Научная статья на тему 'Применение личностно-ориентированного подхода при организации взаимодействия социально-культурных учреждений в профилактике безнадзорности несовершеннолетних'

Применение личностно-ориентированного подхода при организации взаимодействия социально-культурных учреждений в профилактике безнадзорности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY FOCUSED APPROACH / WELFARE ESTABLISHMENT / PREVENTION / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чавыкина У.Г., Симонян М.С.

В статье раскрывается понятие личностно-ориентированного подхода как неотъемлемой части современного образовательного процесса. А поскольку образование это, прежде всего, обучение и воспитание, то личностно-ориентированный подход рассматривается как базисный критерий воспитательной составляющей. Социально-культурные учреждения выступают как воспитательные институты и являются полноценными органами системы профилактики. Их взаимодействие между собой в целом и с общеобразовательной организацией в частности, образуют модель профилактической работы, достижение результатов в которой невозможно без применения метода личностно-ориентированного подхода. Основной идеей системы личностно-ориентированного подхода является создание условий, при которых усвоение знаний, формирование умений и навыков выступает как процесс активной, самостоятельной творческой деятельности, захватывающий ум, волю, чувства, дающий простор индивидуальности личности и её саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чавыкина У.Г., Симонян М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN ORGANIZING THE INTERACTION OF SOCIO-CULTURAL INSTITUTIONS IN THE PREVENTION OF CHILD NEGLECT

The article reveals a concept of personality-oriented approach as an integral part of the modern educational process. Since education is, first of all, training and education, the personality-oriented approach is considered as a basic criterion of the educational component. Social and cultural institutions act as educational institutions and are full-fledged bodies of the prevention system. Their interaction with each other in general and with the educational organization in particular, form a model of preventive work, the achievement of results in which is impossible without the use of the method of the personality-oriented approach. The main idea of this approach is creation of conditions under which assimilation of knowledge, formation of skills acts as process of vigorous, independent creative activity, the fascinating mind, will, feelings giving a scope of identity of the personality and to her self-development.

Текст научной работы на тему «Применение личностно-ориентированного подхода при организации взаимодействия социально-культурных учреждений в профилактике безнадзорности несовершеннолетних»

References

1. Karlik A.E., Titov A.B., Alekseev A.A., Polshkov D.A., Samojlov A.B. Innovacionnye aspekty razvitiya predpriyatij. Sankt-Peterburg: Izd-vo SPbGU'EiF, 2009.

2. Lyaskovskaya E.A., Dovbij I.P., Uzkih Yu.A. Formirovanie innovacionnoj 'ekonomikiRossii: monografiya. Chelyabinsk: IC YuUrGU, 2009.

3. Tompson A.A., Striklend A.D. Strategicheskij menedzhment: koncepcii i situacii dlya analiza. Per. s angl. A.R. Ganieva, 'E.V. Kondukova. Moskva: Vil'yams, 2013.

4. Postalyuk M.P. Vliyanie raznyh faktorov 'ekonomicheskoj sistemy na innovacionnye otnosheniya v konkurentnoj srede. Problemy sovremennoj 'ekonomiki. - Sankt-Peterburg, 2005; 3 (15): 34.

5. Mincberg Genri. Menedzhment: priroda i struktura organizacijglazamiguru. Perevod s anglijskogo. O.I. Medved'. Moskva: 'EKSMO, 2009.

Статья поступила в редакцию 28.01.19

УДК 379.8

Chavykina U.G., 3rd year postgraduate, Department of Art Business, Tourism and Advertising; teacher of Department of Social and Cultural Activities,

Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia), E-mail: shvr16@mail.ru

Simonyan M.S., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Krasnodar State Institute of Culture

(Krasnodar, Russia), E-mail: mger22@yandex.ru

THE USE OF PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN ORGANIZING THE INTERACTION OF SOCIO-CULTURAL INSTITUTIONS IN THE PREVENTION OF CHILD NEGLECT. The article reveals a concept of personality-oriented approach as an integral part of the modern educational process. Since education is, first of all, training and education, the personality-oriented approach is considered as a basic criterion of the educational component. Social and cultural institutions act as educational institutions and are full-fledged bodies of the prevention system. Their interaction with each other in general and with the educational organization in particular, form a model of preventive work, the achievement of results in which is impossible without the use of the method of the personality-oriented approach. The main idea of this approach is creation of conditions under which assimilation of knowledge, formation of skills acts as process of vigorous, independent creative activity, the fascinating mind, will, feelings giving a scope of identity of the personality and to her self-development.

