2. Мир на рубеже тысячелетий (Прогноз развития мировой экономики до 2015 г). М.: Новый век, 2001. - С. 122-130.
3.Коротков А.В. Цифровое неравенство в процессах стратификации информационного общества. URL:http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf.
4.Тихомиров В.П Мир на пути к Smart education: новые возможности для развития URL: http://www.slideshow.net/ssusere58270/e-learning -240511.
Кочеткова О.В. - e-mail [email protected] Кочетков А.Б. - e-mail [email protected]
5. Тихомирова Н.В. Глобальная стратегия развития Smart-общества. МЭСИ на пути к Smart -yHmepcmeTy.URL:http://smailmesi.blogspotcom
6. Кочеткова О.В. Формирование гражданской направленности студентов в компьютерных средах: монография/Кочеткова О.В., Кочетков А.Б.,Эпов А.А. Под ред. О.В. Кочетковой; ВолГТУ, Волгоград,2008.-224с.
7. Философский словарь/ под ред. М.М. Ро-зенталя. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1975. - 496 с., с.156
Статья поступила в редакцию: 07.03.2014
УДК 378.046.4:001.891
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ
PROBLEMS OF SCIENTIFIC-RESEARCH WORK ORGANIZATION OF POSTGRADUATES
Кусакина О.Н., д.э.н., профессор Ермакова Н.Ю., к.э.н., профессор Ставропольский государственный аграрный университет
Аннотация. В статье рассмотрены методические подходы и проблемы организации научно-исследовательских семинаров как одной их ключевых форм научно-исследовательской работы магистрантов. Представлен опыт проведения научно-исследовательских семинаров при подготовке магистров на экономическом факультете Ставропольского государственного аграрного университета.
Annotation: In the article there is an overview of the methodical approaches and organizational problems of the scientific research-development seminars as main form of scientific research-development work of postgraduates. The experience of establishment scientific research-development seminars in frame of postgraduates training in the Economic faculty of the Stavropol state agrarian university is shown.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа магистрантов, научно-исследовательские семинары, методика организации, компетенции
Key words: research work of postgraduates, scientific research-development seminars, principles of organization, jurisdiction.
Научно -исследовательская работа магистрантов нацелена на формирование научного мышления и подготовку их к активной творческой профессиональной деятельности.
Научно исследовательская работа в семестре может осуществляться в различных формах, важнейшей из которых являются научно-исследовательские семинары. Они способствуют не только написанию магистерской диссертации, но и формируют необходимые навыки для самостоятельного проведения экономических исследований в процессе последующей профессиональной деятельности.
Научно-исследовательские семинары направлены на решение ориентационных, методологических, организационных и других задач.
Решение ориентационных задач в процессе
выполнения научно- исследовательской работы должно помочь магистрантам выявить наиболее актуальные и перспективные направления научных исследований в области экономики, определиться с выбором темы магистерской диссертации, а также тематики исследовательской деятельности на долгосрочную перспективу (кандидатская диссертация, самостоятельное монографическое исследование и т.д.).
Методологическая задача предполагает формирование теоретико-методологических основ научно-исследовательской деятельности, включающих освоение ими методики организации и проведения исследований, требований к написанию и оформлению научных работ различных форматов, формирование эмпирической базы исследования, выработки у магистрантов навыков научной дискуссии и презентации
исследовательских результатов.
Обсуждение проектов и готовых исследовательских работ магистрантов, апробация результатов исследовательской деятельности, подготовка результатов проведенных исследований к публикации позволяет получить организационные навыки в проведении научно- исследовательской работы.
Участие в работе научно-исследовательских семинаров является обязательным для всех магистрантов, обучающихся по магистерской программе. Научно-исследовательские семинары дополняют обучающую часть учебной программы, представленную учебными дисциплинами, в рамках которых обучение организуется в традиционном лекционно-практическом формате. Они придает большую гибкость образовательному процессу, делают его интерактивным, обеспечивая возможность преподавателям и магистрантам эффективно вести профессиональный диалог по актуальным проблемам.
В настоящее время в практике высшей школы нет единых подходов к организации и проведению научно-исследовательских семинаров. На экономическом факультете Ставропольского государственного аграрного университета используется множество форм проведения научно-исследовательских семинаров для магистрантов направления «Экономика», самыми распространенными из которых являются следующие: профориентационные, мастер-классы, проектные, редакционные и другие.
Каждый из семинаров выполняет свое функциональное назначение и направлен на формирование определенных компетенций и поэтому план их проведения реализуется в определенной последовательности. Однако реализации плана научно-исследовательской работы предшествует презентация магистерской программы, заключающаяся в детальном ознакомлении слушателей с содержанием учебных дисциплин, как базовой, так и вариативной компонент. На первой встрече слушателям даются установки на возможное развитие магистерских программ посредством участия магистрантов в определении вариативных дисциплин. На основании проведенного в последующем опроса и суммирования сложившихся мнений уточняется и корректируется содержание программы.
Как правило, первым семинаром является про-фориентационный семинар целью которого является знакомство с различными направлениями деятельности отдельных организаций в результате встреч со специалистами-практиками, представляющими эти организации. Это позволяет магистрантам не только определиться с объектом будущего исследования, но и способствует формированию следующих компетенций:
- способности к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
- способности самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные ре-
шения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5).
