Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
508
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудрявцева Ульяна Константиновна

В современных условиях формирования информационного общества, динамичного развития науки и техники возрастает роль защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Результаты интеллектуальной деятельности важны не только для духовного обогащения, но и для экономического состояния государства, ведь обеспечение соответствующего уровня защиты прав на ОИС является одним из факторов, определяющим уровень развития страны. В Российской Федерации существует ряд отдельных государственных органов осуществляющих защиту объектов интеллектуальной собственности (Роспатент, МВД, ФАС и др.), но таможенным органам отведена важная роль. Одной из главных целей таможенных органов в защите прав на ОИС является обеспечение экономической безопасности страны и пресечение незаконного оборота товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Так как оборот контрафактной продукции тесно связан с незаконным предпринимательством и недобросовестной конкуренцией это приводит к большим материальным ущербам правообладателей, неуплата налогов способствует экономическим потерям государства и другим негативным последствиям, что ведет к увеличению теневой экономики. Поэтому системная защита прав на объекты интеллектуальной собственности является актуальной задачей для таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны. В данной статье были выявлены актуальны проблемы организации таможенного контроля интеллектуальной собственности, а также предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кудрявцева Ульяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF CUSTOMS CONTROL OF INTELLECTUAL PROPERTY

In modern conditions of information society formation, dynamic development of science and technology, the role of intellectual property rights protection is increasing. The results of intellectual activity are important not only for spiritual enrichment, but also for the economic state of the state, because ensuring an appropriate level of protection of IPR rights is one of the factors determining the level of development of the country. In the Russian Federation, there are a number of separate state bodies that protect intellectual property objects (Rospatent, the Ministry of Internal Affairs, FAS, etc.), but customs authorities are assigned one of the main roles. One of the main goals of the customs authorities in protecting the rights to the IPO is to ensure the economic security of the country and the suppression of illegal trafficking in goods containing intellectual property objects. Since the turnover of counterfeit products is closely connected with illegal entrepreneurship and unfair competition, this leads to great problems.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

Проблемы организации таможенного контроля интеллектуальной собственности Problems of organization of customs control of intellectual property

Кудрявцева Ульяна Константиновна

Специалист

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вятский государственный университет»

Россия, Киров e-mail: stud124614@vyatsu.ru

Kudryavtseva Uliana Konstantinovna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vyatka State University»

Russia, Kirov e-mail: stud124614@vyatsu.ru

Аннотация.

В современных условиях формирования информационного общества, динамичного развития науки и техники возрастает роль защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Результаты интеллектуальной деятельности важны не только для духовного обогащения, но и для экономического состояния государства, ведь обеспечение соответствующего уровня защиты прав на ОИС является одним из факторов, определяющим уровень развития страны. В Российской Федерации существует ряд отдельных государственных органов осуществляющих защиту объектов интеллектуальной собственности (Роспатент, МВД, ФАС и др.), но таможенным органам отведена важная роль. Одной из главных целей таможенных органов в защите прав на ОИС является обеспечение экономической безопасности страны и пресечение незаконного оборота товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Так как оборот контрафактной продукции тесно связан с незаконным предпринимательством и недобросовестной конкуренцией это приводит к большим материальным ущербам правообладателей, неуплата налогов способствует экономическим потерям государства и другим негативным последствиям, что ведет к увеличению теневой экономики. Поэтому системная защита прав на объекты интеллектуальной собственности является актуальной задачей для таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны. В данной статье были выявлены актуальны проблемы организации таможенного контроля интеллектуальной собственности, а также предложены пути их решения.

Annotation.

In modern conditions of information society formation, dynamic development of science and technology, the role of intellectual property rights protection is increasing. The results of intellectual activity are important not only for spiritual enrichment, but also for the economic state of the state, because ensuring an appropriate level of protection of IPR rights is one of the factors determining the level of development of the country. In the Russian Federation, there are a number of separate state bodies that protect intellectual property objects (Rospatent, the Ministry of Internal Affairs, FAS, etc.), but customs authorities are assigned one of the main roles. One of the main goals of the customs authorities in protecting the rights to the IPO is to ensure the economic security of the country and the suppression of illegal trafficking in goods containing intellectual property objects. Since the turnover of counterfeit products is closely connected with illegal entrepreneurship and unfair competition, this leads to great problems.

