Теория и практика общественного развития. 2021. № 5. С. 50-53. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 5. P. 50-53.
Научная статья УДК 316.422.4:373.2 https://doi.org/10.24158/tipor.2021.5.8
Проблемы организации дополнительного образования дошкольников с использованием дистанционных технологий
Кристина Романовна Путимцева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7205-2211
Аннотация. Изучение проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий стало особенно актуальным в период действия ограничительных мер по коронавирусу. Кризисная ситуация продемонстрировала те недостатки системы образования по всему миру, которые давно ограничивали его общедоступность. Целью статьи является выделение основных проблем в сфере дошкольного дополнительного образования, обострившихся в период распространения COVID-19. Для ее достижения были проанализированы результаты интервью с представителями детских образовательных центров города Екатеринбурга, а также данные онлайн-опроса родителей дошкольников. На базе полученных результатов автор делает вывод о неготовности системы дошкольного дополнительного образования к оперативному внедрению дистанционных образовательных технологий в связи с наличием технических проблем, отсутствием необходимых компетенций у педагогов, а также ввиду несформированности потребности в таком формате образования у родителей дошкольников.
Ключевые слова: система образования, дополнительное дошкольное образование, COVID-19, образовательные потребности, дистанционные образовательные технологии, родители
Для цитирования: Путимцева К.Р. Проблемы организации дополнительного образования дошкольников с использованием дистанционных технологий // Теория и практика общественного развития. 2021. № 5. С. 50-53. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.5.8
Original article
Problems of organizing additional education for preschoolers using distance technologies
Kristina R. Putimtseva
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7205-2211
Abstract. Studying the problem of introducing distance education technologies has become particularly relevant during the period of restrictive measures on coronavirus. The crisis situation has demonstrated the shortcomings of the education system around the world that have long limited its general accessibility. The aim of the paper is to highlight the main problems in pre-school further education that have been exacerbated during the COVID-19 period. The results of interviews with representatives of children's educational centres in Ekaterinburg, as well as data from an online survey of parents of pre-school children, were analyzed to reach this goal. Based on these results, the author concludes that the system of pre-school supplementary education is not ready for the prompt implementation of distance educational technologies due to the presence of technical problems, the lack of necessary competences of teachers, as well as the lack of formalities in the need for such a format of education among parents of preschoolers.
Keywords: education system, additional pre-school education, COVID-19, educational needs, distance educational technologies, parents
Forcitation: Putimtseva K.R. Problems of organizing additional education for preschoolers using distance technologies // Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 5. P. 50-53. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/ti-por.2021.5.8
В XXI в. навыки работы с мультимедийными технологиями являются востребованными во всех сферах жизни. Образование также не стало исключением, и с каждым годом все большее количество новых технологий внедряется в эту область.
Проблема осуществления дистанционного обучения стала предметом научного исследования многих отечественных и зарубежных исследователей. Вопросы функционирования системы дошкольного образования представлены в работах социологов Г.Е. Зборовского [1], A.B. Мерен-кова и Н.Л. Антоновой [2], Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко [3], Т. Данилиной [4] и др. Однако
основные исследования в этом направлении научной мысли датируются началом XXI в. [5] и, соответственно, не касаются процессов, имевших место в обществе в последнее десятилетие. В связи с этим изучение современного состояния системы дополнительного дошкольного образования в ракурсе внедрения в нее информационных технологий является актуальным.
В ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [6].
Проблема повсеместного внедрения технологий дистанционного образования стала особенно актуальна для изучения по всему миру в период распространения СОУЮ-19. Обеспечение непрерывности обучения на фоне закрытия учреждений образования стало приоритетной задачей для правительств всех стран мира, многие из которых задействовали с этой целью информационно-коммуникационные технологии и обязали преподавателей вести занятия удаленно. При этом педагоги оказались в сложном положении, так как многие из них не имели достаточно развитых навыков использования дистанционных методов и платформ для преподавания. Организованное оперативное обучение и повышение квалификации основывалось на участии работников сферы образования в специальных онлайн-программах, посвященных новому формату работы, однако перестроиться в краткие сроки для многих стало трудновыполнимой задачей.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, власти каждой страны обозначили внедрение альтернативных учебных решений в практику образования школьников и студентов как приоритетную задачу для оперативного решения. Однако использование дистанционных технологий в учреждениях дошкольного образования не получило распространения. При этом в исследованиях американского экономиста Джеймса Хекмана было доказано, что именно раннее развитие детей и инвестиции в него являются самыми эффективными. Было отмечено, что возраст от 0 до 7 лет является наиболее продуктивными в процессе развития любого человека, а упущение этого времени наносит большой удар по экономике [7].
