Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций экономистов средствами информационных технологий'

Формирование профессиональных компетенций экономистов средствами информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1080
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочеткова О. В., Кочетков А. Б.

Рассмотрены основные ИКТ компетенции студентов экономических направлений подготовки и их влияние на формирование профессиональных компетенций. Показано, что для успешного формирования ИКТ компетенций требуется создание инновационной образовательной среды. Предложены рекомендации по содержательному и методическому аспектам формирования ИКТ компетенций будущих экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочеткова О. В., Кочетков А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций экономистов средствами информационных технологий»

Агапитова Л.Г. - email: naukaobrazovanie@yandex.ru_Статья поступила в редакцию: 07.03.2014

УДК 004:001.895:37

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЭКОНОМИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF ECONOMISTS MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Кочеткова О. В., доктор технических наук, профессор

Kochetkova O.V., Doctor of Technical Sciences, professor Кочетков А.Б., кандидат педагогических наук, доцент Kochetkov A.B., Ph.D., аssociate Professor Волгоградский государственный аграрный университет

Volgograd State Agrarian University

Рассмотрены основные ИКТ компетенции студентов экономических направлений подготовки и их влияние на формирование профессиональных компетенций. Показано, что для успешного формирования ИКТ компетенций требуется создание инновационной образовательной среды. Предложены рекомендации по содержательному и методическому аспектам формирования ИКТ компетенций будущих экономистов.

The basic ICT competence of economists students and their influence on the development of professional competencies. It is shown that for the successful forming ICT competencies required to create an innovative learning environment. The recommendations on pithy and methodical aspects of the formation of ICT competencies offuture economists.

Ключевые слова: информационные технологии, инновационная образовательная среда, высшее учебное заведение, компетенции

Key words: Information technologies, Innovative educational sphere, colledge of higher education, competence

Глобальная информатизация общества, стремительное развитие информационных технологий (ИТ), построение экономики знаний требует сегодня подготовки специалистов нового типа, которые должны: эффективно действовать в условиях информационно насыщенной среды, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть способными к самообучению, проявлять нацеленность на создание перспективных нововведений и изыскание путей их практической реализации.

Чтобы выполнить цели образования в новых информационных условиях деятельности, обеспечить саморазвитие, высокий социальный статус, компетентность будущих специалистов, необходимо привести в соответствие систему обучения в вузах требованиям информационного общества, сформировать его инновационную образовательную среду.

Стремительные изменения социально -экономических отношений в нашей стране привели к внедрению новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, требующих достижения интегрированного

конечного результата образования, в качестве которого рассматривается сформированность у выпускника ключевых компетенций как единства обобщенных знаний и умений, универсальных способностей и готовности к решению широкого спектра задач, а также специальных профессиональных компетенций, и готовность к инновациям в профессиональной области. ФГОС включают ряд конкретных требований к ресурсам образовательной среды вузов: обеспеченность преподавателями высшей квалификации, аудиторным фондом и лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, доступ к электронным библиотекам и передовым изданиям в профессиональной области и др.

В ответ на требования ФГОС уже сегодня происходит усиление роли ИТ в образовании в следующих направлениях:

- повышение эффективности управления и сокращение непрофильных расходов за счет автоматизации учета и управления, перевода документооборота в электронную форму, внедрения систем безопасности и платежных решений;

- обеспечение преподавателей и студентов новыми средствами доступа к образовательным ресурсам, таким как высокоскоростной Интернет, интерактивные доски, системы цифровой печати, видеоконференции и др.;

- трансформация самого образовательного процесса за счет внедрения электронных образовательных ресурсов и виртуальных лабораторий, средств коллективной работы, образовательного контента в сети Интернет.

