ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
УДК 37.01
ББК 74.200 ГСНТИ 14.07 Код ВАК 13.00.01
Москвина Елена Владимировна,
директор Государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением»; 620085, г. Екатеринбург, ул. Бисертская, 143; e-mail: [email protected].
Миронов Данил Данилович,
старший преподаватель кафедры антикризисного управления и оценочной деятельности Уральского государственного горного университета; 620026, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30; e-mail: [email protected].
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: делинквентное поведение, учреждение закрытого типа, ресоциализация, подростки делинквентного поведения, коррекционно-развивающая среда.
АННОТАЦИЯ. Целью статьи явилось рассмотрение вопросов организации процесса ресоциализации подростков делинквентного поведения в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа. В статье обосновывается, что коррекционно-развивающая среда является одним из важных средств ресоциализации подростков делинквентного поведения. В статье обосновывается, что кор-рекционно-развивающая среда специального учебно-воспитательного учреждения понимается как специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию несовершеннолетних правонарушителей, но и развитие личности воспитанников посредством целенаправленного формирования их отношения к миру, людям и самим себе. Кроме определения сущности понятия «коррекционно-развивающая среда», в статье подробно представлены ее компоненты: пространственно-предметный, социальный и психолого-педагогический компоненты. Отдельно выделен специфической компонент коррекционно-развивающей среды специального учебно-воспитательного учреждения - режимный. В работе обосновано, что каждый из выделенных компонентов выполняет коррекционную и развивающую функции, определяющие результативность процесса ресоциализации подростков делинквентного поведения в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
Moskvina Elena Vladimirovna,
Director of the State Educational Institution of Sverdlovsk Region "Special Educational Institution of Closed Type for Students with Deviant (Socially Dangerous) Behavior", Ekaterinburg, Russia.
Mironov Danil Danilovich,
Senior Lecturer of Department of Anti-Crisis Management and Assessment, Ural State Mountain University, Ekaterinburg, Russia.
CORRECTIONAL-DEVELOPING ENVIRONMENT OF SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTION AS A CONDITION OF RE-SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS WITH DELINQUENT BEHAVIOR
KEYWORDS: delinquent behavior, closed institution, re-socialization, adolescents with delinquent behavior, correctional-developing environment.
ABSTRACT. The aim of the article is to consider the problems of organization of re-socialization of delinquent behavior of adolescents at special educational institutions of closed type. The article argues that the special developing environment is one of the most important instruments of re-socialization of adolescents with delinquent behavior. The looks at the correctional-developing environment of special educational institutions as a specially organized space, providing not only correction and compensation of the violated functions, adaptation and socialization of juvenile offenders, but the development of the personality of students through purposeful formation of their attitude towards the world, people and themselves. The article gives the definition of the notion of "correctional -developing environment" and singles out its components: spatial, social and psycho-pedagogical ones. Each of the highlighted components of the environment performs corrective and developmental functions. A specific component of correctional-developing environment important for special educational institutions is that of regime. The article argues that each of the distinguished components fulfills a corrective and a developing function defining the resultative nature of the process of re-socialization of adolescents with delinquent behavior at special educational institutions of closed type.
Глубокие социальные перемены в российском обществе обострили ряд негативных процессов, таких как: усиление социальной дифференциации общества, рост асоциальных семей и семей «группы риска», увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей, негативная динамика численности несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, рост рецидивной преступности несовершеннолетних. По числу несовершеннолетних, совершивших преступления, Свердловская область вошла в число десяти регионов Российской Федерации, где наблюдается их наибольший удельный вес в общей преступности (9 место), что свидетельствует о недостатках в работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов внутренних дел, а также о недостаточной эффективности применяемых профилактических и реабилитационных методик в работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Проявлением современного подхода к вопросу предупреждения совершения повторных преступлений несовершеннолетними является признание возможности их ре-социализации. В ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», в статье 9 п. 9 «ресоциали-зация» определена в перечне основных направлений и форм деятельности субъектов системы профилактики правонарушений.
Особую роль в данной системе играют специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа - это общеобразовательные учреждения, в которые помещаются несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода, которые не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния они не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность или не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния несовершеннолетние не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими [14]. Согласно ст. 92 Уголовного Кодекса РФ, помещение несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воз-
действия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода [18].
