Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование по отдельным видам правонарушений в области обеспечения дорожного движения'

Административно-правовое регулирование по отдельным видам правонарушений в области обеспечения дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОКИРУЮЩЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО (АЛКОЗАМОК) / THE BLOCKING TECHNICAL DEVICE (ALCOHOL INTERLOCK) / НЕТРЕЗВЫЙ ВОДИТЕЛЬ / THE DRUNK DRIVER / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ADMINISTRATIVE COERCION / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чепурных Д.А.

В статье рассмотрены проблемные стороны общественных отношений, связанных с совершением дорожно-транспортных происшествий водителями, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения. При исследовании автором современного законодательства систематизируются действующие нормы и предлагаются возможные перспективы развития административной деятельности государственных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чепурных Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION BY SEPARATE TYPES OF OFFENCES IN THE FIELD OF TRAFFIC SAFETY

In article the problem parties of the public relations connected with commission of road accidents by drivers which are in an alcohol intoxication are considered. At research by the author of the modern legislation, by application of traditional methods of scientific knowledge, existing rules are systematized and possible prospects of development of administrative activity of government bodies are offered.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование по отдельным видам правонарушений в области обеспечения дорожного движения»

УНИВЕРСИТЕТА Административно-правовое регулирование по отдельным видам 20 1

имени o.e. кугафина(мгюА) правонарушений в области обеспечения дорожного движения

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО

ДВИЖЕНИЯ

В статье рассмотрены проблемные стороны общественных отношений, связанных с совершением дорожно-транспортных происшествий водителями, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения. При исследовании автором современного законодательства систематизируются действующие нормы и предлагаются возможные перспективы развития административной деятельности государственных органов.

Ключевые слова: блокирующее техническое устройство (алкоза-мок), нетрезвый водитель, административное принуждение, административная ответственность.

D. A. CHEPURNYKH,

Graduate Student of «Administrative and Information Law» of the Financial University at the Government of the Russian Federation,

Inspector of Traffic Police of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION BY SEPARATE TYPES OF OFFENCES IN THE FIELD OF TRAFFIC SAFETY

In article the problem parties of the public relations connected with commission of road accidents by drivers which are in an alcohol intoxication are considered. At research by the author of the modern legislation, by application of traditional methods of scientific knowledge, existing rules are systematized and possible prospects of development of administrative activity of government bodies are offered.

Keywords: the blocking technical device (alcohol interlock), the drunk driver, administrative coercion, administrative responsibility.

Денис

Анатольевич ЧЕПУРНЫХ,

аспирант кафедры административного и информационного права Финансового университета при Правительстве РФ, инспектор

дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУ МВД России по Московской области, старший лейтенант полиции

СП <

I À

□ Ë

На фоне научно-технического прогресса и большой экономической активности стремительно эволюционирует транспортная система. Сложно представить современного человека, который не пользуется транспортными коммуникациями для различного рода целей: передвижения, перемещения грузов и многого другого. Наиболее востребованным и легкодоступным является автомобильный транспорт.

и

Е к

1 X

УЧЕНЫХ Ъ

© Д. А. Чепурных, 2015

В результате использования автотранспортных средств возникает совокупность сложных, переплетенных между собой общественных, социальных, экономических и многоуровневых отношений, которые требуют законодательного регулирования для поддержания их в соответствии с нормами, принятыми в обществе.

В настоящее время количество транспортных средств в России стремительно увеличивается, в правоотношениях возникают новые усложненные проблемы, а органами государственной власти принимаются попытки по урегулированию актуальных правовых вопросов, развитию улично-дорожных инфраструктур и улучшению качества условий жизнедеятельности.

Согласно статистическим данным ГУ ОБДД МВД России, ежегодно количество транспортных средств в среднем увеличивается на 5 % по сравнению с предыдущим годом1. Принимая во внимание тот факт, что транспортные средства, следующие транзитом, временно ввезенные на территорию страны, прибывшие из других стран для постановки на регистрационный учет, в статистических данных не фигурируют то логично сделать вывод о большем проценте прироста количества транспортных единиц на дорогах России.

