ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-104-108 NIION: 2018-0076-3/22-519 MOSURED: 77/27-023-2022-3-718
КОДЗОКОВА Ляца Арсеньевна,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции, e-mail: [email protected] SPIN-код автора: 8639-2700
КОДЗОКОВ Беслан Валерьевич,
преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,
майор полиции, e-mail: [email protected] SPIN-код автора: 9380-9667
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОСТАНОВКИ И ЗАДЕРЖАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Аннотация. Актуальность исследования вызвана необходимостью совершенствования нормативно-правовой основы применения мер административного принуждения, которые оказывают существенное, а иногда и решающее влияние на противодействие нарушениям. Методология исследования - философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения вопросов по заданной проблематике. В результате обосновано отметить, что останавливать транспортное средство инспекторы могут только при наличии основания, к которым можно отнести проверку наличия технического осмотра, заметные изменения технических неисправностей и конструкций ТС и пр. Остановка применяется для предотвращения опасности и преступлений на дорогах, а также для сохранения порядка во время движения или оказания помощи участникам движения. Сотрудник в любом случае обязан назвать причины остановки транспортного средства. Поводом для остановки могут быть: спецмероприятия, рейды, зафиксированное нарушение ПДД водителем. Авторы приходят к выводу, что остановка - это прекращение движения транспортного средства, длительностью не более пяти минут, задержание - это принудительное прекращение движения и использования транспортного средства. Согласно новым правилам, водители имеют право знакомиться с документами, послужившими причинами их остановки, однако только непосредственно в подразделении ГИБДД. Остановка транспортного средства осуществляется всегда в безопасном месте, если данное условие невыполнимо, то сотрудники ДПС полностью несут ответственность за безопасность участников дорожного движения. В этом случае должен включаться проблесковый маячок на патрульной машине. Однако существует такая проблема как отказ водителя остановиться либо невозможность это сделать в случае технической неисправности. В этом случае сотрудниками применятся принудительная остановка при помощи технических средств: «шипы», «ежи», и огнестрельное оружие как крайний способ остановки, который признан не самым эффективным, однако допустимым в случае опасности [2].
Ключевые слова: остановка, задержание, транспортное средство, полиция, органы внутренних дел, правонарушение, дорожное движение.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
KODZOKOVA Lyatsa Arsenievna,
PhD in Law, senior Lecturer, Department of Organization of Law Enforcement Activities of the North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Lieutenant Colonel of Police
KODZOKOV Beslan Valerievich,
Lecturer, Department of Law Enforcement Organization North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police major
PROBLEMS OF APPLICATION OF STOPPING AND DETAINING A VEHICLE
Annotation. The relevance of the study is due to the need to improve the regulatory framework for the use of administrative coercion measures, which have a significant, and sometimes decisive, impact on countering violations. Purpose: to study the aspects of stopping and detaining a vehicle as administrative procedures in the field of traffic. Research methodology - philosophical, general scientific and special-legal means and methods of cognition, ensuring the objectivity of studying issues on a given issue. As a result, it is reasonable to note that inspectors can stop a vehicle only if there are grounds, which include checking the presence of a technical inspection, noticeable changes in technical malfunctions and vehicle designs, and others. The stop is used to prevent danger and crime on the roads, as well as to maintain order while driving or to provide assistance to road users. In any case, the employee is obliged to state the reasons for stopping the vehicle. The reason for stopping can be: special events, raids, a recorded violation of traffic rules by the driver, the presence of information from the inspector about the involvement of the car in an accident or the driver / passengers in a committed offense or crime, the availability of information that the car is wanted. The authors come to the conclusion that a stop is a cessation of the movement of a vehicle, lasting no more than five minutes, a detention is a forced cessation of the movement and use of the vehicle. A forced stop is a slightly different aspect and only applies if the driver has previously ignored such a requirement. According to the new rules, drivers also have the right to get acquainted with the documents that served as the reasons for their stop, but only directly in the traffic police department. Stopping the vehicle is always carried out in a safe place, if this condition is not feasible, then traffic police officers are fully responsible for the safety of road users. In this case, the flashing beacon on the patrol car should turn on. However, there is such a problem as the driver's refusal to stop or the inability to do this in the event of a technical malfunction. In this case, employees will use a forced stop using technical means: «spikes», «hedgehogs», and firearms as an extreme way to stop, which is recognized as not the most effective, but acceptable in case of danger [2].
Key words: stop, detention, vehicle, police, internal affairs bodies, offense, traffic.
