Научная статья на тему 'ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАНЯТИЕ / ДЕТИ / ВОСПИТАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Искоркина Наталья Михайловна

В статье отражен опыт проведения дистанционных занятий с воспитанниками дошкольной организации в сложный период введения карантинных мер в связи с распространением COVID-19. Автором отражены ключевые факторы эффективности практики дистанционного обучения в период самоизоляции. Особая роль отведена налаженному взаимодействию педагогов и родителей в условиях дистанционного формата непрерывного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Определена роль родителей в формате дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Искоркина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF DISTANCE EDUCATION IN PRESCHOOL EDUCATION

The article reflects the experience of conducting remote classes with pupils of a preschool organization during the difficult period of introducing quarantine measures in connection with the spread of COVID-19. The author reflects the key factors of the effectiveness of distance learning practice during the period of self-isolation. A special role is assigned to the established interaction of teachers and parents in the conditions of a remote format of continuous education and upbringing of children of preschool age. The role of parents in the format of distance learning is defined.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Искоркина Н.М. Email: Iskorkina1177@scientifictext.ru

Искоркина Наталья Михайловна - старший воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1265, г. Москва

Аннотация: в статье отражен опыт проведения дистанционных занятий с воспитанниками дошкольной организации в сложный период введения карантинных мер в связи с распространением COVID-19. Автором отражены ключевые факторы эффективности практики дистанционного обучения в период самоизоляции. Особая роль отведена налаженному взаимодействию педагогов и родителей в условиях дистанционного формата непрерывного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Определена роль родителей в формате дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дошкольное образование, занятие, дети, воспитатели.

EXPERIENCE OF DISTANCE EDUCATION IN PRESCHOOL

EDUCATION Iskorkina N.M.

Iskorkina Natalya Mikhailovna - Senior Educator, STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SCHOOL № 1265, MOSCOW

Abstract: the article reflects the experience of conducting remote classes with pupils of a preschool organization during the difficult period of introducing quarantine measures in connection with the spread of COVID-19. The author reflects the key factors of the effectiveness of distance learning practice during the period of self-isolation. A special role is assigned to the established interaction of teachers and parents in the conditions of a remote format of continuous education and upbringing of children of preschool age. The role of parents in the format of distance learning is defined.

Keywords: distance learning, preschool education, occupation, children, educators.

УДК 37.013.75

Управление развитием дошкольного образования предусматривает обогащение тех достижений, которые имеют место в сложный период введения карантинных мер в связи с распространением COVID-19. Дистанционная форма образования и воспитания дошкольников соответствует выполнению требований законодательно-нормативных документов по обязательной первичной составной части системы непрерывного образования в России и современных запросов общественности. Целью данной статьи является освещение методик практической организации дистанционного учебно-воспитательного процесса в дошкольной организации.

Как показывает анализ современной теории и практики дошкольной педагогики и дидактики, для того, чтобы обеспечить развитие дошкольного образования необходимо направить управление дистанционной формой обучения на ориентацию удовлетворения запросов населения в образовательных услугах, то есть достичь согласия между предоставляющими образовательными услугами субъектами (ДО) и потребителями (родителями и детьми), то есть организовать систему дистанционных образовательно-воспитательных услуг на непрерывной основе. Для этого воспитателю первично целесообразно понимать, что процесс дистанционного образования предполагает качественную систему предоставления информативного и актуального контента, который

доступен как для детей, так и для родителей воспитанников [4]. Материалы для занятий с детьми дошкольного возраста следует готовить в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а информацию для родителей отражать в виде презентации, рекомендаций по организации распорядка дня и образовательной деятельности детей. Также важно поддерживать связь с родителями, помогать им организовать лучший "садик" в домашних условиях. Семья должна способствовать получению ребенком образования в дошкольных и других учебных заведениях или обеспечить дошкольное воспитание и обучение в семье в соответствии с требованиями и принципами системы образования [1].

Посещение ребенком дошкольной организации не освобождает семью от обязанности воспитывать, развивать и обучать его в семейном кругу, что становиться особенно актуальным в период пандемии [3]. Родители наряду с воспитателем несут ответственность перед обществом и государством за развитие, воспитание и обучение детей, а также сохранение их жизни и здоровья [5]. Следовательно, родители, как субъекты образовательного процесса, несут ответственность за получение дошкольного образования собственным ребенком.

Дистанционное обучение - это совокупность современных технологий, обеспечивающих предоставление информации в интерактивном режиме посредством использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [2]. Информация может предоставляться родителям, которые решают, как в удобное время для них и ребенка эту информацию применить.

