ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
УДК 339.9
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЕАЭС ТРАНСГРАНИЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Коды JEL: O34, P33
Минакова И. В., доктор экономических наук, профессор, декан факультета государственного управления и международных отношений, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 8703-5224
Солодухина О. И., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела и мировой экономики Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия
E-mail: kuznecova_olja@ mail.ru
SPIN-код: 4561-4616
Поступила в редакцию 21.02.2022. Принята к публикации 24.02.2022
Аннотация
Пр едмет. Система таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Тема. Повышение эффективности борьбы таможенных органов ЕАЭС с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности.
Цель. Разработка направлений совершенствования деятельности таможенных органов ЕАЭС в сфере предотвращения незаконного использования объектов интеллектуальной собственности.
Методология. Исследование проведено на основе системного подхода с использованием методов логического, факторного и сравнительного анализа.
Результаты. Определено, что деятельность таможенных органов Евразийского экономического союза в сфере пресечения незаконного использования объектов интеллектуальной собственности выступает важным направлением обеспечения экономической безопасности стран-участниц Союза. Обоснована необходимость разработки методики контроля Интернет-торговли. При этом необходимо не только совершенствование системы отслеживания различных Интернет-ресурсов и их блокировка, но и усиления контроля за товарами, ввозимыми для личного использования. Целесообразно обязать покупателей заранее предоставлять информацию и товаре, купленном за рубежом.
Посредством сравнительно-правового анализа выявлены значительные различия в подходах к правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности в странах-участницах ЕАЭС, что является препятствием для формирования и развития единых рынков в рамках евразийской экономической интеграции.
Область применения. Результаты исследования могут быть использованы таможенными органами Евразийского экономического союза при разработке направлений развития таможенной политики в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
Выводы. С началом пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) активизировались процессы цифровизации мировой торговли. Активно происходит изменение схем ввоза и реализации контрафактных товаров, увеличивается доля ввоза контрафактной продукции по каналам международных почтовых отправлений.
Предлагаемые направления совершенствования охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе позволят гармонизировать национальное законодательство государств-членов Союза, минимизировать число возможных спорных ситуаций, определить общие для стран ЕАЭС ориентиры в контроле товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза и содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Все предложения по совершенствованию контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и содержащих объекты интеллектуальной собственности имеют прикладной
характер и соответствуют требованиям Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2030 г.
Ключевые слова: ЕАЭС, объекты интеллектуальной собственности, таможенные органы, таможенная политика.
Публикация выполнена в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № 1.13.20Ф «Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации: контуры пространственных преобразований»)
UDC 339.5
IMPROVING THE CONTROL BY THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE EAEU OF THE CROSS-BORDER MOVEMENT OF INTELLECTUAL
PROPERTY OBJECTS
Коды JEL: O34, P33
Minakova I. V., doctor of Economics, Professor, Dean of the Faculty of Public Administration and International Relations, Southwest State University, Kursk, Russia
E-mail: [email protected]
SPIN code: 8703-5224
Solodukhina O. I., candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Customs and World Economy, Southwest State University, Kursk, Russia
E-mail: kuznecova_olja@yandex. ru
SPIN code: 4561-4616
Abstract
Subject. The system of customs control of goods containing objects of intellectual property.
Topic. Increasing the effectiveness of the fight against the illegal use of intellectual property by the customs authorities of the EAEU.
Purpose. Development of directions for improving the activities of the customs authorities of the EAEU in the field of preventing the illegal use of intellectual property.
Methodology. The study was carried out on the basis of a systematic approach using the methods of logical, factorial and comparative analysis.
Results. It is determined that the activities of the customs authorities of the Eurasian Economic Union in the field of suppression of the illegal use of intellectual property objects are an important area of ensuring the economic security of the member states of the Union. The necessity of developing a methodology for controlling Internet commerce is substantiated. At the same time, it is necessary not only to improve the system of tracking various Internet resources and blocking them, but also to strengthen control over goods imported for personal use. It is advisable to oblige buyers to provide information in advance about the goods purchased abroad. Through comparative legal analysis, significant differences in approaches to legal regulation in the field of intellectual property in the EAEU member states have been identified, which is an obstacle to the formation and development of single markets within the framework of Eurasian economic integration.
Application area. The results of the study can be used by the customs authorities of the Eurasian Economic Union in the development of customs policy in the field of protection of rights to intellectual property.
