Научная статья на тему 'Проблемы организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности магистранта в вузе'

Проблемы организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности магистранта в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1271
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДВУХУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / МАГИСТРАТУРА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МАГИСТРА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР / МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ / HIGHER EDUCATION / TWO-LEVEL PREPARATION / MAGISTRACY / RESEARCH WORK OF THE MASTER / RESEARCH SEMINAR / MASTER THESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серова Ольга Александровна

В статье анализируется практика применения положений законодательства Российской Федерации о двухуровневой подготовке студентов, в том числе в части реализации положений о научно-исследовательской работе магистрантов. Автором раскрывается собственный опыт руководства магистерской программой и проведения научно-исследовательских семинаров, дается характеристика основных трудностей с которыми сталкиваются высшие учебные заведения в работе с магистрантами и организации их научно-исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the organization of educational process and research activity of the undergraduate in higher education institution

In article practice of application of provisions of the legislation of the Russian Federation about two-level preparation of students, including regarding implementation of regulations on research work of undergraduates is analyzed. The author reveals the own experience of the management of the master program and carrying out research seminars, the characteristic of the main difficulties is given with which higher educational institutions in work face undergraduates and the organizations of their research work.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности магистранта в вузе»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2013. № 1(13)

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТА В ВУЗЕ

© О. А. Серова

Серова Ольга Александровна

доктор юридических наук, доцент

заведующая кафедрой

предпринимательского

и международного частного

права

Самарская

гуманитарная академия

В статье анализируется практика применения положений законолательства Российской Фелераиии о лвухуровневой полготовке стулентов, в том числе в части реализаиии положений о научно-исслелова-тельской работе магистрантов.

Автором раскрывается собственный опыт руковол-ства магистерской программой и провеления науч-но-исслеловательских семинаров, лается характеристика основных трулностей с которыми сталкиваются высшие учебные завеления в работе с магистрантами и организаиии их научно-исслеловательской работы.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, лвухуровневая полготовка, магистратура, на-учно-исслеловательская работа магистра, научно-ис-слеловательский семинар, магистерская лиссертаиия.

Переход Российской Федерации на двухуровневую подготовку в сфере профессионального образования существенно изменил многие подходы к организации учебного процесса в высшей школе. Несмотря на критические замечания, связанные с реформированием образования, процесс перехода к новым правилам состоялся. И констатация данного факта означает необходимость построения образовательной модели не только в соответствии с новыми требованиями, но и в соответствии с теми задачами, которые определены логикой развития общества и институциональной среды.

Новые требования к организации высшего профессионального образования сформулированы в Федеральных государственных обра-

зовательных стандартах (ФГОС), определяющих основные условия реализации образовательных программ, касающиеся кадрового обеспечения, материально-технического, содержательного (структура основной образовательной программы) и т. п. Новые стандарты исходят из необходимости установления конкретных дисциплин, включение которых обязательно в вузовские программы, учебных циклов и модулей. Однако помимо этого ФГОС содержат и проектируемые результаты освоения дисциплин базового и профессионального циклов.

Наибольшее число споров при обсуждении новых стандартов было связано с реализацией магистерских программ. На что направлена магистерская программа — научно-исследовательская деятельность или образовательная программа преобладает в содержательной ее части? Анализ положений ФГОС по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)* свидетельствует о том, что в основе образовательной программы подготовки магистра лежит разумное сочетание образовательной и научно-исследовательской составляющей.

Императивно стандартом установлено для изучения магистрантами дисциплины «Философия права», «История политических и правовых учений», «История и методология юридической науки» и «Сравнительное правоведение». Кроме того, в зависимости от направления магистерской подготовки в содержании основной образовательной программы вуза должна быть включена дисциплина «Актуальные проблемы права» (реализуемые магистерскими программами). Но содержание данной дисциплины определено не стандартом, ее наполнении автономно, зависит от разработчиков магистерской программы. Таким образом, разработчики стандарта оставили значительную часть программы на усмотрение профессорско-преподавательского коллектива вуза. Данный подход оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческой активности преподавателей, дает возможность использовать имеющийся в вузе интеллектуальный потенциал, научные интересы кафедр, возможность отразить в образовательной программе потребности региона и работодателей, заинтересованных в выпускниках.