В связи с последовательным увеличением количества транспортных средств на магистралях, активностью участников дорожного движения, состоянием улич-но-дорожной сети и другими многочисленными факторами ежегодно регистрируется огромное количество дорожно-транспортных происшествий. Они наносят не только личный, моральный, материальный или физический вред гражданам, но и демографический, социально-экономический ущерб государству. Так, за 2004—

2011 гг. ущерб, нанесенный государству, составил 571 407 человек и оценивается в 8 188,3 млрд руб., что можно сопоставить с доходами консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2012 г. (8 064,3 млрд руб.)2.

Необходимо отметить, что ежегодно происходит около 200 тыс. ДТП, в которых гибнут 27,5 тыс. и получают травмы различной степени тяжести 255 тыс. человек.

Одной из причин ДТП, в которых причинен вред здоровью или жизни людей, является управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения. При совершении дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и нарушении Правил дорожного движения водителями, находящимися в состоянии опьянения, просматривается тенденция к росту соответствующих показателей. Так, за 2011 г нетрезвыми водителями совершено — 12 252 ДТП (6,1 % от общего количества), в

2012 г. — 12 843 (6,3 % от общего количества), в 2013 г — 13 581 (6,7 % от общего количества), в 2014 г — 16 517 ДТП (8,3 % от общего количества)3. Согласно приведенным статистическим показателям, с каждым годом количество ДТП с участием нетрезвых водителей увеличивается, и в среднем составляет 7 % от общего количества происшествий, в которых погибли и пострадали люди.

Исследуя статистику Судебного департамента при Верховном Суде РФ по рассмотрению дел об административных правонарушениях судами на территории Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что употребление алкоголесодер-

Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России: https://www.gibdd.ru/.

Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № 864 «О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах"».

Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России: https://www.gibdd.ru/.

2

3

УНИВЕРСИТЕТА Административно-правовое регулирование по отдельным видам имени o.e. кугафина(мгюА) правонарушений в области обеспечения дорожного движения

жащей продукции, психотропных и наркотических веществ за рулем транспортного средства является масштабной проблемой, которая создает огромную, несоизмеримую ни с чем угрозу общественным отношениям в области безопасности дорожного движения. При этом необходимо отметить, что из всех рассматриваемых судьями дел об административных правонарушениях приблизительно 11,5 % дел приходятся на ст. 12.8 КоАП РФ и 6,5 % — на ст. 12.26 КоАП РФ4. Следуя логичным выводам, в среднем 18 % граждан, совершивших административные правонарушения, содержащие относительно высокий уровень общественной опасности, находились за рулем транспортных средств с достаточными признаками опьянения либо осознанно осуществили передачу транспортного средства таким лицам.

В последнее время органы государственной власти уделяют пристальное внимание проблеме управления транспортными средствами водителями в нетрезвом состоянии и формируют определенную систему мер для ее устранения. Так, Федеральный закон от 23.07.2013 № 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"» установил с 1 сентября 2013 г. новые санкции, в том числе усилилась ответственность по ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ.

Проект федерального закона № 186587-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения», принятый в окончательной редакции Государственной Думой ФС РФ 16 декабря 2014 г., закрепляет уголовную ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения или повторный отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, который вступает в законную силу с 1 июля 2015 г. Законопроект также усиливает ответственность за причинение смерти человеку лицом, управлявшим транспортным средством, нарушившим Правила дорожного движения и находящимся в состоянии опьянения5.