Conclusions. With the beginning of the pandemic of a new coronavirus infection (COVID-19), the processes of digitalization of world trade have intensified. There is an active change in the schemes of import and sale of counterfeit goods, the share of import of counterfeit products through international mail is increasing. The proposed directions for improving the protection, protection and use of intellectual property in the Eurasian Economic Union will allow to harmonize the national legislation of the member states of the Union, minimize the number of possible disputes, determine common guidelines for the EAEU countries in the control of goods transported across the customs border of the Union and containing intellectual property objects. All proposals to improve the control of goods transported across the customs border of the EAEU and containing intellectual property objects are of an applied nature and meet the requirements of the Concept of Development of the Customs Authorities of the Russian Federation until 2030.
Keywords: EAEU, intellectual property objects, customs authorities, customs policy.
DOI: 10.22394/1997-4469-2022-56-1-11-17
Введение
Многие российские организации приобретают права на различные программные продукты за рубежом, иностранные компании так же проявляют интерес к российским разработкам и открывают представительства с целью выпуска продукции под своим товарным знакам. Для осуществления процедуры перемещения объектов интеллектуальной собственности (далее — ОИС) необходимо различать материальные носители ОИС и исключительные права на их использование [1]. Передача лицензиаром исключительного права на результат интеллектуальной деятельности лицензиату может представлять собой экспорт или импорт [2]. Если лицензионный договор предусматривает вывоз исключительного права на результат интеллектуальной собственности (далее — ИС) с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз) без обязательства об обратном ввозе, то в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» такой лицензионный договор является экспортной сделкой [3]. Если же лицензионный договор предусматривает ввоз без обязательства об обратном вывозе, то такой лицензионный договор является импортной сделкой.
При импорте-экспорте ОИС расчеты, производимые в иностранной валюте, подпадают под действие валютного законодательства России. В соответствии с пунктом 9(а) статьи 1 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» [3] переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту результатов интеллектуальной деятельности без отсрочки платежа или с отсрочкой на срок не более 90 дней считаются текущими валютными операциями. Все иные валютные операции с ОИС считаются связанными с движением капитала и требуют получения лицензии Центрального банка Российской Федерации. Если по условиям лицензионного договора предусмотрена поставка товара, то данная сделка попадает под систему совместного таможенно-банковского контроля. В соответствии статьей 40 таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС, ТК Союза) в таможенную стоимость включаются лицензионные и иные платежи за использование ОИС, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров.
Система таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, сформирована в 2010 году в соответствии с приказом Федеральной таможенной
службы от 16 декабря 2010 г. № 2465 «Об утверждении типовых положений о подразделениях защиты прав интеллектуальной собственности таможенных органов» [3] и успешно функционирует. В целях совершенствования данной системы необходимы постоянные корректировки и модернизации методов контроля перемещения ОИС через таможенную границу ЕАЭС для обеспечения максимально возможной защиты правообладателей интеллектуальной собственности от незаконных действий третьих лиц.
Существующий научный опыт в исследованиях контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и содержащих объекты интеллектуальной собственности необходим в качестве основы настоящего исследования, однако он требует переосмысления и соотнесения с условиями современных интеграционных процессов и социально-экономического развития государств-членов Евразийского экономического союза. Разработка направлений совершенствования контроля за трансграничным перемещением товаров, содержащих ОИС выступает фундаментальным условием повышения эффективности борьбы таможенных органов ЕАЭС с незаконным использованием интеллектуальной собственности.
Результаты исследования
С началом пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) активизировались процессы цифровизации мировой торговли. Активно происходит изменение схем ввоза и реализации контрафактных товаров, увеличивается доля ввоза контрафактной продукции по каналам международных почтовых отправлений. Логистика таких операций обуславливает повышение латентности подобных преступлений и административных правонарушений: фактически торговая транзакция, когда товар с закрытого склада посредством службы доставки поступает, непосредственно, покупателю выпадает из области налаженных уполномоченными органами традиционных форм контроля и оперативно-розыскных мероприятий. В этой связи очевидна необходимость изменения подходов к выявлению и пресечению административных правонарушений и преступлений в области интеллектуальной собственности, необходимы разработка современных методик борьбы, возможно, расширение полномочий контролирующих органов, совершенствование законодательства.
В области нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности в сети Интернет имеется подтвержденный практикой Российской Федерации эффективный механизм блокировки Интернет-ресурсов, с которых осуществляется распространение контрафактного контента, минуя традиционные формы воз-
действия на распространителя путем привлечения к административной и (или) уголовной ответственности [4]. В целях дальнейшего развития данного направления необходимо активно вести поиск оптимальных механизмов взаимодействия торговых Интернет-платформ и торговых Интернет-агрегаторов с правообладателями. Следует развивать новый вид услуг для правообладателей и контролирующих органов — скрининг Интернет-торговли для выявления вероятных источников распространения контрафактных товаров и контента, исследовать подходы к организации таможенного контроля международных почтовых отправлений на предмет выявления незаконного использования ОИС.