Для того чтобы помочь инспекторам контролировать дорожное движение, государство оснастило все дороги и трассы камерами видеонаблюдения. Чтобы уменьшить нагрузку на работников, и минимизировать бюрократический документооборот, водители периодически получают уведомления, с зафиксированными нарушениями и требованием оплатить штраф. Однако «личное» общение с сотрудником в случае остановки транспортных средств допустимо и необходимо в некоторых случаях.
К законным причинам остановки относятся нарушения ПДД. Транспортное средство можно останавливать только на хорошо освещенном месте, в противном случае такую остановку можно считать незаконной [3]. Существует острая проблема - отказ водителя остановиться. В таком
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
случае, при условии соблюдения безопасности всех участников движения, инспектор может применить спецсредства. Известные устройства принудительной остановки транспорта, к сожалению, далеки от совершенства, поскольку их не всегда есть возможность применять, т.к. их установка требует помощи нескольких сотрудников, некоторые механизмы могут повлечь утрату управления автомобилем, а иногда эти средства не оказывают никакого эффекта и транспортное средство продолжает движение [2]. Принудительная остановка транспортного средства при помощи контактных способов с транспортным средством нарушителя, когда особенно оно двигается на большой скорости, обычно сопровождается существенным травматизмом участников данной ситуации [11] А применение огнестрельного оружия целесообразно
только в крайних случаях, поскольку вывести из строя ходовую часть автомобиля получается лишь в 10% случаях [1]. Наиболее простой и наглядной является классификация средств принудительной остановки транспорта. К ним относятся:
Портативные - сущность данного устройства состоит в наличии различных шипов, которые при наезде на них прокалывают шины и делают невозможным дальнейшее движение, например «Лиана 6000» [5].
Мобильные - т.е. такие средства могут оказывать дистанционное воздействие на автомобиль, который необходимо остановить. Различают механические и электромеханические устройства, которые представляют собой метательные приспособления для блокирования вращения заднего колеса [6].
Целью настоящей статьи выступает изучение аспектов остановки и задержания транспортного средства как административных процедур в области дорожного движения. Методологическую основу исследования составляет система философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения заданной тематики. Применение в рамках исследования эмпирических методов сбора, обобщения и анализа информации позволило осуществить качественный сбор актуального и обоснованного с практической точки зрения исследовательского материала. Остановка - это прекращение движения длительностью до пяти минут и имеющая преднамеренную природу. Сотрудник, остановивший машину, обязан разъяснить автовладельцу основание для остановки транспортного средства. Задержание транспортного средства - это мера административного принуждения, которое на практике представляет собой: запрет передвижения, перевозки грузов и людей; транспортировка машины на спецстоянку. Таким образом, законными основаниями задержания водителя являются управление транспортного средства: без соответствующих документов; неисправным; в нетрезвом виде и прочих случаях, которые были подробно описаны в данном разделе.
Однако существует такая проблема как отказ водителя остановиться либо невозможность это сделать в случае технической неисправности. В этом случае сотрудниками применятся принудительная остановка при помощи технических средств: «шипы», «ежи», и огнестрельное оружие как крайний способ остановки, который признан не самым эффективным, однако допустимым в случае опасности.
Остановка и задержание за управление ТС в нетрезвом виде допустима только тогда, когда на это указывают конкретные признаки: запах алкоголя; пошатывание на ногах; нарушение речи; дрожание рук; неестественный цвет лица; неадекватное поведение.
Если у водителя наблюдается хотя бы часть из вышеперечисленных признаков, сотрудник ДПС должен провести медицинское освидетельствование. Данная процедура достаточно проста, и если результат такой проверки показывает содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе, водителя направляют на медицинское освидетельствование [12].
В случае отказа водителя от медицинского освидетельствования он может быть оштрафован либо лишен водительских прав (ст. 12.26 КоАП РФ). Для прохождения процедуры освидетельствования, должен быть соблюден определенный порядок, что является обязательным требованием ст. 25.7 КоАП РФ:
• привлечение двоих понятых, которые должны подписать протокол и контролировать процесс проверки инспектором водителя;
• применение видеозаписи;
• подтверждение понятыми отказ водителя от освидетельствования.
Остановка применяется для предотвращения опасности и преступлений на дорогах, а также для сохранения порядка во время движения или оказания помощи участникам движения. Задержание транспортного средства по факту представляет собой запрет передвижения, перевозок, и размещение его на специализированной стоянке. В своих действиях сотрудники руководствуются новыми правилами, которые вступили в силу в 2021 г. КоАП РФ, Законом «О полиции» и другими нормативными актами.
