Шиенкова Анна Сергеевна
кандидат юридических наук, доцент,
начальник кафедры административной деятельности
органов внутренних дел
Краснодарского университета МВД России
Подгайный Андрей Михайлович
кандидат юридических наук,
старший преподаватель кафедры административной деятельности
органов внутренних дел
Краснодарского университета МВД России
(e-mail: [email protected])
Способы повышения безопасности дорожного движения
В статье анализируются отдельные направления государственной политики в области повышения безопасности дорожного движения, рассматриваются отдельные виды административных наказаний, применяемых за совершение административных правонарушений в сфере дорожного движения. Авторы предлагают способы устранения пробелов российского законодательства в области безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, административная ответственность, лишение специального права, административное правонарушение, административные наказания.
A.S. Shienkova, Master of Law, Assistant Professor, Head of the Chair of Administrative Activity of Internal Affairs Agencies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;
A.M. Podgainyi, Master of Law, Senior Lecturer of the Chair of Administrative Activity of Internal Affairs Agencies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected] Ways to improve road safety
The article anayzes separate directions of the state policy in the field of enhancing road safety, consideres separate types of administrative punishments for administrative offenses in the field of road traffic. The authors offer ways of elimination of gaps in Russian legislation in the field of road safety.
Key words: traffic safety, administrative responsibility,deprivation of special right, administrative offense, administrative sanctions.
Сегодня весь цивилизованный мир озабочен проблемой сохранения жизни и здоровья людей на дорогах. Президент РФ 14 марта на заседании президиума Государственного совета, посвященном вопросам безопасности дорожного движения, сказал следующее: «...Фактор массовой автомобилизации не может и не должен быть обоснованием неизбежности аварий и их трагических последствий - наоборот, мы должны добиться кардинального снижения числа погибших и пострадавших при ДТП. Напомню, что за прошедшее десятилетие в результате таких происшествий получили ранения более 3 млн человек, погибло при этом, обращаю ваше внимание на эту ужасную цифру, за десятилетие 350 тыс. человек. Это население достаточно приличного города. Страшные, бессмысленные жертвы, которых можно было бы избежать. И абсолютное большинство таких трагедий произошло по вине водителей: именно агрессия и неуваже-
ние к другим участникам дорожного движения, как правило, приводят к тяжелейшим авариям. Поэтому считаю ключевой задачей воспитание культуры вождения, а это строгое исполнение Правил дорожного движения, следование нормам грамотного, дружелюбного поведения на дорогах, понимание ответственности и за свою жизнь, и за жизнь своих близких, за безопасность других участников движения» [1]. Понятно , что воспитание такой культуры - это процесс длительный, поэтому он должен идти параллельно с ужесточением наказаний за нарушения. Мы видим на практике, что именно эти меры помогли решить проблему с ремнями безопасности, например, заставили устанавливать в салонах машин кресла для детей, или, как говорят специалисты, удерживающие устройства.
В результате этих и других решений вдвое снизилось число погибших в городах и населенных пунктах, но их количество остается,
180
тем не менее, неоправданно высоким. Аналитики Министерства внутренних дел РФ одной из основных причин аварийности на дорогах считают противоправное поведение водителей транспортных средств.
Бесспорно, нормы, устанавливающие административную ответственность, становятся формальными, если принятые решения по делам об административных правонарушениях не исполняются. Безнаказанность же правонарушителей обесценивает авторитет правоохранительной системы России. Именно поэтому на современном этапе развития правоприменительной деятельности исполнение административных наказаний имеет значение не только для соблюдения принципа неотвратимости наказания, но и как профилактическая мера по обеспечению безопасности дорожного движения.
Действительно, административная ответственность имеет в своем арсенале удобную меру - штраф [2, с. 6]. Однако данным видом наказания не предупредить совершения правонарушений в области безопасности дорожного движения. У населения нашей страны необходимо формировать нетерпимость к правонарушениям в области дорожного движения. Для достижения этой цели необходимо обеспечить надлежащее исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, а именно реализовать принцип неотвратимости наказания путем его исполнения.