Одним из направлений совершенствования контроля Интернет-торговли объектами интеллектуальной собственности может стать разработка современной технологии совместной обработки международной почтовой корреспонденции операторами почтовой связи и таможенными органами. При этом должна использоваться единая информационная система, обеспечивающая возможность сбора и использования таможенными органами информации о получателях Интернет-посылок. Необходимо формирование «зеленого коридора» посредством обеспечения возможности предоставления таможенным органам предварительной информации о заказе товаров в иностранном Интернет-магазине. Большинство международных Интернет-посылок при обработке их почтой страны отправления снабжаются международным номером отправления для возможности отслеживания перемещения посылки. Следует создать сервис на базе информационной системы таможенной службы, позволяющий заинтересованному лицу, после оформления покупки товара в иностранном Интернет-магазине, сообщить таможенным органам номер отправления и ссылку на страницу заказа товара, на которой присутствует его изображение и описание (для идентификации). Это позволит таможенному органу, при обработке данной Интернет-посылки, автоматически узнать о наличии предварительно поданной получателем информации и провести автоматизированный контроль правомерности использования ОИС. Предлагаемая методика полностью соответствует положениям Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, одним из направлений которой является содействие развитию международной торговли и увеличение качества таможенного администрирования.
Процессы евразийской экономической интеграции обуславливают необходимость унификации и гармонизации таможенного, административного и гражданского законодательства
стран-участниц ЕАЭС в сфере усиления контроля за оборотом товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Существующие различия и национальные особенности регламентации применения административной ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности в государствах-членах Союза имеют особое значение: интеграционные процессы выявили отсутствие единого нормативно-правового регулирования в вопросах правовой защиты прав правообладателей на товарные знаки. В этой связи актуализируется проблема необходимости унификации ряда отраслей законодательств государств-членов ЕАЭС в условиях общего таможенного и экономического пространства. Общим для всех стран ЕАЭС является правило, что права на объекты интеллектуальной собственности не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат или средство; переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи. Однако, национальное законодательство стран-участниц Союза в отношении информации и интеллектуальной собственности содержит принципиальные различия как по отнесению их к объектам гражданских прав, так и в отношении их гражданско-правового оборота, что входит в противоречие с реальными интересами национальных экономик и бизнес-сообществ (рисунок 1).
В результате сравнительно-правового анализа можно сделать выявлены серьезные различия в правовом регулировании в сфере интеллектуальной собственности в рамках пяти стран-участниц ЕАЭС, что является препятствием на пути формирования и развития единых рынков в рамках евразийской экономической интеграции. Например, возникнет вопрос о правомерности реализации в России договора в отношении результатов интеллектуальной деятельности, введенных в оборот на территории Республики Казахстан, поскольку, согласно статье 1227 Гражданского кодекса РФ, сами результаты объектами гражданско-правового оборота на территории Российской Федерации быть не могут. Дальнейшее развитие национального законодательства стран-участниц Евразийского экономического союза должно быть основано на единых принципах и осуществляться в общем направлении. Все это позволит обеспечить эффективную защиту прав правообладателей ОИС на территории Евразийского экономического союза, осуществляемую таможенными органами, а также основные цели экономической интеграции на постсоветском пространстве, в целом.
Гражданский кодекс Российской Федерации
результаты раооти оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним
средства индивидуализации
Гражданский кодекс Республики Беларусь
исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, а также нераскрытая информация
Гражданский кодекс Республики Казахстан
объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивцдуалюации изделий отнесены к имуществу и могут бьпъ объектами оборота; нераскрытая информация, в том
числе секреты производства(ноу-хау)
Гражданский кодекс Республики Армения
информация и результаты интеллектуальной деятельности, включая исключительные
права на них (интеллектуальная собственность); исмючительное право на объективно выраженные результаты интеллектуальной собственности и приравненные к ним
средства индивццуализацин
Гражданский кодекс Киргизской Республики
охраняемые информация и сами
результаты интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и
иные средства индивидуализации изделий, которые
могут быть объектами оборота; нераскрытая информация (коммерческая тайна), в том числе
секреты производства(ноу-хау)
Рис. 1. Объекты интеллектуальной собственности в соответствии с гражданским законодательством
государств-членов ЕАЭС
Эффективным направлением совершенствования уровня защиты ОИС является непосредственное привлечение владельцев ОИС к сотрудничеству с таможенными органами. Результативность реализуемых таможенными органами мер по борьбе с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности во многом зависит от наличия обратной связи и информационной поддержки со стороны правообладателей, поскольку правообладатели располагают наиболее релевантной информацией о нарушении своих прав и законных интересов. Также необходимо отметить, что законодательство Республики Армении не предусматривает возможности таможенных органов приостанавливать заподозренные в нарушении прав на ОИС товары самостоятельно, вынесение обвинения по уголовным делам или делам об административных правонарушениях возможно только при наличии соответствующего заявления от правообладателей прав на товарные знаки.