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенное законодательство, интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности

Key words: customs control, customs legislation, intellectual property, intellectual property objects

B современном мире защита прав на объекты интеллектуальной собственности занимает важное место в деятельности таможенных органов, так как контрафактная продукция приносит огромный экономический и социальный ущерб.

Под интеллектуальной собственностью понимается совокупность прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в научной, художественной, литературной и производственной областях и приравненные к ней средства индивидуализации. Интеллектуальную собственность можно классифицировать на объекты авторских прав (произведения как результат интеллектуальной деятельности человека в области науки, литературы и искусства, выраженные в письменной и устной формах, в формах изображений, звуко - или видеозаписи); объекты промышленной собственности (патенты: изобретения, разработки, образцы продукции;

Вопросы студенческой науки

Выпуск №12 (76), декабрь 2022

объекты для индивидуализации: фирменные и коммерческие названия, товарные знаки, наименования географических мест; оригинальные объекты: селекционные успехи, ноу-хау) [3, с. 8].

Целью таможенного контроля объектов интеллектуальной собственностью (далее - ОИС) является противодействие перемещению через таможенную границу контрафактных товаров в целях содействия развитию рынка интеллектуальной собственности [2, с. 20].

Выделим и проанализируем проблемы, связанные организацией таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности, а также предложим пути их решения.

1. Одной из наиболее актуальных проблем является идентификация ОИС, не содержащих текстовые знаки. При рассмотрении данного вопроса таможенные органы сталкиваются с проблемой изобразительных ОИС, притом они могут иметь различный вид: рассматриваться как результат интеллектуальной деятельности (например, изображение персонажа интернет игры, имеющие авторские права), так и средство индивидуализации (например, товарные знаки, которые состоят только из изображений). В независимости от вида интеллектуальной собственности для таможенных органов затрудняется идентификация изображений, а именно поиск наличия правовой охраны на товарный знак и его авторские права, так как они могут значительно различаться.

Должностные лица таможенных органов используют различные информационно справочные системы (например, «Гарант», «Тамдок» и другие) и разработанные собственные базы данных. Если ОИС отсутствует в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности РФ, то должностные лица таможенных органов пользуются программным средством КПС «Тариф - 1. База данных Роспатента», содержащая информацию о товарном знаке.

Но ни один из вышеприведенных способов не может искать данные, отличные от словесных, буквенных и цифровых.

В случае обнаружения на перемещаемом товаре изобразительных элементов должностные лица таможенных органов будут осуществлять поиск данного изобразительного ОИС через ТРОИС двумя способами:

1) Изобразительный ОИС является популярным;

2) На перемещаемый товар помимо изобразительного ОИС нанесено также словесное обозначение, которое может быть идентифицировано должностными лицами таможенных органов как охраняемое;

Если ОИС не включен в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности РФ, то поиск идентификации данного товара должностным лицом таможенного органа о его правообладателе и (или) представите будет в РФ значительно усложнен. Также еще одной проблемой при установлении наличия правовой охраны в случае, если ОИС не включен в ТРОИС поиск правообладателей и наличия правонарушений в отношении данных товаров потребует значительных усилий [6, с. 30].

Данный пример заключается в сопоставлении таможенными органами данных с ранними правонарушениями прав правообладателей изобразительных ОИС.

Например, изобразительный товарный знак «АУТФИТ7Лимитед», включенный в ТРОИС РФ для товаров «игрушки» (рис. 1).

Яш

Рисунок 1. Изобразительный товарный знак «АУТФИТ7Лимитед»

В ходе проведения таможенного контроля должностными лицами таможенных органов на первичной упаковке должностными лицами таможенных органов было обнаружено изображение бежевой собаки. При этом сам товар не указывал на наличие какие-либо дополнительные словесные элементы, которые могли бы указать на наличие охраняемого товарного знака.

