Научная статья на тему 'Проблемы организации социальных практик в работе с детьми, состоящими на различных видах учёта'

Проблемы организации социальных практик в работе с детьми, состоящими на различных видах учёта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL PROVIDING / CHILDREN / SOCIAL WORK / ACCOUNTING OF MINORS / PROBLEM / QUALITY OF SOCIAL SERVICES / KEY COMPETENCES / SOCIAL TEACHER / СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДЕТИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЁТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОБЛЕМА / КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гумеров А.И., Гумерова Н.М.

В данной статье рассмотрены проблемы организации социальных практик в работе с детьми, состоящими на различных видах учёта, дан их детальный анализ и характеристика. Изучены причины и факторы, послужившие предпосылкой появления указанных проблем. Кроме того, определены основные факторы, которые сопровождают развитие и ухудшение социальной работы в целом. Рассмотрены лучшие практики в работе с детьми, состоящими на различных видах учёта. Авторы делают вывод о том, что формирование устойчивого правосознания у детей, находящихся на различных видах учёта, посредством включения их в общественно значимые мероприятия, а также в добровольческую и волонтёрскую деятельность, являясь одним из приоритетных направлений молодёжной политики России в настоящее время, выступает основой профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению правонарушений и реабилитационной работы с делинквентными подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гумеров А.И., Гумерова Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF SOCIAL PRACTICAL WORK WITH CHILDREN WHO ARE UNDER CONTROL OF DIFFERENT INSTITUTIONS

The problems of the organization of social practical work with different categories of children are analyzed and characterized. The reasons and factors which have served as a prerequisite of emergence of the specified problems are studied. Besides, major factors which accompany development and deterioration in social work in general are defined. The work studies the best practice in work with the children who are under control at different institutions. The authors conclude that building sustainable awareness in children with different types of accounting, by incorporating them into public activities as well as voluntary activities, as one of the priority directions of youth policy of Russia, currently supports the basis of preventive work with minors for prevention and rehabilitation work.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации социальных практик в работе с детьми, состоящими на различных видах учёта»

- как способ передачи традиций казачества Кубани, их инте-риоризации в интересах социализации личности пограничников;

- как организационно-педагогическая форма патриотической работы.

С учетом взглядов А.Н. Томилина [7] и его рекомендаций по организации воспитания военных кадров для достижения намеченной цели применения традиций казачества необходимо:

а) изучить специфику и особенности традиций казачества Кубани как культурно-патриотической ценности;

б) произвести оценку соответствия традиционных казачьих форм и методов воспитания социальным параметрам личности сотрудника пограничных органов;

Библиографический список

в) разработать содержание целевой программы патриотического воспитания сотрудников пограничных органов.

Итогом применения педагогического потенциала традиций казачества Кубани в интересах патриотического воспитания сотрудников станут изменения в личностных смыслах и ценностях современных пограничников.

Уяснение феномена традиций казачества и патриотизма как национальной идеи, воспитательного потенциала казачества как новой организационно-педагогической формы воспитательной работы с сотрудниками пограничных органов позволит руководящему составу создать эффективную инновационную систему патриотического воспитания молодых пограничников.

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2008.

2. Казаки на охране границы. Available at: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2016/january/kazaki-na-oxrane-graniczyi

3. Казаки выйдут на охрану государственной границы. Available at: https://vpk-news.ru/news/33045

4. Косинова О.А. К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2009; 2. Педагогика. Психология. Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/

5. Педагогический словарь. Available at: http://www.вокабула.рф

6. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания военных моряков: монография. Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015.

7. Томилин А.Н Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010.

References

1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar'russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Rossijskaya akademiya nauk. Institut russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova. 4-e izd., dopolnennoe. Moskva: OOO «ITI Tehnologii», 2008.