Аналогичные задачи решаются в ходе проведения мастер-классов, проводимых ведущими учеными и специалистами демонстрирующими авторские -методические подходы к организации проведения занятий, методы управления учебной аудиторией, способы использования специальной терминологии, акцентирующими внимание на возможных перспективах дальнейшей академической карьеры слушателей или трудоустройстве по окончании обучения в магистратуре. На мастер-классах ведущие ученые факультета делятся опытом своей собственной исследовательской работы, знакомят магистрантов с полученными результатами. Эта форма научно-исследовательской работы позволяет магистрантам выбрать тему и сформировать первоначальный план магистерской диссертации.
Основой проведения научных исследований является умение формировать теоретико-методологическую базу исследования. Этому способствует знакомство с электронными ресурсами, приобретение навыков работы с электронным каталогом научной библиотеки Ставропольского государственного аграрного университета. Это обеспечивается проведением научно-исследовательского библиотечного семинара.
Особое внимание уделяется научно-исследовательским семинарам, направленным на помощь магистрантам в подготовке диссертаций. На экономическом факультете наряду с проектными семинарами, используются редакторские семинары, на которых магистранты участвуют в обсуждении и научном редактировании исследовательских работ, изучают правила и технику оформления научного аппарата исследовательской работы.
В завершение научно-исследовательской работы осуществляется публичное представление результатов исследования в формате «Аспирантских чтений».
Полнота и многообразие проводимых семинаров позволяют в полной мере реализовать важнейшую задачу обучения в магистратуре - получение не только теоретических представлений о научно-исследовательской работе, но и обеспечить расширение теоретического кругозора, научной эрудиции, развитие устойчивых навыков самостоятельного осуществления научно-исследовательской работы, связанной с решением сложных профессиональных задач в условиях инновационной экономики России.
Литература:
1.Кусакина О.Н., Ермакова Н.Ю., Шутова О.А. Использование инновационных образовательных технологий при реализации образовательных программ на экономическом факультете / Совершенствование учебного процесса в высшей школе на основе
http : //www. sci-education. ru
инновационных методов обучения: сб. науч. трудов по материалам научно-методической конф. / Ставропольский государственный аграрный университет -Ставрополь: АГРУС, 2012.-120 с.
2.Кусакина О.Н., Ермакова Н.Ю. Инновационные подходы к подготовке специалистов экономического профиля / Сборник научных трудов
Кусакина О.Н. - e-mail: [email protected] Ермакова Н.Ю.- e-mail: [email protected]
УДК 378.147.88
Sworld. - 2013. Т. 27. - № 4. - С. 67-69.
3. Методические указания по организации научно-исследовательской работы в семестре для соискателей направления подготовки 080100.68 «Экономика фирмы и отраслевых рынков» (магистр) / Н.Ю.Ермакова, Н.В.Банникова. - Ставрополь: Ставрополь: Агрус, 2013. - 18 с
Статья поступила в редакцию: 22.03.2014
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПРИ УРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ АПК ПО НАПРАВЛЕНИЯМ «МЕНЕДЖМЕНТ» И «ЭКОНОМИКА»
PROBLEMS OF ORGANIZATION OF PRODUCTION PRACTICE OF STUDENTS AT LEVEL TRAINING AIC ON THE FIELD OF "MANAGEMENT" AND "ECONOMY"
Мирошниченко Т.А., кандидат экономических наук, доцент
Miroshnichenko T.A., associate professor Донской государственный аграрный университет
Don State Agrarian University
Рассмотрены важные проблемы организации производственной практики студентов аграрных вузов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». Особое внимание уделено вопросам прохождения производственной практики при подготовке специалистов по программам прикладного бакалавриата.
Considered important problems of organization of industrial practice for students of agricultural universities enrolled in bachelor and master programs in the fields of "Economics" and "Management". Special attention is paid to practical training with training programs of applied research.
Ключевые слова: производственная практика, организация практики, бакалавры, магистры, прикладной бакалавриат, академический бакалавриат, экономика, менеджмент.
Keywords: industrial practice, organization of practice, bachelors, masters, and applied bachelor degree, academic bachelor, economics, management.
Современная перестройка высшего образования в России порождает новые требования к подготовке кадров высшей квалификации сферы АПК. Специалист должен обладать не только определенным запасом теоретических знаний, но и уметь применять их на практике. Приобретению умений и навыков практической работы в процессе обучения способствует производственная практика, в том числе и преддипломная, которая предусматривает участие студента в производственном процессе и выполнение им определенных функций в качестве сотрудника предприятия. Прохождение производственной практики направлено на приобретение студентами профессионального мастерства, основ организаторской работы в трудовых коллективах.
В процессе организации и проведения производственной практики необходимо учитывать совре-
менные отечественные и мировые достижения науки и практики в областях экономики и менеджмента и тенденции их развития. Образование в современных условиях должно быть, прежде всего, практикоориен-тированным.
Необходимо отметить, что в проекте нового ФГОС ВО по направлению «Экономика» установлены разные формы производственной практики для выпускников программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр».
В Концепции создания программ прикладного бакалавриата в системе профессионального образования Российской Федерации, разработанной в 2010 году в Федеральном институте развития образования (ФИРО), сказано, что программы прикладного бакалавриата - это программы высшего профессио-