Библиографический список
1. Калмыков A.A. E learning как инструмент медиаобразования. Высшее образование в России. 2009; 10: 29 - 32.
2. Федоров A.B. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. Москва: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
3. Использование мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности: учебное пособие для студентов специальности «Социальная педагогика». Сост. В.В. Мантуленко. Самара: изд-во «Универс групп», 2006.
4. Запевалина О.В. Массмедиа и современная система образования. Журналистика и медиаобразование-2008: сб. трудов III Международной научно-практической конференции: в 2 т. Белгород: БелГУ 2008; Т. I: 295 - 299.
5. Киселев ГМ. Информационные технологии в педагогическом образовании. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014.
6. Семилет ТА, Мансков СА, Лукашевич Е.В., Ершов Ю.М., Горин Д.Г., Фотиева И.В., Пищальникова B.A. Проблемы субъектности в современной массовой коммуникации: профессорский круглый стол. Социодинамика. 2017; 9: 58 - 74.
7. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. Москва: Наука, 1997.
8. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до наших дней. Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.
9. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Москва: «Школа-Пресс», 1995.
10. Кисличенко A. Форсайт-проект «0бразование-2030»: среднее образование в утробе матери и не только Available at: http://annatubten.livejournal.com/291669.html
11. Геруля М. Возможности и опасности развития информации в современном обществе. Журналистика и медиаобразование-2008: сб. трудов III Международной научно-практической конференции: в 2 т. Белгород: БелГУ, 2008; Т. I: 22 - 31.
12. Дмитровский A^. Модель личности журналиста (философско-антропологический подход). Журналистика и медиаобразование-2008: сб. трудов III Международной научно-практической конференции: в 2 т. Белгород: БелГУ, 2008; Т. I: 96 - 98.
References
1. Kalmykov A.A. E learning kak instrument mediaobrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009; 10: 29 - 32.
2. Fedorov A.V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza. Moskva: Izd-vo MOO VPP YuNESKO «Informaciya dlya vseh», 2007.
3. Ispol'zovanie mul'timedijnyh sredstv v uchebnojiprofessional'nojdeyatel'nosti: uchebnoe posobie dlya studentov special'nosti «Social'naya pedagogika». Sost. V.V. Mantulenko. Samara: izd-vo «Univers grupp», 2006.
4. Zapevalina O.V. Massmedia i sovremennaya sistema obrazovaniya. Zhurnalistika i mediaobrazovanie-2008: sb. trudov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 t. Belgorod: BelGU, 2008; T. I: 295 - 299.
5. Kiselev G.M. Informacionnye tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii. Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2014.
6. Semilet T.A., Manskov S.A., Lukashevich E.V., Ershov Yu.M., Gorin D.G., Fotieva I.V., Pischal'nikova V.A. Problemy sub'ektnosti v sovremennoj massovoj kommunikacii: professorskij kruglyj stol. Sociodinamika. 2017; 9: 58 - 74.
7. Klarin M.V. Innovacii v obuchenii: metafory i modeli: Analiz zarubezhnogo opyta. Moskva: Nauka, 1997.
8. Il'in I.P. Postmodernizm ot istokov do nashih dnej. 'Evolyuciya nauchnogo mifa. M.: Intrada, 1998.
9. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu. Moskva: «Shkola-Press», 1995.
10. Kislichenko A. Forsajt-proekt «Obrazovanie-2030»: srednee obrazovanie v utrobe materi i ne tol'ko Available at: http://annatubten.livejournal.com/291669.html
11. Gerulya M. Vozmozhnosti i opasnosti razvitiya informacii v sovremennom obschestve. Zhurnalistika i mediaobrazovanie-2008: sb. trudov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 t. Belgorod: BelGU, 2008; T. I: 22 - 31.
12. Dmitrovskij A.L. Model' lichnosti zhurnalista (filosofsko-antropologicheskij podhod). Zhurnalistika i mediaobrazovanie-2008: sb. trudov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 t. Belgorod: BelGU, 2008; T. I: 96 - 98.
Статья поступила в редакцию 27.03.19
УДК 379.8
Chavykina U.G., 3rd-year postgraduate, Department of Art Business, Tourism and Advertising, teacher of Department of Social and Cultural Activities,
Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Simonyan M.S., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia),
E-mail: [email protected]
INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR IMPROVING THE PROCESS OF INTERACTION OF SOCIO-CULTURAL INSTITUTIONS TO PREVENT CHILD NEG-LEGENCE. The article reveals a concept of negligence of children in accordance with the federal law and justifies the need to work with this category of children and adolescents. The importance of the use of this direction of work is explained only when organizing the interaction of socio-cultural institutions. The concept of the term interaction is revealed; its philosophical and practical meaning, and a brief overview of the predecessors involved in the study of this issue is made. To realize the process of interaction, it is necessary to use specific socio-cultural technologies. The researchers classify these technologies, and describe a case of innovative technologies used in the interaction between institutions in Krasnodar City. The work shows that the innovative technologies can be used for common work between culture-related and social bodies and the method can be used in other regions of the Russian Federation for carrying out the preventive work of negligence of children.
