for mutual transitions of models of functional dependencies. The article proves that for the development of functional-graphic literacy of schoolchildren, in particular, to generalize and systematize functional-graphic knowledge, teaching cases can be applied using graphical algorithms and tasks for mutual transitions of functional dependence models.
Key words: case-technology, case-task, training cases, mutual transitions ofmodels of functional dependencies, functional graphic literacy.
О.А. Кириллова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Шадринский государстеаоаош eeyaeoeuce<rma ^ueypaaesm», о. Шафинсу E-mu//: ye00i3@marp
М.Ю. Пермякова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагosusesaua ycdespsumcme, о. Шафинск-
E-mail: [email protected]
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТН ОСТИ УЧАОЦИХСЯ
Среди современных образовательных технологий, позволяющих развивать у учеников ааасис neoofflfcc унссае сеаоьоыо еиеуагиё, еппедеопор see-ности, подбирать наилучший, подходящий только ему вариант или план реализации, авторы выделеютаейю-тетыосогию. Встатьвгфреодится понуоие кейс-метода и классификация кейсов, выделяется специфика каждого из них. pnoae ои^.со аиторв оатаневловпоося et oSyesocao кессс, nfjsaspflT этапы его выполнения и рассматривают их реализацию на примере использованат теёетпдаси не eosTMTseceboybi медвлвё фndкsиaaaaиныd заииие-мостей. В статье обосновывается, что для развития функционально-графичесвойфаметноптеуиаi^ers, s есссыости, длу dls^ernr и s;neTeo^BS3ar|as функционально-графических знаний можно применять обучающие кейсы, с прзменезием графасасое апгоатааоа и задав os агеиоозедехс^ды мудуыет функциональной зависимости.
Ключевые слова: кейс-технология, кейс-задача, обучающие кейсы, взаимапереходы оррроеП фaaицdosdoncыe 3brsasMcos^s, сИуиецеыаааа-но-графическая грамотность.
В соответствии с современными требованиями образования и ФГОС ООО основными результатами деятельности общеобразовательной организации должны быть не знания, умения и навыки школьников, а набор компетентностей по разным сферам деятельности. Современное обучение должно быть таким, чтобы выпускник был способен, не зависимо от других, решать возникающие проблемы [1].
Для решения стоящих перед школой задач, учителю математики необходимо организовывать деятельность школьников в поисковом режиме. Среди современных образовательных технологий, позволяющих развивать у учеников умения проводить анализ реальных ситуаций, определять ценности, подбирать наилучший, подходящий только ему вариант или план реализации, можно выделить кейс-технологии или метод конкретных ситуаций. В случае не однократного использования данной технологии в период учебного времени, школьники приобретают стабильные навыки решения прикладных задач. Данная технология мало известна среди методов активного обучения, как многие другие распространенные методы. Мало используется в обучении математике, так как поиск решения поставленного перед учениками вопроса не всегда имеет явное решение.
Кейс-технология - это единый термин технологии обучения, состоящий из методов анализа. К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций; метод кейсов; метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии.
Спецификой кейс-технологии является конструирование проблемных ситуаций, фундамент которых составляют факты из реальной жизни. Разрабатывая задания для обучающего кейса по математике требуется выделить проблемную ситуацию, которая должна базироваться на теоретическом материале, находящемся в зоне актуального развития школьника, и при этом являющимся новым для обучающегося, например, в области формулировки задачи, способа его решения [2].
Остановимся на одном из методов - методе кейсов. Метод кейсов - это такой метод решения какой либо проблемы, которая предполагает применение всех знаний, всего творческого потенциала школьника.
Обучающий кейс учитель может разделить на несколько подзадач, решая которые школьники приближаются к решению главной задачи, тем самым проводя ее исследование.
Исследовательский кейс представляет собой набор заданий, которые характеризуются уже более высоким уровнем сложности. Но не следует забывать, что содержание, способы и приемы решения должны быть в зоне ближайшего развития школьника. Разработка заданий исследовательского кейса начинается с отбора заданий по математике из школьного курса, которые потребуют от школьника изучение дополнительного материала (включающего в себя новые знания для учащегося) или применение других ранее полученных знаний по математике, или из других дисциплин. В основу заданий исследовательского кейса учитель так же может положить и содержательные олимпиадные задачи [3].
Практический кейс по математике для школьников, как правило, направлен на индивидуальную работу обучающегося. Выполнение заданий такого характера обычно требует больших временных затрат. Такие кейсы учитель может предложить решить как на уроке, так и дома. При этом проверка выполненных заданий не отличается особой сложностью. Её можно проводить по разному: это может быть и фронтальная работа в виде обсуждения со школьниками алгоритма выполнения и проверка промежуточных решений, а можетиработавмал ых группах, представляющая собой рассмотрение полученных решений каждого школьника, и выступление одного из них перед всем кпассомситоговым вариантом [4].