Неслучайно за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 2 и 4 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лишение специального права в виде права управления транспортным средством применяется в качестве дополнительного административного наказания. Полагаем, что законодатель усматривал в этом прежде всего ужесточение наказания по наиболее «опасным» правонарушениям в области дорожного движения.
Безусловно, с внесением изменений в КоАП РФ была устранена коллизия по исполнению наказания, назначенного по указанным правонарушениям. Ранее на основании ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ правонарушитель, исполнив дополнительный вид наказания (лишение специального права в виде права управления транспортным средством), но уклонившись от исполнения основного наказания (штрафа), сохранял право на возврат водительского удостоверения по истечении срока лишения специального права [2, с. 6].
В настоящее время по истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, водительское удостоверение, изъятое у лица, подвергнуто-
го данному виду административного наказания, возвращается после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенного на него административного штрафа за административное правонарушение в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 4 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Таким образом, законодатель постарался разрешить возникшую за год применения ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ проблему по исполнению наказания, назначенного по указанным правонарушениям.
Однако это лишь часть решения проблемы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
При этом двукратный размер суммы неуплаченного административного штрафа применялся лишь в отношении тех штрафов, размер которых не превышал пяти тысяч рублей.
Анализ судебной практики назначения наказания по ст. 20.25 КоАП РФ в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа показал, что в части тех статей гл. 12 КоАП РФ, в которых размер штрафных санкций выше 5 тыс. руб. (и более того, по ч. 2, 3 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ - 30 тыс. руб.), на сегодняшний день нет [3].
Данная проблема возникает, в частности, и по привлечению по ст. 20.25 КоАП РФ тех лиц, в отношении которых действуют ограничения применения отдельных видов административных наказаний - ареста, обязательных работ. К ним в соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ относятся беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет, лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, инвалиды I и II групп, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, а также имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Кроме того, административный арест, предусмотренный ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
181
Таким образом, к данным лицам возможно применение лишь двукратного размера суммы неуплаченного административного штрафа (за неуплату штрафа по ч. 2, 3 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ данная сумма будет составлять 60 тысяч рублей).
Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ внесено дополнение в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, расширяющее порядок привлечения военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, а также имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов к административной ответственности на общих основаниях по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
При этом привлечение к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, а также курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы невозможно, т.к. к ним не применимы ни штраф, ни арест, ни обязательные работы. Получается, что правонарушение есть, но наказания, предусмотренные санкцией данной статьи, применить нельзя.
На наш взгляд, позиция законодателя в ужесточении наказаний за административные правонарушения в области дорожного движения видится в ожидании достижения целей частной превенции: опыт пережитого административного наказания удержит лицо, привлеченное к административной ответственности, от совершения нового правонарушения. Но стоит напомнить, что эффективность наказания больше зависит не от его строгости, а от его неотвратимости.
Бесспорно, более опасные деяния должны наказываться более строго, и наоборот, наказание за менее опасные правонарушения должно быть менее строгим. Однако введение законодателем достаточно высоких и недифференцированных по размеру штрафов ставит субъекты административной юрисдикции в положение, не позволяющее им учитывать при определении размеров штрафа ни характер совершенного правонарушения, ни личность виновного, ни его имущественное положение, [4, с. 28-48].
Возникает убежденность, что обеспечение исполнения назначенных наказаний за правонарушения в области дорожного движения во многом зависит от адекватности наказания.
Проведенный анализ правоприменительной деятельности показывает, что в тех случаях, когда нецелесообразно назначать штраф (осо-
бенно если размер административного штрафа соответствует штрафам, назначаемым за отдельные виды уголовных наказаний), необходимо назначить иной вид административного наказания и тем самым достигнуть цели его назначения - предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами.
Реализация указанной цели в аспекте общей и частной превенции обеспечивается посредством неотвратимости наказания и за счет введения таких мер юридической ответственности, которые, будучи соразмерными и справедливыми, позволяют в конкретных обстоятельствах стимулировать участников правовых отношений к правомерному поведению.
