РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 19 • Номер 2 • февраль 2018
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
Регулирование процесса деоффшоризации в Российской Федерации на современном этапе
Гамбеева Ю.Н.1, Медведева С.Н. 1
1 Филиал Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в Севастополе, Севастополь, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Оффшоризация бизнеса в мире и совершенствование механизмов и нелегальных схем вывода капитала в оффшорные зоны привели к необходимости создания концепции деоффшоризации. В статье представлены классификация и основные характеристики таких зон, а также исходящие от них угрозы для национальной экономики. Проанализирована нормативно-правовая база, которая регламентирует процесс деоффшоризации в Российской Федерации на современном этапе, задачи в сфере деоффшоризации, критерии контролируемых сделок.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оффшоры, оффшорная зона, оффшорный список, деоффшоризация, антиоффшорная политика.
Regulation of the process of deoffshorization in Russia on the modern stage
Gambeeva Yu.N.1, Medvedeva S.N. 1
1 Branch of Moscow State University named after M. V. Lomonosov in Sevastopol, Russia
введение
Необходимо констатировать, что в настоящее время российская экономика имеет высокую степень «оффшоризации». Крупные и средние предприятия используют в своей экономической деятельности оффшоры непосредственно или косвенно и инкорпорированы в оффшорные финансовые сети. Это ведет к серьезным экономическим потерям для страны и является важнейшей угрозой национальной безопасности.
В связи с этим положительной тенденцией в практике регулирования оффшоров в России стал тот факт, что общие намерения государства по решению проблемы деоффшоризации российской экономики стали подкрепляться конкретным действиями со стороны органов государственной власти. Главная цель, которую государство должно реализовать в среднесрочной перспективе - выработать механизм
возвращения вывезенного капитала в Россию на основе принципов экономической рациональности и социальной справедливости. Формирование данной стратегической концепции должно быть законодательно урегулировано на федеральном уровне.
Практика ведения оффшорного бизнеса и применения оффшорных зон зародилась еще в средневековой Европе, это была упрощенная модель минимизации налогов, не имеющая характерных свойств современных оффшоров. Современный период развития экономики характеризуется интенсивной адаптацией оффшорного бизнеса к системе государственного контроля, совершенствованием и модификацией организационных форм оффшорных схем. Все это стимулирует со стороны мирового сообщества организацию противодействия оффшорному бизнесу [16] (Grigoreva, 2016).
Термин «оффшорная зона» появился в обиходе в середине прошлого столетия в Америке, когда одна из американских фирм перенесла свою финансовую деятельность на территорию вне американской юрисдикции с более благоприятным налоговым климатом.
Сегодня под оффшорной зоной понимается страна или ее часть, в пределах которой созданы специфические льготные режимы для осуществления предпринимательской деятельности и регистрации для компаний-нерезидентов. Оффшорные зоны предоставляют следующие преимущества: упрощенная процедура регистрации, пониженное налоговое обложение, свобода ведения бухгалтерской отчетности, минимизация валютного контроля, анонимность и конфиденциальность деятельности и финансовых операций, отсутствие международных торговых тарифов, доступность услуг крупнейших мировых банков [13] (Basova, 2014).
При этом внутренний рынок оффшорной зоны для защиты национального бизнеса изолируется от оффшорных компаний, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью внутри зоны.
ABSTRACT:_
Offshoring of business in the world and improvement of mechanisms and illegal schemes of capital withdrawal to offshore zones have led to the need to create the concept of deoffshorization. The article presents the classification and main characteristics of such zones, as well as the threats posed by them to the national economy. The author analyzes the legal framework that regulates the process of deoffshorization in the Russian Federation at the present stage, the tasks in the field of deoffshorization, the criteria for controlled transactions.
KEYWORDS: offshore, the offshore zone, offshore, de-offshorization, anti-offshore policy.
JEL Classification: F20, F30, L50, L59 Received: 31.01.2018 / Published: 28.02.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gambeeva Yu.N. (jgambeeva0bk.ru)
CITATION:_
Gambeeva Yu.N., Medvedeva S.N. (2018) Regulirovanie protsessa deoffshorizatsii v Rossiyskoy Federatsii na sovremennom etape [Regulation of the process of deoffshorization in Russia on the modern stage]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (2). - 351-368. doi: 10.18334/rp.19.2.38797
Единого утвержденного перечня оффшорных зон не существует. Как правило, список оффшорных зон, публикуется центральными банками и правительственными организациями занятыми борьбой с оффшоризацией экономики. Журнал Forbes публикует рейтинг оффшорных территрорий и ранжирует их по популярности среди крупнейших транснациональных корпораций.
