тернет». Функционируют Школы волонтёров. Ведётся работа по закреплению персональных наставников за подростками, состоящими на профилактических учётах и попавшими в трудную жизненную ситуацию, с добровольным принятием ими обязанностей по воспитанию и социализации подопечного. Кроме того, организуются мероприятия, направленные на укрепление духовно-нравственных и патриотических ценностей несовершеннолетних, творческие и культурно-просветительские мероприятия. В последнее время всё большую актуальность приобретает деятельность по социальному проектированию [8].
Продолжение работы, направленной на совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, состоящих на различных видах учёта, должно ориентироваться на поиск новых, инновационных формы работы, способствующих формированию необходимых личностных и
Библиографический список
психологических характеристик, морального сознания у подростков с отклоняющимся поведением. Формирование устойчивого правосознания у детей, находящихся на различных видах учёта, посредством включения их в общественно значимые мероприятия, а также в добровольческую и волонтёрскую деятельность, являясь одним из приоритетных направлений молодёжной политики России в настоящее время, выступает основой профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению правонарушений и реабилитационной работы с делинквентными подростками.
Таким образом, несмотря на целый комплекс проблем организации социальных практик при работе с детьми, стоящими на различных видах учёта, реализуется множество мероприятий, направленных на их устранение и совершенствование качества социальной поддержки.
1. Коротун А.В. Правовая компетенция социального педагога: теория и практика формирования в вузе: монография. Екатеринбург, 2014.
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999, № 26, ст. 3177; 2001, № 3, ст. 216; 2003, № 28, ст. 2880; 2004, № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4849; 2005, № 17, ст. 1485; 2007, № 27, ст. 3215; № 30, ст. 3808; № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 1, ст. 39; № 49, ст. 7056; 2012, № 53, ст. 7622, 7644; 2013, № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 7000; 2015, № 1, ст. 42; № 27, ст. 3970; № 29, ст. 4363; № 48, ст. 6679; 2016, № 18, ст. 2489; № 27, ст. 4292; 2017, № 24, ст. 3478.
3. Вопросы экономики. Официальный сайт журнала. Available at: http://www.vopreco.ru
4. Юсупова Е.Б. Критерии сформированности ключевых компетенций у будущих социальных педагогов для работы в образовательных учреждениях инклюзивного типа. Теория и практика общественного развития. 2012; 8: 200 - 202.
5. Кокшарова Е.С., Ковбасюк Ю.Е. Проблемы социальной защиты населения. Молодой учёный. 2017; 11: 225 - 227.
6. О направлении методических рекомендаций: <Письмо> Минобрнауки России от 19.12.2017 № 07-7453. Администратор образования. 2018; 6.
7. Социальная поддержка населения в зарубежных странах: Социальный бюллетень. Available at: http://ac.gov.ru/files/publication /a/9503.pdf
8. Маллаева М.И. Проблемы социальной защиты семей с детьми. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-sotsialnoy-zaschity-semey-s-detmi
References
1. Korotun A.V. Pravovaya kompetenciya social'nogo pedagoga: teoriya ipraktika formirovaniya v vuze: monografiya. Ekaterinburg, 2014.
2. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih: Federal'nyj zakon ot 24 iyunya 1999 g. № 120-FZ. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1999, № 26, st. 3177; 2001, № 3, st. 216; 2003, № 28, st. 2880; 2004, № 35, st. 3607; № 49, st. 4849; 2005, № 17, st. 1485; 2007, № 27, st. 3215; № 30, st. 3808; № 49, st. 6070; 2008, № 30, st. 3616; 2011, № 1, st. 39; № 49, st. 7056; 2012, № 53, st. 7622, 7644; 2013, № 27, st. 3477; № 48, st. 6165; № 52, st. 7000; 2015, № 1, st. 42; № 27, st. 3970; № 29, st. 4363; № 48, st. 6679; 2016, № 18, st. 2489; № 27, st. 4292; 2017, № 24, st. 3478.