В статье подробно рассмотрены причины и цели остановки, основания и цели задержания транспортных средств как административные процедуры; административные правонарушения, которые влекут за собой ограничение в пользовании транспортных средств, а также статьи КоАП РФ, которыми руководствуются должностные лица, применяя данные санкции. Затронуты случаи нарушений, совершаемых иностранными гражданами, обладающими дипломатическим иммунитетом, и действия сотрудников ГИБДД в данной ситуации. Рассмотрен порядок прохождения процедуры освидетельствования и санкции в случае отказа водителя. Выяснили, что остановка транспортных средств может осуществляться только специальными лицами, имеющими на то разрешение. Пункт 2.4 ПДД дает право остановки
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
транспортных средств регулировщикам [10]. Таким образом, перечень субъектов, имеющих право останавливать транспортные средства, прописаны в п. 2.4. Правил дорожного движения. К ним относятся как инспекторы ГИБДД, так и:
• регулировщики;
• уполномоченные по надзору в сфере грузовых и пассажирских перевозок;
• работники таможни и пр.
При этом задерживать транспортное средство имеют право не все. Так, для того чтобы задержать транспортное средство, инспектор или другое лицо обязано вызвать уполномоченного на то сотрудника, например, следователя или дознавателя, мотивируя при этом свое решение. Военный транспорт задерживается исключительно сотрудники полиции или военной инспекции. Для того чтобы осуществлять полный спектр административного регулирования и воздействия все лица, уполномоченные осуществлять остановку и задержание транспортных средств, должны быть при исполнении и одеты в форменную одежду, предъявлять по требованию водителей удостоверения, а также четко указывать место остановки транспортного средства. Реализация своих должностных обязанностей не допустима на «гражданской» машине. А проверка тех или иных документов может осуществляться только при наличии определенных обстоятельств и условий.
В статье рассмотрены особенности некоторых мер административного предупреждения, которые являются дискуссионными. Так, например, это размер оплаты за транспортировку и содержание на штрафстоянках автотранспортных средств. Был приведен пример из судебной практики, согласно которому организации, осуществляющие транспортировку и хранение задержанных ТС, злоупотребляют своими правами. В том числе нарушая антимонопольное законодательство, что красноречиво говорит о том, что размер платы за транспортировку и хранение должны быть регламентированы законодательством. 2021 год ознаменовался внесением различных изменений в действующее законодательство, однако некоторые моменты остаются дискуссионными по-прежнему. Так, процедура задержания должна быть тщательным образом запротоколирована, поскольку в случае апелляции суду необходимо подробно изучить все обстоятельства и вынести решение о правомерности действий инспектора ГИБДД.
Список литературы:
[1] Басатин А.Е. Особенности действий по задержанию вооруженных преступников, передвигающихся на автомобиле // Научный вестник
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022
Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова. - 2017. - № 4 (73). - С. 104 -106.
[2] Законные основания для остановки автомобиля сотрудниками ДПС вне стационарного поста в 2021 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://autolawyer.gum/pravo/ostanovka-ts-sotrudnikami-dps/ (дата обращения: 12.02.2022).
[3] Кодзокова Л.А., Кумышева М.К. Штраф как вид наказания в административном и уголовном праве // Евразийский юридический журнал. -2021. - № 8 (159). - С. 238.
[4] Кожевников А.В. Шлагбаум противотаран-ный мобильный // Патент РФ № 167964. Патентообладатель Кожевников А.В. 2017. Бюл. № 2.
[5] Кныш В.П., Синева А.Р., Горькушев А.Ю. Мобильные системы принудительной остановки автотранспорта // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. - 2014. - № 9-10 (75-76). - С. 135-140.
[6] Кристл Я.-Мэй, Гудман Майкл К. Средство захвата для останова преследуемого автомобиля (варианты) и способ спускания задней шины // Патент РФ № 2420625. Патентообладатель Кристл Я.-Мэй, Гудман Майкл К. 2011. Бюл. № 16.
[7] Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 759) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL: https://base.garant.ru/5753477/ (дата обращения: 22.02.2022).
[8] Праслова Л.А. Законодательные проблемы совершенствования правового регулирования безопасности дорожного движения // Труды ИГП РАН. - 2013. - № 2. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ zakonodatelnye-problemy-sovershenstvovaniya-pravovogo-regulirovaniya-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya (дата обращения: 23.02.2022).
