ПЕДАГОГИКА
УДК 51-77
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННЫХ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ НОВОГО ФГОС
М. М. Абдуразаков 11 А. Х. Дзамыхов21 М. А. Темирджанова 21
1) Институт содержания и методов обучения РАО, Москва
2) Карачаево-Черкесский государственный универ-
e-mail:
[email protected] [email protected]
Одной из приоритетной задачей деятельности высшего профессионального образования является подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности, В этом аспекте в работе рассмотрены роль место информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и в процессе формирования ИКТ-компетенций будущего учителя, отмечены проблемы подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности в новой информационно-коммуникационной образовательной среде (ИКОС).
Ключевые слова: компетентность, компетенция, ИКТ-компетентность, информационные и коммуникационные технология, информационно-коммуникационная образовательная среда.
Новые целевые установки на подготовку будущего специалиста заданы в Концепции модернизации российского образования и определены на основе принятого в ней компетентностного подхода к качеству подготовки будущего специалиста, предусматривающего достижение нового уровня результатов обучения, формирование профессиональной и общекультурной компетентности выпускника вуза. Качество высшего профессионального образования (и не только высшего образования) в настоящее время связывается с использованием компетентностного подхода при формировании содержания и реализации требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения (в частности на этой основе построен вузовский ФГОС третьего поколения).
Требования, предъявляемые современным обществом к профессиональной компетентности специалиста, становятся более высокими. Информационная компетентность, как составляющая профессиональной компетентности специалиста может быть сформирована через непрерывность, преемственность, когда различные учебные дисциплины включают и востребуют знания и умения в сфере средств ИКТ.
От современного учебного заведения требуется внедрение инновационных технологий обучения, что предполагает использование новых методов и форм организации обучения, обеспечивающих наряду с фундаментальной подготовкой и соблюдением требований ФГОС, но и развитие информационной и коммуникативной компетентностей будущего учителя.
В условиях внедрения и использования инновационных технологий на базе средств ИКТ в образовании особое значение имеет способность преподавателя самостоятельно получать профессионально-значимую информацию об изучаемых объектах и использовать ее для решения возникающих проблем. Реализация этой задачи требует сформированно-сти специфических умений и навыков системного подхода к поисковой деятельности в сфере технических, программных средств поиска, обработки и хранения информации
учебного назначения. Это во многом определяет успешность преодоления барьера между миром обучаемого и миром компьютерных технологий, способствует формированию информационного мировоззрения, развитию системного стиля мышления студентов.
В современном обществе качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от овладения им ключевыми компетентностями и этот принцип оценки качества образования начинают применять ко всем областям Базисного учебного плана, особенно в области информатики и средств ИКТ.
Знания, умения и навыки, формирующие в процессе обучения, часто оказываются невостребованными в реальных жизненных ситуациях. Эта особенность выдвигает специфические требования к содержанию профессиональной и методической подготовки будущего учителя, направленные на формирование гибких, мобильных знаний и умений применять их в нетипичных ситуациях.
В связи с этим для решения педагогической задачи может быть успешно применен компетентностный подход, реализующий новый подход в определении содержания, целей, форм и методов обучения, т.е использование компетентностного подхода к профессиональной и методической подготовки учителя определяет как способность учителя решать типичные профессиональные задачи с использованием средств ИКТ, как профессиональную ИКТ-компетентность.
Теория и практика формирования компетентностей является объектом изучения исследователей В. А. Адольфа, С. Л. Братченко, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, А. М. Новикова, Д. Равена, М. В. Рыжакова, О. Г. Смоляниновой, Л. О. Филатовой, А. В. Хуторского и др. Различные подходы существуют к выделению оснований для классификации компетенций обучаемых. Компетенции, приобретаемые в процессе образования, неоднородны, поскольку среди них можно выделить ключевые, базовые и специальные компетентности. Сравнительный анализ дефиниций компетентности показывает, что она характеризуется как: способность применить имеющиеся знания и опыт в той или иной области, практической ситуации, что особенно важно для профессионального образования.
