Научная статья на тему 'Активизация учебного процесса в магистратуре'

Активизация учебного процесса в магистратуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдашев Геннадий Иванович, Купряшкина Валентина Николаевна, Макарова Мария Петровна

Предлагается метод активизации учебной деятельности магистрантов технических вузов на основе организации и проведения специально спроектированного научно-исследовательского семинара. В этой связи формулируются цели, задачи и алгоритм его проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдашев Геннадий Иванович, Купряшкина Валентина Николаевна, Макарова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a way of master’s student training intensification at technical universities based on the organization of specialized research seminars. The authors formulate the goals, objectives, and algorithm of the seminars.

Текст научной работы на тему «Активизация учебного процесса в магистратуре»

БОЛДАШЕВ Г. И., МАКАРОВА М. П., КУПРЯШКИНА В. Н.

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МАГИСТРАТУРЕ

Аннотация. Предлагается метод активизации учебной деятельности магистрантов технических вузов на основе организации и проведения специально спроектированного научно-исследовательского семинара. В этой связи формулируются цели, задачи и алгоритм его проведения.

Ключевые слова: педагогическая теория и практика, активизация обучения, научно-исследовательский семинар, методика обучения.

BOLDASHEV G. I., MAKAROV M. P., KUPRYASHKINA V. N.

MASTER'S STUDENT TRAINING INTENSIFICATION

Abstract. The article presents a way of master's student training intensification at technical universities based on the organization of specialized research seminars. The authors formulate the goals, objectives, and algorithm of the seminars.

Keywords: pedagogical theory and practice, training intensification, research seminar, training technique.

В педагогической теории и практике проектирование обучения студентов учебным дисциплинам следует начинать с составления педагогической модели, в общем случае включающей мотивационно-целевой, содержательный, процессуально-технологический и диагностический компоненты. В предлагаемой статье раскрывается содержание этих компонентов, при этом основной акцент делается на активизации учебной деятельности магистрантов технических вузов в рамках процессуально-технологического и содержательного компонентов. Рассмотрим указанные компоненты подробнее.

Мотивационно-целевой компонент модели включает иерархию целей, главная из которых - обеспечение высокой эффективности подготовки магистрантов за счет формирования у них соответствующих компетенций, а также за счет формирования у студентов мотивации к осознанному стремлению развивать свои способности [1]. Частными (специфическими) целями являются: формирование творческой личности, умеющей решать нестандартные задачи; усвоение современных методов решения научно-технических задач; подготовка к оптимальному выбору стратегии и тактики поиска нестандартных решений научных и производственных задач; привитие навыков и культуры творческого инженерного труда; формирование у общего представления о системе правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности; усвоение знаний и навыков, касающихся охраны, защиты и

использования прав на РИД и приравненные к ним средства индивидуализации; выработка навыков проведения патентных исследований и использование их в управлении ИИД.

Содержательный компонент (см. рис. 1) состоит из фундаментальных законов, понятий, научно-технических теорий, формируемых при обучении естественно-научным, общепрофессиональным, специальным дисциплинам, профессионально направленным на решение проблем инженерных специальностей, а также законов развития техники, методов инженерного творчества и методов его интенсификации, положений законодательных и нормативных [1]. Этот компонент базируется на общедидактических и частно-дидактических принципах, а также соответствующих им критериях отбора учебного материала.

Рис. 1. Проектирование содержания магистерской подготовки.

Цели обучения и содержание магистерской подготовки в технических вузах реализуются в учебном процессе в рамках процессуально-технологического компонента модели. Он включает методы, формы и средства обучения (рис. 2). Принцип интеграции фундаментальных, профессионально направленных, проектных и изобретательских знаний и умений реализуется в методах обучения. Реализованные в учебном процессе методы способствуют формированию необходимых компетенций - залога их успеха в будущей профессиональной деятельности. При использовании информационного, иллюстративного и репродуктивного методов осуществляется начальный этап изучения дисциплин. В ходе проблемного изложения преподаватель формулирует проблему в виде квазипрофессиональной задачи, решение которой требует творческих способностей студентов. Преподаватель если и решает эту задачу, то только при активном участии студентов, чаще он создает условия для ее самостоятельного решения студентами. При

2

частично-поисковом методе студенты самостоятельно исследуют часть учебного познавательного материала и по выбранным ими методам и алгоритмам решения изобретательских задач разрешают поставленную перед ними проблему. Главное отличие исследовательского метода заключается в самостоятельности решения поставленных перед студентами задач (деловые игры, изобретательская и рационализаторская деятельность и др.). При этом наряду с традиционными формами обучения (лекции, проектирование, лабораторные практикумы, практические занятия и др.), используются инновационные формы обучения (обучение в команде, обучение посредством научно-технического исследования, деловая игра и др.) для подготовки студентов к ИИД.