Однако в последнее время взятый законодателем курс на увеличение размеров административных санкций не согласуется с общеправовыми принципами гуманизма, справедливости и индивидуализации ответственности.
С учетом изложенного для обеспечения исполнения административных наказаний по правонарушениям в области дорожного движения было бы целесообразным внести изменения в ст. 20.25 КоАП РФ, дополнив ее частью 11 следующего содержания: «Уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, предоставленным физическому лицу, - влечет административный арест на срок до тридцати суток либо лишение специального права на срок до двух лет».
Данная норма согласуется с ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ, которая в 2013 г. дополнена содержанием следующего характера: «Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса».
В ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ также необходимо внести изменения: после слов «или правового режима контртеррористической операции» добавить слова «за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом либо... до тридцати суток».
Резюмируя, отметим, что Конституционный Суд РФ определил, что административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ не является мерой принудительного исполнения судебного акта и актов органов должностных лиц, т.к. призвана стимулировать правонарушителей к добровольной уплате штрафа -без использования механизма принудительного исполнения постановлений по делам
182
об административных правонарушениях [5, с. 797-801]. На деле же получается иначе, поэтому, на наш взгляд, введение данной нормы будет способствовать обеспечению принципа неотвратимости наказания, в частности обеспечению исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Еще одной причиной ДТП является управление транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного опьянения [6, с. 283287]. Для борьбы с пьянством за рулем, на наш взгляд, необходимо продолжить практику проведения масштабных рейдов по выявлению водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. В целях повышения эффективности таких рейдов необходимо проводить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения всех водителей транспортных средств, остановленных инспекторами ДПС ГИБДД, а не только тех водителей, у которых наблюдаются внешние признаки алкогольного опьянения. Для этого необходимо внести дополнение в приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации
исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», дополнив его п. 129.1 следующего содержания: «При проведении масштабных рейдов по выявлению водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, проводить освидетельствование всех водителей остановленных транспортных средств, в том числе при отсутствии у них признаков, перечисленных в п. 129 настоящего Административного регламента». Также мы поддерживаем обсуждаемое в обществе и Государственной Думе РФ законодательное ужесточение мер наказания для подобной категории правонарушителей [7].
Таким образом, когда мы говорим о повышении безопасности дорожного движения, речь прежде всего идет о сохранении жизни, здоровья тысяч граждан нашей страны, а это важнейшее направление государственной политики. Уровень безопасности дорожного движения напрямую влияет на устойчивость социально-экономического развития, на эффективную работу всей транспортной инфраструктуры России.
1. URL: http:www.kremlin.ru/events/president/ news/51506
2. Сорокин В.Д. Парадоксы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2014. № 3.
3. Обобщение судебной практики по административным делам. URL: http://supcourt.ru
4. Куракин А. В. Компетенция полиции в сфере реализации законодательства об административных правонарушениях // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. № 4.
5. Трунов И.Л. Проблемы безопасности дорожного движения // Административное и муниципальное право. 2013. № 8.
6. Подгайный А.М., Шиенкова А. С. Отдельные вопросы освидетельствования водителей транспортных средств на состояние алкогольного опьянения // Общество и право. 2015. № 2(52).
7. Голиусов Ю.В. Государственная транспортная политика как фактор национальной безопасности России: дис. ... д-ра полит. наук. М., 2010.
1. URL: http:www.kremlin.ru/events/president/ news/51506
2. Sorokin V.D. Paradoxes of the Russian Federation Code of Administrative Offences // Administrative law and process. 2014. № 3.
3. Compilations of court decisions on administrative affairs. URL: http://supcourt.ru
4. Kurakin A.V. The competence of the police in the implementation of legislation on administrative offenses // NB: Administrative law and practice administration. 2013. № 4.
5. Trunov I.L. Road safety problems // Administrative and municipal law. 2013. № 8.
6. Podgainyi A.M., Shienkova A.S. Selected issues of examination of drivers of vehicles for alcoholic intoxication // Society and law. 2015. № 2(52).
7. Goliusov Yu. V. State transport policy as a factor of national security of Russia: diss. ... Dr of Political Sciences. Moscow, 2010.
183