2. Kazakina ohrane granicy. Available at: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2016/january/kazaki-na-oxrane-graniczyi

3. Kazaki vyjdut na ohranu gosudarstvennoj granicy. Available at: https://vpk-news.ru/news/33045

4. Kosinova O.A. K voprosu o traktovke ponyatiya «tradiciya» v otechestvennoj pedagogike. 'Elektronnyjzhurnal«Znanie. Ponimanie. Umenie». 2009; 2. Pedagogika. Psihologiya. Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/

5. Pedagogicheskijslovar'. Available at: http://www.vokabula.rf

6. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa voenno-patrioticheskogo vospitaniya voennyh moryakov monografiya. Novorossijsk: GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.

7. Tomilin A.N Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.

Статья поступила в редакцию 17.08.18

УДК 376

Gumerov A.I., teacher of history and social science, Kamenskaya secondary school in Tyumen District, postgraduate, Tyumen Regional State Institute of Development of Regional Education (Tyumen, Russia), E-mail: gumerovgumerov2017@yandex.ru

Gumerova N.M., postgraduate, Tyumen Regional State Institute of Development of Regional Education (Tyumen, Russia), E-mail: gumerovgumerov2017@yandex.ru

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF SOCIAL PRACTICAL WORK WITH CHILDREN WHO ARE UNDER CONTROL OF DIFFERENT INSTITUTIONS. The problems of the organization of social practical work with different categories of children are analyzed and characterized. The reasons and factors which have served as a prerequisite of emergence of the specified problems are studied. Besides, major factors which accompany development and deterioration in social work in general are defined. The work studies the best practice in work with the children who are under control at different institutions. The authors conclude that building sustainable awareness in children with different types of accounting, by incorporating them into public activities as well as voluntary activities, as one of the priority directions of youth policy of Russia, currently supports the basis of preventive work with minors for prevention and rehabilitation work.

Key words: social providing, children, social work, accounting of minors, problem, quality of social services, key competences, social teacher.

А.И. Гумеров, учитель истории и обществознания, МАОУ Каменской СОШ Тюменского района Тюменской области, аспирант, «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования», г. Тюмень, E-mail: gumerovgumerov2017@yandex.ru

Н.М. Гумерова, аспирант, «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования», г. Тюмень, E-mail: gumerovgumerov2017@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, СОСТОЯЩИМИ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ УЧЁТА

В данной статье рассмотрены проблемы организации социальных практик в работе с детьми, состоящими на различных видах учёта, дан их детальный анализ и характеристика. Изучены причины и факторы, послужившие предпосылкой появления указанных проблем. Кроме того, определены основные факторы, которые сопровождают развитие и ухудшение социальной работы в целом. Рассмотрены лучшие практики в работе с детьми, состоящими на различных видах учёта. Авторы делают вывод о том, что формирование устойчивого правосознания у детей, находящихся на различных видах учёта, посредством включения их в общественно значимые мероприятия, а также в добровольческую и волонтёрскую деятельность, являясь одним из приоритетных направлений молодёжной политики России в настоящее время, выступает основой

профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению правонарушений и реабилитационной работы с делинквентными подростками.

Ключевые слова: социального обеспечение, дети, социальная работа, учёт несовершеннолетних, проблема, качество социальных услуг, ключевые компетенции, социальный педагог.

Качественной характеристикой любого государства является сформированный уровень социального обеспечение в нём. Высокий показатель является фактором роста безопасности и здоровья населения, культуры страны в целом.

Современное общественное устройство в начале XXI века было подвергнуто различного рода изменениям, которые затронули в целом всю систему общечеловеческих ценностей, и в результате несовершеннолетние граждане, как одна из самых уязвимых социальных групп, оказались самыми незащищёнными, что соответственно повлекло рост преступности малолетних, нарушение их прав и т. п. [1].

Особую категорию населения, в отношении которой государство должно обеспечивать все возможные меры поддержки, составляют дети, состоящие на различных видах учёта. От качества социальной работы с данной группой граждан зависит социальная ситуация в стране в целом.