В Екатеринбурге дошкольные учреждения были закрыты на карантин в период с 17 марта 2020 г. по 1 сентября 2020 г. Несмотря на то, что детские сады возобновили свою работу раньше (с ограничениями), родители не могли пользоваться услугами дополнительного образования для дошкольников в очном режиме на протяжении всех 5 месяцев ограничений. В связи с тем, что в возрасте от 3 до 7 лет у ребенка еще плохо развиты навыки самоконтроля и дисциплинированности, переход на дистанционные формы обучения в сфере дополнительного дошкольного образования оказался значительно затруднен.
Цель использования мультимедийных технологий учреждениями дошкольного дополнительного образования - предоставление детям возможности обучения непосредственно по месту пребывания в удобное время и в наиболее комфортном темпе. При грамотном подходе к использованию методов онлайн-обучения для развития моторики, внимания, творческих навыков, при подготовке к школе это повысит уровень компетенций детей [8].
Стоит отметить, что дистанционное обучение дошкольников может практиковаться не только во время карантина, но и в связи с возникновением иных ситуаций (болезнь, невозможность посещать учреждения в связи с низкими температурами, отпуск, праздничные дни и т. п.). Кроме того, интерактивные методы могут быть использованы в сочетании с традиционными при посещении детьми учреждений дошкольного дополнительного образования.
В период с 9 ноября 2020 г. по 27 декабря 2020 г. для анализа ситуации нами было проведено интервьюирование представителей детских образовательных центров города Екатеринбурга: 15 специалистов из 5 разных центров. В результате были выявлены причины, по которым в 4 из них не проводятся занятия в дистанционном формате. Среди них:
- отсутствие необходимых компетенций у педагогов для проведения онлайн-занятий;
- недостаточность материальной базы для организации дистанционного взаимодействия с обучающимися («в нашем центре нет соответствующего оборудования», «мы не можем позволить себе покупку дорогостоящей аппаратуры для проведения качественных занятий онлайн»);
- отсутствие эффективности при работе с дошкольниками онлайн («в дистанционном формате занятия не проводятся, так как живого, понимающего общения нет, дисциплины нет, результата нет!»).
В ходе проведения интервью мы выяснили, что большинство сотрудников детских образовательных центров, участвующих в исследовании, считают, что потребности родителей в дополнительном дошкольном образовании их детей не изменились. При этом повысился интерес к услугам учреждений дошкольного образования, так как родители ощутили, насколько сложно за-
ниматься с детьми самостоятельно. Многие из них в сентябре 2020 г. обращались в детские центры с просьбой как можно скорее восполнить пробел в развитии ребенка, который появился за время отсутствия занятий из-за карантина.
Результаты нашего исследования также подтверждаются данными Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС. С целью определения готовности системы дошкольного образовании к организации дистанционного формата обучения в период карантина и самоизоляции центром был проведен анонимный онлайн-опрос среди педагогов, руководителей, специалистов детских дошкольных учреждений (8 815 человек из 83 субъектов Российской Федерации) [9]. Исследователи пришли к выводу о существовании двух направлений работы дошкольных учреждений во время карантина, а именно: пребывания детей в дежурных группах и организации образовательного процесса в семье.
Полученные данные подтвердили, что основными проблемами для дистанционного дошкольного образования большинство педагогов считают дефицит времени и, как следствие, отсутствие нужных компетенций. Они поясняют, что не имеют достаточного временного ресурса для практического освоения современных навыков использования компьютерных и мультимедийных технологий. Педагоги не умеют работать с онлайн-ресурсами, создавать презентации, пользоваться электронными библиотечными системами, необходимыми для проведения занятий в дистанционной форме.
По результатам опроса было выявлено, что информанты, которые несут ответственность за подготовку и реализацию образовательного процесса (руководители и методисты), также имеют серьезные затруднения в организации дистанционных занятий и оказании методической помощи воспитателям из-за недостаточной компетентности. Из этого следует, что для руководящего звена системы дошкольного образования в первую очередь необходимо срочно организовать комплекс обучающих мероприятий по повышению квалификации для решения имеющейся проблемы [10].
