Научная статья на тему 'К вопросу об организации деятельности районных судов в Российской Федерации'

К вопросу об организации деятельности районных судов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5692
829
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СУА / ORGANISATION OF WORK OF COURT / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА / РАЙОННЫЙ СУД / DISTRICT COURT / АППАРАТ СУДА / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОГО СУДА / THEORETICAL MODEL OF ORGANISATION OF ACTIVITY OF DISTRICT COURT / СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / JUDICIAL PANEL OF SUPREME COURT OF RUSSIAN FEDERATION / ORGANISATION OF ACTIVITY OF COURT / ENSURING ACTIVITY OF COURT / OFFICE OF COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глушков Василий Витальевич

В статье путем анализа действующего законодательства в части употребляемого понятийного аппарата исследован вопрос организации деятельности (работы) районных судов. Обращено внимание на недостатки законодательного регулирования в вопросе правовых основ организации деятельности (работы) районных судов в Российской Федерации. Выявлено непоследовательное употребление в законодательстве понятий «организация деятельности судов» и «организация работы судов». С учетом проведенного исследования и имеющихся научных положений, касающихся организации деятельности судов в Российской Федерации, предложена теоретическая модель организации деятельности районного суда, включающая три подсистемы: внешнефункциональную, внутрифункциональную и обеспечивающую (ресурсную). Подобная условная дифференциация должна помочь в рассмотрении вопроса о статусе районного суда среди судов общей юрисдикции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of organising activity, and work of the Russian Federation's disctrict courts

The organisation of activity, and of work of the courts in the Russian Federation is revealed in the article by the analysis of the current legislation regarding the used conceptual framework, the question of the organisation of activity (work) of district courts is investigated. The attention is paid to shortcomings of legislative regulation of a question of legal bases of the organisation of activity (work) of district courts of the Russian Federation. The inconsistent use of concepts of the organization of activity of the courts and the organisation of work of the courts in the legislation is revealed. Taking into account the conducted research and the available scientific provisions which concern the organisation of activity of the courts in the Russian Federation, the theoretical model of the organisation of activity of district court including three subsystems: the outer-functional, the intra-functional and providing (resource) ones is offered. Such conditional differentiation has to help with consideration of a question of the status of district court among courts of law.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации деятельности районных судов в Российской Федерации»

УДК 347.993

Глушков Василий Витальевич

Костромской государственный университет vasilkoff.vasilij2016@yandex.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье путем анализа действующего законодательства в части употребляемого понятийного аппарата исследован вопрос организации деятельности (работы) районных судов. Обращено внимание на недостатки законодательного регулирования в вопросе правовых основ организации деятельности (работы) районных судов в Российской Федерации. Выявлено непоследовательное употребление в законодательстве понятий «организация деятельности судов» и «организация работы судов». С учетом проведенного исследования и имеющихся научных положений, касающихся организации деятельности судов в Российской Федерации, предложена теоретическая модель организации деятельности районного суда, включающая три подсистемы: внешнефункциональную, внутрифункциональную и обеспечивающую (ресурсную). Подобная условная дифференциация должна помочь в рассмотрении вопроса о статусе районного суда среди судов общей юрисдикции.

Ключевые слова: организация деятельности суда, организация работы суда, обеспечение деятельности суда, районный суд, аппарат суда, теоретическая модель организации деятельности районного суда, Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации.

Развитие и укрепление российской государственности применительно к судебной системе неминуемо связано с ее независимостью, самостоятельностью и эффективностью в защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства. Повышенное внимание общества к деятельности судов общей юрисдикции и, в частности, районного суда как их основного звена, куда гражданин обращается за судебной защитой, направлено не только на неукоснительное соблюдение судами в лице представляющих их судей правовых норм при осуществлении правосудия, но и на связанный с правосудием вопрос организации деятельности суда. Понятие «организация деятельности судов» используется не только в законодательстве, но и в науке, где рассматривается применительно к выбранной тематике, в частности, в диссертационных исследованиях [3, с. 123; 4 с. 89].