Рис. 2. Процессуально-технологический компонент.

Релаксационно-диагностический компонент модели методической системы предполагает регулярный мониторинг и диагностику уровня сформированности у студентов технических вузов элементов, определяющих их готовность к профессиональной деятельности. Он реализуется через систему информационно-компьютерной поддержки курса (разработанные, созданные или используемые электронные учебные пособия, программные продукты), разноуровневые задания, систему тестов и анкет, проверяющих сформированность мотивационного, содержательного и процессуального компонентов.

Рассмотрим, как в рамках этих компонентов реализуется магистерская подготовка. Существуют различные методы совершенствования учебного процесса и организационные формы, обеспечивающие активизацию и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность студентов на всех этапах обучения в вузе [1-4]. Проблема активизации учебной

3

деятельности магистров технических вузов, в частности, обучающихся в Самарской государственной сельскохозяйственной академии (СГСХА) по программам подготовки «Технические системы в агробизнесе» и «Технический сервис в АПК», является актуальной. Решение этого вопроса реализуется через результативную организацию проведения научно-исследовательского семинара.

Концепция научно-исследовательского семинара разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 110800 «Агроинженерия».

Для более полного понимания сущности научно-исследовательского семинара рассмотрим цели, задачи и формы его проведения. Основная цель научно-исследовательского семинара - приобщение магистрантов к научным исследованиям на постоянной и систематической основе, формирование мировоззрения о проектируемом результате и стратегии его достижения. Задачи семинара: формирование представления об основных направлениях научных исследований по осваиваемой образовательной программе; развитие культуры мышления магистрантов в необходимости ведения научно-исследовательской работы как неотъемлемого элемента учебного процесса; оказание помощи в обобщении опыта научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области агроинженерии; выработка навыков по проведению научно-исследовательской работы, умений вести научную дискуссию и представлять результаты исследований в различных формах (презентация, аналитический обзор и т. д.); корректировка и контроль качества по выполнению индивидуальных планов магистрантов в области научно-исследовательской работы; обсуждение научно-исследовательской работы магистрантов с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющих оценить уровень сформированных компетенций и степень готовности к научной деятельности.

Ниже рассмотрим порядок организации научно-исследовательского семинара (НИС). Семинар проводится в течение 1, 2 и 3 семестров. Данный вид работы является для студента обязательным. Тематика семинара указывается в индивидуальном плане магистранта и утверждается руководителем магистерской программы. Магистранту для выступления на научном семинаре необходимо в первом семестре собрать и обработать материал для главы «Состояние проблемы», представить в письменном (10-15 стр.) и устном изложении (в форме сообщения) результаты обзора исследуемой проблемы. Во втором семестре магистрант представляет текст главы «Состояние проблемы» и ее разделов (объем 40-50 стр.), а также устный доклад (презентацию) по результатам выполнения исследования.

Остановимся подробнее на планах семинарских занятий. Тематика первого года обучения - это профессионально-ориентированные лекции и мастер-классы преподавателей

4

кафедр вуза. В таблице 1 представлена программа научно-исследовательского семинара для магистрантов первого года обучения.

Тематика НИС второго год обучения - это лекции и мастер классы приглашенных практиков, а также проектные семинары. Тематика программы научно-исследовательского семинара второго года обучения представлена в таблице 2.

Таблица 1 .

Программа научно-исследовательского семинара (1 год обучения)

№ п/п Дата Тема доклада, докладчик

1 Октябрь 1. Цель и задачи НИС как элемента учебного процесса в общей стратегии подготовки магистрантов. Докладчик: к.т.н., профессор Петров А.М. 2. Цель, задачи, объект, предмет и методологическая база научного исследования. Докладчик: д.т.н., профессор Савельев Ю.А.

2 Ноябрь 1. Обоснование выбора темы магистерской диссертации. Докладчик: д.т.н., профессор Крючин Н.П. 2. Научно-категориальный аппарат и структура магистерской диссертации. Докладчик: к.т.н., профессор Ленивцев Г.А.