Key words: personality- focused approach, welfare establishment, prevention.

У.Г. Чавыкина, аспирант 3 курса каф. арт-бизнеса, туризма и рекламы, преп. каф. социально-культурной деятельности,

Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, E-mail: shvr16@mail.ru

М.С. Симонян, доц. каф. социально-культурной деятельности, Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар,

E-mail: mger22@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В статье раскрывается понятие личностно-ориентированного подхода как неотъемлемой части современного образовательного процесса. А поскольку образование - это, прежде всего, обучение и воспитание, то личностно-ориентированный подход рассматривается как базисный критерий воспитательной составляющей. Социально-культурные учреждения выступают как воспитательные институты и являются полноценными органами системы профилактики. Их взаимодействие между собой в целом и с общеобразовательной организацией в частности, образуют модель профилактической работы, достижение результатов в которой невозможно без применения метода личностно-ориентированного подхода. Основной идеей системы личностно-ориентированного подхода является создание условий, при которых усвоение знаний, формирование умений и навыков выступает как процесс активной, самостоятельной творческой деятельности, захватывающий ум, волю, чувства, дающий простор индивидуальности личности и её саморазвитию.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, социально-культурное учреждение, профилактика.

Проблема распространения детской безнадзорности особо остро стоит в последние десятилетия. Это глобальная социально значимая проблема, в решении которой на сегодняшний день задействованы многочисленные органы системы профилактики: полиция, наркокотроль, здравоохранение, образование, объединённые в общую комиссию по делам несовершеннолетних. Система работы с несовершеннолетними, побывавшими в статусе безнадзорного, носит сугубо традиционный характер, не отличается индивидуальным подходом и, как правило, носит формальный характер. Весь функционал по профилактической работе возложен на систему образования, а другие учреждения выполняют сопроводительные функции. Но решением данной проблемы является уход от традиционных форм профилактической работы и переход к инновационному - личностно-ори-ентированному подходу с условием взаимодействия социально-культурных учреждений между собой, результатом которого является снижение уровня безнадзорности в образовательном учреждении на микроуровне, в регионе - на макро.

Динамическое развитие российского общества сегодня требует формирования яркой индивидуальной, прагматичной, раскрепощённой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме, поэтому в постепенный переход в Российской Федерации к личностно-ориентированному образованию, которое включает в себя обучение и воспитание, реализуется в условиях развития навыков самостоятельной работы и творчества и предполагает осознанную ориентацию педагога на личность воспитанника, что является условием его развития.

Наличие личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании состоит в том, чтобы содействовать максимальному содействию в развитии человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Особо важна роль личностно-ориентированного подхода при организации профилактической работы по профилактики безнадзорности несовершеннолетних при взаимодействии социально-культурных учреждений.

Социально-культурная деятельность обладает достаточно мощным педагогическим потенциалом, который, на сегодняшний день, недостаточно полностью

раскрыт и неполно применяется в сфере профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Данный факт определяет необходимость педагогического соотнесения всех субъектов взаимодействия социально-культурных учреждений для решения данной проблемы в детско-подростково-молодёжной среде.

В силу своей особой специфики, борьба с безнадзорностью требует особых форм, которые будут соответствовать реалиям сегодняшнего дня и, прежде всего, будут опираться на закон. По мнению автора, каноны именно личностно-ориентированного подхода полностью соответствуют нормам законодательства и канонам педагогики - в данном случае - личностно-ориентированного подхода.

Проблема личностно-ориентированного подхода в философской мысли возникла довольно давно. Американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм и родоначальник философии образования (прагматическая педагогика) Джон Дьюи считал, что основа учебно-воспитательного процесса - это интересы ребенка. Согласно педагогическим идеям Дж. Дьюи, обучение должно происходить с помощью опытного познания [1, с. 52]. В образовательных учреждениях (школах) предметы для обучающихся (школьников) должны быть индивидуальны для каждого в силу его и интересов и практического применения этих знаний ребенком в дальнейшей жизни. Возможно, это и было началом личностно-ориентированного подхода как метода воспитания.

Основоположник личностно-ориентированного подхода считается Адольф Дистервег - выдающийся немецкий педагог - демократ, создатель дидактики развивающегося обучения. Также важную роль в становлении личностно - ориентированной парадигмы сыграли педагоги - новаторы В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амо-нашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков.

