Научная статья на тему 'Этапы и результативность внедрения педагогической модели взаимодействия социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних'

Этапы и результативность внедрения педагогической модели взаимодействия социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ШТАБ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / SOCIAL AND CULTURAL INTERACTION / PEDAGOGICAL MODEL / PREVENTION OF NEGLECT / SOCIAL AND CULTURAL REHABILITATION / THE OFFICE OF EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чавыкина Ульяна Григорьевна

Статья посвящена разработанной педагогической модели взаимодействия социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Автором рассмотрены три блока-составляющих данной модели. Блок 1 (концептуально-теоретический) определяет теоретико-методологические основы взаимодействия социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Блок 2 это организационный алгоритм создания совета по взаимодействию на базе штаба воспитательной работы школы. Блок 3 (результативно-аналитический) предполагает наличие определенных критериев, уровней и показателей качества взаимодействия социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних с учетом личностно-ориентированного подхода. Данные блоки реализуются посредством взаимодействия нескольких субъектов: школы, социально-культурных учреждений, несовершеннолетних, родителей, педагогов. Особое внимание уделено рассмотрению нормативно-правовой базы работы с несовершеннолетними, раскрытию понятия взаимодействия социально-культурных учреждений, а также определению термина «безнадзорный несовершеннолетний». Выявлено экспериментально и доказано преимущество использования педагогической модели взаимодействия социально-культурных учреждений при организации профилактики безнадзорности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чавыкина Ульяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES AND EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL MODEL OF INTERACTION OF SOCIAL AND CULTURAL INSTITUTIONS ON PREVENTION OF NEGLECT OF MINORS

The article is devoted to the developed pedagogical model of interaction of social and cultural institutions on prevention of neglect of minors. The author describes the blocks of the components of this pedagogical model: unit 1 (conceptual-theoretical) presents the theoretical and methodological foundations of socio-cultural institutions on the prevention of neglect of minors; unit 2 provides an organizational algorithm of creation of the council for cooperation on the basis of the educational work; unit 3 (resultant-analytical) considers specific criteria and levels of indicators of quality of interaction of social and cultural institutions on prevention of neglect of minors taking into account the personality-oriented approach. These units are implemented through the interaction of several subjects: school, socio-cultural institutions, minors, parents, teachers. The author pays particular attention to the consideration of the legal framework of work with minors, the disclosure of the concept of interaction of social and cultural institutions, as well as the definition of neglected minor. The paper reveals the advantage of using the pedagogical model of interaction of social and cultural institutions in prevention of neglect of minors.

Текст научной работы на тему «Этапы и результативность внедрения педагогической модели взаимодействия социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних»

УДК 379.8.092:364.635-053.6 DOI 10.26293/chgpu.2019.102.2.029

У. Г. Чавыкина

ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, Россия

Аннотация. Статья посвящена разработанной педагогической модели взаимодействия социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Автором рассмотрены три блока-составляющих данной модели. Блок 1 (концептуально-теоретический) определяет теоретико-методологические основы взаимодействия социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Блок 2 - это организационный алгоритм создания совета по взаимодействию на базе штаба воспитательной работы школы. Блок 3 (результативно-аналитический) предполагает наличие определенных критериев, уровней и показателей качества взаимодействия социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних с учетом личностно-ориентированного подхода. Данные блоки реализуются посредством взаимодействия нескольких субъектов: школы, социально-культурных учреждений, несовершеннолетних, родителей, педагогов.

Особое внимание уделено рассмотрению нормативно-правовой базы работы с несовершеннолетними, раскрытию понятия взаимодействия социально-культурных учреждений, а также определению термина «безнадзорный несовершеннолетний».

Выявлено экспериментально и доказано преимущество использования педагогической модели взаимодействия социально-культурных учреждений при организации профилактики безнадзорности.

Ключевые слова: социально-культурное взаимодействие, педагогическая модель, профилактика безнадзорности, социально-культурная реабилитация, штаб воспитательной работы.