Key words: innovative technologies of social and cultural activities, prevention of neglect, interaction process.
У.Г. Чавыкина, аспирантка 3 курса каф. арт-бизнеса, туризма и рекламы, преп. каф. социально-культурной деятельности,
Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, E-mail: [email protected]
М.С. Симонян, доц. каф. социально-культурной деятельности, Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар,
E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В статье раскрывается понятие безнадзорности в соответствии с федеральным законодательством и обосновывается необходимость работы с данной категорией детей и подростков. Выделена важность реализации данного направления работы только при организации взаимодействия социально- культурных учреждений. Раскрыто понятие термина взаимодействия - его философский и практический смысл, а также сделан краткий обзор предшественников, занимавшихся изучением данного вопроса. Чтобы реализовывать процесс взаимодействия необходимо использовать специфические социально-культурные технологии. Их классификация приведена в данной статье, а также дан пример инновационной технологии взаимодействия, которая была внедрена в муниципальном образовании город Краснодар в некоторых внутригородских округах. Инновационная технология взаимодействия даёт результаты и может быть использована другими регионами Российской Федерации для проведения профилактической работы.
Ключевые слова: инновационные технологии социально-культурной деятельности, профилактика безнадзорности, процесс взаимодействия.
На сегодняшний день социально-культурная деятельность обладает достаточно мощным багажом технологического инструментария, который помогает в полной мере реализовать свои функции. Но вопрос о профи-
лактике безнадзорности сегодня стоит особо остро: условия жизни в новом информационном обществе требуют инновационных технологий взаимодействия.
В соответствии с Федеральным Законом от 24 июня 1999 г № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», безнадзорный - несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. Безнадзорный нуждается в проведении с ним профилактической работы, которая основана на взаимодействии социально-культурных учреждений.
Под социально-культурным взаимодействием, в широком понятийном смысле, понимается часть культурной политики государства. Это миссия государства представить свою культуру в глазах представителей другой культуры.
В философском словаре взаимодействие трактуется как «процесс взаимного влияния тел друг на друга, наиболее общая, универсальная форма изменения их состояний».
На данный момент приоритет в данной области отдан в социологии и социальной психологии (работы ПМ. Андреевой А.А. Бодалева Э. Берне М.С. Кагана, РЛ. Кричевского).
Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому [1, с. 11]. Именно эта задача стоит перед специалистами, вступающими в руководство таким социально-культурным феноменом как штаб воспитательной работы, который работает в каждой общеобразовательной школе Краснодара.
В данной работе необходимо рассмотреть определённый пласт педагогического взаимодействия, именуемый социально-культурным взаимодействием. А.Д. Жарков рассматривает термин «взаимодействие» как некую управленческую категорию.
Определенную проработку проблема взаимодействия получила и в трудах по теории социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Н.Н. Ярошенко и др.), что позволяет говорить об объективном существовании социально-культурного взаимодействия как особого явления и процесса, участники которого оказывают друг на друга формирующее воздействие.
Важным для нас является подход, согласно которому «социально-культурная деятельность практически обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия» [2, с. 23 - 24]. Намеченный в данном определении тезис определяет точное функциональное распределение: социально-культурная деятельность - это средство, условие, результат, а социальное взаимодействие - это цель, ориентир, социально востребованная организация отношений между отдельными группами, общностями [3, с. 142].
Процесс взаимодействия социально-культурных учреждений можно назвать своеобразной технологией. А любая технология социально-культурной
деятельности направлена на включение личности в культуру как главный фактор воспитательного процесса. Необходимо рассмотреть перечень традиционных технологий взаимодействия, используемых при профилактической работе с детьми и подростками. По мнению Григорьевой Е.И. технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.
Технология культурно-досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов: организационная подсистема (её компоненты - штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.); подсистема методической деятельности (состоит из следующих компонентов: сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т. д.); психологическая подсистема (формальная и неформальная структуры, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание и т. д.). Все три подсистемы составляют систему технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждения культуры. Как подсистема, часть более крупного целого (технология), учреждения культуры «вписаны» в систему культурно-досуговой деятельности региона [4, с. 230].
