Научная статья на тему 'Реализация личностно ориентированной направленности взаимодействия в процессе коррекции правовой интолерантности условно осуждённых несовершеннолетних'

Реализация личностно ориентированной направленности взаимодействия в процессе коррекции правовой интолерантности условно осуждённых несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ ПРАВОВОЙ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УСЛОВНО ОСУЖДЁННЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гуд Марина Брониславовна

В статье рассматриваются понятие «личностно ориентированное взаимодействие», особенности его реализации с несовершеннолетними условно осуждёнными, состоящими на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях. Рассматриваются особенности личностно ориентированного взаимодействия и его влияние на эффективность коррекции правовой интолерантности и ресоциализацию несовершеннолетних, состоящих на учёте в уголовно-исполнительной инспекции. Представлены основные направления совершенствования личностно ориентированного взаимодействия с несовершеннолетними условно осуждёнными в рамках деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гуд Марина Брониславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the concept of "personality-oriented interaction" and specific features of its implementation in case of minors on probation, who are registerd by the criminal-executive inspections. The article presents the peculiarities of personality-oriented interaction and its influence on the efficiency of correction of legal intolerance and resocialization of the minors registerd by the criminal-executive inspections. The basic directions of perfection of personality-oriented interaction with minors on probation in the framework of the activities of employees of criminal-executive inspections are given.

Текст научной работы на тему «Реализация личностно ориентированной направленности взаимодействия в процессе коррекции правовой интолерантности условно осуждённых несовершеннолетних»

УДК 378.147.227

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-36-42

реализация личноотно ориентированной направленности взаимодействия в процессе коррекции правовой интолерантности условно осуждённых несовершеннолетних

Гуд М.Б.

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации 123001, Москва, ул. Б. Садовая, 14, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются понятие «личностно ориентированное взаимодействие», особенности его реализации с несовершеннолетними условно осуждёнными, состоящими на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях. Рассматриваются особенности личностно ориентированного взаимодействия и его влияние на эффективность коррекции правовой интолерантности и ресоциализацию несовершеннолетних, состоящих на учёте в уголовно-исполнительной инспекции. Представлены основные направления совершенствования личностно ориентированного взаимодействия с несовершеннолетними условно осуждёнными в рамках деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций.

Ключевые слова: коррекция правовой интолерантности, личностно ориентированное взаимодействие, условно осуждённые несовершеннолетние, уголовно-исполнительная инспекция, ресоциализация несовершеннолетних.

IMPLEMENTATION OF PERSONALITY-ORIENTED FOCUS OF INTERACTION IN THE PROCESS OF CORRECTION OF LEGAL INTOLERANCE OF MINORS ON PROBATION

M. Gud

Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation 14, Bolshaya Sadovaya ul, Moscow, 123001, Russian Fedration

Abstract. The article discusses the concept of "personality-oriented interaction" and specific features of its implementation in case of minors on probation, who are registerd by the criminal-executive inspections. The article presents the peculiarities of personality-oriented interaction and its influence on the efficiency of correction of legal intolerance and resocialization of the minors registerd by the criminal-executive inspections. The basic directions of perfection of personality-oriented interaction with minors on probation in the framework of the activities of employees of criminal-executive inspections are given.

Key words: correction of legal intolerance; personality-oriented interaction; minors on probation; criminal-executive inspection; re-socialization of minors.

© Гуд М.Б., 2018.

В современном российском обществе значительные усилия государственных, правоохранительных, образовательных и других организаций направлены на профилактику преступного поведения молодых людей и коррекцию личностного развития тех из них, кто уже совершил преступления [6; 10; 11]. В этих условиях остро встаёт проблема педагогической коррекции невосприимчивости к нормам права и правовому поведению, не-сформированности устойчивых правовых ценностей у несовершеннолетних условно осуждённых, состоящих на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях. Речь идёт об исправлении правовой интолерантности данной категории граждан.

По данным ведомственной статистики Федеральной службы исполнения наказаний, прослеживается увеличение числа альтернативных наказаний, при которых осуждённые не изолированы от социума, а находятся в привычной для них среде и отбывают наказания в уголовно-исполнительных инспекциях. Одним из основных путей совершенствования педагогической коррекции правовой интолерант-ности несовершеннолетних условно осуждённых является реализация личностно ориентированного взаимодействия инспекторского состава уголовно-исполнительных инспекций с подростками.