U. G. Chavykina

STAGES AND EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL MODEL OF INTERACTION OF SOCIAL AND CULTURAL INSTITUTIONS ON PREVENTION OF NEGLECT OF MINORS

Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russia

Abstract. The article is devoted to the developed pedagogical model of interaction of social and cultural institutions on prevention of neglect of minors. The author describes the blocks of the components of this pedagogical model: unit 1 (conceptual-theoretical) presents the theoretical and methodological foundations of socio-cultural institutions on the prevention of neglect of minors; unit 2 provides an organizational algorithm of creation of the council for cooperation on the basis of the educational work; unit 3 (resultant-analytical) considers specific criteria and levels of indicators of quality of interaction of social and cultural institutions on prevention of neglect of minors taking into account the personality-oriented approach. These units are implemented through the interaction of several subjects: school, socio-cultural institutions, minors, parents, teachers.

The author pays particular attention to the consideration of the legal framework of work with minors, the disclosure of the concept of interaction of social and cultural institutions, as well as the definition of neglected minor.

The paper reveals the advantage of using the pedagogical model of interaction of social and cultural institutions in prevention of neglect of minors.

Keywords: social and cultural interaction, pedagogical model, prevention of neglect, social and cultural rehabilitation, the office of educational work.

Актуальность исследуемой проблемы. Проблема социально-культурного взаимодействия в профилактике безнадзорности несовершеннолетних сегодня является особо актуальным направлением в профилактическом разделе педагогики. Отсутствие строго регламентированных алгоритмов взаимодействия учреждений искусства, культуры и досуга с общеобразовательной организацией затрудняет весь процесс профилактической работы.

В профилактической работе с несовершеннолетними необходимо опираться на Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г., где несовершеннолетний определен как «лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, а безнадзорный - это несовершеннолетний неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, контроль над поведением которого отсутствует вследствие обучения и (или) содержания со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц» [8].

На основании вышесказанного можно сделать промежуточный вывод, что с данной категорией детей необходима специализированная социально-культурная профилактическая работа, которая посредством реализации личностно-ориентированного подхода будет организована в отношении каждого несовершеннолетнего безнадзорного.

В Краснодарском крае с 2008 г. действует региональный закон о мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [6], в статье одиннадцатой которого вскользь упомянуто взаимодействие социально-культурных учреждений со школой, которое может выражаться в ходатайстве общеобразовательной организации перед учреждениями культуры и досуга об организации свободного времени несовершеннолетних, попавших в статус безнадзорных.

Штаб воспитательной работы, действующий на базе каждой общеобразовательной организации Краснодарского края, лишь частично «выполняет функции связующего звена между школой и социально-культурными учреждениями: организует и проводит различные профилактические мероприятия» [9].

По нашему мнению, вся культурно-досуговая работа, направленная на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, не должна носить формальный характер и быть возложенной на школу. Данной работой должны заниматься и учреждения социально-культурной сферы, а формы и методы работы с несовершеннолетними должны носить инновационный характер, отличный от традиционных форм, с применением личностно-ориентированного подхода.

Цель исследования заключается в разработке и внедрении педагогической модели совершенствования деятельности социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности с применением личностно-ориентированного подхода, как сказано в научных трудах Д. Фрейберга и К. Роджерса, «человекоцентрированного обучения и воспитания» [10, с. 5].

В соответствии с вышеизложенным законом и некоторыми важными для данного исследования понятиями можно сказать, что на сегодняшний день «недостаточно изученными являются такие элементы, как досуговые приоритеты, ценностные ориентиры при выборе форм социально-культурной деятельности молодежи» [3, с. 152] и что культурно-досуговая деятельность является важнейшим профилактическим инструментом.

Материал и методика исследований. В контексте данной статьи был проведен анализ научной литературы педагогической, психологической, социологической и философской направленности. Наиболее полно содержание термина взаимодействия в социально-философском контексте, по нашему мнению, выражено в определении В. Е. Кемерова. Он определил его как «преобразование системы жестких взаимодействий между людьми в систему отношений, где самостоятельные субъекты связывают и уравновешивают различные интересы через общие нормы и ценности» [4, с. 203].

Особо важную роль для данного исследования сыграли научные труды одного из основоположников советской педагогической мысли А. С. Макаренко, который работал с беспризорными детьми и выработал свою систему воспитания, «основанную прежде всего на системном подходе, коллективе, труде и традициях» [5].

