Научная статья на тему 'Привлечение военнослужащих к ответственности за административные правонарушения: проблемы правоприменения'

Привлечение военнослужащих к ответственности за административные правонарушения: проблемы правоприменения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4999
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / СИСТЕМА / ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ САНКЦИИ / СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / administrative offenses legislation / system / forms of administrative penalties / alternative sanctions / subject of the administrative responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Князева Ирина Николаевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы, касающиеся правового регулирования системы административных наказаний, их правильного выбора и назначения, исходя из соотношения от менее строго к более строгому, предложены изменения в действующее законодательство об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTING THE MILITARYMEN FOR ADMINISTRATIVE OFFENCES: LAW ENFORCEMENT ISSUES

The article reveals the topical issues concerning the legal regulation of administrative penalties system. their correct choice and imposing from less strict to stricter ones. Some changes are proposed into the active administrative offenses legislation.

Текст научной работы на тему «Привлечение военнослужащих к ответственности за административные правонарушения: проблемы правоприменения»

19

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (3) 2014

УДК 342.92 И.Н. Князева

1. Knyazeva

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ:

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

В статье рассматриваются актуальные проблемы, касающиеся правового регулирования системы административных наказаний, их правильного выбора и назначения, исходя из соотношения от менее строго к более строгому, предложены изменения в действующее законодательство об административных правонарушениях.

Ключевые слова: законодательство об административных правонарушениях, система, виды административных наказаний, альтернативные санкции, субъект административной ответственности.

PROSECUTING THE MILITARYMEN FOR ADMINISTRATIVE OFFENCES:

LAW ENFORCEMENT ISSUES

The article reveals the topical issues concerning the legal regulation of administrative penalties system. their correct choice and imposing from less strict to stricter ones. Some changes are proposed into the active administrative offenses legislation.

Keywords: administrative offenses legislation, system, forms of administrative penalties, alternative sanctions, subject of the administrative responsibility.

Юридическая ответственность является одним из видов социальной ответственности и. в свою очередь, включает в себя несколько видов ответственности, в том числе административную. Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в •зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности (ч. 1 ст. 28) |7|. В развитие положений названного Федерального закона возможность привлечения ко всем видам юридической ответственности военнослужащих независимо от воинского звания и воинской должности также закреплена в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 26) 141.

По общему правилу за совершение административного правонарушения насту паст административная ответственность. Исключением является установленное для военнослужащих в ч. 1 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях |5| (далее КоАП РФ) предписание - военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность. Вместе с тем за административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1-5.26,5.45-5.52] 5.56,63, 7.29-7.32, 7.32.1,

гл. 8, ст. 11.16 (в части нару шения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), гл. 12, ст. 14.9, ч. 3 ст. 14.32, гл. 15 и 16, ст. 17.3, 17.7-17.9, ч. I и 3 ст. 17.14, ст. 17.15, 18.1-18.4, ч. 2.1, 2.6 ст. 19.5, ст. 19.5.7, 19.7.2, ч. 5 ст. 19.8 и ст. 20.4 (в части нару шения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП РФ, военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, несут административную ответственность на общих основаниях (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ).

Однако из-за пробела в законе не всегда возможно привлечь военнослужащих к административной ответственности за совершение административных правонару шений на общих основаниях. Несоблюдение правил юридической техники при подготовке проекта КоАП РФ и изменяющих. дополняющих его законопроектов сделало крайне затру днительным применение законодательства об административных правонарушениях при назначении административных наказаний военнослужащим за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ.

КоАП РФ предусматривает 8 видов административных наказаний, которые могут применяться в отношении физических лиц: 1) преду преждение: 2) административный штраф: 3) конфискация ору дия совершения или предмета административного

20

№2(3) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

правонарушения; 4) лишение специального права, предоставленного физическом) лицу: 5) административный арест; 6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 6) дисквалификация; 7) обязательные работы: 8) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

При этом объем административной ответственности военнослужащих как субъектов, осуществляющих специальный род деятельности, ограничен, то есть к ним нс могут применяться отдельные виды административных наказаний. Так, в сил\ ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф нс может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыв) , а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. В ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ установлен запрет на применение административного ареста к восн-носл)жашим и гражданам, призванным на военные сборы. Административное выдворение за пределы Российской Федерации нс может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10). Невозможность применения административного наказания в виде обязательных работ к военнослужащим и гражданам. призванным на военные сборы, определена вч. Зет. 3.13 КоАП РФ.

В связи с введением законодателем условий административной ответственности для военнослужащих, влияющих на вид административного наказания, возникают проблемы в правоприменении. а именно при привлечении военнослужащих к административной ответственности на общих основаниях. Проблема заключается в том, что в санкциях многочисленных норм Особенной части КоАП РФ предусмотрены только тс виды наказаний, которые не могут применяться к военнослужащим. Например, за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами могут быть назначены: административный

штраф в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов (ч. 2 ст. 12.7); нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение

легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (ч. 2 ст. 12.30).

В случае совершения таких административных правонарушений сержантами, старшинами, солдатами и матросами, проходящими военную служб) по призыв) , а также курсантами военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы, привлечение указанных лиц к административной ответственности на общих основаниях практически невозможно.