География оффшорных зон насчитывает десятки стран: Австрия, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Великобритания, Гонконг, Доминика, Дубаи, Кипр, Лихтенштейн, Маврикий, Маршалловы острова, Науру, Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур, США, Швейцария, Эстония и многие др. Все оффшорные зоны можно классифицировать ряду признаков: территорриальному, характеру оптимизации налоговых издержек и проверок финансовой отчетности, степени лояльности к субъектам.
Российские экономические субъекты используют оффшорные зоны для вывоза капитала и ухода от уплаты налогов, используя различные схемы и фирмы однодневки. Существует несколько основных вариантов, к которым могут прибегнуть фирмы. Первый заключается в том, что организация занижает объем выручки или завышает издержки от реализации/приобретения продукции/услуг оффшорной компании, концентрируя весь объем прибыли в оффшорной зоне. При втором прибегают к привлечению зарубежных инвестиций в виде кредитов или вкладов в уставной капитал компаний, находящихся в оффшорной зоне. Таким способом выводится и переводится в собственность оффшорных компаний дорогостоящее имущество. В случае судебных разбирательств, активы уже не являются собственностью российских организаций [23] (Mikhaylin, Grigoreva, 2016).
Подобные ситуации наращивают угрозы экономической безопасности государства и увеличивают риски для национальной экономики:
• недопоступления в бюджет. Так по оценкам отечественного экономиста Хейфеца Б.А., ежегодные налоговые потери России составляют свыше 60-70 млрд долл [29] (Kheyfets, 2013);
• отток капитала и потеря контроля над стратегически важными активами крупных предприятий металлургической промышленности, топливно-энергетического комплекса, объектов электроэнергетики, телекоммуникационных компаний, предприятий и др. Например, Богучанская ГЭС, контролируется
ОБ АВТОРАХ:_
Гамбеева Юлия Николаевна, старший преподаватель кафедры управления (jgambeeva0bk.ru) Медведева Светлана Николаевна, доцент кафедры экономики, кандидат экономических наук, доцент (svmedvedevalßrambler. ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Гамбеева Ю.Н., Медведева С.Н. Регулирование процесса деоффшоризации в Российской Федерации на современном этапе // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 2. - С. 351-368. doi: 10.18334/rp.19.2.38797
Таблица 1
Классификация оффшорных зон
Критерий Вид Характеристика
Порядок регистрации Свободные На основе заявления и копии учредительных документов на английском языке (практически все зоны)
Формальные На основе учредительных документов и ряда дополнительных бумаг из страны ведения основной деятельности Зоны, расположенные на территории ЕС
Степень конфиден-циаль-но-сти Зоны открытого реестра Требуют полного раскрытия информации от владельцев бизнеса Гонконг, Люксембург, Швейцария, Сингапур
Зоны умеренного реестра Требование публичного размещения сведений о своих крупных акционерах и принадлежащих им долях Белиз, Барбадос, Ливан, Малайзия, ОАЭ
Зоны закрытого реестра Полная анонимность Науру, Либерия, Вануату, Маврикий, Лихтенштейн
Ведение отчетности Зоны безотчетности Не требуется финансовой отчетности Вануату, Мальдивские острова, Андорра, Коста-Рика
Зоны отчетности Компании обязаны представлять бухгалтерскую отчетность Кипр, Нидерланды, Венгрия, Люксембург, Швейцария
Степень налогообложения Безналоговые зоны Отсутствие налогов, единовременная ежегодная пошлина 200400 долларов Виргинские, Каймановы, Сейшельские, Маршалловы острова, Белиз, Невис, Панама и Доминика.
Зоны с налогообложением отдельных видов деятельности Представление предпринимателям перечня видов деятельности, которые не подлежат налогообложению Болгария, Латвия, Польша
Зоны с налогообложением отдельных юридических лиц Вопрос полного или частичного освобождение от налогов решается в индивидуальном порядке Кипр
Зоны низким налогообложением Не предусмотрена отмена алогов, но очень низкие ставки, иногда ниже единовременного сбора зон других видов Ирландия, Эстония, Черногория, Португалия
Лояльность к субъекту Классические Налоги отсутствуют, взимание ежегодного сбора; ведение отчетности не обязательно; полная анонимность и конфиденциальность. Окрыты для нелегальных финансовых сделок и незаконных операций; низкий уровень доверия партнеров на международном уровне Багамы, Панама, Британские Виргинские острова
Высокопрестижные Низкие налоговые ставки, удобное месторасположение, требования ведения отчетности и раскрытия информации, высоко оцениваются бизнесменами всего мира Кипр, Нидерланды, Венгрия, Люксембург, Швейцария
Окончание табл. 1
критерий вид характеристика
Территориальный Островные зоны Небольшие государства с плохо развитой экономикой, оффшорные услуги одни из немногих способов пополнения государственного бюджета, имеют статус «черных оффшоров» Страны Карибского бассейна: Белиз, Багамы, Доминика, Британские Виргинские острова, Гренадины и др.