Похожая ситуация была с идентификацией товарного знака «ЛЕГО», который был включен в ТРОИС РФ, но установить это с использованием программных средств не представляется возможности [4, с. 312].

На сегодняшний день средства поиска наличия товарных знаков, не включенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, не позволяет проводить сравнение изображений с использованием программных средств. ДЛТО для проведения таможенного контроля товаров, содержащих ОИС должны будут предположить правообладателя, а затем уже с использованием текстового поиска установить наличия правовой охраны либо осуществлять анализ информации, имеющийся в базах данных таможенных органов.

Исходя из вышеуказанной информации, должностные лица таможенных органов при проведении таможенного контроля и обнаружении товаров с изображением будут выполнять ряд действий [5, с. 95]:

-определение ОИС;

- выяснение наличия правовой охраны в РФ;

- проведение поиска сведений о правообладателе;

- поиск информации о уполномоченных правообладателем лицах на представление его интересов;

- проведение поиска информации о применение ранее мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, с целью недопущения повторного приостановления выпуска товаров, не включенных в таможенный реестр, но содержащих ОИС.

В случае если товары включены в таможенный реестр эти действия ограничиваются только первыми двумя пунктами.

Проблема идентификации также является очень актуальной в связи с тем, что с каждым годом время на проведение таможенного контроля сокращается, а поиск информации для защиты ОИС требует много времени.

Автор настоящей статьи предлагает следующее решение указанной выше проблемы.

Для решения проблемы идентификации ОИС, не содержащих текстовые знаки, необходимо ввести новые программные средства, которые автоматически будут определять изображение ОИС на перемещаемых товаров. Также нужно дополнить единые базы таможенных органов и включить в них следующую информацию:

1) Информацию об изобразительном ОИС и их правообладателе и представителе на территории РФ (по подобию ТРОИС);

2)Критерии позволяющие осуществлять поиск изобразительных ОИС с помощью словесного описания этого изображения.

Для внесения в программу изобразительного ОИС необходимо будет описать их ключевыми словами для дальнейшего удобного поиска данных изобразительных ОИС. Таким образом, поиск будет происходить вербально, как и поиск ОИС, содержащие словесные и цифровые символы.

2. Следующая проблема заключается в различном законодательстве и компетенциях уполномоченных органов в области охраны ОИС.

Таможенные органы используют реестры объектов интеллектуальной собственности для обеспечения зашиты ОИС. Существует Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности для всех стран ЕАЭС и таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности для каждой отдельной страны ЕАЭС. В Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности по данным Евразийской экономической

комиссии до сих пор не включен не один ОИС. Данный реестр не решил основную проблему гармонизации законодательства всех стран ЕАЭС, так как национальное законодательство стран ЕАЭС хоть и схоже по форме, но все же значительно отличается по содержанию. Самое главное то, что объекты интеллектуальной собственности, включенные в ТРОИС одной страны при пересечении таможенной границы на территорию другого государства- члена ЕАЭС, не будут защищены таможенными органами Каждая страна ЕАЭС ведет свой национальный реестр ОИС и на основании этого проводит проверку при подаче заявления о внесении ОИС в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Следовательно, данное заявление должно соответствовать всем законодательствам государств-членов ЕАЭС, а также нормативным актам регулирующие вопросы защиты ИС (для РФ это глава 4 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, для включения в Единый таможенный реестр объектов, содержащих интеллектуальную собственность необходимо согласие всех государств-членов ЕАЭС, а соответственно правообладателю легче подать заявление о внесении ОИС во все национальные реестры государств-членов, чем подавать заявление в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Также следует отметить, что у каждой страны ЕАЭС разные полномочия в государственных службах по защите прав на ОИС, что способствует неэффективной защите прав по всей территории ЕАЭС.

