Научная статья на тему 'Проблемы оптимизации налогообложения'

Проблемы оптимизации налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1558
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оптимизации налогообложения»

© Д.А. Сачков, 2005

ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Д. А. Сачков

В своем ежегодном обращении к Федеральному собранию В.В. Путин отметил три налоговые проблемы, которые необходимо решить в ближайшее время. Во-первых, налог на добавленную стоимость (НДС): его ставка должна быть снижена, процедура возврата упрощена, а авансовые платежи следует вовсе освободить от этого налога. Во-вторых, необходимо четко определить, что такое оптимизация налогов, а что — криминальное уклонение от них. И наконец, Президент считает, что, только снизив единый социальный налог (ЕСН), можно вывести из тени значительную часть зарплат и одновременно облегчить налоговую нагрузку на бизнес.

Уменьшение налогов (налоговая минимизация, налоговая оптимизация) в общем смысле слова — это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Учитывая направленность действий налогоплательщика при уменьшении налогов (налоговой минимизации, налоговой оптимизации), их содержание и цель, можно говорить, что эти действия характеризуются следующими обязательными признаками:

- это активные, волевые и осознанные действия;

- эти действия прямо направлены на снижение размера сумм налога.

То есть при уменьшении налогов, налогоплательщик действует целенаправленно, предпринимает определенные действия, используя те или иные формальные и содержательные способы, результатом которых будет налоговая экономия. Иными словами, субъект рассматриваемых отношений должен действовать умышленно, заранее осознавая характер своих действий, желая наступления определенного результата и сознательно допуская его. Умысел в действиях налогоплательщика, направленный на снижение налоговых платежей, — основная составляющая

уменьшения налогов (налоговой минимизации, налоговой оптимизации).

«Не платить налоги и спать спокойно» — лозунг, на первый взгляд, не реальный. Однако в некоторых случаях уменьшить их на вполне законных основаниях все же можно. Конкретные способы уменьшения налогов представляют собой непосредственные методы и действия налогоплательщика по налоговой минимизации. Они достаточно многочисленны и основываются на многих факторах в зависимости от того, о каком налоге идет речь.

В России достаточно популярно различное использование оффшорных компаний. Однако хотелось бы предостеречь от чересчур поспешного принятия решений в этих вопросах. Оффшорные схемы — это достаточно сложный механизм, требующий тщательного планирования как со стороны российского законодательства, так и со стороны зарубежного. Кроме того, в этой сфере очень много практических моментов, основанных на оффшорной специфике, понимание и правильная оценка которых приходит только с опытом. Поэтому при возникновении малейших сомнений следует воспользоваться услугами специалистов.

В переводе с английского off-shore — «вне побережья, за границей». В обычном понимании «офф-шор» — это государство или иная юридически обособленная территория, привлекающая под свою налоговую юрисдикцию предпринимателей зарубежных стран посредством установления максимально возможных налоговых льгот.

Метод офф-шора рассматривает термин «офф-шор» значительно шире. Под методом офф-шора понимается совокупность методов, использующих в своей основе перенос объекта налогообложения под юрисдикцию более мягкого режима налогообложения.

Как известно, в таких налоговых «оазисах» либо вообще не платят налог, либо он намного меньше, чем в России. Например, на Кипре прибыль облагается по ставке всего лишь в размере 10 %. Однако зарегистрировать компанию за рубежом, не допустив при

этом ряд ошибок или не став жертвой мошенников, довольно сложно. Не важным является и вопрос: как, используя офф-шор, уменьшить налоги, при этом не нарушив закон?

При принятии решения о регистрации компании в офф-шоре необходимо учитывать следующие моменты:

1. Прежде чем зарегистрировать компанию, следует тщательно продумать, где ее создать. Оффшорных зон в мире достаточно много. Выбор должен зависеть как от соображений престижа, так и собственно от целей, преследуемых при открытии оффшорной компании, а основная цель — сэкономить на налогах.

При выборе компании следует прежде всего обратить внимание на такой принципиальный нюанс: заключен ли между оффшором и Россией договор об избежании двойного налогообложения. Это основной критерий, который позволяет воспользоваться льготным налоговым режимом. При отсутствии такого договора ряд доходов, который получит оффшорная компания (проценты, дивиденды), будет облагаться в России налогом у источника выплаты в размере 15—20 % в зависимости от их вида.