Европейские зоны Безналоговый статус, но наличие аудиторских проверок и требование ведение реестра акционеров, высокий престиж компаний (исключение - Гибралтар и Кипр) Кипр, Гибралтар, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Лихтенштейн, Швейцария
Зона в неоффшорной стране Делавер и Орегон, которые являются оффшорными зонами США
Источник: составлено по [18, 20] (Zolotarev, 2011; Katasonov, 2014).
оффшорными компаниями ОАО «РусГидро» и «Русал» и на 94,5 % акций принадлежащая кипрскому оффшору «BOGES LIMITED» [30].
• использование схемы двойных контрактов по наиболее значимым статьям экспорта (нефть, черные и цветные металлы, химическое сырье и др.) По данным статистики UNCTAD обнаруживаются значительные расхождения в стоимости сырья на границе РФ и границах потребителей российской продукции;
• утрата возможности контроля экономической ситуации, вследствие того, что управление отечественными компаниями ведется из оффшорных зон;
• зависимость от экономико-политической ситуации в странах-оффшорах. Кипрский финансовый кризис 2011-2013 года наглядно это доказал. Собственниками ряда крупнейших российских компаний являются фирмы, зарегистрированные на Кипре, и Россия была вынуждена предоставить Кипру кредит на льготных условиях в размере 2,5 млрд евро по ставке 4,5 процента годовых с возможностью досрочного погашения без дополнительных санкций [23] (Mikhaylin, Grigoreva, 2016);
• противоречия интересов и целей хозяйствующих субъектов и государства. Российские бизнес-структуры, в отличие от западных комапний, предпочитают создавать в оффшорных зонах не дочерние компании, а материнские, владеющие контрольным пакетом акций и управляющие реальными российскими активами;
• падение инвестиционной привлекательности государства, активизация оффшорного бизнеса и недостаток потенциально работающего капитала приводят к оттоку прямых иностранных инвестиций;
• рост теневизации экономики. По данным Федеральной службы по финансовому мониторингу, ежегодно в России легализуется около 300 млрд руб., а выявляется только 30 млрд руб. [33];
Необходимо констатировать, что оффшорный бизнес негативно сказывается на экономике России и требует осуществления государственных мер по борьбе с оффшорным бизнесом. Указанные обстоятельства подтверждают актуальность осмысления проблемы деоффшоризации.
Считается, что термин «деоффшоризация» в России впервые был использован в декабре 2012 года Президентом РФ Путинным В.В. в послании Федеральному собранию, в котором были сформулированы общие меры по деоффшоризации отечественной экономики России: повышение прозрачности экономической деятельности; государственная поддержка и предоставление кредитов и государственных гарантий; совершенствование механизма выявления конечного бенефициара, пользующегося оффшорными услугами [8].
Проблема деоффшоризации становится актуальной темой исследования и для российской экономической науки, поскольку оффшоры подрывают экономическую стабильность и бюджетно-финансовую систему страны. Известные российские экономисты и практики Басова С.А. [13] (Basova, 2014), Катасонов В.Ю. [21] (Kordyukova, 2014), Хайфец Б.А. [29] (Kheyfets, 2013) и другие [14, 23, 25] (Baranovskaya, Aksenova-Sorokhtey, 2015; Mikhaylin, Grigoreva, 2016; Povarova, 2013) провели ряд исследований по данной тематике. Тем не менее, в экономической науке не существует единого определения «деоффшоризация», можно выделить два подхода к толкованию данного термина. Первый определяет деоффшоризацию как борьбу с оффшорами и ужесточение контроля над финансовыми операциями в этих зонах. Второй подразумевает формирование благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и первоочередное развитие национальной экономики [26] (Sokolova, Shandar, 2015).
Одно из определений было предложено Захаровым А.С., экспертом в сфере налогового права. Под деоффшоризацией он понимает комплекс информационных, законодательных и правоприменительных мер государства для устранения из национального хозяйственного оборота лиц, использующих незаконные правовые конструкции и преследующих незаконные и недобросовестные цели [17] (Zakharov, 2012).
Глазьев С.Ю., российский экономист и советник Президента РФ, рассматривает деоффшоризацию как процесс уменьшения роли оффшорного фактора, который проявляется в сокращение используемых оффшоров российскими компаниями и уменьшение товарных и денежных потоков, проходящих через оффшоры в Россию и из нее [15] (Glazev, Starikov i dr.).
Таким образом, можно утверждать, что деоффшоризация экономики - это одно из важнейших направлений государственной политики, представляющий комплекс мер по усилению контроля и противодействию операциям, преследующих цели незаконной налоговой оптимизации в оффшорных зонах.
Государственные мероприятия призваны наложить ограничения и запреты на незаконное использование резидентами РФ оффшоров и иностранных компаний. Законное использование оффшоров не запрещено — важно, чтобы компания не уклонялась от налогов. При этом место ее регистрации значения не имеет.