Так, уполномоченный государственный орган по защите объектов интеллектуальной собственности в Республике Армении не обладает компетенцией по применению административных мер за нарушения в сфере интеллектуальной собственности, а в Киргизии с 1 января 2019 года данные меры были отменены. Все это ведет к дисбалансу законодательной политики государств-членов ЕАЭС.

Также из отличий важно отметить отсутствие полномочий «ех-ойгсю» в Республике Беларусь, которая позволяет приостанавливать выпуск товаров, содержащих ОИС, не включенных в ТРОИС, но имеющие признаки контрафактности. Такие полномочия присутствуют в России, Казахстане, Армении и Киргизии.

Еще один важный вопрос для рассмотрения заключается в различных принципах исчерпания прав на объекты интеллектуальной собственности (товарные знаки) в странах Союза и проблема «параллельного импорта».

Под принципом исчерпания прав на товарный знак понимают место ввода в гражданский оборот правообладателем или другим лицом с его согласия товаров, которое будет означать прекращение исключительного права правообладателя на товарный знак.

Существует несколько принципов исчерпания прав на товарный знак;

1) Международный (согласно данному принципу, правообладатель, продав товар в любой стране лишается права контролировать дальнейшие действия в отношении данного товара в этой стране, данные права переходят новым собственникам).

2) Национальный (данный принцип предполагает, исчерпания права на товарный знак только в том случае, если с согласия правообладателя товар будет введен в гражданский оборот на территории государства с таким же принципом);

3) Региональный (исчерпания прав на товарный знак происходит на территории нескольких государств, например, данный принцип действует в ЕАЭС, Европейский Союз и т.д.)

«Параллельный импорт» - это ввоз на таможенную территорию для реализации брендовых товаров, но не правообладателями или уполномоченными лицами, а любым импортером, который приобрел эти товары за пределами России.

Схема «параллельного импорта» выглядит следующим образом (рис. 2).

Рисунок 2. «Параллельный импорт» при внешнеторговых поставках в ЕАЭС

Между странами членами ЕАЭС действует региональный принцип исчерпания прав на ОИС. При данном принципе нужно получить согласие у правообладателя на ввоз их продукции на территорию ЕАЭС, при этом товарный знак должен быть включен в соответствующий реестр и защищаться таможенными органами, после чего данные товары могут свободно перемещаться между государствами-членами ЕАЭС. Кроме того, «параллельный импорт» при данном принципе невозможен без согласия правообладателя.

Однако несмотря на то, что между странам ЕАЭС действует региональный принцип исчерпания прав в каждой стране по отдельности, действуют свои принципы. Так, в России, Беларуси и Киргизии применяется национальный принцип исчерпания исключительных прав на ОИС, т.е. право ввоза в страну оригинальных товаров из других стран принадлежит правообладателю или его дистрибьютеру. А в Армении и Казахстане применяется международный принцип исчерпания прав на ОИС, что предполагает исчерпания исключительного права на определенные товары в момент первого введения в оборот любой страны, что подразумевает его практически неограниченное коммерческое перемещение между странами.

В соответствии с различиями в принципах исчерпания исключительного права на ОИС в странах ЕАЭС «параллельный импорт» разрешен, в ряде стран запрещен, а в некоторых государствах-членах ЕАЭС его запрещение или разрешение ставится в зависимости от каких-либо факторов, например, от возможности введения потребителей в заблуждение относительно производителя товаров или его качества. Товар, ввозимый на таможенную территорию ЕАЭС под известными товарными знаками, которыми являются охраняемые ОИС, могут являться контрафактными товарами или поставляться по каналам «параллельного импорта».

Для решения вопросов, связанных с различным законодательством в странах ЕАЭС, необходимо предпринять следующие решения:

1. Совершенствовать законодательство государств-членов ЕАЭС в части вопросов, касающихся защиты ОИС, так как основной проблемой является то, что объекты интеллектуальной собственности, включенные в ТРОИС одной страны при пересечении границы на территорию другой страны ЕАЭС не будут защищены таможенными органами. Для этого необходимо упростить подачу заявления о включении объекта, содержащего интеллектуальную собственность в ЕТРОИС, чтобы это система начала действовать во всех государствах-членах ЕАЭС.