Однако особенно пристального внимания требует вопрос формирования профессиональных компетенций с использованием информационно -коммуникационных технологий и современной образовательной среды вуза. Стремительное развитие ИКТ, усложнение технических и программных средств, лавинообразное нарастание потоков информации, существенно влияют на профессиональную деятельность экономистов. Она становится многомерной, изменяются методы организации труда и взаимодействия компьютерной техники с людьми и производственным оборудованием, возникают связанные с этим новые социальные, экономические и культурные отношения, существенно возрастают качественные требования к специалисту. Поэтому жизненно важным фактором становится сформировать у студентов - будущих бакалавров экономики профессионально-компьютерную компетентность.

ФГОС по направлениям подготовки 080200 Менеджмент и 080100 Экономика требует формирования у выпускника ИКТ-компетенций, которые заключаются в наличии навыков компьютерного моделирования и умении использовать информационно -коммуникационные технологии для самостоятельной обработки информации и принятия новых решений не только в типовых, но и нестандартных ситуациях.

Так, для будущих экономистов наиболее значимыми общекультурными и профессиональными компетенциями, связанными с использованием информационных технологий, являются следующие: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9); способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12) [1].

Для выполнения требований ФГОС и вызовов экономики знаний требуется системная работа по созданию инновационной образовательной среды, которая должна быть основана на использовании компьютерной техники и телекоммуникаций и нацелена на подготовку обучаемых к использованию достижения современной компьютерной техники для самообразования и активной творческой деятельности, а также на информационную поддержку образовательного и научного процессов и управления учебным заведением. Такая среда должна включать в себя современные программные системы, базы данных и базы знаний и технологии работы, поддерживающие процесс управления организационной деятельностью вуза и осуществляющие образовательные и научные коммуникации, актуальные для реализации целей и задач образования и развития науки в современных условиях.

Стремительный рост знаний, интеграция ИТ с достижениями когнитивной науки может стать сильнейшим фактором, который приведет к появлению абсолютно новых образовательных стратегий. Происходит развитие новых коммуникативных форматов создания и оперирования знаниями, основанное на сотворчестве преподавателей и обучаемых. Это, в свою очередь, вызывает изменения содержания, форм и методов обучения («реалити-шоу», открытые дебаты, сетевые сообщества, технологии Web 2.0) и предполагает усложнение технологической компоненты, вовлечение в образовательный процесс всего спектра компьютерной и мультимедийной техники, коммуникационных сред, роботизированных комплексов, учебных систем на основе Augmented Reality (дополненной реальности).

Однако, несмотря на важность создания материальной базы информатизации образования, её краеугольным камнем должно стать не техническое обеспечение, а эффективное, качественно новое использование ИТ. Вот почему концепция второго цифрового разрыва характеризует переход от неравенства доступа к ИТ (первый цифровой разрыв) [2,3] к неравенству знаний Зоб использовании таких технологий [4]. Это предполагает внедрение новой философии Smart Education, которая должна, используя преимущества ИТ, обеспечить максимально высокий уровень образования, соответствующий задачам и возможностям сегодняшнего мира [5].

Новая образовательная парадигма требует внедрения не только нового содержания, переосмысления классно-урочной системы обучения, но и новых методов и приемов образования с целью формирования профессиональных компетентностей и личностного развития студентов. При этом первой задачей, которую должен решить преподаватель, является выбор такого программно-педагогического средства (ППС), которое бы способствовало реализации цели образовательной системы.

Сегодня специализированные кафедры при выборе содержательного аспекта подготовки в области ИКТ экономистов и менеджеров стоят на распутье: будущих специалистов необходимо ознакомить с

функциональными возможностями специализированных программных продуктов, наиболее широко используемых на экономических объектах, ив то же время необходимо подготовить универсальных специалистов, способных автоматизировать свою профессиональную деятельность с использованием общедоступных возможностей. Решить данную задачу можно, используя модульную структуру преподавания курса, которая предусматривает изучение первым модулем возможностей автоматизации функций пользователя с применением стандартных возможностей пакета Microsoft Office, установленного практически на каждом компьютере, и изучение вторым модулем возможностей специализированных профессиональных программных продуктов. Учитывая широкое многообразие и различные возможности имеющихся III 1С. а также отсутствие единого подхода и научно обоснованных рекомендаций по их выбору, эта задача является довольно сложной и требующей более пристального рассмотрения.