Таблица 2
направления использование оффшоров
легальное нелегальное
Перечисление средств по договорам на оказание услуг Уклонение от налогообложения
Оформление долгосрочных договоров займа Легализация полученных преступным путем средств
Создание совместных предприятий Рейдерство
Создание эффективных юридических механизмов, отсутствующих в национальном праве Сокрытие имущества от требования кредиторов
Оптимизация структуры владения и функционирования группы компаний международного бизнеса или привлечение иностранного финансирования Финансовые махинации
Источник: составлено по [19, 31] (Shtromvasser, 2014).
Отечественные экономисты и политики отмечают значимость решения проблемы деоффшоризации на законодательном уровне [25] (Povarova, 2013).
Начиная с 2012 года впервые в стране начала создаваться целостная концепция деоффшоризации. Министерство финансов совместно с Росфинмониторингом разработали «Национальный план противодействия уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных собственников» [12], который направлен на противодействие использованию оффшоров и получению необоснованных налоговых преференций. Планом предусмотрен ряд мероприятий: введение для юридических лиц обязанности раскрытия, хранения и подтверждения информации о своих владельцах (бенефициарах); разработка реестра бенецифиарных собственников с предоставлением к нему доступа правоохранительных и налоговых органов; совершенствование информационного обмена между специальными органами на национальном и международном уровнях.
К основным существующим нормативным документам, которые регламентируют деоффшоризацию российской экономики можно отнести следующие:
• указ от 07.05.2012 о долгосрочной государственной экономической политике [7], в рамках которого президентом РФ поручено правительству реализовать меры повышения прозрачности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов и предотвращения уклонению от налогообложения с помощью оффшорных компаний и однодневок;
• послание президента Федеральному собранию от 12.12.2012, в котором была обозначена необходимость разработки правительством комплекса мер и предложений по деоффшоризации экономики [8];
• перечни оффшорных зон, так называемые «черные списки», составляемые Центральным Банком, Министерством финансов и Федеральной налоговой службой РФ [9-11];
• закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесение изменений в налоговый кодекс РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» [2];
• закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» [3];
• закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ ««О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4];
• закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5].
Основной законодательный документ по деоффшоризации отечественной экономики - закон от 24.11.2014 № 376 (о внесении изменений в Налоговый Кодекс РФ). Благодаря ему в Налоговом Кодексе появились новые определения и понятия («контролируемая иностранная компания» (КИК), «контролирующие лица», «фактический получатель дохода» и др.), описание обязанностей отдельных лиц; уточнены способы и алгоритм расчета прибыли (убытка) КИК [1].
Основное содержание закона сводится к следующему: полученная прибыль в оффшорных зонах резидентами РФ должна облагаться российскими налогами; российские налогоплательщики обязаны информировать налоговые органы о факте прямого или косвенного участия в зарубежных фирмах.
Данный закон направлен на обеспечение контролируемыми российскими резидентами уплаты «прибыльных» налогов «иностранцами» по нормам российского законодательства в бюджет Российской Федерации. Из данного законодательного акта следует, что российским юридическим и физическим лицам не запрещено учреждать, владеть и контролировать иностранные фирмы, а также получать от них прибыль. Но представленные права требуют выполнения определенного перечня обязанностей, несоблюдение которых наказуемо.
В 2016 году закон о КИК был дополнен и откорректирован (закон от 15.02.2016 № 32-ФЗ о внесении изменений в НК РФ), уточнены ранее внесенные в НК РФ положения в части налогообложения контролируемых зарубежных фирм и доходов иностранных организаций:
• приведен список контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц (КЛ), определены признаки иностранной компании, при одновременном наличии которых она признается контролируемой (ст. 25.13).
• изменен срок подачи уведомлений об участи в зарубежной фирме и прекращении такого участия с одного до трех месяцев, сокращен список случаев необходимости уведомления налоговых органов, уточнен состав подаваемых сведений (ст. 25.14);
• определены особенности расчета доли прибыли контролируемой зарубежной фирмы, подлежащей налогообложению в РФ у контролирующего лица (ст. 25.15);
• новые положения по налогообложению операций с ценными бумагами, приобретенных контролирующим лицом у своей контролируемой фирм (ст. 212);
• иные изменения (ст. 55, 105.2, 210, 212, 232, 251, 277 и др.).
Законом № 376-ФЗ определен механизм расчета прибыли/убытка контролируемой иностранной компании. Первый вариант признает прибылью КИК прибыль до налогообложения по данным отчетности за финансовый год, составленной по национальным стандартам «иностранца». Применение данного способа имеет ряд ограничений: местонахождением КИК должно быть государство, с которым у Российской Федерации подписан международный договор по вопросам налогообложения; представленное аудиторское заключение не должно содержать отрицательной оценки относительно достоверности или отказа в выражении резолюции. Второй вариант расчета определяет прибыль по российским нормам и требует применения такого алгоритма не менее 5 налоговых периодов с даты первого применения.
