Подгайный Андрей Михайлович
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России
Шиенкова Анна Сергеевна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России
(e-mail: [email protected])
Отдельные вопросы освидетельствования водителей транспортных средств на состояние алкогольного опьянения
В статье рассматриваются проблемы освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортного средства, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.
Ключевые слова: освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие.
A.M. Podgainyi, Master of Law, Lecturer of the Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;
A.S. Shienkova, Master of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of the Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Selected issues of examination of drivers of vehicles for alcoholic intoxication
The article investigates the examination on the state of alcoholic intoxication, medical examination for intoxication driver of the vehicle in respect of which there are reasonable grounds to believe that they are in a state of intoxication.
Key words: examination of the state of alcoholic intoxication, medical examination for intoxication, traffic safety, traffic accident.
Предупреждение дорожно-транспортных происшествий и повышение уровня дисциплины участников дорожного движения является сейчас одним из самых обсуждаемых вопросов как в средствах массовой информации, так и на разных уровнях государственной власти.
Министерство внутренних дел проводит постоянную профилактику дорожно-транспортных происшествий, но этого, к сожалению, недостаточно в связи с тем, что ряд участников дорожного движения, пренебрегая правилами дорожного движения и здравым смыслом, позволяет себе управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Участник дорожного движения в состоянии алкогольного опьянения представляет опасность как для других водителей, так и для пешеходов, что не только повышает риск травматизма на дороге, но зачастую приводит к смерти. В связи с этим существует потребность в выработке универсального механизма предупреждения участия в дорожном движении лиц в состоянии алкогольного опьянения.
Одним из элементов такого механизма, на наш взгляд, является освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Институт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения является объектом исследования ученых различных отраслей права. Напри-
283
мер, криминологические аспекты проблемы исследовали Е.В. Гвоздева, Д.В. Карелин, О.В. Мальцева, С.А. Меликян, E.H. Пашкова, В.П. Шадрин, М.Э. Шодонова; уголовно-процессуальный аспект анализировали такие ученые, как А.Г. Алексеев, С.С. Бахтеев, В.Н. Махов, А.Г. Потапова, Д.В. Чеснов; административно-правовой - O.A. Акулкина, B.C. Болотин, A.A. Гуничев, O.A. Иванова, А.К. Костылев, Ю.П. Кузякин, Ю.П. Луконин, П.В. Молчанов, М.Н. Ситкин, С.И. Чушкин.
Вместе с тем, комплексному исследованию проблем освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в научной литературе должного внимания не уделялось. Кроме того, большинство имеющихся трудов были выполнены до принятия Кодекса РФ об административных правонарушениях, в который за время его действия внесено значительное количество существенных изменений, в том числе касающихся регламентации и освидетельствования на алкогольное опьянение и медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
По мнению С.А. Фокина, освидетельствование на состояние опьянения образует совокупность закрепленных в законодательстве правоприменительных действий, существенные особенности которых позволяют выделить следующие самостоятельные этапы:
обнаружение оснований для проведения освидетельствования;
проведение освидетельствования на состояние алкогольного опьянения,
направление и препровождение на медицинское освидетельствование;
медицинское освидетельствование на состояние опьянения [1].
В то же время эти меры различаются не только по основаниям и порядку проведения, уполномоченным субъектам реализации, но и по использованию при их осуществлении мер принуждения.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения являются мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и применяются в целях пресечения административных правонарушений и обеспечения правильного рассмотрения дела только в случае, когда есть достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения. Такими основаниями является наличие одного или нескольких признаков:
а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;
д) поведение, не соответствующее обстановке [2].
В соответствии со ст. 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Выделяют различные виды медицинского освидетельствования:
1) освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
2) психиатрическое освидетельствование;
3) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;
4) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;
5) иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации.
Порядок медицинского освидетельствования регламентирован приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 (в редакции от 5 марта 2014 г.).
В настоящее время отсутствует нормативное закрепление понятия освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В связи с этим предлагаем дополнить ст. 27.12 КоАП РФ нормой следующего содержания: «Освидетельствование лица, управляющего транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения - это действия сотрудника ГИБДД по выявлению этого состояния органо-лептическим методом и с помощью анализатора концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе».
Обратимся к новейшей истории. За последнее десятилетие несколько раз менялся так называемый «порог трезвости» водителей. До 2008 г. допускалось наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,3 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха; в 2008 г. был введен
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2015 • № 2 (52)
284
«абсолютный ноль», т.е. к административной ответственности привлекались лица, управляющие транспортными средствами, если в показаниях прибора, измеряющего наличие паров этанола в выдыхаемом воздухе, было более чем ноль; с 2013 г. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения''» был введен новый «порог трезвости»: наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха в настоящее время не влечет за собой административную ответственность.