Вместе с тем организация деятельности районного суда как комплекс мероприятий по созданию оптимальных условий для осуществления районным судом правосудия, а также иных направлений деятельности не может являться сугубо теоретическим понятием и рассматриваться в отрыве от процессуальных аспектов деятельности районного суда. При этом вопросам организации деятельности районного суда, её теоретическим основам уделяется меньше внимания, нежели процессуальной деятельности. Организации деятельности судов, в том числе районных (как звена в системе судов общей юрисдикции Российской Федерации) посвящен ряд учебников, монографий [1; 2; 5; 6]. Использование же в законодательстве понятия «организация деятельности (работы) судов» позволяет приводить аргументацию в пользу необходимости продолжения исследования не только этого термина, но и его содержания.

Термины «организация деятельности судов», «организация деятельности районных судов» употребляются в Федеральном законе (далее ФЗ) от

08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», термин «организация деятельности» применительно к Верховному суду Российской Федерации - в Федеральном конституционном законе (далее ФКЗ) от 05.02.2014 № З-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации». Другой термин - «организация работы суда» - употребляется в ФКЗ от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», в Законе РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Представляется необходимым всю деятельность районного суда рассмотреть с точки зрения ее организации и дифференциации в виде модели, а также соотнести деятельность (работу) районного суда с организационным обеспечением деятельности районных судов.

Однако до представления модели деятельности районного суда, что является теоретическим обоснованием этой деятельности, следует обратиться к законодательству, поскольку именно с него начинается рассмотрение содержание любого термина (понятия). В пункте «г» статьи 71 Конституции, не содержащей положений о районных судах, указано, что установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности относится к ведению Российской Федерации. Подобного регулирования, в том числе упоминания лишь о высших судах государства, вполне достаточно, чтобы предусмотреть положения о деятельности и организации районных судов на уровне закона. Применительно к районным судам в ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в части 3 статьи 21 «Районный суд», упоминается лишь о деятельности районного суда, которая устанавливается федеральным законом. Однако о какой именно деятельности идет речь, в законе не уточняется, равно как не говорится о необходимости ее организации. Поскольку деятельность районного суда как фе-

© Глушков В.В., 2018

Вестник КГУ^ № 1. 2018

219

дерального органа судебной власти в конкретном судебном районе не отождествляется только с правосудием как процессуальной деятельностью, очевидно, речь идет и о деятельности, содержание которой связано со структурой районного суда, где помимо судейских должностей существует аппарат суда. В том же законе в части 2 статьи 30 говорится об обеспечении деятельности судов, в том числе районных, осуществляемом Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации. В статье 32 «Аппарат суда» указано, что аппарат суда (в Законе идет речь об аппарате любого суда, входящего в судебную систему Российской Федерации) осуществляет обеспечение работы суда, содержание которой в этом законе отсутствует. Поэтому обратим внимание, что аппарат районного суда обеспечивает работу суда, а, согласно части 1 статьи 31 Закона, Судебный департамент и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов (в том числе районных). Таким образом, данный судоустрой-ственный Закон не содержит положений, которые бы раскрывали понятия «деятельности», «работы» и тем самым создавали основу теоретической модели деятельности районного суда.

При обращении к принятому через 14 лет ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» следует, что он не прибавил четкости в использовании анализируемого понятия («организация деятельности (работы) районного суда»). В статье 35 специальной главы 4 «Районный суд» Закона под разными пунктами появляются и употребляются применимые к нему понятия «работа» и «деятельность». Через закрепление в Законе функций председателя суда раскрывается содержание отдельных направлений деятельности районного суда, которые должен организовать председатель суда (организация работы по повышению квалификации судей, общее руководство деятельностью аппарата суда, организация работы по повышению квалификации работников аппарата суда). При этом организация работы районного суда (пункт 1, часть 1, статья 35 Закона) является функцией председателя и, далее, входит в полномочия заместителя (заместителей) председателя районного суда (часть 4, статья 35 Закона). Появляющийся в данном Законе термин «организация» применительно к работе районного суда и тут же упоминаемые «деятельность суда», «деятельность аппарата» не содержат указания на какие-либо закономерности в отношении употреблении этих понятий. В отличие от организации деятельности (работы) районного суда, содержанию понятия «организационное обеспечение деятельности суда общей юрисдикции» (включающего районные суды) отведена отдельная глава 5 данного Закона. В норме-дефиниции (часть 1, статья 37 Закона) приведено определение понятия «организационное обе-