Опираясь на исследования С. А. Бешенкова, Б. С. Блума, А. А. Кузнецова, М. П. Лапчика, С. Р. Удалова, Л. О. Филатовой, Е. К. Хеннера и др., ИКТ-компетентность можно определить как интегральное качество личности учителя, его способность решать бытовые, учебные и профессиональные задачи с использованием средств ИКТ.
Так, А. В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций школьников и выделяет:
• ключевые компетенции, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования (конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения);
• общепредметные компетенции, которые относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей, (способности решать проблемы, требующие применения различных фактов, понятий и методов из других образовательных областей);
• предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов (способности учащихся привлекать для решения проблем знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретного предмета) [14].
Суть компетентностного подхода заключается в направленности профессионально-педагогического образования на формирование у обучаемых социально значимых знаний, новых умений и качеств, отвечающих динамичным изменениям социума.
Необходимо отметить, что ключевые и общепредметные компетенции всегда проявляются в контексте предмета или предметной области (или предметной компетенции) и обнаруживается в личностно значимой деятельности (предметно-информационной, дея-тельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной).
Методологический аспект компетентности учителя, по мнению В.А.Сластенина, обеспечивается организацией такого процесса формирования специалиста с высшим образованием, который включает в себя «воспитание у студентов мотивационно-ценностного отношения к системам знаний, понимания их относительности, изменчивости, умение во-
влекаться в процесс постоянной смены знаний, в процесс непрерывного продуцирования новых знаний» [il, с. 10].
Для реализации компетентностного подхода образовании можно воспользоваться исследованиями по применению компетентностного подхода в начальном профессиональном образовании, предложенный М. П. Чошановым, как идея «компетентности» принципиально нового качества профессиональной подготовки будущего педагога [15].
Компетентность как специфическое качество совокупности профессиональных знаний и умений выражается в следующем:
• знания компетентного человека оперативны и мобильны, они постоянно обновляются;
• содержательные знания, процессуальные умения как компоненты необходимые для решения практических задач;
• обладание критичностью мышления, то есть умение аргументировать выбор, отвергать ложные пути при выборе оптимального решения.
Образовательные компетенции Б.И.Хасан определяет как «результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом. Именно они позволяют достигать людям личностно значимых для них целей...» [13].
В реализации компетентностного подхода в образовании И.Фрумин выделяет четыре аспекта (типа, варианта, линии, направления):
• ключевые компетентности;
• обобщенные предметные умения;
• прикладные предметные умения;
• жизненные навыки [12].
Следовательно, на основе анализа психолого-педагогической литературы и в соответствии темой нашего исследования определим профессиональную ИКТ-компетентность будущего учителя в сфере ИКТ как способность решать профессиональные задачи в новой ИКОС на базе средств ИКТ и включает в себя:
• ключевые ИКТ-компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности учителя (компетентность учителя, проявляющаяся в его способности решать профессиональные задачи с использованием средств ИКТ);
• базовые ИКТ-компетентности, отражающие специфику профессиональной деятельности учителя в контексте требований процесса информатизации учебного процесса и реализации требований нового ФГОС;
• специальные ИКТ-компетентности, отражающие специфику конкретной или метапредметной деятельности, (компетентности, реализующие ключевые и базовые ИКТ-компетентности в конкретной предметной области или конкретной области профессиональной деятельности.
Следовательно, быть компетентным означает быть способным применить имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации. При этом внимание личности направлено на практическую ситуацию, где необходимо проявить сформированные компетенции. Нет смысла обсуждать компетенции, если они не могут быть использованы в различных, в том числе нестандартных, ситуациях. Иначе говоря, компетенции характеризуют некую потенцию, скрытую способность, как категория, отражающая общие характеристики, принципиально новое качество всей совокупности специальных знаний учителя, формируемых в процессе обучения.
