РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
PART 2 PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378.147
В. А. Богданов, Л. М. Мануйлова, Омский государственный педагогический университет
ФОРМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Проанализированы виды взаимодействия высших учебных заведений с учреждениями сфер образования и социальной защиты населения, рассмотрены изменения действующего законодательства об основах социального обслуживания населения на примере территориальных профильных комплексных центров. Авторами выявлена и обоснована необходимость сохранения и дальнейшего укрепления связей этих учреждений в целях комплексной подготовки будущих специалистов к деятельности в указанных сферах.
Ключевые слова: волонтёрская деятельность, профессиональные компетенции, социально-педагогические проекты, социальное партнёрство, социокультурная сфера.
Распад СССР и формирование нового российского государства напрямую отразились на социальных процессах, происходящих в обществе, не только с позиций предоставления населению льгот и других видов поддержки, но и на системе функционирования учреждений социокультурной сферы в целом. Необходимость эффективной работы этой системы обусловлена тем, что она является системообразующим фактором нравственного и патриотического воспитания граждан. Сама же социокультурная сфера имеет в своём основании такие базовые социальные явления, как культура, нравственные ценности, общественные отношения и др.
Многообразие существующих определений культуры требует более чёткой конкретизации этого понятия. Так, В. В. Грицианова определяет категорию «культура» как систему «...исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех её основных проявлениях» [9]. В трактовке Г. П. Выжлецова культура выступает практической реализацией общечеловеческих и духовных ценностей [5].Общим научным подходом является представление о культуре как об основном элементе формирования человеческого общества, определяющем уровень его развития, деятельности и норм поведения. Вместе с тем, уровень развития культуры общества определяет и присущие этому обществу ценности. Наличие нравственных ценностей регулирует отношения между цивилизованными индивидами, глубоко проникнув в социальные традиции. Они поддерживаются привычкой и обычаем, выполняют функции закона, основываясь на практической этической мудрости [10].
Вместе с тем, соблюдение общечеловеческих нравственных ценностей формируют социум, развивая относительно независимые от природы социальные отношения, что, в конечном итоге, способствует постепенному переходу на более высокий уровень развития общества.
Именно этим определяется значимость функционирования социокультурной сферы в современных условиях. Задействованные в ней учреждения, действуя в сотрудничестве с образовательными, медицинскими, культурными, спортивными и другими организациями, обладают широкими возможностями в работе с разными категориями населения, в том числе с детьми и лицами, нуждающимися в социальном обслуживании. Основными направлениями этой деятельности являются:
- информационная, организационная, социальная, педагогическая и психологическая помощь семье и детям;
- повышение психологической устойчивости и формирование психологической культуры граждан, в первую очередь, в сферах межличностного, семейного и родительского общения;
- работа с детьми и подростками, направленная на формирование общей культуры, адаптации к жизни в обществе;
- содействие гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
- психологическая адаптация граждан к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
- психокоррекционная работа с детьми и подростками, а также консультирование родителей по вопросам семейного воспитания и развития личности детей;
- содействие оздоровлению детей из малоимущих и многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении;
- пропаганда среди детей и подростков здорового образа жизни;
- разработка и реализация развивающих, профилактических программ, а также индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации лиц, нуждающихся в социальном обслуживании;
- участие в реализации плановых мероприятий, программ, благотворительных акций, проводимых субъектами социокультурной сферы местного и регионального уровня;
- привлечение государственных, муниципальных, общественных организаций и учреждений, религиозных объединений, а также частных лиц к решению вопросов оказания социальной поддержки семьям по профилактике сиротства, правонарушений и безнадзорности детей и подростков;
- внедрение в практику новых технологий и форм работы с населением местного сообщества.
Данная работа осуществляется на основе принципов:
- адресности, когда оказание социальных услуг происходит по принципу нуждаемости конкретного лица;
- добровольности, т. е. услуги не могут оказываться вопреки воле гражданина, за исключением случаев, когда речь идёт об угрозе его жизни и здоровью;
- гуманности - заботливом и внимательном отношении к лицам, нуждающимся в социальных услугах;
- конфиденциальности - неразглашении тайны, уважении прав и личной жизни граждан, бережном отношении к их чувствам;
- профилактической направленности работы, т. е. оказании помощи до попадания граждан в критическую ситуацию.
Объединение усилий в данной деятельности вызвано, в первую очередь, недостаточным финансированием, материально-техническим, методическим и кадровым обеспечением функционирования учреждений социокультурной сферы, поэтому только совместные усилия позволяют отдельным организациям успешно участвовать в реализации крупных социально значимых инициатив. Эффективным инструментом улучшения этой ситуации видится развитие социального партнёрства с образовательными организациями, осуществляющими подготовку специалистов социального профиля, а также представителями малого и среднего бизнеса. Привлечение сторонних организаций разной формы собственности к участию в субсидиарных и грантовых программах позволяет снизить остроту финансовых, материально-технических и кадровых затруднений, увеличивает узнаваемость учреждений в общественных кругах, способствует укреплению статуса органов социальной защиты.
Если взаимодействие с представителями бизнес-сообщества помогает лишь в некоторой степени решить проблему внебюджетного поступления средств, то сотрудничество с вузами позволяет осуществлять достаточно масштабные социально значимые мероприятия, упростить процесс предоставления необходимых помещений, получать доступ к дополнительным источникам финансирования, а самое
главное - решить кадровую проблему на взаимовыгодных условиях, поскольку кафедры социально -гуманитарной направленности функционируют как в профильных, так и в непрофильных университетах. При этом организовать такую кадровую поддержку можно по-разному: на официальных началах она может проходить в форме педагогической (производственной) практики, на регулярной основе целесообразно привлечение к деятельности учреждений студентов -волонтёров, и, наконец, для осуществления крупных проектов допустимо участие созданных при вузах общественных организаций.
В настоящее время взаимодействие высших учебных заведений с учреждениями сфер образования и социальной защиты населения г. Омска осуществляется в следующих видах:
- организация учебной и производственной практики студентов соответствующих образовательных профилей;
- предоставление баз для написания выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций;
- рецензирование научными работниками программ социальной направленности, разработанных сотрудниками учреждений;
- участие сотрудников учреждений в работе научно-практических семинаров и конференций профильной направленности, проводимых вузами;
- привлечение студентов к организации и проведению отдельных мероприятий учреждений;
- реализация совместных социально значимых проектов.
Наиболее востребованными при этом традиционно являются первые три вида совместной работы, поскольку отвечают прямым интересам сторон. Эта деятельность осуществляется вузами и учреждениями социальной защиты на договорной основе и носит регулярный характер. Оставшиеся формы взаимодействия используются в гораздо меньших объёмах, хотя именно они несут основной потенциал партнёрства учреждений социально-образовательной сферы. В первую очередь это касается осуществления проектной деятельности - формы взаимодействия, способствующей формированию профессиональных компетенций будущих специалистов.
Использование проектного метода в социокультурной сфере после почти векового забвения набирает популярность, так как его возможности, благодаря современным технологиям и богатому педагогическому наследию, существенно увеличились. В настоящее время прикладным социально-педагогическим проектированием могут заниматься не только опытные педагоги, но и студенты организаций высшего образования 1-11 курсов обучения, добиваясь запланированных результатов.
Современные учёные определяют метод проектов как средство приобщения детей дошкольного возраста к миру информационных технологий [12], как технологию формирования информационной компетентности [15], как мотивацию к познанию [8], как важную сферу познавательной деятельности [3].
С точки зрения М. Крупениной, метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой [7].
З. С. Шабалина, И. Н. Воскобойник, Т. И. Петренчук, О. А. Михайлова, Л. А. Князева определяют особую педагогическую значимость проекта в практической целенаправленности действий, в возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка, основанного на его интересах. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применять их на практике [4].
Сегодня это весьма актуально, поскольку с переходом на подготовку бакалавров по федеральным государственным образовательным стандартам активно ведётся разработка вопросов, связанных с формированием компетенций будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки [11]. Профессиональные компетенции, с точки зрения О. В. Баркуновой, представляют собой комплекс приёмов и действий (умений), направленных на выполнение профессиональных функций [1]. Н. А. Гальмук формирование профессиональной компетентности личности понимает как процесс овладения средствами и моделями решения профессиональных задач [6]. Эти определения характеризуют сложившееся представление о ведущей роди практической деятельности в формировании профессиональных навыков будущего специалиста.
Те же позиции отражены и в требованиях федерального государственного образовательного стандарта по профилю «Психология и социальная педагогика», закрепляющих необходимость формирования у бакалавров следующих профессиональных компетенций в области социально-педагогической
деятельности: владение методами социально-педагогической диагностики; готовность к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся; готовность к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся; участию в разработке и реализации социально значимой деятельности обучающихся, социальных проектов, развитии социальных инициатив [14]. Овладев заявленными профессиональными компетенциями, по окончании учёбы выпускник окажется не только обладателем диплома о высшем образовании, но и отпытным педагогом-практиком. При этом овладение разносторонним опытом социального воспитания позволит молодым специалистам быть востребованными в различных учреждениях социокультурной сферы в силу своей способности налаживать и осуществлять эффективное взаимодействие с широким кругом социальных партнёров независимо от организационной формы и направлений их деятельности [2]. Кроме того, активное участие в разработке и реализации общественно полезных инициатив помогает волонтёрам выгодно показать себя перед потенциальными работодателями, а тем, в свою очередь, частично решить кадровые проблемы [2].
Использование метода социально-педагогического проектирования способствует практическому решению вышеназванных задач. Так, студенты-участники волонтёрского отряда факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета за несколько лет реализации социально-педагогического проекта по формированию навыков безопасного поведения у школьников из социально уязвимых семей получили значительный опыт разработки, подготовки и осуществления проектных мероприятий с детьми различного возраста. Находясь в разных рабочих условиях (детском доме, школе-интернате гендерного типа, комплексных центрах социального обслуживания населения), будущие социальные педагоги получили наглядное представление о специфике работы указанных учреждений и их сотрудников.
В результате волонтёрский социально-педагогический проект «Основы безопасного поведения», разработчиками и исполнителями которого выступили представители Омского государственного педагогического университета, отдела ГИБДД г. Омска, территориального центра медицины катастроф, доказал свою эффективность: за три года работы практическим навыкам оказания первой доврачебной помощи обучено свыше двухсот человек, и сегодня наблюдаются перспективы развития.
Таким образом, реализация проектных мероприятий способствует формированию профессиональных компетенций будущих социальных педагогов независимо от того, в каких учреждениях социокультурной сферы им предстоит работать в дальнейшем. С другой стороны, благодаря использованию данного метода подтверждается заинтересованность субъектов социально-образовательной сферы в волонтёрах, имеющих значительных опыт практической работы. Это доказывает многофункциональность, комплексность и эффективность метода проектов как в вопросе профессиональной подготовки студентов, так и в частичном решении проблемы кадрового обеспечения организаций - участников проектной деятельности.
Особенную значимость это приобретает в связи с изменениями законодательной базы, регулирующей деятельность учреждений социальной сферы [16]. Из-за возросшего контроля со стороны государственного аппарата, родителей и общественности у данных работников, прежде всего социальных педагогов, значительно увеличилась нагрузка по ведению документооборота вкупе с необоснованным, с практической точки зрения, дроблением по основаниям предоставления социальных услуг, нарушающим принцип «одного окна». Такое положение дел может не только негативно отразиться на психологическом состоянии граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, и ухудшить имидж КЦСОН (Комплексный центр социального обслуживания населения) в их глазах, но и ставит субъектов социально-образовательного процесса во всё более жёсткие рамки.
В первую очередь, это касается педагогических работников КЦСОН, целью деятельности которых было оказание помощи инвалидам, гражданам пожилого возраста, многодетным и малоимущим семьям, детям, склонным к совершению правонарушений. Эта работа осуществлялась в формах социального патронажа, проведения культурно-досуговых, спортивно-развивающих и медико-оздоровительных мероприятий, психологического, социально-педагогического, юридического консультирования и сопровождения [13].
Введение нового закона о социальной защите населения требует от них больших организаторских усилий и грамотных управленческих ходов, тех профессиональных навыков, которые осваиваются педагогами-практиками уже в процессе самостоятельной деятельности, поэтому использование метода проектной социально значимой деятельности может существенно увеличить результативность данной работы. Это ещё раз подтверждает важность объединения усилий вузов и учреждений
социокультурной сферы в вопросе формирования профессиональных компетенций студентов за счёт их участия в практической деятельности в течение всего периода обучения в вузе, а не только в рамках установленной учебным планом педагогической практики.
Сегодня студенты, начавшие эту работу, передают опыт новому поколению, повышая свой личностно-социальный статус и уровень профессиональной компетентности. Это даёт возможность опытным волонтёрам расширять круг социальных связей и полезных знакомств в целях дальнейшего развития проводимой общественно полезной работы. Вместе с тем, за счёт той социальной среды, в которой осуществляется волонтёрская деятельность, происходит расширение и обогащение образовательной среды вуза, обеспечивающей возможности для личностно-профессионального саморазвития будущего социального педагога. Волонтёрская деятельность образует поле освоения разнообразных реальных и доступных для студента способов взаимодействия с социальной действительностью, овладения субъектной позицией во взаимодействии. Следовательно, волонтёрская деятельность, являясь одним из средств придания образовательному процессу практико-ориентированного характера, выступает важным условием актуализации и развития творческой и профессиональной индивидуальности студента. Главным механизмом саморазвития как целенаправленного воздействия человека на самого себя в данном случае является разрешение противоречий, решение будущим специалистом постоянно усложняющихся творческих задач, лежащих в реальной социальной сфере.
Всё это в конечном итоге способствует последующему трудоустройству будущих социальных педагогов и значительно сокращает время вхождения в профессиональную деятельность независимо от того, в каких учреждениях социокультурной сферы будет трудиться сотрудник. Вместе с тем, привлечение студентов-волонтёров позволяет учреждениям не только сократить кадровый дефицит, но и развивать на этой основе социальные связи путём привлечения новых партнёров для решения задач социально-экономической направленности, стоящих перед местным сообществом.
Библиографический список
1. Баркунова, О. В. Формирование профессиональной компетентности будущего социального педагога в процессе педагогической практики : автореф. дис. .канд. пед. наук / О. В. Баркунова. - Шуя, 2010. - 21 с.
2. Богданов, В. А. Участие в волонтёрской проектной деятельности как направление формирования профессиональных компетенций студентов педагогических вузов / В. А. Богданов / Актуальные вопросы организации волонтерской деятельности в рамках подготовки к Универсиаде 2019: лингвопереводческий, психолого-педагогический, организационно-управленческий и социальный аспекты : материалы Междунар. на-уч.-практич. конф. - Красноярск, 2014. - С. 212-213.
3. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
4. Вода и жизнь: экологические проекты / З. С. Шабалина, И. Н. Воскобойник, Т. И. Петриченко, О. А. Михайлова, Л. А. Князева. - Ярославль, 2005. - 70 с.
5. Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. - СПб. : СПбГУ, 1996. - 348 с.
6. Гальмук, Н. А. Педагогические условия личностно-профессионального становления специалиста социальной сферы в колледже : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Гальмук. - Воронеж, 2004. - 24 с.
7. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса. - М. : Знание, 1994. - С. 86-89.
8. Евдокимова, Е. С. Проект как мотивация к познанию / Е. С. Евдокимова // Дошкольное воспитание. -2003. - № 3.- С. 20-24.
9. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов ; науч. ред. М. А. Можейко, Т. Г. Румянцева. - Минск : Книжный дом, 2007. - 816 с.
10. Куртц, П. Запретный плод / П. Куртц ; пер. с англ. И. В. Кувакин. - М. : Наука, 2005. - 306 с.
11. Мануйлова, Л. М. Формирование профессиональных компетенций будущего социального педагога на начальном этапе профессиональной подготовки / Л. М. Мануйлова // Интеграция теории и практики в решении социальных проблем : материалы У-й междунар. заоч. науч.-практич. конф. - Орёл, 2013. - С. 18-21.
12. Смыковская, Т. К. Метод проектов как средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий / Т. К. Смыковская // Детский сад от А до Я. - № 2. - 2010. - С. 109-116.
13. Устав бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Любава» Советского административного округа». - Омск, 2011.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». - М. : МГППУ, 2011. - 34 с.
15. Ховякова, А. Л. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста / А. Л. Ховякова // Детский сад от А до Я. - № 2. - 2010. - С. 144-150.
16. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Федеральный закон № 442 от 28 декабря 2013 года // Российская газета. Федеральный выпуск № 6271. 30.12.2013 г.
V. А. Bogdanov, L. M. Manuylova, Omsk state pedagogical University
THE FORM OF THE RELATIONSHIP INSTITUTIONS OF SOCIAL AND CULTURAL SPHERES AND EDUCATION IN PROBLEM SOLVING TRAINING
This article analyzes the interactions of higher education institutions with institutions of education and social welfare, discussed changes of the current legislation on the foundations of social services as an example of territorial specialized integrated centers. The authors identified and justified the need to maintain and further strengthen the links between these institutions to comprehensive training of future professionals to work in these areas.
Keywords: volunteer activities, professional competence, social and educational projects, social partnership, social and cultural spheres.
References
1. Barkunova O. V. Formation ofprofessional competence of the future social teacher during teaching practice / O. V. Barkunova. - Shuya, 2010. - 21 р.
2. Bogdanov V. A. Participation in volunteer project activity as the direction of formation of professional competence of students ofpedagogical universities / V. A. Bogdanov / Topical issues of the organization of volunteer activities in preparation for the 2019 Universiade: lingvoperevodchesky, psycho-pedagogical, organizational, managerial and social aspects: materials Intern. Scientific-Practical. Conf. - Krasnoyarsk, 2014. - Рр. 212-213.
3. Veraksa N. E., Veraksa A.N. Project activities preschoolers. A Handbook for teachers ofpreschool institutions. - М.: Mosaic-Synthesis, 2008 - 112p.
4. Water and life: environmental projects / Shabalina Z. S., Voskoboynik I. N., Petrichenko T. I., Mikhailova O. A., Knyazeva L. A. - Yaroslavl: 2005 - 70 p.
5. Vyzhletsov G. P. Axiology culture / G.P Vyzhletsov. - SPb.: St. Petersburg State University, 1996. - 348 р.
6. Galmuk N. A. Pedagogical conditions of personal and professional development of the specialist social sphere in college / N.A. Galmuk. - Voronezh, 2004. - 24 р.
7. Diachenko O. M., Veraksa N. E. What in the world does not happen. - M.: Knowledge, 1994. - pp. 86-89.
8. Evdokimova E. S. Project as motivation to cognition // early childhood education, No. 3, 2003, pp. 20-24.
9. Newest Philosophical Dictionary / comp. A.A. Gritsanov; scientific. ed. M. A. Mozheyko, T.G. Rumyantsev. - Minsk: Book House, 2007. - 816 р.
10. Kurtz P. Forbidden Fruit / P. Kurtz; per. from engl. I.V. Kuvakin. - M.: Nauka, 2005 - 306 р.
11. Manuylova L M. Formation of professional competence of the future social teacher at the initial stage of training / L. M. Manuylova / Integration of theory and practice in solving social problems: рroceedings of V Intern. zaoch. Scientific-Practical. Conf. - Orel, 2013. - Рр. 18-21.
12. Smykowski Т.К. Because the project Method as a means of introducing preschoolers to the world of information technology // Kindergarten from A to I, No. 2, 2010, pp. 109-116.
13. Charter budgetary institution of the Omsk region «Complex social services center «Lyubava» Soviet administrative district». - Omsk, 2011.
14. Federal State Educational Standard of Higher Professional Education in the direction ofpreparation «Psy-cho-pedagogical education». - M.: MGPPU, 2011. - 34 p.
15. Novakova A. L. Project Method as a technology offormation of information competence ofpreschool children. // Kindergarten A to z No. 2, 2010, from 144 to 150.
16. On the basis of social services to citizens in the Russian Federation. Federal Law № 442 of December 28, 2013 // Rossiyskaya Gazeta. Federal Issue № 6271. 30.12.2013.
© В. А. Богданов, Л. М. Мануйлова, 2015
Авторы статьи - Вячеслав Александрович Богданов, ассистент кафедры социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected] Лидия Михайловна Мануйлова, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
С. А. Маврин, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет. А. Ю. Асриев, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.