УДК 347.97/99
Смирнова Елена Викторовна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
smirn о valeno4ka @таіІ. ги,
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ТЕРМИНА «АППАРАТ РАЙОННОГО СУДА»
Статья посвящена анализу действующего законодательства и существующих в юридической литературе представлений об аппарате районного суда, обсуждается проблема его структуры. Изложены признаки аппарата районного суда, которые помогают раскрыть его правовую природу. Дано определение аппарата районного суда через призму понятий «аппарат государства», «аппарат органа государственной власти» и «аппарат суда».
Ключевые слова: аппарат государства, аппарат органа государственной власти, аппарат суда, аппарат районного суда, обеспечение деятельности районного суда, структура аппарата районного суда.
В связи с отсутствием в отечественной юридической науке фундаментальных трудов, полностью или частично посвященных исследованию термина «аппарат районного суда», его трактовка остается недостаточно определенной и требует уточнения. Однако прежде чем вести речь об аппарате районного суща, необходимо проанализировать значение однородных ему понятий, таких как «аппарат государства», «аппарат органа государственной власти», «аппарат суда», и затем, обратившись к существующим в юридической науке подходам к законодательству, сформулировать искомое определение.
Слово «аппарат» происходит от латинского «apparatus», что означает «совокупность работников какой-либо организации, учреждения»[10, с. 62]. В теории государства и права отсутствует единый подход к пониманию государственного аппарата. Так, В.А. Четвернин, рассматривая аппарат как «совокупность управленческих должностей или органов управления организацией, делами организации» или как «совокупность лиц, замещающих эти должности (совокупность должностных лиц), и лиц, подчиненных должностным лицам, помогающих должностным лицам, обеспечивающих выполнение функций должностных лиц», делает вывод, что аппарат государства - это «иерархическая организация, осуществляющая государственную власть» [15, с. 565]. А.Б. Венгеров считает, что «аппарат государства - это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций» [6, с. 95]. Под аппаратом государства также понимают «систему органов
государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи» [12, с. 113].
Некоторые исследователи придерживаются точки зрения, согласно которой аппарат государства - это составная часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти [11, с. 70; 17, с. 94; 18, с. 16]. Помимо государственного аппарата в механизм государства теоретики права включают и другие структурные компоненты, такие как государственные учреждения, государственные предприятия, государственные организации, государственных служащих и организационные, финансовые средства, необходимые для обеспечения деятельности аппарата государства [11, с. 70; 12, с. 52; 13, с. 201]. Механизм государства иногда отождествляется с его аппаратом. Так, Т.В. Кашанина пишет, что «государственный аппарат (механизм государства) - это иерархическая система государственных органов, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства [10, с. 37].
В связи с тем что основные структурные компоненты аппарата государства авторами именуются по-разному: «орган государства, с помощью которого осуществляется государственная власть», «орган государственной власти» или «государственный орган», - возникает вопрос об их соотношении [7, с. 19-20]. Для разрешения спорной ситуации необходимо обратиться к позиции Конституционного Суда Российской Федерации [6], в соответствии с которой следует разли-
© Смирнова Е.В., 2011
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011
359
чать органы государственной власти и государственные органы, не обладающие статусом органов государственной власти. И те, и другие охватываются общим понятием «орган государства».
Представляется возможным определить аппарат государства как основанную на единых принципах организации систему органов государственной власти и государственных органов, не обладающих статусом органов государственной власти, посредством которых реализуются функции государства и достигаются стоящие перед ним цели.
Независимо от того, насколько широко в юридической литературе понимается аппарат государства, его первичным элементом, структурно обособленным звеном выступает орган государственной власти, который создается государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, для чего наделяется соответствующей компетенцией и государственно-властными полномочиями.