Практика проведения дистанционных занятий педагогами в нашей дошкольной организации заключается в чтении детям текстов сказок, декламации стихов, демонстрации аудио- и видеоматериалов обучающего и воспитательного характера. Также воспитателями дошкольной организации проводились проекты детского экспериментирования, игровой, изобразительной и других видов деятельности детей дошкольного возраста с учетом их психофизиологического и эмоционального состояния.

Опыт проведения занятий в дистанционном режиме показывает целесообразность контроля педагогического подхода к определению качества и количества материалов, направляемых детям и их родителям. Так как в ходе дистанционного обучения наиболее эффективно сотрудничество в виде советов и рекомендаций профессионального педагога и родителя.

С нашей точки зрения, формат онлайн-занятий не всегда соответствует возрастным особенностям дошкольников. В большинстве случаев только педагогическое упорство и компетентность воспитателя дает возможность получить ребенку информацию в необходимом объеме. Как правило, занятия с дошкольниками включает и аниматорство в виде развлечения игровой деятельностью, и менторство в виде обучения, развития познавательной деятельности ребенка одновременно.

Эффективной в организации дистанционных занятий является форма встречи. Встреча -это сближение субъектов воспитательного и образовательного процесса посредством средств ИКТ, заранее подготовленное условленное свидание. Прежде всего, особую роль приобретает именно подготовка материалов к встрече. Желательно, чтобы несколько вещей (предметы, игрушки, книга и т.д.) были в поле зрения детей на начальном этапе первичного восприятия. Информация ребенком (и родителями тоже) сознательно или подсознательно черпается, считывается из информационного поля места, где находится воспитатель. Поэтому желательно использовать на заднем плане функцию «размытый фон», который включает декодирование информации. Современное занятие - это, по сути, квинтэссенция того материала, который воспитатель предлагал детям в течение определенного промежутка времени, результат, тематический итог. Образовательная ситуация в дистанционном формате позволяет учесть интересы детей, дозировать информацию или задачи, разграничить во времени содержательное наполнение.

В свободном режиме во время встречи дети переходят от статуса «зритель» и «потребитель» к статусу участника образовательного процесса. Желательно активно подключать еще одного участника образовательного процесса - родителей. Дистанционные занятия должны обеспечить понимание детьми содержания их деятельности, то есть того, чего они могут достичь. Ознакомление ребенка и родителей с тематикой занятия и ролями всех его участников позволяет стимулировать проявление чувства общности интересов ребенка и взрослых, коллективного вхождения в процесс учебной деятельности.

Каждый раз структура заранее подготовленной встречи может быть представлена как продолжение предыдущего занятия, все зависит от мастерства воспитателя, также тема может изменяться в зависимости от ситуации общения с детьми и родителями. Дистанционные занятия можно проводить ежедневно с различными группами детей, но в обязательном порядке должна учитываться психоэмоциональная нагрузка воспитателя.

Наш опыт проведения работы дистанционного обучения дошкольников показал эффективность использования таких платформ, как: Zoom, Skype, WhatsApp. Также родителям предоставлялись ссылки на образовательные ресурсы в сети Интернет, YouTube-ролики и т.п. Данные методы работы с воспитанниками и их родителями - перспектива для организации будущей методической работы после окончания карантина. Также была отмечена в практике необходимость согласования с родителями их возможности работы с предлагаемыми платформами (уровень навыков, скорость интернета и т.д.).

Воспитателями нашей дошкольной организации использовались как уже готовые наработки ведущих специалистов дидактики дошкольного образования, так и собственные решения в части методики обучения. Кроме того, опыт проведения дистанционных занятий с дошкольниками поставил в объективно новые условия значение профессиональных качеств воспитателя в рамках компьютерной и цифровой грамотности в организации взаимодействия с детьми и родителями.

Список литературы /References

1. Гордеева В.В., Черенкова В.Д. Опыт осуществления дистанционного образования детей старшего дошкольного возраста // Вопросы педагогики, 2020. № 10-1. С. 54-56.

2. Игнатович И.И., Личутина О.А. Дистанционные образовательные технологии в практике дошкольных образовательных организаций // Universum: психология и образование, 2020. № 8 (74). С. 4-6.

3. Ломаева М.В. Дистанционное обучение в подготовке будущих педагогов дошкольных образовательных организаций // Детский сад от А до Я, 2020. № 3 (105). С. 93-100.

4. Мансарлийская Л.Ф., Волкова Т.В. Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий // Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование», 2020. № 9. С. 14-19.

5. Офат И.В. Проектирование дистанционной программы формирования психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста // Молодой ученый, 2020. № 24 (314). С. 495-497.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.