Этот фундаментальный характер компетенций выступает важным аспектом, при котором деятельностное умение (навык) не может быть изолирован от компетенции, в рамках которой оно реализуется. При этом компетенция связана с мобилизацией функциональных знаний и проявлением соответствующих личностно значимых позиций, которые имеют отношение к той или иной практической ситуации.
Компетентностный подход в образовании призван обеспечить взаимозависимость внутренних изменений и образовательных процессов и внешних воздействий, обусловливающих изменения в образовательной-образовательной среде (суть использования инновационных технологий в образовании).
Важным вопросом формирования любой образовательной компетенции выступает ее знаниевое содержание, поскольку овладение компетенциями не равно образованности, культурности, хотя они и являются его основой. Формальное обучение, приобретение формальных знаний, не принимающее во внимание деятельностный компонент компетенции, сегодня представляют преобладающей проблемой образования как в прошлом, так и в настоящем. Сегодняшняя заинтересованность в так называемых интегрированных, «многослойных» знаниях, получаемых на основе опыта собственной работы, обязательно будет возрастать, как бы мы ни относились к этой проблеме. Кроме того, теоретические знания, получаемые в образовательных учреждениях, должны быть обязательно применимы практически.
Ориентация всей образовательной системы на формирование социально значимых знаний и умений более всего отвечает парадигме личностно-ориентированного образования, так как именно они позволят молодому педагогу впоследствии успешно реализоваться себя в профессиональной деятельности, что и является одной из главных целей профессионально-педагогического образования.
Очевидно, что компетентность как умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и практический опыт не формируется самопроизвольно, а требует целенаправленной систематической работы педагогов и соответствующего методического обеспечения. Считаем необходимым отметить и еще некоторые особенности нашей позиции в отношении компетентностного подхода. Мы не противопоставляем компетентность знаниям и умениям, а рассматриваем ее как новое качество знаний и умений, формируемых в соответствии с ФГОС третьего поколения.
Список литературы
1. Адольф В. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. - № 1. 1998.
2. Баранников А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход. - М.: ГУ ВШЭ,
2002.
3. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компе-тентностей учащихся. - Самара, 2003.
4. Евдокимов М. А. Открытое образование как вектор развития современной российской высшей школы. - Самара: СГТУ, 2003.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004.
6. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. -М., 2005.
7. Каспржак А. Г. По ступеням компетентностей: О проекте «Модернизация образования: перспективные разработки //Первое сентября. 2002. - № 88.
8. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе /Парадоксы развития, векторы развития. - М., 2000.
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе - М., 2002.
10. Рыжаков М. В. О возможности использования компетентностного подхода в реализации задач повышения качества образования. Материалы к заседанию Ученого совета ИОСО РАО. - М., 2003.
11. Сластенин В. А. Программно-целевой подход к формированию социально активной личности Учителя / /Теория и практика высшего педагогического образования. - М., 1984.
12. Фрумин И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции. -Красноярск, 2003.
13. Хасан Б. И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания. // Журнал практического психолога 2004. - № 3.
14. Хуторской А. В. Возможности компетентностного подхода в реализации современного качества содержания образования. Материалы к заседанию Ученого совета ИОСО РАО. - М., 2003.
15. Чошанов М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения. // Педагогика. - № 2, 1997.
FORMATION OF PROFESSIONALLY DESIGNED IT-COMPETENCIES OF THE FUTURE TEACHER IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD
M. M. Abdurazakov 11 A. H. Dzamyhov21 M. A. Temirdjanova 21
1) Institute of content and methods Russian Academy of education
2) Karachai-Cherkess state University
e-mail:
[email protected] [email protected]
One of the priority task of activity of higher professional education is to prepare future teachers to professional activity, In this aspect in-process considered role place of information and of communication technologies (MKT) in education and in the process of forming of the IT-competence of future teacher, the problems of formation of future teacher are marked to professional activity in a new of informatively-communication educational environment.
Keywords: competence, competence, IT-competence, information and communication technology, information and communication educational environment.