В современной науке проблема ресоциа-лизации подростков исследуется в педагогических, психологических, философских, медицинских и юридических трудах. В исторической ретроспективе, эта деятельность была связана с работой воспитательных заведений для «нравственно-испорченных детей» в дореволюционной России, а также в странах Европы. Работа в них была направлена на восстановление нормальных связей и отношений ребенка с окружающей средой, в конечном счете — на предупреждение правонарушений. В России до XIX века подростки, совершившие преступления, отбывали наказание на общих со взрослыми основаниях. Их помещали в работные дома, отдавали на военную службу, ссылали в отдаленные губернии, в Сибирь, на каторгу, заключали в тюрьмы. Серьезный вклад в развитие системы работы по исправлению трудных подростков внесли отечественные педагоги: А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский и др. На каждом историческом этапе становления и развития государства подходы к воспитанию «трудных» подростков изменялись в соответствии с разработанными и принятыми психологическими концепциями и педагогическими теориями.
В современной науке накоплен значительный теоретический и практический материал, характеризующий девиации как отклонение от социальной нормы (Я. И. Ги-линский, С. И. Голод, А. Е. Личко, В. Н. Кудрявцев, И. А. Невский, Е. Я. Тищенко, В. М. Коган), рассмотрены социально-психологические и психиатрические аспекты появления де-виантного поведения (Б. С. Братусь, И. П. Баш-катова, В. П. Кащенко, Ю. А. Клейберга, А. В. Петровского), предложены профилактические меры с подростками девиантного поведения (С. А. Беличева, М. А. Ковальчук, А. А. Сукало). Однако, как показывает имеющаяся статистика рецидива несовершеннолетних в совершении повторных преступлений, острота исследуемой проблемы не ослабевает, что требует разработки новых подходов к проектированию системы ресоциализа-ции в специальных учебно-воспитательных учреждениях, поиску условий, при которых эта система дает позитивные результаты.
В научных исследованиях существуют разные трактовки понятия «ресоциализа-ция». В основном, их рассматривают в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова ресоциализация отражает государственную политику в отношении лиц, совершивших правонарушение, и представ-
© Москвина Е. В., Миронов Д. Д., 2016
ляет целенаправленный процесс государственно-правовых мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей и осужденных. В своем исследовании мы рассматриваем ресоциализацию в узком смысле слова и полагаем, что она представляет собой относительно целенаправленный процесс восстановления социального статуса несовершеннолетнего, утраченных либо не-сформированных у него социальных навыков, изменение личностных установок за счет включения подростков в новые позитивно направленные отношения в рамках педагогически ориентированной системы превентивных и коррекционных мер, реализуемых на основе системного, аксиологического, деятельностного и восстановительного подходов. Педагогический аспект ре-социализации связан с созданием и применением в специальном учебно-воспитательном учреждении средств, обеспечивающих формирование готовности подростка делинквентного поведения к изменению личностных позиций: «должен, могу, хочу» в соответствии с ценностным переосмыслением ими социально неодобряемого опыта, осознанием смысла жизни и ее стратегии, овладением социально одобряемым опытом, что, в конечном счете, способствует приобретению подростком нового позитивного социального статуса личности.
Процесс ресоциализации возможен при соблюдении ряда условий. Одним из условий является создание в специальном учебно-воспитательном учреждении коррекционно-развивающей среды. В истории отечественной науки разные аспекты среды изучались такими учеными, как В. Г. Бочарова, Б. Вен-дровская, В. А. Кароковский, Т. Н. Маль-ковская, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Н. Е. Щуркова, В. А. Ясвин и др. Н. Ф. Велиханова включает в понятие среды всю совокупность внешних обстоятельств, необходимых для жизни, развития и самоосуществления человека, к которым относятся различные аспекты условий его жизни, в первую очередь - связи человека с другими людьми. Нарушение гармонии личности и среды вызывает нарушение отношений детей не только к другим людям и явлениям окружающего мира, но и к себе [4]. В нашем исследовании под коррекционно-развивающей средой специального учебно-воспитательного учреждения будем понимать специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию несовершеннолетних правонарушителей, но развитие личности воспитанников посредством целенаправленного формирования их отношения к миру, людям и самим себе.