Установлено [6], что компьютерные технологии образования в системе педагогических средств формирования личности студентов и их компетенций выполняют системообразующую функцию, однако неоднородны по своим возможностям, в соответствии с чем подразделяются на три категории: интеллектуально-развивающие, коммуникативно-развивающие, личностно-развивающие. При этом их потенциал определяется не только использованием конкретного программно-педагогического средства, но и применением адекватных форм управления деятельностью обучаемых, а также степенью открытости дидактической системы компьютерного образования [6].

Цель обучения сегодня - дать не только квалификации, но и компетенции - способности и навыки к профессиональному действию. То есть обучение должно стать не только передачей готового знания, а

включением в деятельность, которая имеет важную составляющую - производство знаний. Философская трактовка понятия «деятельность» полагает, что в любой деятельности, даже если она прямо и сознательно направлена лишь на вещественно -энергетический и информационный результат, человек всегда воспроизводит и самого себя иным, нежели он вошел в этот процесс: он, по словам К.Маркса, создает «новые связи и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык» (цит. по [7]). В некоторой степени решить эти задачи позволяет появление новых организационных институтов знания, таких, как «корпоративные университеты», альянсы с бизнесом, предпринимательские университеты» и др. Другой путь - это использование ИТ, которые создают среду, позволяющую обучаемым: активно действовать и самим добывать знания, осмысливать свои интерпретации и конструировать собственный взгляд на предмет, нести ответственность за планирование и принятие решений, осуществлять самоконтроль, что очень важно для становления ценностной, деятельностной сферы обучаемого и системы индивидуально-личностных регуля-тивов поведения. В табл. 1 [6]приведены характеристики III 1С. используемых в подготовке будущих бакалавров экономики.

В качестве специализированных профессиональных программных средств в учебном процессе студентов экономических направлений подготовки используются: информационные системы (ИС) управления проектами Primavera и MS Project, автоматизированная система стратегического планирования ИНТАЛЕВ, различные финансово-аналитические системы, системы налогообложения, ИС семейства 1С (1С: сельское хозяйство, 1С: страхование и др.), справочно-правовые системы Гарант и Консультант+, системы электронного документооборота.

Таблица 1- Характеристика программно-педагогических средств, использу емых в обучении в бакалавров

Вид программного средства Назначение Характеристика

1 2 3

Программы тренировочного типа предназначены преимущественно для закрепления умений и навыков после усвоения теоретического материала. Дают возможность освоения в короткое время определенных специализированных стратегий и приобретения навыков порождения новых стратегий путем быстрой трансформации известных стратегий. Широко используются для обработки математических навыков и др Один из ведущих принципов их работы - подкрепление правильного ответа. Если обучаемый дал правильное решение, ему сообщается об этом. Если ответ неправильный, ему либо предъявляется правильный ответ, либо предоставляют возможность запросить помощь. Управление учебным процессом осуществляется по ответу (ход решения задачи не анализируется).

Контролирующие программы предназначены для контроля процесса обучения, повышения его объективности и обеспечения обратной связи. статистический анализ результатов контроля позволяет выявить плохо усвоенные разделы, уровень осмысленности обучаемыми различных тем, в результате чего появляется возможность корректировать процесс обучения. Возможен контроль индивидуальных типов стратегий мышления, решения и восприятия, на основе результатов которого создаются индивидуальные и характеристические портреты обучаемых.

Демонстрационные программы наглядное изучение объекта, возможность представление изучаемых процессов в динамике, что способствует более глубокому усвоению учебного материала и усиливает мотивацию обучения. дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому материалу.

