Научная статья на тему 'Влияние креативных составляющих на городскую культурную среду: региональный аспект'

Влияние креативных составляющих на городскую культурную среду: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1453
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / URBAN ENVIRONMENT / CREATIVE SPACE / CULTURAL ENVIRONMENT / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Антонова Людмила Юрьевна

В статье рассматривается воздействие креативного пространства на развитие региональной городской культурной среды в современных условиях. От формирования городской культурной среды в регионах зависит развитие культурных индустрий и связанных с ними отраслей: туристического, гостиничного, ресторанного и других видов бизнеса. Обозначены основные проблемные аспекты удовлетворения потребностей населения в досуговом пространстве, обоснована необходимость создания и популяризации новейших форм в сфере культурных услуг. В настоящее время становится популярной новая отрасль производства промышленность впечатлений, в рамках которой стремительно развивается такой вид культурных услуг, как креативные пространства: арт-пространства, креативные кластеры, арт-кафе, различные лофт-проекты, тайм-кафе, коворкинг-зоны. Впервые была сделана попытка выявить и определить креативное пространство как новую модель культурных институций, а также раскрыть особенности формирования креативного пространства в условиях городской культурной среды на примере Тюмени. Сделан вывод о том, что роль креативного пространства в жизни города будет определяться распространением его влияния и связями с окружающим социумом.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article impact of creative space on development of regional urban cultural environment in modern conditions is considered. Development of the cultural industries and the related branches depends on formation of urban cultural environment in regions: tourist, hotel, restaurant and other types of business. The main problem aspects of meeting the needs of the population in the leisure space are identified, the necessity of creating and popularizing the newest and most advanced forms in the field of cultural services is substantiated. Nowadays, a new branch of production is becoming popular -the industry of impressions, within which such kind of cultural services as creative spaces are rapidly developing: art spaces, creative clusters, art cafes, various loft projects, time cafes, co-working zones. Attempt to reveal and define creative space as new model of cultural institutions, and also to open features of formation of creative space in the conditions of urban cultural environment on the example of Tyumen was for the first time made. The conclusion that the role of creative space in life of the city will be defined by distribution of its influence and communications with surrounding society is drawn.

Текст научной работы на тему «Влияние креативных составляющих на городскую культурную среду: региональный аспект»

ЛИЯНИЕ КРЕАТИВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ НА ГОРОДСКУЮ КУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

УДК 008:316.334.56 Л. Ю. Антонова

Тюменский государственный институт культуры

В статье рассматривается воздействие креативного пространства на развитие региональной городской культурной среды в современных условиях. От формирования городской культурной среды в регионах зависит развитие культурных индустрий и связанных с ними отраслей: туристического, гостиничного, ресторанного и других видов бизнеса. Обозначены основные проблемные аспекты удовлетворения потребностей населения в досуговом пространстве, обоснована необходимость создания и популяризации новейших форм в сфере культурных услуг. В настоящее время становится популярной новая отрасль производства - промышленность впечатлений, в рамках которой стремительно развивается такой вид культурных услуг, как креативные пространства: арт-пространства, креативные кластеры, арт-кафе, различные лофт-проекты, тайм-кафе, коворкинг-зоны. Впервые была сделана попытка выявить и определить креативное пространство как новую модель культурных институций, а также раскрыть особенности формирования креативного пространства в условиях городской культурной среды на примере Тюмени. Сделан вывод о том, что роль креативного пространства в жизни города будет определяться распространением его влияния и связями с окружающим социумом.

Ключевые слова: городская среда, креативное пространство, культурная среда.

L. Yu. Antonova

Tyumen State Institute of Culture, the Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury),

Resbubliki str., 19, 625003, Tyumen, Tyumen Region, Russian Federation

In article impact of creative space on development of regional urban cultural environment in modern conditions is considered. Development of the cultural industries and the related branches depends on formation of urban cultural environment in regions: tourist, hotel, restaurant and other types of business. The main problem aspects of meeting the needs of the population in the leisure space are

АНТОНОВА ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА - кандидат культурологии, доцент кафедры социально-культурной деятельности, культурологии и социологии факультета социально-культурных технологий Тюменского государственного института культуры ANTONOVA LYUDMILA YURYEVNA - Ph.D. (Cultural Studies), Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activity, Cultural Studies and Sociology, the Faculty of Social and Cultural Technologies, Tyumen State Institute of Culture