Поэтому оптимальным из вариантов будет Кипр. В то время как с Белизом и Сей-шеллами договоры об избежании двойного налогообложения с Россией отсутствуют.

Еще один немаловажный критерий выбора оффшорной компании — ее стоимость. Безусловно, в классических офф-шорах (Британские Виргинские острова, Белиз, Сейшел-лы, Содружество Доминики, Сент-Винсент) она несколько ниже, чем в остальных «оазисах», поскольку здесь не надо вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность тем, кто не «работает» на их территории. Значит, и налог на прибыль платить не придется, впрочем, как и многие другие налоги. Единственный налог, если его можно назвать таковым, — государственная пошлина. К примеру, на Белизе она составляет 100 долларов, на Британских Виргинских островах — 300 долларов.

2. Второй немаловажный момент — регистрация компании. Самый простой способ приобрести оффшорную фирму — купить уже готовую. В классических офф-шорах стоимость регистрации компании составит порядка 1 500 долларов. Несколько дороже в остальных. Например, на Кипре полная регистрация обойдется в сумму до 3 000 долларов.

Основной комплект документов, которые предлагает любой провайдер «оффшорных» услуг, должен содержать:

- свидетельство о регистрации компании;

- заверенные копии устава и учредительного договора;

- протокол о назначении директора.

Однако это далеко не полный пакет бумаг. Так, российский банк может потребовать в дополнение еще и «налоговую справку», которая будет доказывать, что компания стоит на налоговом учете за границей. Ее необходимо получить в инспекции иностранного государства. В свою очередь зарубежный банк, в котором будет открыт счет, может потребовать «сертификат хорошего состояния». Зачастую иностранные банки открывают счета только при личном знакомстве. При этом необходимо будет представить «сертификат соответствия», который подтвердит реального владельца компании. Эти услуги могут предоставить провайдеры за определенную плату. Например, справка из налоговой инспекции страны регистрации стоит порядка 350— 500 долларов.

Требует внимания еще один интересный момент. Управляет оффшорной компанией, как правило, «номинальный» директор на основе генеральной доверенности. Делается это с одной целью — избежать претензий со стороны налоговой службы. Так, если директором компании будет выступать именно реальный владелец, инспекторы на вполне законных основаниях смогут контролировать сделки между российской и оффшорной компанией, поскольку в этом случае будет признана взаимозависимость лиц (ст. 40 НК РФ).

Однако нелишним будет возможности «номинального» директора ограничить. Для этого нужно получить от него подписанный и заверенный протокол, по которому он назначает в компанию нового руководителя (место, где указывается фамилия нового директора, можно оставить бланковым) и снимает полномочия с себя.

3. После соблюдения всех юридических формальностей можно «запускать» схему. На практике их существует огромное количество. Самые распространенные из них:

• Получение займа.

Как правило, схема получения займа в оффшорной зоне (см. рис.) используется таким образом: российская фирма учреждается с минимальным размером уставного капитала. При этом она получает заем от компании, например кипрской. Смысл в том, чтобы перечисляемые проценты уменьшали базу по налогу на прибыль российской фирмы. И при этом они не облагаются налогом у источника

Проценты по займу Проценты по займу

Британские Виргинские

Российская компания Кипрская компания ►

острова

Заем Заем

Схема получения займа в оффшорной зоне

выплаты в России, поскольку с Кипром заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Чтобы налог не платить вообще, цепочку можно расширить. Так, кипрская компания также может сэкономить на 10-процентном налоге на прибыль, если будет выплачивать проценты по займу оффшорной зоне, которая не платит налогов по определению (например, Британские Виргинские острова).

• Перевод прибыли в оффшорную компанию посредством договора комиссии или поручения.

Предприятие, расположенное вне оффшорной зоны (далее — Предприятие), поручает оффшорной компании (далее — Компания) от своего имени, но за счет Предприятия реализовать определенный товар (заключается договор комиссии).

