ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Майоров В.И.
Тюменский государственный университет,
профессор, д.ю.н.
Тюмень
Полякова С.В.
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), старший преподаватель Челябинск
GENERAL OVERVIEW OF MEASURES ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS IN THE FIELD OF ROAD IN THE RUSSIAN FEDERATION
Majorov VI., Tyumen state University, doctor of legal Sciences, Professor Tyumen
Polyakova S.V., .South Ural State University (NATIONAL RESEARCH UNIVERSI-TY), Senior lecturer, Chelyabinsk АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена общая характеристика мер административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения в России. Дано понятие административного наказания и его виды. ABSTRACT
The article describes the general characteristics of administrative sanctions for offenses in the sphere of traffic in Russia. Given the concept of administrative punishment and its species.
Ключевые слова: административная ответственность, административное правонарушение, административное наказание, сфера дорожного движения,
Keywords: administrative responsibility, administrative offense, administrative penalties, the scope of the traffic
Меры административной ответственности в сфере дорожного движения выступают в качестве активного способа воздействия на обеспечение общественной безопасности в Российской Федерации.
«Основание административной ответственности составляет административное правонарушение. В этом проявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность административного правонарушения и административной ответственности: с одной стороны, без правонарушения нет административной ответственности, а с другой - основанием административной ответственности выступает правонарушение» [1, с.62]. В силу этого обусловлена взаимосвязь понятий «административное правонарушение» и «административная ответственность»
Административное наказание является так же мерой административной ответственности. Применение административного наказания несет в себе цель воспитания лиц, которые уже совершили данное правонарушение, а так же и преследует цель предотвращения новых нарушений.
«В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Федеральным законом РФ от 30 декабря 2001 г. № 195, в гл. 25-32 определены участники, применяемые меры и порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях, а в ст. 28.3 и 23.3 определены составы правонарушений, по которым сотрудники полиции имеют право составлять протокол об административном правонарушении и рассматривать данные дела» [5, с.98].
Административное наказание - это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение. Государство подчеркивает с помощью административного наказания свое отрицательное отношение к административным правонарушениям. Административное наказание является
принудительной мерой, содержит воспитательные цели. Данная мера государственного регулирование не может преследовать цель унижения человеческого достоинства или причинения физического вреда, если речь идет о юридическом лице, то нанесения ущерба деловой репутации.
Административное наказание является разновидностью принуждения. В КоАПРФ установлены принудительные меры статьями с 3.2 по 3.11, их порядок назначения так же установлен соответствующими нормами КоАП РФ.
Государственные органы, должностные лица государственных органов, наделенных полномочиями, определяют вид и объем ограничений, реализуемых в содержании административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения в области дорожного движения.
Отметим, что в случае совершения двумя или более лицами двух и более правонарушений данного вида наказание будет за каждое в отдельности совершенное правонарушение.
Статья 4.6 КоАП РФ устанавливает срок возможного административного наказания, равный одному году со дня окончания исполнения наказания. Аннулирование происходит по истечении срока автоматически, для этого не требуются специальные разрешения, а также санкционирование ответственного государственного органа или должностного лица.
Статья 3.2 КоАП РФ закрепляет административные наказания, в число которых входят:
• предупреждение;
• административный штраф;
• конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
• лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
• административный арест;
• административное выдворение, за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
• дисквалификация;
• административное приостановление деятельности;
• обязательные работы.
Перечисленные наказания объединены в общую систему и имеют тесные взаимосвязи между собой.
Цель наказания - это безусловная защита правопорядка, предупреждение совершения новых противоправных действий и воздействие на лица, уже совершившие административные правонарушения в области дорожного движения.
С точки зрения статистики можно выделить ряд административных наказаний, которые наиболее часто применяются на практике. Далее проведем детальный анализ данных наказаний.
Наиболее часто применимым наказанием выступает предупреждение. Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица [2]. Предупреждение, как наказание является мерой административного воздействия. Предупреждение выносится путем составления соответствующего письменного постановления. Постановление вручается лицу, привлекаемому к ответственности. В случае если это не возможно, постановление вручается законному представителю, возможно направление копии.
Предупреждение является наиболее легкой формой воздействия при административном наказании. При этом наступают такие же юридические последствия, как и при других мерах административного воздействия при совершении правонарушений в области дорожного движения.
Субъект предупреждения в течение года является лицом, привлекшимся к ответственности. Данное положение означает, что при совершении повторного правонарушения может быть оказано влияние на размер наказания, его вид, а главное служит отягощающим обстоятельством.
Предупреждение по содержанию - мера морально-правового воздействия. В случае, если совершенное правонарушение является незначительным, возможно только получение устного замечания, при этом устное замечание не влечет никаких последствий, наказанием не считается, а является мерой морального воздействия.