спечение деятельности судов общей юрисдикции», под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (аналогичное определение содержится и в части 2 статьи 1 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»). То есть организационное обеспечение деятельности районного суда предполагает мероприятия внешнего по отношению к районному суду характера, поскольку, согласно части 3 статьи 37 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», исключительная компетенция на их осуществление отведена Судебному департаменту. Аппарату же суда общей юрисдикции статья 38 данного Закона вменяет функции организационного обеспечения деятельности федерального суда общей юрисдикции (то есть конкретного суда, в составе которого имеется аппарат суда) по осуществлению правосудия. Содержание организационного обеспечения раскрыто через приведенные в статье 39 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» функции аппарата суда общей юрисдикции, который:

1) принимает и выдает документы;

2) удостоверяет копии судебных документов;

3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

4) контролирует уплату пошлин и сборов;

5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

8) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

10) осуществляет хранение дел и документов;

11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;

12) осуществляет прием граждан.

Таким образом, применительно к аппарату суда можно говорить о внутреннем организационном обеспечении деятельности районного суда, что соотносится с деятельностью районного суда, обеспечивающей осуществление правосудия. Проводя же для представления модели деятельности районного суда различия между формулированием в законе содержания обеспечения деятельности судов (в том числе и районных) со стороны Судебного департамента (внешнего обеспечения) и аппарата суда (вну-

треннего обеспечения), обращает на себя внимание следующее. В отличие от аппарата суда в ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» перечисляются мероприятия, носящие общий характер (кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера), которые реализуется через полномочия Судебного департамента и его управлений в субъектах Российской Федерации, перечисленных в статьях 6, 14 данного Закона. Содержание же деятельности аппарата суда раскрыто в законе через перечисление вышеприведенных функций аппарата. Однако содержание функций аппарата связано с полномочиями Судебного департамента по тем же направлениям деятельности районного суда. Например, указанные в статьях 6, 14 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» полномочия Судебного департамента и его Управлений по организации делопроизводства и работы архивов судов, выполнение работы по систематизации законодательства, непосредственно осуществляемой аппаратом суда, фактически указывают на «двойное» обеспечение со стороны Судебного департамента и аппарата суда.

Что же касается теоретического обеспечения при формулировании модели деятельности районного суда и ее элементов (направлений деятельности), которые требуют организации (упорядочивания, согласования), учитывается следующее. В современной науке организация деятельности суда представлена в виде двух составляющих: организации процессуальной деятельности суда (деятельности по отправлению правосудия, в том числе правовые основы процессуальной деятельности суда, включающие в себя работу судьи, помощника судьи, секретаря судебного заседания) и организации обеспечительной деятельности суда и органов судейского сообщества (деятельности по обеспечению правосудия, включающей правовые основы обеспечения правосудия: планирование, организацию делопроизводства, прием граждан, рассмотрение жалоб, исполнение судебных решений, учет, хранение, уничтожение вещественных доказательств, организацию работы по архивному делопроизводству в суде общей юрисдикции, организацию судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики, организацию информатизации суда, использования информационных технологий в его деятельности, взаимодействие со СМИ, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение судов общей юрисдикции) [1, с. 10]. В связи с этим представляется правильным мнение, что организация суда (судоустройство) и его деятельности (судопроизводство) должны выступать в единстве, взаимодействуя между собой и обуславливая друг друга [1, с. 17].

Кроме того, применительно к любому суду ученые делят реализуемую в нем судебную деятель-

ность на подвиды: деятельность по осуществлению правосудия и организационно-вспомогательную деятельность по повышению качества правосудия [4, с. 163]. Действительно, значительная часть работы в судах направлена на организационное обеспечение качественного осуществления правосудия. К данным направлениям деятельности относятся мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия, для наиболее эффективного исполнения судьями и председателем суда своих процессуальных и организационных полномочий. При этом данные мероприятия, которые осуществляются как аппаратом суда, так и совместно аппаратом суда и Судебным департаментом, требуют организации, заключающейся в их упорядочивании, согласовании для достижения определенной результативности.

Однако если в осуществлении правосудия в районном суде участвуют судьи и работники аппарата, реализующие процессуальные функции (прежде всего секретари судебных заседаний), то в обеспечительной деятельности участвуют все сотрудники аппарата суда (помимо секретарей, помощников, специалистов, работников канцелярий, архивов), работа которых организуется председателем суда, а в ряде случаях и судьями.

Пытаясь в определенной мере связать всю эту деятельность, ученые-юристы так или иначе предлагают представить модель организации деятельности в суде через емкое определение этого понятия либо через деятельность председателя суда, который в соответствии с законом организует ее.

Как считает В.М. Бозров, деятельность председателя суда по организации работы суда направлена на создание состояния внутренней упорядоченности, согласованности в работе суда, нахождение наиболее подходящих средств для повышения эффективности работы, своевременности и качества рассмотрения и разрешения дел в суде, а организация деятельности суда предполагает принятие мер для соблюдения требований закона при рассмотрении судебных дел, создание нормальных и благо -приятных условий для работы коллектива суда по осуществлению правосудия с учетом необходимости неукоснительного соблюдения законодательства о труде и статусе судей, поддержания здоровой морально-психологической обстановки в коллективе [1, с. 158]. Необходимо отметить, что формы проявления организации деятельности в районном суде зависят от лица, ее осуществляющего. Для председателя суда организующая деятельность проявляется в форме издания приказов или распоряжений, устных распоряжений, у судей - в форме устных распоряжений аппарату - секретарю судебного заседания и помощнику судьи, которые находятся по отношению к ним в организационном подчинении.

ВестникКГУ^ № 1. 2018

221

По мнению И.Ю. Носкова, содержание организации деятельности судов включает комплекс действий, реализуемых руководством суда по объединению усилий: а) судей, осуществляющих правосудие, б) их аппарата и аппарата суда, в) сотрудников суда, занимающихся материально-техническим обеспечением деятельности суда, г) лиц, участвующих в самом процессе рассмотрения дела. Этот комплекс действий направлен на повышение качества и эффективности осуществления судом его конституционного предназначения -осуществления правосудия [4, с. 90].

Разделяя утверждение, что организация деятельности суда, в том числе на уровне районного суда, - это комплекс действий, в который вовлечены председатель, судьи, работники аппарата суда (выполняющие процессуальные и непроцессуальные должностные функции), видится необходимым сформулировать модель деятельности районного суда, представляющую собой подход к ее упорядочиванию. Эту теоретическую модель можно представить в виде трех реально существующих в каждом районном суде подсистем. Подсистемы (элементы) охватывают всю осуществляемую районным судом деятельность.

Внешнефункциональная подсистема касается деятельности районного суда, реализующейся в осуществлении правосудия в различных его видах (уголовное, гражданское, административное) по подсудным районному суду делам и материалам, а также в реализации районным судом процессуальных полномочий (судебное санкционирование, разрешение жалоб на досудебном производстве). Организация деятельности в данной подсистеме заключается в создании условий для выполнения процессуальных действий в соответствии с порядком действующего судопроизводства (по его видам). Внешнефункциональная подсистема, выражая сущность судебной власти в виде реализации единственной функции суда - правосудия, не может полноценно существовать без внутрифункциональ-ной и обеспечивающей (ресурсной) подсистем.

Внутрифункциональная подсистема предполагает деятельность, которой сопровождается осуществление районным судом правосудия и без которой невозможно достижение его эффективности. К ней относится аналитическая работа, обобщение судебной практики, работа с кадрами, распределение обязанностей, информационная деятельность, обеспечивающая открытость и доступность правосудия. Деятельность внутрифункциональной подсистемы организуется председателем районного суда.

Обеспечивающая (ресурсная) подсистема связана с деятельностью, к которой относятся вопросы обеспечения кадров, делопроизводства, архива, судебной статистики. Организация данной подсистемы в районном суде проявляется в выявлении и определении потребности районного суда

в ресурсах кадрового, материально-технического и иного характера, а также обеспечении районного суда этими ресурсами. Если внутрифункциональ-ная подсистема является внутренним вопросом деятельности районного суда и существует за счет действий лиц, занимающих в районном суде судейские должности либо находящихся в аппарате этого суда, ресурсная подсистема представляет собой как действия аппарата районного суда, так и действия со стороны Судебного департамента по обеспечению районного суда необходимыми, как указано в законе, ресурсами организационного, кадрового, материально-технического характера для полного и независимого осуществления правосудия.