Анализируя результаты научных исследований, посвященные особенностям поликультурной, коррекционной, развивающей, здоровьесберегающей среды, заметим, что общими компонентами среды являются следующие: пространственно-предметный, социальный, психолого-педагогический. Для нашего исследования важен еще такой специфической компонент среды специального учебно-воспитательного учреждения, как режимный. Каждый из выделенных компонентов среды выполняет коррекционную и развивающую функции. Рассмотрим выделенные нами компоненты подробнее.
Пространственно-предметный компонент среды включает предметы, орудия, приспособления, помещения, в которых проходит процесс ресоциализации. Здание учебно-воспитательного учреждения представляет собой современный образовательный комплекс, включающий три корпуса (учебный, игровой, административный), гараж, прачечную, столовую. В школе есть спортивный зал, атлетический зал, стадион, оборудованный полосой препятствий, хоккейной коробкой и футбольным полем. Все здания и помещения, предназначенные для воспитанников, оборудованы для их комфортной жизнедеятельности.
Подбор предметной атрибутики, дидактических материалов, оборудования и технических средств обусловлено спецификой личностного развития воспитанников, базируется на учете «зоны актуального развития воспитанников» и определяет условия для формирования «зоны ближайшего развития». В подборе предметного содержания среды учитываются принципы доступности, оптимальной и информационной целесообразности, социального развития. Работники учреждения регулярно меняют наполнение предметной среды: вносят новые атрибуты, развивающее оборудование, следят за своевременным изменением классных уголков, предметных стендов, портфолио обучающихся.
Социальный компонент среды, предполагает установление определенного характера взаимоотношений всех субъектов процесса ресоциализации: воспитанников, педагогов, родителей, медицинского персонала, работников службы режима. Он связан с созданием в учреждении атмосферы, в которой между педагогами и обучающимся, их родителями устанавливаются взаимопонимание и взаимодействие, вызывающее у подростка положительные эмоции, уверенность в себе, в своих действиях и поступках, а неудачи не рождают чувство страха и отчужденности.
Этому способствуют демонстрации традиций коллектива, введение позитивных ценностей в ранг нормы, организация взаимодействия с другими социальными
партнерами (студентами вузов, общественными и благотворительными организациями, представителями Епархии и т.д.), которые демонстрируют социальные нормы поведения, принятые в обществе. В основе конструктивного взаимодействия лежит технология сотрудничества, позволяющая воспитанникам осваивать умения организации социально-значимой совместной деятельности, формировать роль «член коллектива», нести ответственность за результаты совместной деятельности. Реализация данной технологии предполагает использование приемов групповой работы: работа в малых группах на уроках, при занятиях трудом, при работе над творческим проектом. Организуются групповые формы взаимодействия и с родителями обучающихся: совместные спортивные соревнования, творческие дела, поисковые игры.
Психолого-педагогический компонент среды предполагает отбор соответствующего содержания и методов работы по ресоциали-зации подростков делинквентного поведения. К коррекционным функциям этого компонента мы относим, согласно классификации В. П. Кащенко, педагогические и психотерапевтические методы коррекции [10]. К педагогическим методам относятся: методы общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов; коррекция страхов; метод игнорирования; метод культуры здорового смеха; коррекция навязчивых мыслей и действий; коррекция бродяжничества; самокоррекция); специальные или частно педагогические методы (коррекция недостатков поведения детей; коррекция нервного характера); метод коррекции через труд; метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива. К психотерапевтическим методам относятся внушение и самовнушение, метод убеждения. Развивающая функция этого компонента реализуется через организацию групповой и индивидуальной работы в учебной, внеучеб-ной и трудовой деятельности.
Учебная деятельность направлена на освоение воспитанниками образовательных программ, предусматривающих проведение уроков в соответствии с учебным планом и графиком, тематическим планированием, в том числе в виде интерактивных занятий; индивидуализацию и дифференциацию учебного материала по предмету; работу по компенсации пробелов в знаниях, предусматривающую индивидуальные задания во время уроков; введение в учебный план индивидуально-групповых занятий по русскому языку и математике; организацию групповой работы по взаимопомощи в изучении и повторении материала; дифференцированное домашнее задание.
