным стимулом провести освидетельствование строго в рамках закона.
• Во-вторых, в случае несогласия с результатами, гражданин сможет смело прикрепить собственную видео-фиксацию к жалобе или материалам обжалования.
3. Целесообразно усилить контроль за проведением своевременного технического обслуживая приборов для тестирования на состояние алкогольного опьянения, чтобы минимизировать возможную погрешность прибора.
4. Несмотря на то, что законодатель разрешил в исключительных случаях проведение процедуры без участия понятых с применением видео-фиксации, однозначно, необходимо участие понятых при составлении протокола отстранения от управления т/c и непосредственно при освидетельствовании. Важно, чтобы понятыми были разные лица, то есть не два понятых на всю процедуру.
Соблюдение всех процессуальных норм как со стороны должностных лиц, так и со стороны иных участников производства, позволит нам обеспечить полное и объективное доказательство по делу об административном правонарушении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бородин С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций / С.С. Бородин, С.С. Громыко. — СПб. : ГУАП, 2007. — 432 с.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. —№ 1 (ч. 1). — Ст. 1.
3. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (постатейный) / Р.В. Амелин, Е.А. Бевзюк, Ю.В. Волков, Н.И. Воробьев и др. / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 20.07.2016).
4. Конституция Российской Федерации (принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
5. О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения: Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 (в ред. Приказа Минздрава России от S марта 2014 г. № 98-ФЗ) / / Российская газета. — 2003. — № 147.
6. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 6 апреля 201S г. № 68-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
7. Россинский Б.В. Административная ответственность : курс лекций / Б. В. Рос-синский. — М. : Норма, 2004. — 448 с.
8. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Монография / А.Ю. Соколов. — М. : Норма, 201S. — 320 с.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25.07.2016).
REFERENSES
1. Borodin S.S., Gromyko S.S. Administrativnoe pravo. Obshchaia i Osobennaia chast': kurs lektsii [Administrative Law. General and Special part: Course of Lectures]. Saint Petersburg, GUAP Publ., 2007, 432 p.
2. The Russian Federation Code of Administrative Offences from 30.12.2001 no. 19S-FZ (an edition from 30.03.2016). Sobranie zakonodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation, 2002, no.l (part 1), art. 1.
3. Amelin R.V., Bevziuk E.A., Volkov Iu.V., Vorob'ev N.I. (ed.) Kommentarii k Kodeksu Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravona-rusheniiakh ot 30.12.2001 N 195-FZ (postateinyi) (The Comment to the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses from 30.12. 2001 no. 195-FZ (itemized)). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 20.07.2016).
4. The Constitution of the Russian Federation (adopted on national vote on December 12, 1993). Sobranie zakonodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation, 2014, no. 31, art. 4398.
5. On Medical Examination on State of Intoxication: The Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of July 14, 2003 no. 308 (in an edition. The order of the Russian Ministry of Health of March 5, 2014 no. 98-FZ). Rossiiskaia gazeta = The Russian newspaper, 2003, no. 147.
6. On police: the federal law of February 7, 2011 no. 3-FZ (in an edition of April 6, 2015 No. 68-FZ). Sobranie zakonodatel'stva RF = The Collection of the legislation of the Russian Federation, 2011, no. 7, art. 900.
7. Rossinskii B.V. Administrativnaia otvetstvennost': kurs lektsii [Administratviny Responsibility: Course of Lectures]. Moscow, Norma Publ., 2004, 448 p.
8. Sokolov A.Iu. Mery obespecheniia proizvodstva po delam ob administrativnykh prav-onarusheniiakh. Monografiia [Measures of Ensuring Production for Cases of Administrative Offenses. Monograph]. Moscow, Norma Publ., 2015, 320 p.
9. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 06.07.2016) (The Criminal Code of the Russian Federation from 13.06. 1996 no. 63-FZ (an edition from 06.07.2016)). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 25.07.2016).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Мурзина Лариса Ивановна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра правоохранительной деятельности, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Плахов Павел Евгеньевич — соискатель, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
AUTHORS
Murzina Larisa Ivanovna — Candidate of law, associate professor, Department of Law enforcement activities, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Plakhov Pavel Evgen'evich — Applicant, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Мурзина Л.И. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения водителей транспортных средств, как доказательство в административном процессе / Л.И. Мурзина, П.Е. Плахов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». □— 2016. □— Т. 4, № 3 □[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Murzina L. I., Plahov P. E. Examination on alcohol intoxication of drivers of motor vehicles as proof administrativnom in the process. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2016, vol. 4, no. 3, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).