В арсенале государственных законодательных органов были попытки не только усилить ответственность за нетрезвое состояние за рулем, но и применить определенные меры для исключения управления транспортными средствами такими водителями. Например, проект федерального закона № 243636-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения», внесенный для рассмотрения в Госдуму 21 марта 2013 г, предусматривал установку на вновь выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации, независимо от места изготовления, транспортные средства категорий М2 и М36, контрольного устройства (алкозамка), которое бы блокировало двигатель автомобиля, если водитель садится за руль в нетрезвом состоянии. Однако законопроект не был принят по причинам отзыва депутатами, его _| составившими. ^

т

<

4 Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ: 1п11:р://шшш. cdep.ru/index.php. ^

5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 ФЗ. Статья 264. □

6 Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии техническо- □ го регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"». Приложение 1, пункт 2.2 ; Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».

U

1 X

УЧЕНЫХ Ъ

Наряду с этим, немного ранее, проект федерального закона № 151436-6 «О внесении изменений в отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с определением административно-правовых мер, направленных на индивидуально-техническое противодействие управлению транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения», внесенный в Госдуму 12 октября 2012 г., предлагал применять в принудительном порядке меры контролируемого вождения транспортным средством к водителям, нарушающим запрет на управление в состоянии опьянения. Законопроектом также вносились изменения по установлению административной ответственности за нарушение данной нормы. Контролируемое вождение транспортного средства при этом было бы возможным при установке блокирующего технического устройства (алкозамка).

По мнению Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, в заключение обоснованно предложено решение об отклонении данного проекта закона в связи с исключением меры административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами и рядом других отрицательных моментов7. По заключению Правового управления аппарата ГД ФС РФ проектируемый закон также имел значительные недостатки по своему содержанию8. Поэтому проект закона был снят с рассмотрения 13 сентября 2013 г Очевидно, исходя из этого, вышеупомянутый законопроект № 243636-6 был отозван.

Рассматривая зарубежный опыт борьбы с нетрезвыми водителями, необходимо отметить, что техническое оснащение транспортных средств алкогольными блокираторами широко распространено в странах Европейского Союза, в Японии, Канаде, Австралии, США. Примером может выступить обсуждение такой системы (А1со1ю1 ||^ег-lock-Systemen) и эффективности ее применения в Германии 9 и Южной Австралии 10

Проанализировав статистические показатели, нормативные правовые акты, исследования зарубежных институтов, можно утверждать, что внедрение алкогольных блокирующих устройств эффективно влияет на снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием нетрезвых водителей за рубежом.

В результатах экспериментального исследования, проведенного Федеральным дорожным научно-исследовательским институтом Германии, сообщается о том, что применение блокирующих систем запуска автомобиля эффективно сказывается на реабилитации участников дорожного движения, которые находились в состоянии опьянения за рулем транспортного средства. При этом из социологического опроса следует, что большинство автолюбителей поддерживает установку таких систем (66,5 %), а еще одна значительная часть (18,5 %) относится к этому нейтрально11. Учитывая положительный практический опыт других стран, в целях снижения коли-

Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству от 03.09.2013 «На проект Федерального закона № 151436-6».

Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 05.09.2013 № 2.2-1/4073.

Официальный сайт Федерального министерства транспорта и цифровых инфраструктур Германии: http://www.bmvi.de.

Официальный сайт Департамента планирования, транспорта и инфраструктуры Южной Австралии: http://www.dpti.sa.gov.au.

Официальный сайт Федерального дорожного научно-исследовательского института Германии: http://www.bast.de/.

7

8

9

10

L~j) УНИВЕРСИТЕТА Административно-правовое регулирование по отдельным видам / У имени o.e. кугафина(мгюА) правонарушений в области обеспечения дорожного движения

чества ДТП и тяжести их последствий, а также в целях проведения профилактически значимых работ с водителями, привлеченными к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, целесообразно и оптимально применить алкоблокирующие системы в Российской Федерации.

На территории нашего государства в 2010 г. впервые проводился эксперимент с целью определения рентабельности алкозамков и их эффективности. Исследование привело к положительному результату. Им занимались различные общественные движения, организации, государственные органы. Техническое оснащение автомобилей и разработка современных приборов отечественного производства также интересует ученых.