Личностно ориентированный подход - «особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление и переос-

мысление сложившийся ситуации» [9, с. 89].

Основной проблемой при внедрении личностно ориентированного подхода в деятельность уголовно-исполнительных инспекций является обеспечение необходимых условий для развития личности несовершеннолетних условно осуждённых. Для решения этой задачи сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций необходимо способствовать развитию функционала личности: свободе выбора; критичности по отношению к себе и окружению; цельности жизни; экологичности внутреннего «Я»; ответственности; способности осуществлять «субъективную активность и самостоятельность ... событийность личности» [2, с. 205, 206].

Одним из условий личностно ориентированного подхода является индивидуализация процесса исполнения наказания, т. е. подбор средств и методов воспитательной деятельности для развития каждого несовершеннолетнего. Целью данного направления работы инспекторы видят в воспитании самостоятельности, творческой инициативы и правовой ответственности, которые друг без друга невозможны.

Инспектора и психологи проводят работу, нацеленную на повышение у несовершеннолетних самоуважения, самооценки и чувства собственного достоинства, также помогают нивелировать психологические трудности и противоречия взросления, использовать все возможности пенитенциарных учреждений для создания условий по оказанию педагогической помощи взрослеющей личности в процессе её ресоциализации [3, с. 169]. Устойчивая самооценка становится источником

чувства удовлетворённости собой, способствует получению оптимального соотношения между тем, что человек «хочет» и что «может». Несовершеннолетние условно осуждённые с завышенной самооценкой часто останавливаются в своём развитии и винят в своих проблемах социальное окружение, общество. Несовершеннолетние с заниженной самооценкой переживают из-за ущербности своей личности, очень часто даже не берутся что-либо делать, опасаясь претерпеть неудачу [4].

Особым условием реализации личностно ориентированного взаимодействия является мотивирование подростков на саморазвитие, самореализацию и самоопределение в рамках правового поля, получение ими опыта правового поведения и взаимодействия с окружающими. В социально одобряемой деятельности подросток не только ощущает себя нужным обществу, но и открывает для себя возможность самореализации. Именно на практике несовершеннолетние учатся осознавать и сравнивать свою жизненную позицию и поведение с нормативными системами общества. Таким образом, сотрудники уголовно-исполнительных инспекций совместно с заинтересованными органами и учреждениями создают такие условия, при которых несовершеннолетний условно осуждённый мог бы приобретать социальный опыт, взаимодействуя со сверстниками (спартакиады, конкурсы, выездные мероприятия и иное). Одним из ярких примеров стал совместный выезд несовершеннолетних условно осуждённых и старшеклассников ГБОУ школы № 1376 в Бронетанковый музей г. Кубинка. На

протяжении всей экскурсии подростки делились впечатлениями об увиденных военных танках, исторических событиях Великой отечественной войны и героизме русского народа. Инспектора уголовно-исполнительной инспекции никогда на подобных выездах не выделяют своих подопечных из общей массы подростков, это позволяет не только преодолеть стереотипы «судимости», но и помогает раскрыть коммуникативный потенциал несовершеннолетних условно осуждённых, показать, что есть к чему стремиться и с кем общаться.

В данном направлении сотрудники уголовно-исполнительных инспекций привлекают несовершеннолетних к общественно-полезному труду: участию в общегородских акциях по уборке и озеленению города, творческих конкурсах - и дают индивидуальные поручения, в соответствии с их способностями. Например, несовершеннолетнему К. предложили расписать стену в честь событий Великой отечественной войны (стена «Спецназа "Сатурн"»), другому условно осуждённому Р. предложили написать статью «Условное осуждение глазами подростка» в газете Западного административного округа города Москвы «На Западе столице».

В ходе анализа психолого-педагогической литературы и практики реализации уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, важным аспектом является осознание несовершеннолетним своих противоправных и преступных действий и несоответствия своих поступков требованиям, предъявляемым правовым обществом [8, с. 21]. В данном направлении деятельности инспекторов уголовно-ис-

полнительных инспекций осуществляется индивидуальная работа с конкретным несовершеннолетним условно осуждённым, подчёркивается субъектность его личности [5]. Данное направлении реализуется прежде всего в ходе проведения индивидуальных бесед, позволяющих инспектору постоянно проявлять заинтересованность к жизни несовершеннолетнего условно осуждённого, оказывать ему помощь и поддержку, быть информированным о семейной ситуации и взаимоотношениях со сверстниками.