1 2 3

Электронные учебники (ЭУ) это совокупность информационных страниц, обеспечивающая возможность самостоятельно или при частичном участии преподавателя осваивать учебный курс. Полноценный ЭУ должен иметь информационную, тренирующую (упражнения на закрепление знаний) и тестирующую (настраиваемый банк вопросов, непосредственно модуль тестирования, экспертный модуль для анализа и оценки) части. сложность практического использования электронных учебников вызвана в основном их предназначением для самостоятельного обучения. Они содержат большое количество разветвленной дополнительной информации, и каждый обучаемый выбирает собственный маршрут изучения материала, поэтому они не всегда вписываются в канву традиционного учебного процесса.

Профессиональные программные средства предназначены для получения знаний и отработки умений студентов в сфере их будущей профессиональной деятельности. обучающие функции профессиональных программных средств могут выражаться, например, в сервисных услугах программных пакетов

Имитаторы технологического оборудования имитация реальных процессов и ситуаций перед пользователем с целью закрепления требуемых умений и навыков. позволяют моделировать и имитировать изучаемые процессы и явления, проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального эксперимента.

Компьютерные обучающие программы достижение заданной дидактической цели при обучении. Как правило, содержит изложение материала, тренировочные упражнения, контроль. Обучающие программы, сценарии которых имеют линейно упорядоченную структуру, называет традиционными. К ним относится абсолютное большинство программ. помогают сформировать у обучаемых умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях

Автоматизированные обучающие системы (АОС) это человеко-машинный комплекс, предназначенный для управления познавательной деятельностью в процессе обучения. обладают возможностями: быстро "собрать" задачу, имея при этом полную свободу выбора ее параметров, методов решения, типа начальных и граничных условий, не программируя; достаточно быстрого решения многих вариантов задачи и их сравнение между собой; наглядное и красивое отображение и хранение результатов решения; диагностика ошибок; в ограниченное время выполнения задания, указанного в АОС, либо по индивидуальному заказу преподавателя; возможность проведения самостоятельного исследования какого-либо процесса или свойств точного либо численного решения

Компьютерные учебные среды (миры) достижение педагогических целей путем управления процессом познания окружающего мира возможно освоение в короткое время определенных специализированных стратегий и приобретение навыков порождения новых стратегий путем быстрой трансформации известных стратегий

Авторские инструментальные среды (АИС) создание педагогических программных средств. могут использоваться для моделирования элементов, сложных систем, конструкций, процессов в различных областях знаний, обеспечивает моделирование и управление объектами и процессами на графическом, алгоритмическом и вербальном уровнях.

Экспертно-обучающие системы обладают возможностью определения количества знания, которое обучающийся способен воспринять, оценивания уровня полученных знаний. Могут "подстраиваться» под уровень обучаемого, обеспечивая адаптивность процесса обучения требуют от обучаемых умения отделять факты, переменные и правила, устанавливать связи; выполнять анализ и синтез; представлять свои знания в виде правил; глубоких знаний в предметной области

Офисные программные средства: - табличный процессор - системы управления базами данных предназначены для автоматизации работы в офисе, однако при определенных условиях могут быть использованы как инструменты познания. Позволяет выполнить: компьютерный вычислительный эксперимент; исследования моделей;одно-и многокритериальную оптимизацию; статистическую обработку данных; сортировку и фильтрацию данных. Позволяют выполнить поиск информации с произвольным сочетанием признаков, подведение итогов по любым вычисляемым полям и с различными условиями, составление комбинаций данных, получаемых из различных источников, посредством использования процедур агрегирования и фильтрации; построение логической структуры данных в терминах пользователя и т.д. Примером является пакет прикладных программ MS Office, включающий текстовый процессор MS Word, табличный процессор MS Excel, СУБД MS Access, пакет презентационной графики MS Power Point и др. Развивает способность обучаемых выполнять логические умозаключения; производить анализ решений; учитывать влияние различных факторов; исследовать взаимосвязь объектов. Требует от обучаемых умения определять требования к информации; организовать информацию по соответствующим категориям; умения выполнять анализ, синтез и оценку информации, организовать запрос, получать новую информацию, делать выводы

1 2 3

Предметно-ориентированные программные средства формируют у обучаемых опыт применения компьютера для решения будущих профессионально значимых задач в определенной предметной области. Широко известны Mathematica, Maple, MathCad, ELCUT, MatLab, Derive, Evrica, AutoCad, MicroCap, PCAD, pSpice например, Mathematika, Mapple, Mathcad, Matlab обладают уникальными возможностями создания и исследования математических структур, объектов, моделей различных процессов и явлений. Имеют элементы функционального программирования -библиотеки высокоуровневых функций для проведения лабораторных занятий.

Редакторы онтологий поддерживают методологию и технологию проектирования, разработки и использования онтологий для структурирования и тиражирования знаний в различных предметных областях и приложениях с целью разработки карт знаний. онтологии аккумулирует данные, методики, алгоритмы, технологии, процедуры, эвристики, принципы, правила, know-how и отображают закономерности, связывающие их. Наиболее распространенные редакторы онтологий: Apollo, CoGITaNT, Contextia, DAMLImp (API)

Формированию ИКТ- компетенций студентов ВолГАУ способствует реализация многочисленных партнерских программ с ведущими отечественными и зарубежными вендорами, что позволяет реализовы-вать образовательные программы, отвечающие новейшим технологиям и применять обладающие большой дидактической значимостью и актуальностью учебные ресурсы известных российских и зарубежных вендоров: MSDN AA (Microsoft Developer Network Academic Alliance), «Академия Касперско-го», Microsoft IT Academy, Академия Oracle и др. ВолГАУ в числе передовых российских вузов стал действительным членом Мультвендорного консорциума. В рамках партнерских программ студенты участвуют в специальных мероприятиях (конференции, конкурсы, мастер-классы и т.д.), проводимых вендорами, приобретают знания, умения и навыки, которые действительно востребованы на рынке труда, а также узнаваемую во всем мире сертификацию ИТ-специалистов и пользователей. Это в значительной степени заменяет им опыт практической работы и существенно облегчает трудоустройство.

Современные ИТ обеспечивают максимальную открытость дидактической системы, широкие горизонтальные связи ее субъектов, требуют привлечения системного, интегрированного знания, актуализируют личностный опыт обучаемых. Кроме того, ИТ поддерживают инфраструктуру, которая обеспечивает необходимые возможности для эффективного личностного и коллективного познания обучаемых: активное извлечение информации, экспериментирование с идеями, групповое обсуждение, выполнение долговременных открытых учебных проектов по экономическим дисциплинам. Практические занятия в компьютерном классе позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания экономических дисциплин, активизируют умственную деятельность студента, стимулируют самостоятельное приобретение знаний. Таким образом, широкое использование ИКТ создает необходимое условие для формирования ключевых профессиональных и общекультурных компетенций у бакалавров экономического образования.

Отмечая достоинства и необходимость создания в вузе инновационной образовательной среды, в основу которой положены современные ИТ, следует отметить и сопровождающие этот процесс значитель-

ные трудности. Помимо существенных интеллектуальных и финансовых затрат внедрение информационных технологий потребует реинжиниринга всей образовательной деятельности учебного заведения, а также профессионального роста самих преподавателей. Это может быть достигнуто путем внедрения следующих управленческих инноваций:

- создание единых баз знаний, доступных для любого преподавателя;

- поощрение инициативы преподавателей по внедрению новейших информационных и педагогических технологий, расширению их использования в повседневной работе при подготовке учебных материалов к занятиям, в проектной работе и самостоятельных исследованиях обучаемых, а также по включению своих собственных знаний в единые базы вуза и профессиональных сообществ;

- отказ от внутреннего бумажного документооборота и перевод всех документов в цифровую форму.

