Научная статья на тему 'Проблемы организации производственной практики студентов при уровневой подготовке кадров АПК по направлениям «Менеджмент» и «Экономика»'

Проблемы организации производственной практики студентов при уровневой подготовке кадров АПК по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1012
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ / БАКАЛАВРЫ / МАГИСТРЫ / ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ БАКАЛАВРИАТ / ЭКОНОМИКА / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошниченко Т. А.

Рассмотрены важные проблемы организации производственной практики студентов аграрных вузов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». Особое внимание уделено вопросам прохождения производственной практики при подготовке специалистов по программам прикладного бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации производственной практики студентов при уровневой подготовке кадров АПК по направлениям «Менеджмент» и «Экономика»»

инновационных методов обучения: сб. науч. трудов по материалам научно-методической конф. / Ставропольский государственный аграрный университет -Ставрополь: АГРУС, 2012.-120 с.

2.Кусакина О.Н., Ермакова Н.Ю. Инновационные подходы к подготовке специалистов экономического профиля / Сборник научных трудов

Кусакина О.Н. - e-mail: naukaobrazovanie@yandex.ru Ермакова Н.Ю.- e-mail: naukaobrazovanie@yandex.ru

УДК 378.147.88

Sworld. - 2013. Т. 27. - № 4. - С. 67-69.

3. Методические указания по организации научно-исследовательской работы в семестре для соискателей направления подготовки 080100.68 «Экономика фирмы и отраслевых рынков» (магистр) / Н.Ю.Ермакова, Н.В.Банникова. - Ставрополь: Ставрополь: Агрус, 2013. - 18 с

Статья поступила в редакцию: 22.03.2014

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПРИ УРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ АПК ПО НАПРАВЛЕНИЯМ «МЕНЕДЖМЕНТ» И «ЭКОНОМИКА»

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF PRODUCTION PRACTICE OF STUDENTS AT LEVEL TRAINING AIC ON THE FIELD OF "MANAGEMENT" AND "ECONOMY"

Мирошниченко Т.А., кандидат экономических наук, доцент

Miroshnichenko T.A., associate professor Донской государственный аграрный университет

Don State Agrarian University

Рассмотрены важные проблемы организации производственной практики студентов аграрных вузов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». Особое внимание уделено вопросам прохождения производственной практики при подготовке специалистов по программам прикладного бакалавриата.

Considered important problems of organization of industrial practice for students of agricultural universities enrolled in bachelor and master programs in the fields of "Economics" and "Management". Special attention is paid to practical training with training programs of applied research.

Ключевые слова: производственная практика, организация практики, бакалавры, магистры, прикладной бакалавриат, академический бакалавриат, экономика, менеджмент.

Keywords: industrial practice, organization of practice, bachelors, masters, and applied bachelor degree, academic bachelor, economics, management.

Современная перестройка высшего образования в России порождает новые требования к подготовке кадров высшей квалификации сферы АПК. Специалист должен обладать не только определенным запасом теоретических знаний, но и уметь применять их на практике. Приобретению умений и навыков практической работы в процессе обучения способствует производственная практика, в том числе и преддипломная, которая предусматривает участие студента в производственном процессе и выполнение им определенных функций в качестве сотрудника предприятия. Прохождение производственной практики направлено на приобретение студентами профессионального мастерства, основ организаторской работы в трудовых коллективах.

В процессе организации и проведения производственной практики необходимо учитывать совре-

менные отечественные и мировые достижения науки и практики в областях экономики и менеджмента и тенденции их развития. Образование в современных условиях должно быть, прежде всего, практикоориен-тированным.

Необходимо отметить, что в проекте нового ФГОС ВО по направлению «Экономика» установлены разные формы производственной практики для выпускников программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр».

В Концепции создания программ прикладного бакалавриата в системе профессионального образования Российской Федерации, разработанной в 2010 году в Федеральном институте развития образования (ФИРО), сказано, что программы прикладного бакалавриата - это программы высшего профессио-

нального образования первого уровня, ведущих к получению наряду со степенью бакалавра профессиональной квалификации. Считается, что выпускник освоивший программу прикладного бакалавриата будет востребован на рынке труда страны, так как сразу сможет приступить к выполнению служебных обязанностей.