В теории государства и права раскрытию термина аппарат органа государственной власти не уделяется достаточного внимания и, как правило, рассматривается сущность самого органа государственной власти, а не его аппарата. Для уяснения значения данного понятия представляется возможным обратиться к имеющему место в литературе определению аппарата организации. В.А. Четвернин пишет, что «аппарат организации - это тоже организация, или организация в узком смысле, управляющая организация в более широкой иерархической организации - это организация, управляющая общими делами более широкого объединения людей, нежели те, кто служит в аппарате» [15, с. 565]. В приведенной трактовке понимание термина зависит от того, насколько многочисленна по составу и сложна по организации данная структура.
Аппарат органа государственной власти также можно понимать в нескольких значениях:
во-первых, как государственный орган, образованный для обеспечения деятельности соответствующего органа государственной власти (например, Аппарат Правительства Российской Федерации [3], аппараты исполнительных органов субъектов Федерации [4]);
во-вторых, как структурное подразделение данного органа, скрепленное единством целей, ради достижения которых образовано (например,
Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации [2]);
в-третьих, как совокупность работников соответствующего органа (например, Аппарат Счетной Палаты Российской Федерации [1]).
В структуре судов судебной системы Российской Федерации как органов государственной власти, основная функция которых заключается в отправлении правосудия, также существуют аппараты.
Впервые термин «аппарат суда» законодатель употребил в ст. 78 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР», установив, что «в целях обеспечения работы судов по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики и иной деятельности в судах действуют аппараты судов».
Статья 32 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. N° 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» дает общее определение аппарата суда, закрепив, что он «осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания».
Содержащаяся в ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» норма об аппарате Конституционного Суда Российской Федерации устанавливает лишь в общем виде обеспечивающую направленность его деятельности.
Организация и деятельность военных судов, входящих в систему судов общей юрисдикции, регулируется Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». Часть 1 статьи 33 данного Закона расширяет положения Закона о судебной системе, определив направление деятельности аппарата военного суда как обеспечение осуществления правосудия военным судом, обобщение судебной практики, систематизацию законодательства и выполнение других функций. Организационная сторона деятельности аппарата военного суда находит закрепление в ч. 2 ст. 33 Закона, где определяется, что аппарат военного суда возглавляется его руководителем, который осуществляет свои полномочия под контролем председателя военного суда. Законом также устанавливается порядок определения структуры и штатной
численности аппарата военного суда и регламентируется статус его работников как федеральных государственных гражданских служащих.
Подобные положения нашли отражение в ст. 9 Федерального закона от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».
Что касается аппарата арбитражного суда, то содержащиеся в ст. 45 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» нормы более детально определяют структуру аппарата и конкретизируют направления его деятельности.
Названным законом предусмотрено введение в арбитражных судах должности администратора, который является руководителем аппарата соответствующего суда. На администратора возлагаются достаточно широкие организационные полномочия, которые укрепляют его положение как управленца.
Организационным обеспечением деятельности арбитражных судов занимается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и аппараты соответствующих арбитражных судов, возглавляемые администраторами, в отличие от судов общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), для организационного обеспечения которых специально создан Судебный департамент при Верховном Суде РФ с управлениями (отделами) в субъектах Федерации.
Выбор существующей в современной России модели организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции объясняется тем, что выполнение указанных полномочий Министерством юстиции Российской Федерации привело к тому, что суды попали в еще большую зависимость от органов исполнительной власти, а также обусловлено их многочисленностью и широкой компетенцией.
Несмотря на принципиально разные подходы к организации деятельности данных судов, в целом, определение сущности аппарата арбитражного суда так же, как и аппарата суда общей юрисдикции, сводится к обозначению его функции - обеспечению судебной деятельности, и к включению в его состав работников.
Организация и деятельность аппарата районного суда как суда общей юрисдикции до недавнего времени регулировалась нормами Закона РСФСР о судоустройстве в части, не противоречащей действующему в Российской Федерации законодательству. Принятый 7 февраля 2011 года
Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее - Закон) в ч. 1 ст. 38 устанавливает, что организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.