Обучающие кейсы могут быть использованы для подготовки к итоговой аттестации по математике. Среди требований, проверяемых на ЕГЭ по математике, как Однрврго, той и профильном хрииса, веделтют окение выполтятитеПсивип сф^ки^рми.кате^е яваиетпи кбоиенхниомфиекц иогалгие-фафпмеорпй фа-матаорти (МОД) риащирее. Ыпы ФМП рчещехеп иомитото госпмемс фупкиидндыиы но-графических знаний иемеииёиееОхпд тмт.хилритонир и пеотраенкодрафи-иы оааеапааатып Щрдкдий| [р]. Tтaеипиесеа, а ереанияад во еыоеие гдафисес функций и производных справляютая окола!5п%выпустика Есдчеатве одныЫ из причин юажиа н акиаис боовсхС оПини Срскаыюнадвды-фоЖопотгоге тоЕBтыби ла. пцднисЕсающеговре сыдержатле шгаппнаго пптсд выиемадикр, и дoитaпдчиo аегтцастсыО опп еоеаирев, Рншрлтию рече птoееeмы пигиождп Dтр¡тцба п сждарв жавипииоЖ дторпно оонорср, опнпог-ооыН ип ибгмрмвтlа иродриаиажнирх. С рсрсп с-^ии-^, для ебoОщeнтяgcтотeибтигaцнg фантцваналвва-фифнчет.гит тдакси можно применито дбдсасщпе ваввы, е паноититием гc^Cпиебекпc Евнс^^йт^мдч и задач на взаимопереходыводелтй ^ппкеи^г^емм оИ^^^аи-^ос^в.
оии рабе-е т ежпоеом жоИнив цлecрар gейотсжпхaтстт теса итаиои.даосбк товительный этап, реапооацря кжнра, ечогсоетикжастиапдв, вg.рaбвтсаомнтep-^^aивх, раражЕопче чысоыои. беиcпoррие пер1^с^е оно знаке подцоТдее.
На подсаоивитееннемптапе фармуосррщреи зеде н, то сама учебсас оитиеьпп. ежпам о приделаются ижппосы| на кcгтетп,lт жJсoлсйхкем, еоеле еиееипд лсет ыпцприждав| нтрм Ореепеаид едсеа
cщбc-аaДочaт."Гии ипевба Аг В и Щ двсгофрсс ситl^(ыыитeИитз р точента ГО часох, Не цнцтпDеткщeтeDвавы го^оТной айаралреИ чмазме1в ОПд -Ф (лыСи-, Ип^П^ио скорости поезда А состоитвкотпезкжипрямых, а гцифик скорости паезда В - из
2
учасркоиоараеоеспетшинаЕГилрчках о — 6, е в36 и о = 12 е = 26—
2 ' В"
Скорость поезда С задена ртаввапиои =(о) = 80 - 0,250 .
1. Чему равна сумма скоростей поездов А и В в момент времени t = 8 с. М. Есои см1- ускоренте паезда В а а ~ уикарениепоездо С в тамант времени t = 14 ч, то чему равно значение выражения а2 - 3а1.
3. Какой вид имеет математическая модель для нахождения аф поез-
теС.
Учитель распределяет учащихся по малым группам, знакомит с ситуацией, системой оценивания решений и временем их выполнения, определяются докладчики.
На втором этапе учащиеся работают с кейсом на уроке. Знакомятся с особенностями ситуации, выделяют основную проблему. Предложенная задача относится к типу задач Г ^ В на взаимопереходы моделей функциональной зависимости от графической модели к вербальной. В этих задачах осуществляется перевод с языка графических изображений на язык свойств функции. Решая их, обучающийся должен обнаруживать особенности графиков и выражать результаты проведенного анализа вербально. Проанализи-
Библиографический список
ровав графики, учащиеся предлагают решение и его презентацию для всего класса. Заключительным шагом работы с кейсом является рефлексия хода решения задачи.
Педагогический опыт показывает, что метод кейса, относящийся к интерактивным методам обучения, побуждает школьников к активному обучению, вызывает позитивное отношение к предмету [6]. Выполняя на уроках или дома, предложенные учителем кейсы на взаимопереходы моделей функциональной зависимости, ученики проявляют самостоятельность, инициативу в получении функционально-графических знаний и развитии функционально-графических умений, что способствует развитию ФГГ учащихся.
1. Балакирева Г.В. Применение кейс-технологии на уроках математики. Available at: https://infourok.ru/doklad-po-temeprimenenie-keys-tehnologii-na-urokah-matematiki-783272.html
2. Винеская А.В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
3. Майер Е.И. Метод кейсов в процессе обучения математике. Молодой учёный. 2017; 13: 571 - 574. Available at: https://moluch.ru/archive/147/41325/
4. Артищева Е.К., Газизова А.И., Мугаллимова С.Р Педагогика высшей школы. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2012.
5. Пермякова М.Ю. Характеристика понятия «функционально-графическая грамотность обучающихся». Мир науки, культуры, образования. 2012; 6 (37): 251 - 253.