Таким образом, контролируемыми иностранными компаниями признаются не являющиеся резидентами РФ иностранные фирмы или организационные структуры без образования юридического лица, которые контролируются налоговыми резидентами РФ (фирмами или физическими лицами).
Внесено ряд дополнений и нововведений и Федеральным законом от 30.05.2016 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»: уточнено понятие контролируемой иностранной компании и контролирующего лица; детализированы условия освобождения доходов контролируемых зарубежных фирм от налогообложения в РФ: определена возможность и установлена схема проведения симметричных корректировок.
В рамках антиоффшорной политики внесены новые статьи в Уголовный Кодекс РФ, которые предусматривают санкции за незаконное создание фирм через подставных лиц (ст. 173.1) и ответственность за незаконное использование документа, удостоверяющего личность, для создания «компании-однодневки» (ст. 173.2)
В рамках реализации мер деоффшоризации Министерством финансов РФ, ЦБ России и ФНС России составляются «черные списки» оффшорных зон [9-11] -перечни стран, которые предоставляют льготный налоговый режим и не раскрывают информацию при проведении финансовых операций.
Список оффшорных зон в приказе Минфина является одним из самых значимых документов, определяющих порядок взаимодействия с оффшорами и включает 42 территории: Ангилья, Андорра, Бермуды, Бахрейн, Республики Маврикий, Ниуэ, Панама, Палау, Самоа и др. Взаимодействие с фирмами, попавшими в указанный список, может повлечь для российских компаний лишения определенных налоговых преференций, например:
• невозможность применения ставки 0 % в отношении получаемых российской фирмой дивидендов от компании из «черного списка» (ст. 284 НК РФ);
• лишение права на применение льготы при получении российской фирмой имущества на безвозмездной основе от компании попавшей в «черный список» территории (ссылка ст. 251 НК РФ).
Кроме того, сделки с иностранными компаниями, зарегистрированными в оффшорных списках Минфина, признаются контролируемыми, что влечет повышенное внимание налоговых органов.
Не все сделки подпадают под характеристики контролируемых, а те, которые содержат специальные условия, предусмотренные ст. 105.14 НК РФ.
Таблица 3
Критерии контролируемых сделок
Вид сделки Условия, при наличии которых сделка считается контролируемой Лимит годового оборота (млн руб.)
1. Сделки между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории РФ Общий объем прибыли по договорам 1 000
Один участник договора платит НДПИ по процентному тарифу 60
Один из участников сделки пользуется специальной налоговой системой — ЕСХН либо ЕНВД 100
Один из участников платит налог на доход по ставке в 0% либо имеет право его не платить 60
Один из участников сделки является членом ОЭЗ или СЭЗ и пользуется соответствующими налоговыми привилегиями 60
Один из участников договора осуществляет добычу углеводородного сырья 60
Один из участников сделки признается региональным членом инвестиционного проекта и пользуется определенными условиями по расчету налога на прибыль 60
Один из участников сделки является исследовательским корпоративным центром и освобожден от уплаты НДС 60
2. Несколько сделок по сбыту (перепродаже) товаров (проведению работ, оказанию услуг) при посредничестве лиц, не считающихся взаимозависимыми При условии, что третьи лица: - не осуществляют по данным сделкам никаких других функций, кроме сбыта товаров (проведения работ, предоставления услуг); - не берут на себя риск и не расходуют активы для осуществления сбыта товаров (проведения работ, предоставления услуг) 0
3. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли Предметы договоров: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни 60
4. С резидентами оффшоров из перечня Минфина РФ Не установлены 60
Источник: составлено по [1].
«Черный список» оффшорных зон Центрального Банка РФ имеет цель валютного контроля и регулирования процесса открытия российских корреспондентских счетов в зарубежных кредитных учреждениях и представлен тремя группами государств:
1. наиболее респектабельные зоны, страны с законодательством соответствующим международным стандартам и высоким уровнем финансового контроля: Ирландия, Гонконг, Швейцария, Сингапур и ряд других стран.
2. «классические» оффшорные зоны: Антигуа, Барбуда, Бахрейн, Белиз, Бермуды, Гибралтар, Каймановы острова, Коста-Рика, Монако и др., а также два североамериканских штата - Вайоминг и Делавэр.
3. наиболее неблагоприятные юрисдикции: Андорра, Аруба, Вануату, Либерия, Маршалловы острова, Науру.
Ограничения при открытии корреспондентского счета в финансовой компании из первой группы списка не накладываются. Партнеры из второй и третьей группы должны отвечать ряду требований: располагать собственными средствами величиной не менее 100 млн. евро; входить в список 500 крупнейших банков мира. Также предусмотрено банковское резервирование 0, 25 и 50 % для каждой группы соответственно.