Педагогическое взаимодействие основано именно на перечисленных нами составляющих с учетом ориентации на личностно-ориентированный подход. Но в данной работе необходимо рассмотреть определенный уровень педагогического взаимодействия, который именуется социально-культурным. Профессор А. Д. Жарков рассматривает социально-культурное взаимодействие как некую управленческую категорию, то есть это управленческий процесс, для осуществления которого необходимы специфические технологии социально-культурной деятельности.

Также для проведения данного исследования была подробно изучена нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность различных учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в статье второй которого указано, что «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [7]; Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [8]; Закон Краснодарского края№ 1539-К3 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», в котором определен «порядок защиты жизни и здоровья несовершеннолетних» [6]; «Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении».

Исследования показывают, что профилактическую работу в целом и «организацию детского и молодежного досуга нельзя решить без комплексного решения проблемы» [1, с. 47]. Ее решение предполагает обращение к культурно-досуговой деятельности -к творческому развитию несовершеннолетних, творчеству. «Без креативно-ценностных свойств личности невозможен акт творчества, смысл которого заключается в переходе от старого к новому, и этот переход вызывания из бытия того, чего еще нет, определен волевым актом, то есть сознательной деятельностью человека по достижению вершин творчества» [2, с. 14].

Результаты исследований и их обсуждение. Проанализировав вышеперечисленные нормативно-правовые акты, педагогические аспекты деятельности социально-культурных учреждений, мы разработали авторскую педагогическую модель взаимодействия социально-культурных учреждений.

Весь процесс организации и внедрения этой модели начинается с поставленной цели, которая всегда должна соответствовать средствам. Цель организации и внедрения модели взаимодействия социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности - организовать своевременную профилактику и создать приемлемые условия для учебного и творческого развития несовершеннолетних.

Еще одной целью является создание совета по взаимодействию, который включает в себя по одному специалисту из социально-культурных учреждений микрорайона. Создание совета по взаимодействию социально-культурных учреждений - это сложный многозадачный процесс, требующий качественного педагогического подхода. Важно учитывать, что совет по взаимодействию обладает достаточно мощным педагогическим потенциалом и выполняет:

1) профилактическую работу, где главенствующим методическим инструментом будет план индивидуально-профилактической работы, составленный с учетом личностных особенностей несовершеннолетнего, специфики его семьи и жизнедеятельности;

2) социально-культурную реабилитацию - вовлечение несовершеннолетнего, попавшего в статус безнадзорного, в активный процесс культурно-досуговой деятельности, где педагог-воспитатель при помощи личностно-ориентированного подхода поможет в его самореализации, анализе результата;

3) прогнозно-педагогическую функцию: составляется дорожная карта дальнейшего пребывания несовершеннолетнего; председатель совета по взаимодействию вправе ходатайствовать перед педагогическим коллективом образовательной организации о том, чтобы несовершеннолетнего и/или его семью сняли с педагогического или другого учета.

Далее происходит развитие деятельности совета по взаимодействию с социально-культурными учреждениями по профилактике безнадзорности несовершеннолетних по трем блокам модели: концептуально-теоретическому, организационному и результативно-аналитическому. Более подробно они описаны далее.

Реализаторами культурно-досуговой деятельности с несовершеннолетними, попавшими в статус безнадзорных, являются учреждения культуры, искусства, дополнительного образования, общего образования посредством реализации ими планов индивидуально-профилактической работы.

Опытно-экспериментальной базой исследования внедрения данной педагогической модели взаимодействия социально-культурных учреждений послужили общеобразовательные организации, центры дополнительного образования, школы искусств, центры культуры и досуга, музеи, торгово-развлекательные центры г. Краснодара. Всего в эксперименте (с учетом контрольной и экспериментальной групп) приняли участие:

- 445 несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет, выявленные по Закону Краснодарского края № 1539-КЭ, в отношении которых проводилась индивидуально-профилактическая работа, а также дети и подростки, требующие особого педагогического внимания;

- 110 родителей обучающихся несовершеннолетних, выявленных по Закону Краснодарского края № 1539-К3, с которыми проводилась индивидуально-профилактическая работа, а также родители детей и подростков, требующих особого педагогического внимания;

- 38 педагогических работников школ и специалистов учреждений социально-культурной сферы, занимающихся профилактикой безнадзорности несовершеннолетних.