Эффективность воспитательной деятельности во многом определяется правильным выбором и профессиональной реализацией конкретных методов, форм, приёмов воспитания, что является ещё одним условием реализации личностно ориентированного взаимодействия несовершеннолетних условно осуждённых, а также рациональным разграничением позиции и социальной роли «инспектор» и «воспитатель». Анализ практической деятельности пенитенциарных учреждений подтверждает, что руководители, инспекторы и психологи уголовно-исполнительных инспекций должны владеть теорией и практикой современного педагогического менеджмента, стратегией и тактикой управленческой деятельности, основанной на выводах современной психологии и педагогики [7, с. 95-97].

Специфика субъекта педагогической коррекции правовой интолерант-ности несовершеннолетних условно осуждённых определяется правовым положением сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, так как они обладают властными полномочиями в отношении организации процесса отбывания наказания. Это порождает

повышенную ответственность сотрудника за каждое действие [1, с. 10-14]. При реализации личностно ориентированного подхода чаще используются следующие методы: рефлексия, педагогическая поддержка, диагностические и методы самодиагностики, создание ситуации выбора и успеха.

Требуется создание благоприятной социализирующей среды в окружении несовершеннолетних условно осуждённых как условия реализации лич-ностно ориентированного взаимодействия. Именно воспитывающая среда, психологически-комфортная атмосфера позволяет выстраивать диалог между инспектором и несовершеннолетним условно осуждённым. Этот диалог предоставляет возможность расширить границы правовых знаний, позволяет сформировать систему социальных и правовых ценностей у несовершеннолетних, упрощает процесс исполнения наказаний, помогает создать объективную предпосылку для развития их правовой толерантности. В данном направлении сотрудники уголовно-исполнительных инспекций совместно с заинтересованными органами профилактики проводят оздоровительные акции («Марафон здоровья», «Профилактика употребления ПАВ», «Туристические слёты»), привлекают несовершеннолетних к общественно-полезному труду (участие в общегородских акциях по уборке и озеленению города, творческих конкурсах), проводят патриотические выставки и экскурсии (посещение Бронетанкового музея, Государственного музея обороны Москвы и др.).

Еще одним условием реализации личностно ориентированного взаимодействия является психолого-педа-

гогическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной инспекции. Процесс педагогической коррекции правовой интолерантности требует, чтобы сотрудник уголовно-исполнительной инспекции постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды несовершеннолетних условно осуждённых, умел диагностировать и знал реальный уровень сфор-мированности этих важных личностных качеств, постоянно привлекал каждого несовершеннолетнего к воспитательной деятельности, обеспечивающей развитие личности, своевре-

менно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, опирался на собственную активность личности; сочетал воспитание с самовоспитанием личности, развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность подростков.

В заключение необходимо ещё раз подчеркнуть целесообразность использования личностно ориентированного подхода в деятельности уголовно-исполнительных инспекций, так как это одно из условий организации педагогической коррекции правовой интолерантности несовершеннолетних условно осуждённых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы психологического обеспечения в уголовно-исполнительной системе: материалы научно-практической конференции психологов уголовно-исполнительной системы. М., 2006. 200 с.

2. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. Тюмень, 1996. 216 с.

3. Дядченко Е.А., Поздняков В.М. Психологическое прогнозирование рецидивных преступлений несовершеннолетних, осужденных без лишения свободы: монография. Самара, 2014. 226 с.

4. Кожевникова Е.Н. Психологические особенности несовершеннолетних, состоящих на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 235-237.

5. Невоструева Н.Г. Личностно ориентированный подход в воспитании // Молодой ученый. 2015. № 24-2. С. 30-31.

6. Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 № 906 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/1548809/#ixzz54WLldNi7 (дата обращения: 29.12.2017).

7. Профессионально важные качества личности сотрудника уголовно-исполнительной системы: монография / под общ. ред. О.Н. Ракитской. Вологда, 2012. 110 с.