Организация внеурочной работы предполагает разные мероприятия: проведение предметных недель, введение в план работы школы программ дополнительного образования, направленных на расширение и закрепление знаний или пропедевтику изучения предметов учебного плана (компьютерная графика - информатика и ИКТ, лепка из глины - изобразительное искусство, театральная студия - литература, музейное краеведение - история); организацию работы лабораторий юного химика, биолога и юного физика; подготовку докладов к школьной научно-практической конференции; организацию участия воспитанников в конкурсах регионального, Всероссийского и международного уровней.
Трудовая деятельность воспитанников включает: самообслуживающий труд и привитие санитарно-гигиенических навыков, учебно-производственный труд, социально-трудовую деятельность. Педагоги учреждения формируют у воспитанников понимание важности труда в жизни человека, повышают привлекательность социально одобряемой деятельности, формируют потребность в качественном выполнении трудовых поручений. Для этого организуется система общественных поручений (поручения структурируются от простого к сложному), на основе выявленного интереса создаются условия для его развития (в учебно-производственных мастерских, в программах дополнительного образования, в добровольческой деятельности), подросток включается в систему профориентации.
Мы выделяем также еще один специфический для специального учебно-воспитательного учреждения компонент среды - режимный. Он связан с созданием специальных условий содержания несовершеннолетних, включающие в себя: охрану территории учреждения; личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния; ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории указанного учреждения по собственному желанию; круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна; проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений [14]. Кроме того, режимный компонент предполагает право должностных лиц проводить личный осмотр несовершеннолетних, осмотр их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообще-
ний, осмотр территории указанного учреждения, спален, бытовых, других помещений и находящегося в них имущества в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению в указанных учреждениях.
Режимный компонент, как и предыдущие, выполняет коррекционную и развивающую функции. Коррекционная реализуется через введение в действие искусственных ограничителей, способствующих исправлению поведения с асоциального на социально-одобряемое. Так, организация круглосуточного наблюдения позволяет выявлять и пресекать попытки демонстрации воспитанниками неодобряемых форм поведения, в том числе во взаимоотношениях со сверстниками. Организация условий, препятствующих самовольному покиданию воспитанниками территории специального учреждения, работает на пресечение бродяжничества. Строго регламентированный распорядок дня способствует устранению привычки к безделью. Развивающая функция реализуется через развитие санитарно-гигиенических навыков, навыков ра-
ционального питания, ведения здорового образа жизни, потребности к трудовой, учебной и творческой деятельности.
Таким образом, важным условием ресо-циализации подростков делинквентного поведения является правильно организованная коррекционно-развивающая среда, включающая общие с поликультурной, коррекци-онной, развивающей, здоровьесберегающей средами компоненты, такие как пространственно-предметный, социальный и психолого-педагогический. Следует отметить, что названные компоненты в специальном учебно-воспитательном учреждении имеют свои особенности. Особенным же для организации этой деятельности является и режимный компонент, реализуемый, согласно действующему законодательству, только в специальных учебно-воспитательных учреждения. Каждый компонент среды выполняет две основных функции - коррекционную и развивающую, определяющие результативность ресоциализации подростков делинквентного поведения в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анурин А. Основы социологических знаний: глоссарий к книге. Н. Новгород : НКИ, 1998. 355 с.
2. Анчел Е. Мифы потрясенного сознания. (A megrendult ontudat mitoszai, 1974) / Пер. с венг. Е. Бочарниковой. Москва : Политиздат, 1979. 176 с.
3. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М. : Социальное здоровье России, 1994. 221 с.
4. Велиханова Н. Ф. Психолого-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных детей и младших подростков в условиях школы интерната. Коломна, 2000. 225 с.
5. Волков Ю., Мостовая И. Социология : учебник для вузов: глоссарий к книге. М. : Гардарика, 1998. 244 с.
6. Галагузова М. А., Сломчинский А. Г. Образование против преступности // Педагогика. 2007. № 3. С. 103-111.
7. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2004. 288 с.
8. Зубкова Т. И. Сущность социально-педагогической реабилитации: Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе, социальной педагогике и физическому воспитанию : материалы науч.-практ. конф. 03.04.2001. Екатеринбург, 2001. С. 107-113.