Размер вознаграждения Компании как комиссионера устанавливается в размере, составляющем максимально возможную часть прибыли от реализации товара. При определении части прибыли, переводимой Компании в качестве вознаграждения, необходимо учитывать, что в случае если реальная прибыль от операции окажется ниже, чем вознаграждение комиссионера, то данная операция может быть квалифицирована как реализация по ценам не выше себестоимости

и, как следствие, у Предприятия возникнет необходимость расчета суммы сделки по рыночным ценам (или ценам реализации в течение ближайших 30 дней) в целях исчисления НДС и налога на прибыль, поэтому необходимо применять гибкий механизм определения размера вознаграждения комиссионера.

Так как затраты Компании по исполнению поручения минимальны (фактически предприятие может реализовать товар и без участия посредника), вся сумма вознаграждения будет являться прибылью Компании, облагаемой по минимальной ставке.

• Перевод прибыли в оффшорную компанию посредством заключения договора на оказание консультационных услуг.

Договор на оказание информационноконсультационных услуг является одним из эффективнейших инструментов налоговой оптимизации.

Между Предприятием (заказчик) и Компанией (исполнитель) заключается договор на оказание консультационных услуг. Предприятие при соблюдении всех требований законодательства на основании подп. 15 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ отнесет затраты по уплате вознаграждения исполнителю на расходы, а на расчеты с бюджетом уплаченный НДС. Проконтролировать факт оказания и содержание информационно-консультационных услуг практически невозможно, следовательно, затраты Компании на оказание услуги можно свести к минимуму. Сумма вознаграждения будет являться прибылью Компании, облагаемой по минимальной ставке.

• Перевод объектов налогообложения путем создания оффшорного предприятия-дилера.

Использование исключительного дилера, приобретающего продукцию предприятия по ценам, близким к себестоимости, и реализующих ее транзитом по рыночным ценам, оставляя дилеру практически всю прибыль, широко используется для «выкачивания» средств из предприятия. Однако данную схему можно использовать и во благо предприятия — учредив дилера в оффшорной зоне. Помимо оптимизации налога на прибыль, в данной схеме в части наценки дилера снижаются НДС, налог на пользователей автомобильных дорог и местные налоги, объектом налогообложения которых является объем реализации.

Достаточно сложным вопросом применения всех оффшорных схем являются пути «извлечения» аккумулированных средств из оффшорной компании. Легальными и разумными способами использования данных средств является беспроцентное кредитование Предприятия, выплата дивидендов учредителям оффшорной компании, «по совместительству» являющимися учредителями Предприятия, размещение средств на банковских депозитах и т. п.

Уменьшение налогов (налоговую оптимизацию) необходимо рассматривать как двойственное явление. Тяжесть налогового бремени, наличие достаточно широкого спектра способов и форм налогового контроля со стороны государства приводят к тому, что налогоплательщик любыми способами, в том числе и незаконными, стремится сэкономить на налогах, а деятельность исполнительных органов государства, в свою очередь, направлена, прежде всего, на выявление таких случаев «налоговой экономии».

То есть уменьшение налогов, с одной стороны, — это стремление налогоплательщика избежать налога, а с другой — стремление государства не допустить сокращения поступления налоговых сумм в казну. Уменьшение налогов — это процесс, обязательными участниками которого является плательщик налогов и государство с присущими им специфическими целями, которые обусловлены интересами, потребностями и задачами каждой стороны.

Противодействие налогам, как социально-экономическое явление, стремление налогоплательщиков не платить налоги или платить их в меньшем размере, существовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет государство, и налоги являются основным источником доходной части бюджета. Данное явление объективно и не зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых законов и

общественной морали. Оно обусловлено основной функцией налогов — фискальной, а также экономико-правовым содержанием налога — легальное (на основании закона), принудительное и обязательное изъятие части собственности граждан и их объединений для государственных (публичных) нужд.

Стремление избежать налогов есть своеобразная реакция на любые фискальные мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены Законом. Защита своего имущества, в том числе и от государства, является сильнейшей мотивацией в деятельности любого человека. Причем данная мотивация практически не зависит от степени его законопослушности: отрицательные эмоции возникают независимо от воли и желания человека. Предполагать иное — означает недооценку и отрицание существующей реальности.

Пока есть государство, пока есть частная собственность, государству будет требоваться финансирование за счет этой собственности в виде налогов (других достаточных источников для этого практически не существует), а владельцы этих источников, то есть налогоплательщики, будут этому противостоять посредством попыток уменьшить свое налоговое бремя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.