Федеральная Налоговая служба ежегодно составляет и обновляет список оффшорных территорий, с которыми Российская Федерация не обменивается налоговой информацией, или обмен информацией существует номинально, но он не эффективен, или практика обмена налоговой информацией не отработана соответствующим образом. Санкции за операции с этими юрисдикциями не предусматриваются.
По сравнению с 2016 годом перечень стран в 2017 году сократился с 11 до 119 [11]. В него не вошли ранее присутствовавшие страны постсоветского пространства -Грузия и Эстония. Покинули список Маврикий, Каймановы острова, Бермуды, Аруба, Гонконг, так как усовершенствовали порядок обмена налоговой информацией, но добавлена Южная Корея.
Ограничения, неблагоприятные налоговые последствия, лишение определенных налоговых льгот и преференций, предусмотренные «черными списками» российских резидентов являются одними из необходимых элементов в комплексной работе государства по деофшоризации экономики.
Совершенствование налоговой политики и антиоффшорного законодательства является методом наращивания доходной части бюджета. В направлениях налоговой политики РФ на 2016-2018 гг. для предотвращения размывания налоговой базы запланированы меры по обмену финансовой информацией с иностранными юрис-дикциями, модернизация порядка налогообложения корпоративных заимствований, которые будут реализовываться в рамках плана ВЕРБ [32]. План предполагает введение механизма автоматического обмена налоговой информацией; внедрение международного стандарта отчетности (АЕО1) [22, 28] (Mambetaliev, 2017; Foevtsov, 2015); формирование глобального инфраструктурного центра [27].
В ноябре 2014 г. Федеральным законом № 325-ФЗ была ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, которая подготовлена Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и к которой уже присоединились 70 стран [24]. Основная цель реализации Конвенции - помощь странам в борьбе с уклонением от уплаты налогов посредством различных инструментов сотрудничества: обмен информацией; одновременные и совместные налоговые проверки. Конвенция предполагает три вида межгосударственного обмена информацией:
1) по запросу: государство официально запрашивает информацию относительно отдельных лиц или операций у другого;
2) автоматический: ежегодный межгосударственный автоматический обмен информацией, которую собирают и приводят в установленный вид финансовые учреждения, с последующей передачей налоговым органам (напоминает режим БЛТСЛ);
3) спонтанный: государство по собственной инициативе направляет другому информацию в случае возникновения оснований полагать, что другое государство несет налоговые потери в результате умышленных действий налогоплательщиков.
В отношении борьбы с агрессивным налоговым планированием в августе 2017 года вступил в силу закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ [6], который предусматривает закрепление концепции необоснованной налоговой выгоды. В рамках закона определен факт недопустимости уменьшения налоговой базы вследствие искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения, зафиксированы критерии обоснованности получения налоговой выгоды (цель сделки иная, нежели неуплата (неполная уплата) налога и ее реальность). Закон распространяет применение новых норм и на страховые взносы. Налоговые органы будут особенно тщательно подходить к сбору сведений и доказательств при осуществлении налоговых проверок: в ст. 102 НК РФ был расширен перечень сведений, которые не относятся к налоговой тайне. Таким образом, применение концепции выходит на новый уровень.
Запущенный механизм деоффшоризации дал толчок к формированию новых экономико-правовых реалий. Изменения в законодательстве вызовут определенную ответную реакцию бизнес-структур: от выжидательной позиции до репатриации капиталов. Очевидно, что задачи, стоявшие перед законодателем, еще не решены в полном объеме. Система принятых законов сложна в исполнении и реализации. Необходим дальнейший диалог и совместная работа государственных органов власти и бизнеса по совершенствованию антиоффшорного законодательства и механизмов дестимулиро-вания использования оффшоров [16] (Grigoreva, 2016).
Следует продолжить работу по противодействию недобросовестным налогоплательщикам, которая началась еще в 2011 году с принятия закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ 131, который обозначил новый механизм налогового регулирования трансфертного ценообразования, дополнил НК новым разделом по вопросам регулирования взаимозависимости лиц для налогообложения; определил круг сделок, подлежащих контролю; определил обязанности налогоплательщика об уведомлении налоговых
органов по сделкам, указанным в ст.105.14 НК; обозначил формы налоговой ответственности за непредставление информации о контролируемых сделках в срок, за нарушение условий о ценообразовании и др.
Действующее законодательство не ставит цель запретить использование оффшоров, главное - это достичь прозрачности ведения бизнеса, раскрытия информации, без отмены налогового компонента. Ожидаемо, что налоговые последствия использования оффшорных схем в будущем будут ужесточаться.