Как было сказано выше, качественная и результативная реализации личностно - ориентированного подхода в педагогической профилактике недостаточно полно реализуется без взаимодействия социально-культурных учреждений.

На данный момент приоритет в данной области отдан в социологии и социальной психологии (работы ПМ. Андреевой, А.А. Бодалева, Э. Берне, М.С. Кагана, РЛ. Кричевского).

Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому [2, с. 11]. В данной работе необходимо рассмотреть определённый пласт педагогического взаимодействия, именуемый социально - культурным взаимодействием. А.Д. Жарков рассматривает термин «взаимодействие» как некую управленческую категорию. В данной категории отражены принципы, формы, методы оптимального взаимодействия внешних процессов, присущих учреждениям культуры [3, с. 228].

Определенную проработку проблема взаимодействия получила и в трудах по теории социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, А.А. Горбачёва и др.), что позволяет говорить об объективном существовании социально - культурного взаимодействия как особого явления и процесса, участники которого оказывают друг на друга формирующее воздействие.

Для автора особо важным является подход, согласно которому «социально-культурная деятельность практически обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия» [4, с. 23 -24]. Намеченный в данном определении тезис определяет точное функциональное распределение: социально-культурная деятельность - это средство, условие, результат, а социальное взаимодействие - это цель, ориентир, социально востребованная организация отношений между отдельными группами, общностями. В соответствии с данными определениями именно социально-культурные учреждения - фундамент и основа в реализации личностно-о-риентированного подхода.

Введение в силу Закона Краснодарского края № 1539-K3 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от 21 июля 2008 явилось эффективной мерой для создания в каждой общеобразовательной школе штаба воспитательной работы (далее по тексту ШВР), который сконцентрировал в себе все воспитательные направления деятельности учреждения. Претерпев множество интерпретаций, как кадровых, делопроизводительных, так и практических и структурно-функциональных, ШВР стал контролирующим подразделением такого органа системы профилактики как школа.

Штаб воспитательной работы - это социально-культурный институт, действующий на базе общеобразовательной организации, деятельность которого направлена на организацию досуговой работы, организацию занятости, дополнительного образования, психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних в целях профилактики безнадзорности.

Именно штаб воспитательной работы является главенствующим звеном, организующим взаимодействие социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности Штаб воспитательной работы - это не формальный орган, а педагогическое объединение, руководящиеся в своей деятельности, прежде всего, личностно - ориентированным подходом.

В МБОУ средняя общеобразовательная школа № 16 города Краснодара также функционирует штаб воспитательной работы. Численный состав его меняется ежегодно и утверждается 1 сентября приказом директора образовательной организации. Благодаря удачному местонахождению школы, существует возможность активного взаимодействия со следующими социально-культурными учреждениями, находящимися в пешей доступности: Центр культуры и досуга «При-кубанский», библиотека имени А.И. Герцена, развлекательный центр «Европа», Детская школа искусств № 3, спортивная школа № 1. Каждое из вышеназванных учреждений ежегодно утверждает план совместной деятельности со школой. Педагогический потенциал данного подхода в профилактической работе сложно переоценить, так как план мероприятий составляется на каждого обучающегося, побывавшего в статусе безнадзорного, отдельно с применением личностно-ори-ентированного подхода. В тесном взаимодействии с данными социально-культурными учреждениями МБОУ СОШ № 16 работает три года. На графике, представленном ниже, приведён сравнительный анализ результатов деятельности штаба воспитательной работы СОШ 16, применяющей в своей деятельности

250-П

200

150

100

50

гт, ГТП,

ij

□ Выявленные

2016г.

■ Выявленные

2017г

□ Выявленные

2018г

СОШ 16

СОШ 38

СОШ 62

Рис. 1. Количество выявленных по Закону № 1539 - КЗ «о мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в разрезе трёх образовательных учреждений города Краснодара за 2016 - 2018 гг

личностно-ориентированный подход, в сравнении с МБОУ СОШ №38 и МАОУ СОШ № 62, расположенных в одном внутригородском округе города Краснодара. Сравнительный анализ выявлен в количестве выявленных по Закону 1539 - КЗ:

Как показано на диаграмме, мероприятия, проводимые в СОШ 16 в рамках метода личностно-ориентированного подхода, дают гораздо больший результат, чем традиционные формы работы. Так уровень показателей детской безнадзорности у СОШ № 16 за три года качественно снижается, а в СОШ 38 и 32 уровень растёт. Традиционные формы работы практически не дают результатов.

