ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В
ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Е.А. Завгородний1, магистрант
Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент1, профессор2 калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА
2Академии военных наук (Россия, г. Калининград)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-1-3-9-13
Аннотация. Данная статья посвящена изучению общих характеристик ответственности за правонарушения в области дорожного движения. Актуальность темы безопасности на дорогах и вопросов ответственности за правонарушения в области дорожного движения подтверждается неутешительной статистикой дорожных правонарушений и проблемами назначения и реализации административных наказаний в данной сфере. Проведение теоретического анализа административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения поможет выявить существующие проблемы и предложения путей нормативного совершенствования в данном вопросе. Правильно и полностью применяя административные наказания и санкции, вырабатываются профилактические мероприятия по административным правонарушениям, которые положительно влияют на их число. В условиях активной экономической и социальной составляющей общества, регулирование движения по дорогам в России требует усовершенствования административного законодательства, которое соответствовало бы условиям безопасности дорожных движений и современными условиями развития общества.
Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, административное наказание, сфера дорожного движения.
Применение мер по обнаружению административных правонарушений в сфере дорожного движения и транспорта являются активной и результативной формой государственного влияния на субъектов дорожного движения и обеспечение безопасности дорожных объектов в РФ.
Административная ответственность -мера административного ответственности физических и юридических лиц. Административные наказания применяются на практике, чтобы предотвратить нарушение, и преследуют цель воспитать тех лиц, которые совершили какие-либо административные правонарушения.
В «Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ в главах 23-32 определен порядок и участники дела, описаны меры, применяемые органами власти, определен состав преступлений [1].
Государство, применяя административное наказание, показывает свое негативное
отношение к нарушениям, совершенными субъектами. Административная ответственность - это ответственность за совершение административного правонарушения в соответствии с установленным законом порядком и формой. По сути, административное наказание является принудительной мерой, санкционированной государством, которая содержит и реализует воспитательные цели государственного влияния [2].
Принудительное административное действие, санкционированное государством, никак не имеет целей нанести вред деловой репутации юридического лица, и не направлено на цель причинения морального, физического, материального вреда для физического лица или унижения его человеческих достоинств. Принудительные мероприятия, установленные и регулируемые КоАП Российской Федерации - статьи 3 КоАП Российской Федера-
ции. 2-3. 14 также описывается порядок их назначения [1].
В зависимости от характера административных правонарушений в области дорожного движения, должностные лица и государственные органы, имеющие полномочия, определяют виды и объемы ограничений, которые реализуются на основе административного наказания.
Согласно статье 4.6 КоАП Российской Федерации - лица, подвергшиеся административному наказанию за совершение административных правонарушений, считаются подвергнутым этому наказанию с момента вступления в силу настоящего постановления до истечения срока исполнения настоящего постановления - одного года.
Статья 3.2 КоАП закрепляет административные наказания, включая: предупреждения; административные штрафы; конфискацию орудия преступления или предмета административных правонарушений; лишения специального права физического лица; административные аресты; административное выдворение из Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификацию; административная приостановка деятельности; обязательные работы.
Перечисленные категории административных правонарушений объединены в общей системе и имеют тесную связь. Целью наказания является воздействие на лиц, которые уже совершили административные правонарушения в сфере дорожного движения, а также предупреждение о совершении новых правонарушений.
Можно выделить несколько административных наказаний, которые по статистике наиболее распространены на практике, по сравнению с иными. Далее будут проведены детальные анализы вышеописанных административных наказаний.
Наиболее частое применяемое административное наказание - предупреждения. Предупреждение - мера административной ответственности, выражена в официальной порицательной форме физического лица или юридического лица. Предупреждение дается в письменном виде. Преду-
преждение - самая легкая форма влияния на субъект, в случае административного наказания. Также предупреждение имеет юридические последствия. Лицо, на которое было наложено это административное нарушение, автоматически становится лицом, привлеченным к ответственности.
Таким образом, при повторном правонарушении оказывается влияние на вид, размер наказаний, а главное - служит отягощающим обстоятельством.
Предупреждение выносится путем подготовки письменного постановления и вручается лицу, привлеченному к административной ответственности, в случае, если это невозможно - законному представителю.