Неоднократно высказывались мнения по оборудованию транспортных средств алкоблокирующими устройствами с передачей данных через навигационные системы ГЛОНАСС или GPS в единый центр сбора информации (ЕНДС России)12. Это, безусловно, положительно отразится на качестве эксплуатации техники и исключит возможность самостоятельного отключения таких приборов. Технические моменты подключения алкозамков, обход цепи электропитания, использование специальных маркирующих изоляций и возможность дистанционной проверки состояния водителя описываются в работах Е. А. Левитской и Е. Ю. Липатова.

По мнению различных специалистов, общественных деятелей и ученых, системы, исключающие управление транспортным средством нетрезвым водителем, имеют большой потенциал. Проведенные эксперименты и исследования доказывают необходимость и целесообразность их внедрения. Поэтому в целях улучшения дорожной обстановки, сохранения личной безопасности граждан особо актуальна разработка законопроекта, регулирующего нормы таких правоотношений. При этом оптимально применение комплекса мер административного принуждения, поощрения и ответственности.

Мерой воздействия на участников дорожного движения является административное принуждение, которое подразделяется на меры административно-предупредительного характера, административного пресечения, административной ответственности и административно-процессуального обеспечения13.

Транспортные средства, которые характеризуются большой тяжестью последствий при ДТП, в основном используются для выполнения определенной деятельности по перемещению пассажиров, перевозке товаров и грузов, выполнению служебных и корпоративных задач. Именно по отношению к таким категориям транспортных средств целесообразно применить правовые регулирующие механизмы, ввести в действие нормативные акты и технические регламенты по оборудованию и эксплуатации специальных контрольных интеллектуальных систем, связанных с управлением в нетрезвом состоянии (алкозамков). _|

При использовании алкозамков на технике автотранспортных предприятий, ^

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевоз- m

ки пассажиров и грузов, административно-предупредительные меры будут отраже- j

ны в следующих обязанностях:

13 Мигачев Ю. И., Попов Л. Л., Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации : учебник для вузов. 4-е изд., перераб и доп. М. : Юрайт, 2014. С. 192.

8/2015

>

12 Новиков А. А. Алкозамок: первые итоги перспективы развития // III Всерос. науч.- □

практ. конференция «ГЛОНАСС — регионам». Орел, 2012. С. 54—56. ^

УЧЕНЫ.

>

— в обязанности водителя пройти освидетельствование перед пуском двигателя транспортного средства, а также по специальному запросу самого устройства или диспетчера (при наличии ГЛОНАСС/GPS), что исключит возможность управления им в состоянии опьянения;

— в обязанности должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, обеспечить исправное состояние контрольного прибора при выпуске на линию (с учетом проверки целостности маркировочной изоляции, калибровки прибора, работоспособности и т.д.);

— в обязанности юридического лица назначать ответственное должностное лицо, заключать договоры по ремонту, содержанию, периодической проверке устройств, осуществлять контроль за надлежащим исполнением предписаний;

— в обязанности должностных лиц сторонних организаций извещать юридическое лицо и надзорные органы обо всех нарушениях и их возможных последствиях.

Меры административного пресечения будут представлены возможностью осуществить блокирование двигателя транспортного средства диспетчером либо самим устройством при обнаружении признаков опьянения водителя или при невыполнении требования о прохождении освидетельствования. В этом случае блокирование двигателя будет осуществляться при определенных условиях, обеспечивающих безопасность дорожного движения (остановка транспортного средства, продолжительная работа на холостом ходу). Сообщение диспетчером в ближайший орган надзора о состоянии водителя или возникновении неисправности системы в пути с целью его остановки и проверки также будет содержать характер административного пресечения.