Благодаря активной работе педагогов, членов штаба воспитательной работы, были достигнуты данные результаты. Педагоги, применяя методику личност-но-ориентированного подхода, делают акцент на организации познавательной деятельности несовершеннолетнего, с учётом его индивидуальных особенностей интеллектуального развития, особо подчёркивая уважение достоинства личности. Уже недостаточно просто знать что-то; более важно знать, почему и как [5, с. 122].

Личностно-ориентированное подход при взаимодействии социально-культурных учреждений - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Личностный подход определяет положение ребёнка в воспитательном процессе (табл. 1).

«Я помогаю другому стать человеком, когда я могу принимать другого. Это значит - принимать его чувства, отношения, верования, являющиеся действительно частью его самого. И в этом заключается огромная ценность» (Роджерс) [8, с. 64]. Помочь несовершеннолетнему, побывавшему в статусе безнадзорного стать человеком-вот главная задача всего процесса социально-культурного взаимодействия.

По нашему мнению, организация взаимодействия социально-культурных учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних можно разделить на 2 уровня:

Таблица 1

Компоненты личностно-ориентированного подхода

Понятия Отсутствие данных понятий или неправильное понимание их смысла затрудняет применение рассматриваемого подхода на практике Индивидуальность, личность, самоактуализация, самовыражение, субъект, субъектность/

Положения и основные принципы Исходная точка построения процесса воспитания Принцип самоактуализации, принцип индивидуальности, принцип субъектности, принцип выбора, принцип творчества и успеха, принцип доверия.

Технологическая составляющая Это компонент, включающий в себя соответствующие данной ориентации способы педагогической деятельности Диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребёнка, предоставление ребёнку необходимого пространства для принятия самостоятельных решений и творчества.

0

1) Социально-культурная профилактическая работа с несовершеннолетним, побывавшим в статусе безнадзорного, начинается с составления социального паспорта семьи, оформления необходимых документов по жилищно-быто-вым условиям, составления карты внеурочной занятости несовершеннолетнего. При недостаточной занятости несовершеннолетнего во внеурочное время или при полном её отсутствии социальный педагог и классный руководитель предпринимают меры по вовлечению несовершеннолетнего в социально-культурную деятельность.

2) Профилактическая работа в целях недопущения проявления безнадзорности в среде детей и подростков проявляется, как правило, во внедрении специальных и/или элективных курсов, программ и/или подпрограмм профилактического воздействия. В этом и отличие второй разновидности социально-культурной профилактической работы: в том, что она носит не индивидуально-личностный, в общественный характер. Программа может носить название «Мой выбор» и содержать в себе акции «Я за ЗОЖ», лектории «Закон на защите детства», конкурсы «Я - законопослушный школьник», беседы «Моё счастливое будущее», классные часы по соблюдению социальных и правовых норм.

Обе разновидности профилактической работы должны обеспечиваться качественной не только правовой, но и социально-культурной деятельностью, которая обеспечивается специалистами различных учреждения, образования, культуры и досуга, спорта. Но она отличается применяемыми формами и методами.

Штаб воспитательной работы помогает организовать педагогическое взаимодействие социально-культурных учреждений и является его базисной основой. Автором были, определены следующие составляющие педагогической модели взаимодействия с учётом использования метода личностно-ориентированного подхода, рекомендованные к использованию в социально-культурных учреждениях и в учреждениях образования, ведущих активную деятельность в области взаимодействия:

1. Создание совета по взаимодействию, в котором будут присутствовать как педагогические специалисты образовательной организации, так и по одному специалисту из социально-культурных учреждений, находящихся в районе школы. В данном случае, школа будет выступать как полноценный социально-культурный центр, курирующий данное направление работы;

2. Обучающийся - штаб воспитательной работы: создание плана индивидуально-профилактической работы с описанием всех социальных партнёров, их функциональных обязанностей;

- штаб воспитательной работы - обучающийся - центр культуры и досуга (районный дом культуры) - проведение одного мероприятия в неделю, как груп-

Библиографический список

пового, так и индивидуального (профориентационное часы «Я и моё будущее»), профилактические уроки «Я законопослушный школьник», вовлечение обучающегося в районные мероприятия «День защиты детей», «День народного единства»;

3. Штаб воспитательной работы - обучающийся - районная библиотека -проведение двух мероприятий в месяц, привлечение обучающегося к участию в мероприятиях «Книжкина больница», участие в литературных гостиных;

4. Штаб воспитательной работы - обучающийся - музей - достаточно посещение одной выставки в четверть. Сегодня предлагается достаточно много выставочных экспозиций, способствующих активному вовлечению детей и подростков в данный вид досуговой деятельности, организации занятости их свободного времени;

5. Штаб воспитательной работы - обучающийся - развлекательный центр - участие в благотворительных акциях и мероприятиях торговых развлекательных центров (как правило, такой практикой занимаются практически все развлекательные центры, организовывая «День бесплатного боулинга», «Киносеанс в подарок»);

- заседание совета по взаимодействию (1 раз в два месяца, подведение итогов).