заключение
Необходимо констатировать, несмотря на ряд принятых законодательных актов, работа по деоффшоризации экономики только начинается. Применение новых правил началось только в 2017 году, до этого времени действовали переходные положения для адаптации бизнеса. В части дальнейшей работы по совершенствованию процесса деоффшоризации необходимо, чтобы он был построен не на точечных мерах, а системном подходе и включал в себя решение проблемы на законодательном уровне; присоединение к международному сотрудничеству по созданию глобального механизма по обмену налоговой информацией в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); решение вопросов по амнистии капиталов.
ИСТОЧНИКИ:
1. Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 28.12.2017 с изменениями,
вступившими в силу с 01.01.2018). Кодексы и законы РФ. [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа: http://kodeks.systecs.ru/nk_rf/.
2. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового
кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24.11.2014 N 376 ФЗ. Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_171241/.
3. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, по-
лученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ. Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_32834/.
4. Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами ак-
тивов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.06.2015 N 140-ФЗ. Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_180745/.
5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок» от 05.04.2013 N 44-
ФЗ (ред. от 31.12.2017). Общественный портал закупок. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov-zakupki.ru/zakon/44-fz-id126.
6. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации» от 18.07.2017 N 163-ФЗ. Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220282/.
7. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №596 «О долгосрочной государственной эко-
номической политике». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/70170954:0.
8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ». Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW ;n=138990;req=doc#06134248668258364.
9. Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н (ред. от 02.11.2017) «Об утверждении
Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)». Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minfina-rf-ot-13112007-n-108n/.
10. Приложение № 2 к указанию ЦБ России от 07.08.2003 № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и [или] не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций». Закон прост. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/505624.
11. Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 1 сентября 2017 года № ММВ-7-17/709@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией». Online. [Электронный ресурс]. URL: http://online.zakon. kz/Document/?doc_id=37385661#pos=2;-92.
12. Национальный план мероприятий, направленных на противодействие уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний / утвержден Правительством РФ 30 апреля 2014 г. № 2672п-13. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70654930/.
13. Басова С.А. Деоффшоризация российской экономики // Вестник КемГУ. - 2014.
14. Барановская Е.А., Аксенова-Сорохтей Ю.Н. Актуальные проблемы создания системы правового регулирования деофшоризации российской экономики // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2015. - № 3. - c. 124-131. - url: http://cyberleninka.ru/article/n/ aktualnye-problemy-sozdaniya-sistemy-pravovogo-regulirovaniya-deofshorizatsii-rossiyskoy-ekonomiki.
15. Глазьев С.Ю. Стариков Н.В. и др. Деофшоризация российской экономики. Пути и меры. Экспертный доклад. Изборский клуб. [Электронный ресурс]. URL: https:// izborsk-club.ru/2701.
16. Григорьева Ю.П. Теоретические и методологические подходы к оценке последствий оффшорного бизнеса для развития современного международного движения капитала // Экономика и социум. - 2016. - № 6 (25). - с. 635-653. - url: http://www.iupr.ru/ domains_data/files/zurnal_25/Grigoreva%20Yu.P.%20(osnovnoy%20ra zdel).pdf.
17. Захаров А. Погоня за деньгами: мир против оффшоров. Forbes. - 13.11.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/investitsii-column/202381-pogonya-za-dengami-mir-protiv-ofshorov.
18. Золотарев Е.В. Оффшорные зоны как угроза экономической безопасности российской Федерации // Экономика. Налоги. Право. - 2011. - № 4. - с. 158-164. -url: http://cyberleninka.ru/article/n/offshornye-zony-kak-ugroza-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii.
19. Идрисова Л.Р. Новый взгляд на понятие оффшоров // Финансы и управление. -2015. - № 4. - c. 1-17. - doi: 10.7256/2409-7802.2015.4.15726.
20. Катасонов В.Ю. Ограбление России. Новый мировой порядок. Оффшоры и «теневая» экономика. Финальная экспроприация началась!. - М.: Книжный мир, 2014.
21. Кордюкова Н.В. «Деофшоризация»: законное и незаконное в налоговом планировании // Налоговый вестник. - 2014. - № 2.
22. Мамбеталиев Н.Т. Взгляд на План BEPS через призму интеграционного объединения (ЕАЭС) // Налоговый вестник. - 2017. - № 5.
23. Михайлин А. Н., Григорьева Ю.П. // Вестник ГУУ. - 2016. - № 7-8. - url: http:// cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-kontseptsii-i-instrumentov-deoffshorizatsii-rossiyskoy-ekonomiki.
24. План мероприятий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS) - поворотный пункт в истории международного налогового сотрудничества. Ernst & Young, - 03.10.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-its-newsletter-october-2013-rus/$FILE/EY-its-newsletter-october-2013-rus.pdf.
25. Поварова А.И. О проблемах деофшоризации российской экономики // Вопросы территориального развития. - 2013. - № 9(9). - c. 5. - url: http://cyberleninka.ru/ article/n/o-problemah-deofshorizatsii-rossiyskoy-ekonomiki.