До принятия нового Закона в юридической литературе являлась распространенной точка зрения о включении в аппарат районного суда работников - государственных гражданских служащих [8, с. 67; 14, с. 88], поскольку именно о них шла речь в Законе РСФСР о судоустройстве. Часть 6 статьи 38 нового Закона регламентирует принципиально новый подход к составу аппарата федерального суда общей юрисдикции, соответственно, и аппарата районного суда. Помимо федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, в него включаются работники, которые замещают должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы. При этом отмечается, что права и обязанности последних устанавливаются трудовым законодательством.
В связи с вышеизложенным, структуру аппарат районного суда можно рассматривать, как минимум, в двух значениях:
в узком смысле - как совокупность государственных гражданских служащих, осуществляющих обеспечение деятельности суда;
в широком смысле - как совокупность федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, осуществляющих обеспечение работы суда, и работников, которые замещают должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.
Представляется, что структуру аппарата районного суда следует представить как совокупность государственных гражданских служащих, так как именно для них характерно осуществление должностных полномочий в тесном взаимодействии друг с другом. Единые цели и задачи, стоящие перед государственными гражданскими служащими, и общие принципы организации и деятельности аппарата районного суда гарантируют постоянное и непрерывное выполнение функции аппарата районного суда по обеспечению судебной деятельности.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011
361
Принципы организации и деятельности аппарата районного суда - это основополагающие начала и руководящие идеи, которыми должны руководствоваться работники аппарата районного суда в процессе своей профессиональной деятельности. Они определяют правовое содержание, практическую организацию и реальное функционирование аппарата суда, характер взаимоотношений его работников. Принципы организации и деятельности аппарата районного суда находят отражение в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе «О судебной системе в Российской Федерации», Федеральном конституционном законе «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в других нормативных правовых актах.
Таким образом, термин «аппарат районного суда» можно определить как совокупность работников районного суда - государственных гражданских служащих, осуществляющих свои полномочия на основе общих принципов организации и функционирования районного суда в целях обеспечения его деятельности.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной Палате Российской Федерации» // Российская газета. - 14.01.1995. - № 9-10.
2. Указ Президента РФ от 07.06.2004 № 726 «Об утверждении положения о Совете безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 14.06.2004. -№ 24. - Ст. 2392.
3. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 07.06.2004. -№ 23. - Ст. 2313.
4. Устав Пермского края от 27.04.2007 № 32-ПК // Российская газета. - 04.05.2007. - № 94.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 1997 г. № 55-О «О прекращении производства по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 2 октября 1996 г. № 1412 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. -1997. - № 22. - Ст. 2664.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.
7. Вожова Е.М. Органы государственной власти как субъекты права // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 7. - С. 17-25.
8. Гуценко К. Ф., КовалевМ.А. Правоохранительные органы / под общ. ред. К. Ф. Гуценко: Учебник для юридических вузов и факультетов. 5-е изд, перераб. и доп. - М.: Изд-во «Зерцало», 2000. - 400 с.
9. ЗахаренкоЕ.Н., КомароваЛ.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов: 25000 слов и словосочетаний. - 2-е изд-е, стер. - М.: ООО Издательский центр «Азбуковник». - 2006. - 784 с.
10. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - 624 с.
11. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1997. - 416 с.
12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. - М., 2000. - 309 с.
13. Общая теория права и государства: Учебник / под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520 с.
14. Правоохранительные органы: Учебник / под общ. ред. Н.А. Петухова и Г.И. Загорского. -5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 576 с.
15. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нер-сесянца. - М.: Норма, 2004. - 832 с.
16. Теория государства и права: Учебник для вузов / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2004. - 800 с.
17. Тихомирова Л.В., ТихомировМ.Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., 1997. - 526 с.
18. Юридический словарь / под ред. А.Н. Аз-рилияна. - М.: Институт новой экономики, 2007. -1152 с.