По содержанию предупреждение является мерой морального воздействия в случае совершенного правонарушения. Предупреждение как мера административного наказания применяется для следующих правонарушений в сфере дорожного движения:
управление транспортным средством водителем, не имеющим документов на управление; передача управления транспортным средством лицам, не имеющим документов на управление им;. управление ТС с нестандартными, нечитаемыми или установленными с нарушением регистрационными знаками; управление ТС с нарушением правил использования звуковых сигналов, аварийных сигналов, внешних световых приборов, знака аварийной остановки.
Взыскание административного штрафа -денежное взыскание за административную вину, размер которой выражается в рублях, применяемое для предупреждения совершения новых нарушений лицам, нарушившими административное законодательство, а также другими лицами. В большинстве случаев штраф на гражданина устанавливается от 100 до 5 000 рублей, должностным лицам до 50 тысяч рублей, юридическим лицам - до 500 тысяч рублей и выше.
Согласно статье 3.3. КоАП Российской Федерации устанавливает административный штраф как основное, не дополнительное, административное наказание. Являет-
ся более жесткой мерой, чем предупреждение.
Срок оплаты административной ответственности по законодательству Российской Федерации - 60 дней с момента вступления в силу постановления. Лица, привлеченные к административной ответственности, могут оплатить штраф путем перевода денежных средств в банк или другую кредитную организацию: сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, для этого, чаще всего, привлекаются банковские платежные агенты или субагенты, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством РФ.
По требованиям ст. 26. 1 КоАП устанавливает обстоятельства, требующие выяснения при разбирательствах в административных правонарушениях: наличие события административных правонарушений; наличие лица, совершившего противоправное действие или бездействие; наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств административной ответственности; наличие личности, совершившей административное правонарушение; размер и характер последствий административного правонарушения; наличие условий и причин административного правонарушения; иные обстоятельства, способствующие достоверному, полному и правильному разрешению дела.
Среди самых распространенных на практике административных наказаний стоит также отметить конфискацию имущества или предмета преступлений.
Конфискация орудия (объекта) административной ответственности является безвозмездным и принудительным обращением имущества виновного в совершении административной ответственности в федеральную собственность или в собственность субъектов РФ.
В КоАП содержатся строго определенный список вещей, имеющие возможность к конфискации государством, конфискация предметов совершения административных правонарушений - является до-
полнительным видом административного наказания.
Список объектов, на которые можно наложить конфискацию: денежные средства; валютные ценности; алкоголь и этиловый спирт; боеприпасы, оружие; товары производства; сырье или готовую продукцию; не сертифицированные средства связи; контрафактная продукция; транспортные средства, суда, летательные аппараты и т.д. [3].
Этот вид административной ответственности осуществляется лишь по решению суда. Как административная мера в сфере транспорта предполагает в основном конфискацию автомобиля. Административное право регламентирует основы и порядки размещения транспортных средств на территории специализированных стоянок [4].
Согласно Статье 27. 1 КоАП Уполномоченные лица вправе в рамках своего полномочия применять задержание ТС для пресечения административных правонарушений, составление протокола об административных правонарушениях при отсутствии возможности составления на месте действия, установление личности виновного лица, обеспечения надлежащего рассмотрения дел об административных правонарушениях и исполнение принятого постановления по делу [1].
Согласно статье 6 Федерального закона «О полиции» полиция осуществляет государственное принуждение в надлежащем соответствии с законом. Применение принуждения допустимо лишь в случае, предусмотренном данным Федеральным законом [5].
По статье 27 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции должны следовать Конституции Российской Федерации, законодательству (например ФЗ «О безопасности дорожного движения», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и другим нормативным правовым актам [6; 7; 8].
В соответствии с частью 12 статьи 27.13 КоАП Российской Федерации при пре-
кращении производства по административному правонарушению на основании, предусмотренного пунктом 1, пунктом 3, 7 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации, ТС передается владельцу либо лицу, имеющему право пользоваться и распоряжаться данными ТС.
Лишение предоставленного специального права физического лица является также одним из видов административной ответственности. Также этот вид административного наказания может назначаться только судами. Список нарушений, предусмотренных наказанием в виде особого права в сфере дорожного движения, рассмотрен в статье 12 КоАП Российской Федерации: оставление водителем места ДТП, в котором он участвует; пересечение железнодорожных путей вне переезда; управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; движение по встречному направлению движения [4].
Лишение спец. права применяется лишь для физических лиц, срок этого административного наказания составляет не менее 1 месяца и не более 3 лет со дня вступления в силу постановления суда о назначении.
Следующая и одна из самых строгих мер административных наказаний - административный арест, который представляет собой временную изоляцию лица от общества.
Основные административно-правовые нарушения, при которых применяются ответственность в виде административных арестов, описываются в статье 12.27 и 20.25 КоАП Российской Федерации. Срок
15 дней. Этот вид наказаний может назначать только судьи. Все субъекты административного ареста находятся в особых приемниках, где разработаны все условия для пребывания. Они подведомственны органам внутренних дел [4].
На основе вышеизложенной информации можно делать выводы о применении административных наказаний в Российской Федерации.
Прежде всего, административная ответственность в сфере транспортного движения - это мера предотвращения правонарушений и мера реагирования на них. В результате действий этих мер, участники дорожной деятельности вырабатывают мотивацию к выполнению установленных дорожных правил. Законодатель старается выработать полное признание системы поведения граждан и юридических лиц, которое выражается и выработке моральных качеств субъектов.
Во-вторых, правильно и полностью применяя административные наказания и санкции, вырабатываются профилактические мероприятия по административным правонарушениям, которые положительно влияют на их число. Чтобы снизить аварийность на дорогах Российской Федерации, необходимо усиливать контроль не только на дорогах, но усиливать работу по профилактическим мероприятиям.
В-третьих, в условиях активной экономической и социальной составляющей общества регулирование движения по дорогам в РФ требует усовершенствования, соответствующего условиям безопасности дорожных движений и современными условиями развития общества.
административного ареста не превышает
Библиографический список
1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Консультант плюс. - М., сор. 1997-2010. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
2. Макшанов, В. Л. Административная ответственность как вид юридической ответственности / В. Л. Макшанов, А. В. Минаев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 10-2 (61). - С. 206-208.
3. Кузнецов, А. А. Правовые основы деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве / А. А. Кузнецов, А. В. Минаев // Право и законность: вопросы теории и практики: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, Абакан, 12-13 апреля 2019 года. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Ка-танова, 2019. - С. 99-101.
4. Агапов, А. Б. Административная ответственность: учебник для вузов / А. Б. Агапов.
- 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 483 с.
5. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (редакция от 21.12.2021) // Консультант плюс. - М., сор. 1997-2010. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
6. «Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года (с изм. от 01 ноября 2022 г.)
7. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (последняя редакция) // Консультант плюс. - М., сор. 1997-2010. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
8. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ (последняя редакция) // Консультант плюс. -М., сор. 1997-2010. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
GENERAL CHARACTERISTICS OF LIABILITY FOR OFFENSES IN THE FIELD OF
ROAD TRAFFIC
E.A. Zavgorodniy1, Graduate Student
Supervisor: A.V. Minaev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor1, Professor2 1Kaliningrad Branch of the Moscow Financial and Law University MFLA 2Academy of Military Sciences (Russia, Kaliningrad)
Abstract. This article is devoted to the study of the general characteristics of responsibility for offenses in the field of traffic. The relevance of the topic of road safety and issues of responsibility for offenses in the field of traffic is confirmed by the disappointing statistics of traffic offenses and the problems of assigning and implementing administrative penalties in this area. Conducting a theoretical analysis of administrative responsibility for offenses in the field of traffic will help to identify existing problems and suggestions for ways to improve the normative in this matter. By correctly and fully applying administrative penalties and sanctions, preventive measures are developed for administrative offenses that have a positive effect on their number. In the conditions of an active economic and social component of society, the regulation of traffic on roads in Russia requires the improvement of administrative legislation, which would correspond to the conditions of road safety and modern conditions for the development of society.
Keywords: administrative responsibility, administrative offense, administrative punishment, traffic sphere.