Внешнефункциональная подсистема существует исключительно за счет усилий (действий) судей, составляющих должностной состав суда, в то время как внутрифункциональная подсистема - за счет действий судей и аппарата этого районного суда. Необходимо отметить, что входящие во вну-трифункциональную подсистему действия, например по обобщению судебной практики, судебная аналитика и действия по информационной открытости правосудия и обеспечению доступа к нему могут выполняться как судьями, так и работниками аппарата суда. Что же касается обеспечивающей (ресурсной) подсистем, то подобное обеспечение районного суда всеми необходимыми ресурсами реализуется за счет действий аппарата этого суда и Судебного департамента, его управлений в субъектах Российской Федерации.

Подобное представление о деятельности районного суда позволит учесть и следующее. Если внешнефункциональная подсистема является наиболее стабильной и неизменной, поскольку касается прежде всего осуществления районным судом правосудия, то содержание внутрифункци-ональной и обеспечивающей подсистем, входящих в них направлений (действий), требующих организации, могут изменяться под воздействием законодательства. Например, с вступлением в силу с 1.07.2010 года ФЗ от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», предусматривающего, согласно статье 9 Закона, что доступ к информации о деятельности судов обеспечивается в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества, внутрифункци-ональная подсистема пополнилась обязательными к выполнению действиями, связанными с необходимостью размещения текстов судебных актов в предусмотренном законом порядке, их деперсо-нификацией (обезличиванием), информационным наполнением сайтов районных судов. А на органы Судебного департамента закон возложил совершение действий (в пользу ресурсной подсистемы) обеспечивающего характера по созданию сайтов

районных судов и их информационно-технического обеспечения (функционирования).

Таким образом, поскольку процессуальные и непроцессуальные действия, осуществляемые в рамках названных подсистем, влекут совершение организационных действий, то организация деятельности районного суда представляет функционирование трех подсистем (внешнефункцио-нальной, внутрифункциональной, обеспечивающей), которые создают условия для осуществления правосудия, а также для эффективного выполнения мероприятий (направлений), способствующих и сопровождающих осуществление правосудия.

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.01.2018).

О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997 (6 января). - № 1. - ст. 1.

О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: федеральный закон // Собрание законодательства РФ. - 1998 (12 января). -№ 2. - Ст. 223.

О Верховном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон // Собрание законодательства РФ. - 2014 (10 февраля). - № 6. -Ст. 550.

О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: федеральный конституционный закон // Собрание законодательства РФ. - 2011 (14 февраля). - № 7. - Ст. 898.

О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ // Российская газета. - 1992 (29 июля). - № 170.

Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: феде-

ральный закон // Российская газета. - 200S (26 декабря). - № 265.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации: учебник / под ред. проф. В.М. Бозрова. - М.: Проспект, 2017. - 56S с.

2. Кашепов В. П. Организация и деятельность судов общей юрисдикции: новеллы и перспективы: монография. - 2016. - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Лукоянов Д.Н. Правовой статус председателя районного суда как организатора эффективного правосудия: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011.

4. Носков И. Ю. Судебная деятельность: понятие, виды, основные характеристики: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2016.

5. Организация деятельности судов: учебник / под общ. ред. В.М. Лебедева. - М.: Норма, 2007. -б24 с.

6. Организация деятельности судов: курс лекций / отв. редактор Н.А. Петухов. - М.: Норма, 2005. - 44S с.

References

1. Aktual'nye problemy deyatel'nosti sudov obshchej yurisdikcii Rossijskoj Federacii: uchebnik / pod red. prof. V.M. Bozrova. - M.: Prospekt, 2017. - 56S s.

2. Kashepov V.P. Organizaciya i deyatel'nost' sudov obshchej yurisdikcii: novelly i perspektivy: monografiya. - 2016. - Dostup iz sprav. pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

3. Lukoyanov D.N. Pravovoj status predsedatelya rajonnogo suda kak organizatora ehffektivnogo pravosudiya: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2011.

4. Noskov I.YU. Sudebnaya deyatel'nost': ponyatie, vidy, osnovnye harakteristiki: dis. . kand. yurid. nauk. - M., 2016.

5. Organizaciya deyatel'nosti sudov: uchebnik / pod obshch. red. VM. Lebedeva. - M.: Norma, 2007. - б24 s.

6. Organizaciya deyatel'nosti sudov: kurs lekcij / otv. redaktor N.A. Petuhov. - M.: Norma, 2005. - 44S s.

Вестник Kry^J № 1. 2018

223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.