Одним из показателей качества дополнительного дошкольного образования является степень удовлетворения потребностей и ожиданий родителей в отношении образования их детей. Для того чтобы определить уровень сформированности у родителей потребности в дистанционном дополнительном образовании дошкольников, нами в период с 12 по 19 марта 2021 г. был проведен онлайн-опрос, участие в котором приняли 167 человек. Он показал, что возможности пользоваться услугами дистанционного обучения детей отсутствуют у 60 % респондентов, 34 % опрошенных отметили, что такие услуги предоставляются не во всех учреждениях дошкольного дополнительного образования, и только 4 % заявили, что имеют доступ к удаленному обучению.
В нашем исследовании мы попытались выяснить, как сами родители относятся к услугам дистанционного образования. Большинство (72 %) ответивших не считают, что такой формат взаимодействия педагога и ребенка может полноценно заменить очные занятия, так как снижается их эффективность. Еще четверть согласны использовать такую форму как временную, и только 2 % считают онлайн-обучение приемлемым для дошкольников.
В целом можно сделать вывод о том, что в Екатеринбурге сложилась ситуация неготовности взаимодействия родителей и детских дошкольных учреждений по вопросам дистанционного дополнительного образования дошкольников. Последние не способны предоставлять такие услуги ввиду отсутствия необходимых компетенций у педагогов и слабой технической оснащенности, а родители считают, что такие занятия были бы малоэффективными.
Между тем следует отметить группы потребностей дошкольников в дополнительном образовании, которые не были удовлетворены за время введения ограничительных мер по коронави-русу [11]:
1) самореализация (эту потребность родители выделяют как приоритетную при выборе направления дополнительного образования ребенка);
2) социализация и коммуникативное развитие (при взаимодействии ребенка с педагогами и общении в группе сверстников);
3) подготовка к обучению в школе (развитие внимания, мышления, речи, получение навыков письма и чтения).
Очевидность неудовлетворенности родительским сообществом возможностями современного дошкольного дополнительного образования свидетельствует о том, что целесообразно разработать мягкую систему интеграции дистанционных форматов работы в сферу дополнительного дошкольного образования, чтобы иметь возможность удовлетворять образовательные потребности детей в нештатных/экстренных ситуациях. Необходимо донести до родителей и специалистов детских учреждений, что качественное дозированное применение дистанционных технологий в учреждениях дошкольного дополнительного образования поможет сделать процесс обучения более информационно наполненным и четким, повысит мотивацию детей к развитию
навыков, что будет способствовать широкому раскрытию их способностей и активизирует умственную деятельность [12]. Развитие дистанционных технологий позволит сделать процесс обучения дошкольников непрерывным и общедоступным.
Список источников:
1. Зборовский Г. Социология образования: задачи и парадигмы // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 131-138.
2. Меренков А.В., Антонова Н.Л. Педагоги и родители в системе дошкольного образования: проблемы и противоречия взаимодействия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 2 (30). С. 275-281. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-2-275-281.
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания // Дошкольное воспитание. 1992. № 5. С. 23-31.
4. Данилина Т.А. Из истории развития образовательных дошкольных учреждений // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2008. № 1. С. 22-25.
5. Березина В.А. Дополнительное образование детей России. М., 2007. 511 с. ; Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей (вопросы и ответы). М., 2008. 192 с. ; Голованов В.П. Развитие сферы дополнительного образования детей в современных условиях на основе акмеологического подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, № 3. С. 68-71.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.04.2021).
7. Тарасова Н.В., Пестрикова С.М. Система дошкольного образования в период пандемии [Электронный ресурс] // Российская энциклопедия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России. URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/826-ekspertiza-do-rez-oprosa (дата обращения: 28.01.2021).
8. Дистанционные образовательные технологии в системе дошкольного образования: научные подходы и перспективы развития / Н.В. Федина [и др.] // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 178-188.
9. Тарасова Н.В., Пестрикова С.М. Указ. соч.
10. Там же.
11. Дистанционные образовательные технологии в системе дошкольного образования: научные подходы и перспективы развития ...
12. Трубайчук Л.В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 85-91.
Информация об авторе К.Р. Путимцева - магистрант Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия.
Information about the author K.R. Putimtseva - Master's Degree student, Ural Humanities Institute, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.04.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.04.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 06.05.2021.