3. Voprosy 'ekonomiki. Oficial'nyj sajt zhurnala. Available at: http://www.vopreco.ru
4. Yusupova E.B. Kriterii sformirovannosti klyuchevyh kompetencij u buduschih social'nyh pedagogov dlya raboty v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah inklyuzivnogo tipa. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2012; 8: 200 - 202.
5. Koksharova E.S., Kovbasyuk Yu.E. Problemy social'noj zaschity naseleniya. Molodoj uchenyj. 2017; 11: 225 - 227.
6. O napravlenii metodicheskih rekomendacij: <Pis'mo> Minobrnauki Rossii ot 19.12.2017 № 07-7453. Administrator obrazovaniya. 2018; 6.
7. Social'naya podderzhka naseleniya v zarubezhnyh stranah: Social'nyj byulleten'. Available at: http://ac.gov.ru/files/publication/a/9503.pdf
8. Mallaeva M.I. Problemy social'noj zaschity semej s det'mi. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-sotsialnoy-zaschity-semey-s-detmi
Статья поступила в редакцию 29.08.18
УДК 378
Dylkov A.G., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Pedagogics and Psychology, Magnitogorsk State Conservatory (Academy) n.a. M.I. Glinka (Magnitogorsk, Russia), E-mail: [email protected]
Udotova О.А., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Head of Department of Resource and Methodical Providing, Sochi State University (Sochi, Russia), E-mail: [email protected]
CREATION OF ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION (A CASE OF MAGNITOGORSK CONSERVATORY). An actual current tendency is development of digital environment in education. Projects in such direction are supported at the level of the federal legislation, and requirements to the digital environment of the higher educational institutions are found in Federal State Educational Standards (FSES). An indispensable condition to the educational organizations of the higher education is existence and functioning of the Electronic Information and Education Environment (EIEE). In the article the structure and creation experience of the Magnitogorsk State Conservatory (MaSC) EIEE is considered. The article describes logical and technical MaSC EIEE structure with description of its main components. FSES requirements to realization of educational programs are formulated and their observance are shown within MaSC EIEE.
Key words: electronic information and education environment, higher education, musical education, innovation educational technologies.
А.Г. Дыльков, канд. физ.-мат. наук, доц. каф. педагогики и психологии, Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
О.А. Удотова, канд. техн. наук, доц., начальник отдела ресурсного и методического обеспечения, Сочинский государственный университет, г. Сочи, E-mail: [email protected]
СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ МАГНИТОГОРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ)
Актуальной современной тенденцией является развитие цифровой среды в образовании. Проекты такого рода поддерживаются на уровне федерального законодательства, а требования к цифровой среде вуза в организациях высшего образования прописываются в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Обязательным условием к образовательным организациям высшего образования является наличие и функционирование электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). В статье рассмотрена структура и опыт создания ЭИОС Магнитогорской государственной консерватории (МаГК). Приведена логическая и техническая структура ЭИОС с описанием её ключевых компонентов. Сформулированы требования ФГОС к реализации образовательных программ и их соблюдение в рамках ЭИОС МаГК.
Ключевые слова: электронная информационно-образоват&1ьнаясреда,высшееобразование, музыкальноеобра-зование, инновационные образовательные технологии.
Важной составляющей деятельности образовательного учреждения высшего образования является электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС). Развитие подобного рода систем обусловлено, в том числе, и современной государственной политикой [1; 2].
Под ЭИОС мы понимаем совокупность электронных информационных и образовательных ресурсов, а также информационно-коммуникационных технологий и программных средств (комплексов).
Техническая разработка компонентов ЭИОС с учётом методических рекомендаций Рособрнадзора в МаГК началась с 2015 года, при этом некоторые её компоненты были созданы раньше (сайт, локальная сеть, корпоративная почта). ЭИОС МаГК функционирует для всех уровней образования, реализуемых консерваторией, а именно: среднего профессионального (музыкальный колледж) и высшего (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура и ассистентура-стажировка).Структура ЭИОС МаГК представлена на рисунке 1.