Постановление о назначении предупреждения, как административного наказания исполняется, прежде всего, органом или должностным лицом, который вынес постановление, или же судьей. Постановление о предупреждении вручается физическому лицу, в отношении которого было вынесено, так же может быть направлена копия. Если постановление вынесено в отношении юридического лица, то направляется законному представителю.
Предупреждение выносится за следующие правонарушения:
• управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленным с нарушением регистрационным знаком;
• управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления;
• передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им;
• нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.
Административный штраф является наиболее частым видом административного наказания, применяемым на практике.
Административный штраф - это установленная государством мера административного наказания за совершение административного правонарушения в виде денежного взыскания, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и др. лицами. В Российской Федерации административный штраф применяется только в данном эквиваленте и в государственной валюте - в рублях.
Чаще всего штраф налагается на гражданина. Размер штрафа варьируется от 100 до 5 000 рублей, для должностных лиц до 50 000 рублей, а для юридических лиц эта сумма может достигать 5 00 000 рублей.
В качестве основной санкции статей Особенной части Кодекса об административных правонарушениях применяется штраф, так же он применим в законах субъектов РФ.
Статья 3.3 КоАП РФ устанавливает административный штраф в качестве основного административного наказания. Чаще всего он выступает в качестве альтернативы предупреждению, чуть реже - другим видам административного наказания. Кодекс предусматривает наложение административного штрафа совместно с другим наказанием за административное правонарушение, например возможна конфискация орудия совершения данного правонарушения.
Срок уплаты административного штрафа составляет 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Штраф может быть уплачен до истечения срока отсрочки или срока рассрочки. Лицо, привлеченное к ответственности, может оплатить административный штраф, путем перечисления денежных средств, в банк или иную кредитную организацию. Возможно получение штрафа и его оплата на месте совершения нарушения.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1097 [4] утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (далее по тексту - Правила), согласно п. 35, которых, в случае изменения содержащихся в водительском удостоверении персональных данных его владельца водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию.
Вместе с тем, подпункт «б» пункта 29 Правил устанавливает, что при изменении содержащихся в водительском удостоверении персональных данных его владельца, взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения производится выдача российского национального водительского удостоверения без сдачи экзаменов.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Требования ст. 26.1 Кодекса предусматривают, что выяснению по делу об административном правонарушении подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые насто-
ящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На третьем месте среди наиболее часто применяемых на практике административных наказаний находится конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения.
Под конфискацией орудия или предмета совершения административного правонарушения понимается принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей.
Кодексом об административных правонарушениях РФ строго определены вещи, которые можно конфисковать как орудия совершения или предметы административного правонарушения. Данное определение вещей является отличительной особенностью от уголовного законодательства, в котором предусмотрена конфискация всего имущества или его части совершившего преступление.
В Особенной части КоАП РФ в его 50 статьях конфискация орудия совершения или предметов административного правонарушения конфискация предусмотрена как дополнительный вид административного наказания.
В роли предметов конфискации выступают:
- денежные средства,
- валютные ценности,
- этиловый спирт и алкогольная продукция,
- оружие, боеприпасы,
- орудия производства,
- сырье,
- изготовленная продукция,
- не сертифицированные средства связи,
- контрафактная печатная продукция,
- транспортные средства,
- суда, летательные аппараты и др.
В соответствии с Конституцией РФ лишение имущества может осуществляться только по решению суда, следовательно, и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может быть назначена судьей. Применение данного наказания возможно в качестве основной и дополнительной меры.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как административное наказание в области дорожного движения, предполагает главным образом конфискацию транспортного средства. Транспортное средство может быть конфисковано в случае незаконной установки опознавательного фонаря легкового такси. В данном случае административное наказание будет состоять из основного - штрафа и дополнительного - конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Административное законодательство строго регламентирует порядок и основания помещения транспортного сред-
ства на специализированную стоянку. В соответствии со ст. 27.13 Кодекса, при нарушении правил управления транспортным средством соответствующего вида, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а так же хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Согласно ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять задержание транспортного средства в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
В соответствии с ч.12 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктами 3, 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, транспортное средство незамедлительно возвращается его владельцу или лицу, обладающему правом пользования или распоряжения данным транспортным средством.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О полиции», полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ст. 27 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции должны знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение.
Особенной частью КоАП РФ установлено наказание в виде лишения физического лица предоставленного специального права. В том случае, если физическое лицо совершило грубое административное правонарушение или систематически нарушает порядок пользования данным правом, к нему может быть применено данное наказание. Возможно применение указанной меры и в случае уклонения от исполнения административного наказания, назначенного ранее за нарушение пользования данным правом. Как и конфискация орудия или предмета совершения правонарушения, лишение специального права может быть назначено только судьей. Лишение специального права может быть назначено на срок не менее одного месяца и более трех лет.
В области дорожного движения главой 12 КоАП РФ определен список нарушений, предусматривающий наказание в виде лишения специального права:
• управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения;
• пересечение железнодорожного пути, вне переезда;
• движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением;
• оставление водителем в нарушении ПДД места ДТП, участником которого он является.
