АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
УДК 342 № 1 (16) / 2018, с. 6—10
ПРОБЛЕМА НЕОТВРАТИМОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Ирина Николаевна Князева
Челябинский государственный университет E-mail: [email protected]
Лилия Жавдатовна Юмасултанова
Челябинский государственный университет E-mail: [email protected]
Авторы анализируют имеющиеся в правоприменительной практике проблемы надлежащего исполнения административногонаказаниязаправонарушениявобластидорожного движения. Проанализированы нормы действующего законодательства и правоприменительная практика по исполнению постановлений по делам за правонарушения в области дорожного движения. Сделан вывод, что большие суммы штрафов, взыскиваемость которых являются проблемой исполнительного производства, в ряде случаев необходимо заменить на иные, соразмерные виды наказаний. Сформулированы рекомендации по совершенствованию законодательства об административной ответственности в области дорожного движения.
Ключевые слова: административное правонарушение, нарушение правил дорожного движения, административная ответственность, неотвратимость наказания, исполнение, постановление, штраф, административный арест, лишение специального права.
THE PROBLEM OF NON-RESPONSIBILITY OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT FOR OFFENSES IN ROAD TRAFFIC
I. N. Knyazeva L. Zh. Yumasultanova
The author analyzes the problems of proper execution of administrative punishment for offenses in the field of road traffic available in law enforcement practice. The norms of the current legislation and law enforcement practice on execution of decisions on cases for offenses in the field of traffic are analyzed. It is concluded that large amounts of fines, the recovery of which is a problem of enforcement, in some cases must be replaced by other, commensurate types of punishment The recommendations on improving the legislation on administrative liability in the field of road traffic are formulated.
Keywords: administrative offense, violation of traffic rules, administrative responsibility, inevitability of punishment, execution, ruling, fine, administrative arrest, deprivation of special right
Безопасность дорожного движения не актуальной проблемой уже длительное время. тольковРоссии,ноивдругихстранахявляется На 64 сессии Генеральной Ассамблеи ООН,
которая была посвящена проблеме глобального кризиса, касающегося безопасности дорожного движения, Россия представила проект резолюции об объявлении периода 2011—2020 годов «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения», принятой единогласно участниками заседания [3, с. 10].
Несмотря на прикладываемые усилия со стороны государственныхорганов всехуров-ней, указанные правонарушения являются по-прежнему широко распространенными, а по некоторым видам даже продолжают расти, вследствие чего растет и количество дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП).
Ежегодно в ДТП в России гибнет порядка ЗБ тысяч человек [3, с. 47].
По Челябинской области за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. было выявлено 824 027 нарушений правил дорожного движения (далее ПДД), из них выявлено нарушений ПДД пешеходами 102 789 [5].
При этом исследователями отмечается несоблюдение принципа неотвратимости наказания за данные правонарушения [8, с. 670]. Следует отметить, что эффективность наказания главным образом зависит от его неотвратимости, а не жестокости. Так, еще в 2002 году в ежегодном Послании к Федеральному Собранию Президент России отметил, что «наша главная цель — добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости» [11].
Неоспоримо, что нормы, которые устанавливают административную ответственность, выхолащиваются в формальные, в ситуации, когда не исполняются постановления по делам об административных правонарушениях. Безнаказанность правонарушителей в то же время ведет к дискредитации авторитета правоохранительной системы государства. Это приводит к негативным последствиям в деле предупреждения рассматриваемых правонарушений.
Отметим, административная ответственность располагаетудобной, а, следовательно, распространенной мерой — штрафом [12, с. 7]. Однако и этим видом наказания не предупредить в должной степени совершения правонарушений в области дорожного движения. Для этого у граждан нашего государства следует развивать нетерпимость к правонарушениям в области дорожного движения. Достижение указанной цели возможно лишь при обеспечении надлежащего исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, а именно, реализации
принципа неотвратимости наказания путем его исполнения.
Можно констатировать наличие некоторых позитивных изменений в этом направлении в действующем административном законодательстве.
Это касается, например, следующих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ): за совершение административных правонарушений согласно ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ лишение специального права в виде права управления транспортным средством применяется как дополнительное административное наказание. Путем внесения изменений в КоАП РФ была устранена коллизия по исполнению наказания, назначенного за совершение указанных правонарушений. В прежней редакции закона на основании ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ правонарушитель, исполнив дополнительный вид наказания (лишение специального права в виде права управления транспортным средством), сохранял право на возврат водительского удостоверения по истечении срока лишения специального права, несмотря на уклонение от исполнения основного наказания в виде штрафа.