Вместе с тем, в силу различного рода факторов, затрудняется деятельность органов социального обеспечения с трудными детьми, и в результате снижается социальный эффект от мероприятий и мер, направленных на социальную поддержку указанной категории граждан. Выявление проблем организации социальных практик в работе с детьми, состоящими на различных видах учёта, позволит своевременно их устранять и, соответственно, качественно реализовывать социальную функцию государства в целом. Именно поэтому тема статьи является актуальной.

Необходимо отметить, что основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних закреплены в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2]. Статья 4 указанного документа устанавливает, что участие уполномоченных органов в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется в пределах их компетенции.

Осуществление возложенных функций и задач уполномоченными структурами сопровождается комплексом проблем, которые затрудняют оказание поддержки такой социально уязвимой группе граждан как дети. Определение указанных негативных факторов даст возможность работать над их устранением, что в свою очередь нацелено на рост безопасности и здоровья населения, культуры страны в целом.

Одной из основных проблем организации социальных практик в работе с детьми, состоящими на различных видах учёта, является неготовность и даже чаще всего нежелание самого ребёнка изменить своё поведение в обществе. У некоторых детей, стоящих на учёте (чаще всего в качестве несовершеннолетнего преступника), довольно часто наблюдается наличие так называемого «иждивенческого настроя», который заключается в понимании этим ребёнком своего положения и наличии у него запроса на материальную помощь от государства. Кроме того, некоторые дети, стоящие на учёте, вообще не желают улучшать собственное положение в обществе и увеличивать благосостояние [3].

Помимо указанной проблемы риск несоответствия качества социальных услуг установленным в законодательства требованиям появляется ввиду недостаточного уровня профессионализма некоторых социальных работников. Низкий уровень профессионализма ограничивает методы и формы работы с детьми, стоящими на учёте, снижается вариативность решения личных и социальных проблем, перечень мер по социальной защите и социально-правовой помощи.

В рамках учебной деятельности, обучаясь в вузе, будущие социальные педагоги вырабатывают ключевые компетенции. Вместе с тем, в некоторых исследованиях выделяют уровни указанных компетенций: от нулевого до высокого, при этом первый характеризуется равнодушием будущих специалистов к проблемам детей, сформированной позицией относительно отдельного обучения такого рода детей, отсутствием необходимых и достаточных знаний об особенностях детей, стоящих на учёте, низким уровнем представления об особенностях обучения детей, стоящих на всех видах учёта, нежеланием расширять кру-

гозор знаний и повышать уровень профессионального мастерства [4].

Вместе с тем, при подготовке будущих социальных педагогов и иных специалистов, которые будут работать с детьми, стоящими на любом виде учёта, важно обеспечивать такое образование и уровень профессиональной подготовки, при котором будут закладываться у будущих специалистов социально-правовые ценности, формироваться поведение с учётом приоритета принципов законности, уважения прав человека и гражданина, а также будет формироваться мотивация к социально-правовой деятельности [5].

Ещё одной проблемой организации социальных практик в работе с детьми, состоящими на различных видах учёта, является недостаточный уровень финансирования указанной деятельности. Кроме того, наблюдается региональная дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, предоставляемых за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации в общем числе предоставляемых мер социальной поддержки.

Всё это формирует недостаточность финансовых средств на методы и формы работы с детьми, стоящими на любом виде учёта, снижение роста заработной платы специалистов, работающих с такими детьми. В результате появляется иная проблема организации социальных практик - кадровый дефицит ввиду низкого или недостаточного уровня заработной платы.

Дифференциация финансирования стала последствием нескольких факторов: переход государства на систему адресности и нуждаемости при оказании мер социальной поддержки, передача полномочий с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации, появление новых региональных мер, которые в ряде случаев дублировали меры, определённые федеральным законодательством [6].

В некоторых источниках к проблемам организации социальных практик относят также отсутствие чёткой системы выявления и учёта детей с отклонениями в развитии, низкую развитость службы, обеспечивающей профилактику работы с детьми, отсутствие комплексной системы медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей, стоящих на различных видах учета [7].