Таким образом, проведенные исследования показали, что ИКТ компетенции являются актуальными для специалистов инновационной экономики и в значительной мере способствуют формированию и развитию других профессиональных компетенций будущих экономистов. Для успешного формирования актуальных требованиям инновационной экономики профессиональных компетентностей и личностного развития студентов экономических направлений подготовки должна быть создана инновационная образовательная среда вуза, базирующаяся на научно обоснованном использовании ИТ, поддерживающая новые образовательные стратегии и коммуникативные форматы создания и оперирования знаниями, использующая новый образовательный интерактивный, активный контент. Это потребует реинжиниринга всей образовательной среды учебного заведения, а также профессионального роста преподавателей и внедрения новых управленческих решений.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) "бакалавр") (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г., № 747.2.

2. Мир на рубеже тысячелетий (Прогноз развития мировой экономики до 2015 г). М.: Новый век, 2001. - С. 122-130.

3.Коротков А.В. Цифровое неравенство в процессах стратификации информационного общества. URL:http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf.

4.Тихомиров В.П Мир на пути к Smart education: новые возможности для развития URL: http://www.slideshow.net/ssusere58270/e-learning -240511.

Кочеткова О.В. - e-mail ovk555@bk.ru Кочетков А.Б. - e-mail kab64a@bk.ru

5. Тихомирова Н.В. Глобальная стратегия развития Smart-общества. МЭСИ на пути к Smart -yHmepcmeTy.URL:http://smailmesi.blogspotcom

6. Кочеткова О.В. Формирование гражданской направленности студентов в компьютерных средах: монография/Кочеткова О.В., Кочетков А.Б.,Эпов А.А. Под ред. О.В. Кочетковой; ВолГТУ, Волгоград,2008.-224с.

7. Философский словарь/ под ред. М.М. Ро-зенталя. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1975. - 496 с., с.156

Статья поступила в редакцию: 07.03.2014

УДК 378.046.4:001.891

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ

PROBLEMS OF SCIENTIFIC-RESEARCH WORK ORGANIZATION OF POSTGRADUATES

Кусакина О.Н., д.э.н., профессор Ермакова Н.Ю., к.э.н., профессор Ставропольский государственный аграрный университет

Аннотация. В статье рассмотрены методические подходы и проблемы организации научно-исследовательских семинаров как одной их ключевых форм научно-исследовательской работы магистрантов. Представлен опыт проведения научно-исследовательских семинаров при подготовке магистров на экономическом факультете Ставропольского государственного аграрного университета.

Annotation: In the article there is an overview of the methodical approaches and organizational problems of the scientific research-development seminars as main form of scientific research-development work of postgraduates. The experience of establishment scientific research-development seminars in frame of postgraduates training in the Economic faculty of the Stavropol state agrarian university is shown.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа магистрантов, научно-исследовательские семинары, методика организации, компетенции

Key words: research work of postgraduates, scientific research-development seminars, principles of organization, jurisdiction.

Научно -исследовательская работа магистрантов нацелена на формирование научного мышления и подготовку их к активной творческой профессиональной деятельности.

Научно исследовательская работа в семестре может осуществляться в различных формах, важнейшей из которых являются научно-исследовательские семинары. Они способствуют не только написанию магистерской диссертации, но и формируют необходимые навыки для самостоятельного проведения экономических исследований в процессе последующей профессиональной деятельности.

Научно-исследовательские семинары направлены на решение ориентационных, методологических, организационных и других задач.

Решение ориентационных задач в процессе

выполнения научно- исследовательской работы должно помочь магистрантам выявить наиболее актуальные и перспективные направления научных исследований в области экономики, определиться с выбором темы магистерской диссертации, а также тематики исследовательской деятельности на долгосрочную перспективу (кандидатская диссертация, самостоятельное монографическое исследование и т.д.).

Методологическая задача предполагает формирование теоретико-методологических основ научно-исследовательской деятельности, включающих освоение ими методики организации и проведения исследований, требований к написанию и оформлению научных работ различных форматов, формирование эмпирической базы исследования, выработки у магистрантов навыков научной дискуссии и презентации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.