Учитель распределяет учащихся по малым группам, знакомит с ситуацией, системой оценивания решений и временем их выполнения, определяются докладчики.
На втором этапе учащиеся работают с кейсом на уроке. Знакомятся с особенностями ситуации, выделяют основную проблему. Предложенная задача относится к типу задач Г ^ В на взаимопереходы моделей функциональной зависимости от графической модели к вербальной. В этих задачах осуществляется перевод с языка графических изображений на язык свойств функции. Решая их, обучающийся должен обнаруживать особенности графиков и выражать результаты проведенного анализа вербально. Проанализи-
Библиографический список
ровав графики, учащиеся предлагают решение и его презентацию для всего класса. Заключительным шагом работы с кейсом является рефлексия хода решения задачи.
Педагогический опыт показывает, что метод кейса, относящийся к интерактивным методам обучения, побуждает школьников к активному обучению, вызывает позитивное отношение к предмету [6]. Выполняя на уроках или дома, предложенные учителем кейсы на взаимопереходы моделей функциональной зависимости, ученики проявляют самостоятельность, инициативу в получении функционально-графических знаний и развитии функционально-графических умений, что способствует развитию ФГГ учащихся.
1. Балакирева Г.В. Применение кейс-технологии на уроках математики. Available at: https://infourok.ru/doklad-po-temeprimenenie-keys-tehnologii-na-urokah-matematiki-783272.html
2. Винеская А.В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
3. Майер Е.И. Метод кейсов в процессе обучения математике. Молодой учёный. 2017; 13: 571 - 574. Available at: https://moluch.ru/archive/147/41325/
4. Артищева Е.К., Газизова А.И., Мугаллимова С.Р Педагогика высшей школы. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2012.
5. Пермякова М.Ю. Характеристика понятия «функционально-графическая грамотность обучающихся». Мир науки, культуры, образования. 2012; 6 (37): 251 - 253.
6. Устинова Т.Б. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа. Available at: festival.1september.ru/articles/512028/
References
1. Balakireva G.V. Primenenie kejs-tehnologii na urokah matematiki. Available at: https://infourok.ru/doklad-po-temeprimenenie-keys-tehnologii-na-urokah-matematiki-783272.html
2. Vineskaya A.V. Metod kejsov v pedagogike: praktikum dlya uchitelej i studentov. Rostov-na-Donu: Feniks, 2015.
3. Majer E.I. Metod kejsov v processe obucheniya matematike. Molodoj uchenyj. 2017; 13: 571 - 574. Available at: https://moluch.ru/archive/147/41325/
4. Artischeva E.K., Gazizova A.I., Mugallimova S.R. Pedagogika vysshejshkoly. Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS, 2012.
5. Permyakova M.Yu. Harakteristika ponyatiya «funkcional'no-graficheskaya gramotnost' obuchayuschihsya». Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2012; 6 (37): 251 - 253.
6. Ustinova T.B. Kejs-tehnologii kak uslovie aktivizacii samostoyatel'noj raboty studentov kolledzha. Available at: festival.1september.ru/articles/512028/
Статья поступила в редакцию 02.02.19
УДК 379.8
Novikova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Smolensk state Institute of arts (Smolensk, Russia), E-mail: [email protected]
Romanova G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Smolensk state Institute of arts (Smolensk, Russia), E-mail: [email protected]
Suldikova I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Smolensk state Institute of arts (Smolensk, Russia), E-mail: [email protected]
CUSTOM PLAYGROUNDS AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF CREATIVE PROJECTS. The article attempts to work out a detailed classification of non-standard sites for creative projects. The authors draw attention to the innovative approach of specialists in the implementation of creative projects in the socio-cultural sphere in recent years. The assumption is made about the direct dependence of the quality of the creative project as a product of the service sector on the introduction of non-standard platforms. In particular, the emphasis is placed on the sites of the "loft" format, as well as the co-working process, as a factor in the development of creative potential and creative interaction. Special attention is paid to the concept and process of coworking as a working platform for the exchange of experience and creative cooperation in the preparation and implementation of socio-cultural projects using innovative technologies and non-standard platforms.