Элентранные иифоемтциоонтю вееурсы предназначены для представления консерватории в глобальной сети Интернет, в том чивле ониоаесптчивиювныпоааениаеребований федерального законодательства об обеспечении открытости деятельности образовательной организации.
Отдельнонтриоунке1 вынетенвэжный коеприениЭ.ОС МаГК - корпоративный образовательный портал, который объ-единяит всеВеалеатооеные а образовательаыеуесарсы шаТК. Об этом компоненте ЭИОС МаГК подробнее будет сказанодс-лец.
Электронные образовательные ресурсы предназначены в первую очередь для студентов консерватории. К ним отно-сиоэя и т. ч. база электронных образовательных ресурсов, куда входят электронные учебно-методические комплексы, рнбоние программы учебвыхдипииплиниеракиик,ааза учеРнын, учнГ-
Электронные информационные ресурсы
Электронные образовательные ресурсы
Программные комплексыи телекоммуникации
У
ОФИЦИАЛЬНЫМ САЙТ МаГК
Аккаунты МаГК в социальных сетях и
видеохостинге УоШиЬе
АИС «Единое информационное пространство
в сфере культуры»
КОРПОРАТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ J
ЭЛЕКТРОННЫЕ КАТАЛОГИ БИБЛИОТЕКИ Подписные ЭБС («Лань», «Книгафонд») Подписные базы данных свободного доступа
(единая коллекция ЦОР, единое окно доступа к ИР и др.)
База ЭОР: ЭУМК, РПД, учебно-методических материалов, ФОСов и др.
и
Система электронного документооборота
учебного процесса
«Антиплагиат.ВУЗ»
Сервисы Google для образовательных
организаций
Корпоративная сеть
Рис. 1. Структура ЭИОС МаГК
но-методических материалов и других документов, регламенти-реэщих равличныр снхротэ тИеазовоцельного процеста, фонды оценочных средств и др. [3]. Нельзя не отметить, что большая чивкр элект-онрыа обртзоиовкгнных |эесуроов рмеют авторские свидетельства, благодаря первому и единственному в России в сфзренультуры и искусства Спацитлизировтиномуктделению объединённого фонда электронных ресурсов «Наука и образование» (СО-ОФЭРНиО), созданному и действующему на базе Магнитогорской консерватории [4].
Программные комплексы и телекоммуникационные тех-налагни оруспвчиваюо Стиквиооирование ЭИОС, управление
ЭБС «КнигаФонд»
Google Apps для учебных заведений
«Антиплагиат.ВУЗ»
Пользователи вне организации
Портал Корпоративные сервисы
Корпоративная сеть МаГК
/
Рис. 2. Техническая архитектура ЭИОС
документооборотом организации, а также обеспечивают соответствие некоторым пунктам ФГОС ВО, о чём подробнее скажем далее.
Техническая архитектура ЭИОС МаГК представлена на рисунке 2.
Все компьютеры МаГК объединены в локальную сеть, которая является основным условием функционирования ЭИОС. В локальной сети располагаются: рабочие места; единый каталог учётных записей всех сотрудников, преподавателей и обучающихся; виртуальные серверы сайта, библиотечной системы, корпоративного портала; система электронного документооборота (СЭД) учебного процесса. Кроме того, в МаГК есть роуминго-вая Wi-Fi сеть с зоной покрытия не менее 50% площади консерватории. Посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет корпоративная сеть консерватории подключена к внешним информационным ресурсам (рис. 2). Также посредством сети Интернет каждый студент, преподаватель консерватории обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к подключенным электронным библиотечным системам (ЭБС), и всей ЭИОС в целом. Этот доступ возможен из любой точки, в которой имеется выход в Интернет (как на территории консерватории, так и вне её).