Эффективность защиты прав интеллектуальной собственности в тесном взаимодействии с правообладателями подтверждается практикой и высоко оценивается рядом компаний, включающих свои товарные знаки, бренды в таможенные реестры. Однако, в российской правоприменительной практике нередки случаи, когда правообладатель прав на ИС игнорирует запросы таможенных органов ЕАЭС, так как не желает участвовать в судебных спорах. Как правило, это связано с предположениями правообладателей, что понесенные ими судебные издержки существенно превысят потенциально
возможный ущерб. Также отказ от сотрудничества может быть связан с неосведомленностью правообладателей, стремлением скрыть факты подделок продукции, участием в незаконных «серых» схемах производства, либо ввоза товаров и др. Другой причиной нежелания активного сотрудничества некоторых собственников ОИС может являться то, что таможенное законодательства стран ЕАЭС содержат обязательное условие о внесении капитала для материального обеспечения расходов таможенных органов и возможных убытках, которые может понести декларант при включении товарного знака в национальные реестры.
На эффективность защиты ОИС и их право -обладателей так же влияет недостаточная информированность таможенных органов о характере ОИС. При проведении экспертизы товаров, содержащих ОИС, имеет место проблема получения оригинального образца для проведения исследования, т. к. товар выпускается коллекциями и не может быть предоставлен каждому эксперту. В таких случаях правообладатель предоставляет описание оригинальной продукции. Однако, на практике правообладателями предоставляется только описание признаков несоответствия оригиналу, что затрудняет работу эксперта, поскольку несоответствий может быть больше, или они могут быть иными. В списке несоответствий одним из первых выделяют отсутствие грузовой упаковки или ненадлежащий внешний вид при ее наличии, размещение на ней товарных знаков не в соответствии с правилами, закрепленными в руководстве по фирменному стилю производителей. Таможенному
эксперту грузовая упаковка не предоставляется даже при ее наличии. Анализ практики производства экспертиз показала, что зарегистрированные в реестре ОИС не всегда полностью совпадают с обозначениями, размещаемыми на оригинальной продукции. Это обстоятельство затрудняет проведение исследования по определению сходства, более того, как единое обозначение могут регистрироваться ОИС на русском и английском языках. При необходимости решения вопроса о признании товара контрафактным, суд может не принять в качестве доказательства заключение эксперта, если не проводилось сравнение с оригинальной продукцией, а соответствующей информации правообладатель товарного знака либо его представитель не предоставил. Многие международные компании — владельцы товарных знаков не знакомы с механизмом защиты прав владельцев интеллектуальной собственности в ЕАЭС, что препятствует тесному взаимодействию и не позволяет таможенным органам обезопасить рынок ЕАЭС и России в том числе от подделок.
Недостаточное взаимодействие между таможенными органами и правообладателями замедляет процесс получения информации и проведения эффективного таможенного контроля. В целях совершенствования применения данного механизма борьбы с незаконным перемещением ОИС через таможенную границу ЕАЭС ФТС России ведет учет таких фактов и рассматривает их на заседаниях рабочей группы с Ассоциацией производителей фирменных торговых марок «Русбренд». В других странах-участницах ЕАЭС так же осуществляются подобные программы, но данное действие не является всеобъемлющим для всех собственников ОИС. Так же следует централизовать взаимодействие собственников ОИС и таможенных органов путем целенаправленно организованной передачи подробных методических данных о характеристиках ОИС и полное их описание, поскольку предположения правообладателей о способах и формах возможных вариантов подделок не являются исчерпывающими. Данный шаг позволит увеличить скорость обработки данных об ОИС пересекающих границу ЕАЭС, а также минимизировать возможные ошибки при принятии решений о приостановлении выпуска товаров, поскольку качество подделок совершенствует с каждым годом. Условием регистрации ОИС в ТРОИС является предоставление обязательства правообладателя о возмещении имущественного вреда, поэтому решением вышеуказанной проблемы может стать снижение страховой суммы, что позволит вовлечь новых правообладателей и позволить им получать более качественную защиту ИС, регистрируя все варианты изображений товарного знака.