Основным отличием образовательной программы магистратуры, в отличие от специалитета (ранее существовавшего) и бакалавриата, является акцентирование внимание на научно-исследовательской подготовке студентов. Нельзя не отметить, что ФГОС не рассматривает магистратуру как программу научной подготовки, но значительное внимание этому аспекту, несомненно, уделено.

Научно-исследовательская подготовка магистров заложена в структуре основной образовательной программа при изучении дисциплин общенаучного цикла, где базовой, общеобязательной дисциплиной является философия права. При изучении философии права и других дисциплин базового цикла формируются (вернее, углубляются полученные во время

* утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2010 г. № 1763.

обучения на бакалавриате) необходимые навыки для научной деятельности магистранта. Он должен уметь дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах. Перечисленные навыки оттачиваются магистрантами и на других занятиях, так как стандарт требует широкого использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятия. Участие в дискуссиях, психологических тренингах, игровых судебных процессах нацелены на формирование коммуникативных навыков, аналитического мышления, системного подхода к исследованию той или иной проблемы. Эти умения необходимы для проведения во время обучения в магистратуре научно-исследовательской работы.

Научно-исследовательская работа является обязательным разделом программы магистерской подготовки. Причем научная деятельность студентов должна иметь те же цели, что и весь учебный процесс — формирование установленных стандартом и основной образовательной программой общекультурных и профессиональных компетенций. Это предъявляется дополнительные требования к организаторам научной деятельности магистрантов в вузе. Опыт реализации магистерской программы показывает, что в настоящее время отсутствует четко определенные перечень лиц, на которых возлагается вышеназванная обязанность. В традиционной системе это были декан (заместитель декана по научной работе) и заведу-щий выпускающей кафедрой. В настоящее время существует определенная проблема установления соотношения компетенции между этими лицами, а также руководителем магистерской программы. Кроме того, в ряде учебных заведений, где только начинается подготовки по магистерским программам обучения, руководство ими (в административном плане, и в плане развития) может поручаться и иным лицам. На законодательном уровне не определено каким образом должны быть закреплены полномочия по организации научно-исследовательской деятельности магистра. Считаем, что этот вопрос должен быть очень четко и подробно прописан в локальных актах вуза. Важно не только прописать права и обязанности должностных лиц, но и определить как их компетенция будет реализовываться в сложных организационных связях, возникающих при обучении студентов в магистратуре. Стандарт требует наличия шести кафедр на факультете. Естественно, что часть организационной нагрузки по научноисследовательской работе магистрантов будет возложена на преподавателей кафедр. Как определено должно быть их подчинение и заведующему кафедрой, и руководителю конкретной магистерской программы? Эти аспекты организации учебного процесса могут игнорироваться в первые годы реализации магистерских программ, однако затем с неизбежностью могут оказывать негативное влияние на эффективность деятельности учебнонаучных подразделений.

При построении образовательной программы в магистратуре в некоторых случаях «по старинке» организация учебного процесса и научноисследовательская работа строится параллельными путями. Но опыт свидетельствует о том, что задачи научно-исследовательской подготовки ма-