THE IMPACT OF CREATIVE COMPONENTS IN THE URBAN CULTURAL MILIEU: A REGIONAL PERSPECTIVE

e-mail: luda-ckd@mail.ru © Антонова Л. Ю., 2018

identified, the necessity of creating and popularizing the newest and most advanced forms in the field of cultural services is substantiated. Nowadays, a new branch of production is becoming popular -the industry of impressions, within which such kind of cultural services as creative spaces are rapidly developing: art spaces, creative clusters, art cafes, various loft projects, time cafes, co-working zones. Attempt to reveal and define creative space as new model of cultural institutions, and also to open features of formation of creative space in the conditions of urban cultural environment on the example of Tyumen was for the first time made. The conclusion that the role of creative space in life of the city will be defined by distribution of its influence and communications with surrounding society is drawn.

Keywords: urban environment, creative space, cultural environment, environment.

Для цитирования: Антонова Л. Ю. Влияние креативных составляющих на городскую культурную среду: региональный аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 6 (86). С. 17-26.

В современном обществе происходят глобальные изменения в социальной и культурной среде. Местом сосредоточения социокультурных модификаций и выразителем этого процесса является город как специальное объединение пространства, как особый социум, связывающий различные субкультуры и сообщества. Культурное пространство со своими традициями, ритмами жизни, символами, образцами поведения, коммуникациями существует в каждом городе, независимо от того, мегаполис это или провинциальный городок. Для архитекторов и градостроителей сегодня стали естественными представления о «городской среде», «сельской среде», «пространственной среде поселения», в то же время в различных научных интерпретациях можно встретить словосочетания «городская культура», «креативное пространство», «культурная среда».

Таким образом, можно отметить, что понятия «городская культурная среда» и «культурное пространство» на данный момент тесно переплетены.

Городская среда составляет основу городской культуры, вершину её существования, являясь одновременно и продуктом городской культуры. Но более глубоко понять значение этого термина можно лишь при изучении эмпирического материала,

связанного с процессами развития культуры города, который поможет разобраться с общими закономерностями её развития и рассмотреть суть личных (необычных и отдельных) их проявлений.

Культурную среду изучают с различных пространственных позиций, наполняя данное понятие предметным содержанием. Одни полагают, что среда - это то, что только освоено и используется человеком. Другие видят в ней окружение, совокупность природных условий, в том числе и культурные объекты, в которых осуществляется деятельность человеческого общества.

Различны и пространственные мнения о среде. Чаще всего представление о среде разбирается, исходя из территориального признака. Существуют суждения, о том, что среда - это ограниченное пространство, выделенное по отдельным функциональным признакам. В то же время среда - это и пространство, окружающее людей, и способы взаимодействия между ними. В социально-антропологическом смысле можно говорить об окружении жизнедеятельности как культурной среде. Само же взаимодействие людей в социуме является неотъемлемым компонентом среды.

Многозначны мнения и о структуре среды. Одни авторы видят структуру с точки зрения жителя - как населённый пункт.

Остальным же ближе структура функционального зонирования города с точки зрения градостроителей, архитекторов, проектировщиков, то есть кварталов, больших зон города, микрорайонов, районов и т.п.

Исходя из ценностей культуры в современном мире формируется необходимость создания среды, где в общении друг с другом люди будут ощущать себя легко, комфортно и независимо. «Современному большому городу сложно обрести семиотическую целостность, но это одно из условий положительной идентичности горожан и важный показатель состояния городского сообщества. Эта проблема не только не теряет своей значимости для семиотики города, но и актуализирует новые направления исследовательской и практической деятельности» [1, с. 12].

Уточним, что понятие «городская культурная среда» исследовалось в работах Л. Б. Когана, Э. А. Орловой и других. Так, под «культурной средой» Э. А. Орлова понимает образцы деятельности и поведения, идеи, отношения, вещи, взаимодействия в качестве совокупности культурных объектов, которые употребляются людьми в повседневной жизни и профессиональной сфере [5].