Заключение
Предлагаемые направления совершенствования охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе позволят гармонизировать национальное законодательство государств-членов Союза, минимизировать число возможных спорных ситуаций, определить общие для стран ЕАЭС ориентиры в контроле товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза и содержащих объекты интеллектуальной собственности. Внесение изменений процесс регистрации ОИС в ТРОИС, а также модернизация самого реестра так же благоприятно скажется на процессе совершенствования защиты ОИС от неправомерного использования. Следует разработать методики контроля Интернет-торговли, при этом необходимо двигаться не только в направлении отслеживания различных Интернет-ресурсов и их блокировки, но и сконцентрировать внимание на товарах, ввозимых для личного использования, а именно обязать покупателей заранее предоставлять информацию и товаре, купленном за рубежом с предоставлением платежного документа и предварительного описания, которое можно получить в Интернет-магазине продавца.
Все предложения по совершенствованию контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и содержащих объекты интеллектуальной собственности имеют прикладной характер и соответствуют требованиям Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2030 года. Их внедрение в деятельность таможенных органов ЕАЭС и ФТС России, в частности, будет способствовать дальнейшему развитию способов и методов контроля товаров, содержащих ОИС, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и защиты прав на ИС.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Zhang H. (2022). Implied License Doctrine in Copyright Law: A Typological Framework / H. Zhang, F. Chen // The Journal of World Intellectual Property. — 2022. — Pр. 1—17. — URL: https://doi.org/10.1111/jwip.12213
2. Stepanov I. Economic development dimension of intellectual property as investment in international investment law / I. Stepanov // J World Intellect Prop. — 2020. — № 23. — Pр. 736—758. — URL: https://doi.org/10.1111/jwip.12171
3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.customs.ru
4. Bonadio, Enrico. (2013). Standardization Agreements, Intellectual Property Rights and Anti-Competitive Concerns // Queen Mary Journal of Intellectual Property. 3. 10.4337/ qmjip.2013.01.02.
LIST OF LITERATURE
1. Zhang, H., Chen, F. (2022). Implied License Doctrine in Copyright Law: A Typological
УДК 331.101
Framework. The Journal of World Intellectual Property, 1-17. https://doi.org/10.1111/jwip.12213
2. Stepanov, I. Economic development dimension of intellectual property as investment in international investment law. J World Intellect Prop. 2020; 23: 736-758. https://doi.org/10.1111/ jwip.12171
3. Official website of the Federal Customs Service of Russia // http://www.customs.ru
4. Bonadio, Enrico. (2013). Standardization Agreements, Intellectual Property Rights and Anti-Competitive Concerns. Queen Mary Journal of Intellectual Property. 3. 10.4337/qmjip.2013.01.02.
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ
РОССИИ
Коды JEL: C1; R11; R 13
Трещевский Ю. И., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления организациями, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 9194-7480
Макетче Фока Кларисс, аспирант Воронежский государственный университет, Республика Камерун
E-mail: [email protected]
SPIN-код: отсутствует
Поступила в редакцию 27.02.2022. Принята к публикации 01.03.2022
Аннотация
Предмет. Методический подход к оценке взаимосвязей условий и результатов развития предпринимательской деятельности в российских регионах.
Тема. Возможности использования «точечного анализа»условий предпринимательской деятельности для выявления взаимосвязей, перспективных с точки зрения детальной количественной оценки.
Цель. Выявление условий предпринимательской деятельности российских регионов, оказывающих влияние на ее результаты.
Методология. Логический, статистический, сравнительный анализ.
Результаты. Установлены с использованием статистического, сравнительного и логического методов взаимосвязи условий и результатов предпринимательской деятельности в ряде российских регионов.
Область применения. Экономико-статистический анализ предпринимательской деятельности в российских регионах.
Выводы. На предварительном этапе анализа взаимосвязей целесообразно установить широкий круг показателей, объединенных в логически связанные группы по характеру условий предпринимательской деятельности. В нашем примере выделено для анализа 25 показателей, объединенных в 7 групп. Анализ ограничен тремя регионами, существенно различающимися по объему производимой добавленной стоимости на душу населения (ВРП на душу населения), отражающим в целом уровень развития предпринимательской деятельности. Установлено, что ряд показателей и даже их групп не имеют прямой связи с уровнем развития предпринимательской деятельности: количество предприятий и организаций (группа «экономические ресурсы»); плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, инфраструктура культуры и ее использование (группа «инфраструктура»); количество обучающихся всех уровней в подсистеме высшего образования