ватории. На Сайте размещаются сведения об образовательной организации (согласно постановлению Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 с изм. от 17.05.2017 № 575 и приказа Росо-брнадзора от 29.05.2014 № 785); документы, регламентирующие различные стороны учебного процесса; информация о научной, издательской, международной деятельности консерватории; проводимые мероприятия, конкурсы, фестивали и конференции; информация приёмной комиссии; новости и объявления, расписание и др. Вся размещаемая на сайте информация является общедоступной.
Система «Корпоративный (образовательный) портал МаГК» (адрес в сети portal.magkmusic.com) предназначена для накопления, систематизации, хранения и использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) (рис. 3). Портал позволяет обеспечить качественное информационно-методическое сопровождение учебного процесса, эффективное взаимодействие педагогов и обучающихся. Каждый авторизованный пользователь Портала имеет доступ к портфолио, успеваемости и результатам аттестации обучающихся, учебным планам, рабочим программам дисциплин (РПД) и практик, расписанию. Каждый студент обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к системе «Корпоративный (образовательный) портал МаГК».
Вход в личный кабинет студента
Рис.3.Корпоративныйобразовательныйпортал МаГК
Далее остановимся несколько подробнее на основных компонентах ЭИОС МаГК, а также укажем реализуемые этими компонентами требоеания ФГОС ВО.
Официальный сайт МаГК (адреса в сети www.magkmusic. сот, магт.рф) авляетяя единыминфоррационнымпростран-ством, содержащим ссылки на все другие электронные информационно-образовательные ресурсы Магнитогорской консер-
В нижеследующей таблице представлены типы информации, размещаемой на официальном сайте и корпоративном об-разовттельном портылеМаРК, а ыаксе яежомы доятута к этой информации (открытый режим доступа - информация общедо-мтапно,лоеин/паромя не тоебуетсо; закрытый режитдрступа -информация не является общедоступной, для доступа требуется логин/пароль).
Таблица 1
Типыинформации.размещаемой на корпоративном образовательном портале МаГК
Таагефоаыациг Размещение Режим доступа
Учебные планы, календарные графики, ФГОСы Сайт, Корпоративный портал Открытый
ЭОР, указанные в РПД
Электронные каталогибиблиотеки
Подписные БД свободного доступа
РПД, ЭУМК, учебные и учебно-методические материалы, ФОСы Корпоративный портал Закрытый
Каталог ЭОР Аннотации РПД Сайт Открытый
Издания подключенных ЭБС Сайт, Корпоративный портал Зафь ггый
Доступ к учебным планам, календарным графикам и ФГО-Сам, электронным образовательным ресурсам, указанным в РПД, электронным каталогам библиотеки МаГК, подписным базам свободного доступа осуществляется в открытом режиме, как с сайта, так и с портала. Доступ к РПД, практикам, изданиям, подключенным ЭБС, осуществляется с помощью персональной аутентификации пользователей. Только пользователи, имеющие персональный логин и пароль, могут пользоваться данной информацией. Общедоступными также являются аннотации РПД и каталог ЭОР, размещенные на сайте.
В структуре корпоративного образовательного портала МаГКреализованатакже возможностьформирования электронного портфолио студентов. Реализация данного функционала в зафыэоИчастипортагапозкрлякноыполниеь тэефожание ФГОР ВО с Июэнр°ивлнии эыкокрннннгж плрнфоиие оЖгчиющнекр (куда включены рецензии и оценки со стороны любых участников образозатэльоэгспиохеиса).
Отметим, что Корпоративный (образовательный) портал и официальный сайт МаГК получили свидетельства ОФЭРНиО о регистрации авторского права на электронный ресурс [5; 6].
В структуре ЭИОС МаГК разработана единая система личных кабинетов для всех участников образовательного процесса: обучающихся, преподавателей и сотрудников административной части (деканат, бухгалтерия и т. д.). В объединении с Системой электронного документооборота учебного процесса сервис личных кабинетов позволяет для каждого студента реализовать требования ФГОС ВО о фиксации хода образовательного процесса, результатах промежуточной аттестации. Зайдя в личный кабинет, обучающийся видит данную информацию в разделе «Персональная информация».