Существует множество классификаций социально-культурных технологий, но в контексте профилактики безнадзорности несовершеннолетних, автором предложено рассмотреть некоторые из них.
Классификация, которую разработал Г.К. Селевко, подразумевает под собой некие образовательные технологии, объединённые в подгруппы: по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания и структуры, по типу организации и управления познавательной деятельность. Данные группы, предложенные Г К. Селевко, не совсем применимы в процессе взаимодействия социально-культурных учреждений, так как не могут охватить всю обширность социально-культурных технологий. Однако часть данной классификации может быть использована в процессе взаимодействия социально-культурных учреждений в профилактике безнадзорности.
Б.Т. Лихачёв разработал классификацию технологий, которая основана на уровнях применения: крупные методико-технологические структуры, технологические приёмы, цепочки, формы учёта результатов и технологические средства. Данная классификация, также отчасти может быть применена в организации качественного процесса взаимодействия социально-культурных учреждений в профилактике безнадзорности. Так как для реализации данного процесс необходима чётко разработанная методико-технологическая структура, к которой прилагаются методические и практические приёмы, разработаны формы учёта результатов.
Таблица 1
Технология взаимодействия социально-культурных учреждений профилактике безнадзорности
Составляющая технологии Описание составляющей Практический аспект реализации
По уровню применения (отраслевая) Применима исключительно для реализации модели взаимодействия социально-культурных учреждений в профилактике безнадзорности. Создание совета по взаимодействию, в котором будут присутствовать как педагогические специалисты образовательной организации, так и по одному специалисту из социально-культурных учреждений, находящихся в районе школы.
Социально-защитная Требует специфических социально-педагогических знаний, умений и навыков для составления профилактического маршрута каждого несовершеннолетнего. Обучающийся - штаб воспитательной работы: создание плана индивидуально-профилактической работы с описанием всех социальных партнёров, их функциональных обязанностей.
Рекреативная Реализация форм взаимодействия культур-но-досуговых форм социально-культурной деятельности. Штаб воспитательной работы - обучающийся - центр культуры и досуга (районный дом культуры) - проведение одного мероприятия в неделю, как группового, так и индивидуального (профориентационное часы «Я и моё будущее»), профилактические уроки «Я законопослушный школьник», вовлечение обучающегося в районные мероприятия «День защиты детей», «День народного единства»; - штаб воспитательной работы - обучающийся - развлекательный центр - участие в благотворительных акциях и мероприятиях торговых развлекательных центров (как правило, такой практикой занимаются практически все развлекательные центры, организовывая «День бесплатного боулинга», «Киносеанс в подарок»).
Образовательная Посредством безотрывного образования средствами и формами социально-культурной деятельности. Штаб воспитательной работы - обучающийся - районная библиотека - проведение 2 мероприятий в месяц, привлечение обучающегося к участию в мероприятиях «Книжкина больница», участие в литературных гостиных. - штаб воспитательной работы - обучающийся - музей - достаточно посещение 1 выставки в четверть. Сегодня предлагается достаточно много выставочных экспозиций, способствующих активному вовлечению детей и подростков в данный вид досуговой деятельности, организации занятости их свободного времени.
Форма учёта результата Фиксация положительной или отрицательной прогрессии профилактической работы - заседание совета по взаимодействию (1 раз в два месяца, подведение итогов).
Е.И. Григорьева обозначила социально-культурные технологии, объединив их в три большие группы: крупномасштабные технологии на уровне страны, республики, региона; макромасштабные в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах; микротехнологии, которые направлены на определённые общественные процессы и рассчитаны на участие в них небольших групп людей. Особо актуальной в контексте данного исследования будет макротехнология, которая, по определению, рассчитана, на отдельные города и социальные группы. Разработанная модель может быть внедрена в любое муниципальное образование или малый город с учётом специфики группы несовершеннолетних.
Т.Г Киселёва и Ю.Д. Красильников предложили разделить социально-культурные технологии на три основные группы: общие, функциональные и отраслевые. Из данной классификации можно выделить термин отраслевых технологий, так как взаимодействие социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности является сугубо отраслевой проблемой [5, с. 407].
Рассмотрев множество классификаций социально-культурных технологий, автором была разработана инновационная технология взаимодействия социально-культурны учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, основанная на синтезе вышеприведённых классификация с учётом личного практического опыта работы по решению данной проблемы: (табл. 1).
Библиографический список
Данная технология не является исключительным нововведением профилактики безнадзорности несовершеннолетних; она выступает дополненной практическим и теоретическим материалом автора и была внедрена в следующие социально- культурные и образовательные учреждения города Краснодара: МБОУ СОШ № 16 г., центр культуры и досуга «Прикубанский» города Краснодара, музей имени К. Шпака (МаОу СОШ № 66), ТРЦ «Европа» г. Краснодара, центр детского творчества «Прикубанский».