[9] Рудич Е.Н., Игнатов Ю.В. Устройство для принудительной остановки или ограничения скорости транспортного средства // Патент РФ № 52870. Патентообладатель Рудич Е.Н., Игнатов Ю.В. 2006. Бюл. № 12.
[10] Тактика действий сотрудников ОВД по задержанию преступников, передвигающихся на автотранспорте: учеб. пособие / сост. Д.Б. Кавец-кий, А.А. Каримов, А.А. Сысоев. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2015. - С. 11.
[11] Хакимзянов А.Р. Проблемы обеспечения мер личной безопасности при несении службы сотрудниками Госавтоинспекции // Вестник НЦБЖД. - 2017. - № 4 (34). - С. 112 - 120.
[12] Машекуашева М.Х., Геляхова Л.А. Формирование управленческого потенциала руководителя: психологический аспект // Russian Journal of Education and Psychology. - 2021. - Т. 12. - № 4-2. - С. 397 - 403.
Spisok literatury:
[1] Basatin A.E. Osobennosti dejstvij po zader-zhaniyu vooruzhennyh prestupnikov, peredvigayush-chihsya na avtomobile // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii im. V.V. Luk'yanova. - 2017. - № 4 (73). - S. 104 - 106.
[2] Zakonnye osnovaniya dlya ostanovki avto-mobilya sotrudnikami DPS vne stacionarnogo posta v 2021 godu [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://autolawyer.guru/pravo/ostanovka-ts-sotrud-nikami-dps/ (data obrashcheniya: 12.02.2022).
[3] Kodzokova L.A., Kumysheva M.K. Shtraf kak vid nakazaniya v administrativnom i ugolovnom prave // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2021. - № 8 (159). - S. 238.
[4] Kozhevnikov A.V. Shlagbaum protivotaran-nyj mobil'nyj // Patent RF № 167964. Patentoobla-datel' Kozhevnikov A.V. 2017. Byul. № 2.
[5] Knysh V.P., Sineva A.R., Gor'kushev A.Yu. Mobil'nye sistemy prinuditel'noj ostanovki avtotrans-porta // Voprosy oboronnoj tekhniki. Seriya 16: Tekh-nicheskie sredstva protivodejstviya terrorizmu. -2014. - № 9-10 (75-76). - S. 135-140.
[6] Kristl Ya.-Mej, Gudman Majkl K. Sredstvo zahvata dlya ostanova presleduemogo avtomobilya (varianty) i sposob spuskaniya zadnej shiny // Patent RF № 2420625. Patentoobladatel' Kristl Ya.-Mej, Gudman Majkl K. 2011. Byul. № 16.
[7] Pravila zaderzhaniya transportnogo sredstva, pomeshcheniya ego na stoyanku, hraneniya, a takzhe zapreshcheniya ekspluatacii (utv. postanovle-niem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 18 deka-brya 2003 g. № 759) [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant». URL: https://base. garant.ru/5753477/ (data obrashcheniya: 22.02.2022).
[8] Praslova L.A. Zakonodatel'nye problemy sovershenstvovaniya pravovogo regulirovaniya bez-opasnosti dorozhnogo dvizheniya // Trudy IGP RAN.
- 2013. - № 2. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatel-nye-problemy-sovershenstvovaniya-pravovogo-reg-ulirovaniya-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya (data obrashcheniya: 23.02.2022).
[9] Rudich E.N., Ignatov Yu.V. Ustrojstvo dlya prinuditel'noj ostanovki ili ogranicheniya skorosti transportnogo sredstva // Patent RF № 52870. Patentoobladatel' Rudich E.N., Ignatov Yu.V. 2006. Byul. № 12.
[10] Taktika dejstvij sotrudnikov OVD po zader-zhaniyu prestupnikov, peredvigayushchihsya na avtotransporte: ucheb. posobie / sost. D.B. Kaveckij, A.A. Karimov, A.A. Sysoev. - Irkutsk: FGKOU VPO VSI MVD Rossii, 2015. - S. 11.
[11] Hakimzyanov A.R. Problemy obespech-eniya mer lichnoj bezopasnosti pri nesenii sluzhby sotrudnikami Gosavtoinspekcii // Vestnik NCBZhD. -2017. - № 4 (34). - S. 112 - 120.
[12] Mashekuasheva M.H., Gelyahova L.A. Formirovanie upravlencheskogo potenciala ruk-ovoditelya: psihologicheskij aspekt // Russian Journal of Education and Psychology. - 2021. - T. 12. - № 4-2.
- S. 397 - 403.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022