В настоящее время (с 15 ноября 2014 г.) по истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения [7] и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1 и 4 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ,также указанного медицинского освидетельствования данного лица [1, с. 671].
Таким образом, думается, законодателю удалось разрешить возникшую за период применения части 4.1 статьи 32.6 КоАП РФ проблему исполнения наказания, назначенного по приведенным правонарушениям.
Вместе с тем, это не в полной мере разрешает проблемы по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Так, анализ судебной практики по назначению наказания по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ
в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа продемонстрировал, что означенный размер суммы неуплаченного административного штрафа применялся в основном в части штрафов, размер которых не превышал пять тысяч рублей [9]. Вместе с тем, можно привести пример из судебной практики за 2017 год, когда сумма наложенного административного штрафа за указанное правонарушение составила шестьдесят тысяч рублей [10].
Указанная проблема возникает, в частности, и по привлечению по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ лиц, по отношению к которым закреплены ограничения по применению таких видов административных наказаний как административный арест, обязательные работы согласно ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ.
Федеральный закон от 14.10.2014 №307-Ф3 внес дополнение в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, которое расширило порядок привлечения военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Государственной противопожарной службы и таможенных органов к административной ответственности на общих основания по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
При этом в случае привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, а также курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы возможно применение только дисциплинарного взыскания, так как к ним не применимы ни административный штраф [ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ), ни административный арест [ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ), ни обязательные работы (ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ).
Следовательно, можно возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, но к указанным выше военнослужащим срочной службы неприменимы наказания, которые предусмотрены санкцией ст. 20.25 КоАП РФ [2].
В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе
военнослужащих» указано, что в случае привлечения указанных военнослужащих к дисциплинарной ответственности она должна применяться не за административное правонарушение, а по основаниям, установленным ст. 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ (абз. 4) [8].
Думается, что эта проблема требует законодательного разрешения, а не просто разъяснений Верховного Суда РФ по применению законодательства.
Представляется, что обеспечить исполнение вынесенных постановлений за правонарушения в области дорожного движения в современных условиях в значительной степени может адекватность наказания. Так, увеличению размеров штрафов, назначаемых за совершение правонарушений в области дорожного движения, неизменно сопутствует в последние годы сокращение фактически уплаченных правонарушителями сумм [6, с. 14]. Выполненный анализ правоприменительной практики выявил, что при ситуации, когда штраф назначать нецелесообразно (в первую очередь, в случаях соответствия размера административного штрафа размерам штрафов, которые назначаются за некоторые виды уголовных наказаний), разумней назначить другой вид административного наказания и этим самым прийти к достижению цели его назначения - предупреждению совершения новых правонарушений как подвергнувшимися наказанию правонарушителями, так и иными лицами. Реализация данной цели в контексте общей и частной превенции достигается как неотвратимостью наказания, так и благодаря введению таких мер юридической ответственности, которые, являясь справедливыми и соразмерными, способствуют стимулированию правомерного поведения в возникших обстоятельствах субъектов правовых отношений.
На основе изложенного, представляется, для обеспечения исполнения административных наказаний по правонарушениям в области дорожного движения целесообразным было бы внести изменения в ст. 20.25 КоАП РФ, дополнив частью 6 следующего содержания: «Уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, предоставленного физическому лицу, — влечет административный арест на срок до пятнадцати суток, либо лишение специального права на срок до двух лет».
Данная норма согласуется с ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ, которая в 2013 году дополнена содержанием следующего характера: «Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса».
Считаем, что благодаря указанным рекомендациям адекватность назначенного наказания за уклонение от исполнения административного наказания будет способствовать реализации принципа неотвратимости наказания. Значительные суммы штрафов, взыскаемость которых является огромной проблемой исполнительного производства, будут заменены иными, соразмерными видами наказаний.
Список литературы
1. Дресвянникова, Е. А. Вопросы обеспечения исполнения постановлений по делам об адми-н истрати вн ых пр аво нару шен иях в о б ласти д о рожн о го д в ижен ия / Е. А. Д ресвя н н и кова / / А д м ин и страти в ное и муниципальное право. — 2015. — № 7. — С. 670—675.