Key words: non-standard platforms, creative projects, loft, installations, laser show, creative workshops, design plant.
Н.А. Новикова, канд. пед. наук, доц., Смоленской государственный институт искусств, г. Смоленск, E-mail: [email protected]
Г.А. Романова, канд. пед. наук, доц., доц.. Смоленской государственный институт искусств, г. Смоленск, E-mail: [email protected]
И.В. Сульдикова, канд. пед. наук, доц., Смоленской государственный институт искусств, г. Смоленск, E-mail: [email protected]
НЕСТАНДАРТНЫЕ ПЛОЩАДКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
В статье предпринята попытка подробной классификации нестандартных площадок для реализации творческих проектов. Авторы обращают внимание на инновационный подход специалистов в реализации творческих проектов в социально-культурной сфере за последние годы. Делается предположение о прямой зависимости качества творческого проекта как продука сферы услуг от внедрения возможностей нестандартных площадок. В том числе, акцент делается на площадках формата «лофт», а также процессе коворкинга, как фактора развития творческого потенциала и творческого взаимодействия. Особое внимание уделяется понятию и процессу коворкинга, как рабочей территории для обмена опытом и творческого сотрудничества в подготовке и воплощении социокультурных проектов с использованием инновационных технологий и нестандартных площадок.
Ключевые слова: нестандартные площадки, творческие проекты, лофт, инсталяции, лазерное шоу, творческие мастерские, дизайн-завод.
Нестандартные площадки - необычные места, с необорудованной сценой, организованные для проведения различного рода проектов, концертов, праздников, выставок, творческих мастерских и мастер-классов.
Площадки бывают разных размеров и типов: от гигантских спортивных стадионов, арен среднего размера, залов для концертов, открытых площадок любых размеров до небольших клубов и баров, а также совсем нестан-дарные решения в виде заброшенных территорий или производственных помещений.
Такие площадки условно можно разделить на определенные категории:
- Фестивальные площадки. Находятся в открытых местах, которые обычно используются в летний сезон. Бывает от 10 000 до 120 000 постоянных посетителей для дневных или многодневных концертов.
- Стадионы. Это крупнейшие объекты для концертов, в среднем от 30 000 и более зрительских мест. Они, как правило, настроены на спортивные мероприятия и при живых концертных выступлениях требуют времени для подготовки и переустройства.
- Амфитеатры. Находятся на открытых площадках, как правило, это от 5000 до 30000 зрителей, и используются они, в основном, в хорошую погоду и летние сезоны.
- Арены. Меньше, чем стадионы, обычно вмещают от 5000 до 20000 человек.
- Театры. Могут быть легко адаптированы для концертов и, как правило, рассчитаны на 1000-6000 человек.
- Средние музыкальные площадки. Предназначенные для концертов, эти-площадки имеют готовые звуковые решения и вместимость у них обычно от 1 000 до 6 500 человек.
- Небольшие концертные площадки. Такие как дома культуры, небольшие театры и филармонии. Вместимость 400 - 1000 человек.
- Маленькие музыкальные площадки и клубы. Вместимость часто от 100 до 400 человек.
- Площадки формата «лофт» и «коворкинг». В основном пригодны для мастер-классов и подготовки мероприятий на всех вышеперечисленных площадках.
В концепции моделирования мероприятий на данных площадках могут быть задействованы следующие технологии:
VR/виртуальная реальность - например, аттракционы виртуальной реальности, помогающие гостям праздника перенестись в атмосферу тематического экшена или хоррора. Видеоигры и очки виртуальной реальности должны лишь дополнять основную программу, ведь люди собираются на мероприятии, чтобы пообщаться, а не только побывать в виртуальном мире.
AR/дополненная реальность - отличается от виртуальной тем, что виртуальные объекты накладывают на реальный мир.
MR/смешанная реальность - гибрид виртуальной и дополненной реальности. Вместо простого проецирования виртуальных объектов как в AR, технология позволяет создавать действительно новые объекты на основе полученных данных. Человек одновременно видит и пространство, и голограммы, слышит звуки игры и реального мира. В результате происходящее максимально реалистично.
Интерактивные стенды и гаджеты - интерактивные инсталляции с динамически меняющейся информацией помогут развлечь гостей. Можно создать стенд для записи музыки, рисования, фотостойку и многое другое.
3D mapping или видеомэппинг - проекционные шоу, создание и проецирование 3D изображений на рельефные, объемные поверхности: людей, автомобили, здания, специально созданные конструкции, практически любые движущиеся или неподвижные объекты. От обычных световых шоу отличаются объемностью изображений и использованием проектора вместо лазера.
Искусственный интеллект на мероприятиях - например, виртуальные помощники / хостесы, которые встречают гостей в welcome-зоне.
Новые технологии применяют и для съемки мероприятия. Панорамные фотографии в 360 градусов, гоу-про, дроны. Так можно получить красивые фотографии и ролики, которые не сделать обычной камерой или при съемке изнутри мероприятия.
Современное мультимедийное шоу - продукт синтеза света, звука, огня, воды, лазера, видео и слайд-проекции. Опыт работы над мультимедийными шоу зарубежом и в России. Лазерное шоу - шоу с использованием лазера: Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation, что означает «усиление света при помощи вынужденного излучения»; лазерная графика, оригинальная лазерная, сценография, батареи салютов, разноцветные дымы, фонтаны, вспышки, шары. Пиротехнические шоу, синхронизированные с музыкой, «поющие фонтаны» [1, с. 16].
Нестандартные площадки - это во многих случаях действительно очень эффективный и порой дающий удивительные результаты, способ сделать мероприятие по-настоящему эффектным, незабываемым и атмосферным.
В современной социокультуной ситуации, когда коммерческий сектор пытается всеми силами перетянуть потребителя культурных услуг на свою сторону стало популярным организация досуга на такой нестандартной площадке как лофт. При этом под организацией мы понимаем Лофт как система учреждений, основанная на организации досугового пространства в бывших производственных помещениях. Данная тема привлекает сферу культуры несколькими преимуществами: необычным интерьером, возможностью создать атмосферу того или иного мероприятия, а также подготовить его качественно, собрать команду в удобном месте. Особенно актуальным этот метод становится при организации масштабных мероприятий, когда возможности попасть на итоговую площадку представляется только в самый последний момент, а собственных площадей для реализации проекта нет.
В широком смысле «loft» в переводе с английского означает чердачное или находящееся непосредственно под крышей помещение. Более узкое, но и более распространенное сегодня значение слова loft - большое, открытое помещение в бывших промышленных, производственных, складских или иных зданиях, реконструированное под жилые, административные и социально-культурные цели [2, с. 78].
Огромный вклад в развитие этого стиля внес Энди Уорхол, известный художник, один из основателей направления поп-арт, создавший в стиле «лофт» свою знаменитую мастерскую «Фабрика» на Манхэттене. Обретя популярность, концепция лофт постепенно развивалась, но общие черты таких помещений остались прежними - высокие потолки, открытые пространства, огромные окна и сохранение внутренних конструктивных элементов в их первоначальном виде (балки, трубы, коммуникации и т. д.) [3, с. 156].
В период активного перехода сферы российской культуры в экономический сектор и расширения комплекса услуг даже в городах с населением от 50 до 500 тысяч человек понятие лофт становится неотъемлемой частью не только досуга населения, но активного производства культурных услуг.
Библиографический список
Территории бывших фабрик и мануфактур обновляются и становятся творческими мастерскими, территориями для единомышленников и рабочими местами для фрилансеров. Теперь здесь читают лекции, проводят выставки и создаются минимаркеты.
Арт-кластеры проще всего проследить на примере Москвы - от огромных центров современного искусства до небольших, но очень интересных пространств, расположенных в разных уголках столицы. В качестве примера можно выделить следующие объекты:
- дизайн-завод «Флакон» Один из первых творческих кластеров в Москве. Место, где можно свободно творить, самовыражаться и просто приятно проводить время. «Флакон» - это многочисленные шоу-румы, мастерские, рестораны, арт-кафе, а также площадка для концертов, перформансов, различных событий. Здесь всегда можно купить что-то необычное, вдохновиться новыми идеями и начать создавать что-то своё.
- центр творческих индустрий «Фабрика» Мирно соседствует с фабрикой технических бумаг «Октябрь», предоставляя территории под мастерские разнообразных арт-проектов и творческих студий. Сотрудничает с РГГУ и Высшей Школой художественных практик и музейных технологий в рамках проекта «CURATING». Здесь же живет Мастерская-резиденция городских перепланировщиков «ПАРТИЗАНИНГ» и работает «КИНОФАБРИКА» - совместный проект с Музеем Кино [4, с. 96].
- коворкинг «Рабочая станция». Пакеты с предложениями имеют символичные названия: «Хипстер», «Фрилансер» и «Стартап». Кроме рабочего пространства здесь можно поучиться на лекциях и семинарах. Пространство отличается современным дизайном, просторными и легкими по ощущениям помещениями, в нем много естественного света и ничто не напоминает о формализме и скуке офиса. Само понятие коворкинг вошло в обиход не так давно. Понятие это происходит от английского Co-working, «совместная работа» и в широком смысле означает подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве; в узком - подобное пространство, коллективный офис [5, с. 34].
В 90-е годы XX века страна потеряла производственные мощности и взамен получила заброшенные здания различных масштабов. На территории некоторых крупных заводов на данный момент располагаются торговые и торго-во-развлекательные центры. Примером такого перерождения может служить торгово-развлекательный центр «Галактика» в Смоленске, расположенный в здании бывшего льнокомбината. Его площадь составляет 66 800 квадратных метров, по периметру двухэтажного здания П-образной формы для удобства посетителей оборудовано 1100 парковочных мест.
К сфере культуры и развлечений можно отнести следующие объекты: «GALAXY PARK» - крупнейший в регионе крытый парк аттракционов федерального значения, 7D-кинотеатр, Кинотеатр «Сильвер Синема», Магазин-клуб настольных игр и комиксов «Бумажный солдат», контактный зоопарк «Любопытный ослик», детская игровая зона.
И это только один из вариантов использования лофт-территорий. В перспективе расширяется спектр услуг, предоставляемых на данных объектах. В городах миллионниках уже существуют проекты, в основу которых положен принцип аренды отдельных секторов лофт-объектов представителями различных сфер культуры и искусств - художниками фотографами, исполнителями -музыкантами и вокалистами, режиссерами, актерами.
К сожалению, многими еще неверно трактуется понятие лофт. Стремясь быть в тренде, предприниматели пользуются терминами, чтобы привлечь внимание потребителя, специально или по незнанию искажая смысл те только самого термина, но и внутреннего содержания деятельности.
Примером такого «псевдолофта» может служить студенческая столовая нового формата, открытая в здании бывшей же столовой. Не смотря на то, что в данном заведении действительно проходят разного рода молодёжные мероприятия, мы не можем отнести его к категории лофт. В тех случаях, когда в данном заведении проходят тематические мероприятия, переоборудуется зал, огранизу-ются квесты или игровые программмы, маскарады - объект становится нестандартной площадкой.
В итоге, говоря о нестандартных площадках, можно условно разделить их на две большие группы - площадки для проведения мероприятий и площадки для их подготовки. В последнее время все более актуальными становятся площадки формата лофт, в том числе объекты для коворкинга. Совместное творчество в данном контектсе не просто служит стимулом к развитию творческого потенциала, но и открывает новые горизонты для сотрудничества в совершенно ранее не известных форматах. И как следствие повышение качества реализации проектов.