Учреждениями для эксперимента были выбраны те, где наблюдался рост безнадзорности несовершеннолетних. Работа в данных учреждениях проводилась формально, в связи с чем в их воспитательную деятельность была внедрена наша модель, которая заключалась в создании на базе общеобразовательной организации совета по взаимодействию.

Внедрение модели происходило по трем блокам-направлениям.

1. Концептуально-теоретический блок определяет теоретико-методологические основы взаимодействия социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Основополагающей составляющей нашей модели является соотнесение такого органа системы профилактики, как школа, с общими и частными функциями социально-культурной деятельности, тем самым подтверждая факт его уникальности и социально-культурной феноменальности.

2. Организационный блок-алгоритм создания совета по взаимодействию на базе штаба воспитательной работы. Каким образом этот штаб помогает организовать педагогическое взаимодействие социально-культурных учреждений, являясь его неотделимым звеном? Нами были определены следующие составляющие педагогической модели взаимодействия:

- создание совета по взаимодействию, в котором будут присутствовать педагогические специалисты как образовательной организации, так и по одному - из социально-культурных учреждений, находящихся в районе школы. В данном случае школа будет выступать как полноценный социально-культурный центр, курирующий работу по взаимодействию;

- «обучающийся - штаб воспитательной работы»: создание плана индивидуально-профилактической работы с описанием всех социальных партнеров, их функциональных обязанностей;

- «штаб воспитательной работы - обучающийся - центр культуры и досуга (районный дом культуры)»: организация одного (как группового, так и индивидуального) мероприятия в неделю (профориентационный час «Я и мое будущее», профилактический урок «Я - законопослушный школьник»); вовлечение обучающегося в районные мероприятия («День защиты детей», «День народного единства»);

- «штаб воспитательной работы - обучающийся - районная библиотека»: проведение двух мероприятий в месяц, привлечение обучающегося к участию в «Книжкиной больнице», литературных гостиных;

- «штаб воспитательной работы - обучающийся - музей»: посещение одной выставки в учебную четверть; сегодня есть достаточно много выставочных экспозиций, способствующих активному вовлечению детей и подростков в данный вид досуговой деятельности, организации занятости их свободного времени;

- «штаб воспитательной работы - обучающийся - развлекательный центр»: участие в благотворительных акциях и мероприятиях торговых развлекательных центров (как правило, такой практикой занимаются почти все развлекательные центры, организовывая «День бесплатного боулинга», «Киносеанс в подарок» и т. д.;

- заседание совета по взаимодействию (1 раз в два месяца, подведение итогов).

3. Результативно-аналитический блок предполагает наличие определенных критериев, уровней и показателей качества взаимодействия социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних с учетом личностно-ориентированного подхода.

Данная модель была внедрена в социально-культурную работу 4 общеобразовательных организаций муниципального образования г. Краснодара, на базе которых были созданы советы по взаимодействию. Результаты опытно-экспериментальной части исследования показали, что подобный совет, созданный на базе школы, действительно дает результаты. Так, за год были проведены десятки мероприятий, организованных социально-культурными учреждениями для профилактики безнадзорности несовершеннолетних (табл. 1).

Таблица 1

Показатели эффективности внедрения педагогической модели взаимодействия социально-культурных учреждении, работающих на базе совета по взаимодействию

Показатели 2016 2017 2018

Количество безнадзорных МБОУ СОШ № 16, МАОУ СОШ № 66 имени Евгения Дороша, МБОУ СОШ № 38, МАОУ СОШ № 42 665 чел. 456 чел. 312 чел.

Количество мероприятий, проведенных совместно с библиотекой за год 48 65 74

Количество мероприятий, проведенных совместно с центром культуры и досуга за год 52 65 68

Количество мероприятий, проведенных совместно с центром детского творчества за год 24 25 32

Количество мероприятий, проведенных совместно с музеем 12 15 19

Количество мероприятий, проведенных совместно с развлекательным центром (участие в акциях) 15 17 19

Резюме. Таким образом, теоретическое исследование показало, что взаимодействие социально-культурных учреждений - это целенаправленный педагогический процесс, целью которого является передача общественного опыта от объекта к субъекту взаимодействия. В контексте данной статьи объектом взаимодействия являются социально-культурные учреждения (центры культуры и досуга, дома культуры, центры детского творчества, музеи, библиотеки, развлекательные центры), а субъектом взаимодействия - несовершеннолетний, на которого направлена профилактическая работа.