Кроме того, за некоторые административные правонарушения, хотя и предусмотрен наряд) с административным штрафом, административным арестом либо обязательными работами иной вид наказания, однако он так же нс может быть применим к су бъект) административной ответственности. Например, по смыслу ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ лишить физическое лицо, совершившее административное правонарушение, можно только ранее предоставленного ему специального права, в том числе права управления транспортными средствами. Вполне очевидно, что нс все лица, управляющие транспортными средствами, наделялись в установленном порядке соответствующим правом. Отсутствие водительского удостоверения само по себе, к сожалению, не является для некоторых граждан, в том числе военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, препятствием для управления транспортными средствами. В итоге в отношении военнослужащего невозможно вынести постановление о назначении административного наказания, несмотря на наличие всех элементов состава административного правонарушения в его действиях.

Рассмотрим несколько таких примеров. Так. за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, пред) смотрена административная ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 2 ст. 12.27). С учетом условий, определенных в ч. I ст. 3.8 и ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, военнослужащему, не имеющем) права управления транспортными средствами, нельзя назначить ни один из предусмотренных санкцией ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ видов наказаний.

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (3) 2014

21

Другой пример. В соответствии с ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 этой же статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. Применяя правила ч. 6 ст. 3.5 и ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ, в отношении сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по призы ву, а также курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы, не имеющих права управления транспортными средствами, также отсутствует правовая возможность вынести постановление о назначении административного наказания.

Таким образом, цель административного наказания как меры административной ответственности - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1) - нс достигается, что нс способствует неукоснительному соблюдению военнослужащими своих обязанностей, а также нс согласуется с таким принципом юридической ответственности, как ее неотвратимость. Неотвратимость юридической ответственности - это необходимое, важное юридическое средство обеспечения организованности общественных отношений, охраны прав и законных интересов граждан, общественных объединений, всего общества, безопасности человека, создания «барьера» для нежелательного, социально вредного поведения |6, с. 8,|. Эффективность принципа неотвратимости юридической ответственности состоит в его способности оказывать штрафное, превентивное, восстановительное и воспитательное воздействие на субъекта ответственности путем порицания со стороны общества и государства любого правонарушения и неотвратимого применения к правонарушителю мер юридической ответственности |8|.

Частичное решение затрагиваемой в статье проблемы предложено Верховным Судом Российской Федерации первоначально еще в 2(Ю8 г. 111. Впоследствии свою правовую позицию Верховный Суд Российской Федерации конкретизировал в своем интерпретационном акте: «При назначении военнослужащим, проходящим военную слу жбу по призыву , административных наказаний

за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 12.7 и ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, судья не вправе назначить прсду смотренные их санкциями наказания: административный штраф (ч. 6 ст. 3.5), административный арест (ч. 2 ст. 3.9) или обязательные работы (ч. 3 ст. 3.13), поскольку к у казанной категории лиц не применяются данные виды наказаний, а также су дья нс вправе заменить наказание другим, более мягким, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ за административное правонарушение может быть назначено лишь то административное наказание, которое у казано в санкции применяемой статьи Кодекса.

Поскольку в таких случаях у судьи нет оснований для вынесения постановления о назначении административного наказания, по смыслу ч. 2 ст. 24.5 и п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению, а материалы дела - передаче командиру (начальнику) воинской части, где виновный проходит военную службу , для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае привлечения у казанного военнослужащего к дисциплинарной ответственности она должна применяться нс за административное правонарушение, а по основаниям, у становленным ст. 28.2 Федерального закона «О статусе военнослу жащих», и в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Воору женных Сил Российской Федерации» |2|.

Однако затронуту ю в статье проблему недостаточно решить путем разъяснения нормативного правового акта и направления правоприменительной практики. Она должна быть решена самим законодателем, поскольку именно он при формулировании правовых предписаний должен следить за тем, чтобы в тексте принимаемого нормативного акта (КоАП РФ) не было внутренних противоречий и несогласованностей |3, с. 1111.

В связи с изложенным представляется необходимым внести дополнение в ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, касающееся необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении с передачей его материалов командиру (начальнику ) воинской части, где виновный проходит военную слу жбу, для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации при невозможности назначения военнослу жащим и гражданам, призванным на военные сборы, отдельных видов наказаний за совершение административных правонару шений, у казанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ.

22

№2(3) 2014 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

----------------------------------X----------------------------------

Примечания

1. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2008. - № 8.

2. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2014. - № 7.

3. Васильева Т. А. Как написать закон. - М. : Юрайт, 2012.

4. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 47 (ч. 1). - Ст. 5749.

5. Кодеке Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

6. Малаш Т. А. Принцип неотвратимости юридической ответственности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М, 1996.

7. О стату се военнослужащих : федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 22. - Ст. 2331.

8. Шавалссв М.В. Эффективность принципа неотвратимости юридической ответственности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2011. - С. 8.

КНЯЗЕВА Ирина Николаевна, доцент кафедры правовых дисциплин, кандидат юридических наук, Южно-Уральский государственный университет (НИУ), филиал в г. Озерске. E-mail: irina6225 <r/yandcx.ru

KNYAZEVA Irina, Associate Professor, Chair of Legal Subjects, Candidate of Law, South Ural State University (Ozersk Branch). E-mail: irina6225 ir/yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.