8. Рабочая книга пенитенциарного психолога / под ред. А.И. Мокрецова, В.П. Голубева. М., 1998. 208 с.

9. Сериков В.В. Личностно ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: монография. Волгоград, 1994. 272 с.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html (дата обращения: 29.12.2017).

11. Федеральный закон от 21.05.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24061999-n-120-fz-ob (дата обращения: 29.12.2017).

ViV

REFERENCES

1. Aktual'nye problemy psikhologicheskogo obespecheniya v ugolovno-ispolnitel'noi sisteme: ma-terialy nauchno-prakticheskoi konferentsii psikhologov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Actual problems of psychological support in the penal system: materials of scientific-practical conference of psychologists of the penal system]. Moscow, 2006. 200 p.

2. Alekseev N.A. Lichnostno orientirovannoe obuchenie: voprosy teorii i praktiki [Personally oriented education: theory and practice]. Tyumen, 1996. 216 p.

3. Dyadchenko E.A., Pozdnyakov V.M. Psikhologicheskoe prognozirovanie retsidivnykh prestu-plenii nesovershennoletnikh, osuzhdennykh bez lisheniya svobody [Psychological prediction of recurrent minor crimes, convicted without deprivation of liberty]. Samara, 2014. 226 p.

4. Kozhevnikova E.N. [Psychological characteristics of minors who registered in the criminal-Executive inspection] In: Perspektivy nauki [Prospects of science], 2015, no. 11 (74), pp. 235-237.

5. Nevostrueva N.G. [Personality oriented approach in education]. In: Molodoi uchenyi [Young scientist], 2015, no. 24-2, pp. 30-31.

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.07.1996 № 906 «O federal'nykh tselevykh program-makh po uluchsheniyu polozheniya detei v Rossiiskoi Federatsii» [The decree of the RF Government dated 27.07.1996 No. 906 "On the Federal targeted programmes for the advancement of children in the Russian Federation"]. Available at: http://base.garant. ru/1548809/#ixzz54WLldNi7 (accessed: 29.12.2017).

7. Rakitskaya O.N., ed. Professional'no vazhnye kachestva lichnosti sotrudnika ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Professionally important qualities of the personality of the employee of criminal-Executive system]. Vologda, 2012. 110 p.

8. Mokrecova A.I., Golubev V.P., eds. Rabochaya kniga penitentsiarnogo psikhologa [Workbook penitentiary psychologist]. Moscow, 1998. 208 p.

9. Serikov V.V. Lichnostno orientirovannyi podkhod v obrazovanii: kontseptsii i tekhnologii [Personality oriented approach in education: concepts and technologies]. Volgograd, 1994. 272 p.

10. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» [Federal law of 29.12.2012 № 273-FZ "On education in Russian Federation"]. Available at: https:// dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html (accessed: 29.12.2017).

11. Federal'nyi zakon ot 21.05.1999 № 120-FZ «Ob osnovakh sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh v Rossiiskoi Federatsii» [Federal law dated 21.05.1999 № 120-FZ "About bases of system of prevention of neglect and offenses of minors in the Russian Federation"]. Available at: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24061999-n-120-fz-ob (accessed: 29.12.2017).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Гуд Марина Брониславовна - соискатель кафедры педагогики Военного университета МО РФ, главный специалист группы обеспечения деятельности территориальных органов ФСИН России в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах отдела по методологическому обеспечению организационно-штатной деятельности учреждений УИС, майор внутренней службы; е-тай: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Marina B. Gud - applicant of the Department "Pedagogy" "Military University" Ministry of defense of the Russian Federation, chief specialist of the group support the activities of the territorial bodies of the FSIN of Russia in the Southern and North Caucasian Federal districts of the division on methodological provision of the organizational activities of criminal executive system institutions, major of internal service; e-mail: [email protected]

Гуд М.Б. Реализация личностно ориентированной направленности взаимодействия в процессе коррекции правовой интолерантности условно осужденных несовершеннолетних // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 1 С. 36-42. БО!: 10.18384/2310-7219-2018-1-36-42

Gud M.B. Implementation of Personality-Oriented Focus of Interaction in the Process of Correction of Legal Intolerance of Minors on Probation. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018, no. 1, pp. 36-42. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-36-42

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

FOR CITATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.