Данные об успеваемости студентов, приказы и другие документы, регламентирующие образовательную деятельность, формируются в СЭД учебного процесса МаГК, реализованной на базе программного комплекса 1С: Университет ПРОФ
- -1
Начальная страница
Ввдомопм
Oiri XWJOIMtt?« а Вчиишп ьяспчамш
Фиксация хода образовательного процесса
О Обнаыпь Э Hjctwv грунящв»»!
у Сфвемжнлъ • Ceurv w itt*w
AccKwnvi
- Мггшмммю-шашииммегаАфкульт
' T+rrpmwJ iuyitH' ■ ФитИьИЧ n.wMUrftmccy'o ДПСС1И и
7 ; 4i Зимииши | Э | Л ы Пг»т ■ Ii
ВчЬ .даорв«
П*(мш im*? Вр»и» п.р.ии et* 9 »CO
(Мучмщмк* Huiewecm
}a««tata ricuu»«iap«4
axtmu
Приклш>1
Пм» □ - Г«Д □ - Вид tpwMtwP 3017 |
— Да» Больш* «w рнт
ПйКкмМЮ 1_ V С*Ц№ i, Р ■ О Ов»оы*ь H*t*ia 1 Ец* • ?
Сие чины* »ымр Вид счии «я С«к**и Сш» 1 №ц хеш« Kmi Тип f4tw-.il■ Ort*ICfM<ow0 КоишяПДО
J «ХООХи? Сит ФИО Пр-и .J СШТОШ) Л*ты При«« (ашш Пнны Пн*и CS®Ml6tJ0 60-дв ot®j)i6tio »а з 01 09 2016 120 56- Л8 0609 СичФИО KopnnwiH Ol 09 nsf<»3j, Кдаич»* И Ol 09 KwmtM« И
T
Рис. 4. СЭД учебного процесса МаГК (на базе 1 С:Университет ПРОФ)
Рис. 5. Библиотечно-информационные ресурсы консерватории
2. Офисные приложения
3. Сайты
(рис. 4). Данная система по своему функционалу охватывает весь документооборот учебной деятельности от приёмной кампании до выдачи документов об образовании и позволяет пользователям получать информацию о процессе обучения, создавать отчёты, обеспечивает актуальность и достоверность данных в таких структурных подразделениях как учебный отдел, деканат и пр.
На странице Библиотеч-но-информационных ресурсов консерватории (рис. 5) пользователь получает доступ к электронным каталогам библиотеки консерватории, а также к ресурсам ЭБС. Каждый студент и преподаватель обеспечен персональным логином и паролем для доступа к ЭБС.
«С точки зрения ФГОС ВО, Сервисы Google для образовательных организаций - комплект облачных (серверных) решений, обеспечивающий эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет"» [7, с. 328]. Среди данных сервисов (рис. 6)-корпоративная электронная почта, обмен мгновенными сообщениями и голосовая связь, офисные приложения, сервис Google Класс [8], который может использоватьсяв каческвб электронного соп ровождрния учебной дисциплины и другие сервисы. Все сервисы доступны во внутренней корпоратсвнойсетс конседватории. Б-нготарр наличию данного функционала появляется возможность взаимодействия между участниками образовательного процесса,
(G Suite for Education) в доменной зоне magkmusic.com 1. Корпоративная электронная
ПОЧТа (+Обмен Мойаккаунт Поиск
мгновенными сообщениями)
О
®
Мой аккаунт
I М I
Почта
"Г
Google* VouTuöe
Карты
Новости
Календарь
1*1
Диен
1
А А %
AdlAfards
Фото Переводчик
4. Голосовая связь Г
I
5. Электронный учебный класс
Hl Ь I М В 0
^Документы Таблицы Презентами | Мой бизнес Сейф Администра
6 ¡10
В i4Q {-2ш |[5" 1
Сайты
Группы
Контакты
| Hangouts 11 Формы || cisssroom J
Рис.6.Облачныесервись^оод!евдоменнойзонеМаГК
в том числе синхронного и асинхронного, посредством сети «Интернет».