Давайте проследим, как такие изменения российского законодательства повлияли на количество зарегистрированных дорожно-транспортных правонарушений. Всего в 2008 г. было зарегистрировано 218322 ДТП, из них ДТП, совершенные лицами в состоянии алкогольного опьянения, - 13611; в 2009 г. - всего 201618 ДТП, из них ДТП, совершенные лицами в состоянии алкогольного опьянения, - 12327; в 2010 г. - всего 199868 ДТП, из них - ДТП, совершенные лицами в состоянии алкогольного опьянения, - 12252; в 2011 г. - всего 199868 ДТП (водителями в состоянии опьянения -12252 ДТП); в 2012 г. - всего 203597 ДТП (водителями в состоянии опьянения - 12843 ДТП); в 2013 г. - всего 173042 ДТП (водителями в состоянии опьянения - 12512 ДТП); в 2014 г. 181573 ДТП (водителями в состоянии опьянения - 14329 ДТП).
Это позволяет сделать вывод о том, что с введением нового порога суммарной погрешности измерений наличия паров этанола в выдыхаемом воздухе количество ДТП не снижается, а только выросло на 11,2% по сравнению с 2013 г. Стоит согласиться с мнением экс-президента Дмитрия Медведева, а ныне председателя Правительства РФ, который, заменяя «порог трезвости» «абсолютным нулем», предполагал, что в России даже 0,3 промилле воспринимаются как разрешение выпить перед поездкой. Хотя необходимость ненулевого порога трезвости обусловлена и погрешностями приборов, и рекомендациями Еврокомиссии, и положениями Международной конвенции о дорожном движении 1968 г.
Нельзя не учитывать тот факт, что концентрация спиртовых паров в выдыхаемом воз-
духе измеряется уже миллиграммами на литр. Новый предел в 0,16 мг/л соответствует вилке от 0,32 до 0,352 промилле: чуть больше, чем прежде. Но эта норма получена, исходя из погрешности измерений алкотестеров (обычно 0,05-0,1 промилле) с применением коэффициента 3,2, т.е. «тройного запаса». И в нее уже включены все прочие возможные погрешности, в пределах которых могут «плавать» показания применяемых при освидетельствовании алкотестеров: и погрешность оборудования, на котором была проведена калибровка (обычно 0,05 промилле), и погрешность, зависящая от температуры воздуха, при которой проводится «продувка» (еще примерно 0,2 промилле).
Кстати, упоминание порога в 0,35 промилле в законопроекте Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ все же было, но исчезло перед финальным, третьим чтением. Депутаты говорят, что понятную обывателю цифру предельной концентрации алкоголя в крови убрали намеренно, чтобы не возникало соблазна рассчитать допустимую дозу опьянения.
Статья 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающая наказание для нетрезвых водителей, дополнена важным примечанием: критерием опьянения является не сам факт наличия в организме этилового спирта (вспомним об эндогенном алкоголе), а только его присутствие «в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений», - свыше 0,16 мг на один литр выдыхаемого воздуха.
Все вышеизложенное позволяет нам прийти к следующим выводам. Во-первых, необходимо законодательно закрепить понятие освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В связи с этим предлагаем дополнить ст. 27.12 КоАП РФ нормой следующего содержания: «Освидетельствование лица, управляющего транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения - это действия сотрудника ГИБДД по выявлению этого состояния органолептическим методом и с помощью анализатора концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе».
Во-вторых, освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения.
285
В-третьих, достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:
а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;
д) поведение, не соответствующее обстановке.
В-четвертых, ввести обратно «нулевой» порог трезвости и законодательно закрепить, чтобы рекомендации врача в приеме каких-либо лекарств на основе спирта можно было зафиксировать в справке установленного образца, которая имела бы законную силу для сотрудников ГИБДД.
1. Фокин С.А. Освидетельствование на состояние опьянения в механизме административно-правового регулирования. СПб., 2012.
2. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством: постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475.
1. Fokin S.A. Examination on the state of intoxication in the mechanism of administrative and legal regulation. St. Petersburg, 2012.
2. On approval of Rules of examination of a person who drives a vehicle in the state of alcoholic intoxication and registration of its results, the direction of the said person to a medical examination for intoxication, medical examination of the person in the state of intoxication and processing the results and determine the presence of the Rules of narcotic drugs or psychotropic substances in the human body during a medical examination for intoxication of the person who drives a vehicle: resolution of the Government of the Russian Federation of June 26, 2008 № 475.
ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Технический надзор и регистрационно-экзаменаци-онная деятельность подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения : учебное пособие / А. А. Затолокин. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2015. - 42 с.
Раскрываются основные вопросы организации деятельности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения в сферах технического надзора и регистрационной-экзаменационной деятельности.
Для профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.
_286
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2015 • № 2 (52)