За нарушение норм, предписывающих должное поведение, необходимо установление административной ответственности для водителей, должностных лиц, ответственных за эксплуатацию техники, и юридических лиц, которым принадлежит транспортное средство, с целью регулирования отношений и определением запретов. В совокупности меры ответственности ограничат круг правовых предписаний, определенных для этой сферы, обеспечат нормативное поведение участников и установят административную наказуемость. Рассматривая административную ответственность как правовой механизм, целесообразно было бы введение мер ответственности за такие нарушения, как управление или выпуск на линию транспортного средства с неисправным либо неработающим алкоблокирующим устройством; нарушение изоляционных маркирующих обмоток сетевого подключения алкозамка без соответствующего разрешения надзорных органов; отсутствие действующей калибровки прибора.

Административно-процессуальными действиями в этом случае будут: привлечение специалистов и экспертов, снятие показаний прибора, изъятие устройства, установление работоспособности системы и ее соответствия предъявляемым требованиям. Таким образом, контрольный прибор выступит не только как ограничивающее и профилактическое средство, но и как средство, выполняющее защитную доказательственную функцию. В свою очередь, это окажет влияние на объективность рассмотрения дела.

Используя систему административного принуждения к юридическим лицам, организация безопасного вождения, исключающего управление в состоянии алкогольного опьянения, приобретет усовершенствованный характер. Это позволит повысить уровень контроля над состоянием водителей, что приведет к дисциплиниро-

УНИВЕРСИТЕТА Административно-правовое регулирование по отдельным видам 20/

имени o.e. кугафина(мгюА) правонарушений в области обеспечения дорожного движения

ванности, строгому следованию предписаниям и обеспечению безопасности других участников дорожного движения.

Наибольшее количество транспортных средств, находящихся в эксплуатации, принадлежит физическим лицам. Приведенные меры административного принуждения применительно к ним будут действовать частично. В силу того что установка и эксплуатация данного устройства (алкозамка) требуют определенных затрат, принуждение со стороны государственной власти к установлению таких приборов не рационально. Однако к гражданам, уличенным в управлении в нетрезвом виде, с целью предупреждения возникновения повторной однородной ситуации, возможно применение такой дополнительной или основной меры к административному наказанию, как установка алкоблокирующей системы на транспортное средство с последующей эксплуатацией в течение определенного периода. За нарушение нормы, т.е. за управление в этот период транспортным средством, не оснащенным алкозамком, либо с неисправным устройством оптимально введение административной ответственности в виде лишения специального права.

Еще одним методом воздействия на сознание автовладельцев со стороны государственных органов является разработка комплекса поощрительных мер за добровольную установку алкозамков на транспортные средства. В качестве примеров можно привести следующее: снижение стоимости страховых премий компаний, осуществляющих автострахование; снижение транспортных налогов в определенном эквиваленте; безвозмездное проведение технического осмотра с выдачей диагностических карт; осуществление установки, обслуживания, поверки прибора и обучение работе с ним без взимания платы.

Выполняя стоящие перед государством задачи по улучшению безопасности дорожного движения и создавая комплекс праворегулирующих норм и технических регламентов, система новых взаимоотношений приобретет эффективный и целесообразный характер. Она напрямую окажет влияние на повышение уровня безопасности участников дорожного движения путем воспрепятствования управлению в состоянии алкогольного опьянения, повысит дисциплинированность водителей транспортных предприятий, понизит аварийность и тяжесть последствий при резонансных ДТП.

Для регулирования таких отношений необходимо принятие законопроекта с комплексом мер административного пресечения и поощрения, который будет соответствовать требованиям действующего законодательства и внесет изменения в нормативные правовые акты не только федерального, но и отраслевого значения.

С целью определения четких границ в сфере административно-правовых отношений требуется установление административной ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На отраслевом уровне необходимо разработать и применить технический регламент по оборудованию, эксплуатации, обслуживанию, ремонту, осуществлению поверки и калибровки, регистрации, подключению и выполнению других функций, связанных с использованием алкоблокирующих систем.

При использовании оптимизированной и усовершенствованной системы административно-правового регулирования в сфере складывающихся отношений цели, стоящие перед государством в области обеспечения безопасности дорожного движения, будут более приближены к категорически императивному уровню. Как следствие, это приведет к сохранению здоровья и жизни граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.