Отдельно рассмотрим управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
В настоящее время законодатель подлинно предусмотрел административное наказание в виде лишения специального права по отношению к праву на управление транспортным средством. Для осуществления управления транспортным средством необходимо наличие специального права, для этого нужно данное право получить, сдав предварительно необходимые экзамены, после чего получить удостоверение. Данное правило относится и к управлению другими транспортными средствами.
Лишение специального права на управление транспортными средствами относится только к физическому лицу. Лицо должно получить данное право ранее, не быть лишено его, так же право не должно быть утрачено при других обстоятельствах. Административное наказание в виде лишения специального права применяется на срок не менее одного месяца и не более трех лет с момента вступления в законную силу постановления о назначении наказания, которое может быть вынесено только судьей. На срок действия наказания документы должны быть изъяты у физического лица и возвращены по окончанию действия административного наказания. В том случае, если физическое лицо уклоняется от сдачи документов, срок действия наказания прерывается и начинает действовать, только после их сдачи.
Следующим по применению на практике и одним из самых строгих является административный арест, которые представляет собой содержание нарушителя в условиях изоляции от общества.
Административный арест может быть назначен за отдельные виды правонарушений. КоАП РФ предусматривает десять нарушений, к которым относятся часть 2 статьи 12.27 (оставление места ДТП) и статьи 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в установленный срок). В 2015 году в период с января по ноябрь 17 335 скрылись с места происшествия в Российской Федерации, из них 5 923 человек были задержаны в первые сутки, 7 380 человек так и не были найдены [3].
Срок административного ареста составляет не более 15 суток нахождения под стражей в специальных приемниках. Специальные приемники подведомственны органам внутренних дел и созданы для лиц, совершивших административное правонарушение. В специальных приемниках разработан режим пребывания для указанных лиц. Данный вид наказания может быть назначен только судьей.
Выводы. В результате выше приведенного анализа можно сделать выводы об административных наказаниях, применяемых в Российской Федерации и выделить их отличительные черты.
Во-первых, основанием административного наказания выступают исключительно правонарушения данного вида. Административные наказания являются как мерой реагирования, так и мерой предупреждения правонарушений в области дорожного движения. Их можно охарактеризовать как средства побуждения участников дорожного движения к соблюдению установленных правил. Соблюдение правил дорожного движения должно являться принятой системой поведения всех его участников (водителей, пассажиров, пешеходов), которая в свою очередь базируется не только на существующем законодательстве, но и моральных каче-
ствах граждан. Все участники дорожного движения должны понимать важность соблюдения правил, поскольку это может привести не только к административным нарушениям, но и к нарушениям с более тяжкими последствиями, которые способны нанести вред здоровью граждан и даже к летальному исходу.
Во-вторых, снижение количества административных правонарушений тесным образом связано с экономической и социальной составляющей благосостояния общества, с повышением уровня сознательности граждан. Повышение уровня безопасности дорожного движения, предупреждение административных правонарушений, уменьшение последствий, быстрое определение и наказание виновных невозможно без комплексного подхода к данной проблеме. Комплекс мер предупреждения административных правонарушений в области дорожного движения включает решение организационных вопросов, социально-экономических, воспитательных, технических и многих других, связанных с безопасностью дорожного движения.
В-третьих, важнейшей часть профилактики административных правонарушений в области дорожного движения является правильное применение административных норм, санкций материального характера в соответствии с существующим законодательством, направленных на владельца транспортного средства, поскольку именно он является особенно опасным в данном случае.
В-четвертых. В последние годы аварийность на дорогах России снижается, однако темпы снижения оставляют желать лучшего. Проблема высокой аварийности кроется в отношении водителей к собственной безопасности и непонимании всей серьезности ситуации, когда чаще всего несоблюдение элементарных правил дорожного движения приводит к самым плачевным последствиям. Оставляет желать лучшего и поведение пешеходов, их пренебрежение собственной безопасностью. Для решения существующей проблемы необходимо усилить не только контроль проезжей части, но и профилактические мероприятия.
Нормативная база, которая в настоящее время регулирует дорожное движение в Российской Федерации, требует совершенствования, чтобы соответствовать современным условиям развития общества в обеспечении безопасности участников дорожного движения.
Литература
1. Головко В.В., Майоров В.И. Правонарушение как фактическое основание административной ответственности // Алтайский юридический вестник. 2016. № 14. С. 62-66.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.
3. Официальный сайт ГИБДД РФ: http://gibdd-sale.ru (дата обращения 05.07.2016).
4. Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» // «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 28. 10. 2014 г
5. Севрюгин В.Е., Полякова С.В. О сущности админи-стративно-юрисдикционной деятельности полиции в сфере дорожного движения // Проблемы права. 2016. № 1 (55). С. 98-104.