Студенты, обучающиеся по программам академического бакалавриата, могут проходить производственную практику (в том числе преддипломную) в следующих формах: 1) практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; 2) технологическая практика; 3) исполнительская практика; 4) научно-исследовательская работа; 5) педагогическая практика. Первые три проводятся на базовых предприятиях или предприятиях, с которыми вуз заключил индивидуальный договор на прохождение практики студентом. Научно-исследовательская работа может осуществляться как на предприятиях, так и в вузах. Педагогическую практику студенты смогут проходить на кафедрах вуза или в его структурных подразделениях (например, центрах ДПО).

Для выпускников программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» производственная практика может быть в следующих формах: 1) практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; 2) технологическая практика; 3) исполнительская практика.

При этом студентам, обучающимся по программе бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», во время прохождения производственных практик необходимо создать условия для приобретения сертификатов должностей служащих.

На взгляд автора, выдачу сертификатов могут обеспечить центры дополнительного профессионального образования, существующие в вузах, они же совместно с работодателями или сотрудниками базовых предприятий будут проводить аттестацию студентов. Расходы по проведению данных мероприятий будет нести вуз, возможно частичное финансирование за счет средств работодателей, заинтересованных в получении специалиста, обладающего практическим опытом и имеющим определенные практические навыки (например, при целевой подготовке).

В проекте нового ФГОС ВО по направлению «Менеджмент» выделены следующие типы производственной практики: работа на должностях служащих в сторонних организациях, стажировка в сторонних организациях, участие в выполнении научно -исследовательских и прикладных работ на кафедрах и в лабораториях образовательной организации, обладающих необходимым кадровым и научно -техническим потенциалом. Вместе с тем, образовательная организация вправе дополнительно устанавливать другие формы проведения практик.

Следует отметить, что продолжительность производственной практики для студентов академи-

ческого и прикладного бакалавриата существенно отличается. Так, при обучении по программе академического бакалавриата направления «Менеджмент» время, отведенное на блок «Практики» составляет 915 зачетных единиц (ЗЕТ), в то время как для прикладного бакалавриата практикам отводится 54-63 ЗЕТ (т.е. почти четвертая часть времени, отведенного на освоение программы). По программе прикладного бакалавриата производственную практику предполагается проводить непосредственно у работодателей на рабочих местах, в качестве помощника квалифицированного специалиста.

В связи с этим возникает такая проблема как поиск базового предприятия, которое бы взяло студентов на длительную производственную практику, а затем и на работу. Данная проблема усугубляется тем, что многие коммерческие предприятия не хотят раскрывать экономическую информацию и тем более делиться со студентами своими методами управления производством и предприятием, ссылаясь на конфе-денциальность информации и коммерческую тайну. Исключение, пожалуй, составляют только кредитные учреждения (банки), которые охотно берут хорошо успевающих студентов на производственную практику на должности для начинающих без оплаты труда, таким образом они обеспечивают себя бесплатной рабочей силой.

Студенты направляются на базовые предприятия в соответствии с договорами о прохождении производственной практики и о многолетнем творческом сотрудничестве. Некоторые базовые предприятия готовы выплачивать студентам минимальную заработную плату.

Вместе с тем многие студенты проходят практику на других предприятиях и в организациях по договору, заключенному для конкретного студента. Как правило, студенты, проходящие практику по такому разовому договору, за весь период практики появляются на предприятии несколько раз и только для того, чтобы собрать информацию для подготовки и оформления отчета. Поэтому такое формальное прохождение практики не способствует получению студентами профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Очевидно, что без поддержки работодателей и государства образовательным учреждениям сложно будет обеспечить надлежащее качество подготовки бакалавров и магистров.