2. Для гармонизации законодательной системы стран ЕАЭС необходимо установить одинаковые полномочия у стран ЕАЭС и ввести единые принципы исчерпания прав на ОИС. Так, например, как уже было сказано ранее в Республике Беларусь отсутствуют полномочия «ех-оШсю», позволяющие приостанавливать выпуск товаров при имеющихся признаках контрафакта, но в остальных станах-участниц ЕАЭС такие полномочия присутствуют, что приводит к общему дисбалансу законодательной системы и ухудшает

эффективность работы в борьбе с контрафактом. Также из-за разных принципов исчерпания прав на товарные знаки через Казахстан или Армению могут свободно перемещаться товары «параллельного импорта», которые запрещены в других странах ЕАЭС, так как на таможенной территории ЕАЭС товары могут свободно перемещаться между странами Союза. Поэтому для результативной зашиты прав на ОИС необходимо ввести одинаковые принципы во всех странах ЕАЭС.

Таким образом, меры по защите прав на ОИС, позволяют повысить эффективность проведения таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности за счет гармонизации законодательства в области защиты прав на ОИС. Решение всех вышеуказанных проблем способствует увеличению доходной части бюджета за счет сокращение контрафактной продукции для государства, уменьшение случаев ущемления прав правообладателей, благодаря, более тесному сотрудничеству с таможенными и правоохранительными органами, а также получение качественной и безопасной продукции для населения. В статье были рассмотрены следующие проблемы:

1. Проблемы идентификации ОИС, не содержащие текстовые знаки;

2. Различное законодательство и компетенции уполномоченных органов в области охраны ОИС.

Для решения данных проблем были предложены следующие пути решения:

1. Чтобы решить проблему идентификации ОИС, не содержащих текстовые знаки, необходимо ввести новые программные средства, которые автоматически будут определять изображения ОИС на перемещаемых товаров. Для внесения в программу изобразительного ОИС необходимо будет описать их ключевыми словами для дальнейшего удобного поиска данных изобразительных ОИС. Таким образом, поиск будет происходить вербально, как и поиск ОИС, содержащих словесные и цифровые символы.

2. Для решения вопросов, связанных с различным законодательство в странах ЕАЭС нужно установить одинаковые полномочия и принципы исчерпания прав на объекты интеллектуальной собственности, а также упростить подачу заявления о включение объекта, содержащего ОИС в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Список используемой литературы:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) //СЗ РФ. 2017. №47. Ст.6843.

2. Григалъчик, Г. Н. Современные проблемы таможенной защиты объектов интеллектуальной собственности / Г. Н. Григалъчик // Вопросы развития и таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности предприятий (отечественный и зарубежный опыт): Материалы II Региональной студенческой научно-практической конференции, Новосибирск, 09 декабря 2021 года. -Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2022. - С. 19-25.

3. Мадиярова, Д. М. Проблемы таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и пути его совершенствования / Д. М. Мадиярова // Проблемы экономической безопасности и таможенного регулирования: поиск эффективных решений: Сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции, Челябинск, 17-18 марта 2020 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет, Кафедра «Таможенное дело». - Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2020. - С. 6-16.

4. Потеряев, А. В. Контроль таможенных органов за соблюдением прав на объекты интеллектуальной собственности / А. В. Потеряев // Молодежная наука 2021: технологии, инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и обучающихся, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации, Пермь, 09-12 марта 2021 года. - Пермь: ИПЦ Прокростъ, 2021. - С. 311314.

5. Федоренко, А. Ю. Особенности таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности / А. Ю. Федоренко, Е. В. Жукова, А. Ю. Федотова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 1-2(83). - С. 95-97.

6. Худжатов, М. Б. Проблемы таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности / М. Б. Худжатов // Право интеллектуальной собственности. - 2021. - № 4. - С. 27-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.