Проблемы организации социальных практик в работе с детьми, состоящими на различных видах учёта, складываются под воздействием целого рода факторов, в том числе:

1. Слабое участие в оказании социальной помощи указанной категории детей различными институтами гражданского общества и самого населения.

2. Отсутствие обоснованных, прозрачных критериев и стандартов предоставления социальной поддержки указанной категории детей.

3. Низкий уровень контроля за качеством оказания поддержки, способами финансирования и т. п.

4. Несистемность и противоречивость нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность системы социальной защиты населения, их несоответствие тенденциям развития отечественной и международной практики.

5. Несовершенство правового разграничения полномочий органов государственной власти различных уровней в области социальной защиты населения, несбалансированность возложенных на них полномочий с ресурсами, находящимися в их распоряжении.

6. Дефицит финансовых и кадровых профессиональных ресурсов.

Вместе с тем, в некоторых субъектах Российской Федерации имеется положительная практика работы с детьми, стоящими на различных видах учёта, в том числе привлечение несовершеннолетних к участию в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских массовых мероприятиях, продолжение полномасштабной работы по реализации информационно-просветительской деятельности для несовершеннолетних, межведомственное взаимодействие, развитие деятельности по организации наставничества. Проводится большая работа по вовлечению детей, состоящих на различных видах учёта, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтёрскую деятельность. Обеспечивается формирование безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной сети «Ин-

тернет». Функционируют Школы волонтёров. Ведётся работа по закреплению персональных наставников за подростками, состоящими на профилактических учётах и попавшими в трудную жизненную ситуацию, с добровольным принятием ими обязанностей по воспитанию и социализации подопечного. Кроме того, организуются мероприятия, направленные на укрепление духовно-нравственных и патриотических ценностей несовершеннолетних, творческие и культурно-просветительские мероприятия. В последнее время всё большую актуальность приобретает деятельность по социальному проектированию [8].

Продолжение работы, направленной на совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, состоящих на различных видах учёта, должно ориентироваться на поиск новых, инновационных формы работы, способствующих формированию необходимых личностных и

Библиографический список

психологических характеристик, морального сознания у подростков с отклоняющимся поведением. Формирование устойчивого правосознания у детей, находящихся на различных видах учёта, посредством включения их в общественно значимые мероприятия, а также в добровольческую и волонтёрскую деятельность, являясь одним из приоритетных направлений молодёжной политики России в настоящее время, выступает основой профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению правонарушений и реабилитационной работы с делинквентными подростками.

Таким образом, несмотря на целый комплекс проблем организации социальных практик при работе с детьми, стоящими на различных видах учёта, реализуется множество мероприятий, направленных на их устранение и совершенствование качества социальной поддержки.

1. Коротун А.В. Правовая компетенция социального педагога: теория и практика формирования в вузе: монография. Екатеринбург, 2014.

2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999, № 26, ст. 3177; 2001, № 3, ст. 216; 2003, № 28, ст. 2880; 2004, № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4849; 2005, № 17, ст. 1485; 2007, № 27, ст. 3215; № 30, ст. 3808; № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 1, ст. 39; № 49, ст. 7056; 2012, № 53, ст. 7622, 7644; 2013, № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 7000; 2015, № 1, ст. 42; № 27, ст. 3970; № 29, ст. 4363; № 48, ст. 6679; 2016, № 18, ст. 2489; № 27, ст. 4292; 2017, № 24, ст. 3478.

3. Вопросы экономики. Официальный сайт журнала. Available at: http://www.vopreco.ru

4. Юсупова Е.Б. Критерии сформированности ключевых компетенций у будущих социальных педагогов для работы в образовательных учреждениях инклюзивного типа. Теория и практика общественного развития. 2012; 8: 200 - 202.

5. Кокшарова Е.С., Ковбасюк Ю.Е. Проблемы социальной защиты населения. Молодой учёный. 2017; 11: 225 - 227.