Важным условием успешного прохождения производственной практики студентами и приобретения ими навыков работы по будущей профессии является правильный выбор базы практики. Поиск базовых предприятий в настоящее время происходит достаточно трудно, так как базовое предприятие должно быть хорошо оснащено современной техникой, на нем должны использоваться прогрессивные технологии обработки информации, управления, организации производства и т.п., наиболее совершенные формы организации труда. Студенты часто ищут самостоятельно места прохождения практики, однако не всегда это предприятия на которых можно пере-

http : //www. sci-education. ru

нять положительный опыт и получить хорошие практические навыки. Кроме того, в этом случае затруднен контроль над её прохождением со стороны кафедры, ответственной за проведение практики.

Отчасти данная ситуация связана с другой проблемой - это слабо развитая, а порой и практически отсутствующая во многих сельских районах социальная инфраструктура. Основная часть жилищного фонда многих сельскохозяйственных предприятий не имеет элементарных коммунальных удобств. Принять на практику студентов и обеспечить их жильем может лишь небольшое количество предприятий. В связи с этим студенты вынуждены проходить практику поближе к месту своего жительства.

Необходимые условия для прохождения производственной практики могут быть созданы только на крупных или средних базовых предприятиях, имеющих свой жилищный фонд. Количество таких предприятий должно определяться с учетом того, сколько студентов одновременно данные предприятия могут принять на практику в экономический отдел, в бухгалтерию, в финансовый отдел или другие структурные подразделения организации. Как правило, это небольшое количество практикантов (5-7 человек).

Для эффективного проведения производственной практики студентов её необходимо правильно организовать и создать все условия для её проведения.

На начальном этапе следует осуществить предварительное планирование практики и провести подготовительные работы. В контексте этого возникает ещё одна проблема - это составление заданий и плана прохождения практики, которые бы отвечали современным реалиям и требованиям работодателей. Зачастую теоретические знания отстают от практики. Чем объясняется неспособность выпускников вузов в полном объеме применять полученные теоретические знания, использовать новейшие технологии, оборудование и современное программное обеспечение. Поэтому преподавателям вузов необходимо чаще выезжать в базовые предприятия, а молодым преподавателям по возможности проходить там стажировки. Кроме того, учебным заведениям и работодателям следует более тесно взаимодействовать при формировании планов и программ производственной практики с учетом требований, предъявляемым к специалистам и создания системы подготовки кадров в соответствии с потребностями аграрного сектора.

Наиболее приемлемым решением проблем выбора базовых предприятий является набор студен-

тов по целевому заказу. Так, в Ростовской области агрофирма «Целина» предложила бизнесу последовать ее примеру и финансировать обучение «целевых» специалистов. Компании «Евродон» и Тепличный комбинат готовы обеспечивать студенческую практику. Кроме того, в настоящее время ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет» подписал с компанией «Евродон» договор о создании базовой кафедры по птицеводству на производстве, с предоставлением соответствующего материально-технического обеспечения. Студенты экономического факультета также могут проходить практику на базе данных предприятий.

Следует отметить, что предприятия при организации у себя производственных практик также решают свои проблемы, связанные с созданием кадрового потенциала, так как во время прохождения студентами производственной практики они имеют возможность познакомиться с будущим сотрудником.

Обобщая сказанное можно отметить, что практическая подготовка студентов, заключающаяся в формировании умений и навыков, позволяющих быстро адаптироваться к производственным условиям, использовать полученные знания при решении производственных задач играет важную роль. Современные подходы к подготовке квалифицированных специалистов в системе высшего профессионального образования, ориентированные на формирование у студентов определенных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, требуют нового подхода к организации и проведению производственных практик.

Литература:

1. Концепция создания программ прикладного бакалавриата в системе профессионального образования Российской Федерации / В.И. Блинов, Ф.Ф. Дудырев, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, А.А. Факто-рович. - М.: Федеральный институт развития образования, 2010. - 17 с.

2. Проекты федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры). Разработаны Министерством образования и науки Российской Федерации.

Мирошниченко Т.А. - e-mail: Mirtatjana@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 22.02.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.