гистрантов должны реализовываться, прежде всего, в образовательном процессе. Содержание дисциплин учебного плана, особенно, на первом курсе должно стимулировать выбор студентами направления и сферы научного интереса. На наш взгляд, выбор всеми магистрантами темы научно-исследовательской работы в первом семестре не должен рассматриваться как обязательное условие. В большинстве случаев данное условие недостижимо. В настоящее время в магистратуре обучаются как студенты, имеющие профильное образование, так и выпускники смежных направлений подготовки. Задача профессорско-преподавательского состава и лиц, ответственных за организацию учебного процесса в вузе, оказать содействие всем магистрантам в выборе сферы их научных интересов. Многие из них, поступая в магистратуру не только не выбрали тему научной работы, но и не догадываются о том, что такой выбор перед ними стоит. Подавляюще число студентов, выбирая магистерскую программу, ориентированы на конечный результат, присвоение степени магистра, и на получение дополнительных профессиональных знаний. Не многие связывают обучение в магистратуре с дальнейшей работой над диссертационным исследованием в аспирантуре. Таким образом, в первом семестре необходимо сформировать у студентом мотивацию к научной деятельности, привить необходимые навыки, оказать содействие в выборе темы будущей магистерской диссертации. Тематика диссертационной работы должна иметь тесную связь и зависеть от направленности образовательной программы, так как все дисциплины этой программы будут направлены на формирование определенных компетенций выпускника. Оторванность научно-исследовательской работы магистранта от содержания дисциплин и модулей подготовки окажет негативное влияние на качество подготовки в целом. Не случайно, ФГОС указывает, что «в вузе должно постоянно проводиться, с привлечением работодателей и ведущих исследователей, широкое обсуждение результатов научно-исследовательской работы, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций у обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры» (п. 7.16 ФГОС направления 030900.68 Юриспруденция). Проведение подобных мероприятий не является самоцелью, а должно быть системным продолжением всего процесса обучения. Стандарт требует, чтобы к образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла привлекалось не менее пять процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений (п. 7.17. ФГОС направления 030900.68 Юриспруденция). Данные лица должны привлекаться к обсуждению результатов научно-исследовательской деятельности магистрантов, руководству диссертационными работами. В противном случае, связь между практикой, потребностями работодателей и содержанием образовательной программы окажется декларативным заявлением.

Лучшей формой организации совместной оценки результатов научно-исследовательской работы магистрантов с привлечением работодате-

лей, ведущих исследователей и всех заинтересованных лиц является научно-исследовательский семинар. Он является неотъемлемой частью научно-исследовательской деятельности магистрантов, активной формой учебной работы, обеспечивающей возможность гибкого, интерактивного взаимодействия магистрантов и ведущих ученых, работодателей. Формы проведения научно-исследовательского семинара довольно многообразны. Это могут быть:

• деловые игры;

• круглые столы;

• диспуты;

• научная конференция магистрантов;

• студенческие научно-исследовательские кружки;

• проблемные творческие группы (временные творческие коллективы), выполняющие исследования по проблемам, связанным с научными интересами как отдельных преподавателей, так и кафедр в целом.

Важно, чтобы тема научно-исследовательского семинара была актуальной и интересной для участников. Так, в 2011-2012 году тема научноисследовательского семинара была заявлена как «Проблемы экономической интеграции субъектов предпринимательской деятельности в Россий-ской Федерации». Для того периода наиболее актуальной и обсуждаемой темой являлось вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию. Соответственно и программа семинара была определена данным обстоятельством. Студентами, преподавателями, работающими по данной тематике, готовились научные доклады по следующим вопросам.

1. Правовой статус ВТО как международной организации.

2 Основные цели и принципы деятельности ВТО.

3 История развития ВТО как международной организации.

4. Взаимодействие ВТО и РФ. Положительные и отрицательные последствия вступления России в ВТО.

5. Проблемы защиты прав предпринимателей РФ в связи с вступлением в ВТО.

6. Правовой статус Международного валютного фонда, его взаимодействие с участниками оборота в РФ.

7. Банк реконструкции и развития: анализ деятельности в РФ в современных условиях.

В семинаре активное участие приняли представители автомобильной промышленности Самарской области, сельскохозяйственных организации, которые высказали собственное видение проблем вступления России в ВТО. Успех семинара был определен активной мотивацией всех участников к обсуждению, аргументации своей позиции. По происшествии некоторого времени с момента подписания соответствующих документов Россией, такая направленность тематики научно-исследовательского семинара представляется уже не актуальной.

Таким образом, в настоящее время нормативно сформированы все условия для организации учебного процесса при подготовке магистрантов.

Однако от вуза, профессорско-преподавательского состава требуется активное участие в организации обучения и научно-исследовательской деятельности студента не только на момент подготовки организационно-распорядительной и учебно-методической документации, но и в течении всех двух лет подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.