Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
административные процедуры / остановка и задержание транспортного средства / органы внутренних дел / полиция / дорожное движение.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казаков Аслан Аликович

Актуальность исследования обусловлена важностью понимания административного процесса, что имеет большое практическое значение, поскольку позволяет определить нормативные рамки не только для юрисдикционной, но и для нормотворческой, позитивной правоприменительной и контрольно-надзорной деятельности исполнительной власти, тем самым создавая правовое поле для этих видов деятельности. Правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения как административно-правового производства должно обеспечить законность правоприменительной деятельности, будет гарантией прав и свобод участников дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казаков Аслан Аликович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-331 -333 КАЗАКОВ Аслан Аликович,

NIION: 2021-0079-9/23-555 преподаватель кафедры ГиГПД Северо-Кавказского

MOSURED: 77/27-025-2023-09-555 института повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России, e-mail: mail@law-books.ru

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена важностью понимания административного процесса, что имеет большое практическое значение, поскольку позволяет определить нормативные рамки не только для юрисдикционной, но и для нормотворческой, позитивной правоприменительной и контрольно-надзорной деятельности исполнительной власти, тем самым создавая правовое поле для этих видов деятельности. Правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения как административно-правового производства должно обеспечить законность правоприменительной деятельности, будет гарантией прав и свобод участников дорожного движения.

Ключевые слова: административные процедуры, остановка и задержание транспортного средства, органы внутренних дел, полиция, дорожное движение.

KAZAKOV Asian Alikovich,

Lecturer of the Department of State State Pedagogical Institute of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ADMINISTRATIVE PROCEDURES FOR THE CONTROL AND SUPERVISION OF ROAD USERS

Annotation. The relevance of the study is due to the importance of understanding the administrative process, which is of great practical importance, since it allows defining the regulatory framework not only for jurisdictional, but also for normative, positive law enforcement and control and supervisory activities of the executive branch, thereby creating a legal framework for these types of activities. Legal regulation of control and supervisory activities in the field of ensuring road safety as an administrative and legal proceeding should ensure the legality of law enforcement activities, will guarantee the rights and freedoms of road users.

Key words: administrative procedures, stopping and detention of the vehicle, internal affairs bodies, police, road traffic.

Процессуальные действия «остановка транспортного средства» и «остановка пешехода» являются правоприменительными и осуществляемыми в рамках надзора за движением. Эти действия необходимы для проведения последующих проверок (документов, номеров двигателя и кузова, состояния транспортного средства и лица, им управляющего, и т.д.). Правда, в некоторых случаях остановка транспортного средства может осуществляться и для совершения регулятивных действий. Процедуры должны обеспечить деятельность юрисдикционных органов, адекватную точному применению норм материального права к конкретным жизненным ситуациям, исключить как фактические, так и юридические ошибки. В Конституции РФ в целом не содержится положений, которые бы регламенти-

ровали административные процедуры в исследуемой области, тем не менее, данный документ гарантирует права и свободы человека как гражданина Российской Федерации, а также устанавливает право на жизнь, на частную собственность и охрану здоровья. Важным моментом выступает гарантия права на судебную защиту, а также право на получение юридической помощи.

Применительно к рассматриваемой теме правовая основа, под которой предлагаем понимать совокупность документов законодательного характера, в которых регламентированы правила и особенности остановки и задержания транспортного средства, может быть охарактеризована следующими документами. Первый документ, требующий рассмотрения - Кодекс Российской Федерации об административных правона-

рушениях. В документе законодатель конкретизирует, как уже отмечено, вопрос, связанный с задержанием транспортного средства. Что касается остановки, то в ч. 5 ст. 12.16 КоАП РФ законодатель предусматривает административную ответственность, за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, в городе федерального значения. Легальное понятие задержание транспортного средства можно найти в ст. 27.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Несмотря на вроде бы представленную в норме ст. 27.13. КоАП РФ правовую основу задержания, законодатель никак не определяет эту категорию, ограничившись исключительно описанием того, для чего задержание необходимо, с какой целью оно применяется и как нужно составить протокол задержания.

Общие основы обеспечения безопасности дорожного движения в аспекте права закреплены в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». В документе прописано регулирование обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, первостепенные направления политики государства в данной области, полномочия РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в данной сфере, а также установлены главные требования по обеспечению безопасности дорожного движения.

Следующий документ, который регулирует исследуемый вопрос - это правила дорожного движения (далее ППД), представляющие собой нормы, в совокупности, в которых определены обязанности для всех участников дорожного движения и определены технические требования к транспортным средствам в целях создания условий безопасного движения. Сегодня можно говорить о расширении практики применения средств автоматической фиксации правонарушений в сфере дорожного движения, которая используется для того, чтобы снижать аварийность на дорогах.