9. Касьянов В., Нечипуренко В. Социология права. Ростов н/Д : Феникс, 2001. 480 с.
10. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М. : Академия, 1999. 304 с.
11. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М. : Академия, 2001. 176 с.
12. Кон И. С. Открытие «Я». М. : Политиздат, 1978. 367 с.
13. Макаренко А. С. Пед. соч. : в 8 т. М., 1984. Т. 4.
14. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : фе-дер. закон от 24.06.99 № 120-ФЗ (ред. от 31.12.14). URL: base.garant.ru/12116087.
15. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.12 № 273-ФЗ. URL: www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_140174.
16. Паатова М. Э. Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением // Человек и образование. 2013. №4 (37). С. 99-101.
17. Толстых Н. Н., Кулаков С. А.Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 35-39.
18. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ. URL: base.garant.ru/ 58056518.
LITERATURA
1. Anurin A. Osnovy sotsiologicheskikh znaniy: glossariy k knige. N. Novgorod : NKI, 1998. 355 s.
2. Anchel E. Mify potryasennogo soznaniya. (A megrendult ontudat mitoszai, 1974) / Per. s veng. E. Bocharnikovoy. Moskva : Politizdat, 1979. 176 s.
3. Belicheva S. A. Osnovy preventivnoy psikhologii. M. : Sotsial'noe zdorov'e Rossii, 1994. 221 s.
4. Velikhanova N. F. Psikhologo-pedagogicheskaya reabilitatsiya sotsial'no dezadaptirovannykh detey i mladshikh podrostkov v usloviyakh shkoly internata. Kolomna, 2000. 225 s.
5. Volkov Yu., Mostovaya I. Sotsiologiya : uchebnik dlya vuzov: glossariy k knige. M. : Gardarika, 1998. 244 s.
6. Galaguzova M. A., Slomchinskiy A. G. Obrazovanie protiv prestupnosti // Pedagogika. 2007. № 3. S. 103-111.
7. 7шаиоУ8кауа Е. V. Беу1ап1:о^1уа (Р81кЬо^1уа otklonyayushchegosya povedeniya) : иеЬеЪпое розоЫе dlya stud. vyssh. иеЬеЪ. zavedeniy. М. : Akademiya, 2004. 288 s.
8. Zubkova Т. I. Sushchnost, sotsial,no-pedagogicheskoy reaЪilitatsii: Sovreшennye proЪleшy podgotovki spetsialistov po sotsial,noy raЪote, sotsial,noy pedagogike i fiziche-skoшu vospitaniyu : materialy nauch.-prakt. konf. 03.04.2001. EkaterinЪurg, 2001. S. 107-113.
9. Kas,yanov V., Nechipurenko V. Sotsiologiya prava. Rostov п/б : Feniks, 2001. 480 s.
10. Kashchenko V. Р. Pedagogicheskaya korrektsiya. М. : Akademiya, 1999. 304 s.
11. Kodzhaspirova О. М., Kodzhaspirov А. У^ Pedagogicheskiy slovar,. М. : Akademiya, 2001. 176 s.
12. Коп I. S. Otkrytie «Ya». М. : Politizdat, 1978. 367 s.
13. Makarenko А. S. Ped. soch. : v 8 t. М., 1984. Т. 4.
14. ОЪ osnovakh sisteшy profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh : feder. zakon о1 24.06.99 № 120^ (red. о1 31.12.14). URL: Ъase.garant.ru/l2ll6o87.
15. ОЪ oЪrazovanii V Rossiyskoy Federatsii : feder. zakon ot 29.12.12 № 273-FZ. URL: www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_l40l74.
16. Paatova М. Е. SotsiaГno-pedagogicheskaya reaЪilitatsiya podrostkov s deviantnym povedenieш // Chelovek i oЪrazovanie. 2013. №4 (37). S. 99-101.
17. Tolstykh N. Kulakov S. A.Izuchenie шotivatsii podrostkov, iшeyushchikh paguЪnye privychki // Voprosy psikhologii. 1989. № 2. S. 35-39.
18. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13 iyunya 1996 goda № 63-FZ. URL: base.garant.ru/ 58056518.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова