Научная статья на тему 'Совершенствование правового регулирования статуса председателя районного суда'

Совершенствование правового регулирования статуса председателя районного суда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1608
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЙОННЫЙ СУД / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СУДА / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РАЙОННОГО СУДА / ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДСЕДАТЕЛЯ РАЙОННОГО СУДА / НАЗНАЧЕНИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ / DISTRICT COURT / COURT WORK ORGANIZATION / DISTRICT COURT CHAIRMAN / DISTRICT COURT CHAIRMAN LEGAL STATUS / APPOINTMENT TO POST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукоянов Денис Николаевич

Статья посвящена анализу действующего законодательства, регулирующего правовой статус председателя районного суда. В ней обозначены основные проблемы и предложены пути их разрешения. Затронутые в статье вопросы представляют научный и практический интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of legal regulation of the status of the chairman of district court

This article analyzes the current legislation regulating the legal status of the chairman of the district court. The basic problems are designated in this article and ways of their permission are offered. The questions mentioned in article represent scientific and practical interest.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правового регулирования статуса председателя районного суда»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

УДК 347.97

Лукоянов Денис Николаевич

кандидат юридических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Denis_lykoyanov@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ РАЙОННОГО СУДА

Статья посвящена анализу действующего законодательства, регулирующего правовой статус председателя районного суда. В ней обозначены основные проблемы и предложены пути их разрешения. Затронутые в статье вопросы представляют научный и практический интерес.

Ключевые слова: районный суд, организация работы суда, председатель районного суда, правовой статус председателя районного суда, назначение на должность.

Управление каждым судебным учреждением в силу отечественных традиций прежде всего связывается с фигурой руководителя.

Д.А. Фурсов

Районный суд является основным звеном судов общей юрисдикции российской судебной системы. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что районные суды обладают очень широкой компетенцией: они рассматривают гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях, осуществляют контроль за законностью, обоснованностью решений мировых судей.

Немалую роль в обеспечении эффективного правосудия, создании условий, способствующих его осуществлению и выполнению судьями иных возложенных на них обязанностей, играет председатель суда.

Анализ норм международного и российского права позволяет сделать вывод о крайне недостаточном регулировании правового статуса председателя районного суда. Правовое закрепление статуса председателя до недавнего времени имело рамочный характер.

7 февраля 2011 года был принят Федеральный конституционный закон №°1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее -Закон о судах общей юрисдикции), в котором отдельная глава регулирует статус районных судов, а статья 35 посвящена председателю районного суда. Однако анализ данных норм позволяет отметить, что содержащиеся в них положения воспроизведены из Закона Российской Федерации

от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон о статусе судей) с указанием аналогичных функций.

Учитывая значимость фигуры председателя в функционировании районного суда, представляется необходимым закрепление в действующем законодательстве конкретных требований, предъявляемых к кандидату, претендующему на должность председателя районного суда, а также лицу, занимающему указанную должность. Возложение на председателя районного суда повышенной ответственности за принимаемые решения в ходе реализации своих функций по организации работы суда предполагает установление соответствующих высоких требований к кандидатам на данную должность, что будет гарантом качественного исполнения обязанностей.

Представляется, что для осуществления полномочий председателя районного суда кандидату на данную должность необходим стаж работы в качестве судьи, составляющий не менее 5 лет работы. Данное мнение основано на следующих положениях: во-первых, от одного года до двух лет, а, возможно, для кого-то и до трех (думается, именно исходя из таких представлений, до недавнего времени судья первоначально назначался на три года), человеку, назначенному на должность судьи, необходимо для привыкания, адаптации к новым условиям, к новому для себя статусу; во-вторых, последующее время работы в долж-

© Лукоянов Д.Н., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

265

ности судьи необходимо для спокойного восприятия протекающей внутри суда работы, ее организации.

Также, как видится, разумно законодательно закрепить требование к кандидатам на должность председателей районных судов, касающееся профессионализма, качества работы. Это важно и по той причине, что, являясь «первым среди равных», руководитель суда должен быть примером в деле осуществления правосудия с максимально высокими показателями. Тем более, не только не исключается, но и видится роль председателя районного суда в том, чтобы в случае обращения к нему судей подведомственного ему суда, по возможности, оказать им практическую помощь, дать совет при осуществлении правоприменительной деятельности.

Необходимо ввести в процедуру назначения председателя районного суда на должность специальный комплекс заданий для проверки управленческих навыков кандидата на должность - это следует рассматривать также как одно из требований к кандидатам на должность председателя.

Поэтому предлагается законодательно закрепить соответствующие требования, дополнив ст. 4 Закона о статусе судей пунктом 2.1 (а также ст. 35 Закона о судах общей юрисдикции):

«2.1. Председателем районного суда может быть судья, имеющий стаж работы в должности судьи не менее 5 лет, обладающий высоким уровнем профессионализма и навыками руководителя».