3 Декабрь 1. Обоснование научных исследований по программам «Технические системы в агробизнесе» и «Технический сервис в АПК». Докладчики: д.т.н., профессор Крючин Н.П.; к.т.н., профессор Ленивцев Г.А. 2. Методологические особенности построения магистерской диссертации на кафедре «Технический сервис». Докладчик: к.т.н., доцент Галенко И.Ю.

4 Февраль 1. Работа с литературными источниками и составление библиографии магистерской диссертации. Докладчик: д.т.н., профессор Савельев Ю.А. 2. Методика проведения аналитических исследований технологического процесса. Докладчик: к.т.н., профессор Ленивцев Г.А.

5 Март 1. Методика составления заявки на предполагаемое изобретение -докладчик: к.т.н., доцент Котов Д.Н. 2. Особенности проведения экспериментальных исследований на кафедре «Эксплуатация машинно-тракторного парка». Докладчик: к.т.н., профессор Гниломедов В.П.

6 Апрель 1. Особенности проведения экспериментальных исследований на кафедре «Сельскохозяйственные машины и механизация и технология животноводства». Докладчик: к.т.н., профессор Новиков В.В. 2. Особенности проведения экспериментальных исследований на кафедре «Тракторы и автомобили». Докладчик: к.т.н., профессор Болдашев Г.И.

По представленной тематике научно-исследовательского семинара можно сделать вывод, что они ориентированы на подготовку магистерской диссертации через обоснование темы исследования и ее защиту; подготовку теоретической главы работы; составление презентаций и выступление по проблеме исследования; написание и подготовку к защите магистерской диссертации.

Таблица 2.

Программа научно-исследовательского семинара (2 год обучения)

№ п/п Дата Тема доклада, докладчик

1 Октябрь 1. Особенности экспериментальных исследований и производственных испытаний по программам подготовки «Технические системы в агробизнесе» и «Технический сервис в АПК». Докладчики: д.т.н., профессор Крючин Н.П., к.т.н., профессор Ленивцев Г.А. 2. Выступления магистрантов.

2 Ноябрь 1. Система почвозащитных технологий при возделывании с.-х. культур. Докладчик: д.с.-х.н., профессор Зудилин С.Н. 2. Выступления магистрантов.

1. Использование потенциала ФГУ «Поволжская МИС» при испытаниях и проведении научных исследований. Докладчик: зам. директора ФГУ «Поволжская МИС» к.т.н. Беляев В.Е. 2. Выступления магистрантов.

3 Декабрь 1. Система испытаний с.-х. машин на современном этапе. Докладчик: главный инженер «ФГУ Поволжская МИС» к.т.н. Медведев А.А. 2. Выступления магистрантов.

4 Февраль 1. Методика экономического обоснования результатов исследования. Докладчик: к.т.н., доцент Машков С.В. 2. Выступления магистрантов.

5 Март 1. Формирование выводов и практических рекомендаций на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований. Докладчик: д.т.н., профессор Савельев Ю.А. 2. Выступления магистрантов по итогам проведенных исследований.

6 Апрель 1. Особенности экспериментальных исследований и производственных испытаний по программам подготовки «Технические системы в агробизнесе» и «Технический сервис в АПК». Докладчики: д.т.н., профессор Крючин Н.П.; к.т.н., профессор Ленивцев Г.А. 2. Выступления магистрантов.

В заключении отметим, что внедрение научно-исследовательского семинара в образовательный процесс показывает результативность данной организационной формы обучения, обеспечивающей высокий уровень полученных знаний и умений. Об эффективности научно-исследовательской деятельности магистрантов свидетельствуют показатели качества подготовки магистерских диссертаций и их защиты, а также сформированные общекультурные и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и основной образовательной программы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Наумкин Н. И., Майков Э. В. Современное состояние инженерного образования в России: возможные пути его совершенствования / под ред. П. В. Сенина, Л. В. Масленниковой. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - 124 с.

2. Наумкин Н. И. Инновационные методы обучения в техническом вузе / под ред. П. В. Сенина, Л. В. Масленниковой, Э. В. Майкова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 92 с.

3. Наумкин Н. И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности: монография / под ред. П. В. Сенина, Л. В. Масленниковой, Д. Я. Тамарчака. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 172 с.

4. Наумкин Н. И., Грошева Е. П., Шекшаева Н. Н. и др. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной инженерной деятельности на основе интеграции теоретического и практического обучения этой деятельности. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 2014. - 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.