В соответствии с вышесказанным можно сделать следующие важнейшие выводы: поиск инновационных форм, в которых максимально будет задействована социально-культурная деятельность должен продолжаться, так как безнадзорность - проблема, борьба с которой требует новых, инновационных путей решения; грамотная организация, систематический и личностно-ориентированный подход помогут проводить профилактическую работу на высоком уровне и не допустить вторичных проявлений безнадзорности в среде обучающихся; объективное развитие социальных процессов, развитие жизни в условиях информационного общества, характеризующееся снижением культурной интеграции, определяет необходимость дальнейшего повышения эффективности взаимодействия учреждений культуры, досуга и образования с целью реализации досу-говых программ, проектов, планов и превращения свободного времени несовершеннолетнего в его досуг.
1. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. Москва: Профит Стайл, 2017.
2. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Москва: МГУКИ, 2007.
3. Кузьмин А.В. Социально культурное взаимодействие в системе профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде. Вестник МГУКИ. 2011; 3 (41): 140 - 145.
4. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Москва: Издательский Дом МГУКИ, 2007.
5. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Москва: МГУКИ, 2004.
References
1. Korotaeva E.V. Psihologicheskie osnovy pedagogicheskogo vzaimodejstviya. Moskva: Profit Stajl, 2017.
2. Yaroshenko N.N. Istoriya i metodologiya teorii social'no-kul'turnojdeyatel'nosti: Moskva: MGUKI, 2007.
3. Kuz'min A.V. Social'no kul'turnoe vzaimodejstvie v sisteme profilaktiki 'ekstremistskih proyavlenij v molodezhnoj srede. Vestnik MGUKI. 2011; 3 (41): 140 - 145.
4. Zharkov A.D. Teoriya i tehnologiya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Moskva: Izdatel'skij Dom MGUKI, 2007.
5. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva: MGUKI, 2004.
Статья поступила в редакцию 24.03.19
УДК 378
Chistyakova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
Shestakova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, branch of Private University "Moscow Witte University" (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
Lunkina N.I., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Psychological Service of Regional Advisory Center of Medical and Psychological Support "Rostock' (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF EXTREMISM IN THE SUBCULTURE OF FOOTBALL FANS. The article reveals a problem of extremism, which is a dangerous problem of modern Russian society. The fundamentals of prevention of extremism among young people are determined, which is one of the priorities of education and society as a whole. Extremism is studied as a complex socio-psychological problem that has become relevant for all people of the world, for all countries of the world community, including the Russian Federation. It is noted that one of the forms of extremism is sports extremism. Special attention is paid to the movement of the youth subculture of fans of football teams. The causes of aggressive actions of young people, including the participation of young people in terrorist acts, radically denying the existing and existing norms and rules in society, are revealed. The list of the organizations recognized as terrorist and the Russian Federation and the uSa is given. The necessity of cultural development, family and pedagogical education of the modern young man is emphasized.
Key words: extremism, sports extremism, youth subculture, fans of football teams, prevention of sports extremism and terrorism.
М.А. Чистякова, канд. пед. наук, доц., Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
Л.А. Шестакова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Филиал Частного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет им. С.Ю. Витте», г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
Н.И. Лункина, канд. психол. наук, зав. психологической службой, Региональный консультативный центр медико-психологического сопровождения «Росток», г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В СУБКУЛЬТУРЕ ФУТБОЛЬНЫХ «ФАНАТОВ»
В статье раскрывается проблема экстремизма, который является опасной проблемой современного российского общества. Определяются основы профилактика экстремизма в среде молодёжи, что является одной из первоочередных задач образования и общества в целом. Экстремизм исследуется как сложная социально-психологическая проблема, которая стала актуальной для всех людей мира, для всех стран мирового сообщества, включая Российскую Федерацию. Обращается внимание, что одной из форм экстремизма является спортивный экстремизм. Особое внимание уделяется движению молодёжной субкультуры «фанатов» футбольных команд. Выявляются причины агрессивных действий молодёжи, в том числе участие молодёжи в террористических акциях, радикально отрицающих сложившиеся и существующие в обществе нормы и правила. Приводится список организаций, признанных террористическими и российской Федерации и США. Подчёркивается необходимость культурного развития, семейного и педагогического воспитания современного молодого человека.
Ключевые слова: экстремизм, спортивный экстремизм, молодёжная субкультура, «фанаты» футбольных команд, профилактика спортивного экстремизма и терроризма.