Таким образом, мы рассмотрели один из возможных вариантов организации ЭИОС в вузе с соблюдением требований ФГОС к реализации образовательных программ. Отметим, что построенная система является гибкой и расширяемой, благодаря чему может адаптироваться к изменениям требований ФГОС, специфике образовательной организации, а также естественным образом встраиваться в единое информационное пространство вуза.
Библиографический список
1. Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Government.ru: официальный сайт Правительства РФ. Available at: http://government.ru/docs/28653/
2. Проект Министерства образования и науки «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Минобрна-уки.рф: оф. сайт Министерства образования и науки РФ. Available at: httpsV/минобрнауки.рф/проекты/современная-цифровая-об-разовательная-среда
3. Удотова О.А. Электронные учебно-методические комплексы как средство повышения качества образовательного процесса в вузе. Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2011, ART 1535. Available at: http://www. emissia.org/offline/2011/1535.htm
4. Удотова О.А. Внедрение информационных технологий в учебный процесс музыкальных учреждений (из опыта работы Магнитогорской консерватории). Образование в сфере искусства: научный журнал ассоциации музыкальных образовательных учреждений. 2014;2(3):101-105.
5. Дыльков А.Г., Сидоров А.В., Грищенко К.Ю., Коршунов Э.Н.. Официальный сайт ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки».
6. Удотова О.А., Коршунов Э.Н., Русова Н.А. Корпоративный (образовательный) портал ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки».
7. Дыльков А.Г. Сервисы Google для образовательных организаций как часть электронной информационно-образовательной среды консерватории. Мир науки,культуры,образования. 2017;6(67):328- 332.
8. Дыльков А.Г. Опыт использования электронного учебного класса «Google Класс» в консерватории. Вестник Магнитогорской консерватории. 2017;3:8893.
References
Gosudarstvennaya programma «Cifrovaya 'ekonomika Rossijskoj Federacii». Government.ru: oficial'nyj sajt Pravitel'stva RF. Available at: http://government.ru/docs/28653/
Proekt Ministerstva obrazovaniya i nauki «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii». Minobrnauki.rf: of. sajt Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. Available at: https://minobrnauki.rf/proekty/sovremennaya-cifrovaya-obrazovaternaya-sreda Udotova O.A. 'Elektronnye uchebno-metodicheskie kompleksy kak sredstvo povysheniya kachestva obrazovatel'nogo processa v vuze. Pis'ma v 'Emissiya. Offlajn (The Emissia. Offline Letters): 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2011, ART 1535. Available at: http://www.emissia. org/offline/2011/1535.htm
Udotova O.A. Vnedrenie informacionnyh tehnologij v uchebnyj process muzykal'nyh uchrezhdenij (iz opyta raboty Magnitogorskoj konservatorii). Obrazovanie v sfere iskusstva: nauchnyj zhurnal associacii muzykal'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. 2014; 2(3): 101-105. Dyl'kov A.G., Sidorov A.V., Grischenko K.Yu., Korshunov 'E.N.. Oficial'nyj sajt GBOU VO ChO «Magnitogorskaya gosudarstvennaya konservatoriya(akademiya) imeni M.I.Glinki».
Udotova O.A., Korshunov 'E.N., Rusova N.A. Korporativnyj (obrazovatel'nyj) portal GBOU VO ChO «Magnitogorskaya gosudarstvennaya konservatoriya (akademiya) imeni M.I. Glinki».
Dyl'kov A.G. Servisy Google dlya obrazovatel'nyh organizacij kak chast' 'elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy konservatorii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 328 - 332.
Dyl'kov A.G. Opyt ispol'zovaniya 'elektronnogo uchebnogo klassa «Google Klass» v konservatorii. Vestnik Magnitogorskoj konservatorii. 2017; 3: 8893.
Статья поступила в редакцию 12.08.18