6. Устинова Т.Б. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа. Available at: festival.1september.ru/articles/512028/
References
1. Balakireva G.V. Primenenie kejs-tehnologii na urokah matematiki. Available at: https://infourok.ru/doklad-po-temeprimenenie-keys-tehnologii-na-urokah-matematiki-783272.html
2. Vineskaya A.V. Metod kejsov v pedagogike: praktikum dlya uchitelej i studentov. Rostov-na-Donu: Feniks, 2015.
3. Majer E.I. Metod kejsov v processe obucheniya matematike. Molodoj uchenyj. 2017; 13: 571 - 574. Available at: https://moluch.ru/archive/147/41325/
4. Artischeva E.K., Gazizova A.I., Mugallimova S.R. Pedagogika vysshejshkoly. Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS, 2012.
5. Permyakova M.Yu. Harakteristika ponyatiya «funkcional'no-graficheskaya gramotnost' obuchayuschihsya». Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2012; 6 (37): 251 - 253.
6. Ustinova T.B. Kejs-tehnologii kak uslovie aktivizacii samostoyatel'noj raboty studentov kolledzha. Available at: festival.1september.ru/articles/512028/
Статья поступила в редакцию 02.02.19
УДК 379.8
Novikova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Smolensk state Institute of arts (Smolensk, Russia), E-mail: [email protected]
Romanova G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Smolensk state Institute of arts (Smolensk, Russia), E-mail: [email protected]
Suldikova I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Smolensk state Institute of arts (Smolensk, Russia), E-mail: [email protected]
CUSTOM PLAYGROUNDS AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF CREATIVE PROJECTS. The article attempts to work out a detailed classification of non-standard sites for creative projects. The authors draw attention to the innovative approach of specialists in the implementation of creative projects in the socio-cultural sphere in recent years. The assumption is made about the direct dependence of the quality of the creative project as a product of the service sector on the introduction of non-standard platforms. In particular, the emphasis is placed on the sites of the "loft" format, as well as the co-working process, as a factor in the development of creative potential and creative interaction. Special attention is paid to the concept and process of coworking as a working platform for the exchange of experience and creative cooperation in the preparation and implementation of socio-cultural projects using innovative technologies and non-standard platforms.
Key words: non-standard platforms, creative projects, loft, installations, laser show, creative workshops, design plant.
Н.А. Новикова, канд. пед. наук, доц., Смоленской государственный институт искусств, г. Смоленск, E-mail: [email protected]
Г.А. Романова, канд. пед. наук, доц., доц.. Смоленской государственный институт искусств, г. Смоленск, E-mail: [email protected]
И.В. Сульдикова, канд. пед. наук, доц., Смоленской государственный институт искусств, г. Смоленск, E-mail: [email protected]
НЕСТАНДАРТНЫЕ ПЛОЩАДКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
В статье предпринята попытка подробной классификации нестандартных площадок для реализации творческих проектов. Авторы обращают внимание на инновационный подход специалистов в реализации творческих проектов в социально-культурной сфере за последние годы. Делается предположение о прямой зависимости качества творческого проекта как продука сферы услуг от внедрения возможностей нестандартных площадок. В том числе, акцент делается на площадках формата «лофт», а также процессе коворкинга, как фактора развития творческого потенциала и творческого взаимодействия. Особое внимание уделяется понятию и процессу коворкинга, как рабочей территории для обмена опытом и творческого сотрудничества в подготовке и воплощении социокультурных проектов с использованием инновационных технологий и нестандартных площадок.
Ключевые слова: нестандартные площадки, творческие проекты, лофт, инсталяции, лазерное шоу, творческие мастерские, дизайн-завод.
Нестандартные площадки - необычные места, с необорудованной сценой, организованные для проведения различного рода проектов, концертов, праздников, выставок, творческих мастерских и мастер-классов.
Площадки бывают разных размеров и типов: от гигантских спортивных стадионов, арен среднего размера, залов для концертов, открытых площадок любых размеров до небольших клубов и баров, а также совсем нестан-дарные решения в виде заброшенных территорий или производственных помещений.
Такие площадки условно можно разделить на определенные категории:
- Фестивальные площадки. Находятся в открытых местах, которые обычно используются в летний сезон. Бывает от 10 000 до 120 000 постоянных посетителей для дневных или многодневных концертов.
- Стадионы. Это крупнейшие объекты для концертов, в среднем от 30 000 и более зрительских мест. Они, как правило, настроены на спортивные мероприятия и при живых концертных выступлениях требуют времени для подготовки и переустройства.
- Амфитеатры. Находятся на открытых площадках, как правило, это от 5000 до 30000 зрителей, и используются они, в основном, в хорошую погоду и летние сезоны.
- Арены. Меньше, чем стадионы, обычно вмещают от 5000 до 20000 человек.
- Театры. Могут быть легко адаптированы для концертов и, как правило, рассчитаны на 1000-6000 человек.
- Средние музыкальные площадки. Предназначенные для концертов, эти-площадки имеют готовые звуковые решения и вместимость у них обычно от 1 000 до 6 500 человек.
- Небольшие концертные площадки. Такие как дома культуры, небольшие театры и филармонии. Вместимость 400 - 1000 человек.
- Маленькие музыкальные площадки и клубы. Вместимость часто от 100 до 400 человек.
- Площадки формата «лофт» и «коворкинг». В основном пригодны для мастер-классов и подготовки мероприятий на всех вышеперечисленных площадках.