Основанием для остановки может быть и информация о том, что транспортное средство находится в угоне. Такое основание не является редким случаем, встречающимся в практике [2]. Остановка транспортного средства может применяться при наличии такого основания, как необходимость опросить водителя или пассажиров, например, о событии ДТП, очевидцами которого, например, они могут быть. Даже если есть потребность в привлечении лица в качестве понятого, это тоже может быть основание для остановки транспортного средства. В числе других специальных средств для остановки

транспортного средства может использоваться блокировка транспорта патрульными и гражданскими автомобилями; может использоваться огнестрельное оружие или сотрудники ДПС могут разместить на проезжей части подручные средства.

Останавливать транспортное средство можно исключительно при наличии к тому оснований, которые законодатель четко прописал в приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 03 мая 2023 года № 264[3]. В числе таких оснований необходимость в проверке документов водителя транспортного средства или документов на автомобиль; есть необходимость опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются; есть потребность временно ограничить или запретить движение транспортных средств; обеспечить безопасность для того, чтобы автомобили специального назначения могли беспрепятственно проехать и др. Если водитель отказывается добровольно подчиниться требованиям сотрудников ДПС, то последние могут применять для остановки транспортных средств средства принудительной остановки. Однако использование данных средств должно соответствовать законности и безопасности.[4]

Задержание транспортного средства предполагает его исключение из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку). Цель задержания - пресечение нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством. Задерживать транспортное средство также возможно при наличии оснований, например, если транспортное средство эксплуатируется с неправильным использованием его передвижного реклама или используется незаконно, есть сведения о том, что транспортное средство или водитель находятся в розыске и др.

Субъекты, уполномоченные останавливать транспортные средства конкретизированы в п. 2.4. Правил дорожного движения. Этим правом наделены регулировщики, сотрудники Федеральной службы по транспортному надзору, представители таможенных органов.

Решение о задержании транспортного средства принимают должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, а в отношении транспортного средства Вооруженных Сил РФ, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований феде-

рального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, также должностными лицами военной автомобильной инспекции.[5]

Сделан вывод, что к настоящему времени сложилась обширная правовая основа правового регулирования безопасности дорожного движения, в целом. Однако применительно конкретно к остановке и задержанию транспортного средства такое утверждение не будет верным. В данной области можно наблюдать некоторую разобщенность. В правовой сфере отсутствуют акты, которые бы устанавливали сущность и правовую природу остановки и задержания транспортного средства. В качестве отрицательной тенденции также отмечается постоянное усложнение законодательства и внесение изменения в уже суще-

ствующее нормативно-правовое поле. Однако многие инициативы, которые бы способствовали повышению уровня правовой защиты граждан, отрицаются. Речь идет о залоге за задержанное транспортное средство.[6]

Проведенное исследование позволило сделать следующие ключевые выводы: сегодня среди научной общественности нет единого мнения относительно остановки и задержания транспортного средства. В рамках исследования предлагается исходить из понимания данных категорий законодателем[7]. Под остановкой понимается прекращение движения транспортного средства, длительностью не более пяти минут, а под задержанием - прекращение движения и использования транспортного средства в принудительном порядке.

Список литературы:

[1] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 28.04.2023) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[3] Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О безопасности дорожного движения». [Электронный ресурс] // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

[4] Административное право: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. И. Стахов [и др.] ; под ред. А. И. Стахова. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 439 с.

[5] Агеев М.А. Вопросы правомерности задержания транспортного средства сотрудниками Госавтоинспекции // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2020. № 2(15). С. 22-27.

[6] Журавлев В.В. Задержание транспортного средства: проблемы правоприменительной практики и пути ее совершенствования // Вестник КРУ МВД России. 2020. №1 (47). С. 99.

[7] Иноземцев С. В., Дурнев А. И. Роль интуитивной стрельбы в служебной деятельности сотрудников ГИБДД // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. 2020. № 1 (3). С. 187-192.

Spisok literatury:

[1] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 28.04.2023) [Elektronnyj resurs]. - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

[2] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 28.04.2023) [Elektronnyj resurs]. - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

[3] Federal'nyj zakon ot 10.12.1995 № 196-FZ (red. ot 14.04.2023) «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya». [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

[4] Administrativnoe pravo: uchebnik i praktikum dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / A. I. Stahov [i dr.] ; pod red. A. I. Stahova. - Moskva : Izdatel'stvo YUrajt, 2023. - 439 s.

[5] Ageev M.A. Voprosy pravomernosti zaderzhaniya transportnogo sredstva sotrudnikami Gosavtoins-pekcii // Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii. 2020. № 2(15). S. 22-27.

[6] ZHuravlev V.V. Zaderzhanie transportnogo sredstva: problemy pravoprimenitel'noj praktiki i puti ee sovershenstvovaniya // Vestnik KRU MVD Rossii. 2020. №1 (47). S. 99.

[7] Inozemcev S. V., Durnev A. I. Rol' intuitivnoj strel'by v sluzhebnoj deyatel'nosti sotrudnikov GIBDD // Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniya. 2020. № 1 (3). S. 187-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.