В научной литературе приводится перечень качеств, которыми должен обладать руководитель суда [1, с. 92; 2, с. 58]. Так, Д.А. Фурсов, исследуя руководство судебной деятельностью, подразделяет эти качества на деловые и личные: профессиональные навыки, наблюдательность, понимание, умение создать в коллективе атмосферу сотрудничества, умение преодолевать конфликты и др. [5, с. 425-440].

Представляется необходимым также законодательно закрепить требования, предъявляемые к председателю районного суда: «хорошее знание делопроизводства; поддержание и развитие организаторских способностей; повышенная требовательность к себе и к работникам суда; способность к оперативному и качественному внедрению новых технологий в работу суда; точное и неукоснительное соблюдение Кодекса судейской этики; поддержание высокого уровня квалификации».

Совершенствуя правовой статус председателя районного суда, следует по-иному решить вопрос о сроках назначения председателя на должность. Срочность полномочий председателя имеет и положительные, и отрицательные стороны. С одной стороны, отсутствие полной уверенности в повторном назначении на должность председателя суда будет определённым рычагом, подталкивающим председателя к активной, ответственной работе, к совершенствованию организации деятельности суда для того, чтобы по истечении срока полномочий быть вновь назначенным на занимаемую должность. Срочность полномочий также даёт возможность в случае ненадлежащего исполнения своих функций председателем районного суда вне зависимости от причин (могут быть субъективные (безответственность, попустительство) или объективные (отсутствие качеств, необходимых руководителю)), - не рекомендовать кандидатуру председателя районного суда для повторного назначения. С другой стороны, истечение срока полномочий отнюдь не означает, что председатель утрачивает качества председателя как руководителя. Он может участвовать в конкурсе на аналогичную должность в другом суде, но в этом случае необходимость смены места жительства для продолжения осуществления функций председателя районного суда (председатели к тому моменту уже имеют почтенный возраст), что может отразиться на физическом состоянии человека. Если же председатель остается в должности судьи, это может создать психологические проблемы в его взаимоотношениях с новым председателем. Сказанное позволяет отметить, что ограничение срока полномочий председателя суда 6 годами является положительным, так как это стимулирует человека при выполнении своих функций. В то же время видится нецелесообразным и необоснованным ограничение возможности назначения на должность председателя одного и того же суда с запретом занимать данную должность более двух сроков подряд, так как данное требование является формальным. Исполнение лицом полномочий председателя районного суда в одном и том же суде два срока подряд не влечет каких-либо препятствия либо негативных последствий для назначения данного лица на эту должность снова при условии, что оно подходит по требованиям, предъявляемым к кандидатам на соответствующую должность. Поэтому предлагается

исключить из п. 14 ст. 6.1 Закона о статусе судей (аналогичных положений Закона о судах общей юрисдикции) следующих слов: «но не более двух раз подряд».

Основу содержания правового статуса председателя районного суда составляют функции и полномочия [4, с. 5-6]. В части 3 статьи 35 Закона о судах общей юрисдикции приводится перечень осуществляемых председателем районного суда функций. Представляется, что в практической деятельности круг функций председателя районного суда существенно шире и включает в себя не только указанные в статье функции, но и ряд других не менее важных общих обязанностей. В связи с этим необходимо законодательно закрепить следующие функции и полномочия, осуществляемые председателем районного суда:

1) Председатель районного суда обращается к председателю вышестоящего суда с предложениями о внесении в квалификационную коллегию судей представлений о квалификационной аттестации заместителей председателя и судей, привлечении их к дисциплинарной ответственности, а также о приостановлении или прекращении их полномочий.

2) Председатель районного суда обращается к председателю вышестоящего суда с предложениями о внесении в квалификационную коллегию судей представлений о награждении заместителей председателя и судей государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами. Оба полномочия должны получить законодательное закрепление, так как очевидно, что, как руководитель, председатель районного суда должен иметь средства для формирования, улучшения судебного состава подведомственного ему суда, и поэтому в рамках функции по проведению работы с кадрами должны быть соответствующие полномочия.

3) Председатель районного суда организует работу архива. «Правильно организованная работа с документами, своевременный и квалифицированный отбор дел, производств, нарядов для постоянного хранения, четкий порядок передачи документов в архив и их надлежащее хранение обеспечивают оперативное получение достоверной справочной и научной информации о деятельности суда» [3, с. 82]. Председатель районного суда, как руководитель, обязан организовать работу архива путем возложения соответствующих полномочий на работника аппарата суда,

проведения текущего и последующего контроля за исполнением предусмотренных законодательством и должностным регламентом обязанностей.