В соответствии с вышесказанным можно сделать следующие важнейшие выводы:

- роль и значение личностно-ориентированного подхода при организации взаимодействия социально-культурных учреждений, крайне велика: он позволяет найти приемлемый контакт с несовершеннолетним, побывавшим в статусе безнадзорного, выявить его склонности, интересы, увлечь и заинтересовать, обеспечить его полноценной социально - культурной реабилитацией;

- грамотная организация, систематический и личностно-ориентирован-ный подход помогут проводить профилактическую работу на высоком уровне и не допустить вторичных проявлений безнадзорности в среде обучающихся;

- объективное развитие социальных процессов, развитие жизни в условиях информационного общества, характеризующееся снижением культурной интеграции, определяет необходимость дальнейшего повышения эффективности взаимодействия учреждений культуры, досуга и образования с целью реализации досуговых программ, проектов, планов, ведь превращение свободного времени несовершеннолетнего в досуг способствует проявлению асоциального поведения и проявления синдрома бродяжничества;

- с учётом данных методических рекомендаций, возможно издание профилактической программы профилактики взаимодействия социально-культурных учреждений.

1. Дьюи Д. Демократизация образования. Москва: Педагогика-пресс, 2010.

2. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. Москва: Профит Стайл, 2017.

3. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Москва: Издательский Дом МГУКИ, 2007.

4. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Москва: МГУКИ, 2007.

5. Фрейберг Д., Роджерс К. Свобода учиться. Методический материал. Перевод А.Б. Орлова. Москва: Смысл, 2012.

References

1. D'yui D. Demokratizaciya obrazovaniya. Moskva: Pedagogika-press, 2010.

2. Korotaeva E.V. Psihologicheskie osnovy pedagogicheskogo vzaimodejstviya. Moskva: Profit Stajl, 2017.

3. Zharkov A.D. Teoriya i tehnologiya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Moskva: Izdatel'skij Dom MGUKI, 2007.

4. Yaroshenko N. N. Istoriya i metodologiya teorii social'no-kul'turnojdeyatel'nosti: Moskva: MGUKI, 2007.

5. Frejberg D., Rodzhers K. Svoboda uchit'sya. Metodicheskijmaterial. Perevod A.B. Orlova. Moskva: Smysl, 2012.

Статья поступила в редакцию 25.01.19

УДК 37

Chemerilova I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Faculty of Management and Social Technologies, Chuvash State University n.a. I.N. Ulyanov (Novocheboksarsk, Russia), E-mail: irina737983@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ivanova E.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Faculty of Managment and Social Technologies, Chuvash State University n.a. I.N. Ulyanov (Novocheboksarsk, Russia), E-mail: ivanova_ek_chuvsu@mail.ru

THE USE OF TECHNOLOGY OF TIME MANAGEMENT IN THE FORMATION OF SELF-ORGANIZATION SKILLS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS. The

article is dedicated to the study of the use of time management technology in the formation of self-organization skills of younger school students. The use of research tasks is achieved on the basis of the analysis of scientific literature, generalization of advanced pedagogical experience in the field of psychological and pedagogical support of the educational process in primary school, the use of methods of observation, survey, expert evaluation, test tests. The indicators of presence of skills of self-organization of activity at younger school students are allocated. The method of diagnostics of the level of formation of these skills is developed. The contents of the forming experiment and its results are revealed. Experimentally proved the effectiveness of the formation of younger school students' skills of self-organization activities using time management technology.

Key words: younger school students, self-organization skills, time management.

И.А. Чемерилова, канд. пед. наук, доц. факультета управления и социальных технологий, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Новочебоксарск, E-mail: irina737983@mail.ru

Е.К. Иванова, д-р пед наук, проф. факультета управления и социальных технологий, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Новочебоксарск, E-mail: ivanova_ek_chuvsu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.