1. Карлик А.Е., Титов А.Б., Алексеев A.A., Полшков Д.А., Самойлов A.B. Инновационные аспекты развития предприятий. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭиФ, 2009.
2. Лясковская Е.А., Довбий И.П., Узких Ю.А. Формирование инновационной экономики России: монография. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ 2009.
3. Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. Москва: Вильямс, 2013.
4. Посталюк М.П. Влияние разных факторов экономической системы на инновационные отношения в конкурентной среде. Проблемы современной экономики. - Санкт-Петербург 2005; 3 (15): 34.
5. Минцберг Генри. Менеджмент: природа и структура организаций глазами гуру. Перевод с английского. О.И. Медведь. Москва: ЭКСМО, 2009.
References
1. Karlik A.E., Titov A.B., Alekseev A.A., Polshkov D.A., Samojlov A.B. Innovacionnye aspekty razvitiya predpriyatij. Sankt-Peterburg: Izd-vo SPbGU'EiF, 2009.
2. Lyaskovskaya E.A., Dovbij I.P., Uzkih Yu.A. Formirovanie innovacionnoj 'ekonomikiRossii: monografiya. Chelyabinsk: IC YuUrGU, 2009.
3. Tompson A.A., Striklend A.D. Strategicheskij menedzhment: koncepcii i situacii dlya analiza. Per. s angl. A.R. Ganieva, 'E.V. Kondukova. Moskva: Vil'yams, 2013.
4. Postalyuk M.P. Vliyanie raznyh faktorov 'ekonomicheskoj sistemy na innovacionnye otnosheniya v konkurentnoj srede. Problemy sovremennoj 'ekonomiki. - Sankt-Peterburg, 2005; 3 (15): 34.
5. Mincberg Genri. Menedzhment: priroda i struktura organizacijglazamiguru. Perevod s anglijskogo. O.I. Medved'. Moskva: 'EKSMO, 2009.
Статья поступила в редакцию 28.01.19
УДК 379.8
Chavykina U.G., 3rd year postgraduate, Department of Art Business, Tourism and Advertising; teacher of Department of Social and Cultural Activities,
Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Simonyan M.S., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Krasnodar State Institute of Culture
(Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN ORGANIZING THE INTERACTION OF SOCIO-CULTURAL INSTITUTIONS IN THE PREVENTION OF CHILD NEGLECT. The article reveals a concept of personality-oriented approach as an integral part of the modern educational process. Since education is, first of all, training and education, the personality-oriented approach is considered as a basic criterion of the educational component. Social and cultural institutions act as educational institutions and are full-fledged bodies of the prevention system. Their interaction with each other in general and with the educational organization in particular, form a model of preventive work, the achievement of results in which is impossible without the use of the method of the personality-oriented approach. The main idea of this approach is creation of conditions under which assimilation of knowledge, formation of skills acts as process of vigorous, independent creative activity, the fascinating mind, will, feelings giving a scope of identity of the personality and to her self-development.
Key words: personality- focused approach, welfare establishment, prevention.
У.Г. Чавыкина, аспирант 3 курса каф. арт-бизнеса, туризма и рекламы, преп. каф. социально-культурной деятельности,
Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, E-mail: [email protected]
М.С. Симонян, доц. каф. социально-культурной деятельности, Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар,
E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В статье раскрывается понятие личностно-ориентированного подхода как неотъемлемой части современного образовательного процесса. А поскольку образование - это, прежде всего, обучение и воспитание, то личностно-ориентированный подход рассматривается как базисный критерий воспитательной составляющей. Социально-культурные учреждения выступают как воспитательные институты и являются полноценными органами системы профилактики. Их взаимодействие между собой в целом и с общеобразовательной организацией в частности, образуют модель профилактической работы, достижение результатов в которой невозможно без применения метода личностно-ориентированного подхода. Основной идеей системы личностно-ориентированного подхода является создание условий, при которых усвоение знаний, формирование умений и навыков выступает как процесс активной, самостоятельной творческой деятельности, захватывающий ум, волю, чувства, дающий простор индивидуальности личности и её саморазвитию.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, социально-культурное учреждение, профилактика.