6. О направлении методических рекомендаций: <Письмо> Минобрнауки России от 19.12.2017 № 07-7453. Администратор образования. 2018; 6.

7. Социальная поддержка населения в зарубежных странах: Социальный бюллетень. Available at: http://ac.gov.ru/files/publication /a/9503.pdf

8. Маллаева М.И. Проблемы социальной защиты семей с детьми. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-sotsialnoy-zaschity-semey-s-detmi

References

1. Korotun A.V. Pravovaya kompetenciya social'nogo pedagoga: teoriya ipraktika formirovaniya v vuze: monografiya. Ekaterinburg, 2014.

2. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih: Federal'nyj zakon ot 24 iyunya 1999 g. № 120-FZ. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1999, № 26, st. 3177; 2001, № 3, st. 216; 2003, № 28, st. 2880; 2004, № 35, st. 3607; № 49, st. 4849; 2005, № 17, st. 1485; 2007, № 27, st. 3215; № 30, st. 3808; № 49, st. 6070; 2008, № 30, st. 3616; 2011, № 1, st. 39; № 49, st. 7056; 2012, № 53, st. 7622, 7644; 2013, № 27, st. 3477; № 48, st. 6165; № 52, st. 7000; 2015, № 1, st. 42; № 27, st. 3970; № 29, st. 4363; № 48, st. 6679; 2016, № 18, st. 2489; № 27, st. 4292; 2017, № 24, st. 3478.

3. Voprosy 'ekonomiki. Oficial'nyj sajt zhurnala. Available at: http://www.vopreco.ru

4. Yusupova E.B. Kriterii sformirovannosti klyuchevyh kompetencij u buduschih social'nyh pedagogov dlya raboty v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah inklyuzivnogo tipa. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2012; 8: 200 - 202.

5. Koksharova E.S., Kovbasyuk Yu.E. Problemy social'noj zaschity naseleniya. Molodoj uchenyj. 2017; 11: 225 - 227.

6. O napravlenii metodicheskih rekomendacij: <Pis'mo> Minobrnauki Rossii ot 19.12.2017 № 07-7453. Administrator obrazovaniya. 2018; 6.

7. Social'naya podderzhka naseleniya v zarubezhnyh stranah: Social'nyj byulleten'. Available at: http://ac.gov.ru/files/publication/a/9503.pdf

8. Mallaeva M.I. Problemy social'noj zaschity semej s det'mi. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-sotsialnoy-zaschity-semey-s-detmi

Статья поступила в редакцию 29.08.18

УДК 378

Dylkov A.G., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Pedagogics and Psychology, Magnitogorsk State Conservatory (Academy) n.a. M.I. Glinka (Magnitogorsk, Russia), E-mail: adylkov@magkmusic.com

Udotova О.А., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Head of Department of Resource and Methodical Providing, Sochi State University (Sochi, Russia), E-mail: o.udotova@mail.ru

CREATION OF ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION (A CASE OF MAGNITOGORSK CONSERVATORY). An actual current tendency is development of digital environment in education. Projects in such direction are supported at the level of the federal legislation, and requirements to the digital environment of the higher educational institutions are found in Federal State Educational Standards (FSES). An indispensable condition to the educational organizations of the higher education is existence and functioning of the Electronic Information and Education Environment (EIEE). In the article the structure and creation experience of the Magnitogorsk State Conservatory (MaSC) EIEE is considered. The article describes logical and technical MaSC EIEE structure with description of its main components. FSES requirements to realization of educational programs are formulated and their observance are shown within MaSC EIEE.

Key words: electronic information and education environment, higher education, musical education, innovation educational technologies.

А.Г. Дыльков, канд. физ.-мат. наук, доц. каф. педагогики и психологии, Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, г. Магнитогорск, E-mail: adylkov@magkmusic.com

О.А. Удотова, канд. техн. наук, доц., начальник отдела ресурсного и методического обеспечения, Сочинский государственный университет, г. Сочи, E-mail: o.udotova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.