ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 372.016:811
М.Н. Евстигнеев
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Данная статья посвящена вопросу развития терминологического аппарата в области информатизации образования. В ней рассматриваются основные термины, отражающие этапы развития информационных и коммуникационных технологий; предложены определения ИКТ компетентности и ИКТ компетенции учителя иностранного языка; проведен анализ, на основе которого было определено место ИКТ компетентности в соотношении с методической компетентностью, информационной компетентностью и компьютерной грамотностью.
Ключевые слова: ИКТ, компетентность в области использования ИКТ, компетенция в области использования ИКТ, информационная компетентность, методическая компетентность, медиаграмотность, компьютерная грамотность, цифровая грамотность.
Реализация приоритетных проектов российской системы образования сопровождается прогрессивной информатизацией общества: увеличением количества образовательных учреждений, способных обеспечить учащихся современными компьютерными средствами в процессе обучения, повышением уровня компетентности работников образования, а также разработкой новых методик обучения с использованием современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) (А.А. Андреев, Н.В. Апатова, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Н.В. Чичерина). Особое внимание уделяется информационному обеспечению субъектов образовательного процесса: большинство образовательных учреждений в настоящее время уже обладает открытым доступом к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым ресурсам, которые по содержанию полностью соответствуют перечню учебных дисциплин, утвержденных образовательными стандартами.
Однако необходимо отметить, что в настоящее время ученые так и не пришли к единому мнению относительно используемых терминов в области информатизации образования и их понятийного содержания. Это объясняет использование в исследованиях таких терминов, как «информационная компетентность», «компьютерная грамотность», «ИКТ компетентность», «ИКТ компетенция», «цифровая грамотность», «медиаграмотность» и многих других в качестве синонимов.
Использование разных терминов в современной научной литературе связано, прежде всего, с развитием информационных и коммуникационных технологий. До настоящего времени информационные и коммуникационные
технологии прошли огромный путь. Смена этапов становления информационных и коммуникационных технологий в основном приходится на XX век и объясняется качественными преобразованиями в структуре общества и его потребностей. В качестве лидирующих направлений выступали электронизация и комплексная автоматизация, что впоследствии дало начало такому направлению, как компьютеризация.
В инструментальной эволюции информационных и коммуникационных технологий выделяют следующие пять этапов:
• 1-й этап (до конца XIX в.) - «ручная» технология, инструментарий которой составляли перо, чернильница, книга; коммуникация осуществлялась ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш;
• 2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, инструментарий которой составляли пишущая машинка, телефон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта;
• 3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны;
• 4-й этап (с начала 70-х гг. XX в) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов;
• 5-й этап (с середины 80-х гг. XX в) - «компьютерная» технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. Для этого этапа характерно широкое использование глобальных и локальных компьютерных сетей.
На современном этапе развития ИКТ особый интерес для научной дискуссии могут представлять некоторые формулировки терминов «компетенция» и «компетентность» учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий.
Широкое распространение информационных и коммуникационных технологий во многом обязано современным достижениям в области информатики. Поэтому было бы интересно посмотреть и проанализировать определения терминов «информационные и коммуникационные технологии» и «компетентность в области использования информационных и коммуникационных технологий», данных в современных нормативных документах по информатике [24]. Хотя одной из основных целей обучения информатике является формирование компетентности в области использования информационных и коммуникационных технологий, в этом федеральном нормативном документе отсутствуют необходимые определения понятий.
В этой связи видится актуальным проследить этимологию термина «информационные и коммуникационные технологии». Термин «технология» (от греч. «techne» - искусство и «logos» - учение) обозначает совокупность
199
наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие [23]. Информация является ценным ресурсом для общества наряду с традиционными материальными видами ресурсов (нефть, газ и др.), поэтому процесс ее переработки, по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов, можно воспринимать как технологию. Таким образом, с самого начала появление термина «технология» обозначало изменение объекта под действием средств ручного труда.
Понятие «информационная технология» (ИТ) обозначает процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления этих процессов и методов [25]. В этом определении акцент делается на некоторые аспекты осуществления различной деятельности, связанной с информацией. К настоящему времени информационная технология прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определяется, главным образом, развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств обработки информации. Эволюция информационной технологии началась с перехода от «ручной» обработки информации к «механической», когда на смену перу и чернильнице пришли пишущая машинка и телефон, и кардинально изменился способ коммуникации - от ручной доставки писем и депеш до появления телеграфа. Новое развитие информационная технология получила с появлением первых электронно-вычислительных машин (ЭВМ), которые основательно заняли место в жизни человека, помогая ему в работе с информацией во всех сферах его деятельности. Однако неизменным всегда оставалось то, что информация, как правило, подлежит анализу и принятию на его основе решения по дальнейшему ее использованию на практике.
Определение термина «информационная технология» в информатике акцентирует содержательную сторону понятия. В частности, информационная технология обозначается как технология работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии [12]. Данное определение дает представление о том, что для работы с информацией могут быть использованы компьютерные средства, в частности, электронные таблицы и мультимедийные технологии.
Более полное определение предлагает профессор И.В. Роберт, которая под информационной технологией понимает «практическую часть научной области информатики, представляющей собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов» [17: 195]. Также И.В. Роберт отмечает, что информационная технология, реализация которой осуществляется с помощью средств микропроцессорной, вычислительной («компьютерной») техники отличается следующими характерными особенностями:
• реализация возможностей современных программных, программно-аппаратных и технических средств и устройств, функционирующих на базе микропроцессорной и вычислительной техники, средств и систем передачи, транслирования информационных ресурсов, информационного обмена;
• использование специальных формализмов (логико-лингвистических моделей) для представления декларативных и процедурных знаний в электронной форме; при этом логико-лингвистическое моделирование резко расширяет возможности решения задач для трудно или совсем неформализуемых областей знаний и сфер деятельности;
• обеспечение прямого (без посредников) доступа к диалоговому режиму при использовании профессиональных языков программирования и средств искусственного интеллекта;
• обеспечение простоты процесса взаимодействия пользователя с компьютером, исключение необходимости регулятивного сопровождения [16, 17].
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии, что является не совсем верным. Под компьютерными технологиями принято понимать часть информационных технологий, которые обеспечивают сбор, обработку, хранение и передачу информации с помощью ЭВМ, в то время как под информационными технологиями понимаются современные виды информационного обслуживания, основанные на использовании средств вычислительной техники, связи, множительных средств и оргтехники [2]. Таким образом, информационные технологии подразумевают использование не только компьютера (несмотря на то, что компьютерные технологии являются основополагающими в информационных технологиях), но и других технических средств для работы с информацией.
Как и все технологии, информационные технологии находятся в постоянном развитии и совершенствовании: появляются новые технические средства, разрабатываются новые концепции, методы организации данных, их передачи, хранения и обработки, формы взаимодействия пользователей с техническими и другими компонентами информационно-вычислительных систем. С появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии, где основной целью стало удовлетворение персональных информационных потребностей человека как в профессиональной сфере, так и в бытовой.
Так, в приказе Минобразования РФ от 30 июня 1999 № 56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по информатике» в информационные технологии включены технологии обработки текстовой информации, технологии обработки графической информации, технологии обработки числовой информации, технологии хранения, поиска и сортировки информации, мультимедийные технологии и компьютерные коммуникации.
В настоящее время на смену термину «информационные технологии» пришел другой термин - «информационные и коммуникационные
201
технологии» (ИКТ), что объяснимо сменой эволюционного этапа в развитии информационного общества. Если раньше люди использовали сеть Интернет только лишь для поиска необходимой информации, то сейчас приоритет отдается коммуникации в виртуальном мире, что способствует появлению обилия социальных сервисов и служб. Общение, как одна из основных потребностей общества, позволяет людям в разных точках планеты объединяться в группы по различным признакам: транснациональным, национальным, профессиональным, религиозным и т.д.
В этой связи «информационные и коммуникационные технологии» определяются в качестве информационных процессов и методов работы с информацией, осуществляемых с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации [25]. Таким образом, основное различие между информационными технологиями и информационными и коммуникационными технологиями заключается в различных средствах обработки и передачи информации. Хотя данное определение и является достаточно общим, можно сделать вывод, что основной акцент в данном определении делается на коммуникации, осуществляемой посредством вычислительной техники и средств телекоммуникации. В информатике телекоммуникация определяется как дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи [3]. Иными словами, информационные и коммуникационные технологии, главным образом, направлены на передачу информации и организацию коммуникации с использованием современных компьютерных средств и программного обеспечения на базе компьютерных технологий.
Стоит также отметить, что в современной научной литературе можно встретить термин «новая информационная технология», под которым зачастую исследователи понимают информационную технологию с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующую как персональные компьютеры, так и телекоммуникационные средства: телефон, телеграф, факс, глобальные и локальные компьютерные сети и др. [3]. Определение «новая технология» является эквивалентным понятию «современная технология», что указывает на актуальность использования данных технологических средств обработки информации в процессе информатизации общества.
Под средствами информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) подразумеваются программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. К средствам ИКТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения
202
больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной сети Интернет) [16, 17].
На современном этапе основной задачей информационных и коммуникационных технологий в образовании является создание с помощью компьютерных средств и информационных ресурсов сети Интернет информационно-образовательной среды (ИОС). В связи с этим, одной из приоритетных задач высшего профессионального образования является подготовка специалистов в области обучения иностранному языку, не только владеющих общими и специальными профессиональными знаниями, умениями и навыками, требуемыми в данной специальности, но и способных активно использовать постоянно обновляющийся спектр компьютерных средств, адекватно включая их в технологии обучения иностранному языку.
В научной литературе в понятийное содержание термина «компетентность в области использования информационных и коммуникационных технологий» ученые вкладывают разное содержание, используя такие термины, как информационная компетентность, ИКТ компетентность, ИКТ компетенция, компьютерная грамотность, медиаграмотность и др.
Сразу же необходимо отметить, что существует два основных термина: ИКТ компетентность и ИКТ компетенция, которые часто используются как синонимы, но обозначают разные аспекты, связанные с владением информационными и коммуникационными технологиями. В данной работе, согласно определению А.В. Хуторского, под компетенцией мы понимаем отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере, а под компетентностью - уровень владения специалистом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности [26].
В зависимости от области научных знаний, ученые акцентировали тот или иной аспект информационной компетентности в определении данного термина. В частности, в своем исследовании О.Б. Зайцева дает достаточно общее определение и трактует информационную компетентность как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств [10]. А.Л. Семенов
203
определяет информационную компетентность как новую грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [18]. А.Г. Пекшева определяет информационную компетентность как «совокупность умений и навыков получения и обработки информации» [14: 101]. В своей работе С.В. Тришина дает следующее определение информационной компетентности: интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности [22]. Д.М. Грицков, П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев определяют информационную компетентность как «владение информационными технологиями, понимание диапазона их применения в образовательном процессе, а также критическое отношение к распространяемой информации» [5: 33].
Несмотря на то, что представленные выше определения даны исследователями из разных областей научного знания (А.Л. Семенов, С.В. Тришина - информатика, А.Г. Пекшева, О.Б. Зайцева - педагогика, Д.М. Грицков, П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев - методика обучения иностранным языкам), всех их объединяет одно: информационная компетентность связана со знаниями, умениями и навыками работы с информацией. Однако если О.Б. Зайцева и С.В. Тришина говорят об умениях работы с информацией в целом (не акцентируя средства обучения), то А.Л. Семенов, Д.М. Грицков, П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев акцентируют внимание на технических средствах получения этой информации. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что уже на современном этапе информационного развития общества компетентность в области «работы с информацией» не должна и не может замыкаться на традиционных средствах, какими являлись печатные издания. Напротив, понятийное содержание термина «информационная компетентность» значительно расширяется за счет подключения современных электронных ресурсов.
Еще один интересный момент, на который хотелось бы обратить внимание, - это степень отражения компонентного состава информационной компетентности в ее определениях. В частности, в достаточно общем определении О.Б. Зайцевой идет ссылка на теоретические знания и практические умения работы с информацией [10]. Однако автор не детализирует, о каких знаниях и умениях идет речь. В определениях же других исследователей «умения» трактуются как умения получения и обработки информации [14], умения отбирать, усваивать, перерабатывать, трансформировать и генерировать информацию [9].
Интерес для научной дискуссии могут также представлять некоторые формулировки авторов. Например, О.Б. Зайцева в информационную компетентность включает определенный набор личностных качеств [10]. При этом автор не уточняет, о каких личностных качествах идет речь. А.Л.
204
Семенов вводит в состав информационной компетентности принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях, не расшифровывая, какие «принципиально новые решения» и «непредвиденные ситуации» имеются в виду [18]. На наш взгляд, здесь, скорее, идет речь о нетрадиционных путях решения (средствами информационных и коммуникационных технологий) стандартных вопросов.
Информационная компетенция - знания и умения, позволяющие определять потребности в информации, извлекать, оценивать и использовать информацию, а также реконструировать знания, содержащиеся в извлеченных информационных ресурсах. Безусловно, эта достаточно общая формулировка уточняется применительно к области профессиональной деятельности специалиста. В частности, в приложении к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития № 593 от 14 августа 2009 года «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» информационная компетенция педагогического работника включает в себя следующие компоненты: знания и умения, обеспечивающие эффективный поиск; структурирование информации, ее адаптация к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; формулировка учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами; квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач; использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность; готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе; ведение школьной документации на электронных носителях [15].
«ИКТ грамотность» является еще одним термином, часто используемым в научной литературе. В своей работе «Большая Семерка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность» В.Ф. Бурмакина, М. Зелман, И.Н. Фалина трактуют ИКТ грамотность как использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе [4]. Иными словами, понятие «ИКТ грамотность» подразумевает определенные умения идентификации, поиска, доступа, управления, интеграции, оценки, создания и передачи информации.
Чичерина Н.В. предлагает использовать термин «медиаграмотность», под которым она понимает «способность адекватно взаимодействовать с потоками медиаинформации в глобальном информационном пространстве: осуществлять поиск, анализировать, критически оценивать и создавать медиатексты, распространяемые с помощью различных средств массовой информации и коммуникации, во всем разнообразии их форм» [27: 24].
205
В заявлении председателя Координационного совета по формированию молодежной информационной политики А. Демидова для СМИ мы узнаем, что компьютерная грамотность - это обучение умению «нажимать на кнопки», знаниям о том, что из себя представляет персональный компьютер и программные продукты, каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их использованием [6]. Компьютерная грамотность как первая ступень формирования ИКТ компетентности приобретается в общеобразовательных школах и рассматривается как набор необходимых технических навыков для работы с компьютером.
Таким образом, компьютерная грамотность - это знания и умения пользоваться персональным компьютером (открывать и сохранять документы, записывать файлы на носители информации (CD, DVD, flash-card), пользоваться текстовыми редакторами, Интернет-браузерами, программами по созданию презентаций и другим программным обеспечением [21].
Необходимость формирования цифровой грамотности показал в своей работе П. Гилстер - автор концепции «цифровой грамотности», выдвинув следующие аргументы в пользу формирования цифровой грамотности у обучающихся: использование разных форматов информационных сообщений (компьютер позволяет использовать не только текстовые сообщения, но и такие мультимедийные файлы, как видео, аудио и фото), поиск информации в сети Интернет отличается от работы с печатной книгой или статьей (в сети Интернет можно найти не один, а несколько источников, причем с различными точками зрения) [28]. Таким образом, формирование цифровой грамотности объясняется, прежде всего, необходимостью развития определенных умений, нужных для работы с интерактивным и многоплановым материалом, который предоставляет нам сеть Интернет.
Перейдем к рассмотрению термина «ИКТ компетентность». Рассмотрим точки зрения тех авторов, которые используют в своих работах этот термин. По А.Л. Семенову, ИКТ компетентность рассматривается как умение решать задачи с использованием ИКТ [18]. Внедрение ИКТ в процесс образования и самообразования во многом позволило по-новому решить ряд задач, стоявших перед преподавателем. Знание ИКТ является неотъемлемой характеристикой компетентного преподавателя в настоящее время.
Согласно определению А.В. Хуторского, ИКТ компетентность - это умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее с помощью реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) [26].
И.А. Зимняя в цикле работ, посвященных компетентностному подходу, не раз давала определение ИКТ компетентности, в котором акцентировала внимание на компонентном составе ИКТ компетенции: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, Интернет-технологией [11]. А.А. Елизаров определяет
206
ИКТ компетентность как совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций [9]. Наличие определенных знаний и умений позволяет решать ряд профессиональных задач. Наличие опыта во многом облегчает эту деятельность и способствует формированию авторской методики.
В одной из работ О.Г. Смоляниновой к ИКТ компетентности причисляется «понимание закономерностей и особенностей протекания информационных процессов свойственных профессиональной деятельности учителя, владение средствами информационных технологий и др.» [19: 247]. Опять же мы сталкиваемся с тем, что компетентный педагог обязан владеть средствами ИКТ и умениями их использовать на практике.
Г.Б. Паршукова определяет ИКТ компетентность как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), позволяющих при помощи реальных объектов и информационно-коммуникационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее» [13: 50].
Иными словами, ИКТ компетентность - это способность личности, обладающей определенными знаниями и умениями, самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, преобразовывая его в своих целях.
В своем исследовании В.Л. Акуленко, Л.Л. Босова определяют ИКТ компетентность учителя как способность педагога решать профессиональные задачи с использованием средств и методов информатики и ИКТ, а именно:
• осуществлять информационную деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации с целью автоматизации процессов информационно-методического обеспечения;
• оценивать и реализовывать возможности электронных изданий образовательного назначения и распределенного в сети Интернет информационного ресурса образовательного назначения;
• организовывать информационное взаимодействие между участниками учебного процесса и интерактивным средством, функционирующим на базе средств ИКТ;
• создавать и использовать психолого-педагогические тестирующие, диагностирующие методики контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении;
• осуществлять учебную деятельность с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета [1].
В данном случае рассматривается набор знаний и умений педагога интегрировать информационные и коммуникационные технологии в процесс обучения предмету, не нарушая стандартных методик преподавания: сбор, обработка, предоставление информации, оценка информационных ресурсов,
вовлечение учащихся в процесс обучения, создание комфортной атмосферы на занятии, адекватная оценка уровня знания и владения предметом. Иными словами, ИКТ компетентность как бы расширяет поле действия информационной компетентности, привлекая новые не совсем стандартные методы обучения с помощью ИКТ. Знания и умения использования средств ИКТ являются необходимыми для преподавателя в любой области знаний. Преподаватель в данном случае является представителем образовательного потенциала ИКТ (учитывая особенности каждого предмета) для мотивированной группы учащихся, жаждущих интерактивного процесса обучения.
Как показывает анализ, эти и многие другие определения являются общепедагогическими и могут быть применены к различным предметам, ибо ни в одном из них не прослеживается специфика конкретного учебного предмета учебного плана. ИКТ компетентность рассматривается как составляющая информационной компетентности и не может существовать без компьютерной грамотности.
ИКТ компетенция преподавателя - это знания и умения решать профессиональные задачи с использованием средств и методов информационных и коммуникационных технологий, в частности: (а) осуществлять отбор, оценку, обработку информации для учебных целей, (б) создавать учебные Интернет-ресурсы, (в) организовывать учебное взаимодействие между участниками образовательного процесса посредством ИКТ, (г) осуществлять образовательную (включая учебную) деятельность с использованием средств ИКТ в аспектах, отражающих особенности конкретного учебного предмета [7, 8, 20, 21].
Все проанализированные определения, с одной стороны, находятся в иерархической последовательности, с другой - обозначают понятия, существующие независимо друг от друга. Компьютерная грамотность и информационная компетенция могут существовать независимо друг от друга. Однако ИКТ компетенция специалиста возникает в зоне пересечения компьютерной грамотности, информационной компетенции и методической компетенции преподавателя. Под методической компетенцией мы понимаем систему теоретических знаний в области методики обучения иностранным языкам и комплексных методических умений реализации планирующей, организационной и контролирующей функций преподавателя. Последняя - методическая компетенция преподавателя - является тем неотъемлемым звеном, позволяющим использовать дидактический потенциал ИКТ в обучении иностранному языку. Схематично соотношение четырех видов компетенций можно представить на рисунке 1.
Методическая компетенция
ИКТ компетенция
Компьютерная Информационная грамотность
компетенция
Рис. 1. Соотношение методической, информационной, ИКТ компетенций и
компьютерной грамотности.
В этой связи под КОМПЕТЕНЦИЕЙ учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий предлагаем понимать конструкт, состоящий из теоретических знаний о современных информационных и коммуникационных технологиях и практических умений создания и использования учебных Интернет-ресурсов, социальных сервисов Веб 2.0 и других ИКТ в процессе формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка. КОМПЕТЕНТНОСТЬ учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий нами определяется как способность использовать учебные Интернет-ресурсы, социальные сервисы Веб 2.0 и другие ИКТ с целью формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акуленко В.Л., Босова Л.Л. Методические рекомендации по формированию ИКТ-компетенции учителя физики в системе повышения квалификации // Москва. 2006. Электронный ресурс: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r38839/mr6.pdf. Дата обращения 15.08.2014.
2. Арефьев В.Н. Компьютерные технологии в науке и образовании. // Методические указания к практическим занятиям / Ульяновск, УлГТУ, 2001. - 42с.
3. Батин Н.В. [и др.] Основы информационных технологий: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. В.В. Шкурко. - Минск: Ин-т подгот. науч. кадров Нац. акад. наук Беларуси, 2008. - 235 с.
4. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая Семерка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетенность. // Москва. 2007. Электронный ресурс: http://ifap.ru/library/book360.pdf. Дата обращения 15.08.2014.
5. Грицков Д.М., Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Подготовка педагогических кадров к разработке авторских Интернет-ресурсов по иностранному языку // Материалы XII
Международной научно-практической конференции-выставки. - Тамбов: ТГУ имени Г.Р. Державина, 2008. - С. 33-35.
6. Демидов А. ИКТ-грамотность, ИКТ-компетентность и информационная культура -лестница информатизации // Сообщение для СМИ от 28 декабря 2006 г. Электронный ресурс: http://www.ifap.ru/pr/2006/061228a.htm. Дата обращения 15.08.2014.
7. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 9. - С. 3-9.
8. Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий: Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2012. - 23 с.
9. Елизаров А.А. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя // Тезисы доклада на конференции ЯЕЬЛЯК-2004 июнь 2004 г. - Ассоциация ЯЕЬЛКК. Электронный ресурс: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html. Дата обращения 11.08.2014.
10. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 2002. -19 с.
11. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
12. Информатика и информационные технологии. // Учебник для 10-11 классов. / Под. Ред. Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. - 512 с.
13. Паршукова Г.Б. Информационные компетентности личности. Диагностика и формирование: моногр. / науч. ред. И.С. Пилко, Е.Б. Артемьева. - Новосибирск, 2006. - 244 с.
14. Пекшева А.Г. К вопросу о подборе технологии представления контента учебно-методического комплекса «Методика обучения информатике на предпрофильном этапе» // Информатизация образования - 2008: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Славянск-на-Кубани, 2008. С.100-103.
15. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. № 593 утвержден новый раздел Единого квалификационного справочника (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования». М.: Минздравсоцразвития, 2009.
16. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с.
17. Роберт И.В. Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов / Под ред. И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2006. - 374 с.
18. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. -М.: Изд-во МИПКРО, 2000.
19. Смолянинова О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий // Диссертация на соискание уч. ст. доктора пед. наук. - СПб, 2002.
20. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: Учебно-методическое пособие. - М.: Глосса-Пресс, Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 182 с.
21. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 6. - С. 16-20.
22. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал "Эйдос". Электронный ресурс: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm. Дата обращения 11.08.2014.
23. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. -Издательство: Альта-Принт, Дом. XXI век, 2009.
24. ФГОС ВПО по направлению подготовки 010300 «Фундаментальная информатика и информационные технологии», 2009.
25. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации.
26. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". Электронный ресурс: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. Дата обращения 13.08.2014.
27. Чичерина Н.В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2008. - 50 с.
28. Knobel M. Digital literacy and participation in online social networking spaces. 2009. Электронный ресурс:
29.http://www.academia.edu/3011380/Digital_literacy_and_participation_in_online_social_netw orking_spaces. Дата обращения 11.08.2014.
УДК 372.016:811
И.А. Евстигнеева
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДИСКУРСИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА
Данная работа посвящена проблеме развития дискурсивных умений студентов языкового вуза в ходе обучения иностранному языку средствами современных информационных и коммуникационных технологий. В ней рассматриваются вопросы определения дискурса и дискурсивной компетенции, ее компонентного состава, а также разрабатывается номенклатура дискурсивных умений студентов языкового вуза, развиваемых на основе современных информационных и коммуникационных технологий.
Ключевые слова: современные информационные и коммуникационные технологии, дискурсивная компетенция, дискурс, дискурсивные умения, вики-технология, электронная почта, веб-форум, подкаст, блог-технология.
Основной проблемой в сфере современного языкового образования по-прежнему остается оптимизация учебного процесса, целесообразность его структуры и содержания. В связи с этим очевидно, что чем больше предлагается методических решений, тем результативнее становится поиск новых путей обучения иностранному языку.
В последнее время исследователями отмечаются две тенденции. Во-первых, усиление коммуникативной направленности учебного процесса, что в свою очередь подразумевает не просто знание иностранного языка - его фонетики, грамматики и лексики, но и умения использовать язык в реальных ситуациях общения в соответствии с его нормами. Во-вторых, широкое распространение современных информационных и коммуникационных
211