Проблема распространения детской безнадзорности особо остро стоит в последние десятилетия. Это глобальная социально значимая проблема, в решении которой на сегодняшний день задействованы многочисленные органы системы профилактики: полиция, наркокотроль, здравоохранение, образование, объединённые в общую комиссию по делам несовершеннолетних. Система работы с несовершеннолетними, побывавшими в статусе безнадзорного, носит сугубо традиционный характер, не отличается индивидуальным подходом и, как правило, носит формальный характер. Весь функционал по профилактической работе возложен на систему образования, а другие учреждения выполняют сопроводительные функции. Но решением данной проблемы является уход от традиционных форм профилактической работы и переход к инновационному - личностно-ори-ентированному подходу с условием взаимодействия социально-культурных учреждений между собой, результатом которого является снижение уровня безнадзорности в образовательном учреждении на микроуровне, в регионе - на макро.
Динамическое развитие российского общества сегодня требует формирования яркой индивидуальной, прагматичной, раскрепощённой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме, поэтому в постепенный переход в Российской Федерации к личностно-ориентированному образованию, которое включает в себя обучение и воспитание, реализуется в условиях развития навыков самостоятельной работы и творчества и предполагает осознанную ориентацию педагога на личность воспитанника, что является условием его развития.
Наличие личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании состоит в том, чтобы содействовать максимальному содействию в развитии человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Особо важна роль личностно-ориентированного подхода при организации профилактической работы по профилактики безнадзорности несовершеннолетних при взаимодействии социально-культурных учреждений.
Социально-культурная деятельность обладает достаточно мощным педагогическим потенциалом, который, на сегодняшний день, недостаточно полностью
раскрыт и неполно применяется в сфере профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Данный факт определяет необходимость педагогического соотнесения всех субъектов взаимодействия социально-культурных учреждений для решения данной проблемы в детско-подростково-молодёжной среде.
В силу своей особой специфики, борьба с безнадзорностью требует особых форм, которые будут соответствовать реалиям сегодняшнего дня и, прежде всего, будут опираться на закон. По мнению автора, каноны именно личностно-ориентированного подхода полностью соответствуют нормам законодательства и канонам педагогики - в данном случае - личностно-ориентированного подхода.
Проблема личностно-ориентированного подхода в философской мысли возникла довольно давно. Американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм и родоначальник философии образования (прагматическая педагогика) Джон Дьюи считал, что основа учебно-воспитательного процесса - это интересы ребенка. Согласно педагогическим идеям Дж. Дьюи, обучение должно происходить с помощью опытного познания [1, с. 52]. В образовательных учреждениях (школах) предметы для обучающихся (школьников) должны быть индивидуальны для каждого в силу его и интересов и практического применения этих знаний ребенком в дальнейшей жизни. Возможно, это и было началом личностно-ориентированного подхода как метода воспитания.
Основоположник личностно-ориентированного подхода считается Адольф Дистервег - выдающийся немецкий педагог - демократ, создатель дидактики развивающегося обучения. Также важную роль в становлении личностно - ориентированной парадигмы сыграли педагоги - новаторы В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амо-нашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков.
Как было сказано выше, качественная и результативная реализации личностно - ориентированного подхода в педагогической профилактике недостаточно полно реализуется без взаимодействия социально-культурных учреждений.
На данный момент приоритет в данной области отдан в социологии и социальной психологии (работы ГМ. Андреевой, А.А. Бодалева, Э. Берне, М.С. Кагана, РЛ. Кричевского).