В научно-исследовательской литературе изучаются многообразные составляющие городской культурной среды. Определённым потенциалом формирования обладает любая окружающая среда. «Семиотический анализ знаково-символических ресурсов города важен как в целях повышения эффективности коммуникационных процессов в рамках городского сообщества, так и в целях внешнего брендинга города. При этом задачи как внутреннего, так и внешнего потребления городской среды взаимосвязаны. Эти ресурсы влияют на качество городской среды, определяя её ценность.

Семиотика и аксиология города в этом смысле пересекаются» [1].

Американский учёный К. Линч выделил пять важных типов, составляющих городскую среду, в которые он включил стратегические пункты города (узлы или ядра), а именно - дороги, границы, или края, по которым связываются районы, а также здания, башни, которые служат ориентирами и находящиеся внутри города [2]. Анализируя предложенные типы элементов, можно увидеть только внешние составляющие городской культуры, обезличенной, схематичной. Естественно архитектура - это необходимое пространство культуры, её история, но в то же время нужно учитывать, что на формирование личности активно влияют физиологические, психологические, эстетические качества архитектуры, и в некоторых моментах даже активнее, чем другие виды искусства.

Архитектурная среда может воздействовать на человека посредством стимулов. Это могут быть стимулы информационные (формы и признаки, позволяющие узнавать, ассоциировать объекты культурных ценностей), а также стимулы функциональные (вещи, способствующие человеческой жизнедеятельности). Эти стимулы могут быть активными и пассивными, нейтральными, выражающими обычность, однообразие элементов, и успокаивающими, демонстрирующими гармоничное сочетание форм. Более того, качество «пространства архитектуры» постоянно влияет на подсознание человека, а с другой стороны, развивает его зрительные образы, выражает общественную сущность. Это так называемый принцип «гений места».

Архитектура - это компромисс, который сберегает былое, память, образовывает настоящее, остро реагируя на взгляд жителей, и продвигает общество к наилуч-

шему будущему, реализуя новые технологии. Но архитектура - это только первая часть в определении городской культурной среды. Вторая часть характеризуется содержательностью учреждений города: культурных, образовательных, рабочих пространств.

Таким образом, с учётом имеющихся определений, культурную среду города можно анализировать в узком и широком смысле. В первом варианте внимание сосредоточивается на области деятельности отдельных людей, государственных и социальных институтов, что включает процесс создания и потребления продуктов креативности, куда можно отнести музыкальное и театральное творчество, кинематограф, литературу, изобразительное искусство, во всей их исторической и эстетической конкретности. В широком смысле в общественную культуру города можно включить культуру быта, общения, культуру предметного окружения людей, в том числе и архитектурный дизайн города, где каждый житель может материализовать себя как общественный субъект [3].

Культурную среду разумно охарактеризовать как многоуровневую и цельную систему, содержащую события социально-культурной жизни, объекты культурного наследия, а также субъекты культурных процессов. Социально-культурная среда связана с политическими, социально-экономическими, социально-психологическими, художественными, духовно-нравственными, культурно-историческими областями жизнедеятельности людей. В то же время социокультурная среда включает разнообразные феномены, которые можно отнести к социальной (в виде узких, базисных социальных объектов) и культурной (в виде совокупности норм, идей, традиций, ценностей, смыслов) среде.

Креативное пространство стран и регионов выступает важным показателем уровня их развития и составляет потенциал их дальнейшего совершенствования. В рамках креативного пространства городской среды происходит разработка национального и регионального интеллектуального продукта, здесь формируется перспективный имидж, направленный на восстановление и развитие регионов и пространств. Во многих странах развитие креативного пространства означает рост конкурентоспособности региона. В этом видят путь выхода из экономического кризиса и способ реструктуризации экономики страны. Наряду с экономическими задачами, развитие творческого пространства выполняет символическую задачу, запуская имиджевый механизм, формирующий творческую среду поселения, что можно видеть на примере таких российских городов, как Санкт-Петербург, Казань и других [9].

Творческие (креативные) пространства не являются производителями обычного продукта массового потребления. Здесь перед нами иные конфигурации и методы работы с посетителями, с использованием новейших технологий и творческого подхода. Продукт, предоставляемый креативным пространством, полностью оправдывает своё существование, а во многих регионах является необходимым для развития культуры и искусства, воздействуя на модификацию рынка и экономики региона в целом, а также влияя на отдельно взятую личность. «Продукт» общественного (креативного) пространства выбирается потребителем, исходя из востребованности каждого из благ и доступности ценовой политики, и, соответственно, имеет потребительскую ценность [3].

Проблема развития городов непосредственным образом связана с проблемой

социокультурной трансформации региона, именно об этом идёт речь в монографии Л. Г. Скульмовской, посвящённой противоречиям разнонаправленного развития культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в постсоветский период [7]. «Уровень культурного развития территориального образования, как сложноструктурированный феномен, предполагает наличие нескольких уровней культуры населения, проживающего в данном районе:

• регионального управления сферой культуры;

• насыщенности культурной жизни;

• развития инфраструктуры сферы культуры и материальной базы сферы культуры;

• привлечения населения в культурно-творческую деятельность;

• насыщенности домов предметами культурно-бытового назначения;

• активности со стороны власти и населения по сохранению культурного и природного наследия» [7, с. 184].

Город и выступает в истории культуры как аккумулятор многообразия (функций, общения, деятельности, ценностных систем). Действительно, основная социо-пространственная роль города - быть центром притяжения для жителей всего региона. Вначале догородские общины включали в себя центр и являлись самодостаточными фокусами. Возникла объективная культурная необходимость в создании новых центров тяготения по мере усложнения социальной, культурной, общественной жизни. Город стал концентрировать разнообразие доступностью, открытостью городских центров, тем самым становясь новым инструментом в пространстве культуры.

Креативное пространство иногда ассоциируют с медиапространством, так как в мегаполисах, крупных и даже провинциаль-

ных городах сходные площадки являются центром сосредоточения социально-культурной жизни населения, несмотря на то, что в научных трудах нет чёткого определения понятия «креативное пространство». В то же время творческое общественное пространство - это общедоступная территория, предназначенная для свободного самовыражения и взаимодействия людей. Выделение креативных составляющих в городской культурной среде реализует системно-пространственный подход к историческим, архитектурным, туристским, а также к обезличенным отдалённым районам.

Креативные пространства города - это всегда доступные территории, где люди могут свободно демонстрировать плоды своего творчества, проявлять инициативу в творческих процессах, обмениваться опытом, мнениями с другими акторами. При этом креативное пространство города -это не только возможность демонстрации и самовыражения, но в то же время вероятность найти партнёров, потребителей созданных товаров или предлагаемых услуг. Так, для Тюмени креативное (творческое) пространство - это явление достаточно инновационное. Тюмень по заботе о чистоте, социальной инфраструктуре, уровню социальной политики является развитым городом, а в некоторых случаях лидером среди других городов. Но это достижение последних лет, в особенности - последнего десятилетия. Ранее в умах россиян Тюмень была некоронованной «столицей деревень», самым грязным и разбитым городом России.

Тюмень - современный город. На развитие культуры региона значительное влияние оказали административные реформы, которые неоднократно изменяли территорию нынешней Тюменской области. Главная достопримечательность Тюмени - это набережная реки Туры, которая представ-

ляет собой главную зону отдыха в центре города. Берега реки высокие, и это позволило сделать набережную четырехуровневой. Пешеходный Мост Влюблённых отлично вписывается в ансамбль набережной и вместе с ней является визитной карточкой Тюмени. Прямо от набережной берёт начало улица Республики - главная артерия города, совсем недалеко находятся памятник основателям, областной музей, архитектурно-строительный университет - ещё один символ Тюмени, и Свято-Троицкий мужской монастырь. Летом работают фонтаны, а многочисленные лавочки редко пустуют. Также здесь проводятся различные флэш-мобы и городские мероприятия.

Это место достаточно перспективно для развития креативного пространства региона, если в привлекательно обустроенном городском пространстве создать не только зону отдыха, но и место знакомства со знаковыми персонажами и событиями истории региона, способствовать созданию творческого пространства, или арт-пространства, места для самовыражения, креативной деятельности горожан и гостей города. Например, этому поможет проведение различных мастер-классов, презентаций, организация образовательных площадок, реализация лофт-проектов и т.д.

В Тюмени в 2017 году командой регионального проекта «Моя территория» было проведено исследование с целью определения состояния, проблем, перспектив креативных индустрий в городе1.

По мнению большинства принявших участие в опросе, в Тюмени существует довольно много переговорных площадок, конференц-залов, но в то же время мало специализированных помещений для выставок,

1 См.: https://moi-portal.ru/novosti/172133-tyu-men-perspektivnyy-gorod-dlya-razvitiya-kreativnykh-soobshchestv/

репетиционных залов, не хватает мастерских, современных образовательных площадок, коворкингов и практически отсутствуют территории для взаимодействия и обмена опытом (или об их существовании нет достаточной информации). Также в городе нет достаточного количества мест, где бы единомышленники, мастера могли общаться, делиться опытом, а также воплощать свои идеи.

В этом исследовании принимали участие более 150 представителей креативной индустрии Тюмени, включая медианаправ-ление, визуальное искусство и сферу PR. Результаты опроса показали, что инфраструктура нашего города содействует выработке общественной креативной экономики, однако это направление в городе нужно развивать и приумножать. Отметим, что в формировании культурного пространства региона заинтересованы власти Тюменской области и города.

В конце 2017 года было проведено заседание, где принимали участие бизнесмены Тюмени, директора сообществ и устроители городских мероприятий. Например, поступило предложение о создании креативной библиотеки, куда вошли бы службы «Консультант по чтению», Creative Book Bazar, клуб «Прочитал - перескажи», медленное чтение на английском. Также было предложено организовать мастер-классы по вышивке и крашению тканей, ткачеству, а также предоставить помещения фотографам. Помимо этого, предлагалось использовать площадку под проведение научно-популярных лекций или интеллектуальных викторин «Что? Где? Когда?», либо для мастерской керамистов, мастер-классов для детей, школы искусств для взрослых, вечеров юмора в стиле Stand Up.

На заседании было высказано много интересных идей, требующих для реа-

лизации специально оборудованного пространства. В результате было принято решение о поддержке идеи создания креативного пространства нового мультицентра вместо Конторы пароходства и склада купца Колмакова.

Авторы проекта проанализировали состояние ныне действующих креативных площадок в Тюмени, обсудили идеи по использованию нового пространства, где необходимо организовать площадку, способную не просто трансформироваться и не дублирующую уже имеющиеся пространства, но и учитывающую интересы и потребности жителей. Открытие нового креативного пространства для молодёжи предполагается в 2019 году. В формировании этого креативного пространства активное участие принимает городская администрация.

Команда мультицентра «Моя территория» планирует доработать предложенные концепции и на конкурсной основе определить победителей, чьи проекты впоследствии будут реализованы.

С учётом индивидуальных увлечений и способностей людей творческое пространство создаёт потенциал для формирования городской культуры и даёт возможности для креативной самореализации личности. Необходимость использования площадей под творческие кластеры, проектирование на основе территориально-средового подхода позволяют расширить радиус проектной деятельности за счёт единого подхода субъектов (носителей) к выявленной в ходе исследования проблеме и структурным элементам социокультурной системы: учреждениям культуры, спорта, образования и воспитания, здравоохранения, общественным организациям и объединениям, органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации и т.д.

Применительно к Тюмени данная проблема является одной из особо актуальных: в городе достаточно много пустующих тор-гово-офисных пространств, нефункциони-рующих особняков и заводов, сооружённых в дореволюционный и советский периоды. Потенциально их можно приспособить под креативные объекты. Такие творческие составляющие города способствуют развитию разнообразных социальных групп населения, их жизнедеятельность становится более содержательно наполненной. Креативное пространство в данном случае определяется как инфраструктура, где есть возможность реализации проектов, проведения и посещения мероприятий, поиска сторонников, партнёров для осуществления современных важных социально-культурных проектов [8].

Такая инфраструктура учреждений культуры и искусства, развитие и появление новых центров может вносить свой вклад не только в общую духовно-просветительскую деятельность региона, государства, но и всецело решать конкретные задачи организации существования города: разгружать историческую (центральную) часть города, формировать новые центры культуры и досуга.

И здесь международный опыт по организации современного культурного пространства является наглядным и положительным примером использования потенциала гармоничного сочетания культурных реалий различных исторических периодов. В то же время он показывает, что необходим грамотный, продуманный подход к размещению новых культурных объектов в городе. Основательный вклад в обустройство городского пространства может внести организация современных учреждений социокультурного профиля в пределах города, перераспределяя нагрузку на историче-

ский центр и территориально односторонние участки города.

Обсуждая направления развития культурного городского регионального пространства будущего, важно учитывать необходимость компетентного сочетания исторических культурных памятников прошлого, сохраняя их для будущих поколений, а также деятельно поддерживать и способствовать формированию современного искусства, учитывая также пространственно-организационные возможности города.

Необходимо отметить, что креативное пространство можно рассматривать и как часть туристской отрасли. Для большинства туристов главная цель - культурно-познавательная, включающая знакомство с традиционными достопримечательностями города. Но также необходимо предлагать туристам и нестандартные маршруты, включая и креативные пространства. Вовлекая туристов в креативное пространство города, мы показываем творческое лицо города, тем самым расширяя возможности демонстрации городской культурной среды с иной точки зрения.

В настоящее время успешное развитие города напрямую зависит от экономических составляющих, что связано с экономическими показателями города. Сформированное креативное пространство является хорошей возможностью для инвестиций. Современный инвестор, наряду с функцией коммерческого совершенствования, выполняет социальную функцию, в том числе и по развитию территорий. Для бизнеса является важной окупаемость проекта, получение финансовой отдачи, а также признание и узнаваемость на рынке. Участие в проекте и есть взаимовыгодное сочетание культуры и бизнеса в креативном пространстве. Также следует отметить, что креативные пространства - это новый тренд в организации

мероприятий, по этому вопросу уже идут широкие обсуждения на различных научных конференциях.

Итак, в современных условиях общественные, творческие (креативные) пространства набирают популярность, так как эти площадки располагают преимуществом проведения мероприятий, использования творческого, оригинального подхода в соотнесении с традиционными местами проведения деловых мероприятий. Естественно, есть и проблемы использования креативных пространств, которые в основном связаны с оснащением пространства соответствующей техникой, атрибутикой, мебелью. Решение этих проблем видится в привлечении партнёров в лице ивент-кампа-ний, заинтересованных в проведении деловых мероприятий. Мероприятие, созданное в креативном пространстве, является запоминающимся, создаёт благоприятное впечатление у зрителей и участников.

Подводя итог, отметим, что через развитие и поддержку проектов арт-простран-ства и других творческих проектов, входящих в креативное пространство Тюмени, происходит развитие творческой молодёжной среды города, идёт процесс экспериментирования, самообразования и реализации их собственного творческого видения мира, региона, города. Это важно и для развития социальной инфраструктуры куль-турно-досуговых учреждений, умножения туристической привлекательности Тюмени.

В число других задач, поставленных перед творческой площадкой города Тюмени, входит:

• разработка новейших передовых форм создания культурной услуги на постоянной основе;

• разработка и трансляция тематических художественных выставок и фотовыставок;

• организация тематических вечеров (музыкальных, литературных, клубов общения) в целях повышения культурного уровня населения;

• оказание отдельных креативных видов услуг (индивидуальные фотосессии и пр.).

Тюмень является крупным областным центром, в котором преобладает молодое население, особенностью города является его этноконфессиональность. При этом Тюмень - это мультикультурный центр с богатым социальным капиталом, хорошо развитой социальной политикой.

При анализе направлений развития культурного городского пространства будущего важно учитывать организационно-пространственные возможности каждого города и при этом энергично помогать развитию всей системы культурной жизни, включая современное искусство. Важно сохранить для будущего поколения культурное наследие прошлого через грамотное

сочетание историческо-культурных сфер с современными инновационными технологиями. Креативные составляющие в городской среде дадут возможность для создания комфортных условий представителям творческих профессий, помогут производить конкурентоспособный продукт. Важной составляющей здесь оказывается создание соответствующей инфраструктуры и среды для привлечения молодёжи, которая является главным социальным субъектом, способным к инициативе и обратному воздействию на общество. Именно в городе с развитой инфраструктурой культурных учреждений в современных условиях в обязательном порядке появляются новые формы культурных институций. Создание современных, инновационных центров культуры и искусства с креативными площадками позволяет перераспределить нагрузку с центра города (исторических мест) на территориально ограниченные, отдалённые районы, что актуально для российских городов.

Примечания

1. Барышников С. В., Барышникова А. Г. Культурная среда современного города: семиотический аспект // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук : сборник статей. Вып. 1 (5) / Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий» ; [С. Т. Антипов, Г. А. Быковская, Л. И. Первова (отв. редакторы) и др.]. Воронеж : Научая книга, 2015. С. 9-14.

2. Линч К. Образ города / пер. с англ. В. Л. Глазычева ; сост. А. В. Иконников ; под редакцией А. В. Иконникова. Москва : Стройиздат, 2010. 328 с.

3. Назарова М. П. Архитектурное пространство как социокультурный феномен : [монография] / Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. Волгоград : ВолгГАСУ, 2010. 134 с.

4. Новаторов В. Е. Социально-культурный маркетинг : история, теория, технология : учебное пособие. Санкт-Петербург [и др.] : Планета музыки : Лань, 2015. 382 с.

5. Орлова Э. А. Социология культуры : учебное пособие для вузов. Москва : Академический Проект, 2012. 575 с.

6. СкульмовскаяЛ. Г. Город в пространстве культуры региона: общее и особенное : [монография] / Нижневартовский государственный педагогический институт, Санкт-Петербургский институт бизнеса и права, Нижневартовский филиал. Санкт-Петербург : Инфо-Да, 2004. 160 с.

7. Скульмовская Л. Г. Регион как субъект функционирования и развития культуры : монография. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2005. 299 с.

8. Суховская Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 650-652. URL: https://moluch.ru/archive/57/7762/

9. Чистова М. В., Концевич Г. Е. Перспективное территориальное планирование - залог успешного социально-экономического развития курортной территории // Гуманизация образования. 2014. № 3. С. 56-62.

References

1. Baryshnikov S. V., Baryshnikova A. G. Kul'turnaya sreda sovremennogo goroda: semioticheskiy aspekt [Cultural environment of the modern city: semiotic aspect]. In: Antipov S. T., Bykovskaya G. A., Pervova L. I., eds. Sovremennyeproblemygumanitarnykh i obshchestvennykh nauk. Vypusk 1 (5) [Modern problems of the humanities and social sciences. Issue 1 (5)]. Voronezh, Publishing house "Nauchaya kniga", 2015. Pp. 9-14.

2. Lуnch Kevin The image of the city. Cambridge, Mass.; London (In Rus. edition: Linch K. Obrazgoroda [The image of the city]. Ed. by A. V. Ikonnikova. Moscow, Publishing house "Stroyizdat", 2010. 328 p.)

3. Nazarova M. P. Arkhitekturnoe prostranstvo kak sotsiokul'turnyy fenomen [Architectural space as a social and cultural phenomenon]. Volgograd, Publishing house of the Institute of Architecture and Civil Engineering of Volgograd State Technical University, 2010. 134 p.

4. Novatorov V. E. Sotsial'no-kul'turnyy marketing: istoriya, teoriya, tekhnologiya [Social and cultural marketing: history, theory, technology]. St. Petersburg, etc., Publishing house "Lan", Publishing house "Music Planet", 2015. 382 p.

5. Orlova E. A. Sotsiologiya kul'tury [Sociology of culture]. Moscow, Publishing house "Academic Project", 2012. 575 p.

6. Skulmovskaya L. G. Gorod v prostranstve kul'tury regiona: obshchee i osobennoe [City in the space of culture of the region: the general and the special]. St. Petersburg, Publishing house "Info-Da", 2004. 160 p.

7. Skulmovskaya L. G. Region kak sub"yektfunktsionirovaniya i razvitiya kul'tury [Region as a subject of the functioning and development of culture]. Ekaterinburg, Publishing house of the Ural State University, 2005. 299 p.

8. Sukhovskaya D. N. Realizatsiya tvorcheskogo potentsiala naseleniya cherez kreativnyye prostranstva goroda: lofty, zony kovorkinga, art-territorii [Realization of the creative potential of the population through the creative spaces of the city: lofts, coworking zones, art territories]. Young Scientist. 2013, no. 10, pp. 650-652. Available at: https://moluch.ru/archive/57/7762/

9. Chistova M. V., Kontsevich G. E. Advance spatial planning - the key to the successful social and

economic development of the resort area. Humanization of Education. 2014, no. 3, pp. 56-62. (In Russian)

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.