26. Соколова Д.М., Шандар А.М. // Социальные науки: social-economic sciences. - 2015. - № 1 (4). - url: http://academymanag.ru/journal/sokolova-shandar1.pdf.
27. Страны G20 договорились об автоматическом обмене налоговой информацией. Интерфакс. - 16.11.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/ business/407417.
28. Фоевцов С. Налоговая политика на 2016 - 2018 гг. Прогноз возможных последствий для бизнес-сообщества. Финансовая газета, 2015, N 23. [Электронный ресурс]. URL: http://narodirossii.ru/?p=10030.
29. Хейфец Б.А. Деоффшоризация российской экономики: возможности и пределы. -М.: Институт экономики РАН, 2013.
30. Хитрый офшор «Boges Limited». Электронная газета «Век» - 10.09.2012.
[Электронный ресурс]. URL: https://wek.ru/xitryj-ofshor-boges-limited.
31. Штромвассер И.Р. Интервью для журнала «Налоговый учет для бухгалтера»,
апрель 2014. Дело Пресс. [Электронный ресурс]. URL: http://delo-press.ru/articles.
php?n=15661.
32. Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting (Russian version). OECD, 10 April 2014.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/
oecd/taxation/action-plan-on-base-erosion-and-profit-shifting_9789264202719-en#.
WoA9_p9-rcs#page7.
33. Global Competitiveness Report 2014-2015 - World Economic forum, September 2015
REFERENCES:
Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting (Russian version)OECD, 10 April 2014. Retrieved from http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/ taxation/action-plan-on-base-erosion-and-profit-shifting_9789264202719-en#. WoA9_p9-rcs#page7
Baranovskaya E.A., Aksenova-Sorokhtey Yu.N. (2015). Aktualnye problemy sozdaniya sistemy pravovogo regulirovaniya deofshorizatsii rossiyskoy ekonomiki [Actual problems of creating a system of legal regulation of deoffshorization of the Russian economy]. Bulletin of Baltic Federal University. Kant. Series: Humanities and social Sciences. (3). 124-131. (in Russian).
Basova S.A. (2014). Deoffshorizatsiya rossiyskoy ekonomiki [The de-offshorization of the Russian economy].Vestnik KemGU. (in Russian).
Grigoreva Yu.P. (2016). Teoreticheskie i metodologicheskie podkhody k otsenke posledstviy offshornogo biznesa dlya razvitiya sovremennogo mezhdunarodnogo dvizheniya kapitala [Theoretical and methodological approaches to assessing the impact of offshore business on the development of modern international capital flows]. Economy and society (Ekonomika i socium). (6 (25)). 635-653. (in Russian).
Idrisova L.R. (2015). Novyy vzglyad na ponyatie offshorov [A new look at the concept of offshore companies].Finansy i upravlenie. (4). 1-17. (in Russian). doi: 10.7256/24097802.2015.4.15726.
Katasonov V.Yu. (2014). Ograblenie Rossii. Novyy mirovoy poryadok. Offshory i «tenevaya» ekonomika. Finalnaya ekspropriatsiya nachalas! [The Robbery Of Russia. New world order. Offshore and "shadow" economy. The final expropriation has begun!] (in Russian).
Kheyfets B.A. (2013). Deoffshorizatsiya rossiyskoy ekonomiki: vozmozhnosti i predely [The de-offshorization of the Russian economy: possibilities and limits] (in Russian).
Kordyukova N.V. (2014). «Deofshorizatsiya»: zakonnoe i nezakonnoe v nalogovom pl anirovanii["Deoffshorization": legal and illegal in tax planning]. Nalogovyy vestnik. (2). (in Russian).
Mambetaliev N.T. (2017). Vzglyad na Plan BEPS cherez prizmu integratsionnogo obedineniya (EAES) [A look at the BEPS Plan through the prism of the integration Association (EEU)]. Nalogovyy vestnik. (5). (in Russian).
Mikhaylin A. N., Grigoreva Yu.P. (2016). Эволюция концепции и инструментов де-оффшоризации российской экономики Вестник ГУУ. (7-8).
Povarova A.I. (2013). O problemakh deofshorizatsii rossiyskoy ekonomiki [On the issues of de-offshorization of Russia's economy]. Territorial development issues. (9(9)). 5. (in Russian).
Sokolova D.M., Shandar A.M. (2015). Offshornye zony kak ugroza ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii[Offshore zones as a threat to Russia's economic security]. Sotsialnye nauki: social-economic sciences. (1 (4)). (in Russian).
Zolotarev E.V. (2011). Offshornye zony kak ugroza ekonomicheskoy bezopasnosti rossiyskoy Federatsii[Offshore as a threat to the economic security of the Russian Federation]. Economy. Taxes. Law. (4). 158-164. (in Russian).