2. Дресвянникова, Е. А. О некоторых аспектах реализации административного законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения / Е. А. Дресвянникова // Госавтоинспекция. Официальный сайт МВД РФ. — URL: http://www.gibdd.ru/r/74/news/; Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ. Официальный сайт МВД РФ — URL: випк.мвд.рф/ upload/sitel52/.
3. Кирьянов, В. Предложенный нами путь себя оправдал / В. Кирьянов // Правовой журнал. — 2011,— №2, — С. 10—15.
4. Кузнецов, А. П. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе / А. П. Кузнецов, С. В. Изосимов, Н. Н. Маршакова // Транспортное право. — 2013. — №1, —С. 47—53.
5. Материалы официального сайта правления ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области // URL: http://www.gibdd.rU/r/74/news/
6. Мукабенов, М. В. Субъекты административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения : автореф. дис.... канд. юрид. наук / М. В. Мукабенов. — М., 2015. — 24 с.
7. О Правилахдорожного движения (вместе с«Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»): Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — № 47. — Ст. 4531.
8. О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 // Бюллетень Верховного Суда РФ — 2014. — № 7.
9. Обобщение судебной практики по административным делам // Верховный суд Российской Федерации. — URL: http://supcourt.ru; Судебный участок № 2 мирового судьи Переволоцкого района Оренбургской области. — URL: perev2.kodms.ru (дата обращения 25 ноября 2014 г.).
10. Постановление Верховного Суда РФ от 13.09.2017 № 18-АД17-37 // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consu1tant.ru/.
11. России надо быть сильной и конкурентоспособной : Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. — 2002. — № 71. — С. 1—2.
12. Сорокин, В. Д. Парадоксы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях / В. Д. Сорокин, // Административное право и процесс. — 2014. — № 3. — С. 6—10.
References
1. Dresvyannikova, Е. A. Voprosy obespecheniya ispolneniya postanovleniy po deiam ob administrativnykh pravonarusheniyakh v oblasti dorozhnogo dvizheniya / E. A. Dresvyannikova // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. — 2015. — № 7. — S. 670—675.
2. Dresvyannikova, E. A. 0 nekotorykh aspektakh realizatsii administrativnogo zakonodatel'stva v oblasti obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya / E. A. Dresvyannikova // URL: http://www.gibdd. ru/r/74/news/; https://vipk.mvd.rf/upload/sitel52/.
3. Kir'yanov, V. Predlozhennyy nami put' sebya opravdal / V. Kir'yanov // Pravovoy zhurnal. — 2011. — № 2, —S. 10—15.
4. Kuznetsov, A. P. Aktual'nye problemy obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya na sovremennom etape / A. P. Kuznetsov, S. V. Izosimov, N. N. Marshakova // Transportnoe pravo. — 2013. — № 1. — S. 47—53.
5. Materialy ofitsial'nogo sayta pravleniya GIBDD GU MVD Rossii po Chelyabinskoy oblasti // URL: http://www.gibdd.ru/r/74/news/.
6. Mukabenov, M. V. Sub'ekty administrativnoy otvetstvennosti za pravonarusheniya v oblasti dorozhnogo dvizheniya: avtoref. dis.... kand. yurid. nauk / M. V. Mukabenov. — M., 2015. — 24 s.
7. 0 Pravilakh dorozhnogo dvizheniya (vmeste s «Osnovnymi polozheniyami po dopusku transportnykh sredstv kekspluatatsii i obyazannosti dolzhnostnykh lits po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya»): Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.10.1993 № 1090 // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF. — 1993. — № 47, —St 4531.
8. 0 praktike primeneniya sudami zakonodatel'stva o voinskoy obyazannosti, voennoy sluzhbe i statuse voennosluzhashchikh : Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda RF ot 29.05.2014 № 8 // Byulleten' Verkhovnogo Suda RF. — 2014. — № 7.
9. Obobshchenie sudebnoy praktiki po administrativnym delam // URL: http://supcourt.ru; http:// perev2.kodms.ru (data obrashcheniya 25 noyabrya 2014 g.).
10. Postanovlenie Verkhovnogo Suda RFot 13.09.2017 № 18-AD17-37//SPS«Konsul'tantPlyus». — URL: http://www.consultant.ru/.
11. Rossii nado byf sil'noy i konkurentosposobnoy : Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federal'nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii // Rossiyskaya gazeta. — 2002. — № 71. — S. 1—2.
12. Sorokin, V. D. Paradoksy Kodeksa Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh / V. D. Sorokin, // Administrativnoe pravo i protsess. — 2014. — № 3. — S. 6—10.