4) Председатель районного суда организует работу суда по взаимодействию со средствами массовой информации. Согласно Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы», одной из её задач является обеспечение открытости и прозрачности правосудия, что предполагает в числе прочего освещение хода судебных процессов, предоставление информации об изменениях в законодательстве, о судебной практике, о подсудности тех или иных категорий дел районным судам, о статистике рассмотрения дел конкретным судом, о работниках суда и о его работе в целом. В немалой степени от качественного выполнения данной функции зависит формирование у населения представления как о конкретном судебном учреждении, так и о судебной власти в целом.

5) Председатель районного суда организует проведение анализа судебной статистики суда, работу по обобщению и изучению судебной практики. «Целью судебной статистики является правильный и своевременный учет по установленной форме количества рассмотренных судами дел, сведений об осужденных, а также других необходимых данных о работе судов» [3, с. 176]. Её целью является «быстрое и полное обеспечение судей и работников аппарата суда достоверной информацией о судебной практике и действующем законодательстве по различным отраслям права, необходимой им при разрешении судебных дел и иных правовых вопросов» [3, с. 176178, 197]. Роль председателя районного суда в организации данной работы состоит в решении следующих вопросов: определение того, что подлежит обобщению, какие категории дел требуют обобщения, с какой целью это делается, какие ошибки и трудности встречаются при рассмотрении данной категории дел, для того чтобы была обеспечена единая практика рассмотрения дел определенной категории, и ряд других. Однако первостепенным при выполнении данной функции является организация и порядок ведения данной работы и возложение соответствующих обязанностей на определенных работников аппарата.

6) Председатель районного суда организует работу с населением по вопросам, связанным с функционированием суда. При выполнении

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

267

данной функции председатель районного суда имеет следующие полномочия:

а) председатель организует работу приемной суда, главное предназначение которой заключается в обеспечении доступности судебной власти гражданам;

б) председатель районного суда организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб. В районный суд как орган государственной власти граждане могут направлять обращения, которые могут быть поданы на волокиту при рассмотрении дел, на грубость председательствующего во время ведения судебного процесса, на несвоевременность вынесения полного текста решения суда, на несвоевременность изготовления протокола судебного заседания, на неправильное поведение судьи, работников аппарата суда в неслужебное время. От данной функции также зависит, насколько правосудие в судах будет скорым, доступным и качественным.

7) Председатель районного суда осуществляет руководство по информатизации суда, в частности, руководство по работе, предусмотренной в рамках мероприятий федеральной целевой программы единой государственной автоматизированной системы судов «Правосудие». Информатизация судов способствует реализации конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, повышения эффективности их деятельности, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию. Немаловажное значение в работе каждого суда в настоящее время играет создание и информационное обеспечение функционирования официального сайта, на котором размещается необходимая информация о деятельности суда.

8) Председатель районного суда осуществляет контроль за деятельностью судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, по вопросам обеспечения охраны судов в рабочее время, поскольку, как руководитель, он отвечает за безопасность всех участников судебного процесса и лиц, находящихся в здании суда.

9) Председатель районного суда представляет суд в государственных органах, органах мест-

ного самоуправления и общественных объединениях. Данная функция является характерной для председателя районного суда как руководителя. Тем удивительнее, что указанная функция отсутствует в законодательстве.

10) Председатель районного суда по поручению председателя вышестоящего суда организует проверку сведений о поведении судей, не соответствующем требованиям, предъявляемым к ним Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодексом судейской этики, и умаляющем авторитет судебной власти.

11) Председатель районного суда организует проведение в коллективе районного суда мер противодействия коррупции. С принятием Федерального закона от 28 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и других нормативных правовых актов антикоррупционной направленности на судей и работников аппарата суда, являющихся государственными гражданскими служащими, возложен ряд обязанностей и ограничений. Председатель районного суда должен организовать работу в коллективе по выполнению данных обязанностей и соблюдению соответствующих ограничений.

Вышеуказанные предложения свидетельствуют о необходимости совершенствования правового регулированию статуса председателя районного суда.

Библиографический список

1. Байдуков В.А. Обеспечение судебной власти в деятельности районного суда: Дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 1998. - 215 с.

2. ОмаровМ.Д. Служба и профессиональная деятельность судьи федерального суда: административно-правовое регулирование: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003. - 170 с.

3. Организация деятельности судов: учебник / под общ. ред. В.М. Лебедева. - М.: Норма, 2007. - 624 с.

4. Федотов А.В. Функция государственного органа: к вопросу интерпретации // История государства и права. - 2009. - № 5. - С. 5-6.

5. Фурсов Д.А., Харламова И.В. Теория правосудия в кратком трехтомном изложении по гражданским делам. Т. 1: Теория и практика организации правосудия. - М.: Статут, 2009. - 524 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.