Экспериментальная часть исследования подтвердила необходимость внедрения в социально-культурную практику модели повышения эффективности взаимодействия социально-культурных учреждений, которая способна обогатить теорию и практику социально-культурной деятельности. Необходимо повышать эффективность взаимодействия учреждений культуры, досуга и образования с целью реализации досуговых программ, проектов, планов с несовершеннолетними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбачев А. А., Горбачева Д. А. Педагогика многоуровневой системы социально-культурного и туристского образования: компетентностный подход. - Краснодар : КГИК, 2017. - 280 с.

2. Горбачева Д. А. Развитие творческого потенциала молодежи в социально-культурном образовании: аксиологический подход. - М. : Изд. дом МГИЕС, 2016. - 280 с.

3. Жарков А. Д. Государственная культурная полигика - важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2014. - Вып. 2. - С. 146-152.

4. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. - М. : Академический проект, 2016. - 255 с.

5. Макаренко А. С. Общение с трудными детьми. - М. : Лигагент «АСТ», 2015. - 250 с.

6. О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае : Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. № 1539-K3 (в ред. Законов Краснодарского края от06 февраля 2015 г. № 3117-K3) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/docu-ment/461601992.

7. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. и доп. от27 июля 2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/.

9. Приказ и положение об организации деятельности школьного штаба воспитательной работы МБОУ СОШ № 16 города-курорта Анапы (утв. приказом директора школы от 01 сентября 2016 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://anapal6.org.ru/vospitatelnaya-rabota/prikaz-i-polozhenie-ob-organizatsii-deyatelnosti-shkolnogo-shtaba-vospitatelnoj-raboty-mbou-sosh-16/.

10. Фрейберг Д., Роджерс К. Свобода учиться : методический материал. - М. : Смысл, 2015. - 527 с.

Статья поступила в редакцию 24.04.2019

REFERENCES

1. Gorbachev A. A., Gorbacheva D. A. Pedagogika mnogourovnevoj sistemy social'no-kurturnogo i turistskogo obrazovaniya: kompetentnostnyj podhod. - Krasnodar : KGIK, 2017. - 280 s.

2. Gorbacheva D. A. Razvitie tvorcheskogo potenciala molodezhi v social'no-kurturnom obrazovanii: aksio-logicheskij podhod. -M. : Izd. domMGIK, 2016. -280 s.

3. Zharkov A. D. Gosudarstvennaya kul'turnaya politika - vazhnejshee uslovie funkcionirovaniya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2014. - Vyp. 2. -S. 146-152.

4. Kemerov V. E. Vvedenie v social'nuyu filosofiyu. - M. : Akademicheskij proekt, 2016. - 255 s.

5. MakarenkoA. S. Obshchenie s trudnymi det'mi. - M. : Litagent «AST», 2015. - 250 s.

6. O merah po profilaktike beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih v Krasnodarskom krae : Zakon Krasnodarskogo kraya ot 21 iyulya 2008 g. № 1539-KZ (v red. Zakonov Krasnodarskogo kraya ot 06 fevralya 2015 g. № 3117-KZ) [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://docs.cntd.ru/document/461601992.

7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/document/cons_-doc_LAW_140174/.

8. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih : Federal'nyj zakon ot 24 iyunya 1999 g. № 120-FZ (s izm. i dop. ot 27 iyulya 2018 g.) [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/document/cons_-doc_LAW_23509/.

9. Prikaz i polozhenie ob organizacii deyatel'nosti shkol'nogo shtaba vospitatel'noj raboty MBOU SOSh № 16 goroda-kurorta Anapy (utv. prikazom direktora shkoly ot 01 sentyabrya 2016 g.) [Elektronnyj resurs]

The article was contributed on April 24, 2019 Сведения об авторе

Чавыкина Ульяна Григорьевна - преподаватель кафедры социально-культурной деятельности, аспирант кафедры арт-бизнеса, туризма и рекламы Краснодарского государственного института культуры, г. Краснодар, Россия; e-mail: [email protected]

Author information

Chavykina, Ulyana Grigoryevna - Lecturer, Department of Social and Cultural Activity, Post-graduate Student, Department of Art Business, Tourism and Advertising, Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russia; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.